В.В. Петров ЧАСТЬ II. ТРУДНОСТЬ XLI: ЕЕ ΣΚΟΠΟΣ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОЧНИКИ Теперь мы можем перейти к основной части исследования: анализу собственно Трудности XLI. И первым делом ответим на вопрос о том, что составляет её содержание и цель. 2.1. Что комментируется в Трудности XLI? Иногда, не вдумываясь в текст Трудности XLI, но отправляясь от комментируемой в ней фразы Григория Богослова «обновляются естества», полагают, что Максим Исповедник ведет речь о таинстве Крещения. В самом деле, искомые слова принадлежат Слову на святые Светы Григория, т.е. проповеди на праздник Крещения Христа. Однако говоря об «обновлении естеств», Григорий Богослов подразумевал Рождество Христово. Имеются глубокие исторические корни у того, что в проповеди о Крещении Григорий вспоминает о Рождестве, что и сегодня об «обновлении» говорится и на Крещение, и на Рождество. Эти праздники связаны изначально. На заре христианства и рождение Бога во плоти, и Его крещение, при котором на Его божественность было указано голосом с небес, понимались как Богоявление, которое отмечалось 6 или 10 января. Отдельное празднование Крещения появляется сначала вне Церкви, в среде гностиков 166 . Разные Церкви продолжали отмечать единый праздник Богоявления еще достаточно долго. Например, когда Иоанн Кассиан пишет около 400 г. об особенностях церковного празднования Богоявления в Египте, он отмечает существование смешанной традиции, говоря, что сей день «в этой провинции священники считают либо Крещением Господним, либо Рождением Его по плоти, а потому отмечают не двояким празднованием, как на Западе, но в один день» 167 . В Александрии праздник Рождества на 25 декабря был введен только в 432 г. 168 Эта связь праздников сохраняется и поныне 169 (при этом, если сравнить тексты современных праздничных служб, в праздник Крещения Господня упоминаний об обновлении человеческого естества примерно вдвое больше, чем на Рождество Христово 170 ). Для каппадокийских отцов Рождество и Крещение уже стали (в том числе и посредством личных усилий Григория Богослова ) разными праздниками. Тем не менее, эти торжества были тесно связаны друг с другом, так что не случайно, говоря о Крещении, оба Григория вспоминают о Рождестве 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В Иерусалиме торжественно отмечают праздник Святой Троицы Иерусалим, 16 июня 2008 г. Торжественно отмечает Святой град Иерусалим праздник Святой Живоначальной Троицы, который, по давно установившейся традиции, продолжается здесь, на Святой земле, 3 дня, с воскресенья по вторник. В первый день Святой Троицы духовенство Иерусалимской Православной Церкви совершило ночное Богослужение на Голгофе, в Храме Гроба Господня. В нем приняли участие многочисленные паломники, сообщает Седмица.Ru . Затем утром уже у самого Гроба Господня службу возглавил Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Блаженнейший Феофил. По принятому обычаю литургия служилась в приделе Святого Ангела Кувуклии Гроба Господня, украшенной многими горящими свечами и лампадами. Среди священнослужителей, сослуживших Патриарху Феофилу, были арабы и русские, в частности — начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев), читавший в чине Троицкой вечерни с коленопреклонениями положенные в этот день молитвы на церковно-славянском языке. В это же утреннее время в Иерусалиме торжественные богослужения состоялись и в русском Горненском женском монастыре, принадлежащем Московской Патриархии, в женском Русском Гефсиманском монастыре и Русском монастыре Вознесения Господня, находящихся в ведении РПЦЗ, а также в русском Троицком соборе Русской Духовной миссии. К своему главному храмовому празднику Троицкий собор был благолепно украшен цветами и пальмовыми ветвями. Зеленью были оформлены и большие иконы в алтарной части храма, среди которых — величественные образа Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на Апостолов. Торжественное праздничное богослужение в Троицком соборе возглавил митрополит Днепропетровский и Павлогорадский Ириней. Ему сослужили прибывшие с ними с Украины священники и духовенство Русской духовной миссии. Стройное пение небольшого по составу хора Русской Духовной миссии, доставило истинное утешение многочисленным паломникам, специально прибывшим на праздник из России, Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravoslavie.ru/26890.html

