Глава 3 Чудесное исцеление Св. ап. Петром хромого от рождения (1–11). Речь по сему поводу к народу (12–26) Деян.3:1 .  Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. «В час молитвы девятый», επ τν ραν τς προσεχς τν ενντην, слав. не столь правильно «на молитву в час девятый». Греческий текст и русский перевод предполагают формой своего выражения еще другие часы молитвы, кроме девятого: эти другие часы – были третий и шестой (по нашему 9-й и 12-ый). Между тем славянский перевод выражается так, что можно допустить случайность совпадения молитвы Апостолов с девятым часом (по нашему 3-м по полудни). Следы троекратной ежедневной молитвы встречаются в еврейской истории весьма рано: еще Давид в одном из псалмов указывает на молитву вечером, утром и в полдень ( Пс. 54, 18 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском ежедневно три раза преклонял колена для молитвы ( Дан. 6, 10 ). В храме утренний и вечерний часы (3-й и 9-й) освящались особо узаконенными утренним и вечерним жертвоприношениями, и на один из этих-то часов молитвы и шли апостолы, чтобы вознести свои молитвы Богу установленными от Него и до времени не терявшими своего значения для них храмовыми Богослужениями. Деян.3:2 .  И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, про­сить милостыни у входящих в храм. «Хромой от чрева матери его» – Деян. 4:22 – ему было теперь более сорока лет. О «Красных вратах» храма, названных так, вероятно, по их красоте, нигде не упоминается более. Вероятно, это были главные восточные врата (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий описывает, как самые красивые, превосходившие красотою все прочие ворота храма (Иуд. война 5:5, 3). Деян.3:4 .  Петр с Иоан­ном, всмотрев­шись в него, сказали: взгляни на нас. Деян.3:5 .  И он при­стально смотрел на них, надеясь по­лучить от них что-нибудь. Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга Апостолов и исцеленного. Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 7. Время суточных служб Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, мы обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Большинство из вас на молитву становится 2 раза (утром и вечером). Я уже упоминал, что в исламе на молитву (намаз) встают 5 раз в день в определенные промежутки времени. Причем, время намаза зависит о географического нахождения молящегося. Например, 1) утренний намаз начинается с рассветом и заканчивается восходом солнца, 2) полуденный (ровно в полдень), 3) послеполуденный (предвечерний), когда тень от предмета становится в два раза больше самого предмета, 4) вечерний (закатный), 5) ночной, когда стемнеет полностью. Раньше это делалось на глазок, а сейчас можно сверяться по интернету, где время указывается с точностью до минуты. Иудеи тоже наблюдают время совершения молитвы (утром в первые три часа от захода солнца, днем в течении 4 часов, вечером до захода солнца и ночью, когда появились звезды). Помните, что царь Давид делал это до семи раз ( Пс.118:64 ). И св. Иоанн Златоуст засвидетельствовал, что « ревностные и благочестивые семь раз предстоят Богу… Во-первых, по окончании ночи, что мы называем утреней; во-вторых, при восходе солнца – благодарят за начало дня; в третий час, когда Дух Святой сошел на апостолов; в шестой час, когда Христос Бог наш плотию был пригвожден ко кресту и раздрал рукописание грехов наших; в девятый час, когда Он пролил кровь и предал дух и освободил нас от власти диавола; при закате солнца, – что мы называем светильничным; наконец, когда мы отходим ко сну. Исчисленное здесь и составляет седмерицу » ( Т.5. Беседы на 118 псалом ). Обратили внимание, что эти его слова указывают не только на количество, но и на время совершения служб. Правда, указанное им время непонятно для человека, незнакомого со счетом восточного времени. Кстати, этот же счет содержится и в церковном Уставе, что несколько затрудняет его понимание.

http://azbyka.ru/video/07-vremja-sutochn...

