Эти идеи вызвали резкую критику со стороны епископата, усмотревшего в предложенном проекте угрозу каноническому строю Церкви Христовой и настаивавшего на сохранении неприкосновенности канонической монополии епископата на судебную власть в Церкви. Навстречу пожеланиям правительства, которое представлял обер-прокурор, готовы были пойти только два архиерея из всего российского епископата. Ни один другой проект правительства в сфере церковной политики не встречал со стороны священноначалия в синодальную эпоху столь жёсткого и единодушного сопротивления. Инициатору судебной реформы пришлось отказаться от своего замысла. Монополия епископата на судебную власть в Церкви была сохранена и в определениях Поместного Собора 1917 – 1918 годов. При этом в отдельных определениях Собора упоминается и Высший церковный суд и Епархиальные суды, но Собор не успел принять таких определений, в которых бы были обозначены конструкция, способ формирования и компетенция этих судов. Архиерейская монополия на церковную судебную власть осталась неприкосновенной и в последующих уставных актах Русской Церкви. «Устав» 1988 года 424 наделяет судебными полномочиями Поместный и Архиерейские Соборы, Священный Синод и Епархиальный совет во главе с правящим архиереем. По этому «Уставу» церковным судом первой инстанции является Епархиальный совет. «Устав» при этом предоставил епархиальному архиерею утверждение взысканий церковного суда. Священный Синод, согласно «Уставу» 1988 года, являлся судом первой инстанции по разногласиям между двумя и более архиереями, а также по каноническим проступкам архиереев, судом первой и последней инстанции по делам клириков и мирян – ответственных сотрудников синодальных учреждений, а также судом второй, последней инстанции по каноническим проступкам священников и диаконов, которые наказаны судами низшей инстанции пожизненным запрещением, лишением сана или отлучением от Церкви, и каноническим проступкам мирян, пожизненно отлучённых от Церкви судами низших инстанций, и по всем вообще делам, переданным ему епархиальными судами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Эти идеи вызвали резкую критику со стороны епископата, усмотревшего в предложенном проекте угрозу каноническому строю Церкви Христовой и настаивавшего на сохранении в неприкосновенности канонической монополии епископата на судебную власть в Церкви. Навстречу пожеланиям правительства, которое представлял обер-прокурор, готовы были пойти только два архиерея из всего российского епископата. Ни один другой проект правительства в сфере церковной политики не встречал со стороны священноначалия в синодальную эпоху столь жесткого и единодушного сопротивления. Инициатору судебной реформы пришлось отказаться от своего замысла. Монополия епископата на судебную власть в Церкви была сохранена и в Определениях Поместного Собора 1917–1918 гг. При этом в отдельных определениях Собора упоминаются Высший церковный суд и Епархиальные суды, но Собор не успел принять таких Определений, в которых бы были обозначены конструкция, способ формирования и компетенция этих судов. Архиерейская монополия на церковную судебную власть осталась неприкосновенной и в последующих уставных актах Русской Церкви. Устав 1988 г. наделяет судебными полномочиями Поместный и Архиерейский Соборы, Священный Синод и Епархиальный совет во главе с правящим архиереем. По этому Уставу, церковным судом первой инстанции является епархиальный совет. Устав при этом предоставил епархиальному архиерею утверждение взысканий церковного суда. Священный Синод, согласно Уставу 1988 г., являлся судом первой инстанции по разногласиям между двумя или более архиереями, а также по каноническим проступкам архиереев, судом первой и последней инстанции по делам клириков и мирян – ответственных сотрудников синодальных учреждений, а также судом второй, последней, инстанции по каноническим проступкам священников и диаконов, которые наказаны судами низшей инстанции пожизненным запрещением, лишением сана или отлучением от Церкви, и каноническим проступкам мирян, пожизненно отлученных от Церкви судами низших инстанций, и по всем вообще делам, переданным ему Епархиальными судами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И на этом суде в качестве свидетелей и даже обвинителей души участвуют ангелы, как добрые, так и падшие. Последние подробно перечисляют все грехи усопшего человека (т.