На основании решения муниципалитета Бизерты от 11 сентября 1937 в том же году началось строительство каменного храма во имя св. Александра Невского – первой русской церкви, возведенной на территории Африки. Здание строилось по проекту и под руководством военного инженера – полковника императорской армии Н. С. Сухаржевского. Торжественная закладка храма состоялась 10 октября. Строительные работы завершились через год, торжественное малое освящение храма отцом Константином Михайловским состоялось 10 сентября 1938. В 1939 была окончена внутренняя роспись церкви. Первым ее настоятелем служил протоиерей Иоанникий Полетаев. Сразу же после освящения в храм передали на постоянное хранение исторический Андреевский флаг с линкора «Георгий Победоносец». В архитектурном украшении церкви было использовано много предметов с линкора «Генерал Алексеев». Купивший судно инженер и купец А. П. Клягин передал Комитету по сооружению храма-памятника корабельные якоря, люстры и мраморные плиты. Небольшой пятиглавый храм был сооружен в стиле русских церквей XVII века (в традициях суздальских и вологодских земель) и стал единственным храмом-памятником Черноморской эскадры российского флота. На правой внутренней стене церкви установили таблицу с названиями 33 боевых русских кораблей, пришедших в 1920 в Бизерту, а через несколько десятилетий – и мемориальные доски с именами морских офицеров русской эскадры. В Александро-Невский храм были переданы старинные иконы с кораблей (в том числе образа Христа Спасителя, Божией Матери, святых Константина и Елены с линкора «Георгий Победоносец»), различные флотские реликвии и документы. Вместо алтарной завесы на Царских вратах повесили Андреевский флаг, сшитый женами и вдовами моряков; подсвечниками первоначально служили снарядные гильзы. Фрески на стенах церкви, отдельные иконы и почти все храмовые украшения были выполнены самими прихожанами и членами клира. Иконы иконостаса и фигуры двух евангелистов в верхней части свода были выписаны художником Г. Чапегой, малые иконы иконостаса – В. Н. Зверевым, икону в киоте святого благоверного великого князя Александра Невского написал сын директора Морского корпуса вице-адмирала А. М. Герасимова В. А. Герасимов, икону «Тайная вечеря» – Г. М. Янушевский, крест над киотом – старший лейтенант А.С. Манштейн (он же сделал большинство киотов). Во второй половине 1940-х архитектор М. Ф. Козмин написал образы еще двух евангелистов в верхней части церковного свода. Входную дверь храма в первой половине 1950-х оформил его тогдашний настоятель протоиерей Иоанн Малиженовский, а решетку церковной ограды сделал многолетний председатель приходского совета М. В. Михайлов. В храме проходили прощальные церемонии по кораблям эскадры, здесь отпевали российских моряков, прежде чем проводить их на бизертское кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=09650

С июля 2010 года, после вступления в должность командующего Черноморским флотом вице-адмирала Королева Владимира Ивановича, богослужения в Михайловском храме совершаются ежемесячно для военнослужащих и членов их семей. В августе 2011 года новый командующий Черноморским флотом контр-адмирал Федотенков Александр Николаевич принимает решение о переносе экспозиции 8 зала музея из здания храма в новое помещение, с целью возрождения исторического облика воинского храма. В ноябре 2012 года новый Министр обороны Российской Федерации Шойгу Сергей Кужугетович принимает решение о реставрации воинского храма св.Архистратига Михаила на средства военного ведомства России, силами ОАО Славянка под руководством Белавенцева Олега Евгеньевича. В сентябре 2013 года к работам приступила «СК Мост» (директор Медведев Александр Рюрикович). За год выполнена реставрация фасадов, заменены окна, проведены работы по замене кровли на медную, установлен медный купол и крест, покрытые сусальным золотом, выполнена заменена ветхого деревянного перекрытия на железобетонные конструкции. Ялтинские мастера установили мраморный престол, жертвенник и резной иконостас, изготовленный в Коелге Челябинской области, Львовские специалисты изготовили уникальные бронзовые паникадила-хоросы с изображениями воинских символов: двуглавых орлов, якорей, Андреевских флагов и георгиевских крестов. Вход в храм украшают массивные медные двери с бронзовыми фигурами: якорями – символом спасения и рыбами – символом Иисуса Христа. Над дверями установлен витраж с изображением Архистратига Михаила. Мраморный пол храма украшен мозаикой. На стенах, облицованных уральским мрамором, будут написаны имена воинов, погибших на Черноморском флоте за 235-летнюю историю. Роспись храма выполнена в ранневизантийском стиле минскими иконописцами. В алтарной абсиде написана Евхаристия, а в конхе –Богородица «Оранта». Свод украшают Собор Архангелов, а на стенах церковные праздники: Рождество Христово, Преображение, Вознесение, Сошествие во Ад (Воскресение), Сошествие Святого Духа на Апостолов, а так же евангельские события: Спасение утопающего Петра, Иисус укрощает бурю, Распятие Спасителя и Снятие со Креста. На западной стене написано Чудо Архистратига Михаила в Хонех и перенесение мощей свт. Спиридона Тримифунтского св. адмиралом Феодором Ушаковым на о. Корфу.

