Значение творчества Кирика Новгородца для современной культуры . Кирик Новгородец (1110 – не ранее 1156/58) – иеромонах Антониева монастыря в Новгороде, родился в 1110 г., а умер не ранее 1156/1158 г. До наших дней дошли в разных списках два произведения Кирика: математический трактат «Учение им же ведати человеку числа всех лет», который в ученом мире известен под кратким названием «Учение о числах» и церковно-каноническое сочинение «Вопрошание Кириково, еже вопроша епископа ноугородьского Нифонта и инех», краткое название – «Вопрошание Кириково». Трактат «Учение о числах» написан Кириком в молодом возрасте – ему было 26 лет, когда он служил дьяконом и доместиком церкви Рождества Богородицы, главного храма Антониева монастыря. Храм расположен на красивом берегу Волхова и сохранился до наших времен (построен в 1117–1119 гг.). Такая точность даты написания трактата обусловлена словами самого Кирика, которые, я бы сказала, столь же точно характеризуют его личность. Текст заканчивается словами: «Писал же в Великом Новгороде я, грешный монах Антонова [монастыря] Кирик дьякон, доместик церкви святой Богородицы при греческом царе Иоанне и при князе Святославе, сыне Олега, в первый год его княжения, в Новгороде, а от роду в тридцатый (да продлит Господь ему года). А еще при архиепископе Новгородском боголюбивом Нифонте. А от рождения моего до настоящего времени 26 лет, а месяцев 312, а недель 1354, а дней 9500 без 3 дней [т.е. 9497], а часов 113960 и столько же ночных» 1 . В богословском аспекте «Учение о числах» предстает как трактат, посвященный математическому инструментарию вычисления пасхалий в средневековой Руси, а в историко-научном и философском аспектах «Учение» ставит вопросы особенностей астрономо-календарных математических практик Руси, интеллектуальной жизни русичей, картины мира, основ жизнеустройства и пр. «Вопрошание Кириково» – труд богословско-канонического содержания 2 . Большая часть его составлена из бесед Кирика с новгородским владыкой Нифонтом, который правил в 1131–1156 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сенека Иуст II Левий Ефрем I Иосиф I Иуда Марк (134) Кассиан Пувлий Максим I Юлий Гай или Гайан I Симмах Гай II Юлиан или Уалис Капион Максим II Антоний Уалис Долихиан (185) Нарцисс I (185–213) Элиос или Зевс (211) Германион (211) Гордей (213–215) Александр (213–251) Мазаван (251–260) Именей (260–298) Замвда (298–300) Ермон (300–314) Макарий I (314–333) Максим (333–348) Кирилл I (350–386) Иоанн II (386–417) Правлий I (417–422) Ювеналий (422–458) Анастасий I (458–478) Мартирий (478–486) Саллюстий (486–494) Илья I (494–516) Иоанн III (516–524) Петр I (524–552) Макарий II (552) Евстохий (552–564) вакантная кафедра (564–575) Иоанн IV (575–594) Амос (594–601) Исаакий (601–609) Захария (609–632) Модест (632–634) Софроний I (634–638) Анастасий II (706) Иоанн V (706–735) Феодор I (735–770) Илья II (770–797) Георгий II (797–807) Фома I (807–820) Василий (820–838) Иоанн VI (838–842) Сергий I (842–844) Соломон (855–860) Феодосий (862–878) Илья III (878–907) Сергий II (908–911) Леонтий (912–929) Афанасий I (929–937) Христодул I (937) Агафон (950–964) Иоанн VII (964–966) Христодул II (966–969) Фома II (969–977) Иосиф (980–983) Орест (984–1005) Феофил (1012–1020) Никифор I (1020) Иоанникий (1020–1084) Софроний II (1084) Евфимий I (1084) Симеон II (1084–1106) Савва (1106) Иоанн VIII (1106–1156) Николай (1156) Иоанн IX (1156–1166) Никифор II (1166–1170) Леонтий II (1170–1190) Досифей I (1191) Mapk II (1191) Евфимий II (1223) Афанасий II (1224–1236) Софроний III (1236) Григорий I (1298) Фаддей (1298) Афанасий III (1313–1334) Григорий II (1332) Лазарь (1334–1368) Арсений (1344) Дорофей (1376–1417) Феофил II (1417–1424) Феофан I (1424–1431) Иоаким (1431–1450) Феофан II (1450–1452) Афанасий IV (1452–1460) 253 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 4. С. 72, 73. 256 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 2. С. 65. 264 Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи//Византийский временник. 56 (81). 