По разрушении храма Соломонова, после пленения вавилонского, Господь Сам побуждал израильтян к сооружению нового храма и наконец незадолго до пришествия Христа возвестил устами пророка Малахии, что этот единственный храм Бога истинного вскоре будет заменен безчисленным множеством храмов среди народов, которые будут призваны к вере в грядущего Искупителя: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал. 1, 11 ). «Почти этими же словами Господь I. Христос Сам объяснил самарянке, что настанет и уже настало время, когда истинные поклонники не в Иерусалиме только и не в Самарии, но на всяком месте будут поклоняться Богу в духе и истине». (Ioah. 4, 20– 23). С самого начала устроения апостолами церкви Христовой для молитвенных собраний верующих, для совершения св. таинств, для изъяснения христианам догматов веры и правил нравственности – потребовались храмы и, согласно с волею Божиею, стали таковою же существенною принадлежностию церкви Христовой, как и самое священство, проповедующее учение веры и совершающее таинства. И история показала, что храмы созидались на свободные приношения членов церкви, не только на великия, но и на малые, подобные лептам вдовицы, освященным благословением Господа. В нашем отечестве, где храмы сияют как звезды на небе, добродетель храмоздания стала народною, и все храмы, исключая государственных, сооружены редко на богатыя жертвы, но в большинстве на лепты, собираемые от усердия православных, б) Совершенно соответствуя прямой воле Божией, добродетель храмоздания оказывает величайшие благодеяния нашим ближним. Собрать вокруг храма большую или малую общину православных христиан, завязать между ними братский союз во имя храма, который им принадлежит и которому они принадлежат, открыть в нем источник благодати и Божия благословения и всегда готовое место для молитвы, где и учат ей и руководят в ней, – поставить в образе храма напоминателя знаменательных времен года и христианских торжеств, будящего их священным благовестом от сна нравственной беспечности и от омрачения житейской суетой, и вместе со всем этим указать в присвоенных храму служителях Христовых – учителей и руководителей в деле спасения, с готовым в храме училищем благочестия, – разве все это не великие благодеяния верующим, не прямое осуществление и приведение в действие всех, по выражению апостола, сил, «яже к животу и благочестию» ( 2Пет. 1, 3 ), данных нам Христом Спасителем нашим?... Мы не блуждаем, отыскивая места для богослужения и молитвы; любовь храмоздателей открывает священные убежища для душ наших, ищущих общения с Отцем нашим небесным, как родной отеческий дом, где мы встречаем все готовое для духовного просвещения, благодатного оживотворения, возбуждения и утешения. Называя храм вратами в царствие Божие, православная церковь этою одною чертою ясно определяет как высшее значение храма, так и достоинство добродетели храмоздания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Праздник Рождества Пресвятой Девы Марии. Ее родители Иоаким и Анна были благочестивые хорошие люди. У них было горе: не было детей. Они просили Бога дать им ребенка, но годы шли, они состарились, а ребенка не было. Однако они не прекращали молитву. И Господь их услышал и дал им ребенка, у них родилась Пречистая Дева Мария. Так и мы не должны отчаиваться, когда не сразу Господь исполняет наши просьбы. Молиться надо горячо, сердечно, постоянно и с доверием к Богу. Такую молитву Господь слышит и исполняет, когда найдет для нас нужным. 13/26 сентября. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме Из года в год нынешний праздник обновления храма переносит наши мысли в Иерусалим, но не к храму царя Соломона на горе Мория, а к храму, построенному царицей Еленой на горе Голгофе. Священные места Гроба Господня и Голгофы были осквернены язычниками. Гроб Господень был засыпан, а на Голгофе был построен храм богине Венере. Весь Иерусалим был разрушен, и на его месте вырос новый город с новым названием – Елия. Все, казалось, было сделано, чтобы забыть о Христе, о Святом месте, о Святом граде. Оказалось иное. Христианам была дана свобода. Царь Константин посылает свою мать – царицу Елену в Палестину. Она находит Святые места, очищает их от камней и мусора, освящает и начинает при патриархе Макарии постройку огромного храма. Храм этот включает в себя и Гроб Господень и Голгофу. Величественная постройка была закончена в 375 году, когда царицы Елены уже не было в живых. На торжество обновления – освящения – нового иерусалимского храма съехались епископы со всей Азии и Африки, и собралось множество народу со всей вселенной. Это было 13 сентября (по старому стилю. – Примеч. изд.). И тогда же было постановлено: событие обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме праздновать всем церквам, ибо иерусалимская церковь Воскресения – мать всех церквей. Праздник сей – это не только воспоминание исторического события, он имеет и духовное значение. Он напоминает нам слова святого апостола Павла, что каждый человек – храм Божий и что Дух Божий в нас живет (см.: 1Кор. