Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал список Феодоровской иконы Божией Матери. Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам по восстановлению храма Воскресения Христова на Васильевском острове г. Санкт-Петербурга протоиерей Евгений Шогенов был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Во внимание к помощи Санкт-Петербургской митрополии и в связи с 75-летием со дня рождения специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга А.Г. Захватов был удостоен ордена благоверного князя Александра Невского II степени. В завершение Святейший Патриарх Кирилл приветствовал молившихся в храме игумений женских монастырей и передал благословение сестрам обителей Санкт-Петербурга. Всем участиникам богослужения были вручены иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Церковь Воскресения Христова на Смоленском кладбище была построена в 1901-1903 гг. по проекту архитектора Валентина Демяновского в редком для Петербурга начала XX века стиле нарышкинского барокко. Прообразом стала московская Успенская церковь на Покровке. В храме был установлен резной барочный иконостас, алтарь был украшен мозаикой по эскизам Виктора Васнецова. Боковые приделы были освящены в честь Всех святых и в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В подполе храма устроили усыпальницу на 176 мест. По преданию храм строился под покровительством императрицы Марии Феодоровны, его посещала императорская семья, в том числе будущие Царственные страстотерпцы. Дом Романовых впоследствии помогал в восстановлении разрушенного в советские года Воскресенского храма. В 1921 году здесь отпевали знаменитого поэта Александра Блока, который был похоронен на Смоленском кладбище. В 1920-е годы у Воскресенского храма приводились в исполнение расстрельные приговоры о расстрелах — о казнях свидетельствуют следы от пуль и гильзы, найденные в церковной стене. Воскресенская церковь была закрыта в 1930 году, здание хотели снести полностью, но в итоге только обезглавили. Здесь разместился музей Главного геологоразведочного управления, а подвальное помещение отдали под овоще- и зернохранилище. Церковные ценности и внутреннее убранство изъяли или уничтожили, разгромили усыпальницу. В послевоенные годы в церкви Воскресения Христова располагалось общежитие, цех ремонтного завода «Сокол». 

http://patriarchia.ru/db/text/6072680.ht...

В 1902 г. купец Бабалов подарил Строительному комитету землю под строительство храма: «Пермским купцом Александром Павловичем Бабаловым во исполнение Высочайше Государя Императора соизволения последовало 5 декабря 1902 года пожертвовал Пермскому Епархиальному начальству под построение храма во имя Святителя Феодосия Черниговского Чудотворца недвижимое имение – пустопорожнюю усадебную землю, находящуюся в 3-й части г. Перми на углу Екатерининской и Шадринской улице мерой по улице Екатерининская 28 сажен и по Шадринской – 15 сажен, а всего 420 квадратных сажен, оцененную жертвователем в 4 тысячи рублей». Акт о даре имения был совершен Пермским нотариусом Золотавиным 7 августа 1903 г., и утвержден старшим нотариусом Пермского окружного суда 23 сентября 1903 и записан в реестровой книге под 413». Годом позже строительный комитет еще купил у Бабалова землю: по расходной части «уплачено 1 тысячу рублей А.П. Бабалову Пермскому 2-й гильдии купцу за купленную усадьбу» и «уплачено 1353 рубля 53 копейки пермскому мещанину Филиппу Филипповичу Татаринову пермскому купцу А.П. Бабалову за проданное последним Комитету под постройку церкви усадебной земли мерой 84 квадратные сажени…». Закладка Вознесенской церкви происходила 14 мая 1903 г. по храмозданной грамоте данной 13 мая 1903 г.: «Божьей Милостью смиренный Иоанн Епископ Пермский и Соликамский по благодарению даруемой нам власти Всесвятого и Животворящего духа данной нам от самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа …благословил протоиеререя Градо-Пермского кафедрального собора о. Александра совершить закладку нового каменного храма в г. Перми в честь Вознесения Господня и двух приделов, первый во имя Феодосия Черниговского Чудотворца и 2-й во имя святых пермских Герасима, Питирима и Ионы. Дана сия грамота в день 13 мая 1903 года». Сооружение Вознесенской церкви велось на народные средства, собранные в храмах г. Перми, во временной часовне на месте закладки нового храма, на частные пожертвования денежных средств, стройматериалов, церковной утвари и икон в новый храм; многие важные работы, как-то, земляные и плотницкие работы по устройству фундаментов для храма подрядчиками были произведены бесплатно. Строительство Вознесенской церкви и ее приделов происходило в течении 14 лет: Вознесенская церковь была заложена 14 мая 1903 г.; нижний храм в честь преподобного Серафима Саровского освящен 18 июля 1904 г.; в верхнем храме главный средний придел во имя Вознесения Господня был освящен 10 декабря 1910 г., правый придел во имя Святого Феодосия Черниговского Чудотворца освящен 26 октября 1914 г. и левый придел во имя Первосвятителей Пермских: Герасима, Ионы и Питирима – 17 декабря 1917 г.

