Протоиерей Николай Булгаков преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону Божией Матери «Державная». Затем владыка Ювеналий произнес проповедь: «Возлюбленные братья-архипастыри, уважаемые Виктор Валентинович, всечестные отцы, дорогой и любимый отец настоятель, возлюбленные братья и сестры! Каждый раз, когда я посещаю приходы и на Литургии слышу полагающееся в этот день Евангелие, то стараюсь мысленно проникнуть в его значение для этого места, для этого храма, для этой встречи. Евангелие, которое мы сегодня слышали за богослужением (см. Лк. 8:41-56), как раз относится к событию, которое мы с благодарением Богу торжественно празднуем. Чтобы утвердить людей в Своем Божественном посланничестве, Христос творит чудеса: исцеляет женщину, которая с верой прикоснулась к Его одежде (см. Лк. 8:43-48); воскрешает отроковицу, которая умерла, пока Он шел к ней в дом по просьбе ее отца (см. Лк. 8:49-56). На это обстоятельство мне хочется обратить ваше внимание. В прошлом веке, по попустительству Божию, Русская Православная Церковь претерпела великие испытания, и руководители государства уже предрекали окончательную гибель Церкви. И что мы видим сегодня? Под руководством Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла идет духовное возрождение нашей Церкви. И если мы радуемся, когда освящаем порушенные святыни, которых еще много на нашей Подмосковной земле, то как мы должны торжествовать, что раньше, как сказал дорогой отец Николай, на этом месте росла трава, а сегодня мы празднуем освящение этого величественного, шестипрестольного храма Божия! Мне хочется, чтобы вы приняли эту проповедь близко к сердцу и жили с уверенностью, что непреложны слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который сказал: " Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее! " (Мф. 16:18). Я горячо и сердечно поздравляю вас с завершением строительства этого храма, с его великим освящением и выражаю глубокую благодарность отцу Николаю, всем жертвователям, строителям, благоукрасителям и радуюсь, что вы сегодня собрались во множестве, чтобы разделить наше церковное торжество. Благодарю Вас за подаренную мне святую икону Богоматери, и хотел бы попросить Вас, дорогой отец Николай, принять от меня для храма Божия этот образ мученика и страстотерпца императора Николая. Пусть он своими молитвами укрепляет Вас и паству Вашу в шествии ко Христу в вечность».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5533402...

Боковые фасады четверика разделены на два яруса трехчастными антаблементами, причем линия межъярусного антаблемента продолжена на фасадах алтаря, трапезной и нижнего четверика колокольни, завершая их стены. Края фасадов храма, алтаря и трапезной акцентированы вертикальными щитами-накладками, заменяющими угловые лопатки. В симметричных трехосевых фасадах храма центральная ось, на которой размещен вход, акцентирована легким ризалитом. Прямоугольные окна расположены в плоских прямоугольных нишах; над и под нижними проемами, имеющими более вытянутые пропорции, помещены лежачие доски. Над входами вместо досок находятся ниши-киоты той же формы. Декор нижнего яруса храма продолжен на стенах алтаря, над двухоконной восточной стеной которого возвышается треугольный фронтон, и двухоконной трапезной. Прямоугольные ниши являются главным элементом подкупольного барабана, прорезанного прямоугольными окнами по странам света. Нижний ярус колокольни обработан дощатым рустом с веерной расшивкой швов над арочным входом и такими же нишами на боковых фасадах. Фасадная структура двух верхних четвериков идентична: основная плоскость стены, прорезанная стройной аркой, архивольт которой опирается на филенчатые пиляст-ры, выдвинута по отношению к углам, трехчастный антаблемент раскрепован. Интерьер храма, стройность которому сообщают вертикальные ниши, объединяющие окна первого и второго света, перекрыт четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Крупная арка открывает в храм пространство алтаря, перекрытого полулотковым сводом. Широкий арочный проем с противоположной стороны ведет в трапезную, также имеющую полулотковый свод. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом. Вход на внутристенную лестницу к звону находится в северо-восточном пилоне. Первоначальная клеевая живопись, существовавшая в храме, была записана в посл. четв. 19 в. в позднеакадемической манере с изменением иконографии – она фрагментарно сохранилась в своде четверика. Здесь на восточном лотке помещен образ Троицы Новозаветной в иконографии «Отечество», восходящий к варианту, примененному в московском храме Христа Спасителя. На южном лотке изображен ангел, несущий крест Распятия. Палитра живописи высветленная, холодная, в ней доминируют голубые, бирюзовые и серовато-розоватые цвета. Небольшой фрагмент старой росписи, отличавшейся изяществом рисунка, уцелел лишь в своде алтаря (фигура ангела в струящемся голубоватом облачении), проступая под более поздним красочным слоем.

