На этот раз в храм Христа Спасителя пришли более тысячи двухсот офицеров и воинов вместе со своим руководителем, главкомом Внутренних войск генерал - полковником Золотовым.  Целое крыло храма было заполнено молодыми людьми в военной форме, которые исповедовались и молились за Богослужением.  В их глазах и в лицах была видна осознанность и понимание того, зачем они пришли в этот прекрасный храм.  Они уже далеко не первый год, не первый раз приходят в храм Христа Спасителя, это традиция, которая сложилась в частях Внутренних войск. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия с 2002 г. они молятся здесь в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, который является небесным покровителем Внутренних войск.  Во Внутренних войсках есть специальная икона князя Владимира, в этот день она приносится в храм Христа Спасителя из здания главного командования Внутренних войск и ставится в центр храма. Здесь же находился ковчег с частицей мощей святого равноапостольного князя. После Богослужения Патриарх  Кирилл встретился с военнослужащими, офицерами, многие из которых получили из его рук церковные награды. Военнослужащие в храме Христа Спасителя  составили целую очередь к причастию, к Чаше, которую предлагал им Святейший Патриарх.  На Богослужении возносилась сугубая молитва о мире на Украине.   Эта молитва совершается теперь почти во всех храмах Русской православной церкви по благословению Святейшего Патриарха, и сам он ее  читает на каждой литургии. Но, конечно, в этот день, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, эта молитва звучала с особой силой. Потому, что все мы сопереживаем тому, что происходит сейчас на Украине. Все мы не можем без волнений, без переживаний наблюдать за тем, что происходит там сейчас, как храмы в Луганске превращаются в бомбоубежища, как люди сотнями покидают свои дома. И, конечно же, все это еще и еще раз призывает нас к сугубой молитве. Церковь не может сделать    ничего, кроме  как молиться, и  священноначалие церкви не может делать ничего, кроме как призывать нас к совместной молитве.

http://radonezh.ru/text/obsuzhdenie-nasu...

Выразив надежду, что со временем, помимо студентов, появятся и верующие преподаватели, Юлия Шубина уходит. А мы с Владимиром Лотенковым открываем двери в храм. Былое и нынешнее Каждый из архитекторов церкви преподобного Макария Египетского внес свою лепту в ее облик. В 1806-1811 годах А.Н.Воронихин, перестраивая Горный Кадетский корпус, построил новую домовую церковь. В 1828 году А.И.Постников увеличил площадь храма (до этого в нем могла расположиться только рота кадетов). Последняя перестройка под руководством архитектора В.Е.Стуккея была вызвана пожаром 1864 года, когда прогорел потолок в алтарной части. После того как в 1918 году церковь закрыли, она понесла невосполнимые потери. Особенно обидна утрата запрестольного малахитового креста, подарок императора Александра I. Интерьер храма был уничтожен полностью, и лишь ту малую часть убранства, которая оказалась в музее Горного института, удалось спасти. Многие образа и утварь были переданы в Государственный музейный фонд. В июле 1998 года по инициативе ректора Горного института профессора В.С.Литвиненко, попечительского совета храма митрополит Санкт-Петербургскийи Ладожский Владимир благословил восстановление домового храма. В сентябре 2001 года начались строительные работы, а в феврале 2002 года строительную площадку освятил протоиерей Владимир Сорокин. Единственная историческая деталь, которая осталась от прежней церкви, это плафон паникадила, все остальное восстановили заново, основываясь на архивных документах и натурном изучении памятника по состоянию на 1867 год. В январе 2004 года протоиерей Виктор Московский перед установкой освятил кресты и колокола церкви. В праздник рождества Иоанна Предтечи (7 июля 2004 года) церковь преподобного Макария Египетского была освящена Патриархом Алексием II b сослужении митрополита Владимира и других священнослужителей. После воссоздания в церкви появилось много нового, но, как и прежде, стоят в киотах две дивные наборные иконы " Преображение Господне " и  " Воскресение Христа Спасителя " , выполненные в 1826 году в Златоусте на заказ. Они изготовлены в смешанной технике живописи с использованием полудрагоценных и драгоценных камней, серебра и золотых самородков. Украшения для икон были собраны инженерами - выпускниками Горного Кадетского Корпуса. Оба образа требуют реставрации, для этого нужны специалисты высочайшего уровня, которых, к сожалению, найти пока не удается.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=202...

