Часть I. Праздники и дни церковные непереходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы Праздники Господни Важнейшие праздники в Прав. Церкви суть Господни, a no них – праздники Пресв. Богородицы. Праздники Господни установлены в память важнейших событий, относящихся к земной жизни и страданиям воплотившегося Сына Божия и к явлениям Божества. Праздники Господни в память спасительных событий, относящихся к земной жизни воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа и к явлениям Божества День Рождества Христова 25 декабря (7 января) Событие Рождества Спасителя За 5508 лет до Рождества Христова Сам Бог , за преступление заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по Своему великому милосердию обещал им Спасителя ( Быт.3:15 ) и сие обещание неоднократно повторял ( Быт.22:18 ; 2Цар.7:12–13 ), чтобы приготовить людей к принятию Его. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. Седмины Данииловы оканчивались. Наступило четвертое, железное царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова ( Быт.49:10 ), наконец отнят был навсегда из дома Иудова со времени покорения Иудеи римлянами. В мире водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков Исаии ( Ис.2:4 ) и Михея ( Мих.4:3, 5:5 ), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи человеков без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его св. законов и в примирении с Ним. «Мудрый Создатель, – говорит Церковь , – опять восстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей божественной жизни» 53 . Можно сказать, что вся вселенная 54 , на основании Божественного Откровения и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала Небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехою языков ( Быт.49:10 ; Лк.2:25, 38 ). Перед рождением Мессии римский император Август, во власти которого была и покоренная Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1. Суббота пред Богоявлением. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Примечание. В Типиконе сказано: «Аще храм святаго Василия, творим бдение». Обычай совершать в этот день всенощное бдение прочно вошел в церковную практику. Вся служба показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню. 9-й час – по обычаю (на нем тропарь и кондак праздника Рождества Христова – завершение дня отдания Рождества; если накануне совершалась полиелейная служба прп. Паисия Святогорца (вариант Б ) – на 9-м часе тропарь праздника Рождества Христова, «Слава» – тропарь преподобного; кондак преподобного). На малой вечерне открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови, душе моя, Господа...» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.) На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Сущих извык естество...», «И ныне» – праздника (по выбору) . Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем» . «Премудрость» и прокимен дня. По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу, без просительной ектении и молитвы главопреклонения, поются стихиры на стиховне. На стиховне стихиры праздника святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Плотское обрезание...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст, после чего хор поет многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-14/

Благовещение Пресвятой Богородицы: о Богослужении Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву 5 апреля, 2005 Архангельское приветствие смутило Пречистую Деву С удивлением Она сказала Вестнику: «Ты являешься Мне, как человек, с непостижимыми словами. Я — не знающая мужа и брака Дева. Отойди от Меня далеко. Ты не прельстишь Меня, говоря, что Господь со Мною и вселится в Мою утробу. Как Я, Отроковица, зачну Необъятного и Невместимого, как буду Матерью Моего Создателя и пространным местом для Превосходящего Херувимов. К браку Я не имею отношения, не познала сласти. Как же рожду Сына?» История праздника Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. Слово святителя Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин упоминают об этом празднике как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв.,вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью. Особенности богослужения праздника По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но, так как часто совпадает с днями Великого поста, имеет только один день предпразднства и один день попразднства, или отдания праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 5-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Литургическое освещение праздника

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-presvya...

