Из славянских святых отмечены: января 12 – Савва Сербский и июня 2 – Иоанн Сачавский. Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; мая 21, июня 23 и августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы; июля 8 – Явление иконы Казанския Пресвятыя Богородицы; июля 28 – Явление иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы. 1145. Святцы , в четвертку, 81 л., полууставом XVII (31–81 лл.) и XVIII (1–30 лл.) вв., с заставкою без переплета; 31–81 листы меньшаго формата, чем предшествующие; 54-й лист чистый. На лл. 55–67 Зрячая Пасхалия; на лл. 67–81 Лунное течение. Памяти русских святых, не отмеченныя в современном Церковном Уставе, здесь те же, что в 1156 и 1160 и, сверх того, следующия памяти: Исидора Ростовского под 9 апреля, Варсонофия Тверского под 11 апреля и Германа Соловецкаго под 12 мая. Славянские святые отмечены те же, что в 1156 и 1160. Памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, в святцах рукописи нет тех же, что в и 1160., за исключением памятей Филиппа митрополита под 3-м июля и Антония Печерскаго под 10-м июля. Из Богородичных праздников русского происхождения, показанных в 1156 и 1160, здесь не отмечены: Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы под 21 мая и Знамение от иконы Благовещения Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге под 8 июля. Сверх тех Богородичных праздников, что в 1156 и 1160, в святцах рукописи отмечены еще следующие: 24 сентября – Явление иконы Мирожския Пресвятыя Богородицы; 14 февраля – Явление иконы Костромския Феодоровския Пресвятыя Богородицы и 19 августа празднество Донской Божией Матери. 1146. Святцы , в четвертку, 94 л., без начала и конца, полууставом XVIII в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, 67 а и 67 б листы чистые. Состав: 1) месяцеслов (1–65 об.), начинается 3-м сентября. Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, здесь не показаны следующия: сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 23 – Митрофан Воронежский ; ноября 27 – Иаков епископ Ростовский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля З – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; февраля 4 – Георгий князь и Кирилл Новоезерский; марта 17 – Макарий Колязинский; мая 15 – Димитрий Царевич; мая 29 – Иоанн юродивый Христа ради Устюжский; июля 5 – Феодор Ярославич князь; июня 15 – Иона митрополнт Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все три Евангелиста говорят, что эти чудесные знамения, сопровождавшие смерть Господа, произвели столь сильное, потрясающее действие на римского сотника, что он произнес, по первым двум Евангелистам: «воистинну Божий Сын бе Сей», а по св. Луке: «воистинну Человек Сей праведен бе». Предание говорит, что этот сотник, по имени Лонгин, стал христианином и даже мучеником за Христа (память его 16 окт.). По свидетельству св. Луки, потрясен был и весь народ, собравшийся на Голгофе: «биюще перси своя возвращахуся» — такие резкие переходы от одного настроения к другому естественны в возбужденной толпе. Все три Евангелиста указывают, что свидетелями смерти Господа и происшедших при этом событии были «жены многи издалеча зряще, яже идоша по Иисусе от Галилеи, служаще Ему», а среди этих женщин, как перечисляют св. Матфей и Марк поименно, были: Мария Магдалина, Мария — мать Иакова и Иосии и мать сынов Зеведеевых Саломия. О дальнейшем, что произошло по смерти Иисуса и до Его погребения, повествует, дополняя, как и всегда, первых трех Евангелистов, только св. Иоанн, бывший, как он тут же утверждает, сам свидетелем всего этого. Так как была пятница — по-гречески «параске-ви», что значит «приготовление», т.е. «день перед субботой», а суббота та была «великим днем», так как совпадала с первым днем Пасхи, то, дабы не оставлять на крестах тела распятых в этот «великий день», иудеи, т.е. враги Господа, или члены синедриона, просили Пилата, «да пребиют голени их» и, умертвив их таким образом, «возьмут», т.