Генерал А. Колянковский, передавая храм православному населению Харбина, надеялся, что «жертвуемое здание воодушевит его мощный дух для воссоздания здесь величественного храма Святой Софии, по своему великолепию не уступающему нашим древним храмам в древнепрестольном граде Киеве». Софийская церковь была прекрасно украшена, щедро укомплектована всем необходимым для службы. За ней среди жителей Харбина закрепилось красноречивое название – «Софийская лавра». Кроме главного алтаря в церкви был устроен придел в честь св. пророка Божьего Илии и св. мученицы Ираиды. При входе в церковь прихожан встречали сцены «Послы Владимировы в Софийском Соборе в Царьграде» и «Крещение киевлян при Владимире». В связи с притоком эмигрантов в 1920-х гг. было решено построить новое здание Софийской церкви на том же участке, где был деревянная церковь. Известный харбинский архитектор М.М. Осколков использовал повторный (не типовой) проект церкви Богоявления Господня (Гутуевская) в С.-Петербурге гражданского инженера Вас. А. Косякова и инженера Б.К. Правдзика (1892–1897). В свою очередь, Косяков при разработке своего проекта ориентировался на образ храма Христа Спасителя в селе Борки под Харьковым (арх. Р.Р. Марфельд), основанного в честь спасения императора Александра III с семьей при крушении там поезда 17 октября 1888 г. Закладка нового здания храма состоялась 27 сентября 1923 г. Строительство вместительного величественного храма завершилось в 1932 г., в 1933 г. он был торжественно освящен. Храм с трапезной имеет в плане латинский крест (удлиненная западная ветвь), апсида с трех сторон охвачена обходной галереей. Пространство трапезной разделено на три нефа двумя рядами колонн. Восьмигранное в плане пространство основного объема церкви прекрасно освещено 16 окнами, прорезающими высокий мощный барабан. Храм увенчан огромным куполом луковичной формы, восьмигранными шатрами с главками на тонких шейках над боковыми приделами. Фасады разработаны в русском стиле. Церковь вмещала почти две тысячи человек и превосходила по размерам все остальные храмы Харбина.

http://sobory.ru/article/?object=08750

Двадцатилетний Мусоргский, впервые посетив Глебово, восторженно писал М. Балакиреву: " Дорогой Милий... барский дом роскошный, на горе; сад английский чудесный... всё великолепно, церковь маленькая, род соборчика " . Этим " соборчиком " был Казанский храм, только что построенный С.С. Шиловским. Сохранилось прошение, отправленное Степаном Степановичем Шиловским на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и касавшееся задуманного помещиком каменного храма. Есть возможность процитировать его: " Имение моё сельцо Глебово с деревнями Высоковым и Горками, в коих более 150 душ мужского пола, состоит от приходской Христорождественской села Филатова церкви Звенигородского уезда на три версты, притом дорога, пролегающая от сего имения к селу Филатову, вообще гористая, и в осеннее и весеннее время при дурной погоде и разливе вод делается непроходимою, отчего крестьяне сего имения терпят постоянные затруднения в сообщении с приходской церковью и приходом села Филатова, и особенно когда бывает нужно крестить слабых младенцев или отпевать тела усопших... Посему, представляя на архипастырское благорассмотрение Вашего Высокопреосвященства план, фасад и разрез предполагаемой церкви... покорнейше прошу разрешить мне по сим чертежам построить в сельце моём Глебове на моё иждивение каменную кладбищенскую церковь и о сем моём прошении учинить милостивейшую архипастырскую резолюцию " . Святитель Филарет в " милостивейши " не отказал, и вскоре в Глебове вырос красавец-храм, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери и приписанный к Христорождественской церкви недалёкого Филатова. Неизвестно, каким образом Шиловский добыл " план, фасад и разрез предполагаемой церкви " , но все эти документы оказались свойства самого незаурядного, ибо автором Казанского храма в Глебове выступил придворный архитектор императора Николая I, " придумавший " новый стиль российской архитектуры, - творец московского храма Христа Спасителя Константин Андреевич Тон. Сама же Казанская церковь возведена на удивление быстро, чуть ли не за год, явилась уменьшенной копией известного петербургского храма - Благовещенской церкви Конногвардейского полка.

