Из священных древних церковных принадлежностей заслуживают особенное внимание следующие: а) Св. иконы: древняя икона Св. Муч. Параскевы, нареченные Пятницы; древняя икона Скорбящей Божией Матери, древняя икона Спаса Нерукотворенного и древняя резная икона Св. Муч. Параскевы, нареченные Пятницы, находящаяся в приделанной к церковной ограде каменной часовне; б) Св. кресты: напрестольный сребропозлащенный крест с частицами мощей Св. Муч. Параскевы, с надписью: «мощи Святые Мученицы Параскевы нареченныя пятницы», и сребропозлащенный крест с частицами Св. мощей, с надписью: «Мощи Святых Отец»; в) древние деревянные брачные венцы, имеющие форму царской короны времен Иоанна Грозного; на мужском венце изображены: Спаситель на престоле, правая рука Его благословляет, а левая держит Евангелие, раскрытое на словах: «приидите ко Мне все труждающии и обременении», и предстоящие Ему: по одну сторону – Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил и апостолы: Павел и Андрей; а на другой стороне венца: Божия Матерь, Архангел Михаил и апостолы: Петр и Иоанн Богослов; вокруг венца изображены мученики: Иоанн Воинственник, Дмитрий Солунский, Георгий и Никита; на женском венце: Божия Матерь на престоле с Предвечным Младенцем на руках, Ей предстоят – по одну сторону: царь Соломон и пророки: Захария и Иеремия, по другую: – царь Давид и пророки: Илия и Исаия; г) богослужебные книги: Евангелие печати 1677 года 1 сентября, с надписью: «Лета 7189 Иулиа в 1 день приложил сие Евангелие напрестольное в черном бархате дому святейшаго Патриарха крестовой иеродиакон Саватей Суждалец в Суждальской уезд в вотчину Николая Чудотворца Шартомского монастыря в село Пупок к церкви Святыя Великомученицы Параскевы нарицаемыя пятницы по обещанию своему свое келейное»; Евангелие печати 1694 г. августа 2 дня, с надписью: «В 1803 году Иеннуария в 17 день града Костромы Богоявленского монастыря смиренный Архимандрит дал сие священное Евангелие напрестольное в десть новоисправленной печати .... средина и Евангелисты серебряные резные и позлащенные по вере и по обещанию своему во Святую Божию церковь Святыя Великомученицы Параскевы нареченныя Пятницы Шуйского уезду, что у Николая Чудотворца на Шартме в подмонастырской слободе ради своего душевнаго спасения и прочих своих сродников и ради усопших родителей своих вечнаго поминовения при служителе тоя святыя церкви при иерее Симеоне Федорове и при диаконе Михаиле Петрове сыне и при старосте церковнем Димитрии Феодорове сыне»; служебник печати 1698 г., с надписью: «Лета 7207 месяца Иуния в 9 день дому великаго господина святейшаго Государя кириа Адриана Архиепископа царствующаго великаго града Москвы всея России и всех северных стран Патриарха иеродиакон Феофилакт дал сию Богодухновенную книгу служебник в церковь Святыя Мученицы Параскевы нарицаемыя пятницы что в Шуйском уезде у Николаевского Шартомского монастыря в селе Пупке в поминовение своих родителей вечно подписал я иеродиакон Феофилакт».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Параскевой, то Пятницей. В храм, посвященный имени св. Параскевы, народ стекается тогда, когда имеет целью почтить день пятницы, напр., в девятую пятницу, в пасхальную и проч. В объяснение того, почему народом нашим день пятницы особенно почитается и олицетворяется в образе св. Параскевы, конечно, прежде всего нужно указать на то, что она названа именем пятницы, родилась в этот день недели и в самом ее рождении родители ее видели награду за долговременное почитание дня пятницы. Но для чего именно народ олицетворяет день пятницы и каким образом составилось у него своеобразное представление о мученице, олицетворяющей собой этот день, – относительно этого нужно думать, что этот день был олицетворяем в образе какого-нибудь мифического существа в нашем народе прежде принятия им христианства и что есть связь между настоящим народным представлением о св. мученице Параскеве и между первыми языческими верованиями нашего народа. По мнению некоторых, в языческие времена пятница посвящалась в честь богини Живы или Фреи, поэтому эти верования в Стоглаве названы «богомерзкими прельщениями бесовскими». В некоторых местах России до настоящего времени существует поверье, что в ночь с четверга на пятницу ходит по избам