И.Ц. Миронович Лекция 15. Гефсиманская молитва Господа. Суд над Иисусом И вот явление. Одного явления было недостаточно. Нужно было не только сотворить, но и научить, и просветить. Ведь храмов можно, повторяю, настроить – один от одного в пяти шагах. Но если не будет учительства – не спасёт никакое количество храмов. Поэтому храм должен быть в первую очередь училищем, и, если говорится: Во врачебницу пришел ecu, да не исцелен отыдеши, можно прибавить: Во училище пришел еси, и посему внимай, что преподаётся. Вот кто сотворит и научит – тот великим наречется в Царствии Божием (см. Мф. 5:19 ). Вот мы с вами просмотрели последние речи Господа, Его первосвященническую молитву о двенадцати и о всей Церкви и видим, что они после этого приходят в Гефсиманский сад. Это заключительный этап, и после него Иисус по существу не имеет возможности и главы приклонить. Всё завершается Его арестом и тремя судами: у Анны, Каиафы – его зятя – и Пилата. Поскольку Синедрион вынес суд о смерти, смертельный приговор, но на это надо было получить санкцию от римских властей – вынести вынесли, но надо получить разрешение, – вот поэтому и повели Его к Пилату. И вот такая последовательность: перед Анной, Каиафой и Пилатом, а после – Голгофа. Вот давайте посмотрим, как это идёт у Иоанна. 18-я глава. «Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад. [И вот знаете, есть такое нарицательное выражение: пересечь поток Кедрон, – это значит уже перейти последнюю границу, и по существу стать жертвой, – пришёл час Его. Вот до этого мы много раз читали, что хотели Его сбросить (см. Лк. 4:29 ), хотели ещё что-то (см. Ин. 7:30 ), но не пришёл час Его. И Он Сам говорил: Ещё не пришёл час Мой (см. Ин. 8:20; 2:4 ). А здесь час Его пробил: где был сад], в который вошел Сам и ученики Его. [Так заканчивается 1-е и самое большое Евангелие в Великий Четверг, когда вечером читается двенадцать Евангелий. Вот этими словами и заканчивается: Сказав Сие, – вот эту молитву, – Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Гефсиманийские веси, по-гречески тело мое. Гефсимания – это буквально давильня, что ли. На этой горе росло много оливковых деревьев, и они вот так и назывались, и там давили масло оливковое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 4 – Богослужение Совершение богослужения, то есть служения Богу, – это главное, для чего создан храм, для чего люди приходят в церковь . Служением Богу, в узком смысле, может быть названо служение человека словом и действием, которые предназначены только Богу. Богослужение совершают только священнослужители, в нем могут участвовать и миряне, имеющие благословение на каждое конкретное чтение или пение. Все православные христиане, посещая церковь , храм Божий, участвуют в богослужении молитвой. УСТАВ И БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ. Православное богослужение состоит в совершении Таинств, чинопоследований, обрядов, в чтении молитв, пении, а также священных действиях. Совершают богослужение не произвольно, как кому заблагорассудится, а по определенному порядку, уставу, принятому в Церкви. Устав богослужения излагается в книге, которая называется Типикон , что в переводе с греческого и значит “устав”. Порядок совершения богослужений изложен в Служебнике и Требнике , которые содержат последовательность всего, что читает, возглашает и пропевает священник или диакон. Для архиерейской службы составлен Чиновник . Для чтецов составлены другие книги. Следованная Псалтирь содержит последовательность служб суточного круга: вечерни, утрени, часов и других. Для этой же цели составлен Часослов . Для певцов и чтецов составлены: Октоих – службы недельного круга (например, воскресные, понедельничные и т. д.); Минея – службы святым и праздникам на каждое число каждого месяца (более 25 томов). Триодь Постная – службы Великого поста. Триодь Цветная – службы Пасхи и всех пасхальных дней, включая Троицу. Кроме того, есть Ирмологий , Стихирарь , Праздничная и Общая Минея и другие. Для мирян, которые желают следить за богослужением, издана брошюра “Всенощное бдение и литургия”. Хотя в ней нет всех изменяющихся текстов, основные молитвы и песнопения в ней все же имеются. Виды богослужений – 9-й час, вечерня , повечерие , полунощница, утреня , 1-й час, 3-й час, 6-й час, литургия – составляют суточный круг богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1. Чтение Святого Евангелия для изъяснения своего требует многого разлагольствия, но я хочу, если смогу, говорить кратко для того, чтобы не обременить вас и продолжительной службой, и пространным изъяснением. Царство Небесное называется подобным хозяину, который для возделывания своего виноградника нанимает работников. Кто же справедливее удерживает это подобие с хозяином, если не Создатель наш, Который управляет созданными от Него, и Своими избранными распоряжается в сем мире так, как господин дома подчиненными ему? Он имеет виноградник, т. е. Вселенскую Церковь , которая от праведного Авеля до последнего избранного, имеющего родиться на кончине мира, столько произвела Святых, сколько произрастила как бы виноградных лоз. Итак, этот хозяин для обрабатывания своего виноградника рано поутру, в третий час, в шестой, девятый и одиннадцатый, нанимает работников, потому что от начала мира сего и до кончины его Он не перестает собирать проповедников для научения народа верующих. Ибо утро мира протекло от Адама до Ноя; а час третий – от Ноя до Авраама, шестой – от Авраама до Моисея, девятый – от Моисея до пришествия Господня, одиннадцатый же – от пришествия Господня до кончины мира. В этот час были посланы проповедниками Св. Апостолы, которые, пришедши поздно, получили полную награду. Итак, Господь для научения Своего народа, как бы для обрабатывания Своего виноградника, ни в какое время не переставал посылать работников, потому что сперва через Патриархов, потом через Учителей Закона и Пророков, и, наконец, через Апостолов, когда Он исправлял нравы народа Своего, как бы трудился над обработкою виноградника через работников. Впрочем, в известной мере, или степени, в этом винограднике был работником каждый, кто с правой верой соединял добрые дела. Итак, делателем с утра означается тот древний еврейский народ, который от самого начала мира, стараясь через избранных Своих чтить Бога правою верою, как бы не переставал трудиться над обработкой виноградника. Но в одиннадцатый (час) призываются язычники, которым и говорится: «что вы стоите здесь целый день праздно?» Ибо те, которые в продолжение столь долгого времени мира не хотели трудиться для жизни своей, стояли как бы целый день праздны. Но обсудите, братия, что отвечают спрошенные, «они говорят ему: никто нас не нанял»; потому что к ним не приходил ни один Патриарх, ни один Пророк. И что значит говорить: «никто нас для труда не нанял», если не то, что «нам никто не проповедовал о путях жизни!». Итак, что скажем в извинение свое мы, не творящие добра, мы, которые почти от чрева матери пришли к вере, которые слушали о словах жизни с самых колыбелей и с телесным млеком принимали от сосцов Св. Церкви питие высшей проповеди?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Скачать epub pdf Глава 17 Первосвященническая молитва Господа: о себе (ст. 1–5), о своих учениках (6–19) и обо всех верующих (20–26). 