Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник богословия Слово в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого  11.02.2023 661 Время на чтение 6 минут Фото: czerkovnyj.ru Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Это та неизреченная тайна Бога и Церкви, которая говорит о том, что, подобно тому, как три ипостаси во Едином естестве — Бог наш, так и тайной Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас церковные учители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви — учительское. Все мы призываемся в этот день к тому, чтобы осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы — «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». За Божественной Литургией мы исповедуем Символ нашей веры прежде, чем вступить во Святое Святых — в Божественную Евхаристию. И прежде чем приобщиться Святых Христовых Таин, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим — тайну, которую не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный, сущий на небесах. Это ключ к пониманию того, что являют своей святостью святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их учительство сопряжено именно с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един свят, — к Богу нашему, и без этого, хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. «Тайна богословия заключается в том, — учит преподобный Силуан, — что человек совершенный никогда и ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог». Тайна богословия в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что, по милости Божией, он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему — вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимися Богу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/11/pr...

Именины в июне, православные праздники в июне На 2 июня в этом году выпадает переходящий двунадесятый великий праздник Вознесения Господня, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Праздник был установлен в честь восшествия Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. 1 июня, 2011 На 2 июня в этом году выпадает переходящий двунадесятый великий праздник Вознесения Господня, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. Праздник был установлен в честь восшествия Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии. Чьи именины в июне? Какие православные праздники проходят в июне? Подробный список всех женских и мужских имён по датам Вы можете увидеть в данной статье! Именины в июне (как назвать мальчиков и девочек в июне) Именины в июне: 1 — Александр, Анастасия, Антон, Валентин, Василий, Виктор, Георгий, Дмитрий, Иван, Игнатий, Ипполит, Корнилий, Максим, Матвей, Митрофан, Михаил, Николай, Павел, Сергей. 2 — Александр, Алексей, Иван, Иосиф, Никита, Тимофей. 3 — Андрей, Елена, Касьян, Кирилл, Константин, Михаил, Федор. 4 — Владимир, Даниил, Захар, Иван, Макар, Михаил, Павел, Софья, Федор, Яков. 5 — Афанасий, Евфросиния, Леонтий, Мария, Михаил. 6 — Григорий, Иван, Ксения, Никита, Семен, Степан, Федор. 7 — Елена, Иван, Иннокентий, Федор. 8 — Александр, Георгий, Елена, Иван, Карп, Макар. 9 — Анастасия, Давид, Иван, Иона, Леонид, Леонтий, Нил, Петр, Федора, Ферапонт. 10 — Денис, Дмитрий, Елена, Захар, Игнатий, Макар, Никита, Николай, Павел, Петр, Софрон. 11 — Александр, Андрей, Иван, Константин, Лука, Мария, Фаина, Федот, Феодосия. 12 — Василий. 13 — Борис, Николай, Поликарп, Роман, Филипп, Христина. 14 — Валериан, Василий, Вера, Гавриил, Давид, Денис, Иван, Павел, Харитон. 15 — Иван, Никифор. 16 — Афанасий, Денис, Дмитрий, Лукьян, Михаил, Павел, Юлиан. 17 -Иван, Мария, Марфа, Мефодий, Митрофан, Назар, Петр, София. 18 — Игорь, Иона, Константин, Леонид, Марк, Михаил, Никандр, Николай, Петр, Федор. 19 — Виссарион, Георгий, Иларион, Иона, Сусанна, Фекла. 20 — Александр, Алексей, Антон, Афанасий, Валентин, Валерия, Вениамин, Виктор, Владимир, Григорий, Зинаида, Иван, Игнатий, Лев, Мария, Михаил, Николай, Павел, Петр, Степан, Тарас, Федот.