http://sobory.ru/article/?object=09499

Самый характерный пример этого перехода - московский храм Христа Спасителя, который задумали построить ещё при Александре I. Сообразно эпохе, первые проекты храма-памятника обладали всеми чертами ампира. Однако по разным причинам строительство отложилось на десятилетия, а когда всё же началось строительство этого собора, то в России стал господствовать уже другой архитектурный стиль. Что-то подобное можно сказать и о Благовещенской церкви: она отличается по духу от остальных храмов Торжка, хотя отделяет её от них и не столь долгое время. Эту приземистую пятиглавую церковь с особенно мощными барабанами построили, как обычно, на месте предыдущих храмов, причём последняя постройка была не такой уж старой, она относилась к 1758 году. Возможно, тот храм в более типичном для Торжка стиле мог бы сохраниться и до наших времён, но дело было в неудачной конструкции: храм оказался таким тёмным и неудобным, что когда он обветшал и потребовался ремонт, решили его разобрать вовсе и построить новый, более величественный и вместительный. 21 марта 1864 года архимандрит Борисоглебского монастыря Антоний в присутствии духовенства освятил вновь построенную церковь. А в 1887 году решено было перестроить и колокольню, с целью расширения и увеличения в высоту, так как прежняя не соответствовала пропорциям нового храма. Перестройку колокольни осуществил тверской епархиальный архитектор Виктор Иванович Назарин. Смотря на это громадное соружение, становится видно, что храм строили с усердием, капитально, чтобы не повторить прошлых ошибок. Церковь действительно получилась фундаментальной и могла бы быть кафедральным собором в городе. Хорошее состояние Благовещенского храма объясняется тем, что богослужения в нём прерывались всего на 10 лет. В 1931 году закрыли Борисоглебский монастырь, и в течение последующих пяти лет в церкви пребывали мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских и Иулиании Вяземской из Спасо-Преображенского собора. В 1936 году волна закрытий докатилась и сюда, в здании устроили пекарню и склад. Однако уже 24 июня 1945 года в Ефремов день состоялся крестный ход от Михаило-Архангельской церкви. Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения - 6 апреля 1946 года. Храм вернули верующим, и почти полстолетия он был единственным действующим в Торжке, до 1995 года. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Комментарии и обсуждение Чтимые святыни: икона с частицами мощей преп. Ефрема, Амвросия. 21 июля 2003. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00098

В 1931 году, после закрытия Успенского собора в Кремле и утраты Храма Христа Спасителя Богоявленский собор становится кафедральным храмом Московской епархии. В 1927 году Богоявленский храм сняли с учета, вычеркнув его из списков памятников церковной архитектуры под обычным революционным предлогом – «художественной ценности не представляет», поэтому перед его сносом не было сделано фотографий. Первые слухи о сносе храма поползли в 1928 году – за 10 лет до его гибели. В 1929 году рабочие ходатайствовали о закрытии храма и передаче его под клуб, но тогда их ходатайство было отклонено. В декабре 1937 года было арестовано все духовенство Богоявленского храма. Собор был взорван в сентябре 1938 году под предлогом освобождения места для нового социалистического строительства, там планировалось образцовое жилищное строительство. На его месте был выстроен «генеральский» дом, на углу Большой Дорогомиловской улицы и 2-го Брянского переулка, от которого началась дальнейшая застройка Дорогомилова. Этот дом имеет срезанный угол, который находится точно на месте алтаря. После дорогомиловского собора кафедра не сразу была перенесена в Елоховский собор. Кафедральным недолго был Преображенский собор на одноименной площади, который очень любил митрополит Сергий. А потом им стал собор в Елохово, освященный, как и его предшественник, в честь Богоявления Господня. По Богоявления Господня в Дорогомилове церковь (уничтожена) Первые документальные сведения о Богоявленском храме в Дорогомиловской ямской слободе, с приделом святителя Николая, относятся к 1620-м годам. В 1733 г. выстроили новое церковное здание. В 1835 г. к трапезной пристроили придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1862 г. храм капитально переделали, с северной стороны пристроили придел святителя Тихона Задонского, с южной – преподобного Сергия Радонежского, колокольня выросла на один ярус. В 1898 г. храм частично был разобран, и на его месте к сентябрю 1908 г. выстроили огромную церковь с четырьмя приделами (архитектор В.Е. Сретенский). Храм и его приделы украшали роскошные резные вызолоченные иконостасы оригинального рисунка, сооруженные П.А. Сизовым. В них и на стенах было размещено много икон XVIII века и высокохудожественные образа середины XIX века, исполненные иконописцами Палеха. Прихожанами особо почитался больших размеров Животворящий Крест Господень с изображением распятия, созданный мастером Е. Елкиным в XVII веке.

