КНИГА ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛ Название книги За книгами четырёх Евангелий, как непосредственное продолжение Евангельской истории и предварение апостольского учения, следует собственно историческая книга Нового Завета, Деяния святых апостол, носящая в греческом тексте различные названия, а именно: πρξεις Αποστλων или Πρ. τ. αγων Α­ποστ., или проще ββλος των πρξεων, как названа она на VI вселенском соборе. Самое употребительное из этих названий πρξεις, которое во многих языках остаётся непереводимым. Название Деяния, по замечанию святого Иоанна Златоустог о, заставляет нас искать в сей книге не столько чудес, сколько образцов нравственности и примеры добродетели. Писатель. Книга Деяний апостольских написана Евангелистом Лукой, как это видно из предисловия сей книги, в котором указывается на Евангелие от Луки, как на первое слово, или сочинение писателя; также из свидетельства всех древних писателей Церкви. Святой Ириней Лионский говорит, что писателем этой книги был Лука, неотлучный спутник апостола Павла. Тертуллиан , приводя из этой книги некоторые места, называет её Acta Apostolica, Instrumentum actorum; или Commentarius Lucae. Климент александрийский приписывает её также Луке. Позднейшие писатели – Ориген , Евсевий, Иероним, Златоустый не сомневаются в её происхождении от Луки. К этому же приводит и ближайшее рассмотрение текста книги Деяний, из которого видно, что писатель книги есть один из спутников апостола Павла, разделявший его труды ( Деян.16:10,16 ). Но это не был ни Тимофей, ни Сила, о которых он говорит в 3-м лице ( Деян.16:1–3,40 ), ни другое лицо, так как ни одному из спутников апостола Павла никогда предание не приписывало этой книги. Подлинность Выше приведённые свидетельства древних отцов и писателей Церкви убеждают нас, что книга Деяний является подлинной и описывает не вымышленные события, а действительные деяния святых апостолов. Кроме того, в сей подлинности уверяемся мы и многими доказательствами внутренними, хронологическими и топографическими. Например, Иосиф Флавий говорит, что священники иудейские два раза в день совершали свое служение при храме, утром и в 9-й час дня (Древн., 14:4,3). Пётр и Иоанн ходили в святилище в час молитвы 9-й (3:1), дабы проповедать собравшемуся там народу о покаянии и спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.1 из  5) 1916 год 1-го января. Пятница. Выспался хорошо. В 10 час. поехал к обедне, затем был доклад. После завтрака отписывался от телеграмм. Погулял в садике, день стоял хороший при 5° мороза. Занимался бумагами до обеда. Вечером читал. 2-го января. Суббота. Спал отлично по обыкновению в Могилеве. Доклад был недлинный. После завтрака читал. Погулял от 3х до 4 ч. Писал Аликс. Отвечал на последние новогодние телеграммы. После обеда поиграл с Ниловым, Граббе и Мордовин[овым] в домино. 3-го января. Воскресенье. Ночью бушевала снежная буря; сад и двор были засыпаны снегом. В 10 час. поехал к обедне. Пришел с доклада вовремя к завтраку. Писал и погулял; очистил дорожку от снега. Зачитывался англ. книгой. Бумаги опоздали, прочел их до обеда. Вечером поиграл в кости. 4-го января. Понедельник. Мороз увеличился, по временам шел снег. Доклад был непродолжительный. Вероятно вследствие заносов поезд из Петрограда не пришел и у меня бумаг сегодня не было. Писал, гулял и читал с увлечением ту же книгу. Вечером поиграл в кости. 5-го января. Вторник. Проснулся с 15° морозом и солнечным утром. Пошел к докладу в 10 ч. и затем в церковь к водосвятию. Около 12 ч. о. Шавельский пришел в дом и окропил все помещения. После завтрака принял доклад Шаховского. Пришлось прочесть двойную порцию бумаг, т. к. два фельдъегеря приехало из-за снежных заносов вчера. Вечером играл в домино и затем окончил интересную книгу  “A millionaire qirl” . 6-го января. Крещение Господне. Утром было 15° мороза, в полдень 7°, а во время моей прогулки 5°. После чая отправился к архиерейской службе в церкви, откуда крестный ход спустился к Днепру с правой стороны моста. Все части гарнизона стояли шпалерами, батарея произвела салют в 101 выстрел и аэропланы летали над головами. Погода была тихая приятная. В 11 1/2 был уже в штабе на докладе. Читал до прогулки и писал после. Вечером [играл] в кости. 7-го января. Четверг. Наступила оттепель. Доклад был недлинный. На Кавказском фронте наше наступление идет успешно.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Скачать epub pdf Глава XIII Ин.13:1 .  Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу,... Прежде же праздника Пасхи, ведый Иисус, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу,... После Своей смерти и Воскресения Он действительно перешел с земли на небо. Ин.13:1 .  ...явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. ...возлюбль Своя сущыя в мире, до конца возлюби их. «Своими» евангелист называет здесь учеников Иисуса Христа, которые были для Него Своими, так как были совершенно покорны Ему. Своими Иисуса Христа назывались также и все иудеи, как единоплеменники Его, и даже все люди, как сотворенные Им. Присоединено – «сущыя в мире», потому что Свои были Иисусу Христу и скончавшиеся уже в добродетели, Авраам, Исаак и Иаков и другие, бывшие после них, праведники. Итак, евангелист говорит: любя учеников и до сего времени, в это время Иисус Христос возлюбил их особенно сильно (слово – «до конца» здесь значит – «сильно»). Так как Иисус Христос должен был вскоре уже умереть и оставить Своих учеников, то теперь Он усиливает Свою любовь к ним, чтобы оставить в них более прочную память о Себе. Знаком усиления этой любви служило умовение ученикам ног, потому что тот, кто сильно любит кого-либо, не откажет ему и в унизительной для себя услуге. Ин.13:2 .  И во время вечери,... И вечери бывшей,... в доме некоего человека, где была убрана горница; во время этой вечери, как сказал евангелист Матфей, Иисус Христос возлежал со Своими двенадцатью учениками. Найди в двадцать шестой главе Евангелия от Матфея это изречение ( Мф.26:20 ) и прочитай все толкование его. Ин.13:2 .  ...когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, ...диаволу уже вложившу в сердце Иуде Симонову Искариотскому, да Его предаст,... Диавол вложил в сердце Иуды это намерение тогда, когда одна женщина вылила на голову Иисусу Христу миро, о чем повествует Матфей. Поэтому найди в двадцать шестой главе его Евангелия то место, где говорится: «аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире» и т.д. ( Мф.26:13 ) и прочитай конец предложенного на это место толкования. Замечание это евангелист Иоанн вставил для того, чтобы выразить свое удивление пред необыкновенным незлобием Спасителя, так как Он умыл ноги даже тому, который уже решился предать Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Воскресение ...Каждый воскреснет, облеченный делами своими, как одеждою, добрые ли они, или злые (прп. авва Исаия , 60, 135). Если не воскрес Он , но мертв; то как же ложных богов, которые, по утверждению неверующих, живы, и чествуемых ими демонов изгоняет, преследует и низлагает? (свт. Афанасий Великий , 1, 229). Свойственно ли мертвому приводить мысль человеческую в такое умиление, чтобы люди отрекались от отеческих законов и поклонялись Христову учению? (свт. Афанасий Великий , 1, 229). ...Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И, может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающиеся в памяти души их (свт. Василий Великий , 5, 252–253). Источник. ...Когда сделаемся сынами Воскресения, тогда и мы будем удостоены знания лицом к лицу. Тогда праведные удостоятся лицезрения Божия в радости, а грешники – в суде; потому что всякий грех будет истреблен Праведным Судом Божиим (свт. Василий Великий , 5, 264). Источник. ...В оный час Христос возблещет внезапно, как бы самая быстрая молния, и ужаснет всю землю; страшно прозвучит с неба труба и возбудит усопших; небеса и силы их поколеблются; и вся земля, как кода в море, вострепещет от лица Славы Его, потому что страшный огнь потечет от лица Его, очищая землю от всего, что оскверняет ее. Ад отверзет врата свои. Смерть придет в бездействие, потому что персть естества человеческого, услышав трубный глас, оживотворится. Чудное дело, возлюбленные братья, видеть, как в оный час кости естества человеческого, подлинно, в несчетном числе, подобно множеству рыб, кружащихся в море, в одно мгновение ока устремятся каждая к своему составу. Воскрешенные возопиют и скажут: «Слава Собравшему и Воскресившему нас по человеколюбию Своему!» Тогда праведники возрадуются; со славою в сретение бессмертному Жениху восхищены будут на облаках все любящие Его и старавшиеся исполнять вею волю Его. В какой мере каждый очистил здесь сердце свое, в такой увидит тогда Славу Его. и как вожделевал Его здесь, так насытится любовью Его! (при. Ефрем Сирин , 32, 361 362).