Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.1 из  5) 1894 год 1895 год 1896 год 1904 год 1905 год 1906 год 1907 год 1913 год 1914 год 1915 год 1916 год 1917 год 1918 год Полный текст 1906 год 1-го января. Воскресенье. В 11 час. поехали в Большой дворец к обедне. Был выход, и поэтому стояли внизу в церкви. Завтракали в галерее. Вернувшись домой, читал, писал телеграммы и погулял. От 3 1/2 до 5 час. принимали дипломатов у себя в Александровском дворце. Обедали: Николаша, Петюша, Милица и Стана. Провели с ними вечер до 11 1/2 час. Была оттепель. 2-го января. Понедельник. Встали поздно. Принял Витте и трех представляющихся. Завтракали: Мари и Мандрыка (деж.). Хорошо погулял. После чая принял Олива. Вечером покатались и заехали к Дмитрию, который не выходит. 3-го января. Вторник. Был занят с 10 1/2 до 1 1/2. Завтракала Мари. Гулял вокруг всего парка. Усиленно читал до 8 час. Обедали офицеры Л.-Гв. Егерского полка, сегодня прибывшего из города. Разговаривали до 10 час. Николаша имел затем небольшой доклад. 4-го января. Среда. В 10 1/2 в манеже был смотр Л.-Гв. Егерскому полку. Вернулись вовремя, к приему и докладу. Завтракали Чакрабон и Нирод (деж.). Принял Герарда — Финлянд. ген.-губ. Гулял, таяло. Много читал и все окончил. В 8 час. обедали у Ольги и Пети. Там были: Гадон, Волков с женою, его брат Гавра, Нирод и Мандрыка с женою. Слушали Сартинского бея. 5-го января. Четверг. В 11 1/2 поехали к службе, стояли внизу. После завтрака принял бар. Мейндорфа, вернувшегося из командировки в Москву. Гулял. До чая принял Енгалычева. Много читал. Обедали Миша, Мари и Дмитрий. 6-го января. Пятница. До 11 час. поехали во дворец. Обошел войска в церковном зале и затем пошли к обедне. В 12 час. началось шествие к Иордани, которая была устроена у Грота на озере. Погода стояла чудная, тихая и солнечная. Участвовали военно-учебные заведения и Царскосельский гарнизон. Завтракали со всеми в галерее. Принял гр. А. П. Игнатьева. Гулял. Занимался. Обедали и провели вечер Милица, Стана, Николаша и Петюша. 7-го января. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Н.Л. Волковский Часть пятая. Жизнь города 1941 год «... По законам военного времени» ПРИКАЗ начальника гарнизона г. Ленинграда об обеспечении общественного порядка и государственной безопасности в городе 27 июня 1941г. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. об объявлении в г. Ленинграде военного положения, в целях обеспечения в г. Ленинграде общественного порядка и государственной безопасности приказываю: 1 . Время работы учреждений и организаций местного и областного значения установить с 8 час. 30 мин. утра, союзного и республиканского значения – с 9 час. утра. 2 . Театрам, паркам, кино, клубам и другим зрелищным предприятиям свою работу заканчивать не позднее 22 час. 45 мин. 3 . Торговым предприятиям (магазины, палатки, рынки и др.), предприятиям общественного питания (рестораны, столовые, кафе и др.) и предприятиям коммунального обслуживания (бани, прачечные, парикмахерские и др.) заканчивать свою работы в 22 час. 45 мин. 4 . Воспретить въезд в г. Ленинград всем лицам, не прописанным на жительство в г. Ленинграде, за исключением лиц, специально командированных народными комиссарами СССР и РСФСР, а также по вызовам облисполкома и исполкома Ленсовета. Примечание: Рабочим и служащим пригородов, работающим в г. Ленинграде, разрешается въезд в г. Ленинград по специальным пропускам предприятий и учреждений. 5 . Запретить фотографирование и производство киносъемок в пределах г. Ленинграда без разрешения коменданта гарнизона г. Ленинграда. 6 . Воспретить движение по г. Ленинграду легкового транспорта и пешеходов с 24 час. до 4 час. 00 мин. за исключением имеющих специальные пропуска Примечание. Во время воздушной тревоги транспорт и пешеходы действуют в соответствии с правилами местной противовоздушной обороны. 7 . За невыполнение настоящего приказа виновные подлежат наказанию по законам военного времени. 