1. Ин. 17:1 . После сих слов Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, Ин. 12:23, 28, 13:1, 31 д. После сих слов: по окончании всей последней прощальной беседы Господа с учениками, начатой в пасхальной горнице (13:31), продолженной на пути в Гефсиманию (14:31) и оконченной, вероятно, пред переходом чрез поток Кедрон в сад Гефсиманский (18:1). Оставалось уже очень мало времени до того часа, в который Он будет взят и начнётся Его осуждение, потом страдания и затем позорная, по мнению мира, смерть Его на кресте. Всё это малое время Господь употребляет на молитву к Отцу Своему Небесному, сначала на Иерусалимской стороне Кедрона, быть может, на одном из холмов, с которого виден был и Иерусалим, и Гефсимания, и Голгофа, и Елеон, потом – в саду Гефсиманском. Первая молитва – торжественная, в присутствии учеников, вторая – сокровенная, в уединении сада; первая – победная, вторая – скорбная. Первую называют первосвященнической молитвой, так как главным предметом её служит предстоящая великая жертва Христова и её необъятное значение для мира. – Возвёл очи Свои на небо: естественный при молитве порыв души к созерцанию живого Бога, величие Которого особенным образом является на небесах (ср. 11:41; Деян. 7:55 ). – Отче, пришёл час: час страданий и смерти Господа, как переход к славе Его небесной (ср. 12 и парал.). – Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя: под прославлением Сына разумеется вознесение Его в небесную славу Отца (см. ст. 5); под прославлением Отца Сыном разумеется откровение славы Божией действиями прославленного Богочеловека в утверждении и распространении нового Царства Божия на земле (ст. 2). Ср. прим. к 13:31 и 12:28. Но так как это прославление есть плод или следствие искупительной смерти Христовой, то под прославлением Сына Отцом и Отца Сыном разумеется вообще слава их, явленная в искуплении человечества смертью Сына по любви Отца и к Сыну и человечеству (3:16). Эта общая мысль раскрывается далее (2–5) в более частных чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ф. Вигуру (католик) Глава пятая. – О календаре, весах и мерах евреев 163 . – Деление главы Для понимания значительного числа мест Ветхого и Нового Завета полезно знать деление времени у евреев, весы и меры, которыми они пользовались. Мы скажем в двух отделах: 1) о календаре, 2) о весах, монетах и мерах евреев. Отдал I. – Деление времени у евреев О дне и ночи. – О неделе. – О месяцах. – О религозном и гражданском годе. О дне и ночи 1 . Евреи считали день от одного захода солнца до другого ( Лев.23:32 ), и Церковь сохранила этот обычай для празднования божественной службы. Когда они хотели обозначить целый день, т. е., как мы выражаемся теперь, пространство в 24 часа, они говорили вечер и утро (сл. Быт,1:5). Собственно день разделяется на три части: утро, вечер и полдень ( Пс.54:18 ), или даже на шесть: 1) заря, нешеф, nesef, или шагар, sahar; 2) восход солнца или утро, бокер, boqer; 3) жар дневной, гом га-йом, hom ha-yom, который начинает чувствоваться на Востоке к 9 часам; 4) полдень, цогораим, sohoraim ( Быт.43:16 ; Втор.28:29 ); 5) ветер или прохлада дня, руах га-йом, ruah ha-yom, т. е. время, когда ветер дует каждый день на Востоке, немного ранее захода солнца ( Быт.3:8 ); 6) вечер, гереб, " ereb, который начинался от захода солнца и оканчивался в момент, когда земля покрывалась мраком. – Различали два вечера или вечерних времени; 584 иудейские секты были несогласны относительно значения выражения: „между двумя вечерами“; оно, кажется, означало промежуток, который протекает между началом и концом захода солнца. 