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Типикон Типикон. Церковно-славянский текст, гражданский шрифт. Глава 1. Чин малыя вечерни. Прежде солнечнаго захождения дне субботнаго, приходит параекклисиарх [сиречь кандиловжигатель] к предстоятелю, и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания. И взем благословение, изшед клеплет в малый кампан. И собравшимся братиям в притвор, творит священник начало: благословен Бог наш: И учиненный чтец глаголет: Слава тебе Боже наш, слава тебе. Таже, царю небесный: Трисвятое: И по Отче наш: Возглас от священника, и чтет чтец 9–й час по обычаю. Таже, по конце того и по отпусте входим в храм: и станет кийждо на своем месте. Аще же 9–й час глаголется в храме, тогда отпуст 9–го часа не бывает, но абие иерей начинает, глаголя: благословен Бог наш: И чтец глаголет: Приидите поклонимся: трижды, и вечерний псалом: благослови душе моя Господа: тихо и кротким гласом. По псалме же, Слава, и ныне, аллилуиа. трижды. иерей же ектении не глаголет, но чтец глаголет: Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне: И абие, Господи воззвах: И ставим стихи 4. И поем стихиры воскресны гласа, три, повторяюще 1. Слава, и ныне, богородичен. Таже, Свете тихий: Прокимен, Господь воцарися: Стих: облечеся Господь в силу и препоясася. И паки, Господь воцарися: Таже, Сподоби Господи в вечер сей: И абие поем стиховны стихиру едину воскресну. И другия стихиры Богородицы, подобны 3, с припевы их. Слава, и ныне, богородичен их. Таже, Ныне отпущаеши: Трисвятое, и по Отче наш: Тропарь воскресн. Слава, и ныне, богородичен его. Посем глаголет иерей ектению малую: Помилуй нас Боже, по велицей милости твоей, молим ти ся услыши и помилуй. Лик: Господи помилуй, трижды. еще молимся о благочестивейшем, самодержавнейшем, великом господре нашем императоре николае александровиче, всея россии: о супруге его благочестивейшей господрне, императрице александре феодоровне: о матери его благочестивейшей господрне императрице марии феодоровне: о наследнике его, благоверном господре, цесаревиче и великом князе, алексии николаевиче, и о всем царствующем доме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Скачать epub pdf В доме Божием мы предлагаем вашему вниманию слова Псалмопевца: уготовах светильник помазанному моему. Враги его облеку студом: на нем же процветет святыня моя ( Пс.131:17.18 ). Кто сказал это? Что это за светильник, приготовленный для помазанника своего сказавшим? Кто суть враги сего помазанника, которых он посрамит посредством сего светильника? Что это за святыня, которая процветет на сем помазаннике? Из всех сих слов ясны и понятны только следующие два: помазанному моему. Ибо здесь должно разуметь не другого кого, как Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего. И так, вникая в сии слова, мы находим, что их сказал Бог Отец. Бог Отец, т. е. Лице – Бог Отец, говорит устами Пророка: уготовах светильник помазанному моему. Нет нужды доказывать Христианам, что Сын Божий есть вместе и Его помазанник. Итак, нашедши говорящее лице, посмотрим, кто был светильник, уготованный Богом Отцем для Сына Помазанника? Сам Господь говорит об Иоанне Крестителе: он бе светильник горя и светя, вы же восхотесте возрадоватися в час светения его ( Ин. 5:35 ). И так, Он назвал Иоанна светильником, возженным от Источника света, чтобы он свидетельствовал о Истине. Ибо люди находились тогда в такой слепоте и столь слабое имели внутреннее око, что не иначе могли узреть Солнце правды, как только при помощи светильника. Но, если у кого око сердца было светло; тот узрел бы Его гораздо скорее, и не требовал бы светильника для Его указания. Ибо Господь, сказавши о сем светильнике: вы же восхотесте возрадоватися в час светения его, прибавляет: аз же имам свидетельство более Иоаннова. И так сей светильник возжен для слабых во время ночи. Как же возжен? Отец говорит Помазаннику – Сыну своему об Иоанне: се аз посылаю Ангела моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою ( Мал.3:1 ; Мф.11:10 ). Так Он приготовил светильник Помазаннику своему! Как же он посрамил врагов Его посредством сего светильника? Наперед заметьте, что сей светильник, как я сказал, возжен от Источника света. Сам Иоанн свидетельствует о сем: от исполнения его мы прияхом ( Ин.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Скачать epub pdf Июль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 4–5 (Ин.4:6–22)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 2. 