Преображение: праздник, говорящий о нашем будущем На Фаворе Христос просветился как солнце – и мы тоже призваны к этому просвещению 19 августа, 2018 На Фаворе Христос просветился как солнце – и мы тоже призваны к этому просвещению Проповедь протоиерея Владимира Залипского (1926 – 1997) на Преображение Господне 1985 года в таллинском Александро-Невском соборе. Братья и сестры, могу сказать вам так: сегодня нет дороги для слов о мрачных, тягостных грехах, потому что праздник-то сегодня света и радости. Сегодня душа лежит к свету и к радости, к веселью духовному, христианскому. Поэтому сейчас мне хочется сказать вам такое, что перекрыло бы то тяжелое, что, может быть, вы сегодня слышали на исповеди – не о грехах, а о том, что нам предстоит. И это все связано с сегодняшним праздником. Праздник этот замечательный, он особенный – он выходит из ряда даже и в круге праздников церковных. Вот в каком смысле: дело в том, что у нас все праздники расположены в порядке истории, в порядке жизни Христа Спасителя. А Христос, как вы знаете, преобразился до Своих страданий, смерти, Воскресения, Вознесения, но празднуем мы Преображение после всего этого, почти в самом конце церковного года. Почему же? Потому что Преображение – это праздник, говорящий о будущем нашем состоянии, о будущем состоянии верующих в Христа. Получается так, что этот праздник относится, во-первых, к будущему, ну а потом и к настоящему. Почему – к будущему? Есть слова Христа в Писании: «Тогда праведники просветятся как солнце в Царстве Отца их». На Фаворской горе Христос просветился как солнце – и мы тоже, христиане, призваны к этому просвещению, мы тоже будем просвещены в будущем веке, в загробной жизни, в Царстве Божием. А Царство Божие и есть это просвещение. Христос перед Преображением сказал ученикам, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Что же такое – Царствие Божие, пришедшее в силе? Вот это Господь показал на Фаворе, когда Он преобразился, но преобразился во время молитвы, это очень показательно. Тут сразу и будущее, и настоящее. Будущее – по виду, по этому свету, по блеску, по сиянию, по небесному состоянию, которое так и воспринималось бывшими там апостолами. Но это, дорогие братья и сестры, есть состояние также и земное – в том смысле, что оно начинается уже здесь, на земле.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-prazdnik...

Скачать epub pdf ПАСХА – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ Ни «камень велий зело», который был привален к двери гроба Христова усердием благообразного Иосифа Аримафейского, ни печать, положенная на камне злобой врагов Христа, ни воинская стража, приставленная ими ко гробу Жизнодавца, – ничто не удержало во гробе Пречистого Тела Господа. О самом моменте преславного Воскресения Христа Спасителя не повествуется во Святом Евангелии. Первыми весть о Воскресении услышали святые жены-мироносицы. Ее возвестил Ангел, седящий у гроба Господня. Явление Ангела, отвалившего камень от двери гроба, сопровождалось землетрясением, которого очень испугались воины, бывшие на страже; они бежали от гроба, но впоследствии свидетельствовали о Воскресении Иисуса Христа перед Его врагами. После этого Господь явился Своей Пречистой Матери (как об этом повествуют церковно-богослужебные книги и Синаксарь на Святую Пасху) и Марии Магдалине, а потом и прочим женам-мироносицам. В тот же день Воскресший Господь явился апостолу Петру, двум апостолам, шедшим в Эммаус, и «дверем затворенныем» (сквозь закрытые двери) одиннадцати апостолам, собравшимся вместе «страха ради иудейска». В ряду подвижных Господских праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников он есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздник. «Праздников праздник» и «торжество из торжеств», как об этом говорит в слове на Пасху святой Епифаний Кипрский : «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великой, отверзающей нам райские двери, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением; призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное». Святой Григорий Богослов в своем слове 45 на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос востал из мертвых: восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть. Отлагается ветхий Адам, совершается Новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Митрополит Иларион: Матерь Божия всегда приходит нам на помощь, всегда слышит наши молитвы 8 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Пресвятая Богородица придет к нам на помощь, даже когда мы Ее не ждем и Ее не призываем. 