http://pravmir.ru/imeniny-v-iyune/

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 6 – Праздники и Посты Православные праздники Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Пасха – праздник праздников. Главные праздники года (их двенадцать, и называются они поэтому двунадесятые): Рождество Христово, Крещение Господне, или Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы. Другая степень – великие праздники. К ним относятся: Обрезание Господне, собор апостолов Петра и Павла, Покров Богородицы, собор Архангела Михаила, память святителя Николая и другие. Множество праздников связаны с именами святых. Из них одни более торжественны, другие менее. Это зависит от национальных и исторических причин. Также много праздников в Русской Православной Церкви в честь Богородицы, ради Ее чудотворных икон. Для каждого праздника написаны свои песнопения. Среди них главные – тропарь и кондак . Они передают в сжатом виде смысл празднуемого события. Эти тропари помещены в конце описания каждого праздника. Рождество Христово Празднуется всегда 7 января (25 декабря по старому стилю), через 9 месяцев после Благовещения Пресвятой Богородицы Праздник Рождества Христова – самый радостный и торжественный праздник в году, уступающий в торжестве только Пасхе. Рождеству предшествует пост, рождественский, или филипповский, в 40 дней. Канун Рождества, день строгого поста, именуется Сочельником. Это наименование связано с сочивом – едой, состоящей из вареного зерна и ягод. Традиционно сочиво – единственная еда, позволительная в сочельник. Обычно до первой звезды не едят, то есть постятся. Под первой звездой понимают первую появившуюся на небе звезду вечерними сумерками. Однако в церковном обиходе под звездой иногда понимают момент наступления праздника Рождества Христова, когда в сочельник после литургии впервые поют рождественский тропарь “ Рождество Твое, Христе Боже наш... ”. В этот момент все духовенство выходит на середину храма, к иконе Рождества. Перед ними несут большую свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам Богомладенца. Вот до этой “звезды” и не едят.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Крещенское шоу Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему что все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год. 18 января, 2013 Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему что все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год. Крещение Господне  подается в обществе, на мой взгляд, как забавное шоу. По количеству упоминаний в СМИ, этот праздник значительно превосходит куда более значимый праздник Рождества. Сначала идет перечисление всех народных примет, потом способов гаданий и ворожбы, затем советы бывалых «моржей», и наконец, веселая картина проруби. И конечно, все дело именно в «картинке», которую легче протолкнуть в эфир, чем долгие и непонятные церковные службы… И шоу это состоит из двух частей: раздача воды, и купание. Конечно, можно продолжать ёрничать по поводу утверждения верующих, что простая вода после освящения в Крещенский сочельник приобретает чудесные свойства. Мол, все это сказки для бабуль. Но вот я лично провел эксперимент (не то чтобы очень усомнился, просто так получилось), взял в храме на праздник Крещения Господня воды, которая простояла у меня в бутылке из-под кока-колы больше года и… не испортилась. Среди православных верующих существует благочестивое правило, по которому человек пьет ее по утрам, после прочтения утренних молитв. Необходимо кропить себя святой водой при возникновении греховных влечений, плохом самочувствии, раздражительности…Освященная в этот праздник святая вода называется по-гречески «агиасма», то есть святыня. Но все это, конечно, для очень сильно продвинутых прихожан, а для нас, грешных, конечно же, этот день – интереснее и красочное шоу… Водосвятный молебен Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему-то все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год.