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Кремля Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Платон Конухов. Звук: Александр Бригадов. 4 ноября 2016 г. 15:35 4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. В этот день в России отмечается государственный праздник День народного единства. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Силуана (Шаларя) во епископа Орхейского, викария  Кишиневской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата; митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия ( Кипрская Православная Церковь );  архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва ;  епископ Кагульский и Комратский Анатолий ;  епископ Унгенский и Ниспоренский Петр ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Сиэтлийский Феодосий , викарий  Сан-Францисской епархии ;  епископ Единецкий и Бричанский Никодим ;  епископ Сорокский Иоанн , викарий Кишиневской епархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник  Данилова ставропигиального монастыря ; архимандрит Никанор (Папаниколау), духовник православного телеканала «4 эпсилон» (Элассонская митрополия  Элладской Православной Церкви );  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Вадим Кейбаш, секретарь Кишиневско-Молдавской митрополии;  архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; духовенство  Православной Церкви Молдовы  и г. Москвы. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Молдова в Российской Федерации Думитру Брагиш, председатель правления Союза предпринимателей Евразийского экономического пространства «Деловой союз Евразии» П.П. Бородин, ректор Российского государственного социального университета Н.Б. Починок, представители дипломатических миссий и государственных организаций.

http://patriarchia.ru/db/text/4661029.ht...

Владимир Легойда в гостях у Стиллавина (стенограмма программы " Пропаганда " на радио " Маяк " ) 15 февраля 2012 Об Иоанне Охлобыстине, политике и вере, богатстве Церкви и новом налоге на роскошь, Сретении и новой книге «Звезды о небе» говорил с ведущими программы «Пропаганда» на радиостанции «Маяк» главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО и председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда. Сергей Стиллавин: Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви и профессор МГИМО. Володя пришел в том числе и для того, чтобы рассказать нам о книге, которая совсем-совсем скоро выходит, называется она «Звезды о небе» и в том числе, я очень заинтересовался этим изданием, потому что там будет статья, которую когда-то давно написал Гена Бачинский и мы об этой книге тоже, естественно поговорим и о других любопытных вопросах. Я хочу, например, поинтересоваться у Владимира Романовича его взглядом, наверное, изнутри на тему политической судьбы Ивана Охлобыстина. Но об этом поговорим чуть-чуть позже, но самое главное, сегодня - праздник великий, да, Сретение. Владимир Легойда: Сретение. Сергей Стиллавин: Да, Володя, Вас с праздником. Владимир Легойда: Взаимно. Сергей Стиллавин: И расскажи нам, пожалуйста, поскольку ты и светский человек, и внутри Церкви находишься, ну объясни людям, которые, может быть, не получили духовного образования, чтобы разбираться в этих вещах. Потому что я уверен об этом празднике все слышали, ну а что это такое, в честь чего, да, история, расскажи, пожалуйста. Владимир Легойда: Праздник замечательный, мне кажется, очень интересно, что мы в том числе и поговорим о книге, которая в принципе вся посвящена в каком-то смысле вот этому празднику. Вообще слово «сретение» — слово славянское, которое означает «встреча».  И праздник, как любой церковный праздник, тем более, как праздник укорененный в Евангелии, в Священном Писании, он имеет очень много смыслов. Ну, что произошло, сначала с этого начнем.

http://old.sinfo-mp.ru/vladimir-legojda-...

День Константина и Елены на Крите: праздник в храме шаговой доступности РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_86683.html 03 июня 2011 Ольга Гуманова День Константина и Елены на Крите: праздник в храме шаговой доступности Источник:  Православие и мир Этот храм я обнаружила в первый же день по приезде в критскую Ханью, когда решила прогуляться по ночному городу и немного заблудилась – свернула не на нужную мне улицу, а на параллельную ей. Из темноты перед глазами возникла явно церковная ограда, а над ней в воздухе пронеслась стайка летучих мышей. Пытаясь разглядеть диковинных для жителя Севера ночных тварей, я увидела очертания большого современного собора. " Церковь святых Константина и Елены " , – гласила надпись у калитки. Имя святого императора носит и улица, на которой находится храм. Я еще вернулась туда в праздник Преполовения Пятидесятницы и увидела, что внутри храма установлены строительные леса и идет роспись фресками в поздневизантийском стиле – на стенах постепенно появляются лики мучеников, святителей, преподобных. Дворик храма – очень уютный, там растут финиковые пальмы, лимоны, апельсины и розовые кусты, под деревьями установлены столы для настольного тенниса и шахмат, за которыми постоянно проводят время дети из соседней школы и мужчины из близлежащих домов. Своего рода клуб по интересам – в любое время дня кто-нибудь обязательно пьет за шахматной партией кофе и обсуждает последние новости. На территории храма находится и культурный центр под названием " Константинуполиада " , где работают различные детские кружки и студии – их расписание вывешено на стенде у церковных ворот. " Ты откуда? " – спрашивает священник, услышав мое " Алитос анести! " с акцентом, и, узнав, что я из России, долго кричит мне вслед: " Пу-тин! Пу-тин! " Черно-белый кот, подняв хвост трубой, важно шествует по церковному двору меж лежащих на земле и нисколько его не интересующих апельсинов – умиротворенный и неторопливый, как сама жизнь в Ханье, которую местные жители называют " большой деревней " .