1995. С. 140, 142, 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ρα ζ´ ερτ τς γιας Θκλας σαποστλου κα πρωτομρτυρος. Гораздо крупнее промахи сделаны г. Гардгаузеном, при определении рукописей без дат. Из многочисленных примеров мы укажем на два, как на особенно выдающиеся и даже поразительные. Рукопись бомбицинная в 16 долю 1040 отнесена г. Гардгаузеном к XIV веку (pag. 219), тогда как в действительности она писана в начале второй половины двенадцатого столетия. Время написания этой рукописи точно определяется следующими данными, заключающимися в самой рукописи. В диаконских прошениях поминаются о здравии имена византийского императора Мануила Комнена, царствовавшего с 1143 по 1180 гг., и его супруги Марии (л. 50), а также современных им всех четырёх патриархов: константинопольского Луки Хрисоверга, управлявшего вселенским престолом с 1156 по 1169 гг., александрийского Софрония III (1166 г.), аитиохийского Афанасия, восседавшего на престоле с 1156 по 1170 гг. и иерусалимского Никифора 1166 (по Паламе 1178–1187) (л. 9 и др.). Таким образом, время написания рукописи падает на начало второй половины XII в., или точнее на годы между 1156 г. и 1169 г., т. е. в патриаршество Луки Хрисоверга. Можно было бы и ещё более точно определить дату этой рукописи, если бы нам удалось более или менее определённо указать время правления синайскою архиепископией Петра, имя которого о здравии неоднократно поминается в данной рукописи. К сожалению, сделать это в настоящее время, по недостатку исторических данных, мы отказываемся. В списке синайских епископов и архиепископов, составленном покойным преосвященным Порфирием Успенским , главным образом, почти на основании труда патриарха иерусалимского Нектария 85 , архиепископство Петра относится то ко времени между 886–1008 годами, то к 1279 году 86 , хотя, при внимательном сличении имён этих архиепископов, нельзя не видеть, что речь в обоих случаях идёт об одних и тех же лицах. Теперь мы лишь отмечаем настоящий факт для будущего историка синайского монастыря и констатируем с несомненностью, что архиепископ синайский Пётр был современником вышеупомянутых четырёх патриархов и правил архиепископией в половине XII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

1159. Святцы , в восьмушку, 64 л., без конца, полууставом XIX в., без переплета; 62–64 листы чистые. Текст месяцеслова обрывается на 14-м августа. Памяти русских святых, отмеченныя в современном Церковном Уставе, здесь не показаны те же, что и в 1156. Из памятей русских святых, не отмеченных в современном Церковном Уставе, здесь показаны те же, что и в 1156 (нет памяти Петра царевича Ордынского под 29-м июня) и, сверх того, памяти: под 27-м ноября Всеволода (Гавриила) князя Псковского и под 29-м ноября Феодора архиепископа Ростовского. Памяти славянских святых отмечены те же, что и в 1156. Из праздников Богородичных русского происхождения в месяцеслове рукописи показаны следующие: сентября 24 – Знамение от иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы; октября 1 – Покров; октября 22 и июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21 и июня 23 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; июля 8 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге; июля 9 – Явление иконы Можайския Пресвятыя Богородицы; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы; августа 8 – Явление иконы Толгския Пресвятыя Богородицы. Отметим, что под 1-м ноября показано «Явление иконы Пресвятыя Богородицы Святогорския в лето 6600». 1160. Святцы без тропарей и кондаков и Устав о христианском житии и домашней молитве с дополнительными статьями (старообрядческие), в 16 долю листа, 286 лл., полууставом XIX в., с разрисованными буквами, без переплета; чистые листы: 251, 285 и 286. На лл. 194–209 об. отпусты седмичные и праздничные; на лл. 209 об.–234 устав о искушении во сне скитских инок, молитвы пред обедом и после обеда, пред ужином и после ужина, обычныя и в Светлую седмицу; «како сотворити начало во святую великую неделю Пасхи»; «како (пети) во святую неделю Пасхи, во всю Светлую седмицу павечерница и полунощница и за первой час»; на лл. 234 об.–250 «како пети молебен во святую неделю Пасхи»; на лл. 252–284 об. каноны за единоумершаго и за умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды, незадолго до своей отправки из Византии на Русь, только что избранный и поставленный туда митрополитом Константин, озадачился вопросом: как нужно правильно понимать слова известной литургийной молитвы: «Ты еси приносяй и приносимый, и приемляй, и раздаваемый»? Дело в том, что тогда бытовали различные мнения на этот счёт. Одни полагали, будто Жертва приносится исключительно Отцу, другие, – что Всей Пресвятой Троице (к такому пониманию склонялся и сам Константин). Первые думали: согласиться с тем, что Господь Сам приносит, и Сам принимает Жертву, наряду с