Действительно, загадка. Почему здесь, в бедном ямщицко-вокзальном Дорогомилове появился грандиозный собор, вторивший кафедральному храму Христа Спасителя? Кажется, лучшую трактовку дала единственный историк Богоявленского храма Татьяна Крылова. Она объяснила это повальным отвлечением от Церкви, царившим в годы разгара революционной проповеди, когда жизнь во многих московских храмах замерла, и Церковь медленно предавалась забвению стараниями новых проповедников. Новый грандиозный храм был идеей духовного сплочения чад Православия, с главной целью утвердить национальные святыни и привлечь людей обратно в Церковь. Сей исполин возвысился на правом берегу Москвы-реки как символ национального единения перед опасностью безбожия. Это был «простонародный» вариант гениального храма Христа Спасителя, построенный на «трудовые копейки и гроши» дорогомиловских бедняков. Кто бы знал тогда, чем обернется для Богоявленского храма это сходство! Один из самых трагических храмов Москвы, Богоявленский собор, спасал от революции множество человеческих душ. Кажется, что неслучайно именно храм Христа Спасителя был выбран за образец – как истинный символ русской веры и национальной идеи, рожденной в лоне Православия, как духовный ориентир России, знаменовавший национальное и историческое бытие русского народа под сенью Православной Церкви. И если человек, вошедший в «византийский» храм, обычно «чувствовал себя в Константинополе», то богомолец, переступивший порог Богоявленского храма, осознавал себя в России. Роспись стен была исполнена по образцам Васнецова и Нестерова и копировала росписи Владимирского собора в Киеве. В иконостас перенесли древние иконы из старого храма, а также сделали новые, в васнецовском стиле. Многие иконы были исполнены мастерами-иконописцами Палеха. Позднее в него перенесли список с чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери. В 1898 году от этой иконы было явлено новое великое чудо. Тогда злоумышленники из революционных побуждений решили взорвать эту икону и подложили снаряд. Он разорвался, повредив стену собора, чугунную лесенку и киот, но сама икона осталась невредима. После этого дорогомиловцы захотели иметь ее список, а само чудо словно подтверждало идею Богоявленского храма.

http://pravoslavie.ru/701.html

В начале 2004 года, когда был план о возведении крупного храма Кришны в традиционном индийском стиле на новом участке стал достоянием общественности, он вызвал шквал протестов и даже демонстраций некоторых православных групп, которые пригрозили лечь под бульдозеры, чтобы помешать предполагаемому строительству. " Многие в нашей Церкви не возражают против самого храма как такового " , – сказал Михаил Дудко. " Они лишь возражают против строительства культового сооружения размером с Храм Христа Спасителя, как вначале объявили кришнаиты " . Он также добавил, что параметры нового храма Кришны должны быть соизмеримы с размером самой общины кришнаитов. Однако, по словам директора по общественным связям Международного общества сознания Кришны в Москве Максима Осипова, даже первоначальный проект храма Кришны представлял собой здание в два с лишним раза ниже, чем Храм Христа Спасителя, и достаточно скромной общей площадью – учитывая, что даже сейчас во временный храм Кришны по праздникам собирается более 7 тыс. человек. Однако именно в крупных размерах храма оппоненты усмотрели основное доказательство далеко идущих миссионерских планов, вынашиваемых индуистами для привлечения в свои ряды новых последователей. Движение сознания Кришны " имеет миссионерские цели, направленные на русскую молодежь " , – заявил профессор Московской духовной академии дьякон Андрей Кураев. " Этот аспект их деятельности, конечно, тревожит Русскую православную церковь " . " Кроме того, у нас есть ощущение, что это своего рода МакДональдс, или Карма-Кола. Это не подлинная духовная традиция индуизма " , – добавил Кураев. При этом он подчеркнул, что поддержал бы строительство другого, уменьшенного варианта храма в другом районе города – сославшись, в качества основания для переноса строительства храма в другое место, на гибель тысяч русских людей на Ходынском поле во время празднования коронации царя Николая II в 1896 году. Хотя Международное общество сознания Кришны и не входит в число четырех избранных традиционных религий России, оно, тем не менее, получило официальную регистрацию и религиозный статус в 1988 году.

