поиск:   разделы   рассылка Какой праздник мы объявляем национальным, так и начинает развиваться история отечества... Совместный проект издания " Татьянин День " и журнала " Мы в России и зарубежье " Источник:  " Татьянин день "/" Мы в России и Зарубежье " Андрей Борисович Зубов (род. в 1952 году в Москве) – историк, политолог и общественный деятель, доктор исторических наук. Окончил МГИМО, является ведущим научным сотрудником Института востоковедения, преподает в РПУ им. Апостола Иоанна Богослова, МГИМО, возглавляет Центр " Церковь и международные отношения " МГИМО. С мая 2006 года – председатель исполнительного бюро Народно-трудового союза. Автор ряда публикаций по религиоведению и истории России. Андрей Борисович, скоро день народного единства, новый общенациональный праздник. По мере приближения к нему возрастают споры о значении этого дня. Общественная палата считает, что праздник 4 ноября – это символ гражданской самоорганизации, благодаря которой Россия была спасена. Устроители Русского марша видят в нем день славы русского народа, который отстоял свою независимость от поляков и, таким образом, в этот день нужно праздновать то, что мы русские. Организаторы Правового марша придерживаются иного мнения: это символ создания многонациональной великой российской империи. Кажется, такой разброс мнений вызван тем, что 4 ноября разные люди связывают с различными историческими событиями 1612 года. Если это день изгнания поляков из Москвы, то, может быть, правильно прославлять русский народ. Или это мнение безосновательно, потому что в основе дня народного единства, а изначально церковного праздника Казанской иконы Божией Матери, лежит событие иного рода? – Когда для национального праздника точно выбран какой-то день, он сразу же дает много смысловых рядов. И я думаю, что все эти три позиции, без их экстремальных сторон, без празднования против поляков – что, конечно, глупо – имеют под собой исторические основания. Безусловно, в первую очередь этот день вошел в историю Русской Церкви и русского народа как день чуда Казанской иконы Божией Матери. Чудо заключалось не в победе. Много было побед в России, и они не имели чудесного характера. В данном случае, ничего экстраординарного в занятии Китай-города русским ополчением не было: оно было велико, поляки малочисленны, изнурены голодом. Чудо заключалось в ином, и именно это всегда подчеркивала Русская Церковь. Русские люди осознали, что их слабость, неспособность восстановить отечество – не в силе врага, а в их собственном разделении, взаимной вражде, зависти, желании своекорыстных выгод, а не жертвенного служения высокой цели освобождения России. Это осознание стало первым чудом. До этого было много попыток создания ополчения, прихода к Москве, но все кончалось, к сожалению, взаимной резней и, как справедливо писал Ключевский, " в конце 1611 года Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения " .

http://religare.ru/2_34188.html

поиск:   разделы   рассылка Священник Михаил Воробьев Праздник народного единства, или чему может научить русская смута? Источник:  Православие и современность Новый праздник нашего гражданского календаря – День народного единства – только на первый взгляд может показаться наспех придуманным поводом для вытеснения из списка памятных дат годовщины революции 1917 года, которую большинству наших соотечественников праздновать стало как-то неприлично. В действительности новый праздник давным-давно известен календарю церковному, в который он вошел еще в начале XVII века под именем " осенней Казанской " . С этой чудотворной иконой Божией Матери, обретенной в 1579 году, соединяется память о завершении одной из самых трагических страниц русской истории – Смутного времени, которое принесло неисчислимые беды и страдания и поставило на грань гибели само Московское царство. С чудесной помощью Божией, заступничеством Богородицы и российских чудотворцев историческая память народа навсегда связала освобождение Отечества от польско-литовских интервентов, преодоление кризиса власти, восстановление единства страны. Очевидно, что события этой далекой эпохи и сейчас, в начале третьего тысячелетия, продолжают служить уроком для всего российского общества, заставляя не забывать о том, что только единство власти и народа, основанное на ответственности перед Богом и будущими поколениями за судьбу страны, является надежной основой государственной жизни. 7 января 1598 года смертью московского царя Феодора Иоанновича пресеклась первая русская династия Рюриковичей, стоявшая во главе государства в течение семи с половиной столетий. Имя преемника было очевидным. Боярин Борис Годунов был фактическим царем Руси на протяжении всего четырнадцатилетнего правления сына Иоанна Грозного. Царствование Феодора рассматривалось современниками как царствование счастливое. Успехи его были несомненными в глазах всего русского народа. Страна, получившая передышку от ужасов опричнины, уверенно восстанавливала свое хозяйство. Мир с Польшей, отвоеванные у шведов города Ям, Иван-город, Копорье и Корелла, победа над крымским ханом Казы-Гиреем, строительство новых городов Цивильска, Уржума, Царева, Кокшайска, Яицка, Самары, Саратова и Царицына, укрепление южной степной границы крепостями в Ливнах, Кромах, Воронеже, Белгороде, Осколе, восстановление утраченного было господства русских в Сибири, прикрепление крестьян к земле, учреждение Патриаршества, уравнявшего Русскую Церковь с древнейшими Восточными Патриархатами, – все это было свидетельством незаурядных способностей Бориса Годунова.