http://pravmir.ru/kreshhenskoe-shou/

Литургическое освещение праздника Рождества По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для ночлега. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа. «Вертеп показался Ей прекрасной палатой». 30 декабря, 2004 По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для ночлега. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа. «Вертеп показался Ей прекрасной палатой». Церковные песнопения и каноны, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены знаменитыми песнопевцами Церкви, святыми Константинопольскими архиепископами: Григорием Богословом, Анатолием и Германом; святым Андреем, архиепископом Критским, преподобным Иоанном Дамаскиным, св. Космою, епископом Маиумским, инокиней Кассией и другими. Произведения названных богословов прекрасны поэтическими образами, безграничной глубиной богословского умозрения и силой чувства. Идейное содержание этих творений в целом представляет историко-богословское изображение тайны Рождества Христова. Песнопения праздника упоминают также о переписи иудеев кесарем Октавианом Августом, о путешествии Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии в Вифлеем, излагают некоторые подробности Рождества Христова и кратко замечают о бегстве Святого семейства в Египет от царя Ирода. Основываясь на Евангельском повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого рода и вдохновенно призывают к духовному торжеству и ликованию. По сравнению с Евангелием, литургическое раскрытие истории настоящего праздника закономерно отличается некоторыми особыми свидетельствами. Например, здесь мы встречаем слова Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами. Другой пример. В Евангелии не поясняется, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослужебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-osveshh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК в древнерус. художественной культуре руководство для художников, содержащее все необходимые сведения для написания икон и стенописи. Слово «подлинник» в древнерус. письменности известно только в значении подлинного (истинного) текста, в т. ч. точного описания объекта, служащего руководством при его воспроизведении. В «Пискарёвском летописце» под 1598 г. подлинник как самостоятельный источник фигурирует одновременно с визуальным образцом (в данном случае архитектурным): «…образец был древяной, сделан по подлиннику, как составляется святая святых» (Словарь рус. языка XI-XVII вв. М., 1989. Вып. 15. С. 278). Основные статьи И. п.- описание иконографии святых и праздников, к-рые в большинстве руководств расположены согласно церковному календарю. Дополнительные статьи содержат описания праздников переходящих дат, обликов Спасителя, Богоматери и святых, композиции «Страшный Суд», икон святых с «деяниями», изображений пророков и праотцев по их составу в иконостасах с приведением текстов на их свитках, Св. Софии Премудрости Божией, сивилл и древних философов, аллегорий месяцев, а также в И. п. входят статьи богословского, астрономического и художественного характера, технические наставления. В разных списках И. п. состав и число добавочных статей неодинаковы, иконографии святых, как и иконографии праздников, варьируются, большинство святых описано по подобию, в сравнении с широко распространенными образами почитаемых святых. Описания весьма краткие, особое внимание уделено типу бороды и прически, цвету одеяний. По составу святых и праздников, а также по характеру их описания И. п. разделяются на неск. типов. И. п. краткой редакции, возникновение к-рой связывают с Новгородом ( Григоров. 1887. С. 46-50), отличаются описанием одного святого на один календарный день и краткостью текста. Наиболее древние памятники этого типа: 2-й пол. XVI в. (?) из собрания М. П. Погодина (РНБ.

http://pravenc.ru/text/389064.html

Можно ли говорить о единении христиан вне благодати и истины? Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. – Мы только что отпраздновали великий праздник Крещения Господня, или Богоявления. Дивный это праздник! «Все таинства христианския», говорит о нем святитель Феофан Вышенский : «сияют здесь Божественным светом своим и  просвещают  умы и сердца с верою совершающих сие великое празднество» («Мысли на каждый день года», стр. 12). Потому то и самый праздник этот в церковном уставе нашем так и называется  «просвещением». В чем же состоит это «просвещение»? Оно состоит в озарении и освящении умов и сердец наших  благодатью и истиною,  принесенными Самим Воплотившимся Сыном Божиим Единородным на землю для спасения людей, как об этом свидетельствует в начале своего Евангелия возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов:  «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины»... " и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»  ( Иоан. 1, 14, 16–17 ). Когда Христос родился, об этом узнали лишь очень немногие из людей. Только в день Своего крещения Он явно и открыто для всех выступил на то Свое великое служение, ради которого Он и воплотился, почему Св. Церковь в своих песнопениях именует праздник Крещения Господня, или Богоявления, «светлейшим» и «славнейшим»  днем, по сравнению даже с великим и столь радостным для нас праздником Рождества Христова, и, ликуя, поет:  «Явися Спас – Благодать и Истина во струях Иорданских, и сущыя во тьме и сени спящыя просветил есть: ибо прииде и явися Свет неприступный»  (Светилен). Какая же именно «благодать» и «истина» дарованы нам в день Богоявления? Что именно произошло важного для нас в день этого «светлейшаго» и «славнейшаго» праздника? В этот день безгрешный Христос принял крещение от Иоанна в водах Иорданских для того, чтобы в Своем лице омыть грехи всего человечества, взятые Им на Себя по неизреченному человеколюбию. В этот день Владыка небесе и земли подклонил Свою выю и принял крещение  от раба,  чтобы дать пример  смирения  соблюдением общего для всех людей установленного им закона крещения, дабы исполнить этим «всякую правду» ( Матф. 3, 15 ) и собственным примером освятить это великое таинство духовного возрождения, без которого невозможен вход в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пасха. Светлое Христово Воскресение Пасха Христова – торжество из торжеств. Об этом говорит в своем слове и св. Епифаний Кипрский : «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху Великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает торжествовать ее землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное». Св. Григорий Богослов в своем 45-м слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых, восстаньте с Ним и вы, Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». Слово «Пасха» ведет свое начало еще от ветхозаветного праздника Пасхи, который в свою очередь так назван был от еврейского слова «песах» («проходит мимо») – для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства. Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо. В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви: «...Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия» 187 . История праздника Праздник Пасхи установлен уже в Апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления, и вводится новое название – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Пасхальное интервью Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия Каким образом простые рыбаки смогли распространить по всему миру весть о Воскресении Христовом? Почему на Пасху не отпевают усопших? Нужно ли поститься перед Причастием в дни Светлой седмицы? 20 апреля, 2017 Каким образом простые рыбаки смогли распространить по всему миру весть о Воскресении Христовом? Почему на Пасху не отпевают усопших? Нужно ли поститься перед Причастием в дни Светлой седмицы? Каким образом простые рыбаки смогли распространить по всему миру весть о Воскресении Христовом? Почему на Пасху не отпевают усопших? Нужно ли поститься перед Причастием в дни Светлой седмицы? Ответы на эти вопросы Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дает в интервью официальному изданию Украинской Православной Церкви «Церковной православной газете». Сердцевина веры — Ваше Блаженство, ежегодно во время пасхальных песнопений мы слышим такие слова: «Праздников праздник и торжество из торжеств». Что же значит праздник Пасхи для современного человека? — Слово «пасха» происходит от еврейского «песах», что значит «прошел мимо». Речь идет о далеких ветхозаветных событиях, когда Ангел Господень миновал еврейские дома, уничтожая всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота (Исх. 12:29). У христиан этот праздник приобрел иное значение: переход от смерти к жизни, от земли к небу. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5:7). До прихода в мир Спасителя смерть властвовала над человеком вследствие его отпадения от Источника Жизни… — Но ведь сегодня люди тоже продолжают умирать. Что же изменилось после Христова Воскресения? — Искупив наши грехи на кресте, Господь Своим Воскресением открыл путь в Царство Небесное. Поэтому праздник Святой Пасхи — самый великий и радостный для христианина. Жизнь уже приобрела новый смысл, она исполнилась великой надежды, а смерть потеряла свою силу и власть. Каждый из нас призван к тому, чтобы стать участником великой духовной победы, которую совершил Господь наш Иисус Христос. Его Воскресение — сердцевина нашей веры. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15:17). После Воскресения Христова смерть в ее собственном смысле (как разрыв человека с Богом) уже утрачивает свою безусловность: она зависит от выбора самого человека. Кто выбирает жизнь с Богом, тот получает жизнь вечную.

