Примечания к тексту издаваемых чтений из Пролога (январь – апрель) I. К житийным чтениям Пролога. Январь Надписание (по Прол. XII–XIII в.): мсць генварь рком просинец. Имат днии ла. днь имат чса и днощь дι. Месяца генваря в а обрезание Господа нашего Иссχса: память преподобнаго отца нашего Василия (я). Тпре глса а. В всю землю изиде глас твои, яко приимши слово твое, имже боголепно научил еси, иестьство сущих оуяснил еси и человецьскыи обычаи оукрасил еси, царскыя срете оума, моли Христа Бога, да спасет душа наша. Прокимен: Оуста моя възглаголют; стих.: оуслышите вси; апостол: братие, блюдитеся, егда кто в вас; другой: братие, тако нам подобает, – аллил.: праведник, другой: оуста пр.; еоуангелие: в онво взвратишася пастыр, – другой: рече Господь, аз есмь дврь; кан из уст младенец. Эти уставные церковно-богослужебные указания вполне согласны с тем, что на этот день назначается по Типикону великой Константинопольской церкви, относящемуся к IX и X вв. В последнем читаем: «Μν αννουριος μερς χει λ, μρα χει ρας , νξ ρας ιδ. α. Το Κυρου μν ησο Χριστου κταμερος τς κατ νμον περιτομς ατο. Τ ατ μρ το εν γοις πατρς μν Βασιλεου. Οτος μγας ρχιερες и пр., – сообщается несколько житийных сведений о св. Василии В., затем: Ες τυ εσοδον κα ες τν Ν» τροπριον κος α». Ες πασαν τν γν ξηλθεν φθγγος. Прокимен, апостол и евангелие, что ныне. Αλληλοιχος βαρς. Στμα δικαου λαλσει σοφαν. Κοινωνικν. Λτρωσιν πα στειλε Κριος. (Дмитриевский, Описание литург. рук., т. I, стр. 39). 1. Память Обрезанию Святому Господа нашего Иисуса Христа и празднование Нового Года. – Праздник обрезания Господня установлен не раньше IV в. Соединяя этот праздник с празднованием Нового Года (с IV–V в.), церковь имела в виду новолетие – дни январских календ, с которыми соединялись у язычников веселые и весьма неприличные празднества в честь Януса и Странии, – освятить священными воспоминаниями из жизни Христа Спасителя, а чтобы возвысить важность этих воспоминаний, – в противовес языческой распущенности, царившей на языческих пиршествах январских календ, – предписывала пост в день Нового года, что и соблюдалось в церкви до 9-го века. На этот день, кроме службы на праздник обрезания, полагалась и особая служба ad progibendum de idolis (моления об истреблении идолослужения). В календарях IV и V в., и преимущественно западных, значится уже праздник Обрезания Господня под 1 января. В древнейших славяно-русских месяцесловах, при Евангелиях Остромировом и Мстиславовом (XI–XII вв.), под 1 января значится: «Обрезание Га нашего. Иса Ха и пам. прпднаго. оца нашего Василия» (Изв. 2 отд. Акад. Н. т. 10, стр. 126). (См. Martigny. Diction, d. Antiqu. Chret., ed. 3 p. 315; F. X. Kraus, Real-Encyclopädie d. christl. Althert. 1881 г. стр. 491; ср. преосвящ. Димитрия, Месяцеслов Святых, 1896 г., вып. V, январь, стр. 8–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню предшествовал специальный многодневный пост. Особый пост бывает еще только перед тремя величайшими праздниками: Пасхой Христовой – праздником праздников, – которому предшествует Великий пост, перед Рождеством Христовым, которому предшествует Рождественский пост, и перед Успением Пресвятой Богородицы, когда православные постятся две недели. А ведь перед многими даже двунадесятыми праздниками Церковь не установила специальных приготовительных постов, например перед Рождеством Пресвятой Богородицы или Сретением Господним. Только четыре праздника удостоились такой чести, и каждый из них как бы освящает собой свое время года: Успение Богоматери – осень, Рождество Христово – зиму, Пасха – весну, а праздник святых апостолов Петра и Павла – лето. Церковный год – это не хаотическое нагромождение праздников и постов. Церковный год – это целая поэма, повествующая о преображении человеческой души, о победе над грехом и смертью, о спасении человеческого рода от власти дьявола. Но, чтобы по-настоящему понять эту поэму, ее надо прочитывать собственной жизнью. Так в чем же смысл столь особенного, необыкновенного выделения праздника святых апостолов Петра и Павла? Почему память об этих людях, живших две тысячи лет назад, так сильно воздействует на нашу душу и вдохновляет на христианскую жизнь? Кем были эти два человека, оказавшие небывалое воздействие на мировую историю?  Апостол Петр, которого до его встречи со Христом звали Симон, был простым рыбаком, бедным, почти совсем неграмотным. У него была жена, возможно, были дети, ежедневно он занимался тяжким трудом, зарабатывая себе пропитание. Но в душе его жила пламенная вера и страх Божий, которые позволили ему по первому же слову Спасителя оставить все: свое ремесло, дом, имущество, даже семью – и пойти за Христом.