8 . Наблюдение за точным и неуклонным выполнением настоящего приказа возлагаю на коменданта гарнизона г. Ленинграда полковника Денисова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ < >< назад > ТОЛКОВАНИЕ Гл. XIII—XVII. Ночь восхождения Сына к Отцу начинается большим отрывком гл. XIII-XVII, представляющим собою и внешне, и внутренно одно целое. Он открывается повествованием об омовении ног, тем толкованием, которым его сопровождает Господь, и указанием предателя (XIII. 1-30). В построении гл. XIII-XVII эта повествовательная часть имеет значение символического акта, от которого отправляется последующее учение, начинающееся с XIII. 31 и обнимающее гл. XIV-XVII, из которых отрывок XIII. 31 — XVI. 33 содержит Прощальную беседу Господа с учениками, а гл. XVII — внутренне и внешне с нею связанную Первосвященническую молитву. Это построение совершено подобно тому, которое мы наблюдали в гл. V и VI, где в обоих случаях отрывок начинается с повествовательного эпизода, имеющего значение символической исходной точки для последующего учения. Однако учение не ограничивается простым раскрытием символа, оно его углубляет и возводит читателя на такие догматические высоты, которые символ позволял предвидеть только отчасти. XIII. 1-3. Повествование об омовении ног вводилось ст. 1-3, которые, имея ближайшее отношение к омовению, могут быть понимаемы и как общее заглавие ко всему отрывку Ин. XIII-XVII. Прежде всего нашего внимания заслуживает указание на Праздник Пасхи. В XI. 55 отмечается близость Пасхи. В XII. 1. Вифанское помазание вводится хронологическим указанием: «...за шесть дней до Пасхи». В XIII. 1 стоит просто: «...перед Праздником Пасхи». Пасха наступала. Наступил и «час» Иисуса. Но здесь «час» Иисуса определяется как час перехода Его от мира сего к Отцу. В мире — диавол, заронивший в сердце Иуды намерение предать Иисуса. В мире и ученики. И «Иисус, возлюбив своих, находящихся в мире, до конца возлюбил их». Ближайшим выражением этой любви является омовение ног. Но символический акт омовения ног вводит последующее учение, а вместе с ним и все повествование о Страстях. Оно все ставится под знак любви Господа к ученикам. Но Иисус знал не только то, что наступил час Его перехода от мира сего к Отцу. Он знал и то, что «Отец все дал Ему в руки и что Он от Бога исшел и к Богу идет». Переход Иисуса к Отцу Он мыслит как свое возвращение. Но если Отец все дал Ему в руки, то это «все» относится прежде всего к ученикам (ср. XVIII. 6, 9) и Его восхождение есть и возведение учеников.

http://zavet.ru/b/casbez/012.htm

«Благодарность»... Нужно ли о ней, о необходимости ее, о естественности, о желании ее говорить? Казалось бы, после такого ожидания и приготовления, после такой милости, какой сподобились причастившиеся, и вообще после такого длинного подготовительного Богослужения в несколько часов, да, именно часов, каковыми являются в сущности все предварительные службы, то есть и вечерня, и утреня, и часы, и затем вся так называемая литургия оглашенных, и даже значительная часть самой литургии верных; после всего этого – может ли не быть и часть последующая? Ответ, по-видимому, предполагается положительный: да, она должна быть! И разумеется. Но вопрос в том, насколько значительна должна быть эта часть? Подготовительная занимала несколько часов. В древнее время богослужение совершалось ночью и беспрерывно шло, заканчиваясь Евхаристией. Сколько же времени должен занять теперь конец, заключительная часть? Пожалуй, можно подумать, что конец будет не малый, во всяком случае не будет почти незаметным. И почти все другие службы теперь имеют и свой подъем, и свою вершину, а потом – постепенное уступление. В вечерне конец начинается уже со «Сподоби, Господи», а там далее: «Исполним вечернюю молитву», стихиры на стиховне, тропарь, сугубая ектения и отпуст. Это все ниспадание. Вершина – вход, прокимен и (если есть) паримии, то есть чтение Священного Писания Ветхого Завета. На утрени центр с «Хвалите» – до Славословия, а затем опять заключение, постепенно убывающее: ектении, отпуст и 1-й час. И опытный знаток богослужения знает, что после великого Славословия психологически оборвать утреню невозможно: слишком много радости было в средней, центральной части, закончившейся поднимающими хвалитными стихирами и Славословием... Даже и 1-й час различно на практике читается: где сокращенная всенощная, там 1-й час «дьячки» начинают с молитвы «Святый Боже», а то даже и с «Господи, помилуй» – 40 раз, и далее. А где служба совершается полнее, там читается весь 1-й час, но с выпуском двух