http://sobory.ru/article/?object=23075

Следует другой вопрос: что значит возвещаемая Пророком Иерусалимскому храму «велия слава последняя паче первыя»? – Вопрос не так легкий к разрешению, как первый, даже затрудняемый разрешением перваго. Если первую славу храма Иерусалимскаго, или важнейшую часть ея составлял чудесный облак, знаменующий присутствие Божие; но сего чудеснаго знамения не видно во втором храме Иерусалимском, воздвигнутом после пленения Вавилонскаго: то где же «велия слава последняя паче первыя»? Кажется, здесь нет даже и равной с первою славы. Вспомним еще, что в первом храме Иерусалимском был кивот завета с Богоначертанными скрижалями, хранилась чудесная манна и жезл Ааронов, чудесно прозябший: все сие скрылось с разрушением перваго храма, и во втором уже не являлось. Где же «велия слава последняя паче первыя»? Разве она еще впереди? Но храм, на который указывал Пророк Аггей, когда говорил от имени Божия: «исполню храм сей славы», давно разрушен язычниками, бедственнее перваго. Где же его последняя слава велия паче первыя? – Вот не разрешимая загадка для неверующаго Иудея. Вам, Христиане, надобно было видеть трудность ея для того, чтобы тем яснее видеть силу Пророческаго слова, тем радостнее чувствовать торжество веры. Ключ к разрешению загадки Аггея подает нам другой, следовавший за ним Пророк, когда говорит: «внезапу приидет в Церковь Свою Господь, Его же вы ищете, и Ангел завета, Его же вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель» ( Мал. 3:1 ). Не трудно понять, что сие последнее пророчество указует на пришествие Господа нашего Иисуса Христа во вторый Иерусалимский храм: Он есть «Господь», Котораго столь долго «искали», то есть, ожидали верующие Ветхаго Завета; Он «Ангел» благодатнаго «Завета», Котораго желали они, как своего, равно как и нашего, Спасителя. Теперь понятно и Аггеево Пророчество о преимущественной последней славе храма, и оказывается удивительно точным. Не величайшая ли та слава храма, когда в нем является Сам Господь славы с Своим животворным словом, с Своими Божественными чудесами? И явился в нем Господь наш, точно в последнее время, пред его разрушением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Архитектура храма-памятника относится к тому направлению модерна, которое было свободно от обращения к древнерусскому архитектурному наследию как таковому. За основу создания формы и художественного образа в рамках данного направления в стилизованном виде использовались исторически знаковые формы, ассоциирующиеся с национально-православными символами и святынями: колокол, звонница, купол, шатер, крест, сень, «шапка Мономаха» и т. п. Храм-памятник Христа Спасителя в Мукдене представляет собой восьмигранный центричный объем из красного японского кирпича, облицованным тесаным штучным гранитом, на мощном цоколе. Он увенчан главой в виде стройного шлема на граненом трибуне с крестом, кровля храма – в виде «мягко свисающей» на грани восьмерика чешуйчатой «кольчуги», – все вместе создает запоминающийся яркий художественный образ – образ воина-богатыря, русского витязя. Тема древнерусского воинского одеяния – шлема, кольчуги, доспехов – пронизывает всю художественную структуру храма, от архитектурных форм до декоративных деталей. Четыре более узкие грани восьмерика украшены двумя ярусами медальонов в виде воинских щитов, в центре которых выгравированы христианские и наградные воинские кресты разнообразной формы (русский, греческий, Георгиевский, Андреевский), а по окружности — памятные надписи. Окна на северном и южном фасадах, апсиде в виде четырехконечных латинских крестов из толстого карабельного стекла, спаянного металлом. Венчающий главу-шлем крест выполнен в форме Георгиевского креста — наградного знака солдат и унтер-офицеров Российской армии, а над западным, входным, приделом высится традиционный восьмиконечный православный крест. Оригинален иконостас храма, в облике которого также стилизуется воинское древнерусское облачение. Его центральная часть завершается шлемообразной формой , а боковые фланги украшены покрытием-кольчугой и щитами с медальонами. Религиозные сюжеты картин проникнуты воинской тематикой: святые образы Михаила Архангела, Георгия Победоносца на царских вратах и стенах. Все продумано и работает на художественный образ: металлические эмалированные подсвечники, паникадила, металлическая окантовка царских врат, картин и образов с отделкой декоративными заклепками, рисунок бронзовых клиросных решеток, декор с использованием известных форм и символов – Андреевских лент и Георгиевского креста и т.п.

