Далеко не для всех верна эта рекомендация. А точнее, очень мало кто из современных людей способны уразуметь христианское учение из непосредственного чтения Евангелия. Сначала нужно читать толкования святых отцов и их творения, предназначенные для всех христиан. Если же человек приступит к чтению Евангелия без предварительного обучения Православной вере и аскетической подготовки, то он может просто ничего не понять, запутаться и бросить читать, охладев и к вере. А может наоборот, впасть в своевольное и еретическое толкование, тем самым только еще больше отдалив себя от Христа. Кстати, в статье идет речь и о священстве. Согласны ли Вы с оценками и суждениями автора относительно современных пастырей и того, как они пасут Христово стадо? 14. Зачем нам Евангелие? Хочешь поговорить со Христом, читай Св. Евангелие, причём на церковно-славянском языке, лучше в старообрядческом издании. 13. Ответ на 8, Vladislav: Есть свидетельство и слова и наших исповедников Российских… которые наказывали своим чадам … всех их видеть святыми. От одного из таких учеников, схиархимандрита Макария Болотова, который и сам стал исповедником и мучеником за веру, я это слышал лично и передаю всем… Наказ Вашего старца Вам и другим его духовным чадам видеть всех святыми вовсе не является правилом для всех остальных христиан. Если бы это было обязательным для всех, то мы никогда бы не нашли в Священном Писании, например, таких строк: «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пт. 2:22), или: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Иак. 4:4), или: «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд.12,13). Можно приводить множество примеров, когда не только Апостолы, но и другие святые отцы не стеснялись в выражениях, обличая грехи людей. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет про современных ему священнослужителей: «Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие. Сущие во Иудеи да бежат в горы».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/za...

Сущий или Сый (в славянской версии) – это попытка перевода «священной тетраграммы» (Исх. 3: 14), слóва, о котором никто не знает сейчас, как оно должно произноситься [см. 75]. В прежние времена оно прочитывалось как «Иегова», сейчас – как «Яхве». По какой причине? Древнееврейский язык, подобно некоторым другим, фиксировал в письме только согласные буквы, а огласовка зависела только от степени подготовленности человека, – требовался некий начальный уровень грамотности, для того чтобы читать и писать. Некоторое подобие этому мы видим в славянском языке: слова под титлами, – если человеку привычно, то не бывает затруднений в чтении, поскольку он знает значение этих слов. Мы знаем заповедь Божию о непроизнесении имени Божьего всуе (Исх. 20: 7) – заповедь эта со временем стала исполняться среди иудеев настолько строго, что единственный раз в году первосвященник произносил это имя во время Дня Очищения, входя во Святая Святых (Лев. 23: 27–31). В остальных случаях говорилось «то самое имя», или «Адонаи» – Господь, как сейчас мы видим это в славянском или в русском тексте Библии. После того как прекратилось ветхозаветное богослужение, повода для произнесения этого слова не стало вовсе, и, по–видимому, то, как оно произносится, было просто забыто. Тем более что христианская Церковь от начала пользовалась греческим текстом семидесяти толковников, а не текстом еврейским. Имя Сущий указывает на Того, Кто имеет жизнь в Самом Себе, Кто является источником бытия, бытием. Называя Себя так, Господь говорит: «Я есть тот, кто Я есть», потому что Бог для человека непознаваем в Своем существе. Бог призывает Моисея на служение своему народу, чтобы вывести его из Египта. Моисей отказывается, ссылаясь на то, что он человек косноязычный и был такой и вчера, и в молодости своей (Исх. 4: 10). И тогда Господь назначает Моисею в помощники его брата Аарона, сказав: « он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4: 16), и еще « смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7: 1). Запомним эти слова, поскольку в этом определении миссии Аарона дано указание на смысл пророческого служения. 5.2. Символическое значение видения купины

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