7. С. 273–288 (1-я пагин.). (Продолжение.) —273— сынов) и Ему усвояются немощи человечества, хотя Он и пребывает бесстрастным, так как по своей природе Неподверженный утруждению стал человеком: таким же образом если Он и говорит о Себе что-либо такое, что надо считать приличествующим только человеку, а отнюдь не Богу, то мы не должны гоняться за буквализмом речений, ни оказываться невежественными преимущественно тогда, когда от нас особенно требуется искусство в отношении благочестия, как можно более отдаляя мысль о домостроительстве воплощения и уносясь к самому божеству Слова и по великому невежеству касаясь превышающих нас предметов. Ведь если бы Он совсем не стал человеком, если бы не явился в образе раба, тогда следовало бы опасаться всего, что говорится о Нем свойственного рабу и, напротив, принимать только то, что приличествует Ему как Богу. Но если мы с твердою и несумнительною верою приняли, что, по слову Иоанна, «Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ), то, когда видишь Его говорящим как плоть, то есть как человека, принимай для достоверности проповеди речение так, как свойственно человеку (человеческой природе Христа). Иначе ведь и невозможно было дать ясное познание о том, что Бог и Слово стал человеком, если бы не было написано, что Безстрастный претерпевал нечто (человеческое) и Превышний говорил нечто свойственное низшей (человеческой) природе. 4:6. Час бе яко шестый. 1492 Показует нам Иисуса благовременно останавливающимся у источника. Так как солнце с сре- —274— дины небесного свода испускало самые жаркие лучи на обитателей земли и весьма сильно жгло тела, то не безвредно было идти еще далее, но следовало отдохнуть немного, – тем более, что легко мог бы отклонить от Себя обвинение в изнеженности, ибо самое время требовало этого. Час же, говорит, был не точно шестой, но около шестого, дабы и мы научались отсюда не быть безразличными и невнимательными даже в малейших предметах, но старательно чтить истину во всём, где бы она ни встретилась.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1889 г. Пастырь и пасомые 1 Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе его не нуждою, но волею и по Бозе ( 1Пет. 5:2–5 ). ...Повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще; да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие ( Евр. 13:17 ). Христос посреди нас, возлюбленные мои братья! Итак, по Божьей милости и по воле высшего церковного начальства я назначен к вам священником, пастырем, учителем и попечителем ваших душ, назначен на это страшное, высокое и ответственное служение, назначен вас учить, для вас священнодействовать и – страшно мне вымолвить – вами духовно управлять, управлять каждую вверенную мне душу к Царству небесному, созидать каждого из вас Божьим человеком, на всякое дело благое уготованным ( 2Тим. 3:17 ). Страшно мне в эти минуты совершать первое у вас служение, страшно мне, молодому, совсем даже юному, стоять сейчас пред вами в этих священных одеждах. Вот пред собою вижу я людей, убеленных сединами; вот стоят старики, увешанные знаками боевой службы, – знаками отличий от Царя нашего; вот стоят и те, которые бывали в плену у горцев, вынесли великую тяготу беспрерывной войны; вот старые, опытные хозяева, отцы больших семейств, заправляющие большими домами, со многими слугами и работниками. Мне ли, столь молодому и неопытному, духовно управлять вами? Ах, страшно, страшно мне, дорогие мои, в настоящий час стоять здесь перед вами! Но совершается воля Божия. И рождением, и воспитанием, и призванием церковной власти, и что еще скажу? – и желанием моего сердца пришел я на эту высоту и тяготу священства и готов повторить пред призывающим Богом то, что говорят при этом высшие священноначальники: благодарю, приемлю, ничесоже вопреки глаголю. Тем более, поэтому, в священный сей час хочется мне говорить о том, что есть пастырь и что такое пасомые, какие у нас права и обязанности и какие взаимные отношения. О, братья! Пред моими глазами так и стоят святые строки Священного Писания , в моих ушах так и гремят сейчас призывы и заповеди, обращенные к пастырям Христом – Пастыреначальником и Его апостолами, продолжателями дела Христова на земле, которые нас, недостойных, соделали своими преемниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Глава 13 1–20. Омовение Христом ног учеников на вечери. – 21–30. Открытие предателя. – 31–35. Обращение Господа к ученикам с последними наставлениями. – 36–38. Вопрос апостола Петра и ответ Господа. С 13-й главы по 17-ю в Евангелии Иоанна изображаются последние часы, проведенные Господом в кругу Своих учеников. Этот раздел у Иоанна представляет собой нечто самостоятельное в изложении истории жизни Христа. Его можно назвать «Христос в тесном кругу 12-ти». Здесь Господь, ввиду Своей скорой разлуки с ними, дает им последние наставления, чтобы утвердить в них веру и мужество. Ин.13:1 .  Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Этот стих имеет в подлинном тексте довольно необычную конструкцию, почему русский перевод нашел нужным здесь сделать некоторую вставку для пояснения мысли, прибавив слова «явил делом, что». Но с толкованием русского перевода трудно согласиться. Прибавление это показывает, что русский перевод высшее проявление любви Христа к ученикам видит только в омовении ног, которое «явило делом» эту любовь. Между тем, если что и могло быть названо проявлением любви, то не символическое вразумление относительно необходимости для учеников смирения, данное им в обряде омовения ног, а вся последующая вполне откровенная беседа Господа со Своими учениками, в которой Он говорил с ними именно как с любимыми Своими детьми, как со Своими друзьями. Поэтому ограничивать смысл первого стиха, только ставя его в отношение к омовению ног, как сделано в русском переводе, совершенно неосновательно. Согласно с толкованиями святых отцов и древних переводов этот стих нужно передать так: «Но так как Он перед праздником Пасхи знал уже, что Его час пришел – чтобы идти из этого мира к Отцу – то Иисус, как возлюбивший Своих (учеников), которые были (оставались) в мире, до конца возлюбил их». Ясно, что здесь идет замечание евангелиста, относящееся не только к следующей истории омовения ног, а ко всему разделу с 13-й по 17-ю главу. Господь со всею силою возлюбил учеников ( «до конца», ср. Мф.10:22 ) именно в это время, почувствовал к ним чрезвычайную жалость именно теперь потому, что этот праздник Пасхи был, как Ему это было известно, последними днями, в которые ученики могли еще иметь свою опору в близком с Ним общении. Скоро они останутся одни, и Господь предвидит, как трудно им будет в то время, какими несчастными и покинутыми они будут тогда себя чувствовать!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 1. Рождество. Детство. Юность. Обручение Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению При первом великом несчастье рода человеческого Богоматерь уже сияет людям отрадным лучом. Когда дух-искуситель соблазнил первого человека и вывел его из повиновения Божеству, Бог произнес искусителю следующее таинственное пророчество: «Вражду положу между тобою и между женой и между потомством твоим и потомством ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Вот это таинственное слово: «Семя жены сотрет главу змия» — явилось единственным утешением в тот страшный час, когда человечество изгнано было из рая, и звучало единственной надеждой и отрадой в те пять тысячелетий, которые человечество томилось в отвержении от Бога, среди земных мук, чтобы после них отходить в унылое царство теней. Люди, остававшиеся верными Единому Богу, жили смутной надеждой на то, что явится некогда чудный Сын таинственной Девы, Избавитель-Мессия, и наполнит пропасть, отделившую человека от Бога, и вернет людям достоинство «детей Божих», вернет утраченное блаженство. Среди песен, слов и похвал, которые умиленная церковь сложила в честь Пресвятой Девы, есть два знаменательных обращения к Ней. Это два восклицания из акафистов Богоматери — общего и акафиста Иверской иконе. «Радуйся, райских дверей отверзение!» «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!» Глубокие, чудные слова... Великолепный, правдивый символ! Пусть двери рая заключены, охраняемы архангелом с огненным мечом... Там, за далью многих десятков веков, маячит лучезарный, спасительный образ. Непорочная Дева Матерь после неимоверного страдания, приняв в человеческую душу Свою крестную муку сладчайшего Своего Иисуса и в этот час выстрадав право на материнство всего усыновленного Ей с креста человечества, — подойдет к этим заключенным дверям; и дрогнет защищающая их рука архангела пред Матерью Бога, и отступит он от заветных заключенных дверей, и тихо подойдет к ним Дева, и тихо распахнет их пред Ею усыновленным и Ею выстраданным человечеством.

http://sedmitza.ru/lib/text/440248/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010