Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 1 (Ин. 7, 30–35)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 11. С. 193–208 (1-я пагин.). (Продолжение.) —193— образом одни оказываются в аду, а прочее сонмище (народа) спасается. Ведь надлежало бы без сомнения, если бы наказание было совсем не от божественного гнева, а от часа, обрушиться ему не на одну, только часть сонмища, но равномерно обнять всех. Итак, мы не должны считать причиной скорби или радости ни час, ни день, ни время, поскольку это относится к собственной природе и если выражаться правильно, но можем получать от часа или времени как пользу, так напротив и вред и, обращаясь умело или бестолково, находиться или в приятном или в неприятном положении. Так для примера могу сказать: „время всякому предмету“ ( Еккл.3:1 ), как написано, и знать времена весьма полезно, а не знать весьма вредно. Зимой конечно не подобает пускаться в мореплавание, а делать это летом благоразумно. Так рассуждая об этом, управление нами мы должны усвоять Владыке всего Богу. Ведь если, по неложному слову Спасителя ( Мф.10:29 ), совсем маленькая и малоценная птичка (воробей) никогда не попадёт в сеть 2464 без изволения Бога и Отца, то каким образом удостоенный такой чести и превознесённый над всем может подвергнуться чему-либо вопреки ожиданию или по желанию, если Промысл не посылает чего-либо из сказанного соответственно жизни каждого? Присоединю к этому и ещё нечто другое, что едва было не исчезло из моей памяти, хотя это и имеет очень близкое отношение к нашему предмету и даже требует точно такого же исследования о себе, —194— впрочем, не представляет трудности для решения, напротив, человек одарённый разумом и имеющий ум, приученный к различению добра и зла ( Евр.5:14 ), весьма легко поймёт это. Что же это такое, о чём говорим это? Брак совершали бывшие некогда Хананеянами обитатели страны смежной с Иудейской. То была Галилея. На пир они звали и Господа с Матерью Его и святыми учениками, а поводом к торжеству было у них заключение супружества. Когда Господь присутствовал здесь в качестве сотрапезника вместе с другими, собранными на пир, для благословения узаконенного Им брака, у трапезовавших оказался недостаток вина. Тогда Мать, как продолжавшая ещё иметь власть над Сыном, ради превеликого смирения Спасителя, а вместе с тем уже по большему опыту знавшая о Его божественной силе, говорит: „вина не имеют“. Знала она, что Он весьма легко совершит то, чего требовало положение вещей. Но Господь говорит ей: „что Мне и тебе, жена? ещё не пришёл час Мой“ ( Ин.2:3,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крест О почитании животворящего креста Господня 1 . На кресте Иисус Христос претерпел искупительную смерть: Тогда наконец он [Пилат] предал Его на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа. Там распяли Его… Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский ( Ин.19:16–19 . Ср. Мф.27:31–40 ; Мк.15:20–30 ; Лк.23:55–33 ). 2 . Иисус Христос не по принуждению, а Сам добровольно избрал наружный крест в орудие Своих страданий: Сего, по определенному совету и предведению Божию преданнаго, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили ( Деян.2:23 ). Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил ( Деян.3:18 ). Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:7–8 ). 3 . И самые страдания Спасителя называются крестом: Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест ( Евр.12:2 ). Примечание. Итак, «по определенному совету Божию» в деле нашего искупления, совершенном Иисусом Христом, одинаково имели силу два креста – наружный и внутренний, под которым разумеются страдания душевные и телесные и смерть; первый – наружный – был орудием для исполнения второго, и потому оба эти креста нельзя разделять один от другого. 4 . Кроме страданий и смерти, для Иисуса Христа наружный крест послужил к прославлению: Иисус возвел очи Свои на небо, и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. И ныне прославь Меня, Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:1–5 ). Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну человеческому. Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю… И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет ( Ин.12:23,28,32–33 . Ср. Ин.13:30–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Название и учреждение её Литургией преждеосвященных даров называется такое священнодействие, на котором не совершается таинства святой Евхаристии; но святые дары, уже прежде освященные, преподаются верующим, желающим причаститься их. Эта литургия бывает только в великом посту, по средам и пятницам каждую неделю, за исключением страстной, на которой она совершается в понедельник, вторник и среду. Она учреждена в первые века христианства, но в полном нынешнем составе записана в шестом столетии святым Григорием Великим , епископом римским. Она установлена по следующему обстоятельству: св. отцы церкви из уважения к дням великого поста, не осмеливались в такие дни сокрушения и печали о грехах совершать торжественного богослужения, какова полная литургия, которая в великом посту дозволяется только в субботы и в воскресенья, в праздник Благовещения и в великий четверг. Но как вследствие этого, благочестивые христиане, привыкшие ежедневно приобщаться святых даров, не могли переносить столь тяжкого лишения, то святая Церковь оказала им снисхождение. Поэтому снисхождению в два дня недели, посвященные памяти предания и распятия Спасителя, и выносятся на вечерни для поклонения и причащения верных божественные дары уже прежде освященные на литургии полной, т. е. на литургии Златоуста, или Василия Великого и соблюдаемые для этого в ковчеге на святом престоле. Литургия преждеосвященных даров состоит собственно из вечерни, впереди которой особенным образом отправляются часы 3-й, 6-й и 9-й, и содержит часть обыкновенной литургии, кроме важнейшей ее части, т. е. освящения даров. По прочтении которых на каждом часе священник выходит из алтаря и творит пред царскими вратами три земных поклона, повторяемые всеми верными, произнося при этом основной стих каждого часа, выражающий то, что побудило христиан освящать молитвою именно этот час. Так на третьем часе 1 читается священником и поется певчими: по-русски: Господи! Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Осквернение Телеграмма из Омска 60980 ПРИНЯТА 21 ЯНВ. 1921 КОПИЯ ГУБЧЕКА ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ РАЗРЕШАЕМ. ОСНОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СИБРЕВКОМА 14/1 ЗАМЗАВОТДЕЛУПРАВ ПЕРИМОВ Протокол вскрытия Святых мощей Святителя Иннокентия 1-го Епископа Иркутского, Чудотворца, составленный представителями духовенства и верующих г. Иркутска присутствующих при вскрытии 11/24 января 1921 года 201 1921 года января 11/24 дня, в понедельник 35-я седмица по Пятидесятнице, в день памяти Феодосия Великого, было произведено, по постановлению губернского съезда рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, собравшихся в г. Иркутске, вскрытие мощей Святителя Иннокентия, 1-го Епископа Иркутского, Чудотворца, нетленно почивающего в серебряной раке, в главном приделе Иркутского Вознесенского монастыря. Обстоятельства события таковы: о вскрытии св. мощей не было известно до 11 час. утра 11/24 янв., когда по улицам Иркутска от имени власти появились объявления, извещающие, что в 12 час. дня сего числа назначено вскрытие мощей Св. Иннокентия. В Иркутский Революционный Комитет по настоящему делу был срочно вызван Высокопреосвященный Архиепископ Иркутский Анатолий, едва смогший, вследствие болезни (тяжелая форма инфидэнции), посетить заседание Комитета. Получив копию постановления съезда о назначенном на сегодня освидетельствовании мощей, Архиепископ заявил, что, за болезнию, он лично присутствовать не может. На предложение власти передать кому-либо свое право, Архиепископ сообщил, что для присутствования при вскрытии мощей уполномочивает Преосвященного Настоятеля Вознесенского монастыря Епископа Бориса, монашествующую братию и члена духовного Комитета протоиерея Николая Пономарева, на каковых лиц и было выдано власти письменное уполномочие. Дополнительно Его Преосвященством было словесно предложено присутствовать членам Духовного Комитета: протоиерею Иннокентию Писареву, протоиерею Василию Флоренсову и гражданину Алексею Ивановичу Лукину. К назначенному для вскрытия времени монастырь был оцеплен частями войск, впускавшими в ограду лишь лиц, имевших прикосновение к делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Панихида в Беслане В Беслане завершается трехдневная Вахта памяти по погибшим в школе 51 час 50 минут на руинах школы горят свечи. Столько времени – с 9:15 1 сентября до 13:05 3 сентября – провели заложники в захваченном террористами спортзале. 3 сентября, 2011 В Беслане завершается трехдневная Вахта памяти по погибшим в школе 51 час 50 минут на руинах школы горят свечи. Столько времени – с 9:15 1 сентября до 13:05 3 сентября – провели заложники в захваченном террористами спортзале. Беслан. 