Строительную коммисию возглавил великий князь Константин Константинович Романов. Разработкой проекта занимался М.М. Перетяткович – видный петербургский архитектор, крупнейший представитель стиля модерн ; инженером-строителем был назначен С.Н. Смирнов – губернатор Павловска, археолог и знаток старины. По замыслу строителей, новый храм должен был воскресить трудиции древнерусского строительства. В качестве прообраза будущей постройки были выбраны древние домоногольские храмы XII в. Владимиро-Суздальской земли: Покрова-на-Нерли и Дмитриевский собор, возведенный во Владимире. Новый храм проектировался двухэтажным: он должен был состоять из нижнего храма (во имя Св. Николая Чудотворца) и верхнего (во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя), соединяться крытой галереей с башней, где должен был располагаться морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, также галереей с домом причта. Уникальность новому храму придавало огромное мозаичное изображение Спасителя, предполагаемое для размещения в его заалтарной части. В эскизном виде оно было выполнено Н.А. Бруни – академиком живописи – по сюжету известной евангельской притчи о Спасителе, шествующем по Водам и благословляющем всех пришедших к Нему под своды храма. Благодаря этому главному изображению Спасителя, храм и получил народное название Спаса-на-Водах. Три мозаичные иконы также на сюжеты “Несение Креста”, “Моление о Чаше” и “Нерукотворный Спас”, выполненные по эскизам великого русского художника В.М. Васнецова его дочерью Татьяной, предполагалось соответственно разместить на столбах внутри храма и над воротами звонницы. Иконостас, был задуман в византийском стиле, а завесой ЦарскихВрат должен был служить Андреевский флаг. Мозаика главного изображения из долговечной отполированной смальты, способной образовывать приглушенное матовое изображение внутри храма и передавать живую картину различных световых эффектов, например, огня свечей, была изготовлена в Берлине и доставлена в Санкт-Петербург по железной дороге. Она состояла из набора мозаичных фрагментов, которые скреплялись между собой и алтарной стеной здания, превращая кирпичный массив тела храма и изображение Спасителя в единый монолит. Благодаря небольшому иконостасу, точно повторяющему размеры иконостасов древних храмов, это мозаичное изображение была хорошо видно со всех точек главного зала. На стенах и пилонах храма были укреплены бронзовые доски с именами всех павших моряков: 12 тысяч имен от флотоводца вице-адмирала С.О. Макарова до безвестного матроса. Их сбор по спискам Морского штаба выполнил капитан 2 ранга Г.Н. Мазуров (В 1918 г. Г.Н. Мазурова вместе с сотнями других мучеников большевики сбросили в море у Толбухина маяка). Над каждой доской было начертано название судна и сражения с его участием, а также размещались иконы и их копии из корабельных церквей крейсеров “Варяг”, “Севастополь”, “Ретвизан” и др.

http://sobory.ru/article/?object=34469

http://www.vidania.ru/ Храм Рождества Христова поселка Немчиновка был открыт в 1914 г., в начале Первой Мировой войны. До того момента своей церкви в Немчиновке не было. Из села Ромашково, где церковь стояла с 1627 г., в здание Немчиновского вокзала приходил по воскресеньям священник с дароносицей, вешал на стену пассажирского зала икону Христа Спасителя и причащал тех, кто по болезни или немощи не мог прийти в Никольский храм села Ромашкова. До 1912 г. здание вокзала было деревянным, было построено в 1912 г. к знаменательному событию – проезду Государя Императора с Александровского (Белорусского) вокзала на Бородинское поле, где торжественно отмечалось 100-летие великой битвы. Одновременно с Немчиновским были построены новые вокзалы в Голицыне и Кубинке. Само здание храма Рождества Христова было построено путем реконструкции дачи, переданной под церковь основателем поселка Михаилом Ардалеоновичем Немчиновым. Храм был расположен на пересечении Александровского проспекта и Московской улицы. В настоящее время эти улицы носят названия: Советский проспект и 2-ой просек, соответственно. К сожалению, фотографий внешнего вида храма не сохранилось. По воспоминаниям, дошедшим до нас через прихожан, Немчиновский храм внешне был очень похож на храм преподобного Сергия Радонежского в Эммануиловке, где одно время находились мощи святителя Феофана Затворника. Но, к счастью, сохранилось несколько фотографий священнослужителей храма и его интерьера. Сохранился список (78 пунктов) церковной утвари и икон, бывших когда-то в храме. Также известно, что у храма в Немчиновке была колокольня с шестью колоколами. В 1924 г. силами прихожан при храме был построен церковный дом. О первом настоятеле храма, который совершал свое служение до 1921 г., точных сведений нет. Вторым настоятелем храма был священник Алексий Гаврилович Савицкий. Отец Алексий (Савицкий) - с 1907 по 1915 г.г. служил в Варшавской Мариинской церкви, был законоучителем и учителем мужской гимназии, эвакуированной в 1916 г. в Бутурлиновку, где прослужил до 1918 г. С 1919 по 1920 г.г. отец Алексий был священником в Рождество Богородицкой церкви села Мокрый Еланчик, с 1921 по 1926 г.г. в храме Рождества Христова в поселке Немчиновка.

