Апостол Фома. Антиномии веры Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 18 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 О преславное чудесе! Неверие веру известную роди. Стихира на стиховне из службы недели Антипасхи Где нет антиномии, там нет и веры: а это будет тогда лишь, когда и вера и надежда упразднятся и пребудет одна любовь. Священник Павел Флоренский 1. Дерзновение любви Наступил тот час, о котором сказал Христос в конце Прощальной беседы со Своими учениками, перед Пасхой, на Тайной Вечери: Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного (Ин 16:32). Так всё и произошло: Учитель арестован, ученики рассеялись. Каждый, наверное, не без страха ждал вопроса: и ты был с Иисусом Назореем? Не из учеников ли Его и ты? Но то, что относится ко всем Апостолам, не относится к Иоанну, любимому ученику Христа. Он — “у груди Христа”, в Его Божественной любви, а “на таковых нет закона”. Единый с Учителем ученик не оставляет Его до подножия Креста. С Иоанном остается Пётр, которому Господь предсказал троекратное отречение до наступления дня. Они последовали за арестованным Учителем во двор первосвященника Анны, тестя Каиафы, который был на тот год первосвященником (Ин 18:13). Это своеобразное “предварительное следствие”, возможно, первосвященники организовали, чтобы перестраховаться: не выступит ли кто в защиту Иисуса, потому что они боялись “возмущения в народе”; возможно, “другой ученик” — Иоанн, знакомый с первосвященником Анной, попросил его об этом, надеясь вместе с Петром выступить в защиту Христа, так как в законе Моисеевом написано: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится всякое дело (Втор 19:15). У них была такая возможность даже после первого отречения Петра, о котором знала только придверница. Первый вопрос первосвященника Иисусу был об учениках Его и об учении Его (Ин 18:19). Христос ответил: вот, они знают, что Я говорил (Ин 18:21). “Они” — Пётр и Иоанн? Не к ним ли обратился Иисус? Но … в этот момент один из служителей ударил Его по щеке и “предварительное следствие” было прервано.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Маленькие письма 1 Друзья, мир вам! Я далёкий, неизвестный друг ваш. Как хотел бы я быть с вами, любить вас, знать, жить вместе, радоваться одной, большой радостью! Я буду писать вам «маленькие письма» обо всём, что подскажет мне сердце. Я знаю, вы поймёте; вы ведь тоже много страдали – может быть, больше, чем я. А кто много страдал, тот многое поймёт. Господи! можно же хоть в письмах говорить правду? Или мир так изолгался, что незаметно для себя отравляешься ядом этой лжи? Да не будет! Небо весеннее. Солнце яркое. Вода шумит. Жизнь, молодость, радость! И хочется мне в душе своей чувствовать одну только радость этой общей жизни! Друзья мои! Вы не знаете меня. Позвольте же несколько слов написать о себе, чтобы вы хоть сколько-нибудь представляли, кто вам пишет; самое главное, основное скажу, а из дальнейших писем узнаете остальное. Всего сразу не скажешь. Человек я самый обыкновенный, есть во мне и хорошее, и дурное. Делал и много гадостей на свете, случалось делать и хорошее. Я не хочу и не смею – учить! Учить очень легко. Учиться гораздо труднее. Самое главное стремление моё, всегда было и есть, – уйти от мира. Вы поймите это по-настоящему, тогда только мы будем понимать друг друга. Уйти от мира – это вовсе не значит уйти в монастырь; вовсе не значит бросить всё и всех на произвол судьбы и заняться самоспасеньем, нет. Тут другое. Нужно всегда, везде и всюду помнить одно: каждый час жизни должен быть прожит для Бога; каждый час жизни на шаг приближает смерть. Преступно терять время, Богом данное. Если вы не потеряете это настроенье и всегда будете носить его в сердце, вы сразу увидите, что только Божье останется вокруг вас, все мирские желанья, вся суета и бессмысленная трескотня жизни рассеются в прах! Не легко это. Знаю я. Но передо мной всегда стоял этот путь как неизбежный. «Прочь от мира» – всегда звучало в душе моей властным призывом. И вот, в данный момент как никогда громко звучит этот голос. Да – читать лекции, видеться с людьми, которые готовы соприкоснуться с твоей душой. Уединённо писать и быть правдивым, отбросив всё самолюбивое, всё личное, подлое. И никаких «знакомств», никакого «житья-бытья», никакой «обывательщины», которая полна сплетничества, взаимоосуждений, дрянных, грязных страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.0 из  5) Предыдущий Следующий 67. Формы пощения Три составные части поста. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим о формах пощения. Обычно для наших современников из православной или околоправославной среды пост ассоциируется с постными продуктами, в наборе которых нет или почти нет пищи животного происхождения (скоромной). Для древних же существен­ным в посте считался не род пищи, а ЧАС ее вкушения и соответственно ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ полного воздержания от нее. Другими словами — существен­ным в посте было то, что в постный день не было завтрака, а может быть и обеда, а может быть и ужина. Все зависело от строгости воздержания. В то время обычной для поста была фраза: «Подожди немно­го (с пищей): скоро конец дня» (св. Амвросий). «Не будем думать, что одного неядения до вечера достаточно нам для спасения, — говорил в такое же время св. Иоанн Златоуст , — что за польза от поста, скажи мне, ес­ли ты по целым дням не ешь, а предаешься весь день играм, шуткам, даже клятвопреступлению и злоречию». У монахов, как и древних христиан, главным правилом поста являлось то, чтобы не есть более одного раза в день, ближе к вечеру. Питие прежде ужина также считалось нарушением поста, поэтому некто из святых, идя на мучение в пятницу в 10 часов утра, отверг напиток, который ему поднесли для укрепления сил, говоря, что ещё не пришло время прервать пост. Категории Такие посты различались лишь в длительности, подразделяясь на три категории. 1) Посты в среду и пятницу продолжались до обеденного9 часа (т.е. до 15:00). Так у св. Епифания Кипрского читаем: «Пост сей (среды и пятницы) соблюдается во весь год и продолжается до 9 часа». — Случайно ли это? Если сообразить, что в 9 час воспоминается смерть Христа, то время выбрано вовсе не случайно, что лишний раз доказывает наше утверждение о богослужебном характере поста! 2) Воздержание от пищи в Четыредесятницу оканчивалось Вечерней (около 18:00 часов), т.е. уже на закате солнца. Посмотрите, ели не до, а после шести, имея в виду не род диеты (как сейчас), а воспоминание погребения Христа.

http://azbyka.ru/video/67-formy-poshheni...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Долгие проводы 100 вопросов и ответов о поминовении усопших Когда я пришла в Церковь, за плечами у меня уже была долгая жизнь и опыт потерь, и самой непереносимой из них – потери ребенка. И очень скоро, да почти сразу же, опыт этот стал трансформироваться и приобретать совершенно неведомый мне прежде смысл. Один Бог знает, сколько я тогда перечитала литературы, ища подтверждения и объяснения своим вопросам и догадкам. Однажды отец Константин Пархоменко, игравший для меня в то время роль своего рода компаса в книжном море, принес мне книгу святителя Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», сказав: «Это самая основательная из всех книг на эту тему, написанных в Православной Церкви». Я прочитала ее всю, от корки и до корки. И потом, с благословения и при участии о. Константина как своего рода научного редактора, на ее основе и на основе многих других источников, дерзнула написать эту небольшую работу. ИСХОД 1. Человек умирает… Что мы можем для него сделать? «Приближается давно притрепетно ожидавшийся час, — пишет в своей замечательной книге «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» святитель Афанасий (Сахаров) . — Бедственные и малые дни, год от года понемногу сокращаясь, уже исчезают, подобно каплям дождевым. Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час». Церковные правила особо обязывают священников делать все возможное для того, чтобы умирающий не остался без предсмертного напутствия Святыми Дарами. Единственное требование — он должен находиться в сознании, чтобы принести Господу последнее покаяние. «Приходит игумен, — читаем в старинном Требнике, — к мирскому же отец его духовный, и вопрошает, аще есть кое слово, или дело забвения ради, или студа, или кая злоба к коему брату неисповедана, или непрощена есть, вся должен есть изыскивати и вопрошати по единому умирающаго».