первых псалмов, а прямо после «Приидите, поклонимся» – «Милость и суд». Но где богослужение, как в монастырях, например, исполняется по уставу, почти целиком, там явно ощущается необходимость читать и два опускаемых псалма: есть потребность постепенно, не спеша, успокоиться от подъема, чтобы выйти из храма домой умиренным и ровным, но с полученным богатым содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Дни Утреня 1-ый час 3-ий час 6-ой час 9-й час Вечерня Воскресенье 2, 3 (+17) --------- ---------- ---------- --------- ---------- Понедельник ---------- Вторник 10, 11, 12 19, 20, 1 Четверг Пятница 13, 14, 15 ---------- --------- Суббота ---------- ---------- ---------- ---------   Здесь видно, что количество кафизм, исполняющихся в течение седмицы, увеличено так, чтобы за семь дней прочитать всю Псалтирь дважды. Рассмотрев таблицу, можно увидеть, что распределение кафизм осуществляется по их порядковому номеру на утрени и часах не затрагивая вечерню. На протяжении седмичных дней отсутствует чтение 17-ой и 18-ой кафизмы. 17-ая отсутствует ввиду того, что она исполняется в субботу, а 18-ая – на вечерни. 2.    Кафизма на вечерни Рассмотрим некоторые памятники, касающиеся «песней степеней» на вечерни. Согласно палестинскому Часослову VIII–IX вв. (Sin. gr. 863), вечерняя служба начиналась 103-м псалмом, за которым следовала вся 18-ая кафизма с разделением на три «Славы» . Другой палестинский памятник – синайско-грузинский кодекс 34 (Sin. iber. 34), датируемый около 700 года – также указывает на вечерни исполнение 18-ой кафизмы . Более того, анализ системы распределения кафизм в указанном кодексе позволил исследователю этого памятника сделать вывод о том, что 18-ая кафизма составляла неподвижный и оригинальный элемент вечерни, то есть не входила в обычное распределение кафизм между службами . Сходство в указаниях на стабильное исполнение 18-ой кафизмы во время вечерни в Sin. gr. 863 и Sin. iber. 34 указывает на палестинское происхождение данного элемента. Остается открытым вопрос о времени, когда «песни степеней» появились на палестинских вечернях. Распределение кафизм между службами в уже упомянутом синайско-грузинском кодексе (Sin. iber. 34), о котором мы еще скажем ниже, датируется VI-м веком. В это время 18-ая кафизма уже являлась постоянным элементом вечерни. Ввиду этого, гипотетическое время установления этого элемента – около V-ro века . Таким образом, 18-ая кафизма, как постоянный и неизменяемый элемент вечернего богослужения, является проявлением архаического строя палестинской вечерни.

http://bogoslov.ru/text/4453203.html

Начало Великого поста Стихира на стиховне, гл. 5. Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов. проповедник покаяния, жительство Ангелов, и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас! Тропарь на 1-м часе гл. 6. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. –      гл. 6. Стопы моя паправи по словеси Твоему, и да не обладает много всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. –      Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Тропарь на 3-м часе, гл. 6. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Тропарь на 6-м часе, гл. 2. Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь на 9-м часе, гл. 8. Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. В Понедельник 1-я седмицы, на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Всякий грех содеях, всех пройдох блудом; аще восхощу покаятися, не имам слез токи; аще леностно и ныне поживу, муце повинен есмь. Но даждь ми исправление, едино благий Боже, и помилуй мя. Стихира на стиховне, гл. 3. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинами пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отлолжение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный. Великое повечерие Ирмосы великого канона, гл. 6, песнь 1-я. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Припев: Помилуй мя. Боже, помилуй мя. –      2. Вонми небо, и возглавлю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. –      Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый, и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Скачать epub pdf Глава 13 Умовение Господом ног учеников (1–11) и беседа после сего (12–20). Указание предателя и удаление его с вечери (21–30). Прощальная беседа Господа с учениками (начало: 31–38). 