Рождество Христово: даты, история, традиции 4 января, 2020 Рождество Христово — что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Рождеством, вы сможете узнать, прочитав нашу статью. Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет — это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалось в день Богоявления. Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших — смирна? Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос? Когда отмечают Рождество православные — 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь «упустил» 10 дней намеренно? Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество. Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель? В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких. Рождество Христово: история праздника Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную — великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

http://pravmir.ru/rozhdestvo/

Рождество Христово История праздника и идейное содержание Богослужения (в литургическом освещении 25 декабря (cm.cm.) Церковные песнопения и каноны, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены знаменитыми песнопевцами Церкви, святыми Константинопольскими архиепископами Григорием Богословом , Анатолием и Герма­ном, святым Андреем, архиепископом Критским; св.преподобным Иоанном Дамаскиным , св.Космою, епископом Маиумским, инокиней Кассией и други­ми. Произведения названных богословов прекрасны поэтическими образами, безграничной глубиной богословского умозрения и силой чувства. Идейное содержание этих творений в целом представляет историко- богословское изображение тайны Рождества Христова. Песнопения праздника упоминают также о переписи иудеев кесарем Октавианом Августом, о путешествии Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии в Вифлеем, излагают некоторые подробности Рождества Христова и кратко замечают о бегстве Святого Семейства в Египет от царя Ирода. Основываясь на Евангельском повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого рода и вдохновенно призывают к торжеству и ликованию. По сравнению с Евангелием, литургическое раскрытие истории настоящего праздника закономерно отличается некоторыми особыми свиде­тельствами. Например, здесь мы встречаем слова Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами. Другой пример. В Евангелии не поясняется, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослу­жебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии. Соответственно порядку постепенного литургического раскрытия историко- богословских идей в службе праздника Рождества Христова изложим это событие в хронологической последовательности. Для песнопевцев Церкви основой литургического освещения Рождения на земле Спасителя мира служит упоминание в Евангелии о переписи населения Иудеи римским кесарем Августом. Подчиняясь распоряжению властей, правед­ный Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария, как потомки Давида, должны были отправиться на перепись в Давидов отечественный город Вифлеем и там внести свои имена в государственные списки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что можно и нельзя на Покров 7 мин., 19.09.2023 Содержание 14 октября Церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы. И хотя в основе праздника лежит история, случившаяся давным-давно в Византии, особую популярность он приобрел в России. С Покровом связано множество традиций и примет — от вполне безобидных до довольно странных и суеверных. Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из великих праздников в Русской Православной Церкви. Он установлен в честь события, которое произошло в 910 году в Константинополе. Город осаждали враги, и множество людей собрались в храмах для молитвы. Во время всенощного бдения во Влахернском храме святой Андрей Юродивый увидел в воздухе Божию Матерь, Которая молилась Господу о спасении жителей, простирая над ними Свой омофор (покрывало для головы). В результате враги отступили. Что можно и нельзя на Покров? Как и в любой церковный праздник, главное, что можно и нужно сделать, — побывать в храме и причаститься. Если это не получается (праздник часто приходится на будний день), стоит уделить больше времени молитве, духовному чтению, добрым делам, избегать суеты и ссор с близкими. На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Даже если праздник выпадает на среду или пятницу, разрешается рыба. Многочисленные приметы народного календаря на Покров к духовной жизни отношения не имеют, просто наши предки связывали праздник с климатическими явлениями, бытовыми и социальными особенностями сельской жизни — наступлением холодов, окончанием полевых работ и началом осеннего свадебного сезона. Например, по дождю или его отсутствию на Покров предсказывали, как пройдет наступающая зима, а по поведению незамужних девушек в этот день пытались судить о том, скоро ли они вступят в брак. И если погодные приметы порой оказывались довольно точными, то к знакам относительно устройства личной жизни и связанным с ними запретам и суевериям не стоит относиться серьезно. Что нельзя делать на Покров?

