по P.X.; следов., и упомянутые события в Церкви Христовой.   Библиографический указатель к X-XII гл. Гл. X. Обращение Корнилия сотника. Хр. Чт. 1835 г., 77-96. XI. Чтения о св. Павле: Иерусалим-Антиохия. Воскр. Чт. 1872, I, 170-172. П. Малинина. Средства содержания духовенства в первенствующей Церкви. Духов, Вестн. 1865, X, 443. Евсевия Кесарийского. О том, каким образом учение о Христе в краткое время распространилось по всему миру. Отрывок из Церков. Истории. Кн. II, гл. 3, Христ. Чт. 1838 г., II, 84-86. О голоде, бывшем в царствование Клавдия. Там же, стр. 91. Ст. 19-26, 29, 30. Евсевия, Арх. Могилевского. Беседы на воскр. и праздн. чт. из апостола, ч. I., стр. 95. Ст. 19-30. Антиохия. Библ. поп. сл. 1874, 1, 145. Ст. 28. Агав. Там же, ст. 32. Клавдий. Б. п. сл. Воскр. Чт. 1876, 1, 319. XII, гл. 1, ст. Ирод. Б. п. сл. Воскр. Чт. 1875, II, 127-128. Ст. 12. Мария. Марк Иоанн. Б. п. сл. 1876, II, 191. Евсевия, Еп. Кесарийского. Мученичество ап. Иакова. Отрывок из Церков. Ист. Кн. II, Христ. Чт. 1838 г. II, 92, X-XII гл. Леонида, Еп. Дмитровского. Жизнь св. ап. Петра, M., 1860. Игнатия, Архиеп. Воронежского. Чтение о св. Первоверховном ап. Петре, о введении язычников в Церковь Христову, 156-178. Ф. Яковлева. Апостолы. Вып. 1. О событиях в X-XII гл., 108-121. Гл. X-XI. Обращение Корнилия сотника. Фаррара. Жизнь и труды св. ап. Павла. T. 1, стр. 161 — 174. XI-XII гл. Антиохийская церковь. Распространение христианства в Антиохии. Прот. Горского. Еванг. истор. и история апостольской Церкви. 400-410. О том же, Фаррара. Жизнь и труды св. ап. Павла. T. 1, 174-198. Его же. Антиохия и происхождение названия «христианин». Первые дни христианства, 178. Прот. Михайловского. Второе путешествие Павла в Иерусалим. Гонение па тамошнюю церковь. Св. апостол Павел. 20-21. Фаррара. Первые дни христианства. Ирод Агриппа и убийца ап. Иакова. стр. 331, 423. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Церковь Христова в странах языческих (XIII-XXVIII гл. ) I. Первое апостольское путешествие Павла и Варнавы. ГЛАВА XIII Стих 1-12 Путешествие в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (XIII, 1-12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

481 См. о них арх. Филарета, «Истории, учение об отцах Церкви»,т. II, 1859, стр. 127, 159, 215, 256. 484 Для таких видов общественного труда женщины, в сфере которого она вне всякой конкуренции, желательно было бы восстановление древне-церковного института диаконнес (Ср.: «Церков. Ведомости». 1907, 7; 1908, 7), как не связанных брачными узами. Вопрос об учреждении в нашей Церкви этого благодетельнейшего института отложен Св. Синодом до будущего Всероссийского Собора («Церков. Вед.» 1908, 15–16, стр. 723). 485 Из иностранной литературы об эмансипации женщины можно указать ещё на интересные статьи: «Gedanken uber Stellung und den Beruf der christl. Frau» в «Allg. Ev-Luth. Kirchenztg»; И.Кеттлер «Что такое женская эмансипация?» (Русск. перев. Одесса, 1895). 502 «Св. отца нашего Иоанна Златоустог о о воспитании детей». Перев. Филарета, архиеи. Черниговского. СПб., 1889, стр. 310. – Превосходное учение Златоуста об этом предмете существует и в переводе преосвящ. Феофана (см. «Путь ко спасению». Изд. 7. Москва, 1894, стр. 314–344); краткое изложение его имеем, между прочим, в «Истории Педагогики» К. Шмидта (т. II, стр. 27–32) и в статье В. И. Попова «Учение св. Иоанна Златоуста о воспитании детей» (Христ. Чт.» 1897, ноябрь). Вообще же, святоотеческая педагогическая система изложена в статьях Н. Миролюбова «Систематическое изложение педагогических воззрений свв. отцов и учителей Церкви» («Вера и Разум» 1900, 1–2, 20–21 и 23). 