2004. Дети. И каждый четвертый погиб. Всего 334 человека. Из них — 186 детей. Каждый год в первый день сентября в 13.05 во дворе разрушенной школы звенит колокол, зажигают свечи и отпускают в небо белые шары. Почтить память ушедших близких приезжают даже те, кто давно не живет в Беслане.   3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Все три дня, которые семь лет назад унесли жизни трехсот тридцати четырех человек, – это дни скорби и памяти. Погибших в бесланской школе вспоминают в эти дни по всей стране. На три траурных дня в Беслане прервались работы по возведению мемориального комплекса во дворе школы Вокруг спортзала уже установлены 103 колонны, чуть позже появится стеклянный купол. Но монтаж фасада мемориала будет проводиться уже после 3 сентября. По инициативе Международного общества движения «Добрые дети мира» в городе открылась архитектурно-скульптурная композиция «Добрый Ангел Мира». Памятник жертвам этого страшного теракта появился и в селе Коста-Хетагурова Карачаево-Черкесии. Скульптурные композиции памяти есть уже во Владикавказе, Петербурге, Флоренции и Москве. К подножию столичного памятника, установленного на площади перед храмом Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках, все эти три дня москвичи несут цветы и свечи. Для большинства из тех, кто пережил кровавый ужас Беслана, этот страшный теракт не закончился в сентябре 2004 года. Он продолжается. Каждый день для них – это мужество и выдержка в борьбе со своим горем, с болью потери близких. Многие уехали из Беслана, чтобы быть подальше от напоминания о тех пятидесяти часах. Некоторые не помнят всех тех событий: самые маленькие заложники пережили теракт, еще не родившись – среди заложников оказались шесть будущих мам. Но время не лечит эту глубокую бесланскую рану.

http://pravmir.ru/v-beslane-pominali-pog...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление 1. Понятие о проскомидии Проскомидией называетсячасть Литургии. Само слово «проскомидия» происходит от греческого προσκομιδη которое переводится как «приношение». Приношением же в Древней Церкви были хлеб и вино, которые приносили христиане для совершения богослужения. Таким образом они соблюдали данное еще в Ветхом Завете Божие повеление: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» ( Втор.16:16 ). Часть приносимого отделялась для совершения таин­ства Евхаристии, а оставшееся шло на «вечерю любви». Так было с самого зарождения христиан­ства, когда по Вознесении Господнем Его последователи «постоянно пребывали в учении Апос­толов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ), по слову Спасителя: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Совершаемые трапезы – агапы, – «без сомнения, с са­мого же начала получили богослужебное значение», хотя еще и «не имели исключительно литур­гического смысла, а служили в первохристианское время и к удовлетворению естественной потребности питания» 1 . К IV в. происходит отделение агапы от собственно литургического богослу­жения, которое переносится на утро или полдень 2 . Однако благочестивый обычай приносить хлеб и вино для совершения таинства остался, кое-где встречается он и по сию пору. Проскомидия входит в состав Литургии св. Иоанна Златоустог о и Литургии св. Василия Великого . Она не входит в состав Литургии Преждеосвященных Даров, однако имеет к ней отношение, так как на проскомидии загодя приготавливаются Св. Дары для этой Литургии. На проскомидии творится воспоминание 2х событий: «Вследствие этого, слова и действия проскомидии имеют двойственное значение, изображая, с одной стороны, рождество, а с другой – страдания и смерть Христовы» 3 . 2. Время совершения проскомидии 2.1 Время суток для совершения проскомидии Обычным временем суток для совершения проскомидии архиепископ Вениамин полагает 3й час (по нашему времясчислению – 9й час утра), ибо христиане «боятся приступить к жертвоприношению прежде того времени, когда Христос Господь осужден был на крест» 4 , и не позже полудня – из-за того, что «всякая литургия есть служение того дня, который начинается с вечера или с полудня прошедшего дня, и доходит не долее, как до полудня настоящего» 5 . В случае соединения полной Божественной Литургии с Вечерней службу проскомидию можно совершать после полудня, но тотчас, чтобы не было литургисания, когда уже стемнеет. 2.2 Дни, когда проскомидия не совершается

http://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinopo...