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Отец Александр взял также на себя подвижнический труд по созданию в Нью-Йорке вместо малого приходского храма замечательного в архитектурном отношении грандиозного собора святителя Николая, ставшего украшением города. Собирая средства на сооружение собора, он объезжал православные общины Америки, с этой же целью побывал в 1901 году на родине, в России. С 1914 по 1917 годы отец Александр нес священническое служение в Гельсингфорсе (Хельсинки), в Финляндии, где большинство составляли протестанты. Хотя Финляндия и входила тогда в состав Российской Империи, но православному духовенству приходилось там проявлять большие усилия, чтобы оградить православных карел от прозелитической экспансии со стороны финских лютеран. В Финляндии новомученик Александр был верным, деятельным и самоотверженным помощником своего архипастыря Сергия (Страгородского). В августе 1917 года протоиерей Александр был переведен в Москву и назначен ключарем кафедрального храма Христа Спасителя. В Москве он вновь оказался под началом святителя Тихона, с которым тесно сблизился еще в Америке. Отец Александр участвовал в работе Поместного Собора 1917-1918 годов. Пастырское служение в те годы сопряжено было со многими скорбями и опасностями. В мае 1920 и в ноябре 1921 года отец Александр подвергался кратковременным арестам. Его обвиняли в нарушении декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви - в преподавании Закона Божия детям. Тяжелые испытания обрушились на Церковь в 1922 году, когда, под предлогом помощи голодающим, проводилось насильственное изъятие церковного имущества, в том числе священных сосудов, икон и других святынь. В храме Христа Спасителя отец Александр организовал сбор средств для помощи голодающим. В то же время предпринимались усилия к тому, чтобы сохранить и святыни храма. На квартире отца Александра проходили заседания клириков и прихожан храма Христа Спасителя, на которых вырабатывалась резолюция приходского собрания по поводу правительственного декрета о насильственном изъятии ценностей. Составление этого документа власти расценили как преступное контрреволюционное деяние и повод для ареста.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Е. Грачева: Вы какие-то сигналы для себя считали после встречи Зеленского и Путина? Что Вы лично думаете об их встрече? Митрополит Иларион: Я думаю, что личные встречи между политическими лидерами не менее важны, чем те договоренности, которые достигаются путем длительных, подчас многочасовых и многодневных переговоров. От лидеров двух стран очень многое зависит. Зависит, может быть, основной вектор движения этих стран навстречу друг другу. Поэтому мы с сочувствием следим за теми шагами, которые предпринимает президент Зеленский для того, чтобы добиться урегулирования существующего конфликта и улучшения отношений с Россией по всем тем темам, по которым при его предшественнике возник острый конфликт. Е. Грачева: Владыка, в этот четверг в Храме Христа Спасителя прощались с Юрием Лужковым, который руководил Москвой в течение 18 лет как мэр. И перед отпеванием Патриарх Кирилл произнес речь в честь Юрия Лужкова, говорил о том, какую роль он сыграл в жизни Русской Православной Церкви и в восстановлении Храма Христа Спасителя, где и прощались с Юрием Лужковым, лично участвовал в восстановлении этого храма. Каким Русская Православная Церковь запомнит этого человека и что он еще сделал для Церкви, что, предположим, не так широко освещалось средствами массовой информации? Митрополит Иларион: Прежде всего, он запомнился всем нам как человек очень деятельный, очень активный, как человек, который прилагал большие личные усилия, вкладывал свое личное усердие, вкладывал душу в свою работу. В частности, восстановление Храма Христа Спасителя — ведь это была целая эпопея, которая началась в начале 90-х годов, и поначалу никто даже не верил, что такой гигантский проект можно сдвинуть с места. В начале 90-х годов, когда экономическая ситуация в стране была близка к катастрофической, было много разговоров о том, зачем вообще нужен такой храм и не лучше ли эти деньги потратить на больницы или социальные учреждения. Но дело в том, что такие рассуждения, в основном, слышались из уст людей, которые никаких денег не вкладывали ни в возведение храмов, ни в строительство больниц и социальных учреждений. Более того, денег как таковых и не было — их надо было собирать. Сбор средств осуществлялся по всей России, как в свое время и на первоначальный Храм Христа Спасителя. И неформальным лидером в этом деле был московский градоначальник. Он поощрял крупные компании и отдельных спонсоров для того, чтобы они вкладывали свои средства в это строительство, а само строительство велось под его чуть ли не ежедневным личным наблюдением. Он постоянно бывал на стройплощадке, следил за всем ходом восстановительным работ и его личное участие в этом проекте невозможно переоценить.