http://religare.ru/2_34215.html

Покровские храмы Руси Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России. 13 октября, 2009 Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России. Источник: Фрагмент передачи «Православная энциклопедия» Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России. История праздника В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Как записано в древнем Патерике, эта история произошла в конце IX в., во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа. Стамбул В храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Как говорит Церковное Предание, в этом храме молился и блаженный Андрей, родом славянин, бывший рабом у одного из византийских вельмож. Однажды юродивый Андрей и его друг Епифаний несколько часов молились рядом. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом. Житие блаженного Андрея не говорит, когда произошло это чудо. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.

http://pravmir.ru/pokrovskie-xramy-rusi/

Поучение на Благовещение Пресвятой Богородицы и Светлый понедельник Воскресения Христова 70 . Святого Димитрия, митрополита Ростовского Христос воскресе из мертвых... И слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин. 1:14 ). Возлюбленные слушатели! У нас ныне совокупно – два пресветлых праздника: Воскресение Христово и Благовещение Пресвятой Богородицы, – два пресветлых праздника, разногласных и согласных, разногласных по имени, согласных по силе, разногласных временем, согласных совершением спасения, разногласных церковным пением, согласных радостотворением: ибо в обоих празднествах святая Церковь возбуждает чад своих к радости. В Благовещении она воспевает: Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу! В Воскресение же она говорит: сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он ( Пс. 117:24 )! Итак, знаете ли, возлюбленные, как бы нынешнее празднество назвать одним словом? Пусть называет кто, как хочет; а я назову поясом, которым ныне опоясывается невеста Христова, святая Церковь . И подлинно, как пояс имеет два конца, далече один от другого отстоящие, а когда кто опояшется им, то оба конца сходятся в одно место и связуются в один союз: так в таинстве спасения нашего суть два конца – те два праздника. В Благовещении спасение наше началось, как читается в тропаре: Днесь спасения нашего главизна (начало) и еже от века таинства, (вечной тайны) явление; в Воскресении же спасение наше получило свой благополучный конец, когда Христос изрек на кресте: совершишася ( Ин. 19:30 ). Долгий тот пояс (разумеется, тайна спасения нашего): ибо от начала его до совершения, т. е., от Благовещения до Воскресения, прошло тридцать четыре года, и когда тем поясом спасения невеста Христова, святая Церковь , кровью Его искупленная, опоясалась: оба те конца – оба праздника, и Благовещение и Воскресение, и начало спасения нашего и совершение его сошлись в одно место: поелику Тот, Кто сперва воплотился в утробе Пречистой Девы, пострадав, из мертвых воскрес, – Тот воплотился, чтобы из мертвых воскреснуть. А мы, празднуя за едино то и другое, и воспеваем: Христос Воскресе, и прославляем воплощенье Его: Христос воскресе из мертвых... И Слово плоть бысть, и вселися в ны! Разногласие церковного пения обоих тех праздников приводит в согласие Марковы главы, в Уставе церковном положенные; мне же да позволит любовь ваша действия тех праздников в согласие привести и показать, что Благовещение Пресвятой Богородицы и Воскресение Христово имеют между собой в своих действиях великое сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Праздник музыки на руинах веры, или Размышление «о соли, потерявшей силу» (Записки из французской провинции) Ирина Норман Календарное лето приходит во Францию 21 июня – в день солнцестояния, когда ночь бывает самой короткой в году. И уже стало традицией встречать его наступление Праздником музыки, который был установлен 21 июня 1982 года тогдашним министром культуры. По замыслу министра, в этот день музыка должна была звучать по всей стране, поэтому профессиональным и любительским коллективам было предложено являть свое искусство народу, причем совершенно бесплатно. Праздник пришелся ко двору и впоследствии оказался чрезвычайно популярным, ибо давал возможность людям выйти на улицы и объединиться не ради забастовок и манифестаций, а ради радостного оживления и развлечения. Провинциальный Туар (городок на западе Франции), обычно тихий и малолюдный, в этот вечер оживает, и ночь переходит в утро незаметно. Прошлогодний праздник мне запомнился жанровым разнообразием: духовая музыка, джаз, рок, французский шансон. Музыка звучала на каждом углу. Исполнители играли на всевозможных инструментах – от простеньких гитар до серьезной дорогостоящей аппаратуры, пели, танцевали, заражая толпу своим весельем. Народ постарше подтанцовывал, окружив артистов, или наблюдал за ними из-за столиков кафе; лихая молодежь, как повсюду, подогревала свой кураж привычными бутылками пива. Зато в церкви святого Медара царила серьезная музыка: хор исполнял Моцарта. Лица хористов были возвышенны и одухотворенны. И публика здесь была иного рода: солидная, сосредоточенная. Симпатичные старушки и старички, которых редко встретишь на улицах городка. От них так и веяло тем милым французским шармом, который почти канул в лету. Я с удовольствием слушала церковную музыку и хоровое пение. Пели красиво, на разные голоса. Однако я не чувствовала того волнения, с каким слушаешь православный хор, чье пение выворачивает душу, вознося ее к миру горнему. И католическая церковь, с высокими сводами, витражами, статуями вместо иконостаса, казалась мне величественной, но холодной. Здесь было несколько закрытых помещений для исповедей – исповедален. И деревянный инкрустированный амвон – площадка, с которой обычно читается Евангелие, произносятся проповеди и на которую вела винтовая лестница. С одной стороны, удобно и торжественно. С другой – всё это создавало впечатление некоей театральности, по крайней мере для меня. Очевидно, я засмотрелась и задумалась, потому что во время паузы, сделанной хором, одна из пожилых дам вдруг обратилась ко мне:

http://pravoslavie.ru/63388.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В праздник Благовещения Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля Служба коммуникации ОВЦС, 07.04.2024. 7 апреля 2024 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля. В этот день исполнилось 55 лет служения Его Святейшества в священном сане. Ровно 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, монах Кирилл (Гундяев), в то время учащийся Ленинградской духовной академии, был рукоположен в диаконы, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г.Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Елисей (Меняйлов), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; столичное духовенство.

http://mospat.ru/ru/news/91626/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион возглавил престольный праздник академического храма Общецерковной аспирантуры 11 сентября 2021 года, когда Церковь воспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в академическом храме ОЦАД – Иоанно-Предтеченской церкви под Бором на Черниговском Патриаршем подворье. Архипастырю сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле, главный научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумен Арсений (Соколов), проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), помощник ректора ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики подворья. На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения, обратившись к верующим со словом проповеди, архипастырь сказал: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы воспоминаем сегодня Усекновение главы святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и совершаем престольный праздник нашего храма. Казалось бы, одно из самых ужасных событий, описанных в Священном Писании Нового Завета, а мы совершаем праздник. Человеку отрубили голову, а мы в красных ризах собрались и торжествуем, словно на Пасху. В жизни и восприятии Церкви все происходит иначе, чем в жизни и восприятии обычных людей, и то, что обычному человеку может казаться трагическим инцидентом, в Церкви может восприниматься совершенно иначе. Неслучайно с самого раннего периода бытия Церкви особым почитанием в ней пользовались мученики – люди, которые жизнь свою закончили, по человеческим меркам, трагически, чья жизнь оборвалась преждевременно. Многие мученики ушли из этой жизни совсем юными, казалось бы, не реализовав свой земной человеческий потенциал. Но они удостоились мученического венца, совершив подвиг исповедания Христа Спасителя, за который их прославляет Святая Церковь.

