47. Проповеди: О неповинном страдании. О борьбе с воображением. О бесах//Слово. –1989, 6. – С. 44–54. – Подпись: Митрополит Серафим. 48. Из письма о. Серафима духовному сыну Алексею Беляеву. – Архангельск, 1922 год: Документ эпохи//Мед. газ. – 1990. – 10 июня, – С. 3. – (Публ. В. В. Черной). 49. Медицинские беседы: Фрагменты//Мед. газ. – 990, – 10 июня, – С. 3. – Под пись: Л. М. Чичагов. – (Публ. В. В. Черной). 50. Молитвенник за землю Русскую//Журнал Московской Патриархии. – 1990, 12. – С. 66–69: портр. – Подпись: Епископ Серафим (Чичагов) . 51. непрестанной молитве//Журнал Московской Патриархии. – 1990, 9. – С. 58–59. – Подпись: Митрополит Серафим (Чичагов) . 52. себе//Мед. газ. – 1990. – 10 июня. – С. 3: портр. – Без подписи. – (Публ. В. В. Черной). 53. современном мученичестве//Журнал Московской Патриархии, – 1990, 10, – С 38–39, – Подпись: Митрополит Серафим (Чичагов) . То же//Москва, – 1991, 12. – С. 181. 54. Что служит основанием духовности?//Журнал Московской Патриархии. – 1990, 9, – С. 70–75. – Подпись: Митрополит Серафим (Чичагов) . 55. Что служит основанием каждой науки? Фрагм.//Мед. газ, – 1990. – 10 июня. – С. 3, – Подпись: Чичагов Л. М. – (Публ. В. В. Черной). 56. Что служит основанием каждой науки? – М., 1996, – 93 с. 57. Из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря»//Журнал Московской Патриархии, – 1991, 12, – С. 43–47. – Подпись: Подготовил диакон Андрей Лоргус. – Публ. 58. Кончина старца Серафима//Моск. церков. вестник. – 1991. – Янв. 2). – С. 16. – Подпись: Священник Леонид Чичагов. 1896. 59. На пути кризиса//Моск. церков. Вестник – 1991, – Февр. 3). – С. 7. – Подпись: Епископ Серафим (Чичагов) . 60. Слово о бесновании: (В Неделю 23-ю по Пятидесятнице)//Москва. – 1992, 11–12. – С. 199–203. – Подпись: Епископ Серафим (Чичагов) . – (Публ. В. В. Черной). 61. Слово на Рождество Христово//Николо-Угрешский вестник. – 1992, 5, – С. 2. – Подпись: Митрополит Серафим (Чичагов) . – (Публ. В. В. Черной). 62. Митрополит Серафим (Чичагов) . О святых мощах. (Конспект статьи, публ. с сокр.). – М.: Град Китеж, 1992, 4 (9).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

О премилостивая владычице Богородице, слава тебе, яко твоими молитвами и заступлением побежени быша враги наша. О всемилостивая госпоже владычице Богородице, ты со всеми святыми да и с нашими заступники – новыми рускими чюдотворцы умолила еси Господа нашего Исуса Христа з безначальным его Отцем и животворящим Духом, да услыша Господь молитву твою и дал нам победительная на сопостаты, и покорил нам враги наша под ноги наша. И о всех сих прославляется святое имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и в веки веком. Аминь». Повеле же благочестивый царь и великий князь священному собору приити с честным крестом, в нем же бе животворящее древо, на нем же распятся Господь наш Исус Христос, и с святыми образы чюдотворными и всему причту церковному на место, идеже бе стояше знамя царское, и повеле молебная пения пети о победе, благодарения всесильному Богу воздающе. И в той час повеле животворящий крест поставити и церков обложити Нерукотворенного образа же Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на том месте, идеже знамя его стояло, на знамени бо его царской образ бе нерукотворенный Господа нашего Исуса Христа. Внутри града толику силну огню возгоревшуся, яко едва на третий день возмогоша угасити. Повеле же благочестивый царь и град чистити от множества мертвых онех нечестивых. По сем же повеле протопопу своему, именем Андрею, мужу добродетельну сущу, собрати собор игуменов и священников и дияконов и повеле церков свящати Нерукотворенного образа Господа нашего Исуса Христа. Освятиша же церковь в лето 7061, месяца октября в 5 день в среду. И всячески и украси ю, якоже бо лепо, честными иконами и божествеными книгами, и святым пением. И потом обложи церковь соборную внутрь города Казани во имя пречистые Богородица