Грумм-Гржимайло Наталия Григорьевна, Серафима (Грумм-Гржимайло), монахиня Н. Г. Грумм-Гржимайло Схимонахиня Серафима (Грум- Гржимайло) Дом-музей свт. Афанасия в г. Петушки Наталия и схимонахиня Серафима (в миру Ольга) – дочери знаменитого географа, исследователя Центральной Азии Г. Е. Грумм-Гржимайло. Ольга была послушницей Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге до его закрытия в ноябре 1923 г. Затем – прихожанкой Никольской церкви на Петровском острове. В храмах Ленинграда была в течение 13 лет алтарницей, псаломщицей, звонарем. Писала иконы. В 1945–1949 гг. трудилась в Князь-Владимирском соборе Ленинграда. Обычно сестры писали каждая свое письмо святителю или одна из них дописывала письмо другой. Поэтому их письма публикуются в одном блоке. Сестры проживали в Ленинграде, познакомились с Владыкой до его последнего заключения в 1943 г., скорее всего через вдову профессора Б. А. Тураева , монахиню Иулианию (Тураеву). 1. Около 3 ноября 1954 г. [от Н. Г. Грумм-Гржимайло] Дорогой, дорогой Владыченька! Вас, наверно, очень удивляет наше столь долгое молчание на Ваши два письма, такие ласковые, полные любви. Но, возвратившись из отпуска, я по уши окунулась в работу, так как все было в запушенном состоянии из-за моего отпуска, отпуска других сотрудников и болезни третьих. А квартальный отчет (за 3-й квартал) не за горами. Приходилось начинать свой рабочий день раньше на час, т. е. с 8-ми час[ов] утра, и уходить в 10–11 час[ов] вечера, а последние дни до 12 ч[асов] – 1 ч[аса] ночи. Накануне отчета я совсем не приходила домой и проработала всю ночь. Приходила я домой настолько уставшей, что засыпала, сидя за обеденным столом. Приходилось еще выкраивать время на покупку продуктов, так как Оля после приезда в Ленинград заболела гриппом с осложнением, а потому вставала лишь для того, чтобы что-нибудь приготовить. Она и до сих пор не совсем оправилась, хотя уже выходит. После окончания отчета взяла остаток неиспользованного отпуска (12 дней), но смогу использовать только восемь, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

преподобный Ефрем Сирин ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИАНИНА 1. УВЕЩАНИЕ К ПОКАЯНИЮ И СОДЕВАНИЮ СПАСЕНИЯ (т. I, стр. 55–131) 1. Придите, возлюбленные, займемся куплею, пока еще длится день купли. Придите, приобретем вечную жизнь, купим спасение душ наших. Возьмемся за прекрасную мысль, возжелаем Царства и рая. 2. Подвизайтесь в этот «единонадесятый час»; спешите, чтоб не остаться вне затворенных дверей. Вечер близко и Мздовоздаятель идет с великой славою воздать каждому по делам его. Покаемся, братие, пока есть время. 3. Послушайте, что говорит Господь: «радость бывает на небесах о едином грешнице кающемся» ( Лук. 15, 10 ). Для чего предаешься нерадению, грешник? Для чего влагаешься в нечаяние? Если на небе бывает радость, когда каешься; то чего тебе страшиться? Ангелы радуются, а ты предаешься нерадению? Архангел возвещает покаяние, – а ты будешь бояться? Нераздельная поклоняемая Троица призывает тебя, а ты воздыхаешь! 4. Поплачем не много здесь, чтоб не плакать там, вечно мучась. Пришествие Христово внезапно, как страшная молния. В оный час каждый воспримет по делам своим; каждый пожнет, что посеял. Все непокровенными предстанем судилищу Христову, – и каждый даст Судье ответ за себя. В тот час никто никому не в состоянии помочь. Каждый со страхом и трепетом будет стоять в ожидании услышать Божий приговор. 5. Для чего оставляем в небрежении Святое Писание и Слова Христовы? Слышите, что говорит Господь: «слово, еже глаголах, то судит вам в последний день» ( Иоан. 12, 48 ). Какое это Слово? Святое Его Евангелие и прочие Святые Писания Св. Пророков и Апостолов. Не будем же оставлять в небрежении написанного. «Ибо небо и земля мимоидут, словеса же Христовы не мимоидут» ( Мф. 24, 35 ). 6. Придите же, возлюбленные, ввергнем себя в море щедрот Божиих, пока не наступил тот страшный день. Сам Бог призывает нас: «придите ко Мне вси... и Аз упокой вы» ( Мф. 11, 28 ). Всех приглашает; ибо всем хощет спастись. Не колеблись никто; ибо говорит – «грядущего ко Мне не изжену вон» ( Иоан. 6, 37 ). – А грядущий к Нему кто есть? Кто слушает Слово Его и заповеди Его исполняет. Послушаем же и повинемся Ему: ибо «страшно впасть в руки Бога живого» ( Евр. 10, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