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzja-na-p...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   1 лютого 2018 р. 23:45 Слово Кирила в дев " яту в Христа Спасителя 1 лютого, в дев " яту Московський Кирил звершив Божественну в кафедральному соборному Христа Спасителя в Предстоятель Церкви звернувся до Первосвятительським словом. (рос.) 21 2018 р. 20:39 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в московском храме иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке 21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения московского храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке и возглавил Литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 19 2018 р. 16:32 Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 19 января, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 7 2018 р. 23:30 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова Вечером 7 января, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Фото 3 2018 р. 15:29 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Кремля 3 января, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38019...

С половины XVII века установленный в русской церкви праздник положения ризы Господней, в память принесения ее в 1625 г. из Персии в царствующий град Москву, перенесен был па 10 число июля месяца 1 . В московском успенском соборе этот праздник отправлялся с особенною торжественностью; богослужение совершал сам патриарх в присутствии государя, когда последний был в столице. Накануне праздника за вечернею патриарх с сослужащим духовенством выносил ковчег со святою ризою из-под медного шатра, стоящего и доныне на юго-западной стороне успенского собора, и открывал его для поклонения; после вечерни пел пред ним молебен, на всенощном бдении выходил на литию и величание и после литургии относил ковчег на прежнее место под шатер на поставец, который в то время назывался «гробом Господним» 2 . В 1658 году патриарх Никон думал отправить праздник положения ризы Господней с такою же торжественностью; царь Алексей Михайлович тогда был в Москве. Но, к величавшему сожалению, праздник 10 июля в этом году ознаменовался тогда горестным событием, повлекшим за собою печальные последствия лично для патриарха Никона и для всей русской церкви. В этот день патриарх Никон неожиданно для всех отрекся от престола и удалился от управления делами русской церкви. Удаление его от патриаршего престола произвело смущение в русском обществе и большие замешательства в делах церковных. По поводу его возникло обширное следственное дело над патриархом Никоном. Для разбора этого дела и суждении о нем сознана была необходимость обратиться к мнению и суду восточных патриархов. Дело Никона, перенесенное на суд вселенской церкви, в разные времена под влиянием различных обстоятельств принимало то или другое направление, ту или другую окраску и через это становилось вопросом общеисторическим, характеризовавшим собою взаимные отношения русской и греческой церкви. В этом заключается важность удаления патриарха Никона от престола и интерес в раскрытии обстоятельств этого события для историка. Описать подробно и со всей фотографической точностью обстоятельства удаления патриарха Никона с престола невозможно вследствие недостатка и односторонности относящегося сюда исторического материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Скачать epub pdf 12 июля – праздник апостолов Петра и Павла. Их называют еще святыми и первоверховными 1 . Обычно к этому празднику готовятся постом, который так и называется Петровский или апостольский. Его продолжительность бывает разная, в зависимости от дня Пасхи. Если Пасха ранняя, то пост будет длинный, если поздняя, то он может длиться чуть больше недели. Правда, так было не всегда, и еще в 12 веке Феодор Вальсамон (+ ок. 1195) 2 , знаменитый толкователь церковных правил, напоминал: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла… миряне и монахи обязаны поститься…» 3 . Значит, в его время продолжительность этого поста еще не была четко установлена, и во многих местах он мог начинаться только за неделю до самого праздника. День памяти двух апостолов известен уже с глубокой древности и отмечался как на Востоке, так и на Западе 29 июня. Эта дата осталась и до сих пор. Только у юлианского календаря, которым по-прежнему пользуются в Русской Церкви, две недели разницы с нашим обычным гражданским календарем, григорианским. Вот почему и получается 12 июля. Первые упоминания о празднике Апостолов Петра и Павла восходят к 4 