н. «граматы» бесовские), требуя отдать им его душу в ад на мучения. Что образно описывается в так называемых загробных мытарствах души. И если ангел хранитель души и она сама на этом суде не смогут оправдать ее за недостатком ее веры и добродетелей, то душа действительно отдается в лапы лютых бесов и ведется на ужасные мучения в ад. Правда, согласно праведному суду Божию ведется в те или иные, более или менее страшные его места, в зависимости от тяжести грехов усопшего. Прискорбную для человека логику сего ужасного действа объясняет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, говоря: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин.3: 8). Смысл этих слов в том, что всякий человек, делающий грех, необходимо подчиняется диаволу, делает его своим начальником, ибо именно последний и положил начало греху, рабом которого и, соответственно, диавола становится согрешающий (ср.Ин.8: 34.44). И на частном суде Божием (мытарствах) сатана и его ангелы всегда пытается доказать это свое начальство над каждой душой уже в загробной ее участи. И горе душе, если она, не зная того, о чем пророк Давид просил Господа: «Научи мя оправданиям Твоим» (Пс.118: 12), - не сможет оправдаться на этом суде! Впрочем, точно такую же закономерность мы видим и ууголовников, судимых мирскими судами. Ведь там зачастую бывает так, что какой-то вначале даже честный и порядочный человек (чаще всего - молодой и неопытный) попадает в банду преступников, под начало самого матерого из них, сам становится, таким образом, злодеем. И, попавшись на очередном своем преступлениибывает осуждаем такими судами на то или иное наказание, в зависимости от тяжести им совершенного. Но на этом прямая аналогия с мирскими судами заканчивается. Конечно, человек действительно может попасть под влияние матерого бандита, вступить в его банду и там стать подобным же злодеем. Но если всю эту банду поймают, то в мирских судах ее главарь не может быть только свидетелем, а тем более, обвинителем рядовых членов банды, - очевидно, что это крайне несправедливо. Нет, в мирском суде он-то по справедливости и будет главным обвиняемым, а также понесет самое большое наказание!

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/28/...

Чудо 23 3797 Отрок некий, именем Антипа 3798 , седми лет, немог 3799 огневою немощию шесть недель, и в той скорби отнялися у него очи, и не видел ничего, даже рук своих, две недели. Мати же его Улита приведе его в соборную церков Воскресения Христова и ко гробу преподобныя. И пев молебная пения, и моляся о исцелении сына своего, однако исцеления не получи, и отъиде в дом свой. И паки в другий раз хотяше идти в Кашин молитися о исцелении сына своего, в то время внезапу ему, Антипе, Бог дал чистое исцеление, и стал видети, якоже и прежде. И прииде с материю своею Улитою в Кашин в соборную церков Воскресения Христова и ко гробу преподобныя, и поведа всем сына своего прозрение молитвами преподобный благоверныя великия княгини Анны. Чудо 24 3800 Ниже умолчу и сие от чудес преподобныя. Дворянина дмитревца Ивановская жена Пекина вдова, именем Екатерина, скорбела главною болезнию от рождения своего, и находил на нее обморок чрез два и чрез три дни, и в том недузе лежит сутки без памяти, без пищи и пития, не образумившись. И слышав она о чудесех преподобныя княгини Анны, и обрекшися идти в Кашин помолитися Христову Воскресению и поклонитися гробу преподобныя, и повеле себя отвести в Кашин. И прииде в соборную церков Успения 3801 Пресвятая Богородицы и ко гробу преподобныя, и пев молебная пения, и моляся Спасу и Пречистей Богородице и преподобной княгине Анне о исцелении своем. И в то время исцеления не получи, и отъиде в дом свой скорбна. И после того спустя дватцать недель уснула в скорби своей, и во сне видит себя в Кашине в церкви Успения Пресвятыя Богородицы, молящуся, и явися ей преподобная княгиня Анна, и рече ей: «Молися с прилежанием». Она же содрогнулась и вострепета от видения, и проснувшись, обретеся здрава, и поведа домашним своим видение. И паки прииде в Кашин к Пречистей Богородице Успению и ко гробу преподобныя княгини Анны, и певши молебная пения у гроба преподобныя, и поведа всему причту свое исцеление молитвами преподобныя княгини Анны. И отъиде в дом свой, радуяся, здрава.