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

Четвертый день. Поучение 1-ое. Св. Митрофан, патриарх Цареградский. (Тайна долголетней жизни). I. Св. Митрофан, память коего совершается ныне, живший во время равноапостольного царя Константина, принадлежал к благочестивому семейству христианскому и состоял в родстве с императорским домом. Со временем, когда Константин Великий перенес столицу из Рима в Константинополь, Митрофан, за святость жизни и высокий ум, возведен был в епископское достоинство и был первым константинопольским святителем. Он жил сто семнадцать лет, отличался даром прозорливости и скончался мирно, уважаемый всею церковию, предсказав за 10 дней час своей кончины. II. Святитель Митрофан, проживший 117 лет, дает нам, братия, повод побеседовать с вами о «тайне долголетней жизни». а) Кто мог бы нам сказать, в чем заключается тайна долголетней жизни? Всего лучше, конечно, спросить об этом у того, кто сам достиг глубокой старости, а стало быть опытом жизни постиг эту желанную тайну. Но где же эти старцы – избранники Божии, к которым и смерть-то боится подойти с своей острою косою прежде, чем седина украсит их головы? – Эти старцы – св. подвижники, их жилища – тесные келлии, дикие пустыни, темные пещеры, да дебри непроходимыя! Трудно бы поверить этому, если бы не было так много неложных очевидцев-свидетелей. Раскройте жития св. отцев, подвизавшихся в общежитии, и читайте: большая часть дня и ночи у них проходила в церковном богослужении; затем коленопреклонения и молитвенные стоянья по целым часам у себя в келье; потом – рукоделье, тяжелые труды монастырских послушаний, и – час, два в сутки для отдыха; при всем этом – пища самая скудная, часто один хлеб да вода, а то и просто одно какое-нибудь зелие... На долго ли, кажется, достанет сил телесных при таких трудах? А вот у этих старцев доставало их на восемьдесят, девяносто, и даже на сто лет! Пахомий Великий жил до 85 лет; Евфимий Великий – 97 лет; Феодосий общих житий начальник – 105 л.; Савва Освященный и Иоанникий Великий – 94 г.; и наши русские подвижники: пр. Никон печерский 90 л.; Сергий Радонежский 78 л.; Кирилл белозерский 90 л.; Александр свирский 85 л.; Макарий желтоводский 95 л. и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

19. Страстная седмица. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской. Утреня. Примечание. По Уставу, утреня начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около первого часа ночи: «В 7-й час нощи клеплет параекклисиарх, и собравшеся в церковь, и сотворшу иерею начало: Благословен Бог наш... начинаем абие по обычаю, якоже писася в четверток 5-я недели» (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение). Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Егда славнии ученицы...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. Кафизм нет. По окончании пения тропаря отверзаются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...». Евангелие – Лк., зач. 108, от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» (конец в зач. 109: «По Немже идоша ученицы Его»). Псалом 50-й. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» не читается, но сразу канон Триоди, глас 6-й, творение св. Космы Маиумского: «Сеченое сечется...» (ирмосы по дважды, тропари на 6), с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (библейские песни не стихословятся). По каждой песни катавасия – ирмос канона. По 3-й песни – малая ектения, седален Триоди, глас 1-й: «Езера и источники...». «Слава» – ин седален, глас 3-й: «Смиряяся за благоутробие...», «И ныне» – ин седален, глас 4-й: «Ядый, Владыко...». По 6-й песни – малая ектения, кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прием...», и икос, глас тот же: «Тайной трапезе...». На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-02/

