Из слова на встрече с представителями властей Дальнего Востока в Патриарших покоях храма Христа Спасителя, 31 октября 2013 г. Нам нужно приложить все силы, чтобы приблизить жизнь народа к Евангельскому идеалу Церковь Христова по своей внутренней природе не может ограничивать деятельность лишь стенами храмов, ибо призвана возвещать правду Божию всем людям, разделяя с ними хранимое ею сокровище веры… Однако привлечь в ограду церковную тех, кто по разным причинам находится вне ее, – очень трудная задача, для достижения которой нам следует искать новые способы миссии в современном мире, самим идти навстречу людям, переступая порог храма. Нам нужно приложить все силы, чтобы приблизить жизнь народа к Евангельскому идеалу, чтобы голос Церкви звучал в обществе громко и убедительно. Именно ради обретения душ человеческих для Царствия Небесного, а не с какой-то иной целью мы образуем сегодня епархии, открываем храмы и монастыри. И они должны наполняться людьми, соборная молитва которых является главным украшением любого храма. Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тихону (Бобову), епископу Ишимскому и Аромашевскому в храме Христа Спасителя г. Москвы, 3 ноября 2013 г. Труды святых Кирилла и Мефодия Значение трудов Солунских братьев для становления и развития всего Русского мира поистине огромно: создав азбуку, переведя на славянский язык Священное Писание, положив начало переводу богослужебных книг и формированию письменной культуры, они тем самым во многом определили духовный путь народов исторической Руси и передали им великое сокровище православной веры. Благодаря деяниям святых Кирилла и Мефодия славяне получили возможность войти в живое взаимодействие с христианскими странами, приобщиться к их традициям, основанным на евангельских идеалах, стать, по слову апостола Павла, не чужими и не пришельцами, но согражданами святым и своими Богу (см.: Еф. 2: 19). Из приветствия участникам VII Ассамблеи Русского мира , 3 ноября 2013 г. Жизнь за гробом существует Когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы во мгновение все поймем… Жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка – это то, что реально существует, и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся…

http://pravoslavie.ru/65437.html

После ареста в 1929 г. отца Александра Андреева храм был закрыт. В 1937 г. отец Александр был расстрелян. В 2000 г. причислен к лику святых новомучеников. После закрытия храма в нем обосновался «Союз безбожников», позже его отдали под квартиры и различные конторы. В середине XX в. производилась реставрация колокольни и церкви, которая так и не была завершена. В мае 1994 г. надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» был возвращен Русской Православной Церкви, и в следующем году его освятили. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х гг. по проекту архитектора Н. И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола, он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа Спасителя. Никак не перекликаясь со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, она гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана Великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью " софийского ансамбля " , в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции " Москва – Третий Рим " и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом.

http://sobory.ru/article/?object=02401

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Его Святейшества молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Александра Халатова, клирика храма Царственных страстотерпцев, Патриаршего подворья в Войковском районе г. Москвы, преподавателя Перервинской духовной семинарии г. Москвы.  Проповедь перед причастием произнес иерей Алексий Веретельников, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы. Затем Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Николаевского и Богородского Иннокентия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Новорукоположенный иерарх по традиции преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейший Владыка совершил славление Пресвятой Богородице, после чего вознес молитву святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России.  Предстоятель Русской Православной Церкви произнес  проповедь .  Затем состоялось вручение Патриарших наград.  Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием служения в сане пресвитера протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы, был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени.  Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения президент Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Андреевич Гурьев был награжден орденом благоверного князя Александра Невского II степени. «Еще раз всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником! Молитвами святителя Тихона да сохранит всех нас Господь в мире, любви и единомыслии, а Церковь нашу — в прочном единстве! Храни вас Господь», — сказал в завершение Святейший Владыка.  По древней традиции в праздник Благовещения после богослужения, при участии членов движения «Православные добровольцы», Святейший Патриарх Кирилл выпустил в небо голубей с восточной паперти кафедрального собора.

http://patriarchia.ru/db/text/5915251.ht...