е. снимут и похоронят еще до наступления вечера, когда надо было уже вкушать Пасху. По жестокому римскому обычаю, распятым, для ускорения их смерти, пребивали голени, т.е. раздробляли ноги. Получив на это разрешение Пилата, воины пребили голени у разбойников, распятых со Иисусом, которые были еще живы. «На Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений: но един от воин копием ребра Ему прободе: и абие изыде кровь и вода». Отрицательная критика очень много занималась вопросом, могла ли из мертвого тела Иисусова истечь кровь и вода, и доказывала, что это невозможно, так как из мертвого застывшего тела не может истекать кровь, ибо она находится в жидком состоянии в мертвом теле весьма недолго, не более часа, а что отделение водянистой жидкости начинается лишь с наступлением разложения да еще при некоторых болезнях, как напр., при тифозной горячке, лихорадке и т.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

Во-вторых, прочтите эту главу из Евангелия от Матфея, и тогда вы поймете, что означают слова Христа. Иудеи соблазнялись, видя, как кто-то ест немытыми руками, считая, что пища набирается некоей скверны от немытых рук и оскверняет душу. Хрис­тос, видя такое безумие, поправил их, сказав, что еда немытыми руками не оскверняет человека. Из этого ясно, что речь идет не о пище как таковой, а о пище, которую берут немытыми руками. Претыкание второе В Евангелии от Луки Христос говорит: В какой же дом войдете (...) В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои ( Лк. 10, 5–7 ). В соответствии с этим говорит и Апостол Павел: Все, что прода­ется на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести ( 1Кор. 10, 25 ). И ниже: все, предлагаемое вам, ешьте ( 1Кор. 10, 27 ). Кто же дерзнет лишить свободы, предоставленной Христом и Апостолами? Исправление претыкающимся Христос, Бог наш, этими словами учит нас не свободе преступать законы Церк­ви, а воздержанию и умеренности. То есть, чтобы когда нас принимали во время стран­ствий, мы не требовали дорогой и изысканной пищи, а довольствовались тем, что нам предлагают, если это и не то, чего бы нам хотелось. Так учат святые отцы Амвросий, Феофилакт и другие. Без сомнения, Господь в данном случае имеет в виду ту пищу, которую полагается есть в определенное время и место. Его слова не означают, что надо есть яд, если его предложили, или свиное мясо в то время, когда соблюдался закон Моисея. Подобным образом говорит и блаженный Павел: Все, что продается на торгу, ешьте ( 1Кор. 10, 25 ), желая избавить Православных от сомнений и чрезмерного иссле­дования покупаемого мяса, не является ли оно идоложертвенным, ибо в другое время Апостол Павел в Деяниях Апостолов, в главах 15 и 16, повелевает хранить устав Иеруса­лимского Собора, согласно которому не следует принимать в пищу кровь удавленного и идоложертвенного. Не следует покупать на торгу мясо, наверняка зная, что это удавлен­ное или идоложертвенное. Смотри об этом сказанное Златоустом на слова Павла, приве­денные в претыкании. И поистине, если блаженный Павел говорит, обличая соблазнив­шихся: Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается ( Рим. 14, 21 ), то еще лучше соблюдать посты, установленные Церковью, и если кто не делает этого, то не только соблазняет братию, но и виновен в невоздержании и непослушании.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В этих условиях и испрашивает Г.С. Дранишников в 1676 году благословение митрополита своей казной возвести каменную Иоанно-Предтечинскую церковь на Нижнепосадском торгу, вложить накопленные капиталы в богоугодное дело и тем самым доказать свою «истую» приверженность православию. Разрешение было дано, и ктитор лично стал закупать всевозможные строительные материалы: кирпич, известь, железо и черепицу, заключал подрядные договоры с каменщиками, плотниками-подвязчиками, кузнецами, резчиками по дереву, иконописцами и золотильщиками. Так что вклад Г.