2 . Слово: час, шаа, sä’äh, является в первый раз у Даниила, 585 и, кажется, означает более краткое время, чем час в собственном смысле; также ρα, hora, в Новом Завете ( Мф.8:13 ; Лк.12:39 , и т. п.) не должно приниматься в строгом смысле. – Иудеи времени нашего Господа делили естественный день на 12 часов ( Ин.11:9 ), составляющих четыре части, по три часа в каждой; эти части называли: первым, третьим, шестым и девятым часами; они начинались: первый с восхода солнца, третий с девяти часов утра, шестой – с полдня и девятый – с трех часов вечера. Эти наименования служат еще и теперь для обозначения четырех часов церковных служб, потому что они соответствуют этим четырем делениям времени. 12 часов, составлявшие день, не состояли, как теперь, из 60 минут, но они были неравной продолжительности, смотря по различию времен года, более длинны летом, более коротки зимой, потому что летом, как и зимой, первый час начинался всегда с восходом, а 12-й кончался всегда с заходом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1842. Ссылки:   Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево Координаты: 55.039895, 43.246095 Проезд: поездом следует ехать до станций Арзамас-1, Арзамас-2, Мухтолово или Нижний Новгород. Далее автобусом до с. Дивеево (от ст. Арзамас-2 в пути 1 час, из Н. Новгорода — 4 часа). Можно воспользоваться услугами такси. Автомобильная дорога из Москвы до Дивеево проходит через Коломну, Рязань, Шацк, Сасово ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда поездом следует ехать до станций Арзамас-1, Арзамас-2, Мухтолово или Нижний Новгород. Далее автобусом до с. Дивеево (от ст. Арзамас-2 в пути 1 час, из Н. Новгорода — 4 часа). Можно воспользоваться услугами такси. Автомобильная дорога из Москвы до Дивеево проходит через Коломну, Рязань, Шацк, Сасово. По всем вопросам проживания, трапезы и экскурсий обращайтесь в Паломнический центр (одноэтажное деревянное голубое здание у входа в монастырь, под одной крышей с кельей блаженной Паши Саровской) ежедневно с 8 до 21 часа. Остановиться можно в Дивееве и в гостинице — их в селе несколько, от самых простеньких до дорогих. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня и главный вход на территорию монастыря. Начало постройки колокольни относится к 1893 году, проект епархиального архитектора А.К. Никитина. Первые колокола подняли на неё в октябре 1901 года. Колокольня пятиярусная, высота её от земли до верхнего карниза – 55,4 м, а высота с кровлей и крестом – 70,3 м. Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. На колокольне были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на верху колокольни, лишённой купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Ди веево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00902

В лето 6985 (1477) мая 1 преставился преподобный игумен Пафнутий за час до ночи... Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой Пафнутий Боровский (1394–1477) – один из наиболее почитаемых русских святых. Основанный им в 1444 г. в трех верстах от Боровска монастырь стал крупнейшим монастырем в Древней Руси, которому покровительствовали именитые люди, князья и бояре, а также великий князь московский Иван III Васильевич. Из числа литературных памятников, повествующих о святом Пафнутии, наиболее известен «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского» (см. т. 7 наст. изд.) – «литературное „чудо» XV века» (Д. С. Лихачев). Житие Пафнутия Боровского дошло до нашего времени в нескольких редакциях. Полного текстологического исследования этого памятника не существует, однако ученые последовательно выделяют обширное житие, написанное пострижеником св. Пафнутия, ростовским архиепископом Вассианом Саниным, которое сохранилось в двух редакциях (см.: Лурье Я. С. Вассиан Санин//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. С. 125.) и две кратких редакции жития (см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Переизд. М., 1988. С. 208). Публикуемая нами краткая редакция Жития Пафнутия