http://sobory.ru/article/?object=34503

В 1753 году при Екатерининском храме была построена холодная большая церковь и освящена в память Вознесения Господня. Но эта церковь, пришедшая в ветхость не столько от времени, сколько от непрочности закладки, а особенно много потерпевшая от пожара, бывшего 19 мая 1823 года от молнии, истребившего на ней деревянные крыши, разобрана около 1850 года. Вместо нее в 1852 году была построена новая, иждивением потомственных граждан, купеческих 1-й гильдии братьев, Владимира и Николая Захаровых Герасимовых. В храме было три престола: сред­ний - в память Вознесения Господня освящен 24 мая 1853 года, справа - в честь иконы Божией Матери Тихвинской освящен 25 мая, на левой стороне - во имя св. праведных Захарии и Елизаветы освящен 26 мая того же года. Первый и последний освящал епископ Вятский и Слободской Елпиди- фор, а второй - архимандрит Успенского Трифонова монастыря и ректор Вятской семинарии Амвро­сий (Красовский). В 1921 году С. Суторихин писал про этот храм: «Вознесенский собор по своей архитектуре напо­минает храм Христа Спасителя. Это величественный, пятиглавый собор, имеющий форму креста, в верхнем конце которого находится главный алтарь, в западном паперть, в северном и южном - два боковых придела. Пред западными и южными входными дверями устроены высокие и широкие лестницы. Внутри собор поражает изобилием света и воздуха. Главный алтарь расположен глубоко в восточной части храма на высоком амвоне. Площадь храма четырьмя большими колоннами разде­лена на части. Две передних колонны вместе с иконостасами отделяют два боковых алтаря, а две задние колонны поддерживают обширные хоры в западной части храма. Главный купол с изображе­нием в самом верху Господа Саваофа, как бы воздушный, высится над срединой храма. Стены как внутри, так и снаружи, совершенно гладкие, выштукатуренные». В 1858 году комплекс храмов именовался уже «Вознесенским и Екатерининским собором». Комплекс храмов включал в себя также трехъярусную колокольню, построенную около 1750 года. По штату при соборе состояли: «протоиерей, три священника, дьякон и три псаломщика». Для квар­тир соборному духовенству имелся каменный двухэтажный дом и каменный флигель. В храме пел сме­шанный хор, который насчитывал в 1916 году 15-20 человек. Управлял хором в этом году местный псаломщик В.Г. Кувшинский. С именем последнего связано возрождение хора. Хор занимал в городе Слободском почетное место, по своей постановке хор являлся одним из лучших хоров в епархии.

http://sobory.ru/article/?object=03202

В 1987 году деревня Захарьино вошла в состав района Южное Бутово г. Москвы. В 1990 году в Захарьино была зарегистрирована православная община, в пользование которой в 1991 году был передан Знаменский храм, являющийся частью архитектурного ансамбля усадьбы «Захарьино». В 1991 году храм был вновь освящен, начались работы по восстановлению его благолепия и налаживанию приходской жизни. В настоящее время при храме открыт музей, приходская библиотека, воскресная школа для взрослых и детей. Храм иконы Божией Матери " Знамение " , двухэтажное здание церковно-приходской школы (1883-1890 гг.), липовый парк, подъездные аллеи и каскад прудов по реке Лопинка составляют единый архитектурно-ландшафтный ансамбль XVIII-XIX вв. http://hram1648.ru Протоиерей Николай Сироткин Николай Евграфович Сироткин родился 10 мая 1842 г. в Рузском уезде Московской губернии в семье местного приходского священника Евграфа Ивановича Сироткина. Блестяще окончив престижную Спасо-Вифанскую семинарию, в 1869 г. он получил назначение в Захарьино. Молодому священнику достался очень бедный приход, без единой школы, и ветхий Знаменский храм XVII века. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Захарьино первоначально была построена в 1648 г. и освящёна во имя Рождества Христова. В 1672 г. деревянный храм перестроили в каменный и освятили во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1893 г. восточная часть храма дала трещины, и богослужение в нём было приостановлено. К строительству новой церкви Сироткин привлёк местных благотворителей и крестьян. К 1894 г. был собран достаточный капитал, и к 1896 г. основное строительство Захарьинского храма завершилось. Новый проект подготовил выдающийся московский архитектор Александр Степанович Каминский (1829–1897). К его творениям, помимо храма Знамения Пресвятой Богородицы в Захарьино, относятся огромный Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря, старое здание Третьяковской галереи, ряд купеческих особняков Москвы. Каминский был также членом комиссии по строительству храма Христа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=16348