http://pravoslavie.ru/126537.html

Часовня Спаса была воздвигнута на том месте, где сошел с насыпи вагон-столовая, и состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи, и четырехгранной башни с золотой главой. Тут же был разбит парк. Некоторое время Спасов скит находился под эгидой Святогорской Свято-Успенской обители (с 2004 г. — пятой русской Лавры). На деньги железной дороги и добровольные пожертвования здесь были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека. Спасов скит как место явленного чуда спасения Императорской семьи привлекал паломников, несколько раз приезжал сюда и Император. Увы, храмовый комплекс был полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны. В безбожное время платформа называлась Первомайской. Но Бог сохраняет все, и народная память, к счастью, не всегда бывает затемнена окончательно, а потому в новейшие времена, спустя десятилетия, в 1992 г. силами местных жителей началось восстановление часовни на прежнем месте. К лету 2003 г. при активном участии ЮЖД реконструкцию часовни завершили. Крест с Распятием Спасителя поставлен в 2007 г. — на месте алтаря разрушенного храма Христа Спасителя, и изготовлен из дуба, поднятого со дна р. Десна в Черниговской обл. Утверждают, что дуб пролежал в воде более 1000 лет. Все началось с террористического крушения поезда, когда Александр III спасся сам и спас свою семью. В память на месте происшествия, под Харьковом, был основан Спасов скит Святогорского Успенского монастыря (того, что ныне стал лаврой). Петербургским архитектором Робертом Марфельдом, обладавшим нетривиальным мышлением, в 1889 г. был разарботан проект грандиозного храма Спаса Преображения, или, попросту, Христа Спасителя. Это был один из лучших храмов в русском стиле эпохи эклектики, ничуть не хуже питерского Спаса на Крови и петергофского собора. Строительство завершилось в 1894 г. К сожалению, не видел плана храма, поэтому могу лишь предполагать, что это был восьмерик с ротондой во всю его ширину (неясно, как был решен изнутри переход к ротонде), а вокруг шла галерея с небольшими шатриками, возможно, отмечавшими мемориальные часовни (но это только догадка - просто приделы там представить сложно). Над входом высилась небольшая шатровая звонница с мозаичным образом Спаса. Огромный купол зрительно облегчали пояса орнамента.