Отцом (и Святым Духом), значит то же, что и засвидетельствовать наличие противоречий в Личности Богочеловека. Вторые отрицали правильность данной позиции, упрекая оппонентов в превратном понимании Писания. Для ответа на оный вопрос – не без инициативы Киевского митрополита – в 1156 году в Константинополе состоялось специальное соборное заседание, на котором и обсудили означенную проблематику. После, обсуждение было продолжено на Соборе 1157 года (в отношении датировки этого Собора существуют разногласия; разброс мнений: от 1156 до 1158 годов, но для нас сейчас это не принципиально). По утверждению архимандрита Арсения Иващенко, «Собор под председательством патриарха Константинопольского Константина Хлиарена (здесь имеется в виду первый из перечисленных Соборов) подтвердил издревле выраженное Отцами и Учителями Церкви (творения которых и читались на Соборе) учение, что “и в начале, при страдании Владыки, животворящая Кровь и Плоть Христова принесена не только Отцу, но и всей Святой Троице, и ныне в ежедневно совершаемых священнодействиях Евхаристии приносится бескровная жертва Триипостасному Богу”» с. 66]. Однако же, после этого (первого) Собора споры не закончились, а воспылали с новой силой. Не последнюю роль в деле взращивания оппозиции отцам сыграл возмутитель Церковного спокойствия, ересеучитель Сотирих Пантевген. Этот мыслитель даже написал сочинение в форме диалога (так называемый «Диалог»; по оценке архимандрита Арсения, он был составлен именно после первого соборного заседания 1156 года с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

до 07.1201 (вероятно, 1200) – 26 (19 ?). 08.1220. Кирилл I (II ?). рукоположен в 1224 г., настолование 6.01.1225 —1233. 1236–? Свт. Кирилл II (III ?). поставлен до 1242/1243 г., рукоположен ок. 1246/1247 г., на Руси упом. с 1250 г.—1287. Белгородские епископы Никита I упом. в 1072 г. Свт. Лука упом. в 1088/1089 гг., ( 22.08.1089/1091 (вероятнее всего, в 1090 г.). Никита II поставлен в 1113/1114 г., упом. в 1115 г. Феодор упом. в 1147–1148 гг. Максим упом. в 1187 г., ( 1189 (менее вероятно, в 1190 г.). Адриан (занимал одновременно и Юрьевскую кафедру упом. в 1189 г. (менее вероятно, в 1190 г.) —1198. Владимиро-Волынские епископы Свт. Стефан упом. в 1091 г., ( 27.04.1094. Свт. Амфилохий рукоположен 27.08.1105 — 1122. Симеон рукоположен в 1123 г. — 1136. Феодор рукоположен в 1137 г., упом. в 1147 г. Иоасаф (впоследствии епископ Угровский) ? — до 1229. Василий, Никифор , Косма вместе с Иоасафом упоминаются как епископы в княжение Даниила и Василька Романовичей. Владимиро-Суздальские епископы Свт. Симон 1214 – 22.05.1226. Сщмч. Митрофан 14.03.1227 – 7.02.1237. Галицкие епископы Косма рукоположен в 1156/1157 г., упом. в 1165 г. Артемий упом. в 1235 и 1241 гг. Новгородские епископы и архиепископы Свт. Иоаким Корсунянин ок. 989 г. — 1030/1031. Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 — ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 — 15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. — ок. 1068 г. Феодор 1069/1070 — 1077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. — ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. — 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 — в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 —21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 — 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн). рукоположен 28.03.1165 — 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий). избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187? прибыл в Новгород 31.05.1187 — 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 — 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 — 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович)

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

