О нашем времени такого сказать нельзя, поскольку мы живем в обществе потребления. Сама мысль о том, что человек себя в чем-то ограничивает, кажется противоестественной. Деятельность Иоанна Крестителя конечно же выдающаяся: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11). Однако эта деятельность в той или иной мере перекликалась с духовными и философскими запросами эпохи. Таким образом, Иоанн креститель был величайшим подвижником, на которого смотрели не как на чудака, но с уважением, как на выдающегося человека. Тогда становится понятным пятый стих, который логически вытекает из четвертого: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.» (Мф 3: 5,6). Подобное возможно только в том случае, если на него смотрели не просто как на необычного человека, а как на того, от которого исходит учение Божие, и, придя к которому, можно получить определенную пользу, благодать от пребывания рядом с ним. В русском языке глагол «креститься» появился как перевод греческого термина «баптизо» (погружаться, погружаю) и это не случайно. Креститься – церковное понятие, этот термин стал ассоциироваться с конкретным церковным таинством. Богословы – переводчики на церковно-славянский язык предлагают очень глубокое осмысление этого термина. Креститься – взойти на крест и оставаться на нем. Апостол Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5,24). Он свидетельствует, что борьба со грехом, взращивание добродетели, путь к Богу требуют колоссального усилия, которое предполагает преодоление своей греховной природы иногда настолько тяжелое, настолько болезненное, что его можно сравнить с восхождением на крест. В десятой главе Евангелие от Марка Господь Иисус Христос заранее предупреждает свих учеников о том, что произойдет в Иерусалиме. «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.» (Мк 10:33,34).

http://texts.aquaviva.ru/yurevich/

1. злость, злоба;  2. порочность, испорченность; 3. зло, огорчение, забота; бедствие. Следует заметить, что при переводе с еврейского на греческий язык интересующее нас слово поменяло свое основное значение. Согласно с масоретским текстом, мир стал прежде всего «негодным, неугодным», греческий же текст говорит, что в первую очередь предпотопному человечеству были присущи «злость и злоба». Стоит отметить, что в греческом языке имеется слово πονηρα, которое имеет такие значения как: 1. плохой, дурной, скверный, негодный; 2. злой, лукавый; как сущ. зло, худо. Не вполне понятно, почему использовалось слово κακαι, а не было применено слово πονηρα. Это греческое слово достаточно точно отражает смысл еврейского слова , и оно было использовано во второй части стиха при переводе уже знакомого нам еврейского (rah, raw-aw " ) для обозначения того, о чем прилежно помышлял человек в сердце своем на всякое время.  Но вернемся к церковно-славянскому слову «злобы» и попробуем определить его значение. Это слово достаточно широко используется в церковнославянском тексте Писания Ветхого Завета и совсем редко в Новом Завете. В устах же Спасителя, согласно церковнославянскому тексту, это слово звучит лишь однажды и в очень интересном контексте: « Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его» (Матф.6:34). Синодальный перевод является практически отражением единодушного святоотеческого толкования приведенного стиха: « Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Матф.6:34). Священное Писание позволяет нам определить, какими именно заботами сверх насущных потребностей человеку не следует обременять свое сердце. Спаситель говорит ученикам: « Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Матф.6:31) Если мы обратимся к Евангельской истории посещения Спасителем сестер Марии и Марфы, то увидим, что те же повседневные заботы Марфы об угощении противопоставлены Господом «благой части» Марии, то есть ее заботе о пище духовной (см. Лк.10; 38-42). 