Трагична история этой шуйской святыни. Именно на Спасском храме в 1930 году московская бригада подрывников предприятия " Взрывсельпром " во главе с инженером Г.Жевалкиным отработывала технологию предстоящего взрыва Храма Христа Спасителя. Это была своеобразная техническая репитиция всероссийской трагедии. Спасский храм был подорван 1 мая 1930 года в ознаменование празднования " дня международной солидарности трудящихся " . Церковь подрывалась " электрическим способом " - отдельно колокольня, отдельно здание храма. С самого начала дело не заладилось - оказалась неисправна проводка и взрыва не произошло. " Торжество " , а на него собралась масса людей, в оцеплении стояли комсомольские активисты, было скомкано. Наконец прогремел первый взрыв - рухнула колокольня, за ним второй. Пыль расселялась и все увидели, что храм устоял. Лишь через некоторое время он был окончательно демонтирован. При взрыве храма Христа Спасителя московские подрывники учли шуйскую неудачу. На территории уничтоженного Спасского кладбища был разбит сквер, а на месте алтаря - поставлен памятник Ленину . И вот теперь, в День славянской письменности и культуры, посвященный православной духовной традиции, на месте древней шуйской святыни впервые прозвучали соборные молитвы. Накануне трудами наместника и братии Свято-Николо-Шартомского монастыря здесь был установлен поклонный крест. Известный краевед Е.С.Ставровский составил к торжеству справочник " Шуйский некрополь " , содержащий в себе краткие жизнеописания лиц, погребенных на сохранившихся и исчезнувших кладбищах города. В справочник включены имеющиеся сведения и о тех шуянах, чьи останки остаются до сих пор погребенными под современными газонами и дорожками сквера вблизи памятника Ленина. Среди них - известный педагог, директор Шуйской мужской гимназии И.И. Рогозинников, настоятель Шуйской Спасской церкви протоиерей Михаил Миловский, предводитель шуйского дворянства Н.А.Порошин, шуйский городской голова Н.А.Закорюкин и многие другие благочестивые православные христиане, оставившие заметный след в истории старинного русского города. Все эти имена были помянуты епископом Иосифом и сослужащим ему духовенством во время соборной заупокойной литии, совершенной у вновь установленного поклонного креста.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Храм Христа Спасителя. Один из новых старых символов Москвы. «Один из». Написал и задумался: а какие ещё примеры приходят на ум? Казанский собор на Красной площади? Ну, пожалуй. Иверская часовня? Наверное, да. Вот, собственно, и всё. …Нет, не всё. Ещё — десятки восстановленных храмов, в каждом из которых за более или менее позолоченным фасадом (какая вообще разница, за каким?) так же, как и в «хэхээсе», течет размеренная приходская жизнь. Жизнь церкви. Жизнь Церкви. У храма Христа Спасителя сегодня — престольный праздник. День рождения храма. Праздник Жизни. Праздник света. Праздник веры. Христос раждается — славите! Словарь «Правмира» — Храм, церковь Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 января, 2023 7 января, 2023 8 января, 2022 5 января, 2022 10 января, 2021 8 января, 2021 7 января, 2021 7 января, 2021 7 января, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/den-rozhdeniya-xrama/

17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, государственные и общественные деятели. После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках», приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