В XII столетии диакон Сотирих Пантевген, кандидат на антиохийский патриарший престол, а также его единомышленники – Михаил из Солуни и Никифор Василаки, занимавшие в храмах Константинополя кафедры экзегезы Священного Писания, предвосхитили позднейшую протестантскую идею евхаристического богослужения исключительно как воспоминания единократно принесённой Жертвы Христа. Ссылаясь на заповедь Спасителя: «Сие творите в Моё воспоминание» (τοτο ποιετε ες τν μν νμνησιν) (Лκ. 22:19), они настаивали на том, что Божественная Литургия только «мечтательно и образно» возобновляет в памяти верующих Жертву Христову, принесённую на Кресте. Между тем, греческое слово νμνησιν означает не просто интеллектуальное размышление, но означает переживание вновь 1032 . На Константинопольском Соборе, открывшемся в январе 1156 года, позиция богословской партии Сотириха была признана не соответствующей святоотеческому учению. Зачитанные на Соборе цитаты из творений Святых отцов: Андрея Критского , Льва Болгарского, блаженного Феодорита Кирского , преподобного Иоанна Дамаскина , святителя Иоанна Златоуста , преподобного Максима Исповедника и др., – ясно показали, что для святых отцов была очевидной истиной мысль о том, что Божественная Евхаристия есть таинственное возобновление для нас единократной Голгофской Жертвы. Вопреки учению Сотириха, святитель Николай Мефонский православно объяснил взаимоотношение между Тайной Вечерью и Таинством Евхаристии: как исторический факт Тайная Вечеря неповторима, но она имеет вечное онтологическое значение. В этом плане каждая Евхаристия есть таинственное продолжение Тайной Вечери. Интересен тот факт, что Собор 1156 года был созван по инициативе Киевского митрополита, святого Kohcmahmuha I (1156–1159), который перед своим отправлением в Россию желал уяснить истинное учение Церкви по поводу отношения Таинства Евхаристии к Голгофской Жертве. Следовательно, выясненное на Соборе однозначное святоотеческое понимание жертвенного характера Божественной Литургии и учение о принесении этой Жертвы всей Пресвятой Троице как минимум с 50-х годов XII века было частью богословского сознания православных жителей нашего государства. Впрочем, вполне определённое представление о Евхаристии как о Жертве русские имели с самого обращения своего в Православие, поскольку соответствующее учение Церкви чётко выражено не только в богословской литературе, которая стала распространяться на Руси одновременно с распространением самого христианства, но также и в текстах самой Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Ефрем (не рукоположен) 1030/1031 – ок. 1035 г. Свт. Лука Жидята 1036 –15.10.1058. Стефан ок. 1059 г. – ок. 1068 г. Феодор 1069/1070 –1077/1078. Свт. Герман ок. 1078 г. – ок. 1095 г. Свт. Никита ок. 1096 г. – 30.01.1109. прибытие в Новгород 20.12.1110 – в 1130 г. «отвержеся епископьи». Свт. Нифонт прибытие в Новгород 1.01.1131 – 21.04.1156. Свт. Аркадий избран в 1156 г., рукоположен 10.08.1158 – 19.09.1163. Свт. Илия (в схиме Иоанн) рукоположен 28.03.1165 – 7.09.1186. Свт. Гавриил (в схиме Григорий) избран в 1186 г., рукоположен 29.03.1187, прибыл в Новгород 31.05.1187 – 24.05.1193. Свт. Мартирий рукоположен 10.12.1193 – 24.08.1199. Митрофан избран в 1199, рукоположен 3.07.1201, прибыл в Новгород 14.09.1201 – 22.01.1210. Свт. Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) рукоположен в 1210 г., переведен на Перемышльскую кафедру в 1219 г. Митрофан (вторично) 17.03.1220–3.06.1223. Арсений (не рукоположен) избран 3.07.1223–1225. Свт. Антоний (вторично) 1225–1228. Арсений (вторично) Свт. Антоний (в третий раз) 1228–1229, † 8.10.1232. Спиридон избран в 1229, рукоположен 24.02.1230, прибыл в Новгород 19.05.1230–1249. Перемышльские епископы Свт. Антоний (переведен с Новгородской кафедры) 1219–1225 Переяславские епископы и митрополиты Петр упом. 2.05.1072. Леонт (титулярный митрополит) Свт. Николай (титулярный митрополит?) Свт. Ефрем (титулярный митрополит) упом. в 1089 и 1091 гг. Симеон I упом. в 1101 г. (или ранее). Лазарь рукоположен 12.11.1105 – 6(16?). 09.1117. Сильвестр 1.01.1118 – 12.04.1123. Марк (Маркел) рукоположен 4.10.1125 – 6.01.1135. Свт. Евфимий поставлен в 1141 г., упом. прежде 1149 г. Василий рукоположен в 1156–1157 г. поставлен в 1197 г. Сщмч. Симеон II † 1239. Полоцкие епископы Свт. Мина рукоположен 13.12.1105 – 20.06.1116. упом. прежде 1128 г. Косьма рукоположен в 1143 г. Свт. Дионисий поставлен, вероятно, до 1169 г. – 1183/1184. Николай Алексий упом. в 1231 г. Ростовские епископы Свт. Феодор [Иларион] Сщмч. Леонтий ок. 1070-х гг., поставлен, вероятно, в 1073/1076 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