http://sobory.ru/article/?object=36162

Своими впечатлениями от посещения этой святой земли епископ Амвросий делится с корреспондентом портала Патриархия.ru. 25 липня 2007 р. 11:00 Старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов: «Колокол — звучащая история» [Ihmepb " ю] В колокольне всё должно быть прекрасно: и архитектура, и колокола и звонарь. Это человек, профессия которого даже не внесена в государственный реестр специальностей. Об особенностях работы звонаря в интервью журналу «Фома» рассказал председатель Общества церковных звонарей, старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. 14 червня 2007 р. 10:30 Протоиерей Владимир Диваков: Не мыслю себя без Церкви [Ihmepb " ю] 14 июня 2007 года настоятелю храма Большое Вознесение у Никитских ворот, Секретарю Епархиального совета г. Москвы, Заведующему Канцелярией Московской Патриархии протоиерею Владимиру Дивакову исполняется 70 лет. Накануне юбилея отец Владимир дал интервью корреспонденту Пресс-службы Московской Патриархии. 26 березня 2007 р. 13:41 Протоиерей Владимир Диваков: Церковь «Большое Вознесение» — центр духовной жизни интеллигенции [Ihmepb " ю] Протоиерей Владимир Диваков — заведующий канцелярией Московской Патриархии, благочинный церквей Центрального округа города Москвы, настоятель храма в честь Вознесения Господня у Никитских ворот (Большое Вознесение) ответил на вопросы корреспондента газеты «На Пресне» Татьяны Карповой. 5 березня 2007 р. 18:46 Епископ-странник. Интервью владыки Илариона (Алфеева) журналу «Фома» [Ihmepb " ю] В обширном интервью журналу «Фома» епископ Венский и Австрийский Иларион рассказывает о своем духовном пути, музыкальном творчестве, к которому он вернулся после двадцатилетнего перерыва, и церковном служении. 5 березня 2007 р. 11:21 Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II: «Это были самые светлые годы моей жизни» [Ihmepb " ю] 3 марта, в рамках визита в Россию, приуроченного к презентации XIII тома «Православной энциклопедии», Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II посетил Московскую духовную академию, которую он окончил в 1960 году.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/18...