510 ν πιμνωσιν, благодаря воспитанию от родительницы, дети пребудут в вере и благочестии. Это чтение текста у Златоуста сходно с чтением в других списках (напр. в греческом «textus receptus»); μινωσι, и странно, почему, вопреки этому чтению в славянском и русском переводе стоит: пребудет, т.е. сама родительница, а не дети. 516 Об обязательном участии в воспитании детей собственно Церкви, в лице ее пастырей, учат и св. отцы. «По естественному сродству, – говорит, напр., св. Василий Великий в беседе с юношами, – я – первый для вас после родителей: – почему не меньше отцов, и сам имею к вам благорасположение, и о вас думаю, если только не ошибаюсь в мнении своем, что, видя меня, не желаете видеть родителей» (Творения, ч. IV, Сергиев Посад, 1892, стр. 318). – Западные церкви практикуют следующий способ пастырского воспитания для готовящихся к конфирмации детей: священник собирает детей своего прихода группами по полу и возрасту в храм и там наставляет их в Законе Божием. Так как хороший пример незазорно перенимать ни у кого, то мы могли бы, думается, воспользоваться опытом западных церквей в этом отношении, тем более, что этот порядок очень соответствует духу древних христианских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Церков же тогда бяше скиниа; писание бо овогда ту церковь нарицаеть, глаголеть бо бог Моисию: «И събери ми люди в церков», овогда же скинию ту именуеть, глаголет убо сице: «Сътвориши зижда скинию», овогда храм сведениа ту сказуеть, глаголеть бо: «И поставиши светилник седмосветлый в храме сведения». Поклоняше же ся Моиси и Давид скинии, еже есть церкви рукотвореной, и покланяхуся и еже от рук человечскых сътвореным вещем в честь и в славу божию. Сими бо божествеными вещьми и церкви освященна бысть, и сих ради вещей божественых и церкви покланяхуся, яко ж в Исходе писание сведетельствуеть, глаголюще: яко же сконча Моиси все дело зижда храм сведениа, и вложив киот сведениа, еже есть скрыжали и стамна и жезл Ааронов, се есть сведениа свидетельствующа о бозе, и внесе в храм сведениа киот, и закры завесою киот божий, и тогда покры облак храм и славы господня наполнися храм. И възва господь Моисиа из храма сведениа егда убо създан бысть храм, ничто же не бысть знамениа: егда же внесен киот божий и яже в нем, тогда и славы господня наполнися храм, и господь глаголаше ис храма. Егда ж при Илии киот пленен бысть, тогда людие плакашася, глаголюще: «Погыбе слава израилева, понеже взятся киот божий». Егда же възвратися от пленениа киот, постави его Давид в дому Аведарине, и благослови господь дом Аведарин. И слыша Давид, яко благослови господь домь Аведарин, и рече: «Възвращу благословение в дом мой», и взят от дому Аведарина и постави его в дому своем, и благослови господь дом его. Егда же Соломон сътвори церковь, тогда внесе вся оны божественыя и честнейшаа вещи в церковь, сиреч киот и скрижали и стамну и прочаа, и тогда исплънися славы господня церковь, не можаху стати священници на службу. Зри испытно, яко сими божествеными вещьми и церковь освятися, и сих ради церкви покланяхуся. Людие же от всех стран събирахуся, еже церковь видети же и поклонятися. И не токмо в Иерусалиме покланяхуся церкви, но и от иных стран же и градов покланяхуся церкви. И сведетельствуеть писание, еже глаголеть в Даниле пророце, глаголет бо сице: и бе Данил в Вавилоне трищи в дне, покланяя колене свои к Иерусалиму и моляся и исповедаася господу богу.