34–35. Сказания о пятнице и сказания о двенадцати пятницах Почитание пятницы идет исстари. В «Жизни Константина», сочинении епископа кесарийского Евсевия Памфила († 340), уже внушается соблюдение пятницы (Журн. минист. нар. просв. 1876 г., т. 185, стр. 326). Христианское уважение к пятнице, как дню, освященному воспоминанием о смерти Спасителя, осложнилось и развилось под влиянием не угасших языческих представлений о пятнице, как о дне, посвященном богине весны и плодородия. В России почитание пятницы отразилось в обрядах, сказаниях, песнях и поверьях. Во многих местностях русского царства, говорит Афанасьев, по пятницам бабы не прядут, не варят щелока, не стирают белья, не выносят из печи золы, а мужики не пашут и не боронят, почитая эти работы в означенный день за большой грех». (Поэт. воззр. слав., т. I, стр. 231). Почитание пятницы не ограничилось общим характером воздержания от работы в этот день, но развилось под влиянием зашедших из чужих стран литературными сказаний о 12 пятницах в почитание временных или именных пятниц, приходящихся перед большими годовыми праздниками, а в Великороссии, по бытовому развитию обычая, выразилось в форме обетных пятниц, когда по случаю каких-либо несчастий дают обет постить и праздновать пятницы. Важным значением народных сказаний и поверий о пятнице обусловлено появление целого ряда научных исследований по этому предмету, из коих мы здесь сошлемся на статью гг. Порфирьева в «Правосл. Собесед.» 1859 г., Некрасова в «Филол. Зап.» 1870 г. и А. Веселовского в «Журн. минист. народ. просв.» 1876 г., причем особенно ценным является обширное исследование г. Веселовского. Не имея желания отклоняться в сторону от предмета исследования – южнорусских сказаний и песен, я остановлюсь только на украинских сказаниях и песнях о пятнице. Свидетельство Феофана Прокоповича о культе пятницы в Малороссии находит фактическое подтверждение в одном официальном деле тридцатых годов нынешнего столетия, извлеченном из архива полтавского губернского правления г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Петр опять не был доволен всеми распоряжениями Сената. В сентябре 1711 года он писал ему: «Вы сделали хорошо, что послали осведомиться о приходе и расходе товаров, которые были в канцеляриях; старайтесь сделать здесь еще большую прибыль, потому что теперь все у вас в руках. О китайском торгу учинили вы весьма не так, как я говорил и писал, ибо невозможно посадским одним в такое великое дело вступать; надобно искать, чтоб из разных людей несколько человек и при них торговые в оное вступали. Не так поступили вы и в позволении торговать всем чинам, ибо вовсе не нужно было спрашивать у торговых людей, не будет ли от этого им убытку? Разве могут они сказать, что не будет убытка? Вы сделали это насмех или взявши с них взятки, по старым глупостям, и когда приедете в Ингерманландию, то у вас совершенно иначе об этом спросится». Сенат отвечал на это подробным изложением своих распоряжений: «Доимку выбираем мы ныне сами. О компании торгу китайского во все губернии указами объявлено давно и по воротам здесь листы прибиты, дабы в оную, кто похочет из знатных людей и из всякого чина, складывались безо всякого опасения. Позволение в торговле всем чинам учинили мы ради умножения торгов, и для того губернаторам и всем у дел находящимся никому под именами торговых людей торговать не велено; но дабы всякий своим именем, с достойным пошлин и десятой деньги платежем, торги свои имел свободно. А купецких людей спросить велели, не будет ли от оного позволения какого в торгах их препятствия, и то учинено бесхитростно, в чем у вас просим милостивого прощения. Городские товары, которыми из приказов и из губерний торговали ради большей прибыли, определили ныне и впредь ведать и торговать ими у города (Архангельска) и за море отпускать Архангелогородской губернии вице-губернатору Курбатову да Дмитрию Соловьеву. Рекрут по требованию Бориса Шереметева выслали, Преображенский и Семеновский полки укомплектовали, в дивизии генерала Шица мундир у нас готов, волоскому господарю Кантемиру двор очищен. Для определения китайского торгу в компании Филатьев, Матвей Евреинов, Илья Исаев и другие из купецких, которые знатные, в Сенат призываны, и они по взятии оного торга в компанию отказали. О позволении всякого чина людям в свободном торгу указы в губернии посланы, на что смоленские торговые люди подали сказку за руками: ежели-де иных чинов люди будут в Смоленску торговать, и им будет препятствие и обиды и помешательства. О укрывающихся от службы в народное ведение указы по воротам объявлены и в губернии посланы. Дворянских детей, в службу годных, сыскивают. А из людей боярских 1000 человек грамотных, которые годны были в офицеры, за нынешним здесь малолюдством, набрать невозможно; однако ж грамотных из людей боярских и из монастырских служек и из подьячих набирают».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010