А текст из Исаии, где говорится: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал…» ( Ис.43:10 ). Здесь говорится о еврейском народе и о роли пр. Моисея. Для обоснования вашего понимания рассматриваемого понятия этот текст явно не подходит. С другой стороны, слово «свидетель» может означать достаточно много, так что характеризовать им члена христианской общины, его отличие от других людей оно не сможет. Точно так же и слово «ученик» сразу ставит перед нами целый ряд вопросов. В Новом Завете сказано: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деян.11:26 ). Словами «в первый раз стали называться» апостол говорит о возникновении этой поистине апостольской традиции – называть членов Церкови Христовым именем ХРИСТИАНЕ. Кстати, Имя «Иегова» ни разу не встречается ни в одном греческом тексте новозаветных или ветхозаветных Писаний. И не спешите спорить… Сектант : Все же имеются тексты «Греческих» Писаний, в которых присутствует имя «Иегова». В 1944 году в «Журнале теологических исследований» был опубликован фрагмент папируса на греческом языке, где это имя было сохранено в своем первоначальном виде и не заменено тем или иным титулом. Православный : Какой фрагмент из Библии был воспроизведен в этом папирусе? Сектант : Вторая половина книги Второзакония. Православный : Вот именно – Ветхий Завет ! Нет ни одной рукописи новозаветных Писаний, где бы присутствовало это Имя. Но и в самом втором слове названия вашей организации вы тоже погрешаете против истины, даже тогда, когда вспоминаете подобные папирусы, я поясню… Слова «Иегова» нет ни в одном еврейском, греческом и славянском своде Библии. В самом еврейском тексте Имя Бога ИХВГ никогда не прочитывалось так, как вы произносите это Имя. И более того, подобная неправильная форма произнесения этого Имени представляется самим носителям еврейского языка более чем ошибочной. Так, в «Еврейской энциклопедии» мы можем прочитать по поводу этого слова («Иегова») следующее: «Оно в новейших библейских переводах чаще всего представлено формой «Иегова», ИГВХ, которая, однако, с филологической точки зрения признается недопустимой. Указанная форма возникла из попытки произносить согласные буквы этого имени так, как будто они были снабжены гласными знаками от имени «Адонай» (Еврейская энциклопедия, т. 8, стр. 130).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ин 1:29: « На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира »). Яко человек – привычный нам славянский перевод сделан с греческих списков, содержащих ошибку, о которой прп. Никодим говорит в своем толковании: вместо βροτς (снедь) в них пишется βροτ – человек, смертный. Следует понимать это место как « яко снедь агнец наречеся», как мы и видим во всех трёх переводах на русский язык. Снедью, пищей Христос называется в известном месте из Евангелия от Иоанна: « Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие » (Ин 6:55).   Наша Пасха – так называет Христа ап. Павел в 1 Кор 5:7: «… ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас » (пасхой назывался не только праздник, но и сама пасхальная жертва). Песнь 4, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Яко единолетный агнец,/благословенный нам венец Христос,/волею за всех заклан бысть,/Пасха чистительная,/и паки из гроба красное/правды нам возсия Солнце. Как однолетний агнец,/для нас – добрый венец,/Благословенный добровольно заколот за всех,/как Пасха очистительная,/и вновь воссиял нам из гроба/прекрасным правды Солнцем. Как однолетний ягненок, благословляемый нами, венец благой по доброй воле за всех был принесен в жертву, Пасха очистительная/искупительная, и снова из гроба прекрасное правды нам воссияло солнце. Благословляемый нами венец – Христос, как однолетный агнец, добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба воссиял нам, (как) прекрасное солнце правды. В этом тропаре продолжается раскрытие темы Христа как Агнца Божия, берущего грех мира. Единолетный – таков должен быть согласно Закону Моисееву возраст агнца, приносимого в пасхальную жертву: « Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз » (Исх 12:5). Для истолкования этого непременного атрибута пасхального агнца песнописец использует понятие благословенного венца благости Божией, как на церковном языке именуется годовой цикл, и рождественский образ Солнца правды применительно ко Христу воскресшему: как единолетний ягненок, Христос, ставший для нас словно единым благословенным венцом благости Божией, добровольно отдал Себя на заколение за всех, став не только Пасхой, но и очистительной жертвой, но снова воссияло для нас из гроба Солнце праведности.