1. Ин. 13:1 . Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Ин. 12:1, 8:20 ; Мф. 26 п.; Мф. 16:28 . Пред праздником Пасхи: о Пасхе см. прим. к Мф. 26:2 . – Что пришёл час Его и пр. (ср. 7 и прим.), т. е. настало время Его смерти (см. прим. к 12:27–28) и чрез смерть – прославления Его в воскресении и вознесении к Отцу Небесному. – Перейти от мира: «высоко знаменательно евангелист называет смерть Его переходом» (Злат.) «по причине вознесения Его по воскресению» (Феофил.). – Возлюбив Своих и пр.: Господь – воплощённая любовь, всегда любил всех, особенно последователей Своих; но в эти последние дни и часы Своей земной жизни эти чувства любви к ним возросли, так сказать, до высшей степени – до конца возлюбил их, совершенно, вполне, «не опустил ничего, что следовало сделать тому, кто сильно любит» (Феофил.). Эта полнота любви выразилась во всех Его действиях в отношении к ним в продолжение этих последних часов Его земной жизни. Первый пример её евангелист указывает в событии умовения Господом ног учеников Своих во время последней вечери Его с ними. – Своих: Своими (собственными) в частном и тесном смысле слова называются здесь св. апостолы, как представители в настоящем случае всех верующих во Христа, которые все суть Свои Господу и Богу в смысле особенной близости Его к ним (ср. Еф. 2:19 ). – Сущих в мире: остающихся ещё в мире, на земле, тогда как Ему пришёл час перейти от мира к Отцу. 2. Ин. 13:2 . И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Мф. 26 п. Ин. 13:27, 6:70 ; Лк. 22:3, 31 . 3. Ин. 13:3 . Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, Ин. 3:35, 10:18, 18:4 . 4. Ин. 13:4 . встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О русских в России начнут хотя бы вспоминать? Некоторые специалисты считают миграционную концепцию нацистской 25.10.2021 2822 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора В прошлом материале на эту тему в очередной раз констатировал, что дерзость нацменов в России прогрессирует день ото дня. Причина – проводимая десятилетиями вредная для государства национальная и миграционная политика, спекуляции на необходимости привлечения дешевой рабочей силы на русские территории, бездействие власти всех уровней, замалчивание проблем центральными СМИ. В постскриптуме к указанному материалу упомянул, что только сейчас, наверное, в виде исключения, днем 21 октября по Первому каналу телевидения дозированно и с привычными нотками толерантности и забалтывания вопросов, но всё же в передаче «Время покажет» стали говорить о ряде проблем, отражённых в той статье и указанных в ней материалах. Остановимся на одном знаковом утверждении, прозвучавшем в сюжете программы «Время покажет» от 21.10.2021 (1 час. 20 мин. – 1 час. 40 мин.). Впервые во всеуслышание дана четкая характеристика миграционной концепции. Политолог и востоковед Каринэ Геворгян (1 час. 30 мин.) напомнила, что у нас принята Концепция по миграционной политике. Ряд специалистов, в том числе и из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (РАНХиГС), как она констатировала, считают её нацистской. Затем ведущий программы попытался перевести обсуждение в другую плоскость, чтобы как-то «затереть» чётко прозвучавшее определение. Но Карине сумела настоять в уточнении своей мысли . «То, что заявлено и сейчас делается (в рамках реализации концепции) – это бесчеловечно, и по отношению к принимающему сообществу, и точно так же бесчеловечно по отношению к тем людям, которых сюда заманивают для работы», – сказала она. Далее Каринэ, упоминая ситуацию в Афганистане (под видом беженцев и мигрантов в Россию оттуда может поступать, кто угодно), указала, что спецслужбы просто не могут фильтровать и контролировать ситуацию из-за огромной массы миграционного потока этих людей, которые не владеют русским языком. Кто лоббирует бесконтрольное привлечение таких мигрантов? Геворгян констатирует – строительный сектор, «картофельный союз» (сфера сельского хозяйства в более широком смысле). Совершенно верно! Об этом писал в материалах – «Хуснуллинщина – страна «вагония»» и «Без гастарбайтеров на русских полях – никак» .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/25/o_...