какое-то сверхъестественное существо в виде прекрасной жены и, если где найдет под ногами своими сор, то наказывает хозяев. Потому перед пятницей с вечера выметают из избы всякий сор. Очевидно, это то самое мифическое существо, которому в древности посвящалась пятница и которое потому заменилось св. Параскевой. – Верование народа, что икона св. Параскевы часто является на реках и источниках и сообщает воде целительную силу, очевидно, стоит в связи с древним народным преданием, что в воде живут особые водные существа (русалки), которые распоряжаются этою стихией и могут направлять действие ее во вред или пользу человека. Что касается до того, что св. Параскеву народ наш называет «льняницею» и считает ее покровительницей женских работ – пряжи и тканья, то это поверье, конечно, объясняется тем, что он в своем представлении смешивает личность этой святой с древними мифическими существами, считавшимися покровительницами женских работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1896 г. Самарским Преосвященным было рекомендовано подведомственному духовенству, в качестве средства борьбы против суеверного почитания пятницы, в чтимые народом пятницы совершать торжественные богослужения Животворящему кресту Господню, так же, как 1-го августа, за исключением изнесения креста (который должен быть положен на аналой пред всенощной), но с полиелеем и величанием 14 сент.; утреннее Евангелие и на литургии – тоже 14 сент. Св. муч. Параскеве в чтимые народом пятницы праздничного богослужения отнюдь не отправлять. Сей св. мученице по Уставу положено только однажды в год, 28 окт., совершать праздничное богослужение, и никто из священников не имеет права нарушать это постановление Устава. Св. муч. Параскеве можно служить в чтимые народом пятницы молебны, но только тогда, когда об этом поступают особые просьбы со стороны прихожан. Если бы народ не удовлетворялся богослужением св. кресту, то должно разъяснить ему, что пятница, по церковному чиноположению, есть именно день почитания св. креста Господня, на котором Иисус Христос принес Себя за нас грешников в жертву Божественному правосудию и ею примирил нас с Богом; для уяснения же народу, откуда произошло чествование пятниц, как недельных дней, следует прочитывать обязательно троицкую книжку со двенадцати пятницах и заботиться о большем распространении в народе этого издания Троицкой лавры. (Сам. Еп. Вед., 1896, 14). 200 Глава пр.-муч. Анастасии была получена от Антиохийского патр. Иерофея Волынским архиеп. Модестом (скончавшимся в 1902 г.) и завещана им Житомирскому собору. В 1903 г. эта св. глава, положенная в драгоценную серебряную раку, была поставлена в устроенном под Житомирским собором (над могилой архиеп. Модеста и бывшим раньше его архиепп. Агафангела и Тихона) храме. Здесь в вечер каждой пятницы совершается торжественное молебствие. 201 Ноябрь получил свое название от novem – девять, потому что он был 9-м месяцем у Римлян. Грудень он назывался от груд замерзшей земли со снегом. Падение листьев с дерев, бывающее на юге России в этом месяце, дало ему название Листопада.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сегодня посетили Святой источник и с ужасом обнаружили на месте часовни и домика смотрительницы пепелище. Вся территория усыпана осколками шифера. Слава Богу, каким то чудом уцелела купальня. Уезжали с тяжёлым чувством, т.к. на месте сгоревшей травы,увидели бутылки из-под водки, пива. Не бережём мы свои Святыни, вот и кара. " 30 марта, в неделю 4-ю Великого поста, Господь посетил наш приход огненным испытанием. Из-за поджога сухой травы сгорели часовня и сторожка на источнике св. вмц. Параскевы Пятницы близ д. Брылево. Поджигатель не установлен. По милости Божей, обошлось без человеческих жертв, в живых остались смотрители источника. Уцелел и сам источник и пристроенная к нему купальня. Всех неравнодушных к этому святому месту просим принять участие в восстановлении. " Реквизиты для оказания помощи указаны на сайте храма в Баскаково http://baskakovo-hram.cerkov.ru/ Родник, освященный в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, выбивает на берегу реки Слащево, притока реки Сежа, в 500-х метрах юго-западнее деревни Брылево Гагаринского района Смоленской области. Родник еще называют Баскаковским, т.