http://religare.ru/2_25062.html

— Поначалу на стройплощадке Храма Христа Спасителя наше бюро спроектировало деревянный храм в честь Державной иконы Божией Матери. Собственно, и стройплощадки-то тогда еще не было: рядом красовался бассейн, в котором плавали люди. Затем мы подготовили архитектурную концепцию воссоздания кафедрального соборного храма. Она предусматривала использование глубины всей чаши бассейна для организации стилобата, в объеме которого размещался нижний храм (этим наше предложение выгодно отличалось от альтернативных, предусматривавших там размещение гаража с парковкой). Тогда же я предложил выбрать посвящения трех престолов нижнего храма аналогично собору бывшего Алексеевского женского монастыря, существовавшего на этом месте до 1836 года: в честь Преображения Господня, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Алексия, человека Божия. Тем самым мы возрождали тот собор, пускай не в архитектурном, но в религиозно-мистическом смысле, словно бы снимая вошедшее в историю «проклятие» недовольной сносом монастыря игумении Клавдии. Эту концепцию городское руководство заметило и одобрило. И генеральный директор «Моспроекта-2» Михаил Посохин предложил мне вернуться в институт — теперь уже в новую специализированную мастерскую создававшуюся специально под проектирование Храма Христа Спасителя. — Занявшее пять лет воссоздание Храма Христа Спасителя — эпоха в лужковском ­периоде московской истории. Что из нее запомнилось больше всего? — То была подлинная работа на износ — днем и ночью, без выходных и без праздников. Вся проектная документация шла в производство «с колес». Порой архитекторы рисовали что-то для одного угла помещения, не зная, что будет в другом, при этом по соседству уже вовсю трудились строители. До сих пор для меня огромная загадка, как в итоге все сошлось. Работавшие на ­строительстве храма зодчие ценили свободу, которая им предоставлялась. В частности, в облицовке стен, полов, киотов, алтарей, архиерейского и Горнего места нам удалось использовать израильский доломит с места Рождества Христова. Я тогда лично объездил несколько карьеров близ Вифлеема и выбрал лучший. Мы выпускали все спецификации для местных технологов и инженеров, там они изготавливали панели под ключ и отправляли в Москву, где оставалось просто смонтировать их и закрепить. А обходную галерею я замостил, «процитировав» мостовую Крестного пути Cnacumeля Via Dolorosa в Иерусалиме. Конечно, подражание это ассоциативное, не буквальное, но тем не менее с четким следованием прообразу.

http://patriarchia.ru/db/text/5831948.ht...

Под нужды церкви срочно переоборудовали заводскую хлебопекарню. К ней пристроили деревянную колокольню и алтарь. Она была освящена во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В этом же году начали собирать деньги на строительство каменной церкви, так как деревянная церковь, во-первых, не долговечна, а во-вторых, огнеопасна. Деньги на строительство собирали долго. Несколько раз переделывали проект храма. Видя такую долгую канитель, заводская администрация решила построить еще одну деревянную церковь. И в 1868 году новая деревянная церковь во имя Нерукотворимого образа Христа Спасителя была освящена. Строение представляло собой деревянное одноэтажное здание с отдельной колокольней в виде ворот. Оно было со всех четырех сторон обнесено решетчатой деревянной оградой. Престол был один и вновь освящен во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Но из-за халатного отношения строителей к этой работе по постройке храма, через 2 года здание церкви было в аварийном состоянии, а через 5 лет её разобрали по брёвнышку. Работный люд продолжал ходить молиться в старую церковь в бывшем здании хлебопекарни. Конечно, эта деревянная церковь была в ветхом состоянии, так как уже простояла 40 лет. В 1875 году её подремонтировали и привели в более - менее нормальное безопасное состояние. Кровля была покрыта тесом, ветхая колокольня заменена новой папертью, сложены печи и возведен новый купол над алтарем. Но к строительству нового каменного храма готовились тщательно. В 1877 году для постройки храма было заготовлено много кирпича и деньги были накоплены в достаточном количестве. Строительство нового храма началось в 1878 году. Строился он не только на средства солеварного завода, которому принадлежал, но и на пожертвования жителей Усолья. И уже в следующем 1879 году в центре Усолья появилось самое красивое здание села – Спасская церковь. 14 октября Спасская церковь была освящена, т. е. люди могли молиться в новой каменной церкви. Приход церкви был значительным: в нем насчитывалось 611 дворов с населением 3069 человек. Церковь обслуживала не только Усолье, но и прилегающие к нему деревни Бархатово, Усолье-Жилкино, Угольник.