С. Дранишникова в разработку художественного образа здания можно считать определяющим. Но до конца строительство храма довести ему не удалось. 24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скоропостижно скончался, успев всего за два дня до смерти составить завещание, по которому отпускал на волю всех своих крепостных, а наличное имущество: четыре жилых двора, амбары с солью, волжские лодьи и иной «всякой завод» — передавал родному брату Лаврентию при непременном условии, что тот достроит каменный нижнепосадский храм. На наследство богатого нижегородца тотчас нашлось немало претендентов, в том числе и митрополит Филарет. Затяжная борьба за права на имущество Г.С. Дранишникова более похожа на детектив. Тем не менее Лаврентий довел до конца начатое братом дело. В 1683 году нижегородский летописец запишет, что на Нижнем посаде «близ торгу освящена церковь каменная Иоанна Предтечи, а строил тое церковь нижегородец, посадцкой человек Гаврило Дранишников своею казною». Сведения летописца следует дополнить, ибо с южной стороны к храму был пристроен придел в честь великомученицы Анны, освященный по духовному наказу ктитора в память «ушедшей в раскол» жены. Так в Нижнем Новгороде под кремлевским холмом появилась каменная церковь, которую следует оценивать как памятник посадской культуры второй половины XVII века — времени бурного, малоизученного социально-экономического расцвета города и связанных с крестьянской войной С. Разина и старообрядческим движением событий.

http://sobory.ru/article/?object=01403

При увеличении прихода древние храмы расширяли пристройками в тоновской стилистике (или без выраженных стилевых признаков, избегая контраста со средневек. памятниками), напр. работы в классицистическом стиле архит. Дмитрова в Десятинном мон-ре: ограда и кельи (1814-1820); в Хутынском мон-ре: реконструкция келейных корпусов, больницы со Всехсвятским храмом (не сохр.), трапезной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского и Преображенского собора (1822-1829); в Сырковом Владимирском мон-ре: перестройка Вознесенской трапезной ц. (1823). В 1832 г. губ. архит. Праве в боровичском Свято-Духовом мон-ре расширил собор 1658 г. Совместно оба мастера, Дмитров и Праве, работали в Вяжищском Николаевском мон-ре в 20-30-х гг. XIX в.; известны работы городского архит. И. Ф. Соколова в Антониевом мон-ре (30-е гг. XIX в.). Новые колокольни были преимущественно ярусные, в стилистике классицизма, напр. в мон-рях: Клопском (1804-1805), Антониевом (1806-1807), Десятинном (1809-1810), Духовом (30-е гг. XIX в.), Мало-Кирилловом, Зверином (юж. надвратная колокольня с шатровым верхом 1846, архит. Р. К. Кржижановский); при церквах в Вел. Новгороде: Власиевской (1775); Борисоглебской в Плотниках (70-80-е гг. XVIII в.), Спасо-Преображенской на Нередице (1796-1797), Иоанно-Богословской на Витке (1799), Феодоро-Стратилатовской на Щирковой ул. (1804), Благовещенской на Городище (1806-1807, 1882), Иоанно-Предтеченской на Опоках (1825), Георгиевской на Торгу (20-е гг. XIX в., 1912 г.), Рождество-Богородицкой в Перынском скиту (1826-1828), Успенской на Торгу (30-е гг. XIX в.), Троицкой в Ямской слободе (придел и колокольня - 1830, архит. Соколов), Воскресенской на Красном поле (1844), Успенской на Волотовом поле (1857), Спасо-Преображенской на Ильине ул., Климентовской на Иворовой ул. В 1781-1798 гг. Вознесенский собор 60-х гг. XVII в. в Савво-Вишерском мон-ре был окружен приделами и папертью, получил новый алтарь (не сохр.). Перестройке в классицистических формах в 1812, 1835, 1850 гг. подверглась Михаило-Архангельская ц. на Торгу, в XVIII - 1-й пол. XIX в.- храмы и колокольня Старорусского Преображенского мон-ря и Никитская ц. в Новгороде, в нач. XIX в.- собор Михаило-Архангельского Сковородского мон-ря (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Нижний Новгород. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь на торгу известна с XV века. В ее честь названа Ивановская башня кремля. Вначале была деревянной, а в 1683 году выстроена каменной на средства промышленника Г.С.Дранишникова. В 1882 году к церкви пристроили шатровую часовню со сторожкой. Освящен в 1683 году, повторно 4 ноября 2005 года. Храм Иоанна Предтечи – один из самых древних в Нижнем Новгороде. По названию Иоанно-Предтеченской церкви получила свое название Ивановская башня Нижегородского кремля. Деревянный храм известен с XIV столетия. На паперти этого храма нижегородец Кузьма Минин обращался со своим воззванием к жителям города. Каменная церковь была построена купцом Гавриилом Степановичем Дранишниковым. В 1676 году Дранишников испросил благословения митрополита на постройку каменного храма Иоанна Предтечи. После того как благословение было дано, ктитор лично закупал необходимые строительные материалы и заключал подрядные договоры с каменщиками, плотниками-подвязчиками, кузнецами, резчиками по дереву, иконописцами и золотильщиками. 24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скоропостижно скончался, успев всего за два дня до смерти составить завещание, по которому отпускал на волю всех своих крепостных, а имущество передавал родному брату Лаврентию при непременном условии, что тот достроит каменный нижнепосадский храм. Лаврентий выполнил волю брата и в 1683 году каменный храм Иоанна Предтечи был освящен. Церковь Иоанна Предтечи построена по распространенному тогда в Нижнем Новгороде типу «корабль». Поскольку храм возводился на склоне горы, под него был подведен кирпичный «подиум», внутри которого размещались лавки, сдаваемые причтом в наем купечеству. Здание возводилось добротно, на века, и несмотря на частые пожары служило украшением Нижнего посада вплоть до начала XIX столетия. Но в 1834–1839 годах начались градостроительные преобразования, в ходе которых храм подвергся ремонтным работам. Процессом руководили попеременно архитекторы А. Л. Леер, И. Е. Ефимов, Г. И. Кизеветтер.

http://sobory.ru/article/?object=01403

По благословению митрополита Ионы на средства горожан в период 1685-1690 годов возводится новый храм, сохранившийся до настоящего времени. В XVII столетии в нём было два престола: главный - во имя Всемилостивого Спаса, придельный - в честь святого Ильи Пророка. Значительно позднее, в 1860-х годах, после возведения обширной пристройки с западной стороны в ней разместились ещё два тёплых придела для богослужений в холодное время года: с правой стороны - в честь Архистратига Михаила и святителя Николая Чудотворца, слева - во имя Владимирской иконы Божией Матери. Примечательно, что у храма есть ещё одно наименование - Спас-Ружный. Оно выделяет его среди прочих городских церквей, указывая на особый статус. Руга - это содержание приходского клира в Византии и Древней Руси, которое выдавалось деньгами или продуктами. Слово это греческое, его можно перевести как " житница " или " плата " . От обычного жалованья руга отличалась тем, что изменялась в зависимости от ценности съестных припасов. Такой способ содержания имели те храмы, за которыми не были закреплены земли и дворы прихожан, что лишало служителей возможности получать плату за требы. Для ростовского храма ругу собирали сначала с жителей посада, имевших торговые места здесь, на площади, впоследствии содержание выделялось из государственной казны. В XIX веке Спасский храм неоднократно перестраивался, из-за чего его изначальный облик был существенно искажён. Однако в 1960-1970-х годах, когда происходило восстановление построек Ростовского кремля, повреждённых смерчем, Спасской церкви также был возвращён её первозданный вид. Правда, просторную и удобную позднюю пристройку для тёплых приделов оставили. В церковном интерьере сохранились характерный для для Ростова фресковый иконостас и стенные росписи, датировка которых в настоящее время не определена. Часть исследователей относят их к 1690-м годам, некоторые считают их работой