http://sobory.ru/article/?object=32453

Согласно некоторым источникам, средства на проведение строительных работ были собраны и пожертвованы прихожанами. Другие источники утверждают, что храм был выстроен местным купцом Иваном Чуксиным, открывшим во Внуково производство позументов. Здание церкви строилось из местного кирпича, благо перед стороительствои столь крупного сооружения, в селе появился кирпичный заводик. Проект церкви в честь Живоначальной Троицы был заказан у известного архитектора Ивана Павловича Петрова (Ропета) в 1876 году. Здание церкви должно было иметь много общего с московским храмом Христа Спасителя. Но за долгий период строительных работ (храм строился почти 16 лет!), планы заказчика, очевидно изменились: достроенная церковь имеет не так много общих черт со знаменитым московским храмом. Она стала иметь типичные черты монументальной сельской церкви с минимум украшательств. Стоит сказать, что здание храма строилось постепенно. В 1877 году были заложены трапезная и колокольня, оконченные в 1883 году. В 1884 году приступили к возведению основного объёма - четырёхстолпного пятиглавого холодного храма, который был завершён в 1893 году. Церковь построена из красного кирпича на высоком цоколе в псевдовизантийском стиле. Объёмно-пространственная композиция храма состоит из кубического объёма пятиглавого храма, обширной трапезной с двумя приделами (Ипатьевским и Макарьевским) и четырёхъярусной колокольни. Троицкая церковь в селе Внуково имела наружную раскраску, которая в 1898 году была забелена. В 1903 году положен новый пол и возобновлена потускневшая стенная роспись в холодном храме. В 1930-е годы Троицкая церковь, как и подавляющее большинство церквей Московской области, была закрыта. В результате государственной коллективизации во Внукове возник небольшой колхоз " Колос " , специализировавшийся на выращивании зерна, а после приезда сюда Никиты Сергеевича Хрущёва - и кукурузы. Пустующее церковное здание было отдано для нужд этого колхоза. К концу ХХ столетия на бывшем полуразрушенном храме можно было наблюдать такую картину: утрачено завершение колокольни и убранство интерьеров здания, в храме устроено межъярусное перекрытие, в трапезной - плоский потолок в уровне пяти сводов, в нижнем глухом ярусе храма пробиты новые окна, на южном фасаде, входная дверь была расширена, к колокольне пристроены хозяйственные помещения. В 1975 году на памятник архитектуры был составлен паспорт научного учёта и повешена над входом издевательская табличка " Охраняется государством " . Полуразрушенный Троицкий храм во Внуково был передан в ведение РПЦ в 1997 году.

http://sobory.ru/article/?object=02801

Именно вера, по словам Предстоятеля Русской Церкви, " неоднократно спасала наших благочестивых предков, помогала преодолеть внутренние смуты и разделения " . Патриарх выразил убеждение, что " наш народ сможет в полной мере вернуться к утраченным духовным идеалам, которые были изначально положены в основу российской государственности, отвергнет раздоры и вражду и твердо встанет на путь созидания и возрождения " . В этом - залог будущего России, в этом - главный смысл и значение празднования великого юбилея христианства, подчеркнул Святейший Патриарх. ИТАР-ТАСС/Православие 2000 КОНЧИНА ПРЕДСТОЯТЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЧЕШСКИХ И СЛОВАЦКИХ ЗЕМЕЛЬ 31 декабря отошел ко Господу Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей. В связи с его кончиной Патриарх Алексий направил Местоблюстителю митрополичьего престола архиепископу Прешовскому Николаю и Митрополичьему совету Православной Церкви Чешских земель и Словакии телеграмму со словами утешения и соболезнования. Отпевание Митрополита Дорофея состоялось 4 января 2000 года в 10 часов утра. По благословению Патриарха Алексия Русскую Православную Церковь представлял архиепископ Берлинский и Германский Феофан. ОВЦС МП/Православие 2000 ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ СОВЕРШИЛ МАЛОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Прощанием с драматическим периодом российской истории, когда " наш народ забыл Бога и предал поруганию веру отеческую " , назвал Патриарх Московский и всея Руси Алексий малое освящение Храма Христа Спасителя, совершенное 31 декабря. Он считает, что это событие не случайно произошло в последний день уходящего трагического века. " Наступило время созидать, а не разрушать " , - сказал Патриарх Алексей II, совершив малое освящение верхней церкви храмового комплекса на Волхонке. Предстоятель Церкви уверен, что " в этом забвении и поругании и есть причина трагедии, пережитой нами в ХХ веке " . В то же время он высказал убеждение: " Через новое обращение к вере, покаяние и второе Крещение Руси пролегает путь к ее возрождению " . И в этом смысле Храм Христа Спасителя, по его словам, стал " местом исправления исторических судеб страны и народа " . " Мы поняли, - сказал Патриарх, - восстанет храм, воскреснет и Русь. Возрожденная святыня - залог ее будущего " . В возрождении Храма участвовала вся Россия, сказал Патриарх, и это ее бескорыстный дар, принесенный к яслям Младенца Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/news/index02.htm