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Булкин В., Овсянников О. Антониев-Сийский монастырь//Памятники архангельского Севера. – Архангельск, 1991. С. 85–93. В январе 1543 г. великий князь Иван III послал на Двину грамоту о пожаловании Сийскому монасты­рю ( " били ми челом з Двины от Живоначальные Троицы, с Сии с Михайлова озера игумен Онтонеи з братею, а сказывает, что тот монастыр поставил на пустыне тому османатцат лет " ) всяких угодий к Емце, Сии и Ваймуге по три версты в длину, а к Каргополю на пять верст. Так получил первое зе­мельное пожалование монастырь, основанный вы­ходцем из крестьянской семьи Антонием ( " от веси, глаголемыя Кехты, от пределов Двинския области, иже близ Студенаго моря акиана " ), монастырь, ко­торый быстро стал превращаться в крупнейшего феодала Подвинья. Экономическая мощь монастыря способствовала превращению новой обители в культурный центр, расцвет которого приходится на XVI-XVII вв. Именно в этот период составляется великолепное собрание рукописных книг, возводится обширный комплекс каменных постро­ек, для которых писали иконы столичные и мест­ные мастера-живописцы, предметами высокого ху­дожественного достоинства пополнялась ризница. Первые каменные постройки в Подвинье были возведены именно здесь; в Сийском монастыре де­лала " первые шаги " и строительная культура По­двинья. На формирование художественных вкусов и традиций Северного Поморья оказали влияние ра­боты живописных артелей, которые приглашал мо­настырь, монастырские ремесленники. Первая де­ревянная церковь во имя Троицы была построена сразу же после основания монастыря. Затем воз­водится Благовещенская церковь с трапезною, мо­настырская ограда и надвратный храм во имя Сергия Радонежского, которые в начале 40-х годов XVI в. сгорели , но сразу же были отстроены. В Сотной 1593 г. с писцовых книг князя В. А. Звени­городского 1586-1587 гг. монастырь описан так: " На Двине в Еметцком стану, в Сие на Михайлове острову на озере монастырь Троицы Живоначалные Онтоньевы пустыни, а на монастыре церков Троица Живоначалная древяна вверх, да церков теплая Благовещенье Пречистые, да церков на воротех Сергей Чюдотворец, на монастыре ж двор ко­нюшенной, двор гостии да за озером двор коровей " . Вполне возможно, что в Сотной 1593 г. или по крайней мере в опубликованном списке Сотной некоторые детали описания монастыря 1586-1587 гг. утрачены. Так, в писцовых книгах сказано: " церковь Троица Живоначальная, древяна, в верх шатром " . Постройки монастыря находились на тех местах, где впоследствии были возведены ка­менные здания, т. е. планировка ансамбля в общих чертах сложилась уже в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=08656

Храм здесь построен в 1876 г. Никанор Мураками дал землю под него, христиане – дерево и личный труд; кроме того, собрано было 60 ен для уплаты за работы мастеровым. Образа Спасителя и Бож. Матери – иконостасные есть. Но недостаёт – на северные и южные; за клиросами – небольшие иконы св. [святого] Иоанна Богослова и Св. [Святителя] Николая. Есть в Церкви: плащаница, утварь, облачения. Нет хоругвей. В Церкви – все в примерном порядке и чистоте. Церковь – очень похожа на базилику, без потолка, с открытым верхом и поперечными переводами, – продолговатая. В 1878 году христиане (по инициативе, кажется, о. Павла Савабе) положили собрать деньги – для покупки церковной земли, достаточной для содержания священника с причтом. Тогда же один христианин пожертвовал кусок земли 1 се, из которого рису получается 2 то 6 сё; другой дал на время 1 тан огорода для Церкви; из этого участка выходит гороху 5 то. Землю церков. отдают обрабатывать за плату. Полученные продукты продают и деньги присоединяют к собираемой на покупку церков. земли суммы. Всего собралось теперь около 40 ен; кошельковый сбор тоже сюда идет – его в год бывает 2 ены. На текущие же церков. нужды деньги тотчас собираются с христиан. На землю жертвуют кто сколько хочет и может. В текущий год пожертвовано до 20 ен. Предположено собрать в продолжении 10 лет; впрочем, если деньги наберутся и раньше, земля тотчас же будет приобретена. (Я дал от себя 20 ен). Есть еще между христианами общество: гоенся (тагаини тасукеру куми – взаимной помощи). До сих пор собрало капиталу до 80 ен (я присоединил сегодня к этой сумме еще всего 5 ен). Жертвуют – конечно, по желанию. Деньги постоянно в расходе – по рукам, у занимающих, – за 2 процента в месяц (кажется). Занимающие аккуратно возвращают, с присоединением процента, как бы он мал ни был, хоть 1 рин, потому что весьма часто занимается всего 10 сен на короткое время. То, что общество, давно заведенное, существует, и понемногу всё увеличивает свои средства, показывает распорядительность и стойкость Никанора Мураками. Такие общества и