http://religare.ru/2_86683_1_21.html

До революции, начиная с 1911 года, праздник проходил по всей России несколько раз в год. Сначала он возник как «Белый цветок» — в помощь больным туберкулезом, потом появились такие разновидности, как«Розовый цветок» — в помощь многодетным, «Колосок ржи» — в помощь голодающим и т.д. «Белый цветок» имел большую поддержку со стороны аристократии и, в частности, царской семьи. Государыня императрица Александра Феодоровна и ее дочери сами изготавливали поделки, рисовали открыточки, расписывали вазы. Благодаря кинохронике мы можем увидеть, как Александра Федоровна раздает свои изделия с таким расположением, с такой радостью! Люди покупали все это за пожертвования на благотворительной ярмарке, на которой у царской семьи был свой стол. И сегодня тоже в Марфо-Мариинской обители собрались люди разных положений и возрастов. Здесь были и представители православных приходов и школ, и статусные дамы. — В Москве праздник вновь возрожден и проходит впервые? — По большому счету праздник не сегодня возродился и не мы его возрождаем. В последние годы день «Белого цветка», как и другие традиции церковной и светской благотворительности, разрушенные в годы лихолетья большевиками, возрождается в разных городах России и Украины. СМИ сообщают о проведении праздника в Ялте, Екатеринбурге, Угличе, Нижнем Новгороде, Курске, Архангельске, Саранске, Белгороде, Самаре, Калуге, Кировограде, Кемерово, Сургуте, Томске, Волгограде, Орле и т.д. Мы задумали провести праздник еще весной, так как 100 лет назад «Белый цветок» именно весной прошел в Москве, которая оказалась даже более сердобольной, чем Санкт-Петербург и другие города России. Здесь тогда собрали очень много средств. Но весной не получилось, и поэтому все было отложено до сентября. — Промыслительно, что юбилей праздника состоялся в Москве 25 сентября — за два дня до празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Именно в честь этого праздника назван императорский храм в Ливадийском дворце Ялты, где до 1917 года «Белый цветок» проходил ежегодно. С 2005 года он организуется приходом храма в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня…

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1634292...

«Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта – популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности. Проект реализуется на средства Президентского гранта заявки: 17-1-003764). Текст лекции История праздника Рождества Христова. Праздник Рождества Христова второй по значимости, величине и своей известности в православной церкви. Самый главный праздник, конечно же, Пасха. Рождество Христово формально входит в число двунадесятых праздников , но ясно, что оно среди них выделяется. Однако следует сказать, что праздник Рождества Христова (именно как праздник) не является изначальным. Оно не сразу вошло в церковный календарь, в отличие, например, от Пасхи, с которой связано само возникновение церкви. Церковь появилась как собрание учеников, уверовавших в воскресшего Христа, поэтому Пасха «равно» церковь, а церковь в каком-то смысле «равно» Пасха. Однако с Рождеством Христовым все несколько сложнее. Может быть, кому-либо из вас доводилось присутствовать на лекциях Юрия Ивановича Рубана в Петербурге? Юрий Иванович – кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент Минской духовной академии. Он пишет книги, статьи, где в том числе обращается к истории праздника Рождества Христова. Он показывает — да и не он один, я упоминаю о нем, поскольку этот человек является нашим современником и соотечественником — каким непростым был путь этого праздника в православный календарь.

http://texts.aquaviva.ru/sorokin-lectio/

«За веру православную стою…» Козьма Минин Размышления на праздник 4 ноября, 2014 Размышления на праздник Десятилетие назад этот день стал государственным праздником – взамен 7-му ноября. Выбрали 4-е ноября во многом случайно. Просто не хотели, чтобы праздник, связанный с освобождением Москвы от поляков, совпадал с днём Октябрьской революции. А праздник можно было назначить на любой из дней первой декады ноября. Ну, 4-е так 4-е. Лишний повод вспомнить о народном подвиге, да и Казанская, как-никак. В начале 17 века «спор славян между собою» зашёл далеко. Немало острых вопросов следовало разрешить в те годы. Сохранит ли Русь независимость? Сохранится ли православное московское царство? Кто станет центром притяжения восточнославянских народов? Бороться за будущее приходилось в условиях безвластия, смуты, когда Русь раздирали не только иноземные захватчики, но и местные авантюристы. Разбойники, самозванцы… В этой ситуации страдало крестьянское большинство, да и жители крупных городов (в первую очередь – москвичи) испытывали опасность грабежей и голода. Кто встал за Русь в те дни? По-своему боролись монахи, казаки, воины. Во дни роковые Русь не смогли уберечь те, кому это положено «по штату». Дворянство и его высшая элита – боярская аристократия – запуталась в годы династического кризиса. Не могли сделать выбор между верностью государю и государству и феодальной самостийностью. От такой самостийности до предательства и вероотступничества – один шаг. После расцвета самодержавия, который пришёлся на годы правления кроткого царя Феодора Иоанновича и первые годы царствования Бориса Годунова, наступил затяжной кризис. Элита оказалась бессильной перед польской опасностью. По большому счёту, бояре готовы были служить польскому монарху, только хотели выторговать себе новые привилегии. Нам повезло, что к польскому владычеству непримиримо относились духовники Руси, наше священство, ещё не расколотое Никоновыми преобразованиями. Среди самых ярких героев сопротивления – как минимум, два церковных иерарха. Это – святой патриарх Гермоген и архимандрит Дионисий, игумен Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Один князь Рюрикова дома – Дмитрий Пожарский. Ещё – один мужик, ставший символом борьбы за русского царя – Иван Сусанин.