http://sobory.ru/article/?object=32067

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой. Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г. Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья. В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва – третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни – храма Софии Константинопольской». Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия – Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада – Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

http://sobory.ru/article/?object=20622

Предстоятель активно занимался строительством церквей, именно по его настоянию была построена первая церковь в тюрьме, вспоминал протоирей Дмитрий Смирнов. Собственно, храм Христа Спасителя, в котором проходила прощальная церемония, тоже, по сути, является памятником первосвятителю Русской православный церкви. Именно в годы его патриаршего служения был восстановлен этот самый большой в Москве храм. Во время трехчасовой службы звучали молитвы не только на церковнославянском, но и на греческом, грузинском, английском, румынском языках. Служба была тяжелой не только морально, но даже физически. Митрополит Кирилл в какой-то момент даже уступил ведение службы митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Последний путь Патриарха из храма Христа Спасителя монахини выстлали белыми розами, любимыми цветами усопшего, и по ним на руках переоблачившиеся в черное архиереи вынесли гроб с телом, покрытый зеленой патриаршей мантией. Трижды обнеся его вокруг церкви, гроб погрузили на катафалк, и траурная процессия отправилась в Богоявленский (Елоховский) собор, к месту погребения новопреставленного главы РПЦ. Около десяти тысяч человек стояли вокруг храма под проливным дождем ради того, чтобы хоть мельком увидеть Патриарха. Двенадцать траурных ударов буквально разорвали тишину. Зазвучал тридцатитонный Большой Царский колокол, а вместе с ним раздался колокольный звон 30-тонного же колокола «Реут» на колокольне «Иван Великий» Богоявленского собора Кремля. Около двух часов пополудни, примерно за полчаса до того, как траурная процессия, проделав шестикилометровый путь от храма Христа Спасителя, прибыла к Елоховскому собору, здесь началась панихида по Патриарху. Множество верующих с горящими свечами встречали траурный кортеж у входа в собор, который был устлан венками из белых цветов. Высшие иерархи церкви внесли гроб в храм. Сама церемония погребения была закрытой -- во время последней заупокойной службы (литии), которую возглавил митрополит Кирилл, могли присутствовать только священники. До восстановления храма Христа Спасителя именно Богоявленский кафедральный собор считался главным православным храмом России. Здесь в 1990 году Алексий II был возведен на патриарший престол и здесь же, согласно завещанию, он был погребен. Согласно последней воле предстоятеля, он был похоронен в правом Благовещенском пределе собора, близ раки с мощами своего небесного покровителя, святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского. На надгробии выбита надпись: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святительство твое да помянет Господь Бог во царствии своем. 23.02.1929 -- 5.12.2008». Место захоронения было закрыто временной деревянной плитой, которую впоследствии заменят каменной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Gazeta.ru «Люди пришли, храм оказался на замке, на нем висела табличка, что храм сегодня закрыт для посетителей по техническим причинам, рядом стоял ОМОН. Когда пришедшие увидели, что храм закрыт, с ними начали препираться провокаторы, затем они устроили потасовку, облили одного парня водой. Когда он обратился к сотрудникам милиции с вопросом, почему они не реагируют, ему предложили пройти написать заявление в полицейском автобусе, после отказа пройти в автобус его задержали», – рассказал адвокат (Николай Полозов – прим.ред) Newsru.com   Столичная полиция и спецназ пресекли религиозную церемонию, которая должна была состояться в храме Христа Спасителя в поддержку арестованных участниц панк-группы Pussy Riot. Верующих, решивших принять участие в молебне, встретил ОМОН и провокаторы. Некоторых из них задержали, а сам храм, как было объявлено, закрыт. Би-би-си   Сторонникам женского панк-коллектива Pussy Riot, чей эпатирующий концерт в храме Христа Спасителя обернулся арестом двух предполагаемых участниц, не удалось поддержать девушек коллективным молебном на месте их выступления — собор оказался закрыт для подготовки к празднику. Как сообщил корреспонденту Би-би-си Оксане Вождаевой настоятель храма, патриаршее подворье до наступления православной Пасхи будет время от времени закрываться для посетителей в связи с интенсивной подготовкой к церковному празднику. На двери храма при этом была вывешена надпись о закрытии «по техническим причинам», вследствие чего инициативные сторонники Pussy Riot не смогли попасть внутрь. «Ключник храма открыл часовню, и люди, которых не задержали, все-таки помолились», — резюмировал Архипов на своей странице в Twitter. РБК Храм Христа Спасителя в Москве закрыли для посетителей. Поводом для этого решения послужила, вероятно, запланированная на 8 марта «коллективная молитва» сторонников панк-группы Pussy Riot. Комментариев от представителей РПЦ по поводу закрытия храма пока не поступало. Вот так из открытой и теплой встречи, которую Церковь попыталась оказать участникам «моления», в СМИ получился образ тяжелой двери за чугунным засовом, встретившим молящихся. Другие издания (Известия, НТВ итд) тиражировали сообщения «Газеты» и «Би-би-си». Ни в одном крупном светском издании рассказа о предложении духовенства открыть храм и помолиться совместно не было. Огромная аудитория оказалась дезинформирована.