http://sobory.ru/article/?object=02914

Вскоре к делу возведения храма изъявили желание подключиться первые жертвователи. На экстренном заседании Комитета КОТ 22 марта 1900 г. А.Т.Соловьёв доложил, что им получено письмо, из которого видно, что лицо, желающее остаться неизвестным, будет устраивать храм на свой счёт». Одновременно с этим было решено представить благочинному первого округа церквей города Казани запрошенные им 14 марта 1900 г. сведения «о предполагаемом к устройству храме в Подлужной ул[ице]».(10) Согласно первоначальному замыслу, храм отличался достаточно скромным видом. Его предполагалось устроить в принадлежавшем КОТ «третьем каменном здании», во второй половине которого должны были открыться приют и «дом труда».(11) Осенью того же 1900 г. архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (А.Д.Брянцевым) было дано разрешение «устроить церковь при благотворительных учреждениях Общества во имя Всемилостивейшего Спаса», о чём А.Т.Соловьёв объявил на заседании Комитета КОТ 8 октября 1900 г. В ответ на это было постановлено «озаботиться скорейшим осуществлением» задуманного.(12) Обращает на себя внимание также, что в ряде источников одно время фигурировало иное название будущего храма - «Во имя Нерукотворенного Образа Спаса нашего Господа Иисуса Христа». Следует отметить то обстоятельство, что тогдашний казанский архиерей, весьма благоволивший местным трезвенникам и регулярно жертвовавший деньги на нужды КОТ, отнёсся к их планам по устройству собственного храма с большим вниманием и участием. «Когда Общество постановило устроить Храм во славу Нерукотворенного Образа нашего Спасителя, в Подлужной ул[ице] при своих учреждениях, - писал позднее печатный орган КОТ журнал «Деятель», - то Высокопреосвященнейший Арсений высказал желание видеть его приходским, представленный план предложил переделать, придав ему более красивый вид, сам поручил это сделать архитектору, и Церковь разрешена им к устройству в Подлужной ул[ице], по вновь составленному плану».(13) Известно, в частности, что уже на ходатайстве об открытии храма им была сделана надпись: «Желательно, чтобы храму дана была форма Православного храма, т[о] е[сть] устроить купол на храме».(14) За своё особенное сочувствие деятельности КОТ архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (А.Д.Брянцев) был избран почётным членом общества.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/22/...

Из книги " Клин Православный " , Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1998 Церковь строилась по проекту, присланному в 1846 году из мастерской Константина Тона. Она была освящена в 1861 году и с тех пор действовала, несмотря ни на что. В 1938 году служившие в ней священник Пётр Соколов и архидиакон Серафим Вавилов были расстреляны за " религиозную работу с контрреволюционными выпадами против советской власти " . Они не признали себя виновными, несмотря на пытки, и ныне оба причислены к лику святых. В 1941-м году купол церкви пробил снаряд. Чтобы отремонтировать купол, пришлось вынуть драгоценный изумруд из оклада Клинской иконы Божией Матери и продать его, заменив стразом-подделкой. Постройка завершена в 1860 г., храм освящен в 1861 г. http://klinpedia.ru/ В 40-х годах XIX века на западной окраине города Клина было устроено новое кладбище. Одновременно с его возникновением появился замысел выстроить кладбищенский храм, в котором будут отпевать умерших и совершать по ним церковные поминовения. Однако до конца 50-х годов XIX века это намерение осуществлено не было, вероятно, в связи с недостатком средств. Наконец, нашелся щедрый благотворитель, пожертвовавший большую часть средств, необходимых для постройки этого храма - клинский купец Николай Александрович Кудрявцев. Строительство каменной церкви на городском кладбище было начато в 1846 г., завершено в 1860 г., а в 1861 г. храм была освящен в честь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Строительство здания храма велось по проекту, присланному из Санкт-Петербурга еще в конце 40-х годов XIX века. Храм псевдорусского стиля сложен из кирпича, в плане крестообразный. Над средокрестием поставлен восьмигранный световой барабан, увенчанный рядом кокошников и декоративным шатром, несущим небольшую главку. Над западной папертью поднимаются два восьмигранных яруса стройной шатровой колокольни. Декоративные детали - карнизы, наличники окон - выложены из белого камня. Во внешнем убранстве храма использованы декоративные формы московского барокко: наличники с разорванными фронтонами, угловые колонки. Автор проекта Скорбященской церкви до настоящего времени не установлен. Облик храма наиболее близок к постройкам знаменитого в те годы архитектора Константина Андреевича Тона, автора проектов Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского Дворца.