славного ея Благовещенья и свящав ю того же месяца в 9 день недельный. Пределы же у Пречистые устрои со обою страну: со едину страну страстотерпцы Христови Борис и Глеб, а з другую муромские чюдотворцы, и лепотне украси якоже бе достояше. Освяти же убо и град благочестивый царь и государь наш великий князь Иван Васильевичь и по стенам града з животворящими кресты и со всеми иконами сам хождаше з братом своим со князем Владимером Андреевичем и со священным собором, и з боляры своими, и со всем своим христолюбивым воинством. И вся убо добре и богоугодно благочестивый царь и государь устроив. Заповеда же и воеводам своим во граде церкви ставити.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григория Богослова. Т. I. С. 175. 82 Григория Богослова надгробное слово Василию Великому/Твор. Григория. Т. IV. С. 75—77; Стихотворение Григория о своей жизни/Твор. его. Т. VI. С. 13. 83 Фридлендер. Картины римских нравов. С. 152. 84 Шлоссер. Всемирная история. Т. IV. С. 354. 85 Письмо Василия Великого к Либанию/Твор. Василия Великого. Т. VII. С. 339. 86 Это свидетельство св. Иустина Философа/Иустин. Разговор с Трифоном, гл. 2. 87 Слова Синезия/Остроумов. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879. С. 182. 88 Блаж. Августин. Исповедь. Кн. III, гл. 3. 89 Фридлендер. Картины римских нравов. С. 153. 90 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 9, 13. 91 Блаж. Иероним. Апология против Руфина. Кн. I, гл. 30. 92 Евсевий. Церков. история. Кн. V, гл. 20. 93 Там же. Кн. VI, гл. 3. 94 Gregorii Neocaesariensis Oratio panegyrica in Origenem, cap. 16. 95 dementis. Stromatum. Lib. I, cap. 1. 96 Василий Великий. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями/Творения его. Т. IV. С. 345. 97 Там же. С. 356. 98 Там же. С. 349. 99 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому»: 100 Евсевий. Церков. история. Кн. VI, гл. 2. 101 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Там же. С. 79. 102 Там же. С. 76. 103 Sievers. Das Leben des Libanius. Berlin, 1868. S. 24—25. 104 Григорий Богослов. Обличительное слово на царя Юлиана/Там же. Т. I. С. 174. 105 Августин. Исповедь. Кн. 1, гл. 13. 106 Григорий Богослов. Обличительное слово на царя Юлиана/Там же. С. 175. 107 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 16. 108 Там же, гл. 16. 109 Там же, гл. 13. 110 Василий Великий. К юношам..»: 111 Блаж. Иероним. Письмо к Евстохии/Творения его в рус. пер. Т. I. С 131—132. 112 Март. Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи. Рус. перев. Москва, 1880. С. 226—229. 113 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому»: 114 Там же. 115 Григорий Богослов. Стихотворение о своей жизни/Твор. его. Т. VI. С. 9. 116 Василий Великий. Толкование на пророка Исайю/Твор. его. Т. II. С. 123. 117 Григорий Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

599 . Учреждение патриаршества в России. – СПб.: Тип. Елеонского, 1880. – II, 135 с. – Из: Христиан, чтение. – 1879. – 7–12; 1880. – 1–2. 600 . Чтения из истории Русской Церкви с древних времен до конца XVI века. – СПб.: Лит. Фомина, 1897. – 31, 421 с. 601 . Юшка Микляев: (Эпизод из церковно-бытовых отношений конца XVII в.) – СПб.: Тип. Добродеева, – 10 с. – Из-влеч. из: Странник. – 1887. Литература о жизни и деятельности 602 . Памяти о. протоиерея Павла Федоровича Николаевского, доктора церковной истории и ординарного профессора С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб.: Тип. Лопухина. 1899. – 22 с., 1 л. портр. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1899. – 47. 603 . Памяти профессора С.-Петербургской Духовной Академии протоиерея Павла Феодоровича Николаевского. – СПб.: Тип. Лопухина, 1901. – 16 с.: портр. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1901 Лебедев Алексей Петрович (1845–1908) Алексей Петрович Лебедев родился 2 марта 1845 года в селе Очакове Московского уезда в семье священника. Образование получил в Перервинском Духовном училище, затем в Московской Духовной семинарии и Московской Духовной Академии. По окончании Академии в 1870 году был назначен на кафедру древней церковной истории. Профессор А.