http://sedmitza.ru/lib/text/433586/

и находящемуся ныне в Моск. синод. библ. за 469. Оно сочинено Паисием в Москве и посвящено ц. Алексею Михайловичу. Кем-то переведены две первые части этого сочинения на рус. язык, и списки перевода также есть в Москов. главы. арх. мин. ин. дел и в библ. Моск. дух. академии (Макарий, т. XII, стр. 365, примеч.). В Москве Н. Лигарид пользовался доступом в патр. библиотеку (Собр. госуд. грам., IV, 28). 88 Письма Лазаря Барановича, Чернигов, 1865, Макарий, XII, стр. 744–746. Послание восточн. патриархам, Макарию антиох. и Паисию александр., приехавшим в Москву для суда над птр. Никоном, по рук. М. синод. библ., напеч. С. А. Белокуровым (Христ. Чт. 1886, 1–2, с. 292–296). 90 Необходимо заметить, что относительно участия в исправлении церковных книг при патр. Иосифе противников реформы Никона (Аввакума, Гр. Неронова, Лазаря и др.) были представлены уже довольно веские возражения (В.Е. Румянцев: Древние здания московск. печатного двора, Древн. Моск. арх. общ. т. II, 67; ср. статью И. Мансветова : Как правились у нас церков. книги, к Твор. св. отцев 1883, кн. IV, 536–543, по бумаг. типограф. архива); но м. Макарий, а за ним и гр. Гейден, допускают, что означенным лицам принадлежал все-таки высший надзор за печатанием, и они составляли нечто в роде совета. Н.Ф. Каптерев , напротив, в недавно изданной монографии (Патр. Никон и его противники в деле исправления церков. книг, М. 1887, из Правосл. Обозр.), совершенно отвергает этот взгляд, утверждая, что иосифовские справщики во всем были предшественниками Никона, смело печатали в Москве произведения южнорусских ученых, настойчиво проповедывали о полном православии греков и т. п., а, следовательно, противники Никона не могли иметь с ними ничего общего (50–53 и др.). 91 О самом близком из них – Арсение Греке см. статьи Н. Каитерева: Следст. дело об Арс. Греке и ссылка его в Солов. мон. (Чт. в Общ. люб. дух. просв. 1881, 7) и В. Колосова: Старец Арсений Грек (Журн. Мин. Нар. Пр. 1881, 9). 92 Вообще, в деле Никона греки принимали деятельное участие, стараясь подействовать на мнение в его пользу в Константинополе (Соловьев, XI, 330–336; переписка Никона с нек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

Митрополит Понтийский Федим избрал Григория в архипастыри вышеназванного города, но избранник никак не хотел принять посвящения на такую ответственную должность. Тогда Федим (редкий случай в истории!) посвятил Григория заочно. Когда Федим хиротонисал Григория, последний находился от своего рукоположителя на расстоянии трех дней пути. После этого Григорий не противился, подчинившись своему ______________________ Сократ. Церков. история. Кн. III, гл. 13.  Евсевий. Церков. история. Кн. VI, гл. 4.  Ruinart. Acta martirium. Ratisb., 1859. P. 105-107.  Григорий Богослов. Надгробное слово брату Кесарию//Твор. его. Т. I. С. 253.  Евсевий. О палестинских мучениках, гл. 4.  Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 10.  Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому//Твор. его. Т. VI. С. 80.  