Глава первая. Происхождение часов Новозаветное богослужение развилось на почве ветхого завета, и христианские времена молитвы находятся в соответствии с временами общественной и частной молитвы древних евреев. «Последование часов» (κολουϑα τν ρν, – horae), как показывает самое название, принадлежит к суточному богослужению и, в частности, имеет ближайшее отношение к известным часам дня. Поэтому, чтобы точнее определить связь службы часов с ветхозаветной молитвенной практикой, необходимо предварительно уяснить себе, какие часы молитвы соблюдались у древних евреев. 1. Часы ветхозаветной молитвы В ту давнюю пору, когда слагался ветхозаветный культ, евреи еще не знали счисления времени по часам. Тогдашнее суточное времясчисление имело характер довольно общий и неопределенный; употреблялись выражения – рассвет, утро, полдень, вечер, а также различные описательные обозначения времени 2 . Час, как единица времени, – явление позднейшее. Деление дня на 12 часов могло быть позаимствовано евреями от вавилонян во время плена. По крайней мере, еврейское слово «шаа» – час арамейского происхождения и в Ветхом Завете встречается только в книге пророка Даниила (3:6, 15 сн. 5:5). Правда, у иудейского царя Езекии были уже солнечные часы, отмечавшие счет времени по ступеням ( 4Цар. 20:9–11 ); но едва ли это обстоятельство могло заметно повлиять на обычное времясчисление евреев 3 . В зависимости от характера суточного времясчисления и все ветхозаветные предписания касательно времени совершения молитвы страдают отсутствием ясности и определенности; указываемые в них сроки весьма растяжимы. – Однако, сопоставляя древнюю молитвенную практику евреев с позднейшей, мы находим, что уже в ветхом завете освящались молитвой почти все часы христианского суточного богослужения. С течением времени у евреев входит в обычай общепринятое теперь деление дня на двенадцать часов; при чем счет ведется по-восточному, т. е. от восхода солнца (а по-нынешнему, приблизительно, с шести часов утра). Применительно к этому счету и прежние выражения – утро, полдень, вечер и т. под. – постепенно заменяются названиямичас первый, третий, шестой, девятый и т. д., – правда, в довольно широком и общем смысле прежних выражений. Таким образом, обычай молиться в определенное время дня естественно перешел в обычные «часы молитвы» ( Деян. 3:1 ), сделавшиеся потом известными и в христианском употреблении 4 . – Какие же это часы?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

I. Чин В древних Часословах, на ряду с изложением последования дневных часов и иных суточных служб, встречается также иногда и изложение особого «последования ночи» (κολουθα της νοκτς), или «ночных часов», число которых доходит до 12-ти. Следовательно, часы могут обнимать не только дневные, но и ночные службы, образуя свой особый круг суточного богослужения. Естественно возникает, поэтому вопросы какие же отношения существуют вообще между часами и остальными суточными службами, и, в частности, в каком взаимоотношении с этими службами должны находиться ночные часы? 1. Круг суточных служб. Историко-литургическое понятие «часа» по объему своему гораздо шире обычного круга часовых служб. Как показывают древние литургические памятники, название «час» нередко обозначало всякую вообще службу, приуроченную к определенному времени или часу дня и ночи, т. е. всякую вообще суточную службу. Отсюда и книга, содержащая последование суточного богослужения, получила название«Часослов», Ωρολγιον; а по-эфиопски (в издании Б. А. Тураева ) она называется «книга молитвы часов» (мацхафа цапота [?] саатат). 1 В греческих памятниках уже с 8-го века, т. е. почти со времени составления, книги суточных служб, ей усвояется название Ωρολρον 2 Это название иногда заменяется более полными названиями, еще выразительнее свидетельствующими о единстве суточного круга; каковы, например: «ρχ σν Θε τν προσευχν μερονυκτιν», 3 или– «ρχ σν Θε το ρολογον, περιχων τν κολουθαν το νυχθημρου». 4 Круг суточных служб начинается при этом или первым часом, или утреней, или же полунощницей. Первый час поставлен во главе суточных служб в древнейших и, по-видимому, наиболее типичных Часословах, как-то; в Син. 863, в Афоно-Ватопед. 350/984 (XII в.) и в эфиопском Часослове. «Чин коуросоглашения», или «чин заоутрени», предваряемой утренними молитвами, стоит первым в древнеславянских Часословах типа Син. 12 (XII–XIII в.); причем первый час в них непосредственно примыкает к утрене, а остальные часы вместе с изобразительными объединяются в особый «чин часов», или «чин обедни», «обедници»; повечерие обычно называется «мефимоном», а полунощница или совершенно опускается, или же помещается в ряду ночных часов. Наконец, Часословы обычного типа начинают круг суточных служб с полунощницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010