Боровского читается только в списках ВМЧ и, можно предположить, создана специально для этого памятника. Источниками для составления этой редакции стали обширное житие, написанное Вассианом Саниным, «Рассказ о смерти Пафнутия Боровского», летописная статья о св. Пафнутии (см.: ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 310), а также, по-видимому, «Сказание о Борисе и Глебе» (см. коммент.). Текст этой редакции помещен в ВМЧ без заглавия вслед за текстом жития редакции Вассиана Санина. Текст публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийская собр., 1321, лл. 75 об.–76). 1 МАЯ В ЛЕТО 6985 (1477) МАЯ 1 ПРЕСТАВИЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ ИГУМЕН ПАФНУТИЙ ЗА ЧАС ДО НОЧИ, А ВО ВТОРОЙ МАЯ, КОГДА НАСТАЛ ПЕРВЫЙ ЧАС ДНЯ, ПОГРЕБЕН БЫЛ С юных лет отрекся от мира и от всего сущего в мире, 20-ти же лет принял иноческий сан и жил в монастыре Пречистой Богородицы честного ее Покрова на Высоком в Боровске, в месте своего пострижения, 30 лет без полугоду. Выйдя же из , в котором постригся, пришел на реку Истерму апреля 23 на память святого великомученика Георгия и помощью Господа Бога Иисуса Христа и содействием Пречистой Богородицы создал своим потом и трудом предивный монастырь. И поставил церковь каменную во имя Пречистой Богородицы честного ее Рождества, и расписал, искусных живописцев старца Митрофана и Дионисия, и всяческими красотами украсил ее. И все церковное священное устроил убранство, что и ныне сохраняется, удивляя очи видящим красоту . И стадо Христово, избранное к истинному богоразумию, множество иноков обители своей, в безопасности сберег от звериных зубов чудными словами божественных своих поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 86. Богослужение 1 часа Когда и как следует совершать первый час? Возможна ли виртуальная реальность в духовной жизни? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Я знаю, что некоторые из вас с нетерпением ждут, когда мы разберем правила и принципы совершения Утрени. Надеюсь, что Бог позволит нам это осуществить в недалеком будущем. Сейчас же мы вынуждены сделать небольшой летний перерыв в наших занятиях… А так, как жизнь, в том числе и богослужебная продолжается, то я вам в качестве альтернативы предлагаю пока вместо Утрени совершать привычные вам утренние молитвы,… присоединяя к ним 1 Час. Помните, на 5 занятии я рассказывал вам, что этот род службы был установлен из-за усердия некоторых палестинских монахов, как дополнение к Утрени. Конечно, совершать его вместе с Утреней нет никакого смысла, а вот заменить им Утреню, когда нет времени на ее совершение, очень даже уместно, если учитывать его содержание. Основным молением 1 Часа является стих: «Заутра услыши глас мой,/Царю мой и Боже мой». Поется он с другими стихами 3 раза. Обычно его употребляют только Великим Постом, но я советую вам никогда не опускать его при совершении 1 Часа. Как совершать 1 Час,… я сейчас объясню. Берем канонник… Помните, что любое богослужение предваряется обычным началом (трисвятое по Отче наш), но если вы 1 Час присоединяете к утренним молитвам, то ограничивайтесь лишь чтением «Придите поклонимся», после которого следуют псалмы. Если у вас есть время и желание, можете читать все три избранных для этого Часа псалма (5, 89, 100), хотя достаточно и одного (и лучше читать их по очереди), а когда нет времени или сил, то вообще их опускайте. О принципах сокращения последования «Часа», мы тоже достаточно подробно говорили на 6 занятии. 1 часть (Пение) Итак, после обычного начала поем псалмом. Поем – это значит, протяжно и слегка мелодично читаем. Например, вы сегодня выбрали для пения 3ий псалом «Часа», в Псалтири он 100-ый.

http://azbyka.ru/video/86-bogosluzhenie-...