Григорий Нисский. О жизни Григория Чудотворца//Твор. его. Т. VIII. С. 141-145. ______________________ Кто вдумается глубже в обстоятельства воспитания молодых людей в языческих школах с его последствиями, которые предположительно должны быть вредными и опасными для христианских юношей, но которые в действительности были полезны и благотворны для этих последних, тот с верой может принять, что в этом случае на этих юношах исполнялось обетование, данное Иисусом Христом Своим ученикам по воскресении:  " Аще и что смертно истютъ, не вредить ихъ "  (Мк.16, 18). Христианские юноши утоляли свою духовную жажду из ядовитых источников, - в языческих школах, и однако же смертоносные источники эти не вредили им. Даже " душепагубные Афины " превращались для них в душеполезные Афины. Не напрасно Григорий Богослов восклицал в свое время: " Эллада, приятная юность - вы уступили Христу! " Церковные доходы в первые века и их употребление на дела благотворительности Положение дела в евангельское и апостольское время. - Церковные средства и их употребление во II и III в.; в чем они состояли, начатки и десятина, чрезвычайные пожертвования, кто распоряжался церковным имуществом? - Сбор пожертвований в праздники; ото всех ли принимались пожертвования? - Кому оказывалось пособие из церковных стяжаний? - Внимательность, с которой это совершалось, молитва за благотворителей, запрещение нищенства благо-творимым, употребление церковных средств на клир и нужды богослужения. Если под именем церковного имущества будем понимать владение собственностью, ограждаемое государственными законами, то Церковь первых трех веков не имела подобного имущества. Как общество запрещенное, гонимое, христианская Церковь не обладала правоспособностью приобретать и иметь собственность. Но с другой стороны, фактически она обладала и распоряжалась по своему усмотрению пожертвованиями, какие делались со стороны ее членов; у нее были здания, предназначенные для богослужения, и усыпальницы, где погребались умершие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Мануил (Лемешевский) , митр. Мануил (Лемешевский) , митр. Русские Православные Иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Рукопись. Издано: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно): В 6 т. – Erlangen, 1979–1989. Ссылки на страницы проставлены по изд. 1979–1989 гг   Сергий (Ларин), епископ. Обновленческий раскол. [«Обновленческий» раскол. ] Сергий (Ларин), еп. Обновленческий раскол. Астрахань; Омск. 1953–1959. Рукопись. Издано: Сергий (Ларин), еп. Обновленческий раскол//Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экзархата. Париж, 1964. 46/47. С. 120–153; N° 48. С. 252–257. Данная рукопись была также издана как: Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви//«Обновленческий» раскол: (Материалы для церков.-ист. и канон, характеристики)/Сост. И. В. Соловьев. – М.: О-во любителей церков. истории: Изд-во Крутиц, подворья, 2002. В данном издании кратко излагается история создания рукописи. (Ссылки на страницы проставлены по изд. 2002 г.) Опубликованные издания Введенский А. И., прот.. Церковь патриарха Тихона. Введенский А. И., прот. Церковь патриарха Тихона. – М., 1923.   Введенский А. И., прот. Церковь и государство. Введенский А. И., прот. Церковь и государство: (Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России 1918–1922 г.). – М.: Мосполиграф, 1923.   Деяния. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния 104–106, 116–119]. – М.; Пг.: Собор. Совет, 1918. – Кн. 1–10. – Изд. не завершено; То же (под загл.). Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. – Репр. воспр. изд. 1918 г. – М.: Новоспас. монастырь, 1994–1996. – Т. 1–6. Т. 7–10. Евлогий, митр. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания митр. Евлогия, излож. по его рассказам Т. Манухиной/Предисл. Т. И. Манухиной (Т. Таманин); Послесл. Т. И. Манухиной. – Париж: YMCA-Press, 1947; То же (переизд.). – М.: Моск, рабочий; ВПМД, 1994. (Ссылки на страницы проставлены по изд. 1994). Елевферий, митр. Неделя в Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

