После кончины в Киеве новгородского архиепископа Нифонта (21 апреля 1156) новгородцы решают поставить на епископскую кафедру " мужа Богомь избрана Аркадия " : " събрася всь град людии… и шьдъше всь народъ, пояша и (его. — А. К.) из манастыря от Святыя Богородиця, и князь Мьстиславъ Гюргевиць (Мстислав Юрьевич, сын Юрия Долгорукого; княжил в Новгороде с 1155 по 1157. — А. К.), и всь клиросъ Святыя Софие, и вси попове городьстии, игумени и церньци (чернецы. — А. К.), и въведоша и, поручивъше епископью въ дворе Святыя Софие, дондеже придеть митрополитъ в Русь; и тъгда поидеши ставитъся " . Это был первый случай избрания новгородского владыки самими новгородцами (со времени Аркадия он становится традиционным). Приняв это великое звание, он нес его с честью: в его время не было в Новгороде ни убийств, ни грабежей, и это надо приписать всецело стараниям блаженного Аркадия. Однако прибывший в Киев летом 1156 г. митрополит грек Константин, по-видимому, не спешил признать совершившийся выбор. Лишь спустя два года, летом 1158 г., Аркадий наконец отправился в Киев " ставитъся епископомь " , и 10 августа (по Житию, 6 августа) был рукоположен митрополитом Константином. Но в отличие от своего предшественника на кафедре Нифонта и преемника Илии, он не получил сан архиепископа, оставшись только епископом. На обратном пути, в пределах Смоленского княжества, Аркадий встретился со смоленским князем Ростиславом Мстиславичем, выступившим было в поход против прежнего полоцкого князя Ростислава Глебовича (в помощь своему союзнику полоцкому князю Рогволоду Борисовичу), и сумел отговорить его от этого военного предприятия. 13 сентября того же года, " на канонъ Святого Въздвижения " , Аркадий вернулся в Новгород. В годы святительства Аркадия в Новгороде " заморскими " (т. е. немецкими) купцами была поставлена церковь Св. Параскевы Пятницы на Торгу (1156). Сохранилась печать епископа Аркадия с изображением Божьей Матери Знамения и русской надписью: " Арькад[ии, еп]иск[опъ] Нов[город]сь[кии] " . Стоит отметить, что Аркадий первым из новгородских владык (и вообще из известных нам русских иерархов) стал использовать на своих печатях вместо греческого русский язык.

http://pravicon.com/info-1813

Пребывание Г. на Новгородской кафедре характеризуется продолжением активного храмового строительства. 4 июня 1189 г. он освятил соборную церковь в Аркаже [Аркадиевском] в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, в 1191 г.- ц. Вознесения, построенную тысяцким Милонегом, в 1192 г.- соборную церковь в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре и ц. св. апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. При участии Г. была возведена каменная ц. во имя св. Трех отроков и прор. Даниила на Жатуне (1189) и деревянная ц. Сретения Господня (1191) на епископском дворе в Новгороде. На 1189 г. приходится окончание росписи Благовещенской ц. В 1191 г. были перестроены княжеская деревянная Никольская ц. на Городище (поставлена в 1165) и храмы, созданные на средства боярина Внезда, брата новгородского посадника Мирошки Нездинича (ц. Нерукотворного образа Господня, 1134), и купца Константина с братом (ц. св. Параскевы Пятницы на Торгу, 1156). В 1192 г. игум. Мантурий основал Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса), где была поставлена одноименная деревянная церковь. На время управления Г. Новгородской епархией приходятся изгнание новгородцами кн. Мстислава Давыдовича и посажение на княжение Ярослава Владимировича (1187), шурина вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, походы новгородцев против язычников: на Печору и за Волок (1187), на емь вместе с корелами (1191), на чудь; во время этого похода был взят г. Юрьев (1191). Запись на Студийском уставе кон. XII в. сообщает о том, что непосредственно перед кончиной Г. «постригъся... и бысть емоу имя мнишьское Григории» (ГИМ. Син. 330. Л. 281 об.),- по-видимому, речь идет о принятии святителем схимы. (Летописи и «Повесть о построении Благовещенской церкви» сообщают, что Г. в «черничьстве» носил имя «Григорий»,- нужно думать, что это было схимническое имя святителя.) Г. погребен в сев. галерее новгородского Софийского собора рядом с братом. На гробнице, согласно описаниям XVII в., находилась икона Г. Архим. Макарий (Миролюбов) сообщает, что мощи святителя были обретены в 1558 г., когда устраивалась крипта для мощей святителей Иоанна и Г. Однако в «Росписи новгородских святынь» (1626-1634) и в Савваитовском списке «Описания о российских святых» (кон. XVII в.) о Г. сказано: «Не свидетельствован». Ныне мощи Г. почивают под спудом (в 1940 были исследованы археологом В. В. Гинзбургом, предположившим, что архиерей скончался в возрасте ок. 40 лет).