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

Здесь Господь назвал Авраама словом, которое по-славянски переведено " пророк " , а на языке древнееврейском означает " Боговдохновенный человек " , " тот, через кого говорит Бог " . Все святые праотцы – Боговдохновенные люди, поэтому слово " пророк " имеет два значения: авторы пророческих книг и все праотцы, начиная от Адама и кончая Симеоном Богоприимцем, все они были пророки в подлинном значении этого слова. Когда Аврааму было 100 лет, а жене его Сарре 90, явился Бог Аврааму в образе трех Ангелов. Два Ангела позже посетили Лота в Содоме, где подверглись нападению содомлян. И провалились тогда Содом и Гоморра в бездну от тектонического сотрясения, а провал наполнился водами Мертвого моря. Кто же явился Аврааму – Бог Отец или Бог Сын? Бога никто никогда не видел – по слову Христа, и слова Его истинны. " Иисус сказал им в ответ: и будут все научены Богом... Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога: Он видел Отца " (Иоан. 6, 45-46). Иоанн Богослов говорит: " Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил " . Апостол Павел пишет Тимофею: " Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете. Которого никто из человеков не видел и видеть не может " (1 Тим. 6, 16). Только славу Бога Отца видел Моисей, за что и назван Церковью – Боговидцем. Христос Спаситель давал ясное объяснение пророческих слов " так говорит Господь " , " явился ему Господь " (явил себя), " был научен Богом " ... Это означает, что кто " видел Бога " , может быть " научен Богом " по-разному – в сонном видении, голосом Божиим с небес – как часто говорил Бог Моисею, повелев ему стоять перед Ковчегом Завета между крыльями двух херувимов; через посланного Ангела; внутренним голосом совести человека; в видении на небесах, (как Иаков видел лестницу от неба до земли и Господа, стоявшего на ней, Который говорил: " Я – Господь Бог Авраама " ); голосом кроткого дыхания, как открывался Бог пророку Илии. Господь открывался явлением во сне, как при заключении Завета с Авраамом (Быт. 15, 1-12); Иакову на пути в Харран (Быт. 28, 12); Лавану, брату Ревекки, в виде Ангела, который говорил то как Посланник, то как Сам Бог; Аврааму при жертвоприношении Исаака; также Агари, Гедеону и другим. Образ Бога люди увидели в Сыне Божием, во всей Славе Сидящем на престоле, подобном Сыну Человеческому, окруженном серафимами (Иезек. 1, 24-28), ибо Бог Сын имел образ этот вечно, и человек был сотворен по образу и подобию Божию (Быт 1, 26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Но в нынешнем магическом материализме не отношение человека к скверне рождает грех, а сам «заговоренный» предмет оказывается и скверной, и излучателем, радиирующим грех вокруг себя и чуть ли не навязывающим его всем проходящим. Но нет в Писании призывов: «Бойтесь идолов!» Есть призывы: «Бойтесь поклоняться идолам!» Бойтесь раскрывать свое сознание языческим практикам и падшим духам. В модном магическом материализме не отношение человека к скверне рождает грех, а сам «заговоренный» предмет оказывается и скверной, и излучателем, радиирующим грех вокруг себя и чуть ли не навязывающим его всем проходящим. Но нет в Писании призывов: «Бойтесь идолов!» Есть призывы: «Бойтесь поклоняться идолам!» Бойтесь раскрывать свое сознание языческим практикам и падшим духам. У отцов есть ясный совет: бояться христианину нужно лишь двух вещей – Бога и греха . Но в современных апокрифах открывается еще один источник страха: «В этой жизни бойтесь колдунов и колдовства» . «Приносили и заведомо испорченные колдунами наговоренные продукты. Случалось, съешь что-нибудь из принесенного без матушкиного благословения и не знаешь, куда после этого деваться от боли – в животе так и крутит! Но стоило лишь испить матушкиной водицы и растереться ее маслицем, как все сразу проходило. Поэтому она и старалась предупредить: „Истопи молочко, что принесла эта женщина. Если оно не порчено, то крови не будет, а если порчено, внизу будет кровь“» . «О чем же рассказывает Царица Небесная схимонахине Макарии? Когда-то Она ее наставляет: „Кто тебя не слушает, ты с тем не разговаривай. Тебе, матушка, нельзя „темных“ людей брать в дом, они на тебя темноту наведут“» . «„Портят того, – говорила схимонахиня, – кто им мешает. Вот я мешаю колдунам, они меня и портят. Я век буду страдать. Я же на кресте, у Господа Бога крест такой никто не несет“» . Странно, что к этим страхам с сочувствием относятся люди, которые вроде бы наизусть должны знать 90-й Псалом. Может, из-за того, что в церковном обиходе он читается на церковно-славянском языке, от слушающих и читающих его ускользает категорическое утверждение: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: „прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!“ Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен… Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень… Ибо ты сказал : «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему… на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90, 1-13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Есть восклицание апостола Павла: «О несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине?» (Гал. 3, 1). Латинское слово fascinavit, равно как и греческое ebaskanen, употребленное в Гал. 3.1 («О несмысленные галаты! кто прельстил вас не покоряться истине») может означать испортил, сглазил. Но почему же тогда ап. Павел к таким людям не со святой водой приходит, а с проповедью и увещанием? От порчи слова и аргументы не спасают… Значит, то прельщение, о котором упоминает апостол, есть прельщение обманным словом, а не колдовскими чарами. Некоторые современные переводчики предпочитают видеть здесь именно магию «В переводе „Благая весть“ это звучит так: „О неразумные галаты! Кто-то околдовал вас, хотя на ваших глазах было объявлено, что Христос умер на кресте“. А в переводе Кузнецовой еще хуже: „Галаты, глупцы, кто вас сглазил?! Вы же, казалось, собственными глазами видели распятого Христа, когда внимали моей Вести!“. По этому поводу официальный церковный журнал говорит, что «Богословская нечуткость авторов новых функциональных переводов дает о себе знать на каждом шагу. Не хотят ли сказать авторы новых переводов, что Апостол Павел верил в колдовство или сглаз? В греческом оригинале здесь стоит слово ebaskanen (аорист от глагола baskainw), которое в данном контексте могло бы означать скорее соблазнил, ввел в заблуждение , чем сглазил или околдовал » . Еще есть в новозаветном греческом языке слово farmakon, которое может быть переведено на славянский как «порча» . Оно один раз встречается у апостола Павла (перечисление восемнадцати грехов, которые делают невозможным наследование Царства Небесного [Гал. 5, 19 – 21]). Понятно, что любое колдовство есть грех хотя бы потому, что обращает ум колдуна не к Богу, не ко Христу. А тот, чье сердце не со Христом, не может быть введен в Царство Христово… Но нигде ап. Павел не говорит о том, что колдовство может причинить вред другим людям. И пять раз farmakon встречается в Откровении Иоанна Богослова. Откр. 9, 20 – 21: «Прочие же люди, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и „идолам“. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Дух Святый, сошедший на апостолов, с того времени и до ныне пребывает в Церкви Христовой, святой, соборной и апостольской и будет пребывать в ней до скончания века, по обетованию Христову, как и Сам Христос Бог обещал быть с нами до скончания века ( Мф.28:20 ). Таким образом все три Лица Пресвятой Троицы равно содеевают спасение верных вседержавным Своим участием, как единосущные. – Дух Святый, как Дух истины, хранит непоколебимо истину православной веры, принесенной с неба Христом, просвещает и утверждает Церковь  и всех истинно верующих; поставляет пастырей пасти стадо Христово, совершает таинства, возрождает в жизнь христианскую, очищает грехи верующих, освящает, возращает, восперяет, устрояет их горе (антифон); отражает ложные учения, творит чудеса и знамения и тем являет истину и спасительность православной веры Христовой, усовершает в добродетели и являет святость и нетление истинных подвижников – внушает нам воздавать им должную честь и славу с подражанием житию их. Благодарим Господа за то величайшее благо, что мы родились и воспитались в святой православной Церкви, единой спасительной, имеем счастие читать и слушать слово Божие и Божественную службу, и проповедь на славянском и русском языке, и можем многое-многое разуметь о Боге и делах его в мире и в Церкви Своей, и знать святую и праведную волю Его и – получили все силы исполнять ее. Будем же внимательны к своей святой вере, чтобы не отпасть. Ибо, если чрез ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, говорит апостол Павел, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, – а нерадение у многих крайне великое – которое, быв проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого, по Его воле?.. ( Евр. 2:1–4 ). Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного дабы вам не отступить от Бога живого и не уйти в раскол или секту; но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: ныне, – чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом, ибо мы сделались причастниками Христу, если только благочестивую веру и жизнь твердо сохраним до конца ( Евр. 3:12–14 ). Аминь. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Естественно, что ученые-византийцы сразу же выступили против подобных безобразий. Проповедуя, Константин Философ так наставлял народ: «Принеси как жертву Богу хвалу и воздай Вышнему обеты и молитвы твои. Жену же юности твоей не отпусти. Если, возненавидев, ее отпустишь, не укроется нечестивая похоть твоя, говорит Господь Вседержитель, берегите дух ваш, и никто из вас да не оставит жены юности своей. И вы то, что Я возненавидел, сотворяли, так как был Бог свидетелем между тобой и женой юности твоей, которую ты оставил, что она подруга твоя и законная жена твоя. И в Евангелии Господа слышали: «Как сказано древним: не прелюбодействуй». A я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. И еще раз говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот заставляет ее творить прелюбодейство. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Но местное духовенство никак не могло по достоинству оценить его усилия – их раздражало и озлобляло то, что, вторгшись на их территорию, Константин Философ позволяет себе критиковать их действия, не имея при этом высокого церковного сана. Они жаловались на него и Баварскому архиепископу, и Венецианскому митрополиту, и папе Римскому. В конце концов, после трех с половиной лет поведенных в Моравии, святые братья решают отправиться в Венецию и Рим, дабы при личной встрече объяснить свою позицию и заручиться архиерейской поддержкой. Вместе с ними в путь отправились также их ученики и помощники. Путешествие в Рим На пути в Венецию святые братья проезжали Паннонию – княжество, находившееся на югозападе нынешней Венгрии. Паннонский князь Коцел пригласил их ненадолго задержаться в его владениях, поскольку уже давно хотел ввести у себя славянское богослужение, которое было у его соседей и противников в Моравии. Он был несказанно обрадован, когда переводчики Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык прибыли в Паннонию. По просьбе князя Константин и Мефодий провели в Паннонии около года. За это время они обучили славянской грамоте и самого князя и около пятидесяти человек, выбранных им. После этого в некоторых храмах в Паннонии было введено богослужение на славянском языке. Прощаясь с наставниками, князь Коцел предлагал им любое вознаграждение, но Константин Философ просил его вместо этого отпустить домой моравских пленников, что и было исполнено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Впервые, распоряжение относительно обучения молитвам сделано было пр. Иосифом в 1846 году и касалось собственно детей священно-церковно-служителей. В виду же того обстоятельства, что ревизия церквей в 1850 году обнаружила незнание молитв на церковно-славянском языке даже многими причетниками, пр. Иосиф потребовал от благочинных сведений: 1) относительно того, все ли уже лица, принадлежащие к семействам священно церковнослужителей, знают исправно молитвы на славянском языке, а если не все, то, кто именно еще не знает и по каким причинам; 2) в каких приходах сами прихожане знают молитвы на славянском языке и в которых, по-прежнему, на польском языке, какие священники сами обучают своих прихожан молитвам на славянском языке, и на сколько в сем успели, и которые остались небрежными. При сем архиепископ предупредил благочинных, что они подвергнутся строгой ответственности за доставление неверных сведений. Между тем, по рассмотрении последних, оказалось, что в 12 благочиниях были еще такие лица из священно-церковно-служительских семейств, которые не знали молитв на славянском языке и, большею частью, по нерадению, а обучение молитвам прихожан хотя и было заведено по всем приходам, но успех в сем деле было вообще настолько мал, что нельзя было положительно определить, сколько прихожан знали молитвы на славянском языке, и сколько произносили их на польском или на употребляемом разговорном языке. В виду сего донесения благочинных, консистория предложила, как руководственное правило священникам в деле обучения прихожан молитвам: 1) завести во все праздничные и воскресные дни, после отпуста литургии, пред катехизическими поучениями, чтение на славянском языке молитв вслух, с расстановкой, так, чтобы прихожане могли повторять каждое слово из оных; 2) не иначе венчать, как после совершенного удостоверения, что будущие супруги действительно знают молитвы; 3) в свободное время от полевых работ посылать причетников по деревням обучать молитвам прихожан, строго наблюдая за исполнением причетниками сего дела особенно в семействах, состоящих из лиц разных исповеданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010