Три английских святителя Святитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский Православным характерно представлять все человеческие достижения в троичности, другими словами – изображать жизнь человека через видение Святой и Животворящей Троицы. Вслед за святым апостолом Павлом, святой Дионисий Ареопагит говорил о девяти ангельских чинах (три на три); 30 января мы празднуем день трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Русской Церкви был праздник трех российских святителей – митрополитов Московских Петра, Алексия и Ионы. Этот праздник (5 октября) недавно дополнился еще тремя именами святителей (три на два), и их, таким образом, стало шесть: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген и Тихон . 23 марта православные португальцы празднуют тоже день трех святителей Португалии: святого Петра, митрополита Бражского (Брага – это своего рода португальский Кентербери), святого Генса, епископа Лиссабона, и святого Манция, епископа Эворы. Английская Церковь тоже может иметь праздник в честь трех своих святителей. Святой Дунстан Кентерберийский, святой Этельвольд Винчестерский и святой Освальд Вустерский вместе привели Англию в X веке к церковному, политическому и культурному расцвету. Каковы же были эти три святителя, и за какие подвиги удостоились святости? Святитель Дунстан Святитель Дунстан родился в 909 году в местечке Балтонсборо недалеко от Гластонбери в благородной семье. Его отца звали Хеорстан, а мать носила имя Кинефрита. У святого Дунстана был и брат, по имени Вулфрик. Все члены этой семьи были преданными и благочестивыми христианами, соблюдали все праздники и посты в старинном монастыре Гластонбери. Согласно преданию, перед рождением святого Дунстана было небесное знамение. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы родители святого Дунстана были в храме Гластонбери. Внезапно все свечи в храме погасли, а та, которую держала его мать, зажглась сама по себе, так что Кинефрита от нее смогла зажечь и все другие свечи. Уже в детстве святителю Дунстану являлись видения. В одном из них ему предстал некий почтенный старец в сверкающем белом стихаре и указал на новый монастырь в Гластонбери с великолепной церковью и такими же прекрасными кельями. Святой Дунстан много времени посвящал чтению, еще он играл на арфе, что было признаком культуры у англичан того времени. Дядя святого Дунстана Ательм был епископом города Уэллс. Когда в 923 году святитель Плегмунд, архиепископ Кентерберийский, преставился ко Господу, Ательм стал его преемником.