7 апреля 2014 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Владыке Илариону сослужили сотрудники ОВЦС в священном сане, клирики храма. Проповедь по запричастном стихе произнес клирик храма игумен Филарет (Тамбовский), — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствовавшим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходит к нам в Великом посту − как вы знаете, этот праздник установлен по солнечному календарю, поэтому его дата не меняется, тогда как Пасха и Великий пост совершаются по лунному календарю. Если Пасха бывает очень ранней, то Благовещение может даже совпасть с ней или с первыми днями Светлой седмицы, если Пасха позже, то праздник Благовещения Пресвятой Богородицы приходится на дни Страстной седмицы, а если еще позже – то на Великий пост. Как правило, в силу этого обстоятельства праздник Благовещения в церковном уставе всегда сочетается с еще какими-нибудь литургическими событиями. Если, например, Благовещение приходится на Великую пятницу, то служба 12 Евангелий дополняется тринадцатым – «Благовещенским» − Евангелием. Много есть других и особенностей в церковном уставе, которые всегда придают празднику Благовещения какое-то дополнительное содержание. Вот сегодня на вечерне, с которой началась Литургия святого Иоанна Златоуста, мы слышали рассказ из книги Бытия о том, как престарелый Исаак благословлял двух своих сыновей. Ревекка – жена Исаака − больше любила младшего сына, поэтому, зная о старости, немощи и слабости своего мужа, она подговорила Исаака прикинуться старшим сыном, прийти, накормить, ублажить своего отца и получить его благословение. Хотя отец заподозрил, что это не Исав, которому он хотел преподать благословение, человеческая хитрость возобладала и благословение было преподано младшему сыну. Когда затем пришел старший сын и обман обнаружился, Исав спросил отца: «Неужели у тебя не найдется другого благословения и для меня тоже?» (см. Быт. 27. 36), а Исаак сказал: «То благословение, которое я дал ему, не может перейти на тебя». Он дал этому сыну другое благословение, но именно Иаков оказался над Исавом, из-за чего потом между двумя братьями, как и между их потомками, была долгая вражда. И продолжается она до сих пор.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-mat...

" Праздник всех епархий " июля 2022 Состоялось заседание архиерейского совета Заседание архиерейского совета митрополии прошло 1 июля в епархиальном управлении под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия . Была определена дата совершения службы петербургским новомученикам - день памяти священномученика Иоанна Царскосельского , 13 ноября. Основной темой стало празднование 280-летия Санкт-Петербургской епархии . " Памятный юбилей - праздник общий для всех епархий митрополии, поскольку Санкт-Петербургская епархия является материнской для Выборгской , Тихвинской и Гатчинской епархий, которые были выделены из ее состава в 2013 году, - напомнил владыка. - Многие священнослужители областных епархий и два правящих архиерея - владыка Мстислав и владыка Митрофан - были клириками епархии северной столицы. У нас общая история, общие святыни и небесные заступники, общая духовная школа. Поэтому важно, что мы соборно отмечаем праздник и сегодня, и послезавтра - в праздник собора Санкт-Петербургских святых , когда совершим Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе . Епархия града Петрова за 280 лет прошла путь расцвета и умаления. За эти почти три столетия она принесла добрые плоды для развития церковной жизни нашего Отечества, явила многих святых угодников - святителей, мучеников, исповедников и преподобных " . " Для нас большая честь - совершать служение на благословенной невской земле, быть продолжателями дела наших предшественников, которые положили много сил, чтобы Санкт-Петербург был православным городом, - продолжил архипастырь. - Сегодня на архиереях возложена особая ответственность - усердно трудиться во славу Церкви: строить храмы, открывать монастыри, воспитывать достойных пастырей, возрождать и восстанавливать то, что было утрачено, заботиться о молодежном и социальном направлении церковной деятельности. С помощью Божией многое нам удается делать. Многое нам предстоит усовершенствовать, а чему-то и научиться. Мы всегда чему-то учимся, жизнь не стоит на месте, появляются новые вызовы и нужно понимать, как на них реагировать, чтобы соответствовать духу Евангелия " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