http://sobory.ru/article/?object=22342

В 1817 г. известный ярославский резчик Гаврила Столарев с сыном Кузьмой сделал для нового храма иконостас, престол и жертвенник. В заключенном с ними договоре имелось замечание: «чтоб в каждом месте для иконы были бы деки к написанию изображениев, кроме Спасителевой и Богоматери икон, кои должны быть подле царских врат» (сообщено А.И. Шемякиным). Росписи главного храма и приделов выполнены после 1825 г. под наблюдением местного священника Андрея Смирнова, который и сам являлся хорошим художником. В 1831 г. он преподнес императору Николаю I написанное им на стекле изображение креста Ионы Сысоевича, за что ему были пожалованы золотые, украшенные драгоценными камнями часы. Главная святыня храма - «натуральной» величины живописный крест митрополита Ионы, по сторонам от которого - иконы с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоаном Богословом и Логином Сотником (по мнению искусствоведа Т.Е. Казакевич, исполнение боковых икон можно отнести к 1760 г. - времени окончания строительства зимнего храма). На кресте надпись: «Да не найдут к тому сюда на люди его (града Ярославля) паки тлетворных ветров беды и да будет сие святое изображение от нас Богу, Всевышнему Отцу светов, во благодарение и во славу Господа нашего Иисуса Христа, яко силою Животворящего Креста сего, заступлением Пресвятой Богородицы и молитв ради св. чудотворцев Феодора и чад его), Давида и Константина, и Василия и Константина, скоро тогда в стране нашей смертоносная язва утишися и преста и елие благоденство и тишина наста». Поток «благочестивых граждан» к чтимой святыне был настолько велик, что возникла необходимость его отрегулировать. В одном из номеров Ярославских Епархиальных Ведомостей за 1884 г. помещено объявление местного священника Валентина Орлова, в котором богомольцы приглашались в Крестобогородский храм на литургию по пятницам в утренние часы, а в летнее время - ежедневно с пяти до восьми часов вечера «вход ко Кресту Господню может быть отверзт для приходящих поклонников без малейшего замедления».

http://sobory.ru/article/?object=00585

В архиве строителя храма инженера С. Н. Смирнова хранится список наиболее отличившихся при постройке людей. Приведем лишь некоторые строки: “Глазунов Илья Иванович. Санкт-Петербургский городской голова. В качестве которого очень способствовал получению от города пожертвования в 22 500 рублей… Григорьев Николай Илларионович. Доктор медицины. Безвозмездно пользовал всех рабочих, уберег постройку от эпидемии. Сын его был врачом в Порт-Артуре… Пятаков Тихон. Крестьянин Московской губернии. Наблюдал за ломкой белого камня на Волге, около города Старицы. Проявил редкую добросовестность… Пожертвовал на храм все необходимые при постройке металлические балки коммерции советник Эбергардт Виктор Федорович… Бруни Николай Александрович, профессор Академии Художеств. Изготовил все картоны под мозаику. Чрезвычайно сочувственно относится к сооружению, определил свое вознаграждение лишь суммой, потребной на оплату помощников”. 22 октября 1909 г. с разрешения Священного Синода был устроен церковный сбор в пользу сооружаемого храма-памятника. Благодаря этому на берега Невы стали приходить пожертвования со всех концов Российской империи. Сбор средств продолжался недолго – всего около года. В ходе него было собрано 302 888 руб. 73 копейки (на 25 тыс. руб. больше сметной стоимости). По предложению вице-адмирала И.К. Григоровича – будущего морского министра (1911-1917 гг.) – для строительства храма Морское ведомство выделило свою территорию, расположенную вблизи Ново-Адмиралтейского завода, напротив Морского кадетского корпуса, где со стапелей сходили на воду корабли российского военного флота. Надо заметить, что это предложение было восторженно принято всеми членами Строительной комиссии храма и одобрено императором: “Пусть видят юноши – будущие флотские офицеры, как Родина помнит и благоговейно чтит имена их старших братьев и товарищей, погибших на войне”. Кроме того, храм, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печерской лавры (ныне – подворье Оптиной Пустыни), должен был символизировать южную часть морских ворот Санкт-Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=34469