Внутренние части храма. Тихвинский храм разделяется на алтарь и настоящую церковь. Алтарь, построенный в виде простого четырехугольника, отделен от настоящей каменной высокой, сплошной стеной и с пролетами для царских, северных и южных дверей. Настоящая церковь представляет форму квадрата, достигающего стенами 30-ти аршинной высоты, с 8-ю большими окнами, дающими обильный свет для иконостаса. При входе в храм, по боковым стенам, устроены для пред стояния монашествующих хоры во всю длину до восточной стороны, с особым алтарем. Весь храм украшен священными картинами новозаветной истории. Что касается живописи храма, то она дает ясное представление об изображаемых событиях и лицах и поучительна как для простеца-крестьянина, так и для ученых. Изображенные лица св. угодников поставлены верно и живо, настолько хороши в отделке кистью, что, взирая на лики, так и видишь в них первообразы святых, навидаешься, получаешь молитвенное настроение, возвышаешься духом. Особенно хорошо написана на своде храма большая картина “О Тебе радуется”. При взоре на эту картину, в которой последовательно поставлены лики патриархов, пророков, апостолов, святителей, преподобных и целый сонм ангелов, окружающих Богоматерь и в лучезарном свете Святую Троицу, мы видим пред собою как бы отверстое небо. Внизу, под хорами, на стенах и колоннах идет ряд художественных изображений, взятых из жизни И. Христа, заставляющих каждого из богомольцев невольно остановиться взором и с особенным вниманием и благоговением вникнуть в смысл той и другой священной картины. Прекрасным исполнением в художественном отношении обращают на себя внимание картины “Достойно есть” и “Св. Троица”. Необыкновенно приятное впечатление производит иконостас, сооруженный в 1854 году при игуменьи Евпраксии. Он деревянный и весь покрыт по полименту червонным золотом, состоит из четырех ярусов, с 16-ю гладкими колоннами, украшен очень искусной резьбою, помещенною на золотом фоне; при сем большая часть резьбы изображена в виде виноградных кистей и листьев. Иконостас помещен во всю ширину храма. Царские врата, в виде сквозной решетки, имея на себе икону Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов с символическими изображениями, чрезвычайно благолепны. По правую сторону царских врат стоит икона Спасителя, художественной работы, на золотом резном фоне. По левую сторону — чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, а перед нею очень изящная серебряная, с чернетью, лампада для возжения елея. Резьба иконостаса ценной работы и покрыта червонным золотом.

http://sobory.ru/article/?object=02573

— Но при этом президент Фонда храма — это вы, отец Михаил… — Да, номинально. Но если вы заглянете в устав фонда, то увидите: у президента нет реальных прав. Когда столичная власть создавала этот фонд, то распоряжение всеми финансами оставила в руках своих людей, а Церкви отвела чисто представительскую функцию. В результате президент — представитель Патриархии, но ни к деньгам, ни к проектам он отношения не имеет. Вся реальная власть — в руках исполнительного директора фонда, который назначается столичной властью по согласованию с Патриархом. — Вы пытались изменить эту ситуацию? — Пытался. В уставе сказано, что президент собирает правление фонда. Я попробовал, но мне сказали: «Не надо». Тогда я поставил вопрос о внесении изменений в устав, чтобы расширить права президента — например, предоставить ему возможность запрашивать некоторую информацию. Но мне дали понять, что и это бесполезно: устав менять не будут, так как изначально он писался под исполнительного директора. — То есть делиться властью никто не намерен? — О дележе вообще речи нет. Мы хотим хотя бы находиться в информационном поле, понимать, что здесь происходит… Увы, пока не получается. Кто сидит над алтарём — Какие помещения использует Церковь в комплексе храма, помимо тех, которые предназначены для богослужений? — Мой кабинет, бухгалтерия, покои Патриарха, трапезная и комнаты на третьем этаже — там пошивочная мастерская, класс звонарей и воскресная школа. — Как это оформлено юридически? У вас есть договор с фондом? — Есть только внутренний договор, по которому мы оплачиваем фонду коммунальные расходы. А в целом присутствие Церкви здесь до сих пор не оформлено. — Правда ли, что помещение над алтарём храма фонд сдал в аренду какой-то конторе? — Да, над алтарём у нас — офис адвокатской фирмы. — А киоски в ограде храма, где продают дорогие сувениры, часы, ювелирные изделия, имеют отношение к Церкви? — Никакого. Всё это — торговля частных фирм, которые договорились с фондом. Церковь реализует в самом храме свечи, иконы, религиозную литературу, принимает записки, заказы на требы, но всё это — не торговля. Любой прихожанин, когда берёт здесь свечу и отдаёт 10 или 20 рублей, понимает, что эти деньги — не цена свечи. Свеча стоит гораздо меньше. Деньги отдаются как пожертвование на храм.

http://pravmir.ru/tak-kto-zhe-torguet-v-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010