Соборяне прибыли в храм Христа Спасителя примерно за четыре часа до открытия общецерковного съезда. В восемь утра в нижней—Преображенской—церкви храма члены Священного синода отслужили литургию и литию—заупокойную службу по почившему патриарху Алексию. По завершении богослужений и после завтрака делегаты собора—представители белого духовенства, монахи и миряне—поднялись в «основную» часть главного кафедрального собора Москвы. ХХС в этот день исполнил несвойственную ему функцию—своеобразного «дворца съездов». Напомним, что состоявшийся в воскресенье Архиерейский собор проходил в более скромной обстановке—в зале церковных соборов, расположенном в основании храма. В ожидании открытия собора журналисты осаждали пресс-секретаря Московской патриархии священника Владимира Вигилянского. По его словам, Архиерейский собор, предшествовавший Поместному, отличался беспрецедентной открытостью—вопреки заявлениям прессы. То, что Церковь решает свои внутренние проблемы в закрытом режиме, нормально, подчеркнул о. Владимир и в качестве сравнения привел заседания акционеров «Газпрома»: их ведь никто не упрекает в келейности. Тем временем более семи сотен делегатов от епархий, монастырей и духовных учебных заведений Русской Церкви (прибывших не только из российских регионов, но и в общей сложности из 60 стран мира) постепенно занимали свои места. Как известно, каждую епархию помимо правящего архиерея представляют трое депутатов: от клира, монашествующих и мирян. Так же, по тройкам, делегации и рассаживали в боковых частях храма Христа Спасителя. В центре зала установили длинные столы для архиереев. Перпендикулярно к ним расположили стол президиума. Получилось так, что его члены сидели лицом к собравшимся, но спиной к алтарю. Заметим, что микрофоны имелись только на столе президиума—ни на столах архиереев, ни тем более в зале подобной аппаратуры замечено не было. Журналистов (за исключением сотрудников патриархийных СМИ) препроводили на расположенный чуть ли не под крышей храма балкон, на котором во время богослужений стоит хор, -- отсюда открывался великолепный вид на зал заседаний, но слышимость оставляла желать лучшего.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В главном алтаре этого храма на правой стороне сохранилась храмосозданная грамота за подписью Преосвященного Гавриила. Этой грамотой разрешается генерал-майорше Шульгиной на своей усадьбе в селе Курыничи соорудить в 1828 году каменный храм в честь и славу Господа Бога, Спаса нашего Иисуса Христа – вместо сгоревшего в том году деревянного храма. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранилось, кроме Образа Спасителя, евангелие, напечатанное при патриархе Андриане. Курыничский образ Спасителя чествуется не только прихожанами села Курыничи, но известен и за пределами прихода. Ежегодно некоторые села и деревни берут образ, служат молебны и обносят его с крестным ходом вокруг своих жилищ». Об этой иконе см. также выше статью о селе Клыково Козельского уезда. В «Ведомости о церкви Спасской Перемышльского уезда Калужской епархии села Курынич» за 1915 год сказано, что церковь с каменной оградой была построена в 1830 году вдовой генерал-губернатора Петрограда Марией Михайловной Шульгиной. Церковь каменная, вся теплая, отапливалась духовой печью. Каменные же были колокольня, церковная сторожка и ограда вокруг церкви. Церковь трехпрестольная: • во имя Всемилостивого Спаса Избавителя, • в честь Рождества Пресвятой Богородицы, • в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Была часовня каменная, находилась в сельце Богородицком, построенная на месте бывшего там храма Успения Пресвятой Богородицы. При храме имелась библиотека на 95 томов книг для чтения. Приход кроме села Курыничи (43 двора) состоял еще из 5 деревень: Сикирки (65 дворов), Богородицкое (51 двор), Петрищенки (33 двора), Окатово (36 дворов) и Аграфеновка (41 двор). Всего было 269 дворов, прихожан 841 мужского пола и 921 женского пола. В приходе были школы: • земская в селе Курыничи, в ней в 1915 году обучалось 55 мальчиков и 15 девочек, • церковноприходская школа в Богородицком, в ней в 1915 году обучалось 25 мальчиков и 10 девочек, помещалась в собственном доме. Ближайшие церкви: на востоке Успенская в селе Озерском в 8 верстах, на западе Тихвинская в селе Акулове в 7 верстах, на севере Знаменская в селе Куров ском в 7 верстах и на юге Троицкая церковь в селе Бурнашеве в 8 верстах.

http://sobory.ru/article/?object=07413

Акты церковной мемориализации в экстерьере и интерьере храма представлены в разных формах. Во-первых, установлением храмовой иконы Спаса Нерукотворного у правого клироса. Во-вторых, словесными средствами выражения – надписями на стенах, над входами, на специальных настенных досках. На мраморной доске, укрепленной под окном-крестом на южном фасаде часовни, выгравировано: «Храм Христа Спасителя сооружен повелением его императорского Величества Государя императора Николая Александровича для увековечения памяти доблестных воинов, положивших жизнь свою за Веру, Царя и Отечество в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.» Пять больших темно-бронзовых досок с перечислением войсковых частей русской армии, участвовавших в боях под Ляояном, на реке Шахэ, под Тюренченом, Сандепу и Мукденом, расположены в интерьере по обеим сторонам окон-крестов на южной и северной стенах. Еще одна мемориальная форма – мартиролог на камне представлял сведения об общих потерях за Царя и Отечество в этих операциях. В-третьих, памятные надписи делались не только на частях здания, крупных формах и деталях, но и на предметах церковной утвари, образах, крестах малых форм. На храмовой иконе памятная надпись: «Сия икона Спаса Нерукотворного сооружена в храм Христа Спасителя в г. Мукдене на русскую братскую могилу в память доблестных воинов, положивших жизнь свою за Веру, Царя и Отечество в войну 1904-1905 г.» На копии иконы Казанской Божьей Матери, пожертвованной императором и установленная в алтаре, тоже имелась надпись: «Благословление Его императорского величества». В храме же хранились два серебряных венка, возложенных в свое время на братскую могилу защитников Порт-Артура от Российских императорских Армии и Флота, а затем перенесенные в храм. Храм Христа Спасителя составлял единое целое с кладбищем, которое на 1911 г.( и по крайней мере по 1928 г.), являлась центральным в Маньчжурии. Там покоилось около 60 тыс. погибших русских воинов. Сегодня вся территория русского военного кладбища заасфальтирована под спортивную площадку и застроена. Здание храма сохранилось, техническое его состояние весьма удовлетворительное, длительное время оно было занято под склад частной фирмой. В настоящее время оно освобождено, и ведутся официальные переговоры с китайской стороной о его дальнейшей судьбе.