http://sobory.ru/article/?object=01147

Сын же ее, Александр I назвал больницу Голицыных " наилучшим памятником такого полезного употребления капитала " и в свой приезд на коронацию в Москву в сентябре 1801 года присутствовал на освящении больничного храма св. Благоверного царевича Дмитрия - по именинам основателя больницы, устроенного также по его завещанию. Существует легенда, что когда архитектор спросил, сколько золота необходимо употребить для позолоты церковного креста, князь просто вручил ему большую горсть червонцев. Сама императрица Мария Федоровна подарила в храм ризы - в них духовенство служило Литургию в празднование столетия храма в 1901 году - и перед смертью в 1828 году завещала в него образ Владимирской иконы Божией Матери. А впоследствии преемник князя А.М. Голицына, С.М. Голицын, один из самых известных попечителей больницы и общественных деятелей, входил в состав комиссии по строительству храма Христа Спасителя в Москве и был назначен верховным маршалом на коронацию Александра II, который после его смерти приехал в больничную церковь на панихиду. В больнице до революции хранилась свеча, которую император держал во время службы. Эта церковь стала последним пристанищем самому Д.М. Голицыну. Император дал разрешение перевести его прах из Вены и в апреле 1802 года его захоронили в склепе больничного храма. Знаменитое надгробие работы скульптора Ф.Гордеева, ныне хранящееся в Донском монастыре, аллегорически изображало Щедрость и Веру - двух главных добродетелей покойного князя. В 1807 году рядом с основателем было положено и тело самого А.М. Голицына. Второй больничный храм во имя Св. Михаила Архангела построили в 1889 году специально для отпевания покойников - отдельно от основного здания больницы из соображений гигиены и профилактики. Освящен он был по именинам Михаила Федоровича Голицына, одного из главных директоров больницы, пекшегося об основании этого храма. 22 июля 1802 года, в день тезоименитства вдовствующей императрицы Марии Федоровны состоялось торжественное открытие самой больницы. Первоначально она была рассчитана на 50 человек, но уже к 1805 году в ней было100 кроватей. К тому же в 1803 году при больнице открылась богадельня, первоначально на 30 человек. В инструкции смотрителю больницы о персонале было сказано, что " избранные к заведению сему чиновники должны иметь прямо человеческое и соболезненное сердце " . Во главе врачебного дела первым встал доктор Е.О.Мухин.

http://pravoslavie.ru/40.html

Храм получил оригинальную кубоватую форму кровли; световой барабанчик с куполом стал венчать ангел, держащий крест; достроен четвёртый ярус колокольни с деревянным шатром, завершившимся главкой на восьмигранном барабанчике; колокольня украшена устройством часов; вокруг колокольни выстроена крытая паперть; увеличены окна в нижнем ярусе здания; пристроены боковые крыльца у приделов; барочный декор был частично срублен, частично скрыт штукатуркой, покрывшей фасад. Появляется аттик (стенка над карнизом) с ложными люкарнами (оконный проём в купольном покрытии), кокошники в основании барабанчика. Наружный декор изменён. Церковь внутри и отчасти снаружи была расписана. Аналогами иконостаса могли быть работы известного московского зодчего О. Бове (1833-1838), они были рекомендованы как образец для вновь сооружаемых храмов. В это же время производились живописные и отделочные работы в храме Христа Спасителя. Безусловно, на стилевое и художественно решение разрабатываемых иконостасов молодого архитектора П.П. Зыкова большое влияние оказали работы, проводимые в главном соборе державы. До 1936 года службу в храме совершали священники соседних сёл, а затем он был закрыт. Церковное здание использовалось под зернохранилище. В цокольном этаже на зиму размещали пчелиные ульи. От нерадивого отношения и времени здание церкви разрушалось... Новейшая история храма началась с 1992 года, когда была зарегистрирована община церкви. 1 октября 1994 года состоялся первый молебен. Неоценимую материальную помощь в восстановлении храма оказал директор ПШО " Орёл " , местный житель Стариков Вячеслав Анатольевич. Директор завода " Домогнеупор " Ходенков Василий Михайлович выделил нам 20000 кирпичей. Анатолий Егорович Кочергин, директор завода железобетонных изделий, от имени коллектива подарил нам панельный домик для строительства сторожки. С 1998 года мы получаем постоянную помощь от генерального директора ЗАО ТБМ Виктора Феликсовича Тренева. Архитектором Иваном Канаевым был разработана проект восстановления храма. Автором проекта и исполнителем центрального иконостаса стал художник Бугаков Александр Сергеевич - местный житель, постоянный прихожанин и помощник настоятеля. Чтобы храм вновь засиял прежним благолепием, потребовалось огромное количество работ и четырнадцать долгих лет. 14 октября 2006 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия, произошло великое освящение храма, завершающее период его полного восстановления. Возглавил торжественную службу и совершил чин великого освящения храма сам владыка Ювеналий.