http://pravmir.ru/za-veru-pravoslavnuyu-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Главный государственный праздник Ко дню народного единства 02.11.2016 963 Время на чтение 5 минут 4 ноября (по новому стилю) 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, разбив поляков, с иконой Казанской Божией Матери вошли в Китай-город. Оккупанты укрылись в Кремле, однако уже на другой день, видя, что сопротивление бесполезно, подписали капитуляцию, и древняя первопрестольная столица Святой Руси была полностью освобождена от захватчиков. В честь этой Великой победы русского народа над польско-литовскими интервентами в 1630-е годы на Красной площади был построен Казанский собор. А в 1649 году царь Алексей Михайлович Романов распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, в день ее явления в граде Казани (21 июля по новому стилю), но и 22 октября (4 ноября по новому стилю). Больше того, по этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. И только в 2004 году этот день снова стал государственным праздником - Днем народного единства. День народного единства как нельзя лучше соответствует своему названию и является большим государственным праздником. Прежний же, самый главный праздник страны Советов - « день 7 ноября - красный день календаря» (день Октябрьской революции) - трудно назвать днём примирения и согласия, наоборот он стал черным в истории нашего Отечества и последним днем великой Российской империи. Этот день принес нашему народу неописуемые горе и страдания, привел к Гражданской войне, к гибели многих миллионов наших сограждан. День же 4 ноября, ставшим днем празднования Казанской Божией Матери, принес в 1612 году освобождение Москвы от иноземных захватчиков, объединил народ и прекратил братоубийственное кровопролитие Смутного времени. Божия Матерь, ее святой чудотворный образ, явленный в городе Казани в 1579 году, безусловно, были главными виновниками победы в войне 1612 года, как и в последующих войнах нашей страны с иноземными захватчиками.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Володин: «Слава Богу, что такой праздник все-таки есть» Но вместе с тем, считает пастырь, время празднования «Дня семьи, любви и верности» выбрано не очень удачно 08.07.2010 463 «Мне кажется, что реализация этого праздника вышла не очень удачной. У нас ведь нередко бывает так, что сначала что-то сделают, а потом уже думают. Так получилась, к сожалению, и на этот раз – вначале учредили праздник, а потом стали думать, как его проводить, как его осмысливать, какое значение в него вкладывать», - сказал в интервью «Русской народной линии» духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководитель Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирик прихода Преображения Господня в Лигово, отец троих детей иерей Алексий Володин , выказывая свое отношение к отмечаемому сегодня в России «Дню семьи, любви и верности» . «На мой взгляд, - продолжил пастырь, - нужно было сделать несколько не так. Ведь этот праздник вводился первоначально как некая антитеза западному " Дню святого Валентина " , для чего и были выбраны святые Петр и Феврония, славные, прежде всего, своей верностью. Но для семейного праздника выбор этой даты кажется неуместным, так он всегда будет выпадать на Петров пост. Как известно, многие в этот день теперь стремятся заключить браки, но по уставу Церкви это в принципе невозможно, причем, ни в каком году. Да и семейные торжества отмечать в постный день тоже не очень-то хорошо. Ведь церковный устав, если следовать ему во всей строгости, предписывает нам в этот день сухоядение до самого вечера, поэтому говорить об участии православных в каких-то праздничных мероприятиях не приходится». «Почему бы, например, было не выбрать для семейного праздника день памяти других святых, который бы приходился не на пост, например, Кирилла и Марии Радонежских? Ведь они – настоящий образец православной семьи, воспитавшей троих детей, один из которых – преподобный Сергий Радонежский. Современному человеку зачастую трудно понять, чем семья отличается от сожительства или совместного времяпрепровождения двух людей. А отличается она, прежде всего, наличием детей, так как сожительство, как правило, детей не предполагает. Смысл брака – принесения плода, а плод – это дети. А в нынешнем празднике, символом которого выбраны святые Петр и Феврония, акцента на детях нет совершенно. К тому же памяти святых Кирилла и Марии посвящены три дня в году и все они выпадают не на постное время, что позволяет совершать браки», - заметил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/08/ie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010