Военный министр Алексей Николаевич Куропаткин главным в государственной политике считал поддержку в обществе православной веры. В то время, когда он возглавлял военное ведомство, при Военном совете министерства была учреждена особая Комиссия по вопросам удовлетворения религиозных нужд войск. Решение об этом было принято в начале 1900 года. На докладной записке военного министра Николай II собственноручно начертал: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что я считаю делом в высокой степени важным». С созданием подобного органа дело церковного строительства получило мощный заряд. Комиссия рекомендовала, а Николай II одобрил, чтобы все гарнизоны имели отдельные, желательно каменные, храмы. Сооружение отдельного храма для Омского полка стало возможным благодаря хлопотам главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа великого князя Владимира Александровича. Сохранились его письма к председателю Комиссии по вопросам удовлетворения религиозных нужд войск, представителю известного дворянского рода, генералу от инфантерии графу И.Д. Татищеву и к военному министру А.Н. Куропаткину. В документах комиссии уцелела докладная записка графа Татищева, поданная Николаю II, о церковном строительстве для войск. Записка вернулась от царя в журнал «Высочайших повелений» при Главном штабе, и в ней вписано карандашом в графе о 96-м пехотном Омском полку: «Строить церковь в 1905 г.» – и наложена резолюция военного министра: «Высочайше повелено привести в исполнение как испрашивается». В 1905 году казна выделила на постройку храма 44 тысячи рублей, однако псковский хозяйственно-строительный комитет по постройке церкви в Омском полку начал практическую работу лишь спустя год. Храм строился по образцовому проекту полковой церкви, который был составлен в 1901 году гражданским инженером, надворным советником Ф.М. Вержбицким. Созданный им типовой храм продолжал направление в церковном строительстве, начатое в первой половине XIX века архитектором К.А. Тоном, автором проекта храма Христа Спасителя в Москве. При строительстве церквей по проекту Ф.М. Вержбицкого исполнителям давалась большая свобода действий. Отклонения с целью улучшения внешнего облика храма ввел, по-видимому, полковник, военный инженер Д.К. Костомаров при участии самих исполнителей – псковских каменных дел мастеров, издавна славившихся своим умением.

http://pravoslavie.ru/28564.html

Долгое время здание было складским помещением, не отапливалось и постепенно приходило в ветхость, несмотря на толстые стены. К настоящему времени из всего богатейшего имущества (многое было уникальным и бесценным по своим художественным данным) остались только стены храма. В 1990 году здание было возвращено Церкви и в нем возобновлены богослужения. Но перед общиной стоит множество проблем, связанных с сохранением здания. Почти напротив храма, на углу Измайловского проспекта и 1-й Красноармейской улицы расположена хороших пропорций часовня, выдержанная в стиле самого храма. Она сооружена в 1894-1895 годах архитектором С. П. Кондратьевым в память двух чудесных избавлении от смерти: спасения Александра III и императорской семьи во время крушения поезда в Борках, вблизи Харькова, в 1888 году и спасения будущего Императора Николая II в Японии. Можно без преувеличения сказать, что часовня и по архитектуре, и по внутреннему убранству, по высокохудожественному образу Христа Спасителя, выполненному из цветных стекол (витрин) в окне часовни, - одна из первых не только в Петербурге, но и во всей России. В 1924 году часовня была закрыта и долгое время использовалась не по своему назначению. В 1999 году она была восстановлена. Вновь засияли золотые звезды на ее голубом куполе, в часовне открылась православная иконная лавка. Деревянный собор Святой Живоначальной Троицы в слободе Измайловского полка был построен по образцу пятикупольных церквей, представляющих в плане равноконечный крест. Купола располагались по сторонам света. Возможно, образцом послужила деревянная Скорбященская церковь в с. Керстово, принадлежавшем духовнику Елизаветы Петровны протоиерею Дубянскому. Стасов при строительстве каменного храма использовал тот же принцип расстановки куполов. Строительство велось по приказанию Николая I , на его средства и обошлось в три миллиона рублей. До своего восшествия на престол в декабре 1825 года великий князь Николай Павлович семь лет являлся командиром второй бригады Первой гвардии пехотной дивизии, к которой относился Измайловский полк.