http://sobory.ru/article/?object=36162

Поэтапность возведения храма отразилась на его облике, вобравшем черты нескольких архитектурных стилей. Вместе с тем все здание представляет собой совершенно органичное целое, гармонично вписанное в окружающий ландшафт. Оно сохраняет главные структурные особенности архитектуры православных храмов. Особый интерес представляет ориентация церкви на точку восхода солнца в самый длительный световой день – 22 июня. В этот день восход светила виден через центральное окно алтаря с амвона святилища, лучи солнца освещают расположенную над хорами фреску, изображающую Христа в окружении детей. В этот же день заход солнца наблюдается через северные ворота. В самый короткий световой день – 22 декабря – восход солнца виден в южные врата храма, а его заход можно наблюдать из центрального придела через западные ворота и окно паперти. В основе такой ориентации храма лежит символическое понимание солнечного света как видимого образа нетварного фаворского света преобразившегося Христа – солнца и храма как образа гармонично устроенного, просвещенного Божественным словом мира. Хорошо сохранившиеся настенные росписи, изображающие св. апостолов и эпизоды из земного служения Христа, образуют смысловое единство – своеобразную притчу о пути возвращения человека к своему Творцу и Спасителю. В настоящее время в храме один действующий придел в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца. По материалам официального сайта Тверской епархии spas-na-nizu.cerkov.ru Погост, что у Спаса на низу, известный еще с XI-XIII столетий, изначально считался одним из форпостов города Торжок, контролирующих движение по течению реки Тверца. По данным писцовых книг 1626-1627 годов, в погосте Спасский упоминаются две деревянные обители: Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Спаса Преображения с приделами Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя, великомученицы Варвары, Параскевы Пятницы возведена в 1804-1889 годах на средства прихожан и дворянина Е.С. Карамышева.

http://sobory.ru/article/?object=02449

При сем воспоминании, как должно быть стыдно некоторым из нас, которые в немногих от себя поприщах, или ближе, видят церковь , слышат праздничный звук колокола, зовущий в нее, и остаются дома, или за делом, в сие время неблагословенным, или вовсе без дела. Возвратимся к повествованию Святаго Луки. Совершив праздник во храме и во Иерусалиме, Мариамь и Иосиф вышли оттуда, чтобы возвратиться в свой дом. И что же случилось? «Оста Отрок Иисус во Иерусалиме, и не разуме Иосиф и Мати Его» ( Лк.2:43 ). Неожиданный случай! Как могли Иосиф и Мария сделаться так невнимательны, чтобы потерять свое безценное, Божественное сокровище, Отрока Иисуса? Отчасти понятно сие при мысли о многолюдстве: однако и при сем неожиданно. Какое же может быть более полное разумение сего случая? – То, как я думаю, что Провидение оный попустило, дабы потом Дух Божий чрез Евангелиста внес оный в священное Писание, в котором, «елика преднаписана Быша, в наше наказание преднаписашася» ( Рим.15:4 ). А какое для нас из сего наказание или поучение? – То, что кто начинает удаляться от Божия храма, и разсеваться в молве и суете народной: тот находится в опасности потерять Христа из своих мыслей и своего сердца. Берегитесь. Христиане должны иметь Христа с собою и в себе, по силе Христианских таинств. О сем говорит Пророк: «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам» ( Uc. IX. 6 ). О сем свидетельствует Апостол: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гaл. III. 27 ). Сие обещает и дарует Сам Христос Господь: «ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем» ( Uoah. VI. 56 ). Сие внутреннее присутствие Христа Господа имеющие крепкую веру и чистую жизнь ощущают, как свет, как мир, как силу, как жизнь, восходящую над естественною жизнию человеческою; посему и говорит Апостол: «живу не ктому аз, но живет во мне Христос» ( Гaл. II. 20 ). Совести каждаго предоставляю испытание, пользуетесь ли вы благодатною близостию и спасительным присутствием Христа Господа, или не сокрылся ли Он от вашей невнимательности, чему особенно подвергаются удаляющиеся от Божественнаго храма, или по нерадению, или по уклонению от царскаго пути церковнаго, на распутия произвольных человеческих мудрований.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010