894 . Житие святителя Игнатия (Брянчанинова) //Лад. – 1991. – 2. – С. 11–13; 4. – С. 19–21:895. Житие святителя Игнатия Брянчанинова/ Церковь Смолен. иконы Божией Матери. – СПб.: МГП «Приско», 1991. – 12 с. 896 . Иоанн (Крестьянкин) . Россия через семь таинств//С.-Петерб. епарх. вед. – 1991. – Июнь. – С. 79–82. Упоминание о канонизации святителя – с. 82:897. Меженная Э. Святые мощи – век двадцатый от P. X.//Репортер. – 1991. – Февр. – С. 12–13: фот. О перенесении мощей ярославских святых, в т. ч. свт. Игнатия из Николо-Бабаевского монастыря в Толгский монастырь. 898 . О жизни православных святых, иконах и праздниках: (Согласно церков. преданию)/Сост. О. А. Попова ; Ленингр. гос. ин-т культуры. – Л., 1991. – 195 с. – Из содерж.: Святитель Игнатий, епископ Кавказский. – С. 118–120. Краткое житие. Ошибочно указан день памяти 2/15 апреля. 899 . О жизни православных святых, иконах и праздниках: (Согласно церков. преданию)/Сост. О. А. Попова . – Свердловск: Независимое изд. предприятие «91», 1991. – 258 с.: ил. – (Б-ка человека, 91). – Из содерж.: Святитель Игнатий, епископ Кавказский. – С. 159–160. Краткое житие. Ошибочно указан день памяти 2/15 апреля. 900 . Святитель Игнатий Брянчанинов , епископ Ставропольский//Ярослав. епарх. вед. – 1991. – Март. – С. 3: портр. Краткое житие. 901 . Толстой М. В. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. – Репринт. изд. 1905 г. – Ярославль: ПК «Периодика», 1991. – 6, 68, с – На обл.: Ярославские угодники Божии. – Из содерж.: Прил.: Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова . – С. 3-й паг. 902 . Беловолов Г. Первый святой Северного Кавказа, святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский//Кавказ. край. – Ставрополь, 1992. – 17–23 февр. 8). – С. 9:903. В честь святителя Игнатия//Сел. правда. – Грязовец, 1992. – 18 авг. 93). Об открытии мемориальной доски на здании санатория «Покровский», бывшей усадьбы Брянчаниновых. Прибытие Патриарха Руси Алексия II на заседание, посвященное памяти свт. Игнатия, посещение усадьбы, парка, церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] Митрополит Волоколамський Над Православною Церквою влади, влади самого Бога [Ihmepb " ю] " ю митрополита Волоколамського грецькому агентству новин «Ромфеа» [Ihmepb " ю] Митрополит Волоколамський на Собору Церкви про результати вивчення Критського Собору Собор Церкви висловить ставлення до Собору, що пройшов на У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Митрополита Америки Канади Тихона у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Представники Православних Церков взяли участь у на Американському " у Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону с 20-летием архиерейской хиротонии : та звернення] Предстоятель Церкви в Синодальну Церкви Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] Голова ВЗЦЗ з представником Церкви з ключовими словами школи – Всеправославный Собор – – Православна Церква в – –   Московського та Константинопольського у — на початку 1970-х за церковних зв " Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности» «Верный свидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей Виступ митрополита Волоколамського на у наративи та секулярна Чи православним «наздоганяти» Другий Ватикан Молитвами перших преподобних: чернечих Церкви До питання про благословення «одностатевих у Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!» Виступ митрополита Волоколамського на багатоголосся та богословських призму кризи у   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2494794...