Мы должны исполниться глубочайшего удивления при совершившемся ныне чуде, говорит святитель Иоанн Златоуст: " ... к чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвещали и праведные желали видеть, то сегодня свершилось - Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми " . Святитель Московский Филарет, словно продолжая Златоустовы слова, замечает: " И потому наша немощь восполнена будет силой Божией, наша неправда изглаждена будет правдой Божией, наша тьма просвещена будет светом Божиим, наша смерть упразднена будет жизнью Божией " . Возлюбленные о Господе братья и сестры! Минувший год останется в истории Русской Православной Церкви как год великих свершений. Центральным его событием несомненно стал Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в возрожденном Храме Христа Спасителя. Главным деянием Архиерейского Собора было прославление сонма новомучеников и исповедников Российских, среди которых предстоят Престолу Господню, молясь о своем земном Отечестве, и царственные страстотерпцы. Решение это единодушно приняли все иерархи - участники Собора. Воистину, по слову Псалмопевца, " Господь не оставляет святых Своих " (Пс. 36, 28) и " торжествуют святые во славе " (Пс. 149, 5). Кроме того, Юбилейный Архиерейский Собор рассмотрел задачи, которые стоят перед нашей Святой Церковью на рубеже веков, и принял документы, определяющие отношение Церкви ко многим важнейшим проблемам взаимодействия с государством и обществом, а также с инославием; была принята и новая редакция Устава Русской Православной Церкви. Прекрасный Зал Церковных Соборов, красота и благолепие воссозданного Храма Христа Спасителя немало способствовали тому, что собрание церковных иерархов стало незабываемым, поистине историческим событием ушедшего года. Вершиной юбилейных торжеств было великое освящение Храма Христа Спасителя, посвященного Рождеству Христову. На него прибыли многие Предстоятели и делегации всех Поместных Православных Церквей, с братской любовью откликнувшихся на приглашение разделить нашу радость. Освящение этого величественного Храма, символа возрождающейся Православной Руси, в праздник Преображения Господня, в год великого юбилея - 2000-летия Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа есть явный знак милости Божией, не оставляющей нашу Святую Церковь и наш многострадальный народ. И хотя в минувшем году народу нашему пришлось пережить немало испытаний, однако Господь давал нам силы и мужество переносить все трудности с упованием на Его неизреченное милосердие, укреплял нас в нашем крестоношении.

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/pa2_...