http://bogoslov.ru/article/4872886

Спаситель, судя по повествованию, уже омыл ноги некоторым ученикам, может быть и Иуде Искариотскому, и только потом подошел к Петру, ведь если бы Он сразу начал с омывания ног Петра, то не было бы в тексте слова " подходит " . И тот говорит Ему: " Господи! Тебе ли умывать мои ноги? " (Ин.13:6). Конечно, апостол Петр сказал так от любви и необыкновенного благоговения, которое испытывал к Иисусу. Но в данный момент это благоговение было совершенно неуместно. В данный момент нужно было внимать уроку смирения, потому что принимающий служение тоже показывает некоторое смирение перед тем, кто ему служит, хотя не столь великое, как смирение служения. Иисус сказал ему в ответ: " что Я делаю, теперь ты не знаешь (по-славянски: ты не веси ныне - о. А.), а уразумеешь после " (Ин.13:7). Когда же после смог уразуметь апостол Петр эти слова? Наверное, когда Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых и тем доказал, что Он есть истинный Сын Божий, истинный Бог; когда Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы или, как мы называем по церковной традиции, в день Святой Троицы. Иначе говоря, когда ученики познали тайну Пресвятой Троицы, только тогда Петр до конца понял, что произошло: Кто умыл ему ноги и сколь велико было смирение Сына Божьего, смирившегося не только тем, что Он, Бог, воспринял на Себя естество сотворенного Им существа, человека, но и тем, что перед самими этими грешными людьми умалился до такой степени, что умывал их ноги. Иисус сказал ему в ответ: " что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после " . Петр говорит Ему: " не умоешь ног моих вовек " . Иисус отвечал ему: " если не умою тебя, не имеешь части со Мною " (Ин.13:7-8). Апостол Петр, как человек горячий и простой, сразу высказал мысль, которая была у него в душе: он считал намерение Учителя невозможным и, поскольку полагал (и справедливо), что его чувство благоговения и любви к Господу истинно и правильно, осмелился возражать: не умоешь ног моих вовек. Но Спаситель, желая научить Петра смирению, желая заставить его послушаться, ответил ему на его же языке, устрашив его тем, что если он не подчинится, то не будет иметь части с Ним, не будет иметь награды, общения с Господом Иисусом Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если эта записка действительно принадлежит перу Божией Матери, мы получаем уникальную возможность узнать о Ее характере что-то больше, нежели нам сообщает Священное Писание. За этими строками нам видится характер человека стойкого, подчиняющего жизнь свою христианским обетам. И, тем не менее, автор записки – человек мягкий и кроткий, что, например, видно в словах «смиренная прислужница». И даже, если это не подлинный документ, то все равно древний и авторитетный. Замечательный хотя бы тем, что он показывает, какие слова вкладывали древние христиане в уста Пречистой Богоматери, как думали о Ней.     О святости и святых Отец Константин, давайте поговорим о том, кого вообще Православная Церковь именует святыми. Например, протестанты считают, что святые – все, кто стал учеником Христа. В подтверждение этому приводят слова из Евангелия, например: «… а теперь вы святы» и т. д. В русском языке слово «святой» (по-славянски святый) можно расшифровать как свыше ятый, то есть «взятый свыше, с неба». Греческое агиос переводится как неземной, древнееврейское кодеш можно перевести как отделенный, отрезанный, иной. Собственно, Святым всегда называли лишь Бога. Древний пророк, восхищенный на небо, видит на Небесах Престол Божий, вокруг летают Ангелы и взывают: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф…» Человек (или, скажем, какой-то предмет религиозного культа) могут быть святыми лишь, если Бог им сообщит святость, если Бог приобщит творение к Своей Святости. Поэтому «святой» можно понимать как Божий. Это тот, в ком действует, производит Свою работу Бог. В высшем смысле – это тот, в ком, как говорят Священное Писание и Предание, «изобразился» Бог. В последнем смысле и понимают сегодня это слово православные. Едва ли вы найдете православного человека, который скажет, что он – святой. Это, по крайней мере, нескромно. Напротив, чем праведнее человек, тем очевидней для него, что его от Бога, от Божьей чистоты, праведности, святости отделяет огромная дистанция. Но в древности, например в Ветхом Завете, святым назывался израильский народ. Не потому, что иудеи были праведными и чистыми, а потому, что это был народ Божий. Как сказал народу Бог, когда евреи вышли из египетского плена и подошли к горе Синай: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». И, чуть позже, повеление: «…освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь Бог ваш) свят».