П. Лебедев пользовался популярностью у студентов, его аудитория была одной из самых посещаемых. Это был единственный в Академии профессор, ежегодно предлагавший новые курсы, из его «школы» вышли более десяти магистров, пять его учеников заняли кафедры в высших учебных заведениях Петербурга, Москвы и Одессы. Профессор Лебедев прослужил в Московской Духовной Академии двадцать пять лет. На трудах А.П. Лебедева по истории Церкви воспитывались целые поколения. Характеризуя учено-литературную деятельность и заслуги А.П. Лебедева в области церковно-исторической науки, профессор А.А. Спасский писал: «Он не только поднял русскую науку на надлежащую высоту, но и привлек к ней внимание ученого Запада, сделав ее общеевропейским явлением». Алексей Петрович Лебедев скончался 14 июля 1908 года после непродолжительной тяжелой болезни. Печатные труды

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

месяцеслов Св. Тр.-Сергиевой лавры», 10; “Книга степенная», I, 487, 527 (о начале Нижеградской пещеры); “Арханг. губ. вед.», 1861 г., 10 (архим. Ириней Ключарев); “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); “Прибавл. к Церковн. вед.», 1888 г., 41, 1142 (Церков. приход. школа при м-ре); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.», 13 (св. Дионисий), 16 (Евфросин); М. Толстой , “Кн. глагол. опис. о Россий. свят.», 12, 22 (св. Дионисий), 248, 444 (преп. Иоасаф); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 610, 1; “Акты Арх. Эксп.», I, 308 (соборн. приговор 1581 г.; архим. Иона); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; архим. Трифон); III, 176 (Па- триар. гр. 1628 г. архим. Рафаилу о наказании дьячка Семейка за найден. у него гадальн. тетради); “Акты истор.», I, 37 (Послание 1433 г. митроп. Ионы о посвящ. инока Павла в сан архимандрита); II, 107 (Отписка 1608 г. архим. Иоиля Лухов. пустыни о несогласии нижегородцев покориться Лжедмитрию); “Дополн. к Акт. истор.», II, 76 (Возвед. 1619 г. Филар. Никит. на патриар. престол; архим. Иов); IV, 29 (Акты 1656 г. о моров. поветрии), 43 (Наказн. память 1658 г. архим. Филарета старцу Онуфрию об управлении сел. Никольским и Рубским), 134 (Приемн. росписки 1663 г., ст. III, 337, архим. Герман); V, 26 (Выходы патриар. 1666 г.; стр. 99, архим. Иосиф; стр. 154, в 1675 г. архим. Симеон назначен в Спасо-Андрон. м-рь), 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Иосиф); VIII, 40 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 131, имел во влад. 90 двор.), 80 (Гр. 1680 г. о невзимании с крестьян оброка; архим. Нил); X, 61 (Отписка 1682 г. рабочих архим. Нилу об исполнении ими в Москве поручений); XII, 50 (Память 1688 г. архим. Епифанию о принятии под начало крестьянина, оговорен. в расколе), 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 4 рубля); “Акты юридич.», 221 (Платежная 1615 г. в церков. дани и пошлин.), 290 (Поручн. 1648 г. по крестьян. и бобылях; архим. Герман); “Собр. госуд. грам. и договор.» I, 200 (Духовн. собор 1580 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

132 . Получались в дар следующие периодические издания в 1902 и 1903 г.: 1) Ελησιαστιη Αληθεια; 2) Χριστιανιη Αληθεια; 3) Allgemeine Bibliographie; 4) Bookseller; 5) Catalogo inensile della libreria italiana; 6) Mittheilungen B. G. Teubner; 7) Periodical; 8) Ενωσις ελησιων; 9) Славянский Век; 10) Живая Мысль; 11) Свет (из Америки); 12) Церков. Ведомости 1902 г.; 13) Моск. Вед.; 14) Московские Церков. Ведомости; 15) Вера и Разум; 16) Вера и Церковь ; 17) Американский Православный Вестник; 18) Руководство для сельских пастырей; 19) Душеполезное Чтение; 20) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; 21) Wöchentliches Verzeichnis; и Епархиальные Ведомости: 22) Архангельские; 23) Благовещенские; 24) Екатеринбургские; 25) Калужские; 26) Кишинёвские; 27) Нижегородские; 28) Оренбургские; 29) Орловские; 30) Саратовские; 31) Ставропольские; 32) Тверские; 33) Уфимские; 34) Якутские; 35) Ярославские. 