ярославских мастеров 1760-х годов. И по внешним формам, и по своему внутреннему убранству церковь Спаса на торгу близка храмам Ростовского архирейского дома. Располагаясь рядом с ним, она прекрасно вписывается в ансамбль, практически составляя с ним единое целое. Снежно-белый цвет её стен и ярко-синие купола, украшенные золочёными звёздами, привлекают к себе неизменное внимание. В дни некоторых церковных праздников храм, расположенный под самыми стенами кремля, был вовлечён в торжественные богослужения, совершаемые в кафедральном Успенском соборе. Авторы XIX века упоминают, например, чин шествия митрополита на осляти (ослике), который совершался от Спасской церкви к Входоиерусалимскому храму, что под звонницей в Вербное воскресенье. Также долгое время сохранялась традиция выноса Плащаницы в Великую пятницу из храма Спаса на торгу в Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=00592

Святой принимал горячее участие в судьбе своих родных, братьев и сестер, племянников и племяниц, их детей. Его благодатное покровительство всегда было над ними и остается теперь. Судьбы их сложились поразному, как это всегда бывает в жизни, но свет православной веры озарил их долю. За многими событиями в их жизни незримо стоял преподобный Алексий. Не всегда это было явственно, но всегда благодатно. Во многих промыслительных случаях из их жизни чувствуется его незримое участие. Особенно благодатное влияние святого Алексия сказалось в судьбе его сестры Параски, родившейся в 1890 году. Младше нее была только Василина, уехавшая в Америку к брату Димитрию. Так что из всех братьев и сестер, оставшихся в Ясиня, Параска была самой младшей. Он относился к ней особенно тепло – как к младшей сестренке и как к женщине, претерпевшей много горя и ставшей благочестивой. Об этом будет сказано позже, в свое время. В молодости же она совершила один поступок, за который Алексий ее очень ругал. Было это еще при австро-венгерской власти. Преподобный Алексий привозил из России много православных церковных книг, особенно Псалтирей. Хранить их у себя он не мог, так как за ним следили. Поэтому кроме тех книг, что он дарил своим родным, он еще и хранил у них эти благословенные запасы. Так, немало книг святой доверил своей сестре Параске. Наступило время террора. К ней пришел родич и спросил, нет ли у нее книг православных, потому что жандармы ходят по селу и убивают за них. Ужас тогда напал на Параску, подобный ужасу, что испытал святой апостол Петр ночью, когда отрекся от Христа из страха, что и его схваният. Параска быстро достала книги, схватила их и, выбежав из дома, сбросила вниз со склона, к реке. Книги падали и разлетались. Почти сразу же вслед за этим к ней пришел человек, который жил внизу по этому склону, и сказал, чтобы она немедленно эти книги собрала книги хранились у нее, а теперь разбросаны по его участку, так что жандармы могут подумать, что книги принадлежат их семье. Параска, едва перед этим немного успокоившаяся, опять страшно разволновалась и побежала собирать разбросанные, рассыпанные, разлетевшиеся православные книги. Она собирала их, бегая и ползая по склону, и, собрав, сожгла. Все-таки всего она собрать не могла – часть листков попала в реку, и их унесло водой. Когда преподобный Алексий вернулся в Ясиня и узнал об этом, то строго выговаривал своей сестре за то, что она совершила по своему малодушию, сначала выбросив святые книги, а затем спалив их огнем. Он ей говорил, что Бог может ее сурово покарать. Впоследствии от огня она испытала самое страшное горе в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другая сестра преподобного, Анна, оказавшись в такой же ситуации, зарыла подаренную ей братом Псалтирь под яблоней, а потом откопала и читала по ней. Этой сестре святой впоследствии для ее двоих детей подарил участок земли, купленный им у еврее в молодости по низкой цене. У Параски погиб на войне муж, Андрей Ключенко, мобилизованный в австро-венгерскую