прот. Даниил Смолодович Часть вторая. О различных видах церковного Богослужения § 73. Разделение служб церковных Священнослужения, или службы церковные, по различию времен и обстоятельств при которых совершаются, бывают различны. Вообще, можно разделить их на два главные вида: А) на службы постоянные, обыкновенно совершаемые Церковью или ежедневно, или повременно, в известное время года. Таковы суть: службы повседневные, седмичные и годовые; и Б) на службы особенные, совершаемые Церковью по особенному случаю и потребностям христиан. Таковые службы, большею частью, изложены в Требнике. Сюда относится совершение всех таинств, – исключая святейшее Таинство Евхаристии, которое совершается на Божественной Литургии, – последование погребения усопших, водоосвящения великого и малого, освящения домов и прочих вещей. Отделение первое А) О службах церковных, постоянно совершающихся в храме 1) О Богослужении повседневном § 74. Время совершения служб церковных вседневных Постоянно ежедневно совершаемые службы церковные, совершаются Церковью в три времени дня: при окончании дня отправляется – девятый час, вечерня и повечерие; от полуночи до утра совершаются – полунощница, утреня и первый час. В третий час, то есть, по нашему счислению, в девятый 158 , начинается совершение Божественной Литургии последованием третьего и шестого часа. Такое соединение девяти служб церковных в три третици, сделано Церковью как по тому, что человек, живущий в обществе и обремененный различными занятиями, не всегда может присутствовать при общественном Богослужении; так и потому, что утро, вечер и полдень суть самые приличные времена для воспоминания благодеяний Божиих и для возношения благодарения Богу за оные. Так, св. царь Давид трижды в день молился: вечер, заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой 159 . И св. пророк Даниил, когда был в плену Вавилонском, трижды в день, с преклонением колен, воссылал молитвы Господу пред окном, отверстым к Иерусалиму 160 . Ежедневные службы церковные начинаются с вечера вечернею, а оканчиваются Божественной Литургией, потому что всякая ночь относится к последующему, а не к предыдущему дню. При сотворении мира, а с ним и времени, вечер предшествовал дню 161 . Так Ветхозаветная Церковь располагала свое Богослужение; следуя сему указанию, и Новозаветная Церковь так отправляет свое Богослужение. § 75. Общее начало всех церковных служб