http://pravmir.ru/u-zakrytyx-dverej-xram...

подробнее... МНОГИЕ СВЯТЫЕ, КАНОНИЗИРОВАННЫЕ АРХИЕРЕЙСКИМ СОБОРОМ, ДАВНО ПОЧИТАЮТСЯ В НАРОДЕ Многие из прославленных Архиерейским Собором подвижников веры уже давно признаны верующим народом как святые. Церковный форум подтвердил уже установленное их почитание как местночтимых святых в Костромской, Казанской, Санкт-Петербургской, Красноярской и других епархиях. подробнее... ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ ЮБИЛЕЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА СОСТОЯЛАСЬ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 17 августа, на другой день после завершения работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в Храме Христа Спасителя состоялась пресс-конференция для аккредитованных журналистов. подробнее... ФОТОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА 16 августа завершилась работа Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. подробнее... РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СЧИТАЕТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫМ ВМЕШАТЕЛЬСТВО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА В ДЕЛА РПЦ НА УКРАИНЕ О беспрецедентном вмешательстве Константинопольского Патриархата в дела Русской Православной Церкви на территории Украины заявил сегодня митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. " Патриарх Варфоломей объявил Украину своей канонической территорией, что является грубым нарушением церковных канонов " , - отметил владыка. подробнее... СТАТУС САМОУПРАВЛЯЕМОЙ ПОЛУЧИЛА УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Архиерейский Собор единогласно подтвердил независимость и самостоятельность УПЦ, которые были предоставлены ей Московский Патриархатом в 1990 году. В то же время Собор проявил готовность провозгласить автономию УПЦ, но эта проблема будет решаться на всеправославном уровне. Провозглашение автономии должно увязываться с улучшением ситуации на Украине, считают иерархи. подробнее... ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИБЫВАЮТ В МОСКВУ НА ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Почетные гости Русской Православной Церкви прибывают сегодня в Москву на великое освящение Храма Христа Спасителя. На историческом событии, которое состоится в праздник Преображения Господня 19 августа, будут присутствовать около 600 представителей всех Поместных Православных Церквей и другие гости.