6 июля в патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл поздравил ряд сотрудников Московской Патриархии с юбилейными датами.                8 июля, в неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, муромских чудотворцев, Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Илариона (Кайгородцева) во епископа Кинешемского и Палехского (Ивановская митрополия). Также Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Николая Куренкова, учащегося Московской духовной семинарии, клирика Покровского академического храма, в сан иерея.                За Литургией Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы о пострадавших в результате автокатастрофы в Черниговской области и наводнения в Краснодарском крае. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Сострадая и соболезнуя живым, мы возносим молитвы наши об умерших, предавая в руки Господа и наши жизни, веруя, что Его действия о нас совершаются по Промыслу Его, который трудно уразуметь человеку. И дай нам Бог научиться в смирении и в простоте сердца, с величайшим доверием к Богу принимать всё то, что случается с нами по Его воле», — сказал, в частности, Святейший Патриарх.                8 июля в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл принял делегацию молодежи из шести епархий Русской Православной Церкви Заграницей, прибывшую в Россию в рамках программы празднования пятилетия восстановления канонического единства Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх обратился к молодежи с первосвятительским словом. В благословение каждому Предстоятель передал иконы Преподобного Сергия Радонежского и собрание своих проповедей.                9 июля, перед открытием II Общецерковного съезда по социальному служению, Святейший Патриарх Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя молебен на начало доброго дела. По окончании молебна Святейший Патриарх обратился к собравшимся с первосвятительским словом о важности социальной работы, обратив особое внимание на проблему семьи в современном обществе. «Семейная проблема — это проблема номер один. Семья формирует личность либо, отказываясь это делать, отдает формирование личности иным силам: улице, средствам массовой информации, произведениям кинематографии, подчас низкопробным. Мы должны бороться за то, чтобы семья продолжала сохранять эти важные функции, неся главное бремя воспитания подрастающего поколения; но для этого семья сама должна быть образцом отношений мужа и жены, детей и родителей», — сказал Предстоятель Русской Церкви.               

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

Кроме того, в праздник хочется некой особой, духовной радости. Её может принести совместная молитва перед столь древней и почитаемой святыней. «СтоЛИЧНОСТЬ»: - Где гарантии, что с иконой, теперь располагающейся не под присмотром специалистов-музейщиков, всё будет в порядке? В.Л.: - За эту икону, как и за иконы из иконостасов, ранее переданных Новодевичьему монастырю, теперь отвечает Московская епархия. Кроме того, содействие в обеспечении сохранности и помощь в реставрационных работах оказывает Министерство культуры. Иверская икона помещена в специальный ковчег с системой климат-контроля, за её состоянием следят специалисты. Очень важным мне кажется высказывание самих инокинь Новодевичьего монастыря, прозвучавшее в сюжете одного из федеральных телеканалов. Одну из них попросили прокомментировать случаи вандализма, участившиеся в последнее время. В ответ на это прозвучало убеждение, что «чудотворный образ создан для молитвы и его нельзя держать за семью печатями». «Нечасто у нас такие святыни возвращаются в храм. И люди не видят эти иконы, потому что их даже на выставки не вывозят», - посетовала инокиня. Поэтому возможность прийти помолиться перед святыней, безусловно, важна. А вопросы безопасности - решаемы. «СтоЛИЧНОСТЬ»: - Возможно, Церковь вскоре получит на свой баланс храм Христа Спасителя и храмы Московского Кремля? Что делается для этого? В.Л.: - Московский Кремль (в том числе и храмы на его территории) был в 1990 г. включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, существует договорённость о проведении богослужений в соборах Кремля (это допустимо), но о юридической и финансовой передаче этих объектов Церкви речи не идёт. К слову, и Новодевичий монастырь де-юре Церкви не принадлежит. В 2004 г., когда монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль также был включён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Нужно понимать: когда говорится о выводе филиала Государственного исторического музея из Новодевичьего монастыря в 2010 г., то фактически речь идёт о передаче Новодевичьего монастыря в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. Такой же статус сейчас и у храма Христа Спасителя. Земля, на которой он находится, и здания комплекса принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляется фондом храма Христа Спасителя. А с 2004 г. храм передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви. В церковно-административном отношении он имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Кроме того, в комплексе находятся иные организации, к примеру, в храме действует музей, принадлежащий Музею истории Москвы.

http://old.sinfo-mp.ru/dostupnaya-svyaty...