II. Праздник Богоявления Господня на реке Иордан и в Св. граде Иеруеалим Святки проходят в Иерусалиме скучно и монотонно для русского паломника, привыкшего у себя на родине проводить их и весело и даже разгульно. На протяжении целых почти двух недель, после торжеств в Вифлееме, нет праздниковъ, за исключением нового года, когда на святых местах совершаются торжественные патриаршие служения, доставляющие и развлечение и единственное утешение нашему паломнику. Благодаря иногда непрерывным дождям, а отсюда и невылазной иерусалимской грязи, паломники наши волею-неволею вынуждены сидеть на русских странноприимных постройках. Но после нового года в наших приютах замечается уже некоторое оживление: паломники начинают мало-помалу приготовляться в путешествие на Иордан к предстоящему празднику Богоявления, запасая все, что необходимо им для достодолжного выполнения этого паломнического подвига, который, вместе с получением священнаго огня в великую субботу, считается важнейшим и почти обязательным 19 для каждого истинного паломника в Св. Землю, желающего с полным правом носить почетное титло „хаджи“, нередко присоединяемое православными греками, по примеру мусульман, к своим именам. В отдаленное от нас время торжества на Иордане не отличались особенным великолепием и блеском, так как главным действующим лицом на нихъ являлся игумен лавры преподобного Саввы Освященнаго с своими иноками, на обязанность коих иерусалимская патриархия возлагала и заботу о православных паломниках, всегда во множестве стекавшихся в праздник Богоявления на реку и о благочинии самого церковнаго торжества. В половине истекшего столетия богоявленские празднества на Иордане от иноков Саввинской обители перешли к иорданскому митрополиту и сделались предметом его особенных забот и попечений, так как только один раз в году, именно в этот праздник, он являлся фактическим архипастырем своей несуществующей в действительности епархии. В виду трудности дороги к Иордану по горам и узким тропинкам и опасностей со стороны заиорданских полудиких бедуинов, с корыстною целью нападавших на паломнические караваны и даже убивавших иногда путешественников, как иноки Саввинской обители, так и иорданский митрополит со своею духовною свитою выезжали в прежнее время на Иордан четвертого января, в сопровождении кавасов, почетного военного конвоя, проводников шейхов – начальников прииорданских кочевых бедуинских племен, – все на конях верхами. Шейхи на своих резвых скакунах, разукрашенных головными и другими уборами, проделывали, как и в праздник Рождества Христова, для развлечения и удовольствия почетных путешественников, всевозможные „фантазии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Богородичные праздники Рождество пресвятой Богородицы (8 сентября) История праздника Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.). Св. Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина , «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы пременилась в радость» 6 . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» 7 . Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста , св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в. – Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским, в VII в. – св. Андреем Критским , в VIII в. – св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – Иосифом Студитом; их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты». Особенности всенощного бдения праздника Возглас: «Слава Святей...», предначинательный псалом, «Блажен муж...». На «Господи, воззвах...» 