к. в 3-х километрах восточнее находится село Баскаково. Семь ключей, с хорошим дебетом, выбивают из земли, тут же образуют ручей, называемый в народе Холодной речкой. Святой источник хорошо благоустроен, над ним установлена надкладезная сень, часовня во имя великомученицы Параскевы Пятницы, обустроены две купели, одна – на открытом воздухе, другая – в купальне, увенчанной крестом, есть сторожка в которой постоянно проживает смотритель. Родниковая вода с высоким содержанием железа, всё, с чем она соприкасается со временем приобретает рыжий цвет, присутствует привкус железа. В купели на улице, иногда, по поверхности воды даже плавает желтая пена. Единственное, что может встать препятствием в непогоду, это последний киллометр дороги - разбитой полевой грунтовки, если когда сухо, то можно проехать. По преданию, около 300 лет назад, здесь была явлена икона святой великомученицы Параскевы Пятницы и забил родник. Тогда эта местность относилась к Гжатскому уезду, а ныне Гагаринскому району. Здесь, одиноко жил православный подвижник (имя его неизвестно) и усердно молился святой Параскеве и по всей видимости, по его молитвам и появился источник. Ныне список явленной иконы находится в Баскаковском храме.

http://sobory.ru/article/?object=07002

С. 134; Mateos. Op. cit. P. 79), но, как было показано выше, система 12 Евангелий существенно отличается от древней иерусалимской системы 7 (или 8) Евангелий. В то же время маловероятно и константинопольское происхождение системы 12 Евангелий, т. к. в Типиконе Великой церкви на Страстной седмице евангельские чтения присутствуют только на вечернях, и в частности на вечернях Великого Четверга и Великой Пятницы читается по одному гармонизированному Евангелию (Мф 26. 2-20 + Ин 13. 3-17 + Мф 26. 21-39 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 40-27. 2 в четверг; Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61 в пятницу), которые в совокупности образуют непрерывный рассказ обо всех событиях Страстных четверга и пятницы, а система 12 Евангелий разрушает эту стройную последовательность (Janeras. P. 130-134). Как бы то ни было, чин 12 Страстных Евангелий (вместе с 15 антифонами и др. гимнографией) широко распространился на греческом Востоке в послеиконоборческий период (сначала как чин 11 Евангелий - указание на 11 Евангелий на утрене Великой Пятницы встречается во мн. рукописях XI в. (напр., Patm. 79 (65); Lond. Brit. Lib. Add. 37004; Athen. Bibl. Nat. 2104 и 43; Marc. gr. 13; Vat. gr. 771); возможно, 11 евангельских зачал появились на утрене Великой Пятницы по образцу 11 утренних воскресных евангельских зачал, а 12-е зачало было введено для округления счета - Дмитриевский. 1894. С. 393) и вошел как в соборное богослужение Иерусалима (Святогробский Типикон) и Константинополя (Типикон Великой церкви), так и в монастырские Студийский и Иерусалимский уставы, последний получил со временем всеобщее распространение и доныне употребляется в Церкви. Из особенностей утрени Великой Пятницы в Типиконе Великой церкви отмечен только тропарь на Пс 50: " Днесь церковная завеса " . Кроме того, один из списков Типикона Великой церкви XI в., а также архиеп. Антоний Новгородский (XII в.) сообщают, что после окончания утрени храм Св. Софии в XI-XII вв. закрывали, чтобы помыть и приготовить к службам Великой субботы и Пасхи (Дмитриевский.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Употреблявшиеся на часах Великой Пятницы псалмы систематизированы в работе Е. П. Диаковского (С. 264-265), который разделил все известные ему рукописи на 21 группу; в общей сложности, по его подсчетам, использовалось 58 псалмов. Наиболее употребительными были Пс 2, 5, 21, 34, 40, 50, 51, 58, 68, 85, 87, 90. Еще одна особенность царских часов - наличие в их составе ектений (об этом есть указания даже в Евергетидском Типиконе, где обычные часы не заменены царскими). Наличие ектений на часах может быть объяснено влиянием кафедрального богослужения. Богослужение Великой Пятницы в Православной Церкви в XII-XIX вв. В XII в. в монастырях Палестины получил широкое распространение т. н. Иерусалимский устав - палестинский вариант византийской послеиконоборческой монастырской практики, известной уже по памятникам студийской традиции (т. о., Иерусалимский