Трехкратное превосходство местоблюстителя будет учтено делегатами Поместного собора, выступая от имени «православной общественности», прокомментировал результаты голосования глава московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов. Заметим, что сам г-н Фролов делегатом не является—столичных мирян на Поместном соборе, как известно, будет представлять ректор Московской медицинской академии им. Сеченова Михаил Пальцев. «Итоги Архиерейского собора продемонстрировали единство архиереев и народа, -- уверен Кирилл Фролов.—Избранные три кандидата на пост патриарха доказывают то, что в данном случае не может быть и речи об избрании патриарха путем жребия». Если единство РПЦ и народа—материя неосязаемая, то свидетельства более чем серьезного отношения власти к церковному мероприятию можно было наблюдать невооруженным глазом с раннего утра. По количеству стражей правопорядка, собранных в воскресенье для обеспечения безопасности вокруг храма Христа Спасителя, Архиерейский собор мог бы запросто конкурировать с любым политическим событием. Правда, в отличие, например, от маршей несогласных, бойцов ОМОНа и автобусов с зарешеченными окнами, вокруг собора замечено не было, зато количество милиционеров, автоэвакуаторов, и, словно явившихся из антиклерикального советского прошлого дружинников с красными повязками на рукавах, не поддавалось подсчету. К вящему неудовольствию москвичей, не имеющих отношения к высшей иерархии РПЦ, оказались перекрыты один из выходов из метро «Кропоткинская», переулки и отрезок набережной, непосредственно прилегающие к ХХС. Гости столицы, жаждавшие сфотографироваться на фоне одной из столичных достопримечательностей, также не выглядели удовлетворенными. Можно было посочувствовать и новобрачным, которые выбрали явно неудачный день для распития шампанского на свежем воздухе. Впрочем, многочисленные милицейские кордоны не помешали появлению у стен храма Христа Спасителя самых, возможно, нежелательных «гостей» собора: сторонников бывшего чукотского епископа Диомида, лишенного сана за «отступление от чистоты православного вероучения». Около трех десятков «диомидовцев», среди которых, согласно милицейскому комментарию, преобладали «агрессивно настроенные женщины в платках и демонстративно неряшливые мужчины с бородами», пытались пройти со стороны Гоголевского бульвара. Попытка прорыва окончилась безрезультатно, в отличие, например, от прошлогоднего Архиерейского собора, когда приверженцы опального епископа устроили драку с активистами «Православного корпуса движения «Наши», причем, судя по отзывам очевидцев, пожилые бородачи намяли бока крепким «нашистам». На сей раз в течение работы Собора изрядно озябшие молодежные активисты дежурили у входов в храм Христа Спасителя, держа в руках плакаты: «Не допустим раскола!», «Мы церковь будущего!» и «Пусть Дух Святой укажет достойнейшего» (этот плакат присутствовал в нескольких экземплярах).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

25 декабря 1812 года Император Александр Павлович издал следующий манифест, в котором он торжественно дает свой царственный обет. «Спасение России от врагов, – говорится в манифесте, – столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая часть могла уйти за пределы наши, есть явно излияния на Россию благодать Божия, есть по истине достопамятное событие, которое не изгладят века из бытописаний. В сохранение вечной памяти и того беспримерного усердия, верности и любви к вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей погибели, вознамерились Мы, в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Христа Спасителя». Само собою понятно, что, сообразно с выраженной здесь высокой мыслей, и самый Храм, по своему устройству, величию и богатству должен был вполне соответствовать величию этой мысли и причинам, вызвавшим его построение. И действительно, Государь желал, чтобы Храм Христа Спасителя был не простым обыкновенным храмом, каких много на Руси, не красивым только зданием, но чтобы он, как в отдельных своих частях, так и в целом, выражал мысль, руководившую его создание, – был храмом благодарственной молитвы к Богу за спасение Отечества и в то же время памятником для потомков о тяжкой и славной године Отечественной войны. Много было с этой целью представлено Государю Александру Павловичу проектов красивых и величественных храмов, но никто так хорошо не угадал Царской мысли, как один русский академик – художник Александр Лаврентьевич Витберг. Происхождение его таково. Отец его, шведский дворянин Лаврентий Самойлович Витберг, в 1779 г. с своей женой выехал из Швеции в Россию и поселился в Ревеле. Спустя несколько времени он переехал в Петербург, где 15 января 1787 г. у него родился сын, впоследствии знаменитый художник Александр Витберг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010