http://pravoslavie.ru/29240.html

Три Вселенских святителя и один из Московских Слово в день трёх святителей 30-го января 1883 г. Праздник трёх Вселенских святителей установлен в конце века, по случаю происшедшего из-за них спора в народе. Спорили о том, кому из них надобно отдать первенство. Одни ставили выше обоих Василия, указывая на его твёрдость духа и основательное рассуждение; другие провозглашали преимущество Григория за высоту и глубину богословствования; третьи восхищались в Златоусте красноречием и любовью к грешникам. Разногласие в суждениях о достоинствах трёх святителей дошло до того, что одни стали называться Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Распря эта наконец прекращена самими святителями, послужившими поводом к ней. Все они явились в видении Иоанну, митрополиту Евхаитскому, сначала каждый порознь, а потом вместе, и заповедали ему объявить всем, что они имеют одинаковое достоинство пред Богом, что между ними нет первого, нет второго. «Итак скажи, присовокупили святители, чтобы спорящие перестали спорить, и устрой нам троим праздник в один день, в показание нашего единомыслия!» – Заповедь святителей была исполнена, общий им праздник, сверх особенных для каждого, назначен 30-го января, и канон на сей праздник написан Иоанном Евхаитским. Таково происхождение настоящего праздника. Установлением совокупного празднества трём святителям воздаётся им церковью величайшая честь. Но не меньшая честь для них выражается в том, что они в ряду святителей именуются Вселенскими. Смысл именования тот, что они суть, по слову церковной песни в честь их, Учители Вселенной. Их учение, содержащееся в оставшихся от них богомудрых творениях, служит образцом для всех Учителей Вселенской Церкви, правилом веры для всех чад Вселенской Церкви. В этом отношении их авторитет, после апостолов, имеет преимущество пред авторитетом прочих Отцов и Учителей Церкви, хотя все они имеют вселенское значение по своему учению, а некоторые, например Афанасий Великий , не уступают им по достоинству учения и по заслугам для Вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Христос воскресе! 76 Плод же духа... радость. ( Гал. 5:22 ) . Легко, отрадно бывает на душе доброму христианину в светлый праздник Воскресения Христова. Торжественные церковные песнопения: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех», «Воскресения день просветимся людие, Пасха Господня, Пасха!», «Друг друга обымем, рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением», – равно как и все вообще пасхальное богослужение высоко настраивает нашу душу. Помимо этого сам по себе праздник как-то радует, веселит нас. Умиление, любовь, мир водворяются в нашей душе на Пасху, и мы готовы друг друга лобызать, друг другу все прощать. Что это за чувство, которое переполняет нашу душу, наше сердце в великий праздник Воскресения Христова? Это – чувство души христианской, искупленной честною кровию нашего Спасителя и через то предназначенной к вечному блаженству. Это – предвкушение той райской сладости, которую имеет наследовать христианская душа в силу заслуг Христовых. Это то чувство, которое называется у нас духовною радостию, радостию о Дусе Святе. Об этой радости и хочется мне предложить слово в сей великий праздник и это тем более, что ныне приходится больше слышать о тяготе душевной, о внутренней скорби, чем о радости духовной. Ныне все жалуются на душевные страдания, сердечную тугу. Одни говорят – нас замучили помыслы; думаешь помолиться, а в голову идет скверное, нечистое, житейское, хульное, блудное. Другие говорят: нашла на нас тягота, скука, нигде не находим себе покою, все нам не мило, жизни своей не рады. И только немногие могут похвалиться мирным настроением своего духа. А между тем мир душевный – желанное чувство для христианина. Что же разрушает, препятствует нашему душевному миру и как он приобретается? Прежде всего нашему миру, спокойствию души мешают помыслы, которые бывают разного рода: или вообще нечистые, или как особый род их – помыслы хульные на все святое. Знать природу помыслов, знать, как с ними обходиться и устранять, это значит – содействовать водворению в сердце нашем мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Цель издания Издание настоящих книжек ставит себе целью прийти на помощь доброму христианину в том, чтобы возможно достойнее провести каждый праздник и чрез то получить всю ту пищу и пользу для сердца и ума, которую способен дать христианский праздник. В своих праздниках, открывающихся Рождеством Пресвятой Богородицы и завершающихся Ее Успением, Православная Церковь богослужением и обрядами заставляет христиан переживать последовательно все важнейшие акты, как бы стадии, совершенного Христом спасения нашего. Из каждого праздника, по мысли и намерению Церкви, христианин должен выйти духовно обновленным и ободренным, очищенным и просветленным, с новым запасом сил на добрую жизнь и духовное самосовершенствование. Эта высокая цель христианского праздника будет достигнута в отношении к верующему только тогда, когда последний будет живо и ярко представлять празднуемое событие, а главное, когда он с полным пониманием прослушает праздничную службу. А в виду этого для каждого слушателя нужно вскрыть иногда очень сокровенный и всегда очень глубокий смысл церковных песнопений. О, если бы все знали, какую глубину богословия заключают эти песнопения! Недаром некоторыми знатоками высказывалась мысль, что православное богословие может исчерпываться одним богослужением, т.е. что в богослужении нашем собрано и изложено решительно все, что может и должен думать о Боге и спасении всякий христианин. Ничто с такою методичностью и непреклонностью не окружает христиан круглый год атмосферою спасения, как ряд размещенных по всему году двунадесятых праздников. Великая цель этого поистине богомудрого установления церковного достигается в большей или меньшей степени и при настоящем, столь несовершенном, отношении к праздникам, особенно сельского православного люда, до понимания и надлежащего переживания которого доходит самая незначительная часть из той обильной духовной трапезы, которую предлагает Православная Церковь на каждый праздник в своих храмах. И одной из настоятельных задач пастыря, одной из самых сильных мер его пастырского воздействия на паству является забота о том, чтобы поемое, читаемое и действуемое на праздник в храме все доходило до ума и сердца и всей своей благодатной силой ложилось на душу. Между тем пастырь, который захотел бы что-нибудь сделать в этом направлении, не имеет, так сказать, компактного руководства, в котором давалось бы все касающееся каждого праздника, решались бы все связанные с ним вопросы и недоумения, а главное, предлагалось бы подробное и основательное объяснение всего праздничного богослужения. Предпринимаемое редакцией издание – первый опыт такого руководства. Иметь такую книжку под рукою, полагаем, будет в высшей степени полезно сколько пастырю, столько и образованному мирянину. Событие Рождества Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Через несколько дней мы увидим свет великого праздника Рождества Христова 10 декабря, 2006. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Имена забытые, некогда поруганные, Бог воскрешает и ставит на свещнице, чтобы их светоносной жизнью освещать путь странствующих в житейском море. И живет вечно память о тех, кто послужил Богу верой, кто послужил делу спасения мира. Слово в неделю перед Рождеством Христовым, святых отец Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Други наши, пройдет всего несколько дней, и мы с вами увидим, ощутим преобразующий будни нашей жизни свет великого праздника Рождества Христова. Церковь возгласит о явлении миру света разума рождением Христа. Время и вечность, Бог и человек соединились в день Рождества Христова в единый поток жизни во спасение. День этот настолько велик, что Святая Церковь установила длительное приготовление к нему сорокадневным постом и пятидневным предпразднством. За пять дней до праздника церковные песнопения уже пронизаны предощущением предстоящего праздничного ликования. День этот велик тем, что исполнилось в нем величайшее обетование Божие, данное людям о грядущем Спасителе мира. А в предпразднственные дни вспоминается все, что предшествовало великому событию явления Бога во плоти на земле. Человечество готовилось к рождению Спасителя еще со времен Адама. Получив в раю наказание за преступление, оно в лице Адама получило и обетование о имеющем некогда совершиться великом событии, когда «семя жены сотрет главу змия» и человек вновь обретет утраченный рай. Два последние предпраздничные воскресенья Святая Церковь молитвенно вспоминает святых праотцев и отцев – праведников Ветхого Завета, кои, приняв обетование о грядущем Искупителе, терпеливо, трудолюбно и неустанно шли Ему навстречу, становясь соучастниками в великом деле спасения мира. И недаром сегодня в Святом Евангелии были перечислены имена, составляющие родословную Спасителя мира – Христа, а апостольское послание раскрыло перед нами основу их богоугодной жизни – подвиг веры. По слову апостола, недостанет времени, чтобы перечислить все примеры великих дел веры, которые родили и вскормили единственную, ставшую вместилищем Невместимому Христу Богу – Пресвятую Матерь-Деву.