http://pravoslavie.ru/2414.html

324. Беседа в третий день Пасхи и в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (Говорена в Чудовом мон. апр. 17-го; напечатана в Твор. Св. Отц. 1856 г. и в собр. 1861 г.) 1856 год После того, как о воскресении Христовом Евангелие возвестило нам еще в навечерии праздника, в два дня праздника мы слышали евангельский глас сына Громова, поистине, подобно грому, крепкий, подобно молнии, светлый. То возводил он нас превыше небес, и превыше времен, к созерцанию Божества Христова: «в начале бе Слово; – Бог бе слово» ( Ин.1:1 ). То на земле, устами большего из рожденных женами провозглашал вечность Христа и Его безмерное величие: «Той есть грядый по мне, Иже предо мною бысть: Ему же несмь аз достоин, да отрешу ремень сапогу Его» ( Uoah. I. 27 ). Ныне святая Церковь , оставя Евангелиста Иоанна, призвала Евангелиста Луку, чтобы он возвратил нас ко дню воскресения Христова, и в своем повествовании дал нам видеть некоторые в тот день действия учеников Христовых и явление Господа воскресшего. Нет ли в сем церковном распоряжении особенного намерения? – Думаю, есть то намерение, чтобы наши мысли, которые с течением дней праздника могли более или менее рассеяться, вновь собрать к существенному предмету праздника, и чтобы указанием на происходившее в первоначальный день Пасхи Христовой подать наставление нам, что может и должно быть во дни возобновляемой настоящим торжеством Пасхи Христовой. В самый день воскресения Христова, пред вечером, два ученика Христовых, Клеопа, наименованный в Евангелии, и другой, по преданию, Лука, писатель Евангелия (умолчавший о своем имени по смирению), идут из Иерусалима в недальнее селение Еммаус, не знаем, по какой надобности, но конечно не без надобности, в такой день, в который оставаться в Иерусалиме было весьма любопытно, хотя не для всех безопасно. Идут, и разговаривают. О чем? О надобности ли, для которой идут? Или о разных предметах, случайно попадающих на ум и на язык? – Нет. Их разговор не легкомысленный, не празднословный. «Та беседоваста к себе о всех сих приключшихся» ( Лк. 24:14 ). Они беседовали между собою о страдании Христа, о Его распятии, о Его погребении, наконец о Его воскресении, которому любящее Христа сердце их желало бы верить, но которому нераскрытое разумение их еще боялось верить. Сомнение не удалило их от Христа, к Которому влекла их любовь; и страх врагов его не воспрепятствовал им исповедать Его, как чаемого Спасителя, нечаянному неизвестному спутнику: «надеяхомся, яко сей есть хотяй избавити Израиля» ( Лyk. XXIV. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