http://sobory.ru/article/?object=01536

Со словами приветствия к митрополиту Илариону обратился настоятель Подворья протоиерей Даниил Андреюк. От имени духовенства и прихожан храма святой Екатерины он преподнес председателю ОВЦС икону, на которой изображены великомученица Екатерина и святитель Иоанн Шанхайский. «Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, когда Вы будете возносить свои молитвы перед этим образом, поминать наш храм, который совершает свои труды в винограднике Христовом», — сказал священнослужитель. В архипастырском слове председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство Преосвященнейший владыка Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси! Ваше Преосвященство Преосвященнейший владыка Антоний, представитель Патриарха Сербского! Ваше Высокопреосвященство Преосвященнейший владыка Ириней, представляющий на сегодняшних торжествах Блаженнейшего Тихона, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады! Ваше Высокопреподобие отец Даниил, настоятель этого святого храма и представитель Православной Церкви в Америке! Дорогие отцы, уважаемые представители дипломатического корпуса! Уважаемый Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре! Дорогие братья и сестры! Всех вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сердечно приветствую в день памяти святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы этого храма. Сегодня мы совершаем престольный праздник Екатерининского храма на Всполье — Представительства Православной Церкви в Америке. Святая великомученица Екатерина жила в начале IV века, когда Церковь подвергалась жестоким гонениям от императора Римской империи Максимина II. Екатерина была знатного происхождения, ее отец являлся правителем Александрии. Но Господь пленил ее сердце Своей любовью и, последовав за Спасителем, святая отвергла поклонение идолам и поклонение императору, которое было непременной частью жизни Римской империи. Мы знаем из  жития великомученицы, что она предстала перед самим императором, который пытался склонить ее к отречению от веры. Благодаря ее твердому стоянию в вере, благодаря тому, что она не склонилась ни на какие посулы и увещания, многие люди, видя ее подвиг, уверовали во Христа Спасителя.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5319628...

Храм в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской стал первой за последние 170 лет новопостроенной церковью в Смоленске. 28 августа 1994 г. в парке имени 1100-летия Смоленска митрополит Кирилл заложил камень в его основание. В 1996 году на месте строительной площадки был поставлен и освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня временный деревянный храм. 25 сентября 2001 г. белоснежный каменный храм был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Для Смоленска освящение нового храма стало событием, сопоставимым с воссозданием Храма Христа Спасителя в Москве. По совершении чина великого освящения владыка Кирилл обратился к верующим: «Мы освятили храм в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских — первый новопостроенный храм в Смоленске за почти два столетия... Пришел этот светлый день в жизни нашего Отечества, когда новопостроенными православными храмами вновь стала украшаться земля Русская, ибо так восхотел Бог и так задумал народ. Сегодня мы являемся самовидцами и участниками чуда воскрешения нашей веры, нашей молитвенной жизни. Пройдя через десятилетия убиения и распятия веры, мы сегодня свидетельствуем перед Богом о том, что сохранили Его в своем сердце». В 1999 г. было принято решение о строительстве в Десногорске (Смоленская область) — городе смоленских атомщиков — храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . 20 ноября митрополит Кирилл в присутствии сотен жителей заложил в центре Десногорска символический камень и капсулу с текстом соглашения о содействии возведению храма, которое было подписано Его Высокопреосвященством, главой администрации города и директором Смоленской атомной электростанции. 5 июня 2010 г., будучи уже Предстоятелем Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Десногорск, дабы освятить новопостроенную церковь . В память об этом знаменательном событии он подарил приходу Казанскую икону Божией Матери со словами: «Пусть Царица Небесная, простирая над нами Свой Покров, укрепляет единство России, а также единство всех тех, кто живет и трудится на этом месте. У образа этого памятная дощечка, которая свидетельствует о том, что это подарок Патриарха, а потому всех, кто будет подходить к этому образу, прошу вспоминать меня, недостойного, в своих молитвах».

http://patriarch.patriarchia.ru/vosstano...