133 . Кроме сего из студенческой библиотеки получено 40 названий Епархиальных Ведомостей 1902 года. Определил и: Благодарить жертвователей. XX. Записку экстраординарного профессора Академии Анатолия Спасского о выписке книг, которые он считает нужным приобрести для академической библиотеки. Определил и: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записке книги и о последующем представить Правлению Академии. XXI. а) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что действительные студенты Академии: Величкин Николай (выпуска 1900 года), Моисеев Николай (выпуска 1901 года), Буркович Томо, сербский уроженец, (выпуска 1902 года), иеромонах Игнатий (в мире Илья Абуррус, сирийский уроженец), иеродиакон Афанасий Трифонов, Попов Христо и Бунтовников Стефан, болгарские уроженцы, Ващенко Григорий, Нечаев Ксенофонт, Смирнов Алек- —295— сандр и Троицкий Дмитрий (выпуска текущего 1903 года) – удовлетворительно выполнили поставленные им при окончании академического курса условия для получения степени кандидата богословия, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

49 Довольно любопытно, что эта книга, в научном отношении стоящая не только не ниже, но даже выше его «Поездки на Синай», обойдена полным молчанием проф. В.Г.Василевским; 50 Арх. Савва. Собран. мнен. и отзывов м. Филарета по делам прав. ц. на Востоке. Спб.1886, стр.72; 52 Там же, стр. 207, 311, 327–329, 395; Собр. мн. и отз. по уч. и церков.-госуд. вопр. т. V, ч.1, стр. 201 54 Арх. Савва. Собран. мнен. и отзывов уч. и церков.-госуд. вопр. М. 1887, т. V, ч.1, стр. 487–490; 57 Арх. Савва. Собран. мнен. и отзывов м. Филарета по делам прав. ц. на Востоке. стр. 440–441, 445–456; 61 Сравнительно подробный перечень трудов о. арх. Антонина сделан его великим почитателем, известным библиографом С. И. По­номаревыми» в статье: «Памяти о. Арх. Антонина» (Тр. Киев. Дух. Ак. 1894 г., ч. 3, стр. 636–648); 62 Мы разумеем научное описание рукопи­сей библиотеки Святогробского метоха в Константинополе, в Фанаре, составленное им в 1862 г. в товариществе с проф. Кириакидисом ( А. Дмитриевский . Путешеств. по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890, стр. 5, прим. I) 65 Указ Св. Синода о назначении о. Антонина заведующим миссиею помечен 16 июля 1865; см. Арх. Савва. Собр. мн. п отз. по дел. пр. церкви на Востоке, стр. 440. 71 Арх. Савва. Собран. мнен. и отз. митр. Филарета по делам прав. церкви на Востоке, стр. 445 – 446. Достойно полного замечания то обстоя­тельство, что между о. арх. Леонидом и о. арх. Антонином не были нарушены добрые товарищеские отношения. В сентябре 1868 г. о. Антонин, в бытность в Константинополе, пользовался гостеприимством о. арх. Леонида и превозносит его всяческими похвалами (Труд. Киев. Дух. Акад. 1869 г. ч. 1, стр. 452, прим. 1) 72 Арх. Савва. Собр. мнен. и отзыв, м. Филарета по делам прав, ц. на Востоке, стр. 445 – 446, 440 – 441 79 Плодом этого изучения являются следующие статьи о. арх. Антонина: «Праздник Рождества Христова в Вифлееме» (Церк. Лет. 1866, 9 и 10); «6 Января на Иордане» (Херс. Епарх. Вед. 1867, «Известие о последовании божественного и священного умовения» (Труд. Киев. Дух. Акад. 1867, кн. 11, стр. 304 – 319); «Пасха в Иерусалиме» (Херс. Епарх. Вед. 1867, 12);. «Патриаршее богослужение в Иерусалиме (Церк. Лет. 1867, 30); «26 Января в лавре св. Саввы» (Труд. Киев. Дух. Акад. 1868, ч. 11, стр. 42 – 83); «Водосвятие в храме Воскресения» (Херс. Епарх. Вед. 1869, «Из Иерусалима» (там же 1871, «Выбор и посвящение нового патриарха в Иерусалиме» (Церк. Лет. 1875, и 31) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