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Декабрь 1878 года 1 декабря. Благодарю Тебя, Боже прещедрый, за щедрый промысл Твой о нищих, ибо Ты чудно послал мне чрез благую рабу Твою Стефаниду двести рублей сразу, чего, кроме случая с Павлом Алекс. Дмитриевым, давшим пятьсот рублей, никогда не бывало ранее и после того. Дай, Боже, мне быть щедрым. Благодарю Господа за величайшее по благости Его избавление от страшной тесноты вражией, постигшей меня за нелюбовь и презрение к некоторым нищим, часто просящим у меня: я подал им с огорчением и как бы насмешкой по копейке серебром, тогда как другим дал по пять копеек и более. Довольно долго держал меня враг бесплотный в своих железных лапах, но когда я припал несколько раз в покаянии к престолу у Покрова, Господь державно избавил меня от смерти душевной и от затворения во ад, и я спокойно служил всю литургию. Вечер. Благодарю Господа, сподобившего меня в час сей великой милости Своей: прощения грехов скупости, маловерия, смеха, озлобления, суровости относительно нищих. Девочку малую и одного мужчину лет двадцати я совсем отринул и отвел с досадою в сторону, чтоб не просили меня. А сказал Господь: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне [ Мф.25:45 ]. Согрешил пред Господом и человеками, не помиловав человеков, имея возможность помиловать, – прости, Господи! В церкви во время вечерни поддался истерическому смеху по легкомыслию и бесстрашию, когда увидел повалившимся на ступенях сторожа Прокопия. Долго не мог удержаться от смеха. Так-то я благоговею пред лицем Божиим! О, окаянный, бесстрашный я! Каюсь, обвиняю, осуждаю себя! Сейчас Господь сотворил со мною великую Свою милость, приняв мое покаяние искреннее в злобе и ругательстве моем игумена Веркольского монастыря Феодосия, сделавшего великую неправду с моим зятем и сестрою замужнею, и в жестокосердии и скупости относительно нищего. Господь даровал мне мир и простор сердца после смятения и тесноты сердца и разжжения злобы диавольской. Господи! Благодарю Тебя, избавившего меня в час сей от подавлявшего меня уныния, малодушия, раздражения на епархиальное начальство Архангельской епархии за великую обиду, причиненную зятю и сестре моей перемещением их в худший приход Шенкурского уезда. Крепко милосердие Твое паче всякой крепости злобы диавольской, ищущей поглотить нас. Вот в час сей я испытал на себе злобу диавола, который жег меня адским огнем, теснил ужасно, омрачал меня, волновал, уничижал. Но когда я воззвал к Нему о помощи, осудив себя за безумство, нерассудительность, отчаяние, то Он тотчас спас меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Месяцеслов В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Месяцеслов Январь – году начало, зиме середка. Перелом зимы. Январь два часа дня прибавит (к 31 января прибуд. 2 ч. 20 мин.). 1. – Васильев день, авсень, таусень. Новый год. Гадания; варят кашу, щедрованье, обсыпают зерном и пр. Уроди, боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир. Покровитель свиней. Свиной праздник. На Василия Великого свиную голову на стол (вологод.) . На Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на час) . Новый год первый час дня набирает. Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот) . 2. На Сильвестра окуривают курятник. Заговаривают лихоманку. 3. На прор. Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти (южн.) . Каженика (испорченного) отчитывают на Малахию. 4. Последние святочные гадания. Гоняют черта из деревни. 5. Крещенский вечер. Крещенский сочельник; второй сочельник. Яркие крещенские звезды породят белых ярок. Богоявление под полный месяц к большому разливу (пермск.) . Крещенский снег собирают для беления холстов; также от разных недугов. Увидеть господне крещение (в полночь чаша с водой сама колыхнется) . На крещенский сочельник ставят меловые кресты. 6. В богоявлснскую ночь, перед утренней, небо открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется. В иордании купаются, кто о святках рядился. На богоявленье день теплый, хлеб будет темный (т. е. густой) . В крещенье метель – на святой метель. Коли на воду пойдут, да будет туман – хлеба много. На богоявленье снег хлопьями – к урожаю; ясный день – к неурожаю. Когда прорубь (иордань) полна воды, разлив будет большой. В крещенье на полдень синие облака – к урожаю (вятск.) . Звездистая ночь на богоявленье – урожай на горох и ягоды. Коли в крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи (пермск.) . До трех дней, до первого спаса, и после крещенья, белья не прут. Трещи не трещи, минули водокрещи.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

свящ. Л. Петров Часть вторая Указатель статей в сочинениях и журналах по порядку «Записок». 1) о священных местах О почитании св. храмов Христ. Чт. 1851. Май. О христианских храмах. Хр. Чт. 1847. Ноябрь. Устройство храмов в древности. Пам. христ. древн. кн 8-я. Об усердии к благолепию храмов Божиих. Воскр. Чт. 1852. 17. Три части храма. Скриж. ч. I, гл. 2. Дмитревского изъяснение на литургию стр. 41–2. Симеон. Солунского (у Дмитревского) гл. 12. О составных частях храма. Христ. Чт. 1847. Июль. Освящение храмов, Воскр. Чт. 1845. 23. Чин освящения храма, творимый от архиерея. Воскр. Чт. 1851 16. Освящение храма. Скриж. ч. 3, гл. 8, стр. 56–71. Основание храма. Скриж. ч. 3, стр. 49–56. Притвор – место оглашенных, Пам. Хр. древностей– Ветринского кн. 2-й, стр. 124–7. Скриж. ч. 1-я, стр. 37–8. Там объяснялось учение христианское, там же стр. 42. Служатся некоторые службы: 9-й час, повечерие, 1-й час, лития (там же стр. 45). Отделялся от церкви завесами (там же). В нем устроялись скамьи, там же, стр. 47. Вешались била и клепала (там же), Ставятся умершие (там же). Врата, отделяющие притвор от церкви называются красными и царскими. Скриж. ч. 1, стр. 31. Цари слагали в них свои отличия. Ветр. ч. 3-й стр. 130. В церкви как располагались молящиеся в древности? Ветр. ч. 3-я, стр. 136–40. Амвон Скриж. ч. 1, стр. 30 и сл. Симеона Солун. у Дмитревского гл. 18. Изображает камень, с которого ангел благовествовал мироносицам. Скриж. там же. На него могут входить только диаконы и чтецы, там же. Что значит слово: амвон. Дмитрев. стр. 44. С него Златоуст говорил беседы, там же стр. 45. Сокр. Церк. Ист. VI, 5. Созом, VIII, 5. Солея–возвышение пред иконостасом. Скриж. ч. 1т стр. 28–29. Устроено для преподания евхаристии. Иероним в разговоре христианина с Люциферианом. На Солее могли сидеть диаконы и чтецы. Скриж. ч. 1, стр. 30. Иконостас. Скриж. ч. 1, гл. 7. Прежде вместо него были сети или решетки. Ветр. т. II, стр. 142. Евсевий, Церк. Ист. X, 4. Расположение икон на иконостасе. Скриж. ч. 2, стр. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Послание к Ефесянам, глава 4 На церковнославянском языке 7 же комýждо нáсъ дадéся благодáть по дapobáhiя Христóва. 8 глагóлетъ: воз­шéдъ на высотý, и дадé 9 А éже, чтó éсть, móчiю и прéжде въ дóлнсйшыя 10 Сшéдый, тóй éсть и воз­шéдый небéсъ, да испóлнитъ 11 И тóй дáлъ éсть ýбо апóстолы, же прорóки, же же пáстыри и 12 къ cobepшéhiю въ cлyжéhiя, въ coзuдáhie Христóва, 13 дóндеже въ co­eдuhéhie и noзháhiя Бóжiя, въ мýжа совершéн­на, въ вóзраста ucnoлhéhiя Христóва: (Еф 4:7-13) На русском языке 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 9 А «восшел» чтó означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Молитва Единство веры и познания Сына Божия, о которых говорит апостол Павел, настолько важная цель для нас, что церковный устав предполагает молитву об этом каждые три часа. На 1-м, 3-м, 6-м и 9-м часе, на повечерии и на полунощнии то есть изначально в 7 утра, 9 утра, 12 и 15 часов дня, после ужина и среди ночи. Вот эта молитва: На церковнославянском языке Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