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Слово к общине монастыря Сихэстрия Путней – 1 октября 2011 г. – Архимандрит Нектарий Клинч : Мы очень рады видеть среди нас отца Захарию Захару. Благодарим Высокопреосвященнейшего Митрополита Феофана, который позаботился о том, чтобы отец Захария приехал в нашу Митрополию и, конечно, отца Экзарха Никифора, который позаботился о том, чтобы он посетил и нас. Мы являемся молодой общиной и находимся в стадии строительства – прежде всего, духовного, но и с административной точки зрения. Мы знаем, что у вас было несколько напряженных дней, поэтому не будем задерживать вас своими словами, но просим Ваше Высокопреподобие сообщить нам назидательное слово, как просветит вас Благий Бог для нашего спасения. Вы являетесь молодой общиной и основателями этого святого поселения. Существует особое благословение, которое получают основатели монастыря: все последующие поколения будут молиться о Вашей святости. Я помню, когда мы строили наш монастырь в течение четырех лет, я мог ходить в церковь только по субботам и воскресеньям, и у меня было так много работы, что болело все тело с головы до ног. Тогда у меня оставался на молитву только один час, но каждый раз в этот час я чувствовал, что Бог ожидает меня, чтобы вознаградить за работу, которую я делал. От начала и до конца своей молитвы я чувствовал на себе Божию милость. Все, что мы делаем в монастыре – благословенно. Монастырь является местом, где мы не можем пострадать от какой-либо несправедливости, ибо Бог является Тем, Кто нас вознаграждает. Так что благодарите Бога за то, что принадлежите к сонму основателей монастырей и церквей. Мы никогда не сможем сказать, что достаточно поговорили о самых важных вещах в нашей жизни, и, конечно, главным в нашей жизни является узнать волю Божию и исполнить её, потому что в Его воле есть жизнь. И мы познаем Его волю через подвиг послушания. Если мы имеем сердце, склонное к послушанию, и если мы принимаем первое слово нашего духовного отца, тогда даже стены монастыря будут говорить какая есть воля Божия о нас. Отец Софроний говорил нам слово, которое люди без монашеского опыта могут неправильно понять: «Сделайте из духовника – пророка!» Мы являемся теми, кто делает его пророком, если подходим к нему со смиренным и склонным к послушанию сердцем. Тогда, конечно, Бог откроет через уста духовника Свою волю и наполнит наше сердце благодатью. Знание воли Божией является очень ценным, так как в монастыре все совершается вокруг воли Божией и Его Имени, как Литургия, так и молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дионисий Александрийский. Творения Здесь представлены послания Дионисия Великого к Новациану; Василиду; Домицию и Дидиму; Фабию Антиохийскому. Здесь же фрагменты «Толкования на книгу Иова». Послания К Новациану Дионисий Новату брату желает здравия. Если ты против воли доведен был до этого , как ты говоришь, то можешь доказать это возвращением (в Церковь) по своей воле. Все надлежало претерпеть, чтобы только не разделить Церковь Божию. Перенести мучение ради того, чтобы не разделить Церковь было бы не менее похвально, чем пострадать за отказ от жертвоприношения идолам. А по моему мнению, (первое мученичество) было бы даже выше (второго). Там человек претерпевает мучение только ради одной своей собственной души, a здесь ради всей Церкви. Если бы ты даже и теперь убедил или принудил братьев возвратиться к единомыслию, то заслуга твоя была бы более вины, и вина не вменилась бы, а заслуга вызвала бы похвалы. Если же ты не в состоянии будешь сделать этого вследствие неповиновения (братьев), то, по крайней мере, старайся спасти душу свою. Желаю тебе сил для мира о Господе. Послание каноническое епископу Василиду 1. В послании ко мне, вернейший и просвещеннейший сын мой, ты вопрошал меня: в который час должно прекращать пост пред днем Пасхи? Ибо некоторые братия утверждают, как сказуешь, что должно делать сие в петелоглашение, а другие, что должно с вечера. Находящиеся в Риме братия, как говорят, ожидают петеля, а о находящихся здесь ты сказал, что они ранее прекращают пост. Ты взыскуешь положити точное время, и совершенно определенный час, но сие и неудобно и не безопасно. Ибо, что после времени воскресения Господа нашего надлежит начинати праздненство и веселие, а до того пощениями смиряти душы, сие все согласно признают. Но в послании твоем ко мне ты доказал весьма здраво, и согласно с разумением Божественных евангелий, что в них не оказывается ничего определеннаго о часе воскресения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Разделы