IX. Смысл и содержание иконы Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. IX. Смысл и содержание иконы. К оглавлению Смысл и содержание иконы выявлены в учении, которое Церковь формулировала в ответ на иконоборчество. Догматическое обоснование иконопочитания и смысл иконы наиболее полно раскрываются в богослужении двух праздников: Нерукотворного Спаса (службы которого мы уже отчасти касались) и Торжества Православия, праздника победы иконы и окончательного торжества догмата Боговоплощения. За основу нашего разбора мы возьмем кондак Торжества Православия, своего рода словесную икону праздника. Необычайный по глубине и богатству содержания, он выражает все учение Церкви об образе. Точное время появления этого кондака неизвестно. Предполагается, что он появился не позже X века, но, возможно, что он современен канону праздника. В таком случае он восходит к IX веку, то есть к самому времени Торжества Православия, потому что канон праздника был написан св. Феофаном Начертанным, исповедником Православия второго периода иконоборчества. Святой Феофан был впоследствии митрополитом Никейским и умер в 847 г. Таким образом, канон Торжества Православия написан человеком, лично участвовавшим в борьбе за икону. Он представляет собою плод живого опыта конкретного познания Божественного Откровения, защищавшегося ценой крови. В крайне сжатой и точной форме, всего в трех фразах, по поводу торжества иконопочитания, он выражает все домостроительство нашего спасения, а через него и учение об образе и его содержании: Неописанное Слово Отчее изъ Тебе, Богородице, описася воплощаемь, и ockbephшiucя образъ в древнее вообразивъ, божественною добротою смеси. но исповедающе cnacehie, деломъ и словомъ cie воображаемъ Первая часть кондака выражает нисхождение второго Лица Святой Троицы и тем самым обоснование иконы христологическим догматом. Следующая фраза раскрывает смысл воплощения, осуществление Божественного замысла о человеке и, следовательно, о мире. Можно сказать, что эти две фразы раскрывают святоотеческую формулу: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Конец кондака выражает ответ человека Богу, наше исповедание спасительной истины Боговоплощения, принятие человеком Божественного домостроительства, осуществление нашего спасения через соучастие в Божественном действии: Исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем.

http://sedmitza.ru/lib/text/440347/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_34215.html 31 октября 2006 Священник Михаил Воробьев Праздник народного единства, или чему может научить русская смута? Источник:  http://www.eparhia-saratov.ru/Православие и современность Новый праздник нашего гражданского календаря – День народного единства – только на первый взгляд может показаться наспех придуманным поводом для вытеснения из списка памятных дат годовщины революции 1917 года, которую большинству наших соотечественников праздновать стало как-то неприлично. В действительности новый праздник давным-давно известен календарю церковному, в который он вошел еще в начале XVII века под именем " осенней Казанской " . С этой чудотворной иконой Божией Матери, обретенной в 1579 году, соединяется память о завершении одной из самых трагических страниц русской истории – Смутного времени, которое принесло неисчислимые беды и страдания и поставило на грань гибели само Московское царство. С чудесной помощью Божией, заступничеством Богородицы и российских чудотворцев историческая память народа навсегда связала освобождение Отечества от польско-литовских интервентов, преодоление кризиса власти, восстановление единства страны. Очевидно, что события этой далекой эпохи и сейчас, в начале третьего тысячелетия, продолжают служить уроком для всего российского общества, заставляя не забывать о том, что только единство власти и народа, основанное на ответственности перед Богом и будущими поколениями за судьбу страны, является надежной основой государственной жизни. 7 января 1598 года смертью московского царя Феодора Иоанновича пресеклась первая русская династия Рюриковичей, стоявшая во главе государства в течение семи с половиной столетий. Имя преемника было очевидным. Боярин Борис Годунов был фактическим царем Руси на протяжении всего четырнадцатилетнего правления сына Иоанна Грозного. Царствование Феодора рассматривалось современниками как царствование счастливое. Успехи его были несомненными в глазах всего русского народа. Страна, получившая передышку от ужасов опричнины, уверенно восстанавливала свое хозяйство. Мир с Польшей, отвоеванные у шведов города Ям, Иван-город, Копорье и Корелла, победа над крымским ханом Казы-Гиреем, строительство новых городов Цивильска, Уржума, Царева, Кокшайска, Яицка, Самары, Саратова и Царицына, укрепление южной степной границы крепостями в Ливнах, Кромах, Воронеже, Белгороде, Осколе, восстановление утраченного было господства русских в Сибири, прикрепление крестьян к земле, учреждение Патриаршества, уравнявшего Русскую Церковь с древнейшими Восточными Патриархатами, – все это было свидетельством незаурядных способностей Бориса Годунова.