устав, вопреки названию, не имеет прямой связи с древней традицией Иерусалима). В XIII в. Иерусалимский устав распространился по всему православному Востоку; в XIV в. он был принят в южнославянских странах, а на рубеже XIV-XV вв. - и на Руси. Богослужения в Великую Пятницу, по Иерусалимскому уставу, имеют тот же порядок, что и в студийских памятниках; главное отличие - запрет совершать в этот день литургию (в т. ч. и литургию Преждеосвященных Даров), за исключением совпадения Великой Пятницы с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Вечерня Великой Пятницы, согласно студийским памятникам, сразу после чтений переходившая в литургию (или просто резко оканчивавшаяся), в Иерусалимском уставе дополнена обычными частями: " Сподоби, Господи " , стиховными стихирами и проч. Корпус чтений и песнопений Великой Пятницы в Иерусалимском уставе мало отличается от, напр., того, что указан в Евергетидском синаксаре. Порядок служб в различных рукописях и изданиях Иерусалимского устава и приспособленной к служению по нему Триоди в сравнении со студийскими памятниками в целом стабилен (при этом наибольшее разнообразие наблюдается в изложении службы царских часов).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Следовательно, Богородице-Рождественская церковь сначала была сооружена во имя Бориса и Глеба, а затем Параскевы Пятницы, и на средства Государевы, т.е. Царския. Указ о постройке каменной церкви Богородице-Рождественской вместо Пятницкой дан Тверским Архиепископом Феофилактом в 1728 г., освящена она в 1750 г. при свящ. Василее Алексееве. Придел во имя Нила Столбенского выстроен в 1806 г. и свят. Мученицы Параскевы-Пятницы в 1825 г. На стене с южной стороны Богородице-Рождественскаго храма имется надпись: " М-ца июня 5 дня пополудни 1743-го года преставися раб Божий сея церкви священно-иерей Алексий Васильев и погребен близ сея стены священствовал 48 лет и б месяцев и 20 дней " . Надпись на служебнике, изданном в 1668 году: " сия книга глаголемая служебник церкви великия мученицы Христовой Параскевеи, нареченной Пятницы. Продал Евангелие ветхое тое же церкви поп Иван в Государево дворцовое село Бороздино, а взято денег полтора рубли, на те деньги куплен служебник да часослов " . Надпись на книге октоих: " (1676) мес. марта в (1) день сию книгу дал вкладу в церковь что в Старицы на посаде в доме премудрой Великой Христовой мученицы Параскавгии нарицаемыя Пятницы породителеех своих в вечной помин Смоленской приказной избы подъячий Петр Дмитриев, сын Клочков и по сей книги богославите и родители ево поминати (следует 72 имени усопших), а кто сию книгу из того чудотворнаго дому вынесет и похочет себе покорыстоваться и в том ево со мною да судит Бог на втором на страшном Христове пришествии, а потписал я Петрушка своею рукою " . Иконы: свят. Нила Столобенскаго чудотворца, Параскевы-Пятницы, Александра Свирского (по преданию, принесена во время похода при царе Иоанне Грозном стрельцами Коньковской слободы из Новгородского Александро-Свирского монастыря), а также ковчег с частицею мощей преп. Нила Столобенскаго, Евангелие в четверть листа, печатанное в 7159 (1651) году. Из Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 г.: Оная Рождественская церковь каменная, с приделами Преподобнаго Нила чудотворца, освященным, и Великомученицы Параскевы, еще не освященным, в твердости, построена в 1784 году, утварию довольна, однокомплектная, опись утвари церковной и приходорасходныя денгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной не имеется, приходских дворов 115, в них мужеска пола 315, женска 385 душ. В 1828 году служили: Священник Василий Космин - 32 года. В чтении и пении хорош. По окончании курса семинарии с 1819 по 1821 год находился в Вышневолоцком уездном училище учителем и инспектором, аттестат от семинарии имеет 1 разряда. Проповеди сказывает в Старицком Борисоглебском Соборе. Не вдов. Во священника произведен в 1821 году Старицкаго уезда в село Кошелево, откуда в 1828 году переведен города Старицы к Богородицерождественской церкви во священника ж. Граммату на священство и указ на переведение имеет. Родства между ними не имеется. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Надежда Стефанова - 25 лет. Сын их Павел - 1 год.