http://pravmir.ru/pashalnoe-intervyu-bla...

Патриарх Кирилл: Если бы Богородица не помогала, зачем собираться во множестве в этот день в храме? 14 октября, 2017. Новостная служба Зачем просить Пресвятую Богородицу? К пересохшему колодцу за водой не ходят 14 октября. ПРАВМИР. В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Патриарх Кирилл совершил утреню всенощного бдения в соборе святого благоверного князя Александра Невского г. Ижевска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Викторин! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Владимирович, губернатор Удмуртии! Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно всех вас приветствую и искренне рад помолиться сегодня вместе с вами. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — особенный праздник. Он установлен в честь события, которое произошло в Византии, но так уж получилось, что там, где оно произошло, этот праздник уже никто не празднует. Константинополь был окружен, у его жителей не оставалось шансов выдержать осаду, но по молитвам верующих явилась Божия Матерь, и это настолько окрылило жителей Константинополя, что они уже не боялись смерти и были готовы защищать свой город. Однако предстательством Божией Матери пред Ее Божественным Сыном враг снял осаду и ушел. Эта история так потрясла наших благочестивых предков, что они установили праздник в честь этого события, торжественно отмечаемый именно в Русской Православной Церкви. По церковному уставу богослужение в этот день совершается так же, как в двунадесятые праздники года. Мы выражаем Божией Матери свою любовь и одновременно — веру в то, что, как Она помогла жителям Константинополя в ответ на их молитву, так и сегодня Она может помогать нам. И ведь помогает! Если бы не помогала, то зачем же собираться во множестве в этот день в храме? Зачем просить Пресвятую Богородицу? К пересохшему колодцу за водой не ходят. Увидят, что сухой, — второй раз уже не придут. То же самое — и в духовной жизни. Если человек обращается к Богу, если он взирает на небо, если просит, но не чувствует ответа, — то нет и связи человека с иным миром, с миром Божественным. Такой человек в Бога не верит, но это не значит, что он прав, потому что множество других людей эту связь реально чувствуют и многие события своей жизни связывают именно с ответом неба на их молитвы и прошения.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-esli-b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010