в других Церквах заводились, даже в Тоокёо, при главной Церкви (христ. [христиане], впрочем, сами заводили, без участия миссионеров), но везде они недолго существовали, ибо христиане не выдерживали себя. А здесь – стоит, стало быть – может стоять, и христианам нужно ставить это на вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Для церков. дома нанимают дом у язычника; внизу живет квай- до-мори с семейством (Лука Курада, еще только оглашенный). Во втором этаже живет проповедник и собираются для молитвы. За год крещено 4. К крещению приготовлено 3 и дети христиан. (Отчего же не все оглашенные? Хороши, должно быть, огла-шенные, когда сам катехизатор находит их не готовыми к крещению!) Христиане больше из торговцев и отчасти рыбаки. Сицудзи 3: Павел Мацумура, Петр Ивама и Яков Ивама. Избраны однажды. Собираются, когда дело. Церковный доход состоит из пожертвований (желающих), по собственному определению — сколько. Собирается обыкновенно 2 ен в месяц. Казначеем избран Петр Сиракава. Он за эти деньги нанимает церков. дом; недостающее на церков. расходы, — на свечи, масло, уголь и проч. собирается с христиан особо. По нравам Камаиси — место довольно распущенное. В доказательство этого Конги рассказывал, что он, часто бывая у Павла Мацумура (жена которого бывшая дзёоро), встречается у него со многими богатыми язычниками, которые все — слушая учение, находят его прекрасным, но принять его мешает им то, что у них наложницы или что любят разгульную жизнь. Свидетельством распущенности нравов в Камаиси может служить и следующее: квайдо-мори поставлен оглашенный — Лука Курада; жена его из бывших дзёоро; оба они оглашенные. У Луки есть младший брат; у его жены от первого мужа дочь; и хочется очень Луке перевенчать своего брата на своей падчерице. Жена его не желает этого брака; брак этот даже и по японским гражданским законам непозволителен. О. Иоанн убеждал Луку оставить его намерение. Но все тщетно. Обручены молодые, еще будучи в язычестве; сделавшись христианами, они никак не могут бракосочетаться, если хотят остаться христианами. Но Лука упорно держится своего намерения. Я хотел говорить с ним; но ни его, ни младшего брата его в Камаиси в это время не было. Жена очень хочет креститься. Я наказывал ей чрез одного христианина, чтобы она, прежде чем будет крещена, показала, что уважает христ. закон, и решительно не позволила своей дочери вступить в незаконный брак, а отдала бы ее за другого. Хороши и христиане, которые такого человека, как Лука, держат в церковном доме, как квайдо-мори!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

И грамоты тарханные на утверьжение манастырю. И общее житие повеле Государь устроити старцу Иеву Комынину по его челобитию. И Пречистою милостию и великих чюдотворцов Онтоние и Феодосия печерьских. Строишася обитель и братие собрашася числом до 70. И соборы церковные и службы вседневные исполнишася, яко же и в прочих святых великих обителех. И молят всемилостивого Бога и Пречистую Его Матерь и чудотворцов и всех святых. О здравии (Государ)я нашего благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца. И о его благочестивой царицы великой княгине Марьи. И о его Государи богодарованных чадех о царевичах князя Ивана и князя Федора Ивановича. И за князя Владимера Ондреевича, и о княгине и чад их. И за архиепископа 36 ... л. 7) Лета 7074 мая в 19 на памет святого священномученика Патрекея Прусского почат быст ров копати на церков Пречистые Печерские. И великих чюдотворцов Антония и Феодосия Печерских Свинского манастыря. Того же месяца в 21 на паметь равноапостол царя Костентина и матери его Елены почеты сваи бити на подошву. Того ж месяца в 27 на паметь святого священномученика Ферапонте почали бут бутити на подошве под церков. Июня в 9 день на всех святых и на память иже во святых отца нашего Кирила архиепископа александрийского. И в той же день на память, преиодобного отца нашего Кирила белозерского нового чюдотворца обложена бысть Пречистые Печерстие церков. а под углами многих мощей Печерского монастыря Пречистые из Киева. А обложена бысть при благоверном и благочестивым, царем великим князе Иваном Васильевичем всея Русии при благоверной царице великои княгине Марье и при благоверных царевичех царевиче Иване и царевиче Феодоре. И пре священно епископе Семионе смоленским и брянским. И при игумене Сергие, иже о Христе з братиею A делал мастер Гаврило Дмитреев сын Маков а тверитин. (л. 8 37 ). Лета 7075 июля в 28 день на паметь святых апостол Прохора и Никонора и Тимона и Пармена делали церковь камену Пречистыя Свинского моностыря при игумене Сергеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Список верующих граждан церкви села Никольского Лаишевского р[айо]на Т[атарской] Р[еспублики] от 13 ноября 1934 г. Мы, нижеподписавшиеся, гр. Церкви с. Никольска желаем из тихоновского раскола в синодальное течение с митрополитом Ерофеем Казанским и Свияжским , в чем и подписуемся: подписи . Сей список заверяет член церковного совета церкви села Никольского Зуев Дмитрий.   