портала «Азбука веры» ( 62  голоса:  4.5 из  5) Глава 1. Рождество. Детство. Юность. Обручение При первом великом несчастье рода человеческого Богоматерь уже сияет людям отрадным лучом. Когда дух-искуситель соблазнил первого человека и вывел его из повиновения Божеству, Бог произнес искусителю следующее таинственное пророчество: «Вражду положу между тобою и между женой и между потомством твоим и потомством ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Вот это таинственное слово: «Семя жены сотрет главу змея» — явилось единственным утешением в тот страшный час, когда человечество изгнано было из рая, и звучало единственной надеждой и отрадой в те пять тысячелетий, которые человечество томилось в отвержении от Бога, среди земных мук, чтобы после в них отходить в унылое царство теней. Люди, остававшиеся верными Единому , Богу, жили смутной надеждой на то, что явится некогда чудный Сын таинственной Девы Избавитель-Мессия, и наполнит пропасть, отделившую человека от Бога, и вернет людям достоинство «детей Божиих», вернет утраченное блаженство. Среди песен, слов и похвал, которые умиленная церковь сложила в честь Пресвятой Девы, есть два знаменательных обращения к Ней. Это два восклицания из акафистов Богоматери — общего и акафиста Иверской иконе. «Радуйся, райских дверей отверзете» «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!» Глубокие, чудные слова… Великолепный правдивый символ!.. Пусть двери рая заключены, охраняемы архангелом с огненным мечом — там, за далью многих десятков веков, маячит лучезарный спасительный образ. Непорочная Дева Матерь, после неимоверного страдания приняв в человеческую душу Свою крестную муку сладчайшего Своего Иисуса и в этот час выстрадав право на материнство всего усыновленного Ею с креста человечества, подойдет к этим заключенным дверям; и дрогнет защищающая их рука архангела пред Матерью Бога, и отступит он от заветных заключенных дверей, и тихо подойдет к ним Дева, и тихо распахнет их пред Ею усыновленным и Ею выстраданным человечеством.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Скачать epub pdf Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу. Кондак праздника Покрова Пресвятой Богородицы Праздник Покрова Пресвятой Богородицы получил свое название от чудесного события, происшедшего более тысячи лет тому назад в Константинополе. В 911 году в пределы Византии вторглись сарацины. Враги угрожали столице империи. Не надеясь на свои силы, к тому же весьма ослабленные происходившими тогда внутренними смутами, греки обратились с молитвой о помощи к Богу – в храмах Константинополя совершались неусыпные моления. 1 октября, «в навечерие недельного дня», жители столицы собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Божией Матери, и усердно просили о помощи Пресвятую Деву, не раз спасавшую их от бедствий. Совершалось всенощное бдение. Усердно воссылал молитвы Приснодеве и святой Андрей, Христа ради юродивый (славянин по происхождению), который присутствовал здесь со своим учеником Епифанием. Был четвертый час ночи. Вдруг блаженному Андрею открылось чудное видение: он узрел Божию Матерь, Которая шла по воздуху от царских врат, сопровождаемая апостолами, пророками и ангелами. Над амвоном Божия Матерь преклонила колена и «на долгий час» молилась, обливая слезами Свое Пречистое лицо. «Видишь ли, чадо, Госпожу и Царицу всех, молящуюся о нас?» – спросил блаженный Андрей своего ученика Епифания. «Вижу, святый отче, – отвечал Епифаний, – и ужасаюся». Окончив молитву, Божия Матерь сняла с Себя светлый блестящий омофор (покров, покрывало) и, держа его Своими руками, простерла над всем предстоящим народом. Долго созерцали святой Андрей и Епифаний этот распростертый омофор, который с отшествием Божией Матери также сделался невидимым. Весть о необыкновенном видении в храме быстро распространилась по всему городу. Жители Константинополя, услышав об этом знамении благодати Божией, исполнились радости и надежды, что Господь по молитвам Своей Пречистой Матери избавит их от надвигавшегося бедствия. Действительно, вскоре после этого видения враги империи были разбиты и прогнаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010