Итак, первый досточтимый и чудный праздник есть Христово Рождество по плоти. В самом деле, не чудно ли сошествие, или, лучше сказать, снисшествие к нам с небес Бога? Не чудесно ли, что Господь всех приемлет зрак раба, Всесодержащий рождается от бедной Матери?.. Второй праздник есть праздник Богоявления, гораздо более первого представляющий предметов созерцания: в первый – звезда возвещала о рождении Бога Слова; а во второй – Иоанн вопиял: Се Агнец, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ), и Сам Отец с небес подтвердил свидетельство Иоанново о Крещаемом: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф. 3:17 ). Но радость еще не была совершенна, поелику смертное тело Христово не восприяло еще бессмертия чрез воскресение. Третий праздник после спасительных страстей есть Воскресение. Оно животворит тех, которые в крещении, омывшись кровью Христовой, возрождаются водой и Святым Духом. Воскресением Своим Господь восставил падший мир, и древле согрешившего Адама удостоил вечной жизни; древом Адам смерть вкусил: древом креста Христос миру жизнь дарует. И сей праздник справедливо предпочтен обоим предыдущими ибо в оный Бессмертный Своей смертью умертвил смерть и смертным даровал жизнь бессмертную. Впрочем, и праздник Воскресения, удерживая еще Воскресшего Христа на земле, не доставляет полной радости. Хотя и день Пятидесятницы, в который Святой Дух сошел на Апостолов, также приносит великую и неизъяснимую радость; но ныне, в день Вознесения, все исполнено совершеннейшего веселия. Ныне Господь наш, отверзший звездные небеса и сквозь тончайший воздух, вознесший земное в селения небесные, и все ангельские Силы, возбудивший к беспредельной радости, явил нам новое зрелище – плоть нашу, вознесенную на царский престол. Где ныне те, которые любят быть на конских ристалищах и восхищаться быстротой всадников? Пусть они придут и увидят дивного всадника – Творца мира в человеческой плоти, как бы в колеснице, не по земле ристающего, но необыкновенным образом и поспешно совершающего восхождение Свое в области пренебесной, чтобы одержать вечную победу над соперником Своим – велиаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Какого числа Радоница в 2024 году? Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. 28 апреля, 2020 Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Радоница в 2024 году – какого числа? Радоница – 9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Подробнее об этом – в статье! Радоница в 2024 году – какого числа? Радоница в 2024 году – 14 мая Радоница в 2025 году – 29 апреля Радоница в 2026 году – 14 апреля «Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Радоница в 2024 году – 14 мая. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

http://pravmir.ru/radonica/

Крестовоздвижение: Каждый имеет возможность принять любовь Божию (+ВИДЕО) Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. 27 сентября, 2014 Этот праздник Всемирного Воздвижения Креста есть единственный двунадесятый праздник, который был учрежден не как событие жизни Христа и Божией Матери в их жизни, описанной в Евангелии. Проповедь на праздник всемирного Воздвижения Креста Господня настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова. Поздравляю вас дорогие, браться и сестры, с праздником Воздвижения Креста Господня! Этот праздник утвержден в IV веке, уже после того, как при императоре Константине утвердилось православие, которое победило язычество. Христианство было воспринято, как религия всех. Формально она получила равноправие, но это означало победу христианства и начало его торжественного шествия, по крайней мере, в течение тысячелетия, по многим странам. Вскоре после этого события святая царица Елена поехала в святой город Иерусалим, в котором были проведены раскопки на месте распятия и погребения Христа Спасителя, и был обнаружен Крест. Эту историю все знают, но думаю, ее можно еще раз сегодня повторить. Были найдены все три креста, на которых был распят Господь Иисус Христос и разбойники рядом с ним. Их никто никуда не уносил, а оставили рядом и засыпали землей. Они сохранились в течение ряда столетий, и это неудивительно, так как почва там сухая и песчаная. Не было ясно, на каком из этих Крестов был распят Спаситель, так как все Кресты были одинаковыми. Тогда была совершена молитва, и — сколько было веры у людей! – взяли тело мертвого человека, приложили его ко всем трем крестам, и он воскрес, когда был приложен к тому Кресту, на котором был распят Спаситель. Когда я читаю об этом событии, я всегда думаю: как это удивительно, что люди нисколько не сомневались в воскрешающей силе Господа Иисуса Христа! Эта вера, в которой не было сомнений в воскрешающей силе, победила в противостоянии с государством, которое настаивало на язычестве, вплоть до кровавых преследований и казней. Христианство явило несомненную веру во время этих тяжелых гонений, которых было порядка десяти за эти три столетия, и после этого, и в этом удивительном событии – воскрешении мертвого человека силой Господней. Вообще воскресение мертвых — это крайне редкий случай во всех церковных историях — и в Библии, и в житиях святых. Но тут  публично, при всех: при патриархе Макарии, при царице Елене, при сонме клириков человек был воскрешен.

http://pravmir.ru/krestovozdvizhenie-kaz...