http://bible.predanie.ru/nedelya-po-bogo...

Вышеприведенные свидетельства древних отцов и писателей Церкви убеждают нас в подлинности книги Деяний и в том, что она описывает не вымышленные события, а действительные деяния святых апостолов. Кроме того, в ее подлинности мы убеждаемся и благодаря многим внутренним хронологическим и топографическим доказательствам. Например, Иосиф Флавий говорит, что иудейские священники два раза в день совершали свое служение при храме, утром и в 9-й час дня (Иудейские древности 14,4,3). Петр и Иоанн ходили в святилище на молитву в 9-й час дня ( Деян.3:1 ). Тот же историк упоминает об обычае иудеев принимать на себя издержки по очищению назареев, чтобы таким образом иметь участие в заслугах их обета и что особенно соблюдали этот обычай (Древности 19,6.1) больные или находившиеся в опасности. Апостолу Павлу советуют сделать то же ( Деян.19:24 ). Книга Деяний говорит, что первосвященник Каиафа принадлежал к секте саддукейской ( Деян.5:17 ). Флавий также подтверждает такое показание (Иуд.Древн. 20,9,1). В Афинах апостол Павел нашел жертвенник неведомому Богу ( Деян.17:28 ), γν στφ Φεφ. О таких богах или памятниках неведомым богам упоминают Диоген Лаэртский, Павзаний, Филострат. Между другими подробностями нужно указать на то, что Ирод (Агриппа) называется царем ( Деян.12:1 ). Это имя, по свидетельству Флавия (Древности 18, 6,11), он действительно получил от императора Калигулы и носил его последние четыре года своего правления. Описание его смерти в Деяниях апостольских ( Деян.12:23 ) разительно сходно с описанием Флавия (Древн. 19,8,2). Множество других указаний, подтверждаемых иудейскими и языческими писателями, ведут нас к убеждению в подлинности книги Деяний. При этом нельзя не указать на то обстоятельство, что книга Деяний, повествуя сначала об апостоле Петре, потом переключается на апостола Павла и заканчивает свой рассказ на том именно месте и времени, где писатель вымышленных событий никогда не остановился бы, т. е. на приходе Павла в Рим. Подложному писателю естественнее всего было бы распространиться в этом случае о герое своего рассказа и показать его подвиги в столице мира. Но праведный писатель умолкает по той, вероятно, причине, что сам был заключен темницу и лишился свободы. Существование подложных Деяний апостольских, о которых так часто упоминают древние отцы и соборы, служит некоторым образом доказательством существования истинных. Повод к написанию

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010