8 стихир, гл. 6-й. «Слава, и ныне» стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники. Первая паремия из кн. Бытия (28, 10–17) – о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В праздник сретения Владимирской иконы Божией Матери митрополит Волоколамский Иларион совершил богослужение в Никольском храме в Толмачах в Москве 10 сентября 2012 г. 12:05 8 сентября 2012 года, в праздник сретения Владимирской иконы Божией Матери и в День воинской славы России — годовщину Бородинского сражения, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее в Москве. За богослужением молились митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим ( Грузинская Православная Церковь ) с группой паломников и епископ Авидский Кирилл ( Константинопольский Патриархат ). За Литургией пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова. По запричастном стихе клирик храма священник Алексий Лымарев огласил Послание Святейшего Патриарха Кирилла к 200-летию Отечественной войны 1812 года. По окончании Литургии перед главной святыней храма — Владимирской иконой Божией Матери — было совершено благодарственное молебное пение об избавлении Отечества от вражеского нашествия в 1812 году. Затем с приветственным словом к митрополиту Илариону обратился настоятель Никольского храма протоиерей Николай Соколов: «Ваше Высокопреосвященство! Дорогой Владыка Иларион! В радостный праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери мы благодарим Господа за то, что Он услышал наши общие молитвы с Вашей Святыней. Для нас очень важно, что мы с Вами, неся наше служение в соседних храмах, имеем ту любовь, которую заповедовал Господь Своим ученикам: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35). Эта любовь простирается за пределы наших храмов — через исполнительское искусство нашего хора, через Ваши труды, Ваше благословение, Ваш талант. Владимирская икона — защитница Москвы и заступница всех приходящих к ней. Скоро, в декабре нынешнего года, исполнится двадцать лет с того дня, как наш храм после долгих лет поругания вновь открылся для верующих. Сегодня здесь находятся великие святыни: Владимирская и Иверская иконы Божией Матери, Дмитровский крест и многие другие. Тысячи богомольцев приходят сюда и получают утешение. Милостью Божией Третьяковская галерея хранит эти святыни неприкосновенно, на радость и для духовного утешения всем, кто желает им поклониться. На днях Донскую икону Богоматери вывозили в Донскую обитель. На праздник Троицы мы всегда имеем возможность поклониться иконе Святой Живоначальной Троицы письма преподобного Андрея Рублева.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Г.С. Битбунов Список использованной литературы Источники 1 . Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство РБО, 1997. – 166o с. 2 . Минея. 24 тома. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 3 . Минея праздничная. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 199З. – 457 л. 4 . Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – 222 с. 5 . Типикон, сиесть Устав. – М.: Талан, 1997. – 583 л. 6 . Триодион, сиесть Трипеснец, Триодь Постная. – М.: Правило веры, 2000. – 556 л. 7 . Триодь цветная. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 672 с. Научно-богословская литература 8 . Бернацкий М.М. История праздника Рождества Пресвятой Богородицы (www.patriarchia.ru). 9 . Бернацкий М.М. История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы (www.patriarchia.ru). 10 . Ванюков С.А., Желтов М. С., Квливидзе Н.В., Фелми К.Х. Благовещение Пресвятой Богородицы//Православная энциклопедия. Том 5. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2002. – С. 254–268. 11 . Введенский В. Праздник Воздвижения Креста Господня (www.vozdvizhenie.paskha.ru). 12 . Вениамин (Федченков) , митр. Размышления о двунадесятых праздниках. От Богоявления до Вознесения. – М.: Правило веры, 2008. – 576 с. 13 . Вениамин (Федченков) , митр. Размышления о двунадесятых праздниках. От Рождества Богородицы до Сретения Господня. – М.: Правило веры, 2008. – 480 с. 14 . Дионисий (Шленов) , игум. Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов (www.bogoslov.ru). 15 . Дионисий (Шленов) , игум. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века (www.bogoslov.ru). 16 . Дмитриевский А.А. Праздник Богоявления Господня на Иордане и в Иерусалиме (www.rusdm.ru). 17 . Дмитриевский А.А. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе (www.rusdm.ru). 18 . Дмитриевский А.А. Праздник Преображения Господня на Фаворе (www.rusdm.ru).