http://pravmir.ru/cherez-neskolko-dnej-m...

Я дерзаю сказать, что в следовании заповедям Христа жены-мироносицы были выше, чем ученики. Проповедь настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова в неделю жен-мироносиц. Поздравляю вас, дорогие братья и сестры с днем святых жен мироносиц. Это очень радостный праздник в церковном году, когда впервые прозвучала вера в воскресшего Христа. Мы вспоминаем событие, которое произошло на третий день (после смерти Христа). Но событий много, сразу все вспомнить нельзя, поэтому Церковь распределяет праздничные события Воскресения Христова на много дней. Сегодняшний праздник жен-мироносиц – это поистине праздник веры. Апостолы никак не могли уверовать. Как это странно нам с вами кажется, не правда ли? Они ходили со Христом по дорогам, городам и весям, столько слышали Его, видели бесконечные чудеса, слышали мудрые слова, все, что они желали – совершалось, воскресали мертвые, все это было на их глазах. Но когда наступил час испытаний, они дрогнули и потеряли веру. Удивительно, когда Спаситель приходил к ним (после воскресения) и говорил о вере, они не могли прийти в себя и уверовать. Когда Он встретил двоих из апостолов в Вифании на расстоянии стадий шестидесяти от Иерусалима, вы помните это, и беседовал с ними, остался с ними на вечерю, преломил хлеб, и в преломлении хлеба стал невидим, то они поняли, что это был воскресший Спаситель. Когда они пришли к Двенадцати, те не поверили, хотя это было явное свидетельство. А святые жены веру не утратили. Мы сегодня в Евангелии читали, что когда распяли Христа, то все испугались и разошлись. И прошло несколько часов в ужасном страдании на кресте, в ужасной обстановке, и небо померкло, и земля поколебалась, и все ученики разошлись, кроме одного. А вот святые жены остались, и смотрели, что будет дальше, и где его полагают. Когда они созерцали все эти ужасные события, они решили, что не уйдут, пока не доведут все до конца. Они проявили удивительную твердость. В них не было ничего специфически женского, слезливого, извините меня, пожалуйста, за такие слова. А было необыкновенное мужество.