http://religare.ru/2_34215_1_21.html

X. «Благодать святого огня» на Живоносном Гробе Господнем в великую субботу «Нынешнее празднование св. огня при Гробе Господнем, пишет покойный проф. A. А. Олесницкий , отличается в высшей степени народным характером. Оно исключительно принадлежит Иерусалиму и нигде более не повторяется, точно так же, как не повторялись вне Иерусалима праздники ветхозаветного огня. Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман, в особенности те, которые имеют в Палестине какую-нибудь собственность. Семейный очаг не мыслим без согревающего и освещающего элемента, а этот последний источается для всей Палестины от Святого Гроба. Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками Св. Гроба из Европы. Таким образом праздник Гроба Господня есть праздник счастия и благосостояния страны. Неудивительно после этого, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний о св. огне и его чудесных свойствах, что в обстоятельствах, сопровождающих освящение огня, его цвете, яркости и проч. народ видит признаки счастливого и несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира, – что ко дню освящения огня в Иерусалим стекаются несметные толпы из окрестных сел и городов, жаждущие лично прочитать свою судьбу, начертанную на скрижали Св. Гроба 146 ». Литанию великой субботы, дня получения «благодати святого огня», проф. A. А. Олесницкий называет «торжеством освящения огня при Гробе Господнем», и начало появления этого торжества относит ко временам ветхозаветным, к построению Соломонова храма в Иерусалиме, когда на приготовленные жертвы пал с неба огонь, который постоянно потом поддерживался священниками. «Если небесный огонь, как знак промыслительной заботливости небесного Отца, согревал своею теплотою ветхозаветный Иерусалим, то он не мог угаснуть, говорит названный профессор, для Иерусалима новозаветного и продолжает доселе утешать собою любящих град Царя Великого и Его святыню. Только свой очаг огонь имеет ныне не среди опустошенных дворов Соломонова храма, а в святилище новозаветном, в вещественном ковчеге Нового Завета – Гробе Господнем. Как ветхозаветный огонь разгорался особенно во дни великих жертвоприношений, так и новозаветный св. огонь разгорается в день великой новозаветной Жертвы, когда воспевается Церковью красное Солнце правды, зашедшее во Гроб, чтобы воссиять из него светоносным днем воскресения. Некогда праздник огня при Гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти, он был перенесен к предшествующему дню».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

     Каким образом простые рыбаки смогли распространить по всему миру весть о Воскресении Христовом? Почему на Пасху не отпевают усопших? Нужно ли поститься перед Причастием в дни Светлой седмицы? Ответы на эти вопросы Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дает в интервью официальному изданию Украинской Православной Церкви «Церковной православной газете». Сердцевина веры — Ваше Блаженство, ежегодно во время пасхальных песнопений мы слышим такие слова: «Праздников праздник и торжество из торжеств». Что же значит праздник Пасхи для современного человека? — Слово «пасха» происходит от еврейского «песах», что значит «прошел мимо». Речь идет о далеких ветхозаветных событиях, когда Ангел Господень миновал еврейские дома, уничтожая всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота (Исх. 12:29). У христиан этот праздник приобрел иное значение: переход от смерти к жизни, от земли к небу. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5:7). До прихода в мир Спасителя смерть властвовала над человеком вследствие его отпадения от Источника Жизни… — Но ведь сегодня люди тоже продолжают умирать. Что же изменилось после Христова Воскресения? — Искупив наши грехи на кресте, Господь Своим Воскресением открыл путь в Царство Небесное. Поэтому праздник Святой Пасхи — самый великий и радостный для христианина. Жизнь уже приобрела новый смысл, она исполнилась великой надежды, а смерть потеряла свою силу и власть. Каждый из нас призван к тому, чтобы стать участником великой духовной победы, которую совершил Господь наш Иисус Христос. Его Воскресение — сердцевина нашей веры. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15:17). После Воскресения Христова смерть в ее собственном смысле (как разрыв человека с Богом) уже утрачивает свою безусловность: она зависит от выбора самого человека. Кто выбирает жизнь с Богом, тот получает жизнь вечную.