http://pravicon.com/info-2017

Для подтверждения сего предания в настоящее время нет данных; потому что на Дворище о существовании дворца говорится только со времен царя Uoahha IV 674 . Известно только, что она в недавнее еще время была обгорелою, а теперь возобновлена. Внизу башни прежде помещалась полиция, а теперь магистрат. Вверху ее пустая комната, над которою шпиль конусообразный, обит в недавнее время железом. На конце шпиля репеек с острыми зубьями. Заметим здесь, что кроме веча на Ярославове Дворище, было подобное вече и в других местах Новгорода 675 . Некогда повещаемы были Новгородцы для собрания и звоном Софийского колокола, служившего вместо вечевого 676 . 3. Церковь святой мученицы Параскевы Пятницы Местоположение Пятницкой церкви и первоначальное ее основание. Построение нынешней церкви и последующая ее судьба. Устройство церкви совне и внутри в настоящем виде. Церковь святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, находится на северной стороне от Николо-Дворищского собора в 13-ти саженях. Первоначальное основание ее, по новгородским летописям, относится к 1156 году и приписывается заморским или чужеземным купцам. «В лето 6664 (1156) поставиша заморьстии (купцы) церковь святой Пятнице на Търговище», 677 . Сказание сие о заложении Пятницкого храма несколько яснее повторяется в Новг. III летописи: «В лето 6664 заложиша церковь каменную, в Великом Новеграде, в Торгу, заморские купцы святой Пятницы» 678 . К этому вероятно, времени относится написание чудотворной иконы св. мученицы Параскевы Пятницы, остающейся доселе в Пятницкой церкви 679 . После этого, чрез 35 лет, в 1191 году говорится опять о построении Пятницкой церкви на Торговище Константином с братом 680 , вероятно, Дмитром или Дмитрием 681 , но совершение или окончание Пятницкой церкви приписывается заморским купцам в 1207 году 30 августа 682 . Церковь сия испытала бедствия от пожаров в 1217 (31 мая), 1300 (18 апреля), 1311 (16 июля) и 1340 (7 июня) годах 683 . В последний пожар церковь Пятницкая не только обгорела, но и разрушилась 684 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

На север от Никольского собора – церковь ПараскевыПятницы, построенная в 1156 году. В ней находится чудотворная икона св. великомученицы Параскевы. Рядом, на север, стоит церковь Успения Божией Матери в Торгу на Козьей Бородке, построенная в 1135 году в память убиенных на Ждане Горе. Перейдя дорогу, стоит храм великомученика и Победоносца Георгия «в Торгу, в Кожевенном ряду», построенный в 1131 году. В 1392 году за алтарем в особой часовне похоронен блаженный Феодор, Христа ради юродивый. Святые мощи его находятся под спудом, над коим поставлена рака с рельефным изображением святого. Тут же стоит величественный храм св. Иоанна Предтечи «на Опоках», основан князем Всеволодом Гавриилом в 1127 году. На его восточной стене древнее чудотворное изображение Иоанна Крестителя, по бокам его новгородские святители Никита и Иоанн. Невдалеке стоит церковь священномученика Климента на Иворове улице. Церковь построена в 1153 году, в ней находится св. икона священномученика Ипатия из близ стоящей, но ныне разобранной церкви св. муч. Ипатия. Далее по той же улице, церковь св. великомученика Димитрия Солунского, поставленная