http://sobory.ru/article/?object=02063

В ансамбль скита входили также шатровая часовня при станции (тоже проект Марфельда, она единственная уцелела) и деревянная церковь, про которую ничего сказать не могу - просто она есть на одном фото. Перед революцией собрались строить еще один храм - уже в неорусском стиле, но не успели. Храм Христа Спасителя пострадал в войну и был окончательно доломан после нее. В память чудесного спасения в Борках в Петербурге почти синхронно, с 1891 г., строилась церковь Богоявления на Гутуевском острове. Ее автор Василий Косяков не скрывал, что взял за основу проект Марфельда. То есть, в столице появилась " модель " далекого храма-памятника. Работы были окончены в 1899 г. Косяков приспособил идею Марфельда к нуждам приходского храма, введя обширный притвор и отказавшись от галерей в пользу двух приделов. Но на мой взгляд, борковский храм был лучше петербургского. Интересно, что Гутуевская церковь стала сама образцом для подражания, и ее клонов я насчитал уже 6 штук. Храм Христа Спасителя был возведен в память спасения при крушении поезда Царской семьи 17 октября 1888 года. В годы ВОВ был разрушен. Также на месте крушения поезда была возведена часовня Нерукотворного Спаса. В годы ВОВ была разрушена, в данное время восстановлена. Оба сооружения являются одним целым, проект которых разработал академик архитектуры Р. Марфельд. Храм был рассчитан на 700 человек, располагался в 60 метрах от железнодорожной насыпи, был построен в русско-византийском стиле XVII в. Часовня была воздвигнута на месте где находился вагон столовая. Она состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи и четырехглавой башни с золотой главой и крестом. Первый храм был деревянный во имя Нерукотворного образа Спаса, потом каменый храм Христа Спасителя, на насыпи стояла часовня Нерукотворного Спаса. http://www.etoretro.ru/pic80822.search.htm Преобразован в самостоятельный монастырь в 1906 г. из приписанного к Святогорской Успенской пустыни скита, основанного в 1889 г. на месте чудесного спасения Царской Семьи во время крушения императорского поезда 17 октября 1888 г.

http://sobory.ru/article/?object=32453

  Подводная лодка в лесах Подмосковья . «Учебный» храм Духовной Академии. Автор - Петр Королев , студент 5-го курса Московской Духовной семинарии. Фото с сайта Троице-Сергиевой Лавры//Фома. - – 2005. – С.24. – (рубрика « Тема номера: Приход и прихожане»). Храм последнего пристанища. Для многих кладбищенская церковь оказывается первой в жизни (Храм святителя Иннокентия Московского в Ракитках, Московская область). Со священником Игорем Фоминым беседует Елена Меркулова. Фото Зои Печоркиной//Фома. - – 2005. – С.25. – (рубрика « Тема номера: Приход и прихожане»). «Почему вы такие добрые?». Радости в «больничном» храме больше, чем горя (Храм благоверного царевича Димитрия при 1-й городской больнице, г. Москва). Автор - Светлана Ульянова . Фото Сергея Титова, Андрея Радкевича//Фома. - – 2005. – С.26-27. – (рубрика « Тема номера: Приход и прихожане»).   На плечах стариков и детей . Деревенский приход спасут молодые (Храм Преподобного Сергия Радонежского, село Горы Озерского района, Московская область). Рассказывает настоятель храма священник Евгений Кочетков. Подготовила Елизавета Киктенко. Фото Елизаветы Киктенко//Фома. - – 2005. – С.28. – (рубрика « Тема номера: Приход и прихожане»).   Наши гонконгские братья . Православному и на краю света жить радостно (Храм святых апостолов Петра и Павла в Гонконге). Автор Кира Поздняева //Фома. - – 2005. – С.29. – (рубрика « Тема номера: Приход и прихожане»). Как на приходах… …справляют свадьбы /Настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г. Москва) протоиерей Артемий Владимиров . Фото Максима Массалитина, Игоря Фелдмана; …вместе обедают/ Прихожанка храма Христа Спасителя в Нью-Йорке Евгения Пржебельская . Фото Игоря Фелдмана; … путешествуют /Прихожанин храма Святой великомученицы Татианы (г. Москва) Олег Васильев. Фото Кирилла Золотухина; … проводят свободное время /Священник храма Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно (г. Москва) Алексий Потокин. Фото Николая Федорова//Фома. - – 2005. – С.30-33. – (рубрика «Тема номера: Приход и прихожане»).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-29-i...