http://sobory.ru/article/?object=00014

И удивляться надо, как это можно верить такому невежественному писанию?.. Послушайте вот, сколько нелепостей в этом стихе о пятницах. Он начинается так: «Придите, братия, послушайте писания Божия, поучения святого Климента, папы Римского, про дванадесять великия пятницы». Но ведь это ложь: ни в Писании Божием, то есть в Священной Библии, ни в писаниях Климента, папы Римского, ни слова нет о двенадцати пятницах; что же это, как не клевета на слово Божие, на Священное Писание , и на святого отца – Климента, святителя Божия? Откуда это сочинитель взял, будто святой Климент писал о двенадцати пятницах? Спросите людей ученых, спросите пастырей и архипастырей наших: им известны все писания святого Климента, и все они скажут, что ни слова в них нет о двенадцати пятницах. А в Библии и сам можешь увидеть – прочитай ее от доски до доски – и помину в ней нет о двенадцати пятницах. Правда, найдешь там упоминание об одной – только об одной Великой Пятнице, в которую пострадал и умер на кресте Господь наш Иисус Христос; ради этой Великой Пятницы Святая Церковь и все пятницы в году (кроме Пасхальной, Троицкой, да на Святках, после Рождества Христова) почитает постом и молитвой; но никакого различия между этими пятницами она не полагает, и никакой особенной награды за соблюдение той или другой пятницы она не обещает. Какие же особые пятницы перечисляет сочинитель стиха о двенадцати пятницах? «Первая, – говорит он, – великая пятница на первой неделе Великого поста: в эту великую пятницу убил брат брата, Каин Авеля...» Итак, по его мнению, первая, самая важная пятница не та, в которую Господь наш за нас пострадал, а та, в которую будто бы был Авель убит. Уже и то нехорошо, что смерть Авеля, человека, он ставит выше смерти нашего Господа Спасителя; но откуда это он узнал еще, будто именно в пятницу, а не в другой какой-то день убил Каин Авеля? Да еще в Великий пост?.. Разве Великий пост при Адаме установлен был? Ведь это установление Апостольское: с чего выдумал сочинитель, будто еще при Адаме был Великий пост? Конечно, это выдумка невежды, и больше ничего...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Причем, это читать следует начать на 6м Часе (посвященном воспоминаю Распятия Христа на Кресте) и закончить словами: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» ( Ин. 19 ;24). А затем на 9м Часе (связанным с воспоминанием Его смерти), продолжить это же Евангелие со слов: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» и заканчивая словами: «Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» ( Ин. 19; 25-42 ). В каком месте службы Часа вставляется Чтение , вы уже знаете. Поэтому читайте его с пением тропарей Часов и это будет вполне соответствовать смыслу Устава и памяти дня . Естественно, что совершать это надо не в четверг (вечером), как это предписывает Устав, имея в виду всенощное бдение , которое должно продолжаться до самого утра, а в Пятницу в соответствии со временем совершения 6 и 9 часов (т.е. в период с 12:00 до 17:00). Есть еще один вариант совершения службы в указанный промежуток времени, которую можно использовать для Великой Пятницы (в домашних условиях) — это так называемая «Пассия» . Она состоит из чтения Акафиста « Божественным Страстям Христовым », посое пения которого читается отрывок из Евангелия. Здесь можно прочитать зараз тот самый отрывок от Иоанна ( Ин. 13;31-19 ;42). По окончании чтения поется стихира: «Приидите ублажим Иосифа», затем, Господи помилуй (40 раз) и Молитва Распятому Иисусу с обычным окончанием. Конечно, такой службы церковный Устав не знает. Ее чинопоследование составлено и введено в обиход нашей Церкви в середине XVII века под влиянием католической традиции (как собственно и наши утренние и вечерние молитвы). Но сами песнопения и молитвы для «Пассии» взяты из православного богослужения Великой пятницы и касаются воспоминаний страданий ( страстей ) Христовых, откуда произошло и само название чина Пассии — «Страдания». И все бы ничего, если бы не одно, а точнее два но … 1е но.