в память Куликовской битвы в 1381 году. Эта церковь очень часто страдала от пожаров. На Федоровском ручье стоит церковь великомученика Феодора Стратилата, сооруженная в 1360 году посадником Семеном Андреевичем и матерью его Натальей. Невдалеке от нее стоит церковь великомученика Никиты, выстроенная в 1406 г. и расширена в 1555 г. при Иване Грозном, временный дворец которого находился рядом с нею. Далее возле вала стоит храм муч. Бориса и Глеба. В церкви две чудотворные иконы Бориса и Глеба, на одной они изображены на конях, а другая в «чудесех». Также в храме находится св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемой Скоропослушница, присланная с Святой Горы Афон. Над входом в храм великолепое изображение равноапостольного князя Владимира и сыновей его Бориса и Глеба, а на алтарной стене – Божией Матери Знамение и предстоящие Ей преподобные Антоний Римлянин и Варлаам иже на Хутыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Великий Новгород. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. Карта и ближайшие объекты Церковь Параскевы Пятницы на Торгу построена в 1207 по заказу " заморских купцов " - новгородцев, ведущих заморскую торговлю. Перестроена в 1345 году после пожара. Закрыта. Средневековые храмы Новгорода обладают определенным своеобразием: небольшой, четырехстолпный одноглавый храм с его почти до предела упрощенными формами определяет облик новгородского зодчества второй половины XII в. Пятницкая церковь на Торгу выделяется необычными формами которые, можно сказать, контрастируют с привычными формами соседних зданий. После проведенных исследований и реставрационных работ 1954-57 гг.стало ясно, что необычные формы здания не выводимы из новгородской архитектурной традиции и могут получить объяснение только исходя из общерусского историко-архитектурного контекста домонгольского времени. Впервые летопись сообщает о строительстве церкви Пятницы под 1156 г. Заказчиком ее названы " заморские купцы " . Речь, по мнению исследователей, идет не об иноземцах, а о новгородцах, занимающихся торговлей с заморскими странами. Храм, вероятно, был деревянным: лишь Новгородская третья летопись называет церковь каменной, но это известие большинством исследователей ставится под сомнение. В 1191 г. летопись снова упоминает о строительстве Пятницкой церкви и опять, надо полагать, из дерева. Потом летопись сообщает, что 30 августа 1207 г. " заморские купцы " завершили строительство Пятницкой церкви. В научной литературе именно эта дата считается временем постройки каменного храма. Многочисленные пожары неоднократно наносили урон как внутреннему, так и внешнему убранству церкви. 7 июня 1340 г. случился " велик и лют пожар с бурею и вихрем " " потом же пожару и церковь та падеся " . Пять лет церковь пребывала в руинах. 1345 г. стал временем ее второго рождения: " заложи владыка Василий святую Пятницу, что порушилась в великий пожар, поведением раба божия Андрея, сына тысяцкого и Павла Петровича " . В том же году на память святого Симеона Столпника церковь была совершена. И в дальнейшем храм много раз страдал от пожаров. В 1524 г. в поновлении храма принимал участие Дмитрий Иванович Сырков, видный организатор строительных работ того времени в Новгороде.