http://sobory.ru/article/?object=08810

Когда встал вопрос о строительстве нового храма, Башмаков отдал для этого часть принадлежавшей ему территории. Вероятно, старый храм был гораздо меньше и не имел должного размера двора. Дом Башмакова находился рядом, по набережной несколько ближе к Кремлю. Этот дом, перестроенный в XVIII веке и известный как дом Пашкова, был снесен одновременно с церковью. Думного дьяка похоронили при храме, о чем сохранялась каменная резная надпись, также в храме имелся потир, вложенный Башмаковым в 1705 г. Вероятнее, что церковь была готова вскоре после 1694 г., но по клировым ведомостям значилось, что постройка закончена в 1705 г. Архитектура здания, на первый взгляд, кажется традиционной: оно построено, как и многие приходские церкви, кораблем, то есть по одной линии расположены колокольня, трапезная, главный четверик и алтарные апсиды. Но пропорции храма несколько вытянутые, очень утонченно-изящны. Восьмигранные ярусы колокольни напоминают звонницу Новодевичьего монастыря, а основной объем храма похож на Преображенскую надвратную церковь той же обители. Обе эти постройки созданы в 1680-е гг. по заказу царевны Софьи. Некоторые нововведения, как широкие лестницы, ведущие к южному входу в основной храм, восьмигранное окно на том же фасаде и вытянутые маковки куполов, были внесены позднее, уже в 1690-е гг. Храм стоял на довольно высоком месте, и около него проходили остатки вала XV в., а от Москвы-реки его отгораживала стена Белого города. Он был прекрасно виден из-за стены, а после ее сноса в 1780-е гг. стал главной доминантой на набережной. После строительства рядом огромного храма Христа Спасителя Похвальский храм не потерялся, а своим изящным силуэтом подчеркивал монументальность нового церковного здания. В церкви сохранялись чтимая храмовая икона Похвалы Божией Матери, перенесенный из раннего храма образ святой Параскевы начала XVII века и древний чудотворный образ святителя Николая в приделе его имени. Главный иконостас эпохи московского барокко был ровесником храму. В нем насчитывалось шесть ярусов, верхний – Страсти Христовы. Этот чин стал распространенным в конце XVII века. Иконы для иконостаса написал царский иконописец Кирилл Уланов – глава иконописной мастерской Оружейной палаты, что еще раз подчеркивает близость заказчиков храма к царскому двору.