38 Такой монограммой называются буквы X и Р, выписанные таким образом, что первая покрывает вторую. 39 Manso. Op. cit. S. 321—322. 40 Евсевий. Церков. история. Кн. 10, гл. 5 и др. 41 Там же. Кн. 10, гл. 1, 3. 42 Там же. 43 Цитаты в тексте без обозначения сочинения указывают на Евсевиеву Жизнь Константина 44 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 45 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 18. 46 Сократ. Церковная история. I, 10. 47 Феодорит. Церковная история. I, 11. 48 Там же. 49 Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан/Творения. Т. I. С. 278—280. 50 Созомен. Церковная история. Кн. I, гл. 13; Афанасий Великий. Жизнь Антония/Творения. Т. III. С. 273. 51 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 10. 52 Он же. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 18; Похвальное слово Константину, гл. 9. 53 Евсевий. Церковная история. Кн. X, гл. 6. 54 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 11. 55 Constantini Oratio ad sanctorum coeturn (Константин Великий. Речь к обществу верных), гл. 9. 56 Там же. 57 Там же, гл. 10. 58 Там же, гл. 19—20. 59 Там же, гл. 18. 60 Там же, гл. 11—13. 61 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 16. 62 Евсевий. Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 29; Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 63 Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви. М., 1878. С. 75—78. 64 Константин Великий. Речь к обществу верных, гл. 2. 65 Там же, гл. 10. 66 Иероним. О знаменитых мужах, гл. 80. 67 Евсевий. Похвальное слово Константину, гл. 5. 68 Лактанций. О смерти гонителей, гл. 18. 69 Сократ. Церков. история. Кн. I, гл. 13. 70 Лактанций. О смертях гонителей, гл. 24. 71 Иные западные, как светские, так и церковные историки, не сочувствующие деятельности Константина, проникнутые рационалистическими наклонностями, желая поставить в неловкое положение Православную Церковь, причислившую Константина клику святых, останавливаются с особенным вниманием на том факте, что император был крещен в Никомидии; а так как известно, что в это время Никомидийским епископом был Евсевий, человек арианского образа мыслей, то указанные историки с торжеством объявляют, что, значит, Константин крещен арианином и сам есть арианин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

Солигалич. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Старособорная Успенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Старособорная Успенская церковь г. Солигалича - каменная, с такой же колокольней. Построена в 1778 г. на средства прихожан. Ограда вокруг церкви деревянная. Престоловъ 3: в честь Успения Божией Матери, б) евангелиста Иоанна Богослова, в) преп. Макария Унженскаго и Желтоводскаго. В храме находится древний резной образ препод. Макария Унженскаго, особенно почитаемый. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 За мостом, на левом берегу реки Костромы находится городище - земляные валы, все, что осталось от крепости Солигалича, которая выдержала трехдневную осаду казанских татар. Там же остатки Старособорной Успенской церкви. В храме находилось рукописное житие Макария Унженского, в котором значится, " что в лето четыредесятное по седьми тысящах (1532 г.) при державе царя и великого князя Василия Иоанновича в 18 день генваря месяца город избавлен от нашествия 14 тысяч казанских татар и черемис предстательством преподобного Макария, которого осажденные видели едущим на белом коне и одеждою своею закрывающего граждан от врагов " . У Соли-Галицкие на реке на Костроме на берегу город ставлен на осыпи а в нём церков соборная вверх шатром Причистой богородицы Успения да в приделе Макария Желтоводского чудотворца, а у церкви и с приделом и образы и книги и ризы и свечи и всё церковное строение Федора Мичурина з братьями. Да другая церков тёплая во имя Рождества Иоанна Предтечи а в церкви образа и сосуды и колокола строение мирское. Город мерою от Спасских ворот