Всем известна легенда, что игумения Алексеевского монастыря предрекла, что на этом месте храм долго не простоит. С этим связаны и современные слухи о том, что собор может сползти в реку или разрушиться каким-то иным способом. Однако зная, какой основательный фундамент имеет возрожденное здание, поверить в это очень сложно. — А история о проклятии игумении реальна? — Если заглянуть в исторические свидетельства, то очевидно, что игумения Антония (Троилина), которая была старицей высокой духовной жизни, конечно, никаких проклятий изречь не могла. Тем более что перемещение монастыря и постройка храма делались по благословению ее духовного отца митрополита Филарета (Дроздова). Это была нормальная практика: старые постройки разбирали, на их месте устраивали новые здания, в том числе церковные. Так вот, мать Антония тогда произнесла следующие слова: " Бедный. Недолго ему здесь стоять " . Так она предрекла драматичную судьбу храма. — Какие помещения помимо храмов включает комплекс и как они используются? — В помещениях, примыкающих к храму, — Зал церковных соборов и несколько трапезных палат, ведь многочисленных участников соборов или международных форумов необходимо где-то размещать и кормить, не вывозя в другие места. Трапезных залов всего пять, они разной вместимости, и в них устраиваются не только обеды, но и совещания, симпозиумы, встречи. В Зале церковных соборов проходили заседание Поместного Собора и несколько Архиерейских Соборов. Кроме того, зал уже стал известной на всю Москву площадкой, где проходят концерты и торжественные акты, посвященные важным событиям церковной и государственной жизни. Средства за аренду этой площади идут на содержание всего храмового комплекса. В непосредственной близости верхнего и нижнего храма расположена подземная автостоянка и автомойка. Вокруг этого время от времени возникает какой-то нездоровый ажиотаж. Но я считаю, что тут нет ничего плохого, ведь эти технические службы расположены вне площадей храма. Напротив, очень удобно, чтобы человек, приехавший на службу, поставил свою машину в теплый гараж. Сегодня это особенно актуально, учитывая, какие проблемы есть с парковками в центре Москвы. Кроме того, плата за аренду машиномест тоже идет на содержание храма.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_mi...

Вступив в Храм их Величества стали у тронного места, но вскоре, по приглашению митрополита, вступили в алтарь и поместились на правой стороне от престола. За их Величествами последовали Государь Наследник Цесаревич, ныне славно царствующий Государь Император Николай Александрович, и другие члены Царствующего Дома. Началось освящение главного престола. В положенное время, приняв дискос со св. мощами, на свою главу, митрополит вышел из Храма чрез западные двери собора с участвовавшим в освящении духовенством; за митрополитом шли Их Императорские Величества и Их Высочества в сопровождении членов свиты. Тогда при колокольном звоне всех Московских церквей и при громе орудий двинулся от западных врат к южным крестный ход вокруг Храма, окруженного широким деревянным помостом, обитым красным сукном. Вдоль всего этого помоста, с наружной его стороны и лицом ко Храму, были расставлены знаменоносцы со знаменами от различных полков, а на некотором расстоянии от них были поставлены вокруг всего Храма шпалерами войска, за которыми находились, на всем пространстве, какое мог обнять глаз, несметные толпы народа, теснившегося по всем, прилегающим ко Храму, улицам и обеим сторонам набережной. Яркое солнце обливало своими вешними светлыми лучами блестевшие от позолоты многочисленные хоругви, новые одинаковые золотистого глазета облачения священно-церковно-служителей всех Московских церквей, алое сукно, зелень деревьев, сверкающее оружие войск. В воздухе носился торжественный колокольный звон, беспрерывно гремели пушечные выстрелы, раздавалась музыка, игравшая гимн: «Коль славен». Картина была величественная и поразительная; видавший никогда не забудет ее. После крестного хода вокруг Храма освящение его продолжалось. В конце же, после возгласа: «Услыши ны, Боже», протодиакон провозгласил: «Вонмемъ, и во сердца, колена душъ и телесъ нашихъ преклонше, Господу помолимся». Вся церковь с митрополитом, духовенством и Их Величествами опустились на колени. Митрополит прочитал положенную на молебне в день Рождества Христова молитву: «Боже великий и не постижимый».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010