Храм лесоводов России неслучайно посвящен этому празднику, одно из песнопений которого призывает к участию в торжестве и окружающую природу: «Да кропит вся земля радование, да веселятся древа дубравная». Греческое слово «προοδος» буквально означает «предъисхождение», «несение впереди», «изнесение» древа или части от подлинного Креста Господня. Праздник изнесения Честного Креста установлен 1 августа (14 августа по новому стилю) Константинопольским патриархом Лукою при византийском императоре Мануиле Комнине, когда во время эпидемий Честное Древо Животворящего Креста с крестным ходом износилось из царской сокровищницы Влахернского храма в Константинополе, торжественно переносилось по улицам с водосвятием и полагалось в храме Софии, где совершалось богослужение. После соборной молитвы у святыни эпидемии затихали. В Русской Церкви это празднество — в просторечии «Первый Спас» — соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Для строительства в Лисино целого комплекса построек и создания церкви — их главной доминанты, был приглашен профессор архитектуры Императорской Академии художеств, главный архитектор Петергофа зодчий Николай Бенуа. В молодости он был помощником архитектора Константина Тона при сооружении им Храма Христа Спасителя в Москве. Проект каменного храма был лично одобрен императором Александром II при посещении им Лисинского учебного лесничества 20 октября 1858 года. Государь император Александр II со свитой приезжал в Лисино для участия в охотах более 80 раз. С середины XIX века вплоть до 1917 года дивные лисинские леса были местом царских охот, в которых принимали участие и высокие иностранные гости — представители европейских королевских дворов, а также легендарный канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Кроме храма Н. Бенуа воздвиг в поселке Лисино-Корпус Охотничий дворец и каменное здание Егерского училища. Лесоводы были ценителями прекрасного и стали единомышленниками с архитектором, поскольку сами служили украшению лисинской местности, которая была творческой лабораторией не только науки — вдохновлялись этими местами и многие деятели культуры. На охоту в лисинские угодья приезжали классики русской литературы А.К. Толстой и Н.А. Некрасов. Современники называли лисинский ансамбль «маленьким красивым городом» с окружающими лесами и пейзажным парком с великолепными группами деревьев и кустарников.

http://sobory.ru/article/?object=00110

Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского Храма Христа Спасителя («наш приход — говорил владыка — это наше общее бревнышко на устроение многострадальной русской церкви» ). В 1953 году о. Мефодий был возведен в епископский сан с титулом Кампанский, являясь викарным архиереем при митрополите Владимире (Тихоницком), а затем архиепископе Георгие (Тарасове) — предстоятелях русского Экзархата в Западной Европе (Вселенский патриархат). Так о приходской деятельности о.Мефодия писал в середине 40х гг. его епархиальный архиерей — митрополит Евлогий (Георгиевский), — оставивший в своей книге «Путь моей жизни» описание многих русских приходов в Западной Европе, в том числе — и прихода о.Мефодия (Кульмана) в Аньере: «Аньер. В 1931 году возникла инициативная группа для организации богослужения в Аньере. Во главе ее был граф Граббе (впоследствии Донской атаман), граф Бенигсен и Стахович. " Аньерцы " пришли ко мне просить благословения на открытие общины и устроение храма для обслуживания русских, проживающих в Аньере, в Леваллуа-Перрэ, Буа-Коломб, Курбевуа и Безоне. Я доброе начинание благословил и поручил о.Иоанну Шаховскому собрать Приходское собрание. Оно состоялось в Курбевуа в музее лейб-гвардии казачьего полка. Образование прихода, порученное мною иеромонаху Иоанну (Шаховскому), прошло успешно. Нужда в церкви была настоятельная, и русские люди дружно поддержали добрый почин. О.Иоанну остаться в Аньере не пришлось, я перевел его в Берлин, а сюда назначил молодого иеромонаха Мефодия Кульмана (Богословского Института), который начатое дело и продолжал. Прежде всего надо было найти помещение для церкви. Отыскали особнячок на рю дю Буа, расположенный столь близко от полотна железной дороги, что дом ежеминутно сотрясают пролетающие поезда. В нижнем этаже устроили церковь, а остальное помещение, кроме комнаток для о.настоятеля и для псаломщика о.Петра Попова (Богословского Института), отдали внаем с целью извлечь небольшой доход в пользу церкви.

http://bogoslov.ru/article/510017

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010