http://sobory.ru/article/?object=34217

Задолго до уничтожения кладбища, в 1855 году, здесь построили храм Воскресения Христова. Средства предоставил купец Мушников. За основу взяты образцы и эскизы архитектора Тона. Сооружение получилось редкое для того времени. Воскресенский Храм имел одну главу, однако шатровая колокольня, примыкающая с западной стороны, воспринималась больше как вторая глава церкви, нежели самостоятельная постройка. В 1917 году храм Воскресения на бывшем Семеновском кладбище закрыли. Колокольню и купол разобрали, в здании устроили еще один этаж. К южному фасаду и апсидам пристроили несколько помещений для хозяйственных нужд. Только после всех переделок здесь разместился ремонтно-механический цех. Настоятеля храма (на тот момент им был Ансимов П.Г.) арестовали, а позже расстреляли. Сегодня он в числе святых Российских новомучеников. В 1996 году Воскресенский храм у метро Семеновская передали РПЦ. Тогда же на крыше здания установили крест. Службы велись на 2 этаже, где в советское время размещался актовый зал. Другие помещения были уставлены станками, на полу лежал слой асфальта с заводской грязью на нем. Ремонтный цех еще долго занимал стены храма. Лишь в 2000 году начались полноценные восстановительные работы. На сегодняшний день силами прихожан удалось вернуть храму его прежний облик. В районе Соколиной горы, на территории зеленого и уютного парка, возле метро Семеновская в Москве, возвышается Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище.Возведен он был в 1855 году. Однако первая деревянная церковь на Семеновском кладбище была построена в 1643 году, называлась она церковью Введения, но в 1728 году деревянная постройка сгорела. Спустя столетие, в середине 19 в., решено было вновь возвести храм при кладбище. Средства на строительство нового каменного храма выделил купец Михаил Николаевич Мушников. А архитекторой здания занялся Константин Андреевич Тон. В облике храма Воскресения Христова читается русско-византийский стиль. Это одноглавый храм, который имеет оригинальную систему, состоящую из трех цилиндрических сводов. Они опираются пятами на подпружные арки. А базы колонн-пилястр повторяют в точности конструкцию ныне восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве. Невысокая шатровая колокольня не вынесена за пределы храма, как это часто можно увидеть в других церквах. Она находится сразу за четвериком и скорее напоминает вторую главу, чем колокольню. Тем не менее, облик здания выглядит гармонично. Архитектор сделал акцент на роли колокольни — она является доминантой в окружающем пространстве, придает ему масштабность и некоторую внутреннюю монументальность.

http://sobory.ru/article/?object=03364

На одном из совещаний было принято решение строить храм «под колокола», чтобы церковь не имела отдельной колокольни, а главная звонница была расположена под центральным куполом храма. По проекту храм должен был состоять из двух этажей. В нижнем (стилобате) — храм для будничных служб, два класса воскресной школы, трапезная, канцелярия, кабинеты и подсобные помещения. Вверху планировалось расположить основное здание церкви. Уже в середине мая 2005 года, после должных приготовлений, строители приступили к работам. Был вырыт котлован и залита плита под основание храма. В течение всего лета строительные работы шли полным ходом, и в конце августа была возведена стилобатная часть. 10 сентября 2005 года, в день 40-летнего юбилея города Видное, праздничные торжества с горожанами разделил митрополит Ювеналий. После великого освящения отреставрированной Успенской церкви в Таболово Владыка совершил благодарственный молебен Спасителю на возведенной к Дню города нижней части Георгиевского храма. Это была первая служба. С октября 2005 по март 2006 года было окончено сооружение стилобата и началось возведение храмовых стен. 23 апреля 2006 года, в ночь Светлого Христова Воскресения, по благословению Владыки Ювеналия, настоятель Георгиевской церкви священник Михаил Егоров совершил в храме первую Божественную литургию. Стены храма возвышались всего лишь на четыре метра, не было сводов, потолка, но на богослужение пришло множество людей, и «едиными устами и единым сердцем» все воспевали Воскресшего Христа Спасителя. Очевидцы говорят о том, что эта Пасха получилась незабываемой. Вместо куполов — отверстое небо, сияние впервые зажженных здесь свечей, благоуханье ладана и первое «Верую» надолго запомнятся прихожанам. Благодатный огонь, привезенный паломниками из Иерусалима, настоятель раздавал прямо под звездами. На этой службе, как и на всех мероприятиях по созиданию храма, присутствовал глава района В.Ю. Голубев. В мае 2006 года стало известно о распродаже из частной московской коллекции антикварных икон XIX века, написанных на Святой Горе Афон. Глава района воспользовался имеющейся возможностью и на свои личные средства приобрел для храма две ценные иконы: образ великомученика и целителя Пантелеимона и икону Божией Матери «Млекопитательница».