http://ikanaev.ru/Kolychev.html В церкви с. Колычево хранится ценная реликвия — медный лист, на котором довольно отчетливо вычеканено следующее: «Сей памятник написан апреля 6 дня 1863 года. I. Храм сей Воскресения Христова Подольского уезда в селе Колычеве, бывшем в прежние времена в вотчине бояр Колычевых — ближайших родственников угодника Божия святителя Филиппа Колычева митрополита Московского, построен усердием прихожан в 1697 году. II. Трапезная церковь с теплыми приделами Спасским и Архангельским устроена в 1834 году при священнике Алексее Афанасьевиче Смирнове и церковном старосте Иване Фотиеве. III. Новый иконостас с св. престолом в холодной Воскресенской церкви устроен в 1858 году и храм освящен полным освящением того же года ноября 2 дня при священнике благочинном Василии Ивановиче Кудрявцеве стараниями попечителя храма удельной д. Шестовой крестьянина Сергея Тихонова Сорокина. IV. Придельный Спасский иконостас возобновлен и освящен 1860 года ноября 13 дня при том же священнике В. И. Кудрявцеве тщанием церковного старосты того же крестьянина С.Т. Сорокина. V. 1862 года с 28 апреля на 29 в первом часу ночи Божиим посещением во время сильной грозы упавшею молниею пробит был в холодной церкви свод с правой стороны над иконостасом, опалены в нескольких местах Воскресенский, Спасский и частично поврежден Архангельский иконостасы и выбиты 64 оконных стекла, но к удивлению и славе Божией огонь, как бы лишившись свойства своего, ничего не истребил горением, даже легкий газовый завес перед темницею Христа Спасителя, сбитый с места молниею на пол, остался невредим». В этом памятнике отражены основные события в истории храма, но не все. Дополним же его… За триста лет до каменного храма существовала здесь деревянная церковь, стоявшая в 10 саженях северо-восточнее настоящего храма. Видимо, она была тоже Воскресенской, о чем свидетельствует завещание 1570 года одного из владельцев села. Прошло более ста лет, приход вырос, ему стало по плечу строительство каменной церкви. Правда, размерами она по нынешним временам была небольшой. Стены ее выполнены гладкими, украшенными в верхней части традиционным орнаментом из белого камня, венчали церковь пять глав с восьмиконечными крестами и цепями. Рядом возвышалась каменная колокольня. На месте престола ранее существовавшего деревянного храма была поставлена каменная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=02599

Первый храм был довольно скромный: небольшой, деревянный, довольно тесный, внутри просто оштукатуренный, без росписи. Служители жаловались, что крыша храма протекает, а штукатурка отваливается. Самого первого режевского священника звали Антиох Пономарев. Он прослужил в Иоанно-Предтеченском храме более 20 лет и зарекомендовал себя человеком скромным, усердным и богобоязненным. В 1897 г. из-за ветхости деревянная Иоанно-Предтеченская церковь на Орловой горе была разобрана. На её месте в 1902 г. в русско-византийском стиле построили новый, каменный храм, который благодаря красивой архитектуре и удачному сочетанию с природой, по мнению современников, приобрел славу одного из красивейших на Среднем Урале. Также современники отмечали великолепные функциональные достоинства храма. Авторами проекта церкви стали епархиальный архитектор Сергей Сергеевич Козлов и академик архитектуры Юлий Осипович Дютель, которые до того не раз работали в содружестве, как при постройке культовых сооружений, так и гражданских (к примеру, дома золотопромышленника Тупикова, ныне Дом актера на центральной площади Екатеринбурга). При проектировании храма был использован «образцовый» проект великого К.А. Тона, так что частичка вдохновения создателя храма Христа Спасителя в Москве отпечаталась и в облике Режа. Деньги на строительство храма собирали всем обществом, инициатором сбора средств выступил именитый режевской купец Николай Иванович Замятин, который по преданию внес самую значительную часть суммы. Большую помощь в деле строительства оказал заводоуправитель П.Е. Яргин и управляющий горным округом А.И. Фадеев. Сегодня это единственный православный храм, сохранившийся в Реже с дореволюционных времен. Несмотря на давление части общественности и властей, несмотря на высокие налоги, храм Иоанна Предтечи продолжал действовать в 1930-е г.г., когда почти все уральские церкви были закрыты. Отстоять церковь удалось благодаря сплоченной общине, сильным и по-настоящему верующим людям. Имена этих людей в большинстве своём нам сегодня неизвестны, но эти люди достойны, чтобы за веру и преданность своим идеалам мы, сегодня живущие, преклонили перед ними головы.

http://sobory.ru/article/?object=11267

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010