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

И в настоящее время, и Святейший Патриарх, и православные святители вновь рукополагают обновленческих клириков, когда их лжеепископ остается в расколе, а не принимают в сущем сане, потому что уступка здесь... не благо Церкви, а вред. Дело в том, что обновленческий раскол — это тонкая сеть врага рода человеческого, и на эту сеть попалось немало бедных клириков и мирян. Пожалуйте, кричат обновленцы, какая разница между нами и православными, не то же ли богослужение у нас, не те же облачения, не то же ли евангелие мы читаем и на славянском языке, не тот ли Символ Веры поем! И такими речами запутывают неопытных верующих, а того не разъясняют им, что они отошли от Церкви Божией. Вот и нужно тут выявить принципиальный нормальный взгляд на обновленцев, по коему они только миряне и еще неправославные. А уступка, снисхождение, принятие в сущем сане клириков обновленческих будет «понята» обновленцами не как уступка, а именно как норма... Твердо держи в своем сознании, дорогой Друг, ту истину, что только Церковь Божия Православная есть единственная раздаятельница благодати, что только она – источник духовных дарований, что лишь святителям православной Церкви, как продолжителям Апостолов, дана власть Пастыреначальника Христа Бога: «истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земли, тот будет разрешено на небе» (Mamф.XVIII,18).    1 марта 1924 г.    Прощеное воскресение. О церковном благолепии    « Господи, возлюбив благолепие дому    Твоего и место селения славы Твоея» (Ncaл.XXV,8)    За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был умерший Лазарь, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса, и отерла волосами ноги Его, и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за тирста динариев и не раздать нищим...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А ведь еще недавно и наших, русских детей водили под каменными болванами, под этими каменными идолами, заставляли класть к их подножиям цветы, надевать на свою шею красные ошейнички, выполнять некие ритуалы… И вот, верные своему Богу благочестивые отроки иудейские, конечно, уразумели, что перед ними – соблазн бесовский. Они не стали поклоняться ложному богу, золотому истукану. И тут же нашлись предатели, поспешившие донести об этом царю. «Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем» ( Дан.3:19–20 ). Этой огненной печью, по древнему преданию, отраженному в церковных текстах, являлась некая пещера, которая составляла часть дворца. В нее бросали всевозможные горючие материалы, благодаря чему там пылало жаркое пламя. Как мы увидим далее, туда лили нефть, кидали хворост – все подряд. Но смотрите, какая перемена происходит в Навуходоносоре! С одной стороны, он возвышает Седраха, Мисаха и Авденаго, а с другой – требует, чтобы они выполняли его условия. И если они этих условий не выполнят, он готов тут же осудить их на смерть. Вот и нам сейчас дается свобода, нам говорят, что мы живем в демократическое, либеральное время. Говорят, что мы можем молиться, можем открывать храмы. Нам даже помогают восстанавливать некоторые из них. Однако при этом нам говорят о том, что мы должны забыть о таких понятиях, как православная монархия, самодержавие. Мы должны думать о демократии. Но что это за слово такое? Оно родственно с греческим словом «демос», то есть «народ». Но в каких случаях употребляется слово «демос», с какой окраской? В одном из греческих сводов Библии мы встречаем его три раза. В первый раз – когда толпа язычников задумала построить Вавилонскую башню – башню до небес, там встречается слово «демос» в смысле «народ». Второй раз, – когда толпа развратников окружила дом праведного Лота в Содоме и требовала выдать святых ангелов Божиих на растление: она, эта толпа, названа «демос». И в третий раз – в Новом Завете, в Евангелии – слово «демос» употребляется также по отношению к толпе обезумевших иудеев, которые кричали: «Распни, распни Его!» Толпа, чернь – вот подлинный смысл, внутреннее содержание этого слова. Церковнославянский язык – это калька, это почти точная копия языка греческого. И, как в славянском языке слово «чернь» – производное от черный (я не хочу называть дальше), точно так же и в греческом «демос» – производное от «демон», то есть «дьявол». Если буквально, дословно перевести, что же означает слово «демократия», то получится: «власть толпы, движимой дьяволом».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Насмешливая песнь надменному человеку состоит из возглашения пятикратного горя: Горе обогащающемуся! Горе неправедно желающему обезопасить себя! Горе строящему город на крови! Горе опьяняющему ближнего своего, чтобы видеть срамоту его! Горе идолопоклоннику! Приносящий горе другим пятикратно вкусит его сам. Это не песнь праведника. Праведник верою жив будет. Праведник с Авва­кумом воспоет песнь Богу, от юга Грядущему. Здесь же песнь крови проли­той, вопиющей об отмщении; это насмешливая песнь премудрости над безу­мием силы и зла. Св. Кирилл Александрийский отмечает, что «падение (надменного че­ловека) послужит предметом песней, – на это (пророк) ясно указал, гово­ря: приимут притчу на него, как бы сделают его предметом предположений и народной поговорки, и он будет на языке у многих» 265 . Мир разорен надменностью человека. И с разоренных полей и гор зазвучала песнь. Насмешливая песнь. В притчах и загадках раскрывалась Святая София Премудрость Божия. ПЕРВОЕ ГОРЕ 2.6–8 ГОРЕ ТОМУ, кто без меры обогащает себя не своим, – на долго ли? – и обременяет себя залогами? Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех, живущих в нем. Еще хозяйничает по всем землям Навуходоносор, а от пределов разорен­ной им Иудеи уже звучит Насмешливая песнь, возглашается пятикратное горе ему. Приносящий горе сполна вкусит его сам. Горе – крикнул народам надменный человек Навуходоносор. Пятикратным эхом горе, горе... верну­лось оно ему. Еврейское (гой) означает «горе», но оно же используется и просто, как междометие изумления, горя и негодования. Точнее, это слово евреям и произносится просто как «ой», что уж очень совпадает с русским «ой», восклицаемым при боли. Потому и семьдесят толковников переводят это слово Аввакумовой насмешливой песни то как οα – «горе», то просто как междометие . Из Септуагинты это перешло и в славянский перевод или, как «горе», или как оу – междометие, произносимое нами в лютый мороз: у-у-у…