http://sobory.ru/article/?object=04754

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам памятного события с  Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Предстоятель передал икону преподобного Сергия Радонежского. Затем Святейший Владыка вручил высокие церковные награды ряду лиц, потрудившихся на благо Церкви. Наград были удостоены: Во внимание к помощи в строительстве храма св. блгв. кн. Александра Невского при МГИМО МИД России Патриарших благословенных грамот были удостоены заместитель генерального директора, руководитель блока экономики и финансов ГМК «Норильский никель» С.Г. Малышев и декан факультета Международной журналистики МГИМО МИД России, староста означенного храма  Я.Л. Скворцов. В завершение Святейший Патриарх Кирилл обратился к настоятелю храма: «Хотел бы сердечно поблагодарить настоятеля отца Игоря за труды, которые он предпринял. Сегодня, общаясь с ним, я вспомнил всю историю возникновения этого храма, как в 2005 году Анатолий Васильевич Торкунов пришел к  Святейшему Патриарху Алексию  с идеей строительства храма при МГИМО. Вскоре после этого был назначен отец Игорь. Непростое было время, когда тяжело было даже согласовать участок, а не только найти средства или получить разрешение. Но я благодарю Вас, отец Игорь, за то, что Вы не тратили время и создавали приход, во временном храме начались службы. И сегодня, в день освящения, мы видим здесь не просто случайно зашедших людей, которым интересна сама церемония, а живую христианскую общину — и людей старшего возраста, и среднего, и молодежь, и детей, которые объединены единой верой и составляют один большой приход храма святого благоверного князя Александра Невского. Пусть Господь помогает Вам, клиру и всему приходу восходить от силы к силе». Всем принимавшим участие в торжестве по традиции были переданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Первое упоминание о церкви в селе Никольское на р. Самородинке относится к середине XIV века. В 1907 году была построена каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца, вмещающая до 300 человек. В 1930-е годы церковь была закрыта, а в 1940-е разрушена.

http://patriarchia.ru/db/text/4390672.ht...

В марте 1898 году духовенство и прихожане решили построить новый просторный храм, для чего собрали более 150 тысяч рублей. Уже в сентябре состоялась его торжественная закладка по проекту молодого и талантливого архитектора В.Е. Сретенского. Проект предполагал поглощение одним храмом другого: прежняя церковь теперь становилась трапезной нового храма. И дорогомиловская печать «бедности и простоты» не тронула этот храм. Он получился поистине неожиданным и уникальным, хотя архитектор рано умер и не успел довести работу до конца. Во-первых, новый храм был построен в византийском стиле, продолжая архитектурную традицию храма Христа Спасителя. Ученые считают, что это было следствием глубокого изучения архитектуры Греции, Константинополя и вообще православного Востока, которое только начиналось во времена архитектора К. Тона. Главное, византийский стиль церковной архитекторы был подобающим для Москвы как для древней религиозной столицы России. Примечательно, что первым «византийским» храмом и был храм Казанской иконы у Калужских ворот, возведенный тем же архитектором Никитиным, что строил и колокольню старого Богоявленского храма в Дорогомилове. Позднее появился подобный византийский храм Димитрия Прилуцкого на Девичьем поле. Новый Богоявленский храм поначалу предполагался о пяти главах, но потом план изменили, и он вышел одноглавым, с равноконечным греческим крестом в плане и стенами с полосатой кладкой. Этот храм среди других «византийских» был выдержан в самых строгих, консервативных «дорогомиловских» канонах. Во-вторых, он был построен по образу храма Христа Спасителя (отсюда предполагавшееся пятиглавие) и стал вторым после него в Москве по величине и вместимости: он был рассчитан на 10 тысяч человек. Газетные критики нападали на Богоявленский храм, считая недопустимым строить в бедной окраине колоссальную церковь и обвиняли строителей в гордыне и похвальбе. Дело дошло до того, что Императорская археологическая комиссия запросила Московскую духовную консисторию о справедливости газетных слухов. В ответ члены строительной комиссии по возведению храма подали в суд о защите от газетной клеветы.