веку. В царствование Константина Великого (+337) в Константинополе в их честь воздвигли величественный храм, а от знаменитых проповедников этого времени – Амвросия Медиоланского (+397) , Григория Богослова (+389), Иоанна Златоуста (407), блаженного Августина (+430) сохранились вдохновенные проповеди и поучения в честь апостолов. К 6 – 7 веку входит в обычай отмечать этот праздник особенно торжественно. Сохранилось свидетельство некоего Феодора чтеца , который пишет: «Один римский сенатор Фест, прибыв в столицу по делам к императору Анастасию (491–518), убеждал праздновать праздник верховных апостолов Петра и Павла с особой честью и благоговением. Хотя и до просьбы Феста этот день был праздничным, то теперь его стали проводить с гораздо более большей торжественностью» 4 . Интересно, что многие песнопения праздника написал в 8 веке очень почитаемый в Церкви святой Иоанн Дамаскин . Их до сих пор поют на богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Скачать epub pdf 8. Неделя по Рождеству Христову. Бегство святого семейства в Египет (Мф. 2:3–3) «От Египта воззвах Сына Моего» ( Ос. 11:1 ; Мф. 2:15 ). Прошла седмица, братия и сестры, по Рождеству Христову. За эту седмицу святая Церковь предложила нашему благочестивому вниманию и назиданию все основные события, связанные с рождением Богомладенца – Господа нашего Иисуса Христа, а такие ближайшие события пред Рождеством и после Рождества Христова. Уже в день навечерия Рождества Христова мы слышали радостную евангельскую весть о рождении Богомладенца в вифлеемской пещере. Узнали также, что первыми из людей, приветствовавших родившегося Спасителя, были вифлеемские пастухи, которым ангельское небесное воинство пропело дивную, вечную живую и неумолкаемую песнь: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение. О, как близка и вожделенна нашему сердцу, как дорога и доселе насущна для всех нас и всей вселенной эта ангельская песнь! При торжественном богослужении в самый день праздника мы умилялись сердцем, радостно внимая церковным рождественским песнопениям и евангельским повествованиям о рождении Богомладенца в вифлеемской пещере, о поклонении Ему восточных волхвов-мудрецов, приведённых звездой из стран далёкого востока. Глубокий смысл праздника вскрывался для нас также и содержанием стихир праздника, ирмосов канона («Христос рождается, славьте»), тропаря («Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума»), кондака («Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит». Торжественная, молитвенно-благодатная атмосфера в храме помогла нам, братия и сестры, почувствовать праздничное торжество неба и земли, единую радость Церкви земной и небесной и пережить рождение Спасителя в своём собственном сердце. Помогла быть духовными участниками праздника: воспевать с ангелами славословие Всевышнему, вместе с волхвами приносить Богомладенцу дары своего сердца: веру, любовь, и надежду. Веру в Него как Сына Божия, любовь как к Спасителю мира, надежду как давшему обетование быть с нами до скончания века ( Мф. 28:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (25 марта/7 апреля) Тропарь (глас 4) Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Кондак (глас 4) Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Величание Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник, посвященный воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки ( Лк. 1, 26–38 ). У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии; и только в VII веке на Востоке и Западе ему было усвоено наименование Благовещения Пресвятой Богородицы. Установление праздника принадлежит самой глубокой древности. Празднование Благовещения известно уже в III веке (См.: Слово святого Григория Чудотворца на Благовещение). В своих беседах святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин называют Благовещение древним и обычным церковным праздником. В течение V-VIII вв., вследствие появления ересей, уничижавших Лицо Богоматери, праздник особенно был возвеличен в Церкви. В VIII в. святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью. Когда «оскуде князь от Иуды, время наста прочее (уже), в немже явится языков (народов) надежда – Христос» 68 . Тогда «послан бысть (Архангел) Гавриил к Деве Марии и возвести Ей неизглаголанную радость, яко безсеменно зачнет и не истлеет. Родиши бо Сына, Превечнаго Бога, да спасет люди Своя от грех их» 69 . Благовещением открывается «еже от века таинство» 70 , «Совет Превечный» 71 Пресвятой Троицы о Боговоплощении для спасения людей от грехов их 72 . Через Благовещение