http://sobory.ru/article/?object=00316

Из не отмеченных в Церковном Уетаве и в 1156 русских святых показаны следующие: ноября 27 – Всеволод князь Псковской, ноября 28 – Феодор архиепискол Ростовский и июня 16 – Нифонт Новгородский. Памяти славянских святых показаны те же, что в 1156, за исключением памяти Иоакима Сардипольского, и, сверх того, под 1 апреля память «Аврамия новаго страстотерпца, мученаго в Болгарех за православную веру христианскую». Из праздников Богородичных русского происхождения, отмеченных в 1156, ве показаны: октября 22 – Казанской Божией Матери и августа 8 – Толгской Божией Матери. Пасхалия начинается 7356 (1848) годом. 1165. Святцы , в 16 долю листа, 71 л., полууставом начала XIX в., в бумажной обложке; заключают в себе один месяцеслов. Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь не показаны те же, что в 1156 и, сверх того, не отмечены следующия памяти: Алексия митрополита под 19 мая и Константина князя Муромского и чад его: Михаила и Феодора под 21 мая. Из не отмеченных в Церковном Уставе и показанных в 1156 памятей русских святых в святцах рукописи не отмечены следующия: Иоанна князя Углицкаго под 19 мая; Макария Колязинского под 26 мая; Димитрия Царевича и Димитрия Прилуцкаго под 3 июня; Василия и Константина Ярославских князей под 8 июня; Стефана Махрищского под 14 июля и Петра митрополита под 4 августа. Сверх того, отмечены памяти Всеволода Псковского князя под 27 ноября и Феодора архиепископа Ростовскаго под 28 ноября. Из славянских святых здесь отмечены те же, что в 1156. Из показанных в 1156 праздников Богородичных русского происхождения в святцах рукописи не отмечены: октября 22 – Казанской Божией Матери; июня 26 – Явление иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы и августа 8 – Явление иконы Толгския Пресвятыя Богородицы. Под 27 ноября показано Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде. Читать далее Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2/[Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т./Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - XX, 632, 66 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из отмеченных в 1156 Богородичных праздников русскаго происхождения не показано Явление иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы под 26 июяя. 1151. Святцы , в восьмушку, 132 л., полууставом конца XVIII в., в дощатом с тисненою кожею переплете с застежкою. Состав: 1) месяцеслов (1–93 об.). Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, здесь не показаны те же, что в 1156, за исключением памяти великаго князя Феодора Ярославича, и, сверх того, – память Корнилия Комельского под 19 мая. Из не отмеченных в оовременном Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи показаны те же, что в 1156, за исключением следующих памятей: Александра Ошевенского под 20 апреля, Иоанна Углицкаго князя под 19 мая, Димитрия Прилуцкаго под 3 июня, Александра Куштского под 10 июня и Андроника Московского под 13 июня. Славянские святые отмечены те же, что в 1156. Из отмеченных в 1156 Богородичных праздников русского происхождения не показано празднество Казанской Божией Матери под 22 октября; 2) Индиктион и Зрячая Пасхалия (93 об.–116) и 3) Лунное течение (116 об.–132). 1152. Святцы , с краткими житиями некоторых святых и с Зрячею Пасхалиею, в восьмушку, без начала, 94 л., полууставом конца XVIII в., без переплета; 94 лист чистый. Из послесловия на лл. 92 об.–93 видно, что рукопись – список с печатнаго московского издания 1648 г. В послесловии ошибочно сказано: «в лето великого князя Михаила Феодоровича» вместо: Алексея Михаиловича. См. Каратаев: «Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами, т. I, с 1491 г. по 1652 г.». Спб. 1885, 645. Рукопись начинается 4 октября. Из отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых нет тех же, что и в 1156. Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых показаны те же, что и в 1156; не показано только под 3-м июня Сретение образа Димитрия Прилуцкаго; сверх того, отмечены: под 27-м ноября Всеволод князь Псковской («Московский чудотворец») и под 28-м ноября Феодор архиепископ Ростовский («Новогородский чудотворец»). Богородичные праздники русского происхождения и славянские святые (за исключением Иоакима Сардипольского) отмечены те же, что в 1156. Пасхалия начинается 7289 (1781) годом, оканчивается 7363 (1855); в печатных же московских святцах 1648 г. Пасхалия начинается 7157 (1649) годом. На лл. 79–92 об. статья: «От завещаний Божественых апостол и от жительства святых отец предание како подобает иноком и християном жити». Начало: «Повелеваем всякому християнину по Святей Пасце ту всю седмицу от недели и паки до недели Фомины ясти сыр и рыбу и питие пити а мирстии ядят мяса, в среду и пяток заравно яко и в прочая дни». Здесь излагаются правила о соблюдении постов и праздников. Эта статья имеет значительныя отличия от Устава о христианском житии, изданнаго в единоверческом Малом Домашнем Уставе московской печати 1901 года. Этой статьи нет в печатных московских святцах 1648 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ростов. Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу. Церковь Спаса на Торгу Карта и ближайшие объекты Напротив Успенского собора с востока возвышается церковь Спаса на Торгу, или Спас Ружная. Она " вписана " в план Гостиного двора и называется так потому, что находилась среди торговых рядов, многие годы не имела прихожан, а источником её существования была " руга " - особый сбор, пожертвования. Впервые была построена из дерева в 1206 г. (по одним источникам) или в 1216 г. (по другим). Во время польско-литовского нашествия разграблена и сожжена до основания. Около 40 лет это место пустовало. В 1654 году в июле в Ростове началась " моровая язва " , такая сильная, что много людей умирало, и живые не успевали хоронить мёртвых. Не зная, как бороться с эпидемией, ростовцы на денежные сборы построили на этом месте деревянный храм, в сильный пожар 1671 года опять сгоревший до основания. Дошедшая до нашего времени церковь Спаса на Торгу построена на этом же месте на средства горожан в 1685-1690 годах, когда митрополитом был Иона Сысоевич. Легко заметить сходство этого памятника с ионинскими храмами Ростовского кремля. Он бесстолпный, на подклете, главный куб, перекрытый сомкнутым сводом, увенчан пятиглавием. Сейчас восстановлено первоначальное покрытие храма. В декоративном оформлении фасадов видны те же мотивы, что и на памятниках кремля, - аркатурный пояс такого же рисунка, наличники из тёсанного камня, ширинки и другое. Несмотря на то, что памятник утратил многое: разобрана колокольня, закрашены фрески, - он удачно гармонирует с архитектурой кремлёвского ансамбля, дополняет её. Правило, которого придерживались в прошлом - строить церковь на месте разрушившейся - позволяет довольно точно установить, где был 750 лет назад центр Ростова. В последние годы 20 века храм использовался под городскую библиотеку. В результате обветшал с наружи и опустел внутри. Недавно церковь стала использоваться под воскресную школу для маленьких детей. Спасская ружная, что на площади, церковь зданием каменная, двухэтажная, с двумя колокольнями: одною – древнею, доселе стоящей, другою - новою, построенною в 1860 г. Церковь приходская, ружная, летняя с зимним придельным храмом, крытая железом; крепка. Престолов в ней четыре: главный, в холодной церкви - во имя Всемилостивого Спаса; рядом с ним, за каменной стеной, по левую сторону - св. пр. Илии; в теплом придельном храме: справа – св. архистратига Михаила и св. Николая чудотв. и слева - Владимирской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00592

Вологда. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу. Покровская церковь, церковь Покрова на Торгу Карта и ближайшие объекты Построена неподалеку от Софийского собора на месте деревянной церкви во имя Богоотцов Иоакима и Анны (1691 г.), которая при Иване Грозном была самостоятельным дворцовым храмом, а в более поздних документах именовалась " у государя на сенях " , что свидетельствует о существовании здесь в 60-70-е годы XVI века деревянного царского дворца. Высокая трапезная о двух главах связывает храм с шатровой колокольней. Во второй половине XIX века с запада к церкви было пристроено массивное оригинальное крыльцо на столбах-кубышках, форма которых взята из деревянного зодчества. Первого августа 1991 года решением президиума горсовета