«Почему я за русское церковное единство? – потому что дьявол против этого» Священник Андрей Филлипс Полгода тому назад, в течение восьми потрясающих, напряженных, но исторически значимых дней в г. Сан-Франциско, я стал свидетелем торжества Истины, торжества Предания, торжества Православия. Предлагаю читателям официального интернет-узла Русской Православной Церкви заграницей выписки из моего дневника, который я вел во время Всезарубежного Собора. Суббота 6 мая Мы с матушкой встали рано, в 4 час. 30 мин. утра, чтобы начать наш путь на Всезарубежный Собор в Сан-Франциско. Поскольку между Англией и Сан-Франциско 9 часов разница во времени, нам пришлось пережить 32-часовой день. Приехали мы в Сан-Франциско в 1 час. 30 мин. по местному времени и я первым долгом зарегистрировался на Собор. В 4 час. дня состоялась встреча Курско-Коренной чудотворной иконы, а вслед за встречей – панихида по митрополитам Антонию, Анастасию, Филарету и архиепископу Антонию (Медведеву). После ужина началось всенощное бдение, длившееся более трех часов. На литии обносятся Курская икона, икона с частицей мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца и две новонаписанные иконы: написанная в Гефсимании и освященная на гробе Господнем икона святых Жен-мироносиц и написанная в России и освященная в Троице-Сергиевой лавре уникальная икона святых Отцов семи Вселенских Соборов. На иконе святых Отцов также изображены св. патриарх-исповедник Тихон, святые новомученики Петр Крутицкий и Кирилл Казанский и святитель Иоанн (Максимович). На полиелей выходят два митрополита – Высокопреосвященные Лавр и Амфилохий (Сербская Православная Церковь) – и 10 архиереев. Общее число архипастырей – 12, напоминающая число апостолов Христовых. По окончании бдения мне один делегат говорит: " Дух на богослужении особенный. Все возможно " . Я замечаю, что Курско-Коренная икона благоухает. Наличие мощей святителя Иоанна в храме создают особо духовную атмосферу. Воскресенье 7 мая На поздней литургии служит 12 архипастырей, около 50-60 священников и 8 диаконов. Литургия с молебном длится более четырех часов. Я думаю о необычной судьбе скромного митрополита Лавра. Он жил в самой бедной части Восточной Европы, потерял свою мать в раннем возрасте, в девятилетнем возрасте поступил в монастырь, спасался от фашистов и коммунистов, а сегодня он возглавляет Русскую Зарубежную Церковь, он предстоит на литургии и является председателем исторического Всезарубежного Собора.

http://pravoslavie.ru/630.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.5 из  5) Предыдущий Следующий 6. Совершение службы часов Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Напоминаю, что мы с вами обсуждаем тему о том, КАК УСТРОИТЬ СВОЕ ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ? Я просил вас найти и посмотреть в часослове службу Часов. Теперь я расскажу, как совершать этот Час. Откройте его перед собой и следите за тем, что я буду говорить. Чин часа 1 часть: Пение а) На каждом часе положено пение трех псалмов в честь Святой Троицы и в соответствие трем часам каждой «стражи дня», каждой из тех частей дня, которая освящается службою Часа. «А как петь псалмы?» – спросите вы. Псалмопения – это протяженное и слегка мелодичное чтение. После псалмов Великим постом на часах (хотя не всегда и не на всех) еще полагается одна кафизма, как на вечерне. Но сразу замечу, что это чисто монашеская традиция, которую мирянам соблюдать необязательно. б) Затем поется Тропарь – Тροπαριον (от τροπος – нрав, образец) – песнь, кратко изображающая событие праздника или жизнь святого. Великим постом поется тропарь часа, приноровленный к тому или иному воспоминанию. Например, на 3 часе мы читаем: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…», на 6м – «Иже в шестый день же и час, на Кресте пригвождей…», на 9м «Иже в девятый час ради смертию смерть вкусивый…». Все эти тропари даются наряду. Причем, хорошо и даже лучше было бы читать их не только Великим Постом. Но если вы хотите и можете приурочить воспоминание дня недели или памяти святого, то тропарь часа заменяете на тропарь дня или святого. Но имейте в виду, что, согласно древним уставам, Часы вообще не совершались в воскресные и праздничные дни и даже в их попразднства, почему в древних Часословах ничего и не говорится о замене часовых тропарей минейными и воскресными. Если сообразовываться с идеей службы Часов, то их следует всегда петь со своими тропарями (в будние и непраздничные дни). в) После тропарей поется Богородичен , которым и оканчивается песенная часть часа.

http://azbyka.ru/video/06-sovershenie-sl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010