http://mospat.ru/ru/news/88004/

Причиной установления празднества в честь Покрова Пресвятой Богородицы было, как известно, событие 1 , имевшее место в истории Византийской империи и в частности в стенах Константинополя, в так называемом храме Влахернской Божией Матери 2 . Тем не менее совершение этого празднества, составление для него торжественной службы принадлежит всецело православной Руси, от которой впоследствии уже позаимствовали ее и южные славяне. Что было причиной установления у нас этой службы остается и доселе вопросом не решенным. У проф. Голубинского в его «Истории Русской Церкви» 3 указаны все существующие мнения относительно причин установления этого праздника и службы, а равно и его личные соображения на этот счет. Но как бы то ни было празднество установлено, и у нас совершается в настоящее время торжественное богослужение на этот праздник. Однако прежде чем занять свое настоящее место в ряду других празднеств, оно должно было пройти длинную историю и выдержать борьбу даже с предрассудками времени. Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы установлен на Руси в XII веке 4 , но служба на этот праздник явилась не раньше XIV века. По крайней мере, мы впервые в памятниках этого времени находим службу для этого праздника 5 . Причем, нужно заметить, что служба для настоящего праздника со всенощным бдением предоставлена была всецело «произволению» настоятеля 6 . В памятниках XV, а особенно XVI веков служба в честь Покрова Пресвятой Богородицы вытеснила уже службу более древнего времени, т. е. службу в честь апостола Анании, и заняла первенствующее значение 7 . Есть, впрочем, памятники, в которых служба апостолу Анании стоит наряду со службою праздника Покрова Пресвятой Богородицы 8 . В конце XVI века, а особенно в XVII веке, под влиянием господствовавшего в то время права иметь каждому более или менее известному монастырю свой «Обиходник» или Устав, служба в честь Покрова Пресвятой Богородицы не только заняла первое место в церковном Уставе, но стала пополняться такими подробностями и деталями, которые имели место только в праздники двунадесятые в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Протоиерей Всеволод Чаплин: Верующий человек, живущий вечностью, не может сломаться под влиянием экономических санкций Что же нам сегодня, так трудно будет потерять 10, 20, 30%, половину нашего благосостояния ради того, чтобы остаться свободным христианским народом?! 12 ноября, 2014 Что же нам сегодня, так трудно будет потерять 10, 20, 30%, половину нашего благосостояния ради того, чтобы остаться свободным христианским народом?! Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 8 ноября 2014 года. Россия и наши соотечественники в разных странах мира отметили День народного единства. Это и день Казанской иконы Божией Матери: известно, что в связи с победой, которую ополчение Минина и Пожарского одержало над интервентами, взяв Китай-город, а потом и Кремль, было установлено празднование Казанской иконе. Именно этот день, день победы, 4 ноября по новому стилю, стал теперь государственным праздником, который все более активно отмечают разные люди. Они устраивают смысловые события, конференции, дискуссии, фольклорные концерты и народные шествия, собираются вместе, чтобы порассуждать о прошлом нашей страны и о том, как выстраивать ее путь в будущее, как сделать этот путь самостоятельным, основанным на той единственной вере, что отличает Россию от множества стран, отказавшихся от жизни по Христовой истине и утративших духовную свободу, да и любую свободу, по большому счету. Праздник становится все более любим народом. Но находятся до сих пор и те, кто, как три-пять лет назад, пытается оспорить саму необходимость данного праздника, говоря, что он якобы искусственный. Однако он не случайно связан с древней победой, определившей судьбу России. И недаром он связан с днем Казанской иконы, установленным в честь древней победы. Сама история делает этот праздник востребованным, осмысленным и почитаемым. Некоторые спорят, почему этот праздник возник, кто был его инициатором. Можно напомнить, и не мешало бы это сделать: инициатором является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в бытность митрополитом. Ему принадлежит идея празднования именно в этот день, именно в то время, когда многие вспоминают исторические события начала ХХ века. И Святейший Патриарх тогда, будучи председателем Отдела внешних церковных связей, убедил покойного Патриарха Алексия, чтобы он стал ходатаем перед государственной властью за установление этого праздника. Убедил он также и лидеров традиционных для нашей страны религиозных общин, объединенных в Межрелигиозный совет России, в том, что нужно поддержать идею такого праздника. И лидеры этих общин вместе обратились к руководству страны с призывом такой праздник ввести, а сегодня они участвуют в торжествах, которые происходят в центре Москвы.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Пятидесятница В день св. Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на Апостолов в виде огненных языков ( Деян. 2, 1–4 ). Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на Апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. Предпраздства этот праздник не имеет. История праздника Праздник Пятидесятницы установлен самими Апостолами. По сошествии Святого Духа Апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам ( 1Кор. 16, 8 ; Деян. 20, 16 ). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» 227 . Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Духа, с самых первых времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь . Уставные особенности богослужения На великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: «Царю Небесный...» (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на «И ныне»). По «Ныне отпущаеши», на «Бог Господь...» и в конце утрени – тропарь праздника, глас 8-й: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбие, слава Тебе». На утрени, по полиелее, величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010