http://pravoslavie.ru/701.html

В наши дни храм переживает второе рождение. Мы приехали накануне престольного праздника храма – Воздвижения Креста Господня, который отмечался 27 сентября. Праздник этот совершается в память об удивительном событии, происшедшем в 326 году. Мать императора Константина Великого, Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Иисуса Христа и тот Крест, на котором он был распят. После долгих поисков были раскопаны три креста, на которых были распяты Иисус Христос и двое разбойников. Чтобы узнать, на котором из них был распят Спаситель, каждый крест возложили на мертвеца, которого проносили мимо Голгофы на кладбище. Когда был возложен крест, на котором страдал Господь, мертвец ожил. Праздник Воздвижения Креста Господня – символ утверждения и силы христианства. Накануне престольного праздника в храме и вокруг, на церковном дворе, шла большая уборка. Разговариваем с настоятелем храма протоиереем Владимиром Швидким. Несколько слов об отце Владимире. Выпускник Московской духовной семинарии, он приехал в Зауралье вместе с семьей из Чернигова. Сейчас в семье батюшки шестеро детей. Настоятелем Крестовоздвиженского храма он служит уже 14 лет. Отец Владимир говорит: «Сегодня мы бережно собираем сведения по истории нашего храма. С Божией помощью и молитвами казаков храм уцелел в самые лютые времена. Жизнь прихода продолжается. Особое внимание уделяем детям. В храме действует воскресная школа. Каждую среду перед Казанской иконой Божией Матери служим молебен о детях. Мечтаем о восстановлении росписей храма, установлении новых колоколов. С Божией помощью все случится…». Входим в храм. Он трехпридельный: центральный посвящен Воздвижению Креста Господня, два других придела – Святой Троице и святителю Николаю. В храме хранится список (копия) Табынской иконы Божией Матери – войсковой иконы Оренбургского казачьего войска. След подлинной чудотворной иконы, главной войсковой святыни, затерялся. Во время гражданской войны белые казаки, отступая, взяли икону с собой. Возможно, где-нибудь в Китае или Америке икона цела до сих пор. А в Звериноголовском в 2004 году, когда отмечалось 250-летие станицы, обнаружили доску, на которой была расписана неизвестная икона, – восстановить ее оказалось невозможно. Икона была жертвенной. В 1914 году, перед уходом на фронт, казаки пожертвовали икону Крестовоздвиженскому храму. Имена жертвователей хорошо сохранились на обратной стороне иконы. По решению совета атаманов, при помощи потомственного казака Сергея Кайдаша доска жертвенной иконы была расписана заново. Икона получилась удивительная. И сейчас она почитается как Табынская икона Божией Матери. А над ней расположена жертвенная икона Георгия Победоносца, которую казаки передали храму перед уходом на русско-японскую войну 1905 года. Живая история храма…