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Единогласное свидетельство церкви о написании Иоанном, одним из первых апостолов Господа ( Гал. 2, 9 ), 1-го послания, известного у нас под именем его, утверждается и внутренними признаками самого послания. – По слогу, образу выражения и духу, оно постоянно напоминает читателю его четвертое наше каноническое Евангелие, единодушно и «бесспорно (ναντιτως) принятое всею поднебесною церковью Божией за Иоанново» (16). «Евангелие и послание», говорит Дионисий Александрийский , «согласны между собою и одинаково начинаются, первое говорит: в начале было Слово, последнее: что было от начала; в том сказано: и Слово стало плотью и обитало с нами и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Иоан. 1, 14 ), тоже и в этом, с небольшим лишь изменением: возвещаем, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о слове Жизни; ибо Жизнь Вечная, Которая была у Отца, явилась нам ( 1Иоан. 1, 12 ). Иоанн верен себе и не отступает от своей цели; он раскрывает все в одинаковых периодах и теми же словами. Внимательный читатель в каждой из упомянутых книг часто встретит слова: жизнь, свет, прохождение тьмы; непрестанно будет видеть истину, благодать, радость, плот и кров Господа, суд, оставление грехов, Божию любовь к нам, заповедь о взаимной любви нашей и о том, что должно соблюдать все заповеди, также осуждение мира, диавола, антихриста, обетование Снятого Духа, сыноположение Божие, во всем требуемую от нас веру, везде – Отца и Сына. Вообще при непрерывном внимании к отличительным чертам, невольно представляется одинаковый образ речи Евангелия и послания» (17). Один и тот же дух пламенной любви друга Христова к Богу и братьям привлекает и согревает сердце читателя (18); те же повторения слов и выражений, с большим всегда раскрытием глубины мысли, для особенного возбуждения души читателя 25 ; те же отечески заботливые уяснения чрез сопоставление противоположностей 26 и проч. 2. Время и место написания послания В древнем церковном предании не сохранилось прямого свидетельства, когда это послание написано было Иоанном Богословом и где.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