Крещение Господне 6 января православная Церковь вспоминает евангельское событие на Иордане, когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече и крестился у него в Иорданских водах. По вспоминаемому событию и сам праздник называется Крещением Господним. А так как в этом событии, по свидетельству евангелиста ( Мф. 3:16–17 ), совершилось явление Триединого Бога, то и праздник Крещения известен еще под именем Богоявления. С другой стороны, Иисус Христос с этого момента явил Себя миру, как обещанный Спаситель его: «до дня крещения Он был неизвестен народу, – говорит св. Златоуст, – почему Богоявлением называется не тот день, в который (Христос) родился, а тот, в который крестился» 1 . Богоявление принадлежит к самым древнейшим христианским праздникам. О нем говорит еще Климент александрийский (II в.). Но в первоначальной Церкви Христовой, по крайней мере в восточной половине ее, предметом празднования 6-го января было не Крещение, а Рождество Христово. Целый ряд церковных отцов свидетельствуют, что 6-го января (Epiphania или Theophania) всегда было праздником Рождества Христова. Основанием такого обычая Церкви были тогдашние богословские споры. Борьба против Божества Христова, высказавшаяся прежде всего в эвионизме и докетизме, возродилась с новой силой в форме арианства и родственных ему доктрин. Неверие в Божество Христово находило бы сильное подспорье в самой церковной жизни, как скоро в ней совершался бы праздник, посвященный исключительно или главным образом Крещению, особенно в то время, когда праздника Рождества (25 декабря) не существовало вовсе. Это было бы фактическим опровержением ее веры в Божество Иисуса Христа. В силу этого внимание церкви сосредоточивается преимущественно на рождении Господа, а не на крещении Его. О крещении не упоминается ни в одном символе церковном. Согласно с этим, отцы Церкви в празднике Богоявления видели не праздник крещения, а праздник рождения. Св. Ефрем Сирин называет его днем рождения; праздником рождения считают его три великих каппадокийских учителя Церкви. Яснее других высказывает это св. Григорий Назианзин : «Ныне празднуем мы Богоявление или праздник Рождества».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Митрополит Волоколамский Иларион: Давайте ставить такие памятники, которые будут способствовать консолидации нашего народа 5 ноября 2013 г. 13:59 2 ноября 2013 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион , стал доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ Ярослав Леонтьев. Митрополит Иларион: Сегодня мы поговорим о государственном празднике — Дне народного единства. У меня в гостях доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ Ярослав Викторович Леонтьев. Я. Леонтьев: Мы встретились, чтобы поговорить о достаточно новом празднике — Дне народного единства, который мы отмечаем с 4 ноября 2005 года. Он появился по инициативе Межрелигиозного совета, был принят нашими законодателями, и мне хотелось бы порассуждать о том, насколько он устоялся в общественном сознании. Ведь есть такая точка зрения, что этот праздник появился искусственно — чтобы заменить собой 7 ноября. Насколько полной была победа в праздник Казанской иконы? Ведь тогда, осенью 1612 года Смута не закончилась: была и попытка убить молодого, только что избранного царя Михаила, и поход королевича Владислава на Москву в 1618 году. И, как я однажды слышал от авторитетного церковного историка архимандрита Макария (Веретенникова), наши предки отмечали окончание Смуты обычно на Покров, потому что именно в октябре 1618 года русские войска вторично разбили войска королевича Владислава и гетмана Сагайдачного. Праздник во имя Казанской иконы Божией Матери отмечался Церковью, но все-таки до революции он не был широким светским праздником. Что Вы думаете по этому поводу? Митрополит Иларион: Я не владею историческим материалом настолько хорошо, как Вы, но я хотел бы сказать немного о другом. Во-первых, этот праздник появился по инициативе Межрелигиозного совета России. Этот факт свидетельствует о том, что праздник востребован, что это праздник не только православного населения нашей страны, что это действительно День народного единства.

http://patriarchia.ru/db/text/3344653.ht...