Содержание Священномученик Дионисий, Архиеп. Александрийский был сыном богатых язычников и получил хорошее образование. Став христианином, он сделался учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. С 231 г. он был учителем в Алесандрийском огласительном училище, а с 247 г. епископом Александрийским. За свою борьбу с Савелием и Павлом Самосатским он был назван «великим» и учителем Вселенской Церкви. 4 правила св. Дионисия вошедшие в книгу правил составляют послание, которое он в 260 г. послал в Ливию, выражающее скромность великого учителя.   1. В послании ко мне, вернейший и просвещеннейший сын мой, ты спрашивал меня, в который час должно прекращать пост пред днем Пасхи? Ибо некоторые братья утверждают, что должно делать это во время пения петухов, а другие, что должно с вечера. Находящиеся в Риме братья, как говорят, ожидают петуха, а о находящихся здесь ты сказал, что они ранее прекращают пост. Ты просишь установить точное время, и совершенно определенный час, но это и неудобно, и небезопасно. Ибо, что после времени Воскресения Господа нашего надлежит начинать празднество и веселие, а до того лощениями смирять души, это все согласно признают. Но в послании твоем ко мне ты доказал весьма здраво и согласно с разумением Божественных Евангелий, что в них не высказывается ничего определенного о часе Воскресения. Ибо евангелисты различно описали приходивших ко гробу в разные времена и, говорили, что все они обрели Господа уже воскресшим. «Поздно в субботу», как сказал Матфей (Мф 28:1); «утром, еще затемно», как пишет Иоанн (Ин 20:1); «очень рано», как Лука (Лк 24:1); и «очень рано утром, возсиявшу солнцу», как говорит Марк (Мк 16:2). Но когда воскрес, это ясно ни один из них не показал. Несомненно же то, что «в вечер субботы на рассвете дня», первому от суббот, на гроб придя, уже не обрели Господа лежащим в нем. И да не представляем евангелистов ни разногласными, ни противоречащими один другому. Но если и возомнится быть некое разнословие о вопрошаемом, если согласуясь все, что в той ночи восшел Свет мира, Господь наш, различно говорят о часе, то мы да тщимся благоразумно и верно согласить реченное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2811...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.8 из  5) Оглавление Киевская повесть Прекрасный друг минувших светлых дней , Надёжный друг дней мрачных и тяжёлых, Вина всех дум, и грустных и весёлых, Моя жена и мать моих детей! Вот песнь моя, которой звук унылый, Бывало, в час бессонницы ночной, Какою-то невидимою силой Меня пленял и дух тревожил мой! О, сколько раз я плакал над струнами, Когда я пел страданье Чернеца, И скорбь души, обманутой мечтами, И пыл страстей, волнующих сердца! Моя душа сжилась с его душою: Я с ним бродил во тме чужих лесов; С его родных днепровских берегов Мне веяло знакомою тоскою. Быть может, мне так сладко не мечтать; Быть может, мне так стройно не певать! - Как мой Чернец, все страсти молодые В груди моей давно я схоронил; И я, как он, все радости земные Небесною надеждой заменил. Не зреть мне дня с зарями золотыми, Ни роз весны, ни сердцу милых лиц! И в цвете лет уж я между живыми Тень хладная бесчувственных гробниц. Но я стремлю, встревожен тяжкой мглою, Мятежный рой сердечных дум моих На двух детей, взлелеянных тобою, И на тебя, почти милей мне их. Я в вас живу, — и сладко мне мечтанье! Всегда со мной моё очарованье. Так в тёмну ночь цветок, краса полей, Свой запах льёт, незримый для очей. 17 сентября 1824 г. Санкт-Петербург 1 За Киевом, где Днепр широкой В крутых брегах кипит, шумит, У рощи на горе высокой Обитель иноков стоит; Вокруг неё стена с зубцами, Четыре башни по углам И посредине Божий храм С позолочёнными главами; Ряд келий, тёмный переход, Часовня у святых ворот С чудотворящею иконой, И подле ключ воды студёной Журчит целительной струёй Под тенью липы вековой. 2 Вечерний мрак в туманном поле; Заря уж гаснет в небесах; Не слышно песен на лугах; В долинах стад не видно боле; Ни рог в лесу не затрубит, Никто не пройдет, — лишь порою Чуть колокольчик прозвенит Вдали дорогой столбовою; И на Днепре у рыбаков Уж нет на лодках огоньков; Взошёл и месяц полуночный, И звёзды яркие горят; Поляны, рощи, воды спят; Пробил на башне час урочный;

http://azbyka.ru/fiction/chernec-kozlov-...