второе его частное послание «избранной госпоже». Разуметь в настоящем месте первое соборное послание Иоанна невозможно потому, что оно назначалось многим церквам (см. предисл. к 1 соб. посл.), а это одной определенной церкви, где жил Гай (τ κκλησα). При том, в первом послании ничего не говорится о странствующих проповедниках истины и о странноприимстве. Указывать на второе послание Иоанна еще менее основательно; кроме того, что этому нисколько не соответствует «содержание второго послания, оно имеет назначением своим не церковь какую-либо (см. предисл. ко 2 и 3 посл.), а одну частную личность, хорошо известную Апостолу. – Но любящий первенствовать у них, Диотреф, не принимает нас: в древнем схолии у Маттея (schol. 1) выражение Апостола любящий первенствовать (φιλοπρωτυειν) объясняется словами: «похищающий или тайно отнимающий первенство» ( φαρπζωυ τ πρωτεα). Следовательно, честолюбивый Диотреф не был первым лицом в церкви или епископом. Был ли он пресвитером или диаконом – неизвестно. Всего вероятное, он потому имел особенные притязания в церкви, что в доме его собирались христиане для отправления Богослужений – см. 10 ст. (Ср. Huther, Lange). – Не принимает нас: т. е. Апостола и преданных ему учеников. Быть может держался он какого либо ложного учения, опровергаемого Апостолом и учениками его (ср. Grot.): быть может, не имея священного сана, как неспособный и недостойный, сие недоволен был Иоанном Богословом, имевшим влияние на дела церквей Малоазийских. і. Сег ради аще прїд, воспомн ег дла, же творитъ, словесы лкавыми укор насъ: и не доволенъ быва схъ, ни самъ прїемлетъ братїю, и хотщымъ возбранетъ, и цркве изгонитъ. (ст. 5, Мтф. 23, 13). 10. Посему, если я приду, то напомню о делах, который он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. 10 . Посему, если я приду: а придти к Гайю Иоанн Богослов надеялся скоро – 14 ст., то напомню о делах, которые они делает: не Диотрефу напомнит, а церкви, или: обличит дела его пред всем обществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

В древней церкви был установлен тот минимум, который обязателен для каждого, входящего в Святую церковь :« Воздерживаться от идоложертвенного », то есть от участия в любом нехристианском культе. Из пищи – воздерживаться от вкушения « крови, и удавленины ». А также не допускать в своей жизни «блуда», то есть внебрачных связей с лицами другого пола, « и не делать другим того, чего себе не хотите » ( Деян. 15, 29 ). Все дальнейшее – по мере совершенствования, по мере возрастания и желания потрудиться ради Христа. Как сказано,« не человек для субботы, а суббота для человека ». Как хлеб для голодного, так и « суббота для человека ». Слово Божие предписывает постепенно приводить жизнь в надлежащий порядок, по такой методике: « Все мне позволитёльно, ноне все полезно; все мне позволительно, но не все назидает » ( 1Кор. 10, 23 ). « Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною » ( 1Кор. 6, 12 ). « Все испытывайте, хорошего держитесь » ( 1Фес. 5, 21 ). Вот и испытывай, полезно ли, например, это дело? Назидательна ли эта книга или это зрелище? И не стал ли ты рабом чего-либо ? Также купи книгу, называемую молитвослов. Молитвослов Здесь ты найдешь образцы молитв, которые в употреблении у христиан. Конечно, молитва к твоему Богу должна исходить именно из твоего сердца. Но всему на свете надо учиться, тем более таким вещам, которые для нас совсем уж внове. Апостолы тоже просили Иисуса Христа научить их молиться, хотя перед этим Он и сказал: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф. 6, 8 ). Дело в том, что Он-то знает, в чем наша главная нужда, но беда в том, что мы сами этого не знаем! для того-то и дал Господь ученикам молитву «Отче наш…», чтобы и они, и все мы научились и желать, и просить именно того, что нам совершенно: необходимо. И Церковь , давая нам, вслед за Иисусом Христом, «Молитвослов», тоже учит, как обращаться к Богу, о чем просить, за что благодарить. Полистай эту книгу постарайся понять все молитвы. Не ропщи, что они опять же не на современном русском, а на церковно-славянском языке. Впоследствии ты оценишь это и полюбишь. Обычно в конце молитвослова помещается словарик наиболее трудных для понимания слов. Когда будешь покупать, по смотри, чтобы такой словарик был. А есть еще так называемые «толковые молитвословы». В них дается объяснение и перевод тех или иных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010