http://pravoslavie.ru/news/index37.htm

- Мы очень рады такому совпадению. Хотя, как известно верующим людям, оно не каждый год возможно. Но и в такие годы мы отныне всегда будем отмечать День Победы Большим московским звоном. Итак, 9 мая ровно в полдень зазвонили колокола на четырех колокольнях Храма Христа Спасителя. К ним присоединились колокола всех храмов Центрального административного округа столицы. Эту многовековую традицию, когда благовестом отмечали все крупные праздники и события в России, Русская Православная Церковь возобновила в прошлом году в честь 60-летия Победы. Таким образом, праздник звонарей становится церковно-государственным событием. - Что примечательного, нового было на Звонильной неделе в нынешнем году? - Промыслительно, что именно в эти дни Его Святейшество освятил в Успенском Патриаршем соборе новое знамя Президентского полка. И под звон колоколов колокольни Ивана Великого Президент в присутствии Святейшего Патриарха Алексия вручил это знамя полку. Основное событие Звонильной недели - в конце-концов нам удалось производить звон на всех четырех колокольнях Храма Христа Спасителя в полном синхроне. Все они, чего специально обученным звонарям было непросто добиться, звучат как одна. За эталон взята Ростовская звонница. Если её мысленно поместить между нашими колокольнями, между которыми расстояние по 40 метров, она встает полностью и еще место остается. Впервые москвичи и гости столицы услышали такой слаженный звон колоколов Храма Христа Спасителя на нынешнюю Пасху во время крестного хода. До октябрьского переворота звон колоколов Храма Христа Спасителя был так называемым ералашным. За те 40 лет, что стоял этот храм-памятник защитникам Отечества, так и не удалось наладить здесь звон в едином ритме. В полном синхроне теперь звучат колокола и в Кремле. Там тоже до октябрьского переворота был разнобой. Впервые в рамках Звонильной недели провели конференцию " Колокола: история и современность " , посвященную памяти первого президента Ассоциации колокольного искусства России Юрия Васильевича Пухначева, который в прошлом году оставил нас. Мы надеемся, что наши Чтения продолжатся и в следующие годы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

На заседании Комитета КОТ 2 февраля 1900 г. его председателем было доложено, что «для постройки храма Спасителя при учреждениях Общества средств нет, а между тем Комитет должен привести в исполнение постановление Общего Собрания». В связи с этим, по предложению А.Т. Соловьева, было постановлено просить священника А.Г. Ласточкина «взять на себя труд по сбору пожертвований» и ходатайствовать перед архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (А.Д. Брянцевым), чтобы он дал ему на это разрешение. Однако данное ходатайство, по-видимому, по каким-то причинам было оставлено без Вскоре к делу возведения храма изъявили желание подключиться первые жертвователи. На экстренном заседании Комитета КОТ 22 марта 1900 г. А.Т. Соловьев доложил, что им получено письмо, из которого видно, что лицо, желающее остаться неизвестным, будет устраивать храм на свой счет. Одновременно с этим было решено представить благочинному первого округа церквей города Казани запрошенные им 14 марта 1 900 г. сведения «о предполагаемом к устройству храме в Подлужной Согласно первоначальному замыслу, храм отличался достаточно скромным видом. Его предполагалось устроить в принадлежавшем КОТ «третьем каменном здании», во второй половине которого должны были открыться приют и «дом Осенью того же 1900 г. архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (А.Д. Брянцевым) было дано разрешение «устроить церковь при благотворительных учреждениях Общества во имя Всемилостивейшего Спаса», о чем А.Т. Соловьев объявил на заседании Комитета КОТ 8 октября 1900 г. В ответ на это было постановлено «озаботиться скорейшим осуществлением» Обращает на себя внимание также, что в ряде источников одно время фигурировало иное название будущего храма – «Во имя Нерукотворенного Образа Спаса нашего Господа Иисуса Христа». Следует отметить то обстоятельство, что тогдашний казанский архиерей, весьма благоволивший местным трезвенникам и регулярно жертвовавший деньги на нужды КОТ, отнесся к их планам по устройству собственного храма с большим вниманием и участием. «Когда Общество постановило устроить Храм во славу Нерукотворенного Образа нашего Спасителя, в Подлужной улице при своих учреждениях, – писал позднее печатный орган КОТ журнал «Деятель», – то Высокопреосвященнейший Арсений высказал желание видеть его приходским, представленный план предложил переделать, придав ему более красивый вид, сам поручил это сделать архитектору, и Церковь разрешена им к устройству в Подлужной улице, по вновь составленному Известно, в частности, что уже на ходатайстве об открытии храма им была сделана надпись: «Желательно, чтобы храму дана была форма Православного храма, то есть устроить купол на За свое особенное сочувствие деятельности КОТ архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (А.Д. Брянцев) был избран почетным членом общества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010