http://sobory.ru/article/?object=09408

Наипаче прославим Бога Отца, яко Он Единороднаго Своего Сына Господа нашего Иисуса Христа для спасения нашего в мир послал, и Его краеугольным каменем Церкви Своея положил, с таким утверждением, что «и врата адова не одолеют ей» ( Mamф. XVI. 18 ), и будет Ему «слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков» ( Еф. 3:21 ). Прославим Его, яко и Духа Своего Святаго на Апостолов и на всю Церковь Свою излиял, и Его благодатию таинства церковныя исполнил: а дабы благодать таинств, как требует самое имя и понятие таинства, имела чистое, верное и ненарушимое тайнохранилище, для сего дал нам и освятил Свой благодатный храм, сие хранилище таинств, сокровищницу благодати, чертог Тела Христова, дом молитвы, училище Боговедения и благочестия, источник освящения, пристанище обуреваемых, прибежище бедствующих, врачебницу недугующих, утешение скорбящих, жилище радости духовныя, преддверие обителей небесных. Так благодарно приемля залог толиких благ, подаваемый нам в освящении храма, мы должны, братия, помыслить далее о том, как бы действительно воспользоваться благодатию святаго храма, да не безплоден будет человеческий труд храмоздательства, да не потерян для нас будет Божественный дар освящения. Как же должно нам пользоваться святым храмом? – Дабы спасительно пользоваться святым храмом, надлежит вообще, подобающим образом посещать оный, в особенности участвовать в главнейшем достоянии храма – в таинстве Тела и Крови Христовы, и наконец стараться и вне храма ходить достойно святыни храма. Должно, говорю, посещать святый храм Божий. Если строят дом; то конечно для того, чтобы в нем жить: а иначе на что было бы и строить его? Так, если созидают храм, то конечно для того, чтобы приходить в него и освящаться от него: а иначе на что было бы и созидать его? Должно посещать святый храм прилежно. Правда, храм возносит молитву не только за предстоящих в нем, но и за сущих повсюду православных: но сие, без сомнения, относится к тем, которые, когда могут, с верою, благоговением и страхом Божиим входят в оный. Если же ты забудешь посещать храм: то не будет ли справедливо, чтобы и он тебя забыл, и чтобы не посетила тебя благодать его? Должно посещать храм Божий с благоговением. Если, пришед в дом царя, ты был бы в опасении и в заботе, чтобы не сделать чего-либо несообразнаго с достоинством места: то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя небеснаго! Если со страхом находился бы ты в доме царя, хотя он тебя и не видит, хотя, может быть, нет его и дома: то с каким страхом должен ты предстоять в доме Божием, где Вездесущий всегда присутствует, где Всевидящий непрестанно тебя видит! Должно посещать храм Божий со вниманием. Слышите вы во храме молитву, Слово Божие, псалмопение, учение. Прекрасно учреждено, что все сие, без вашего труда, готовое, вы слышите: но и слышать надобно уметь. «Блюдитеся, како слышите» ( Лyk. VIII. 18 ), вразумляет сам Господь. «Вонмем», возглашает нередко священнослужитель: то есть, будем слушать с полным, с глубоким вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

От имени жителей города Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал мэр Страсбурга Р. Рис. Он обратился к предыстории возведения храма Всех Святых, отметив, что вначале прихожане были вынуждены собираться на богослужения в перестроенном гараже. Когда возникла идея строительства, понадобилось решить ряд административных вопросов, подобрать участок для храма, заключить договор аренды, после чего в 2014 году состоялась закладка первого камня. Градоначальник поблагодарил участвовавших в строительстве российского архитектора Дмитрия Пшеничникова и его французского коллегу Мишеля Арнольда. «Я думаю, что они сделали великолепную работу», – сказал Р. Рис, подчеркнув, что за все время подготовки проекта и строительства храма он не получил ни одного возражения от жителей района. «Отныне этот храм является частью религиозного наследия Страсбурга наряду со знаменитым католическим собором, недавно отметившим свое 1000-летие, протестантской церковью, большой синагогой, открытой сразу же после войны, и главной мечетью, в открытии которой я также принимал участие», – отметил мэр города. «Пусть эта церковь служит православному сообществу, людям Страсбурга и его окрестностей, – сказал Р. Рис. – Пусть она позволит им возносить молитвы и служить Господу, как требует того вера». Далее прозвучало Первосвятительское слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В дар храму Его Святейшество передал образ Спасителя. «Я хотел бы, чтобы это величественное изображение Христа находилось в новопостроенном храме в городе Страсбурге», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. За усердные труды по строительству Всехсвятского храма в Страсбурге Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Филиппа (Рябых) в сан архимандрита. Далее состоялась церемония вручения наград Русской Православной Церкви тем, кто оказал помощь и содействие в возведении страсбургского храма Всех святых. Мэр города Страсбурга Ролан Рис удостоен ордена преподобного Серафима Саровского (III степени). Вице-президенту предприятия «Транснефть» М.В. Маргелову был вручен орден благоверного князя Даниила Московского (III степени).

http://mospat.ru/ru/news/46351/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010