до Наугольные башни что подле реки Костромы вверх 17 сажен от Науогольные башни до башни что в тайнике 24 сажени. Башня Тайницкая 4 сажени с четью, башня не покрыта. От Тайницкой башни до Наугольные башни что на реке Костроме вверх 31 сажен. Башня Наугольная 3 сажени с четью, башня покрыта. Другая стена тое башни 3 сажени с четью. От тое Наугольной башни по стене до Дмитровских ворот 24 сажени с полсаженью. Ворота Дмитровские 3 сажени с четью. Башня над воротами покрыта . От ворот до Наугольные до Лавенские башни 23 сажени. По стене по осыпи башня 3 сажени, другая стена З-х же сажен, башня покрыта. От тое башни до Середние башни, что против слободки по стене 25 сажен. Башня 3 сажени, бажня покрыта. От тое башни по стене до Наугольные башни, что от Троицкие мельницы от Костромы реки против Воскресенского монастыря 27 сажен без чети. Башня стена 3 сажени другая стена тож 3 сажени, башня покрыта. От тое башни до ворот Спасских по стене 32 сажени. Ворота Спасские 4 сажени, ворота не покрыты. А в воротах под башенью тюрьма опальная а башную и от башни осыпь до Наугольные башни и башню Наугольную, что на Костроме писана сперва мерою подмыла вода от Троицкой мельницы.

http://sobory.ru/article/?object=11027

По указанию папы Исидор формально отказался в пользу Григория Болгарина от «сохранявшихся» за ним частей митрополии всея Руси, и в январе 1459 г. Григорий направился к Казимиру IV в сопровождении представителя папы, который вёз королю папское послание. Оно содержало проклятия в адрес митрополита Ионы и требование к королю отказаться от признания власти митрополита Ионы над православными епархиями на территории Литвы и Польши в пользу Григория, а затем добиться того же и от русского правительства – уже на территории Московского великого княжества 108 . Король послушно исполнил требование папы Пия II. Вопреки собственным обещаниям, данным в 1451 г., он принудил православных епископов Литвы и Польши 109 к подчинению присланному из Рима католическому иерарху «всея Руси» Григорию 110 , а также обратился к Василию II с письмом, в котором предлагал сместить святителя Иону по причине пожилого возраста и принять Григория в Москве в качестве митрополита 111 . В Москве факт грубейшего вмешательства Римско-католической церкви в дела православной Русской церкви был, разумеется, воспринят с крайним возмущением 112 . В 1459 г. собором епископов северо-востока Руси было принято решение о верности святителю Ионе и о категорическом отказе признавать «отступника православныя вры, Исидорова ученика на церковь Божью развратника, пришедшаго отъ Рима... отлученаго отъ святыя зборныя церкви, иже именуеть себя митрополитомъ 113 . Вопреки ожиданиям творцов унии, православное население Литвы реагировало на насильственное подчинение папскому легату весьма болезненно, что в конце концов вынудило Григория Болгарина искать себе признания в Константинополе. В 1465 г. он направил к патриарху Константинопольскому Симеону своего посла, но патриарх даже не удостоил его аудиенции. Однако следующий патриарх, Дионисий I, в 1467 г. согласился принять Григория Болгарина в церковное общение, признал его статус митрополита всея Руси и 14 февраля того же года направил в Москву свою грамоту 114 . В этой грамоте патриарх утверждал, что Константинопольская патриархия якобы не признала святителя Иону законным предстоятелем Церкви всея Руси (как мы видели, позиция Геннадия Схолария говорит об обратном) и не признаёт его преемников, и требовал передать управление Церковью всея Руси именно Григорию: «А што зделали на Москве, аж бы того перестати делати, как же указует и приказует святая головнея великая Церков соборная, бо то ест против правил и против закону Божиего; елико именовали на Москве от Ионы и до сих часов митрополитов, тых всих великая зборная наша святая Церков не имает, а ни дръжит, а ни именует за митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010