церковь Покрова на Торгу была передана верующим. История храма Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу уходит своими корнями в глубокую древность. Первый деревянный храм на этом месте возник в XIII веке. Никаких точных письменных источников о его существовании не сохранилось, однако именно в этом районе располагалась территория под названием Числиха (от слова «число» - место пребывания монголо-татарской администрации в городе, а, следовательно, и наместника великого князя). Церковь Покрова на Числихе сгорела в 1486 году, об этом упоминает летопись города. Отстраивалась ли она заново - неизвестно. Довольно скоро, во 2-й половине XVI века, на ее месте появляется новая домовая «государева церковь», располагавшаяся во дворце Ивана Грозного и освященная в честь Иоакима и Анны. Пожар 1605 года уничтожил царский дворец и близлежащие церкви. Кое-что из церковной утвари удалось спасти, церкви же предстояло возводить заново. Сделано это было довольно быстро. На месте дворца строится церковь правед¬ных Иоакима и Анны. Во второй половине XVII века на месте Иоакимовской церкви был построен новый деревянный храм. Его главный престол освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а Иоакимо-Анновский престол стал придельным. Каменное здание Покровского храма построено во второй половине XVIII столетия. В клировых ведомостях дата построения отмечена 1777-1778 годами. В краеведческой литературе значится 1789 год, а в документах вологодского архива имеется прошение священника Алексея Петрова от 19 декабря 1784 года с просьбой об освящении вновь построенной церкви: «... церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что внутри града... строением каменная построена и ко освящению, со всем церковным благолепием, приуготовлена...». Освящение состоялось 6 апреля 1785 года.

http://sobory.ru/article/?object=04562

Некий диакон Василий (вероятно, тот самый «Вагой» – противник Космы Аттика, см. выше) нападал в своих проповедях на диаконов Св. Софии Михаила Солунского и Никифора Василаки, преподавателей Патриаршего училища. Эти нападки, вполне вероятно, были обусловлены сугубо личной неприязнью: в 1156 г. Михаил Солунский сосредоточил в своих руках сразу две должности: учителя Евангелия (Георгий Торник к этому моменту был избран и рукоположен на престижную митрополичью кафедру Эфеса) и магистра риторов, что не могло не вызывать зависти у его противников 40 . В свою очередь, Никифор занимал вторую по значению кафедру, дидаскала апостольских Деяний и посланий. 18 . В ответ на нападки Василия Михаил и Никифор придрались к истолкованию Василием слов молитвы Великого входа, Οδες ξιος· (Никтоже достоин...), о том, Кому приносится евхаристическая Жертва 41 . Им оказали мощную поддержку нареченный патриарх Антиохийский Сотирих Пантевген и митрополит Диррахийский Евстафий. Однако исход патриаршего собора по этой проблеме, состоявшегося 26 января 1156 г. 42 , решило яркое выступление в самом его начале сторонников диакона Василия – митрополитов «Росии» Константина и Эфеса Георгия Торника. Впрочем, богословская проблема решена до конца не была, что и повлекло за собой скорый созыв следующего собора, состоявшегося 12 мая 1157 г. 43 И, если решения собора 1156 г., под председательством патриарха Константина Хлиарина, были мягкими (никто из оппонентов Василия не был осужден), то собор 1157 г., проходивший под председательством уже самого императора Мануила, закончился осуждением Сотириха Пантевгена и Никифора Василаки, хотя последний и признал в итоге свою неправоту. Более того, в формулу анафематствования в неделю Торжества Православия были включены не только их имена, но и имена Михаила Солунского и митрополита Диррахийского Евстафия, которые еще на соборе 1156 г. удовлетворились доводами противоположной стороны и согласились с решениями собора 44 . 19 . Итогом событий 1156–1157 гг. можно считать полный разгром той партии, позицию которой мы выше описали как сохранение status quo, партией, которая выступала за пересмотр ряда церковных практик и была готова к жесткому устранению несогласных, что мы видели, как в деяниях Михаила Куркуаса, так и на соборе 1157 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010