С.Е. Недумов Месяц Февраль 1 февраля Повесть о святом Венедикте В Римской стране инок, именем Венедикт, муж святой жизни, совершивший великие чудеса, воскрешавший даже мертвых, от юности возлюбил Христа, отдавшись вполне всем строгостям монашеского жития. Св. Венедикт был весьма милосерд к нуждающимся, готов будучи отдавать им последнее. Не только сам святой угодник не имел ничего, но и братия монастырей, где святой настоятельствовал, приходили на жительство в крайнем убожестве, отдавая бедным все, что случалось приобретать. Однажды к св. Венедикту приходит муж православный и просит Христова угодника уплатить долг. Не имея ничего, чем бы помочь нуждающемуся просителю, ответствовал святой: прости меня на сей раз, но приди после ко мне, и я помогу тебе. Когда удалился проситель, святой стал на молитву, прося Господа помочь несчастному должнику. По прошествии двух дней, муж тот опять является к св. Венедикту с прежнею просьбою. И вот, видит угодник Христов, что поверх сосуда, стоявшего в келлии его с сочивом, лежат 12 золотых монет. Взяв златицы те, подал святой просителю, сказав: отдай сие заимодавцу твоему, а одну монету оставь у себя ради потребностей по дому своему. Вот что совершает всемогущая милостыня и нестяжательность ради Христа. 2 февраля Слово о исходе души из тела св. Григория Папы Римского Хочу рассказать вам одну историю, (в подлиннике: притчу), которую прошу выслушать со страхом. Отец мой имел трех сестер, кои все сохранили чистоту свою. Вот имена их: Тарсила, Емилиана, Гордиана. Все сии три сестры в один день приняли иночество, поместившись в одной келлии. – Две сестры Тарсила и Емилиана, возжелав всею душою достигнуть вечного спасения, проводили жизнь свою в посте и молитве, но третья сестра Гордиана мало по малу начала отступать от правил иноческой жизни, и соблазнившись пустою прелестью мира, вступила в сообщество с подругами мирскими. Сестры ее всячески старались возвратить на путь иночества, но не успели в том, – и сестра их вышла наконец замуж. Один раз в полночь, когда сестра моего отца, Тарсила, молилась Господу, явился ей усопший дед мой Феликс, епископ Римской церкви и сказал: смотри, я скоро приму тебя в светлую обитель, и вот в тот час напала лихорадка на нее. Когда около смертного одра ее предстояли окружающие (в том числе и мать моя), больная, воззрев вверх, увидела Господа нашего Иисуса Христа, и обратилась к предстоящим, говоря: отойдите отсюда, Господь Иисус Христос идет сюда, и тот час душа больной разлучилась с телом, и благовонием наполнилась горница, где стоял одр ее. При омытии тела усопшей увидели тогда, что от частых и долгих молитвенных коленопреклонений, кожа на коленях чрезвычайно отолстела.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава XXVI. Вторичная моя болезнь и пребывание мое в Москве с ноября по март; посвящение отца Нила в игумена Берлюковского; освящение церкви Василия Парийского; известие о назначении Преосвященного Леонида в Ярославль Ноября 26, 1875 года в день празднования святого Иннокентия, Иркутского чудотворца, совершив литургию в Острове, в церкви богадельни, где храмовый праздник, я к вечеру того дня отправился в Москву, не сказав предварительно никому из монастырских, зачем я еду, чтобы не было излишнего смущения. На следующий день у меня было совещание моих врачей, Ивана Николаевича Новацкого и Сергея Арсеньевича Тяжелова, которые положили, что 28 числа они приступят к операции. В 2 часа пополудни приехали и начали операцию: она продолжалась 1 час 20 минут. На первый раз я мог вынести довольно благодушно делаемое; в 10 приемов инструмента раздробили часть камня; более продолжать было нельзя, потому что я был слишком утомлен. За операцией последовала сильная лихорадка, ежеминутные позывы, большей частью тщетные, при этом резь, боль и жар, все это вместе было для меня весьма тягостно. Лихорадочное состояние продолжалось, впрочем, только сутки; аппетит пропал и сна вовсе не было. Но, по милости Божией, мало-помалу мне становилось легче, так что доктора нашли возможным продолжать начатое и приступить ко вторичной операции, которая была назначена декабря 7, во вторник, во втором часу дня. В этот раз, когда начали делать операцию, со мной сделался нервный припадок, и мне предложили принять хлороформу; я согласился, и в две минуты меня усыпили. Операцию стали продолжать; я совершенно ничего не чувствовал, и мне сказывали потом, что в это время я пел тропари и разное духовное пение. Операция не была еще окончена, а действие хлороформа прекратилось. Я почувствовал невыносимую боль, и операцию тотчас же перестали продолжать; она длилась уже 1 час и 10 минут. Эта вторая операция для меня была тяжелее первой. Хлороформ очень подействовал на голову и грудь, и в желудке чувствовались глухие и тяжелые боли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010