Соколов Н. К. Из лекций по церковному праву. Вып. 1. Введение в церковное право. Вып. II. Система канонического права. M. 1872. – Каноническое устройство церковн. суда по началам вселен. церков. законодательства. Прав. Собеседник. 1870. XI, XII. – О влиянии церкви на историческое развитие права. Там же. 1870 – О началах и формах духовного суда. Там же. 1870. V-IX, XI, XII 1871. I, II. – Основные начала судебной реформы в применении к ведомству духовного суда. Там же. 1871. III, V. – О соборном управлении христианской церкви. Там же. 1872. ΧΙ. – Особенные преимущества православно – кафолической церкви в Росси. Там же. 1857. IV. – Охранение (гражданскою властью) православной веры в отечестве. Там же. 1858. II. – Практика церков. суда на вселенск. и помест. соборах. Там же. 1871. II. – Состав епархиал. управления в древней Росси. Там же. 1870. Х. – Средневековые учения об отношении церкви к государству. Моск. Унив. Изв. 1869 r. – Церковный суд в первые три века христианства. Прав. Собеседник 1870. ΙΧ. Соколов Н. Император Лев Мудрый и его царствование. Москва. 1892. Соколов П. Агапы или вечери любви в древне-христианском мире. Серг-Пос. 1906. Соколов П. Поборник начал старо-католицизма в прошлом столетии. Хр. Чтение. 1897. VI, VII. Соколов П. Церковная реформа имп. Иосифа II. Опыт церковно-исторического исследования из истории западных исповеданий. Саратов. 1892. Соколов Пл. Церковно-имущественное право в греко-римской империи. Новгород. 1896. Сокольский. Влияние кельтического и германского права на систему кар и покаяний западной церкви. Жур. Мин. Нар. Просв. 1882. Сокольский Б. Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV и первой половине XVI вв. Киев. 1902. Соловьев В. Россия и вселенская церковь . Перев. с франц. Г. А. Рачинского. М. 1911. Соловьев И., прот. Послание Святейшего Синода о графе Льве Толстом. (Опыт разъяснения, его смысла и значения, по поводу толков о нем в образованном обществе. М. 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Церковные документы: копии метрич. книг, обыскные книги с приложенными к ним документами, клировые и исповедные ведомости и приходо-расходные книги – с 1814 года; опись церковного имущества 1842 г.; планы церкви, церков. дома и пр. Обыскные книги 1778–1796 г. и 1796–1802 г., копии метрич. книг 1778–1801 г. – Николо-Сапожковской церкви; обыскная книга 1803–1812 гг. – Николо-Ваганьковской церкви; опись церков. имущества Благовещенской церкви, с отметками 1815 года. От времен монастыря остались лишь приходо-расход, кн. 1813 г. и несколько полуистлевших прошений, указов и арендных договоров конца XVIII и начала XIX столетия. «Синодик Воздвиженского монастыря, что на Смоленской улице, сий речь поминание прежде отшедших душ к Богу» Время написание Синодика, судя по перечню усопших царского рода и по списку «убиенных, которые побиты нынешнем во 167 году июня в 28 числе на Государеве Цареве В. К. А. М... службе в приход Крымского царя и изменника Ивашка Выговского под Конотопом» должно отнести ко времени второй половины XVN века. Синодику предпослано вступление, в котором говорится о пользе поминовения для душ усопших, об обязанности для пастыря церкви безкорыстно и неленостно поминать тех, о которых ему придется дать ответ на Страшном суде, а также и всех прав. христиан, и преимущественно православных и великих князей и скиптродержателей, соблюдавших и охранявших св. веру. Вступление заключается ссылкой на царя Ивана Васильевича, который, «в лето 7056 июня в 21 день по благословению отца и богомольца Макария Митрополита уставил общую память творити благоверным царем и князем и боляром, христолюбивому воинству, священническому чину и всем прав, христианам... повелел по всем церквам на Москве поминати до скончание миру и повелел общую память на Москве написати в соборные книги». За вступлением следует самый помянник, в следующем порядке, явившемся после позднейших вставок: патриархи восточные и московские, цари восточные и московские, царицы, царевны и царевичи; князья русские со св. Владимира, митрополиты русские (св. Филиппа нет), а затем общий перечень «архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов, протопопов, священников, священноиереев, отец наших духовных и священноиноков и прочих попов и диаконов и вся причетники святые церкви» и всех прав. христиан, «на ратех убиенных и на всех боех посеченных от нечестивых и от татар и от литвы и от немец и от всякого поганского языка». Далее перечисляются всевозможные роды смерти, какие только могут постичь человека. После вторичного упоминание «всех православных христиан» следует славословие, и тут же другим почерком написано: «иеромонаха Германа» (очевидно позднейшая вставка). Далее имена Петра I и некоторых великих князей и княгинь и имена вкладчиков по родам 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010