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Епископ Кронштадтский Назарий: это праздник всей северной столицы сентября 2015 - Владыка, почему именно день 12 сентября стал петербургским общегородским праздником? - Этот праздник - возрождение исторической даты, установленной еще в XVIII в. Все императоры поддерживали ежегодное праздничное событие, прервавшееся лишь в советское время. День перенесения мощей святого князя Александра Невского - один из главных для самого Петербурга, поскольку святыня, перенесенная сюда Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы через несколько лет после ее основания. Этот факт позволяет нам и сегодня называть праздник государственно-церковным, а не сугубо церковным - указ Петра I о праздновании 12 сентября дня памяти небесного покровителя Петербурга придал торжествам статус общегородских. Таким образом, у святого Александра Невского два главных дня поминовения. В церковной традиции основной, конечно же, день преставления святого князя - 6 декабря, а 12-е мы отмечаем не только в храме, но вместе со всем городом. - Как начался процесс возрождения этого праздника? Насколько сложным это было в современном Петербурге? - Возрождение праздника состоялось еще в сентябре 2002 года - тогда идею поддержали ветеранские организации, правительство города. Конечно, делясь с общественностью идеей о возрождении шествия, я понимал, что мы столкнемся с трудностями разного рода. Трудностями не с точки зрения противодействия со стороны атеистов или борьбы против Церкви, а с той точки зрения, что Невский проспект - главная артерия города. У нас самих было много вопросов - как сделать так, чтобы ход не создал напряжений и неудобств? Я очень благодарен руководству города: идея была поддержана сразу, но на ее грамотную совместную реализацию ушло время. Только взвесив все " за " и " против " , тщательно подготовившись в 2013 году к 300-летнему юбилею  Александро-Невской лавры , было решено возобновить общегородское шествие в день перенесения мощей святого князя . Тогда мы не помышляли о том, что ежегодный праздник будет проходить в таком масштабе. Только посмотрев на результаты, на тысячи людей, принявших в нем участие, мы поняли, что это действительно необходимо. К чести ГАИ, МВД, все прошло просто прекрасно.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Закрыть Этот праздник должен быть! На Западе нас уже порицают за то, что мы поздравляем женщин 8 марта Иеромонах Макарий (Маркиш)   18:10 07.03.2023 1506 Фото: ru.bidspirit.com 8 марта Россия традиционно отмечает Международный женский день. Идеологическая подоплёка праздника стёрлась из памяти и в этот день многие по обыкновению спешат поздравить мам, жён, сестёр, дочерей и бабушек с Женским днём. В этот день мужчины преклоняются перед женщинами, чествуют лучшие их черты – доброту и скромность, мудрость и терпение, Любовь, и милосердие. В православной среде по-разному воспринимают этот день. Часть категорически выступает против и критикует его празднование, иная часть, понимая, что в народе уже и следа не осталось от феминистической подоплёки праздника, сердечно поздравляет, как говорится, лучшую половину человечества. И всё же, каждый год мы встаём перед вопросом: как православным относиться к Международному женскому дню, учитывая исторические предпосылки его появления? О празднике 8 марта рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, проживавший в США в 1985-2000 годах, иеромонах Макарий (Маркиш): Размышляя о празднике 8 марта, нужно, как говорил наш весьма уважаемый Президент Владимир Владимирович Путин, отделять мух от котлет. Мухи – празднование: пойти в магазин, закупить алкогольных напитков, напившись подраться и закончить праздник в отделении полиции. И даже не очень трезвому человеку понятно, что этого делать не надо – ни в пост, ни в мясоед, а в пост – особенно. А теперь котлеты – сам праздник. И это уже гораздо серьёзнее, потому что мы должны отделять происхождение какого-либо факта нашей жизни от его содержания. Бывает, что происхождение и содержание сливаются, а бывает и разделяются. Я предлагаю всем вспомнить происхождение праздника Рождества Христова – день, близкий к зимнему солнцестоянию, который был у римлян и других народов важным событием языческого поклонения солнцу. Солнце опускается вниз, а затем начинает подниматься вверх. Язычники отмечали этот день как праздник. Церковь интегрировала, реципировала, приняла эту дату в качестве важнейшего церковного праздника – явления Христа на Земле.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/07/et...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010