… Если чин Пассии хоть как то еще соответствует дню Великой Пятницы , то его совершение в период Великого Поста совершенно неуместно, даже если бы он совершался лишь на повече­рии пятницы (как это было в XVIIbeke), а не на вечерни каждого воскресеного дня Великого поста, как это ныне повсеместно распространено. Это, кстати, понимали еще тогда в XVII веке, говоря, что «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению». Такое же понимание сохраняется и до сих пор. Мы все еще имеем не повеление, а лишь разрешение на его совершение в период Великого поста, хотя повторю и подчеркну, что это не уместно .

http://azbyka.ru/video/14-vospominanie-s...

Рядом с источником построена небольшая, но довольно просторная внутри часовня в честь Параскевы Пятницы. Там можно поставить свечу перед иконой святой мученицы, почитать акафист, текст которого есть в часовне. Жителям Гагарина и Вязьмы это святое место полюбилось с давних пор, а вот многие жители Смоленска и других городов области еще не бывали там. Им нужно сначала доехать до Гагарина на электричке или автобусе. Затем на маршрутном такси или частном транспорте добраться до села Баскаково, расположенного в 16 километрах от города. Более подробно об источнике вам расскажут сотрудники Казанской или Вознесенской церкви города Гагарина, не раз бывавшие на источнике. Историческая справка С древних времен на Руси почиталась святая мученица Параскева Пятница. Она считалась покровительницей земледельцев, помощницей женщинам в их домашних заботах, быстро отзывалась на молитвенные просьбы тех, кто путешествовал к святым местам. А число чудесных исцелений перед ее иконами трудно даже сосчитать. Святая Параскева жила в III веке в Римской империи при императоре Диоклитиане, известном своей жестокостью и ненавистью к христианам. Она отличалась необыкновенной красотой, рано лишилась своих благочестивых родителей, приняла обет девства и не вступала в супружество. Пятницей ее назвали потому, что она родилась в этот день недели. Во время гонений на христиан Параскева отказалась принести жертву языческим идолам, за что подверглась мучениям. Правитель приказал жечь ее тело огнем, но пламя обратилось на мучителей и сожгло их, а святая осталась невредимой. Тогда Диоклитиан приказал убить мученицу, однако вскоре он сам погиб: во время охоты конь сбросил его в овраг. Источник святой Параскевы Пятницы в Гжатском уезде (ныне Гагаринский район) получил широкую известность около 300 лет назад благодаря одному православному подвижнику (имя его неизвестно), который одиноко жил в этих местах и усердно молился святой Параскеве. Считается, что при его жизни здесь была явлена чудотворная икона Параскевы Пятницы (ее список есть в Баскаковском храме) и забил источник. Во время Великой Отечественной войны фашисты пытались стирать в источнике свою одежду. Однако он высох, и только после ухода врага ручей начал снова течь. При Советской власти недалеко от источника построили свинарник, но теперь, к счастью, его нет. А лет пять назад, когда источник чистили, в нем нашли несколько монет XVII века и более позднего времени, что подтверждает широкую известность этого места в те далекие времена. Каждый год 19 января, в день Крещения Господня, источник освящается. Духовенство совершает особый молебен, после чего верующие, несмотря на мороз, окунаются в воду. Многолюдно бывает здесь и в день памяти святой мученицы Параскевы Пятницы - 10 ноября (28 октября ст. ст.).

http://sobory.ru/article/?object=07002

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010