http://pravmir.ru/prazdnik-veryi/

Иконоборчество и иконопочитание Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. 21 февраля, 2010 Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин. 1.18 Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Отголоски этого спора слышны в Церкви и по сей день. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, и с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия. В чем же суть этих споров? Только ли за эстетические идеалы боролись друг с другом христиане, «не щадя живота своего», впрочем, как и чужого. В этой борьбе мучительно выкристаллизовывалось православное понимание мира, человека и человеческого творчества, вершиной которого, по мнению апологетов иконопочитания, и стала икона. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени. Споры об иконе начались с праведного гнева истинных ревнителей чистоты веры, тонких богословов, для которых проявления грубого магизма и суеверия не могли не оказаться соблазном. И действительно, было чем возмутиться. В Церкви получили распространение весьма странные формы почитания священных изображений, явно граничащие с идолопоклонством. Так, например, некоторые «благочестивые» священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали также случаи, когда, не чувствуя дистанции, отделяющей образ от Первообраза, верующие начинали относиться к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде и т.д. Таких примеров множество, и все они свидетельствуют о потере правильной духовной ориентации, о размывании четких евангельских критериев отношения к жизни, которыми некогда была сильна первая Церковь.

http://pravmir.ru/ikonoborchestvo-i-ikon...

Крест как зарница Пасхи Как не поддаться самообману в церковной жизни 3 апреля, 2016 Как не поддаться самообману в церковной жизни Священник Константин Камышанов – о том, почему мы почитаем Крест, как не поддаться самообману в церковной жизни и что является «невозможным подвигом» для многих современных христиан. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене. Вот краткое содержание сути праздника. В тропаре мы видим восходящий поток образов. В прокимне – нисходящий. Рассмотрим этот круговорот души. В тропаре видим последовательность образов: Крест-Воскресение-Слава. Мы видим, что, несмотря на то, что неделя называется Крестопоклонной, тема праздника не в собственно крестной смерти и не в собственно кресте, а в прохождении Христом крестных врат смерти и в Его последующем воскресении. Это очень важно для понимания сути праздника. Церковь не останавливает свой взор на собственно кресте, а смотрит дальше и крест видится не как смысл или финал миссии Христа или человека, которому этот крест оставлен, а как момент пути в царство Небесное. То, что Христа убьет Его народ, было очень вероятно, но не обязательно. Вообще, пророчества – это только предупреждение наиболее вероятного исхода событий, а не данность. Например, Иона пророчествовал о гибели города, но горожане покаялись и пророчество было отменено. Бог разрешает человеку творить историю вместе с Ним. У народа был теоретический шанс принять Христа царем. И смерть не обязательно должна была состояться именно на кресте. Его несколько раз хотели побить камнями, что было традиционно для Иудеи. Его несколько раз могла разорвать толпа. Но смерть Он принял не от иудеев, а от римлян, не тогда, когда Пилат заготовил кресты для разбойников, а тогда, когда исполнилось время миссии. Если бы Он был побит по иудейскому закону камнями, то песнопевцы освоили и тему камней, припоминания из Писания тех мест, где говорится о камнях.

http://pravmir.ru/krest-kak-zarnitsa-pas...