Н.И. Державин Главные церковные праздники Церковный календарь Часто вызывает недоумение и путаницу существование так называемого «старого» и «нового» стилей. Как они появились и почему православные праздники не совпадают с западными? В 325 году Церковь на Никейском соборе избрала египетский календарь, установленный в 46 году до н. э. при Юлии Цезаре александрийским астрономом Созигеном. Этот календарь получил название «Юлианский». Юлианский год немного длиннее астрономического: он равен в среднем 365, 25 дням, тогда как астрономический равен 365, 2422 дням. Поэтому юлианский календарь немного запаздывает по сравнению с астрономическим, и за 128 лет это опоздание достигает почти целых суток. В 1582 году по инициативе папы Григория XIII и на основе проекта итальянского математика Луиджи Лилио во всем западном мире быд введен новый, так называемый «григорианский» календарь. Набежавшиес 325 года лишние десять дней были отброшены, и после 4 октября вместо 5-го наступило сразу 15 октября. Григорианский год в среднем тоже немного длиннее астрономического, но разница в один день накапливается лишь за 4240 лет. Ко времени перехода католиков на новый стиль Церковь была уже разделена на Восточную и Западную. Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Русская Православная Церковь не признали григорианский календарь. В 1918 году по решению Совнаркома Россия перешла на григорианский календарь, давно уже существовавший во всем мире. Церковь же оставила старый, юлианский, календарь, который с тех пор стал называться еще и «старым стилем». Поэтому во всех церковных календарях всегда указываются две даты – по старому и по новому стилю. В настоящее время разница между старым и новым стилем составляет 13 дней. Главные церковные праздники В христианской Церкви каждый день года посвящен памяти тех или иных святых, а также различным событиям Священной истории и истории Церкви. Существует определенная иерархия праздников: они делятся на великие, средние и малые. Самые главные христианские праздники связаны с событиями из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Этих праздников двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми 55 . А все праздники этого годового Церковного круга венчает Пасха.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Назвать ли ныншний праздник Вознесения Господня радостным праздником или плачевным? – Не знаю, слушатели мои возлюбленные! Назову ли радостным праздником, но вижу святых апостолов плачущими и сетующими, что и Церковь изъявляет, воспевая: «Господи! Апостоли яко видеша Тя на облацех возносима, рыданием слез, Жизнодавче Христе, скорби исполняеми рыдающе глаголаху: Владыко, не остави нас сирых, ихже за милосердие возлюбил еси рабы Твоя»! Нареку ли праздник плачевным, но вижу тех же апостолов святых радующимися, как тропарь нынешний извествует, говоря: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святого Духа»! Назову ли праздник радостным, но вижу Пречистую Преблагословенную Деву Богородицу, паче всех точащую слезы о Своем разлучении от прелюбезного Сына, и говорящую: «Сыне Мой! не остави Мене»! Назову ли праздник плачевным, но вижу ту же Пречистую Деву Богородицу, попремногу радующуюся о Божественном прославлении Сына Своего и Бога, как и Церковь воспевает: «Ученики, и Рождшую Тя, Богородицу, радости безчисленныя исполнивый во Твое вознесение»! Назову ли праздник радостным, но какая радость – детям, когда оставляет их Отец? Какое веселие невесте – Церкви, когда от нее отлучается Жених – Христос? Правда, не совсем (отлучается), ибо Он говорит: Аз семь с вами во вся дни, до скончания века ( Мф. 28:20 ), однако, плотские очи уже не узрят Его, разве только очи мысленные. Назову ли праздник плачевным, но вижу Господа моего в веселье ко Отцу грядущим, и всех горних Сил ликующими неизреченно; еще же слышу, как и Церковь возбуждает всех земнородных к веселью и говорит: «Вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее»! Воистинну, радость совершенная, утешение полное для горних, а для нас дольных – радость с плачем, веселие со слезами. Святые ангелы, утешители наши, во одеждах белых на горе Елеонской представшие апостолам, утешьте (нас) сетующих, обрадуйте плачущих, скажите что-либо радостное! Мужие галилейстии, говорят ангелы, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян. 1:11 ). Но для нас грешных это – не обрадование, а большая печаль: ибо вы напоминаете о втором, страшном пришествии Христовом, – о том, как Он (Христос) придет судить и казнить грешных. Не достаточно ли для нас сетовать об отшествии Господнем от нас? А вы еще ужасаете нас и страшным судом, и прилагаете печаль к печали. Итак, слушатели мои, поищем сами некоей утехи духовной в Писании Святом; и мы обрящем ее, если разсмотрим те радостотворные причины, по которым Господь наш вознесся от нас на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010