http://pravoslavie.ru/102842.html

  разделы   рассылка  распечатать Эдуард Попов Праздник духовного единства Ющенко потерпел тактическое поражение и надеется отыграться чуть позже Источник:  Новая Политика В минувшие выходные и в понедельник 28 июля в Киеве прошли грандиозные празднования 1020-летию Крещения Руси. Вчера в столице Украины на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры состоялось богослужение в честь святого князя Владимира – Крестителя Руси, ставшее кульминацией церковных торжеств. Богослужение возглавил Патриарх Московский и всея Руси Aлekcuй II, который прибыл на Украину 26 июля. Без преувеличения эти дни стали праздником церковного и духовного единства православных народов России, Украины и Белоруссии. О том, какой размах приняли торжества, читатели могли судить сами по репортажам из Киева. Многие тысячи людей со всех областей Украины приехали на праздник. По данным киевской милиции, 15 тысяч человек собрались только на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры – больше эта площадь не могла вместить. Праздник стал по-настоящему всенародным. Радость торжества православного единства, к сожалению, была омрачена политикой. Действия президента Украины Виктора Ющенко хоть и были предсказуемы, все же внесли диссонанс в празднование духовного юбилея. И, к огорчению всех православных, вносят разлад в отношения двух Церквей – Русской Православной и Константинопольского Патриархата. Изначально празднование Крещения Руси задумывалось Ющенко и его окружением (а также стоящими за их спиной кукловодами) как политическое действо. Праздничные торжества, приуроченные ко дню духовного рождения Руси, понадобились как повод для нанесения удара по Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Политики, пришедшие к власти на Украине, прекрасно осознают, что эта власть далеко не безгранична. Пределы русофобской и антироссийской политики – в осознании общерусского и православного единства великороссов и малороссов. Поэтому для окончательного отрыва – сначала духовного, затем политического – Украины от России наносятся удары по русскому языку и Православной Церкви.

http://religare.ru/2_56461.html

Архив Пн В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви явил обретенный чудотворный образ и совершил Литургию в Успенском соборе Кремля 4 ноября 2023 г. 13:38 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В этот день в России отмечается государственный праздник День народного единства.  Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Успенский собор Московского Кремля с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. У врат Успенского собора секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков и благочинный Воскресенского церковного округа Московской (городской) епархии , настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы протоиерей Александр Дасаев приняли великую святыню и перенесли на престол в алтаре Успенского собора.  После входных молитв и облачения Его Святейшества чудотворную Казанскую икону вынесли из алтаря на солею. Поднявшись на солею, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал об обретении чудотворного Казанского образа Божией Матери, перед которым молились князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Икона была украдена в 1918 году из Казанского собора на Красной площади г. Москвы. Место ее нахождения до последнего времени оставалось неизвестным.  Святейший Патриарх Кирилл благословил чудотворным образом Божией Матери участников богослужения. При пении величания икона была перенесена на аналой в центре Успенского собора.  За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Григорий , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; протопресвитер Владимир Диваков; протоиерей Александр Дасаев; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; протоиерей Феодор Рожик, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе г.

http://patriarchia.ru/db/text/6074511.ht...

Архив Пн Разъяснение о совершении чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в монастырях и на приходах 24 августа 2023 г. 20:50 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопрос Возможно ли совершение чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня во всех монастырях и на любых приходах? Ответ Совершение священнодействия воздвижения Креста на праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения) является возможным во всяком храме, если игумен обители или настоятель прихода считает это полезным. В отличие от соборных храмов, в храмах с небольшим штатом духовенства данное священнодействие может совершаться с теми или иными упрощениями по сравнению с полным чином. Разъяснение ответа Согласно современной практике Русской Православной Церкви, чин воздвижения Креста в конце всенощного бдения праздника Крестовоздвижения совершается только в соборах, а с благословения епархиального архиерея — также в некоторых монастырях и приходских храмах. Однако в практике других Поместных Церквей этот чин совершается вообще во всяком храме. Такое различие практик имеет древние корни. Еще в начале XIV в. среди вопросов, направленных в Константинополь епископом Подонским (Переяславским) и Сарайским Феогностом, было вопрошание о допустимости совершения чина воздвижения не только архиереями — очевидно, в русской практике того времени чин воспринимался как преимущественно архиерейский, даже несмотря на прямое указание принятого в ту эпоху на Руси Студийско-Алексиевского устава о совершении чина священником. В свою очередь, Иерусалимский устав, который уже в XIV в. был основным регулятором богослужения как в греческих, так и в славянских Церквах (в частности, на Руси — с конца XIV в.), однозначно предписывал совершать чин воздвижения повсеместно. Видимо, этим следует объяснить требование свт. Киприана Московского — выходца из Болгарии — воздвигать Крест во всяком храме, даже если там будет только один лишь священник: «А на Воздвижение Честнаго Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» 1 .

http://patriarchia.ru/db/text/6053314.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010