[Ноябрь] Скворцов В. Высокопреосвященный Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий. (к юбилейному празднеству) 7 ноября 1849–1899.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. I–XXXII I. Церковно-общественное значение юбилейного празднества 7 ноября Седьмого ноября настоящего года исполняется 50 лет с того знаменательного в жизни первоиерарха Русской церкви дня, когда Высокопреосвященный Иоанникий, через священнодейственное святительское рукоположение, благодатью Св. Духа, освящён на служение Церкви, Христовой, – восприял дар священства «к совершению Святых, к созиданию Тела Христова», – к благоустроению святых Божиих церквей. Отселе юбилейный день 7 ноября делается знаменательным праздничным событием для всей Русской православной церкви и займёт почётное место на страницах летописей церковно-общественной жизни конца нашего века. Скромно задуманный, по побуждениям признательной любви киевских со-пастырей юбиляра, предстоящий праздник 7 ноября исполнил сердца целого сонма архипастырей разных епархий, пастырей и пасомых горячим рвением лично принести в этот день маститому юбиляру почтительную дань благоговейной признательности за полувековой подвиг доблестного служения родной церкви и отечеству. Уже давно заявило до 30 архипастырей о своём намерении прибыть к 7 ноября в древний Киев, чтобы у святынь Киевских вознести свои горячие молитвы Господу Богу о здравии и благоденствии юбиляра и сердечными благожеланиями приветствовать Его Высокопреосвященство. Святейший Правительствующий Синод подносит своему первенствующему члену почётный адрес через Московского Митрополита. Паствы, кои имели счастье быть под мудрым и благопопечительным управлением Высокопреосвященного юбиляра, ознаменовывают юбилейный праздник добрыми делами в честь и память своего бывшего любимого архипастыря и отца и шлют юбиляру свои сыновние приветствия через многочисленные депутации от духовенства, городов, обществ и учреждений. Но любопразднственнее всех готовится торжествовать 7 ноября Киевская Митрополия, которой Промысл Божий судил иметь высокую честь быть кафедрой первосвятителя великой Русской церкви, возвратившего Киеву, своими личными доблестными качествами и высокими заслугами, то почётное место первопрестольной кафедры, которое принадлежало ей в начале русской церковной истории, но было утрачено уже более четырёх веков. Киевская епархия увековечивает юбилейный праздник 7 ноября учреждением убежища для вдов, сирот и больных духовного звания, – город Киев учреждением церковно-приходской школы имени иерарха – юбиляра.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь — не бюро ритуальных услуг, а место, где человек становится лучше 30 апреля 2019 г. 10:33 Русская Православная Церковь празднует свой самый главный праздник — Воскресение Христово. О значимости праздника Пасхи, острых сюжетах современной церковной жизни, десяти годах Патриаршего служения, своих новых книгах в серии «ЖЗЛ» и о том, что музыка тоже может быть проповедью, «Российской газете» рассказывает известный церковный деятель, один из самых образованных людей в Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Умереть и воскреснуть — Мы с вами встречаемся в преддверии главного христианского праздника — Пасхи, чем он значим? — Пасха — это воспоминание самого главного события христианской истории — Воскресения Христова. Апостол Павел в I веке говорил: если Христос не воскрес, то тщетны ваша вера и наша проповедь. Он показывал этими словами, что Воскресение Христово — сердцевина христианской веры. Именно потому что Христос пострадал и воскрес, Он победил смерть и открыл путь к воскресению для всякого человека, который в Него уверует, примет крещение и вступит в основанную Им Церковь. Поэтому праздник Воскресения — главный праздник всего христианского мира. Но ему предшествует Страстная седмица, когда мы вспоминаем о страданиях Спасителя, и час за часом прослеживаем последние дни, часы и минуты его пребывания на Земле, слушаем евангельские чтения об этом, песнопения. Опыт страстной Седмицы готовит нас к празднованию Пасхи. И поэтому очень важно, чтобы православные верующие не только приходили в храм на пасхальный крестный ход, но и участвовали в богослужениях страстной Седмицы. — Одним из самых главных событий последнего года, был, конечно, «украинский кризис» — действия Константинополя по легализации раскольников и созданию новой церковной структуры. Что вас лично удивило в этом драматическом сюжете? И какие прогнозы развития событий вы можете дать? — Меня удивило поведение Патриарха Варфоломея . Я не ожидал, что столь опытный иерарх, много лет взаимодействующий с Поместными Православными Церквами, пойдет на такую авантюру. Я все-таки предполагаю, что его очень серьезно дезинформировали. И убедили, что если он даст автокефалию украинским раскольникам, то и иерархи канонической Церкви примкнут к ней. Ему это обещал Порошенко и еще какие-то горе-эксперты, консультировавшие его по этому вопросу, и американские политики, использовавшие ситуацию для того, чтобы углубить противостояние между Россией и Украиной.

http://patriarchia.ru/db/text/5427865.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010