Ангела становится известным «Совет Вышняго», изначальный и истинный, таинство, прежде веков предопределенное Отцом, проводимое всеведущим Богом, предсказанное пророками, ныне же ставшее явным: Бог (Слово) вочеловечился, приняв плоть от Девы – «во утробу вселися Девичу предочищенную Духом» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Содержание I. Паримия на праздник Пятидесятницы. Числ XI, 16–17, 24–29 II. Паримия на вечерне праздника Рождества Христова Числ XXIV, 3–9, 17–18     Книга Числ занимает четвертое место в Пятикнижии Моисеевом. В ней описываются события тридцатидевятилетнего странствования Евреев в Аравийской пустыне от Синая до границ земли Обетованной. В Еврейской Библии она надписывается начальным ее словом (И сказал). Наименование Числ дано ей в Греческой и Славянской Библии потому, что в начальных главах ее описывается сделанное по повелению Господа исчисление Евреев мужеского пола, способных к военной службе, также исчисление колена Левиина, сперва по племенам, потом одних взрослых, для распределения их на разные службы при скинии. Для церковного употребления из книги Числ взяты два чтения, одно на праздник Пятидесятницы, другое на праздник Рождества Христова. I. Паримия на праздник Пятидесятницы. Числ. XI:16–17, 24–29 В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Св. Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая, у которого пробыли около года, и стали продолжать путь в землю Ханаанскую. Пищею для них во все время странствования была манна, которая ежедневно, кроме субботы, чудесно нисходила к ним от Бога. Но эта однообразная и постная пища наконец наскучила им. Они с младенческим легкомыслием и слезами стали говорить: «Мы помним рыбу, которую в Египте ели даром, огурцы и дыни, и лук и чеснок. А ныне душа наша изнывает, ничего нет, только манна в глазах наших» ( Числ. 11:5–6 ). Эти вопли малодушия и ропота раздавались у каждого шатра. Моисей слышал их и сильно огорчился. Скорбь свою он поведал Господу, говоря: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят дай нам есть мяса. Я не могу один (как нянька) нести всего народа потому что он тяжел для меня. Лучше умертви меня» ( Чис. 11:11–15 ). В словах этой жалобы слышится нетерпеливость и раздражение. Но Господь не прогневался на Моисея и отвечал на его жалобу назначением ему помощников для облегчения бремени, которое казалось ему не по силам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

сост. Г. И. Катышев Избранные труды святителя Афанасия Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем Избранные псалмы – это особый вид церковной поэзии, когда текстами древнейших авторов характеризуются события и лица ближайших к нам времен, когда словами ветхозаветных библейских гимнов воспеваются новозаветные праздники, прославляются христианские подвижники, возносится хвала Господу за проявление милостей Его к Православной Церкви и к православным людям в новейшие времена. В богослужебном исполнении пение на праздничной утрени избранного псалма должно переплетаться с пением многократно повторяемого после каждого псаломского стиха так называемого «величания» или краткого хвалебного песнопения в честь воспоминаемого события или прославляемого угодника Божия. Величания и избранные псалмы обычно печатаются в конце Псалтири в Ирмологионе. В Минее месячной (за исключением некоторых новейших служб) о них нет упоминания. Их не знает наш Типикон, по которому отличие полиелейных праздников заключается только в пении полиелейных псалмов 134-го и 135-го со следующей непосредственно за ними ектенией и всем, что далее предшествует чтению Евангелия. Такое умолчание о величаниях и избранных псалмах объясняется тем, что они появились значительно позднее того, как в основном сложился наш церковный устав. Как нечто новое, необычное и особливо торжественное, первоначально величания предназначались лишь для великих праздников, для которых и было составлено семнадцать величаний и избранных псалмов (на праздники Господские Богородичные Архангелов, два Предтечевых и Первоверховных апостолов). На случай храмовых праздников, приравниваемых церковным уставом к великим, составлены общие величания и псалмы святителям, мученикам и преподобным и величание апостолам. В качестве общего псалма каждому из апостолов указан псалом на 29 июня. Новый вид праздничных похвал так пришелся по душе православным, что с течением времени величание стало необходимой частью не только великих праздников, но и всех средних.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010