армию, и она осталась одна с пятью детьми. Параска поклялась, что останется верна мужу до конца дней своих. Но человек должен следовать не влечению своего сердца, а воле Божьей, иначе безнадежно в жизни запутается. Воля же Божья была иной. Параске было лишь около двадцати восьми лет, а она была очень красивой и приятной. Ее полюбил один человек – Иван. Он сватался к ней, но получил отказ. Тогда ей ночью приснился святой Николай с буком (буковой палкой). Он замахнулся на нее и сказал, что будет ее бить. «Твоего человека нет! – Вот твой человек!» И великий святой указал на Ивана. Параска встала, испуганная и опечаленная, потому что нарушила волю Божью, как ей казалось, непоправимо – ведь Иван уже сделал предложение, получил от нее суровый отказ и теперь, скорее всего, обиделся, так что не захочет с ней даже и разговаривать. После явления во сне великого чудотворца Николая, устраивающего браки многим страждущим от безбрачия людям, подобным этой одинокой вдове с пятью маленькими детьми, душа Параски изменилась. Она пошла стирать на реку белье, чувствуя необычную теплоту в сердце. Ее вдруг потянуло к Ивану, она захотела его увидеть, говорить с ним. В это самое время он неслышно подкрался к ней сзади и плеснул на нее водой. Параска обернулась и засмеелась от радости, глаза засияли счастьем. Иван был изумлен и восхищен: «Я тебя такой, Параска, еще не видел!» Затем, немного придя в себя и помолчав, он сказал: «Я хотел, кабы сорочку ты мне вышила». В этой самой сорочке, вышитой любящими руками, он и венчался. Преподобный Алексий любил останавливаться у Параски, в ее небольшом домике, разделенном пополам, с двумя отдельными выходами. В левой половине он и останавливался. Здесь он благословлял останавливаться и монахиням, приезжавшим к нему в Ясиня за духовным окормлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А в четверг Марийка побежала в больницу к своему больному сыночку. По пути она опять зашла к тетке Параске. Та ее встретила с великой радостью, говоря: «Марийку! Будет жить! Я днину держала! Я молилась! Я сон видела! Собрал он косицы (цветы) на руку и вышел на дорогу! Встал на штреце!» Марийка, дойдя до больничной палаты, страшно разволновалась. Не открывая стеклянную дверь, она поглядела сквозь нее и увидела, что постелька, где лежал ее больной ребенок, пуста. Ей стало плохо: она подумала, что ребенок умер и его уже отвезли в мертвецкую. Но тут подошла медсестра; Марийка, вне себя от волнения, спросила, где ее ребенок, почему его место пусто. Медсестра ей рассказала, что ребенок уже встал с постели и пошел умываться, живой и здоровый. В завершение этой истории с Марийкой скажем, что жила она на той самой земле, что святой подарил своей сестре Анне. Анна имела двоих детей. Один из них, Иван, ходил в школу и неплохо учился. Анна просила брата взять его к себе, чтобы он выучился на священника. Было тогда Ивану восемнадцать лет. Послушав сестру, святой поехал с юношей в Хуст, где он жил в домике настоятеля. Здесь же останавливались сербские владыки, когда приезжали в Подкарпатье. Комнатка, где жил преподобный, была так тесна, что там могла стоять лишь одна кровать. Но в тесноте, как говорится, не в обиде – пришлось дяде и племяннику ночевать на одной кровати. Просыпаясь ночью, старец обнаруживал, что Иван пропадает – долго его не было. Все понял святой. Он отвез его обратно домой со словами – «Не буде с сего поп! По за моих плеч – за дивками!». Дальше святой предсказал, что его доля – не быть священником, а быть отцом большой многодетной семьи. Впоследствии Иван женился, у него было десять детей. Когда умирал муж Анны, Иван, также носивший фамилию Дуб-Дубьюк, она держала в руке зажженную венчальную свечу и плакала, причитала по-народному, прося мужа не покидать ее. Муж, казалось уже отходящий, вдруг открыл глаза и, воспрянув, обратился к ней: «Не вертай меня, бо я на дороге!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010