14   14 марта 1934 г. – Ходатайство православно-верующих села Тетвели Новошешминского района ТАССР о возвращении прихода в Русскую Православную Церковь   В Казан[ский] ТатЦык, в Культурную комиссию архиерею митрополиту Серафиму Казанскому и Свияжскому от гр[ажда]н села Тетвеля Новошешминоского РИКа, от общины верующих Протокол и заявление. В настоящим просим мы, община верующих, Культурную комиссию, архиерея митрополита Серафима Казанского и Свияжского расследоват наше дело што в настоящий момент наша церков находится в обновление, но мы, община верующих, убедительно просим Культурную комиссию, штобы первести Нашу церков к староцерковному обряду и в виде етого убедително просим – община верующих – Кул-Комиссию, штобы взотти во внимание как время предстоит торжественному и великому празднику Пасхи, штобы в ней совершыт богослужение. В чем и просим Мы, община верующих, Архиерея митрополита Серафима Казанского и Свияжского, чтобы не откладая Нашей просьбы. С нетерпением ждем ответу. Село Тетвел Новошестминского рика церковному старости Сучковой Ольги Павловны. Председател церковного совета за Корсакова 14/III-34 и члены. Подпис рук желающие перевести церков из обновления к староцерковному обряду .   15   14 марта 1934 г. – Повторное ходатайство православно-верующих села Тетвели Новошешминского района ТАССР о возвращении прихода в Русскую Православную Церковь   Архиерею митрополиту Серафиму Казанскому и Свияжскому от гр[ажда]н села Тетвеля Новошешминоского РИКа Заявление. В настоящим просим мы, община верующих, архиерея митрополита Серафима Казанского и Свияжского, просим по расследованию наших бумаг, и к разрешению богуслужению нашей ст[аро]обрядной службе, что и просим мы, община верующих, выслать к нам старослужащего священника.

http://sedmitza.ru/lib/text/10297436/

И приидохом к пречестному монастырю Синайские горы. Игумен же синайской з братиею вышьли со кресты за полверсты от монастыря стретоша их и патриарху и вынесли крест на блюде серебрян. Патриарх же тем крестом благослови игумена и всю братию. К нам же пришед игумен и целоваху нас обнимая и захлипаяся слезами, глаголюще: «Благодарим Бога сподобившего нас видети православного царя посланьники». Потом же начаша нас братия обнимати и целовати с великою любовию и со слезы испущаху от радости. Не могуще удерьжатися от слез. И потом внидоша во церков. Мы же яко в рай внидохом: церков Преображение Господа Бога 147 и Спаса нашего Исуса Христа велми чюдна, вымощена мрамором белым да синим; да камение резано надробно, да крашено розными красками, а мощена узоры, что камчатыми. 148 Мы же поклонихомся святым образом и поидохом на правую сторону олтаря. Туто же против престола на стены стоят мощи святые мученицы Екатерины. 149 Гробница зделана от мрамору белого, узоры же хороши резаны на гробницы, длина ей яко сажень. Мы же помолився святые Екатерины и покрыхом те мощи покровом царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии. А покров с нами послан, бархат на золоте. 150 В той же церкви за олтарем придел над Неопалимою купиною, где Моисей видел Богородицу со младенцом во огни стоящу, неопалиму. 151 В тот придел в Неопалимую купину вход из надворья, а двери, на них резаны 12 празников. 152 А ходят люди в ту церков в великой чистоте, ризы измыв или в новых ризах. А пришед ко церковным дверем сапоги или попучи снимают долоб; да ноги вымыв, да босы входят или в суконных чюлках. 153 И внидохом мы грешьнии помолитися и видехом то место покрыто каменем мраморным, камень в полсажени на четыре углы. Над тем каменем престол 154 стоит и служьба божестьвенная соверьшаетца. В нем же вделаны два камени велики, что опалила Неопалимая купина. И те камени целовал патриарх, а блиско к ним не приходил, став одале, излегь по земли, как бы мочно достать целовать, а мы грешьнии целовали. А над Купиною горят 3 каньдила неугасимых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010