Не столь счастлив был Князь Ярославский. Видя непослушание Вятчан, он решился идти без них, чтобы в окрестностях Казани соединиться с Московскою ратию. Уведомленный о походе его, Ибрагим заградил Волгу судами и поставил на берегу конницу. Произошла битва, достопамятная мужеством обоюдным: хватались за руки, секлись мечами. Главные из Вождей Московских пали мертвые; другие были ранены или взяты в плен; но князь Василий Ухтомский одолевал многочисленность храбростию: сцеплялся с Ибрагимовыми судами, разил неприятелей ослопом и топил их в реке. Устюжане, вместе с ним оказав редкую неустрашимость, пробились сквозь Казанцев, достигли Новагорода Нижнего и дали знать о том Иоанну, который, в знак особенного благоволения, прислал им две золотые деньги и несколько кафтанов. Устюжане отдали деньги своему Иерею, сказав ему: «Молись Богу за Государя и Православное воинство; а мы готовы и впредь так сражаться». 1469 г. Обманутый льстивыми обещаниями Ибрагимовой матери, недовольный и нашими Воеводами, Иоанн предприял новый поход в ту же осень, вручив предводительство своим братьям Юрию и Андрею. Весь Двор Великокняжеский и все Князья Служивые находились с ними. В числе знатнейших Воевод Летописцы именуют Князя Ивана Юрьевича Патрекеева. Даниил Холмский вел передовой полк; многочисленная рать шла сухим путем, другая плыла Волгою; обе подступили к Казани, разбили Татар в вылазке, отняли воду у города и принудили Ибрагима заключить мир на всей воле Государя Московского: то есть исполнить все его требования. Он возвратил свободу нашим пленникам, взятым в течение сорока лет. Сей подвиг был первым из знаменитых успехов государствования Иоаннова: второй имел еще благоприятнейшие следствия для могущества Великокняжеского внутри России. Василий Темный возвратил Новогородцам Торжок: но другие земли, отнятые у них сыном Донского, Василием Димитриевичем, оставались за Москвою: еще не уверенные в твердости Иоаннова характера и даже сомневаясь в ней по первым действиям сего Князя, ознаменованным умеренностию, миролюбием, они вздумали быть смелыми, в надежде показаться ему страшными, унизить гордость Москвы, восстановить древние права своей вольности, утраченные излишнею уступчивостию их отцев и дедов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Евангелие от Иоанна свидетельствует, что Сам Господь мыслил час смерти своей, как суд над миром: «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ср. Рим.8:3 ). Суд и переход совершились прежде всего в самом Господе, осудившем грех во плоти своей. В том, что суд совершился через само воплотившееся Слово, исполнилась, между прочим, та реальность, которая выражалась в Ветхом Завете в судах Божиих, возвещаемых через слово пророков. И так как, тоже, переход совершился, прежде всего, в самом Господе, Новый Завет тоже применяет к Нему наименование Пасха, подразумевая под этим как пасхального Агнца, т.е. Жертву, так и то орудие Божественного действия, которое, подобно Моисею, как пророку, совершило переход нового Израиля в состояние богосыновства и обладания вечной жизнью ( 1Кор.5:7 ). Но переход этот, совершенный Господом, и как Пророком, и как Первосвященником ( Евр.8–9 ), предполагает переход вслед за ним всего нового народа Божия. Спасение во Христе есть данность, но тоже и заданность. Спасение, дарованное во Христе, имеет быть принятым и усвоенным всем человечеством, всем миром, в подвиге веры, в Церкви. Это переход от состояния падшего Адама до состояния нового творения во Христе. Он распространяется на все время Церкви, т. е. на весь новозаветный эон. Предполагает ли он тоже пророческое служение? г) После Перехода. Переход, совершившийся во Христе, продолжает совершаться, но с Его помощью, при содействии сошедшего в мир Святого Духа. Человек его совершает в подвиге веры. Подвиг этот тоже, как и в Ветхом Завете, проходит через кризисы. Эти кризисы могут быть судами Божиими. Они могут касаться, как всего народа Божия, так и группы верующих и, тоже, отдельных верующих. Их разница с ветхозаветными судами заключается в том, что, после пришествия полноты Откровения во Христе и Святом Духе, они не приводят к обретению Откровения, нового по существу, т.е. еще не преподанного Миру. Все уже было даровано во Христе и в Святом Духе. Они приводят к усвоению, от меры в меру, – в соответствии с духовными способностями, – дарованной новозаветной полноты. В этом продолжающемся переходе Пророком остается Сам Христос. Его дело продолжается в Духе Святом. В Святом Духе Христос продолжает вести свой народ к вечной Пасхе, как начальник веры ( Евр.12:2 ), или как Начальник жизни ( Деян.5:31 ). Но, как свидетельствует Новый Завет, в Церкви бывают тоже люди пророки ( Деян.13:1, 15:22, 21:10 , а также 1Кор.12:26, 14:29, 32, 37 ср. Откр.16:16, 19:10, 22:9 ). Из этого следует, что к своему продолжающемуся пророческому служению Он может тоже приобщать и человеков пророков. Как осуществляется служение последних в Новом Завете? §2 Пророческое служение в Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Вступив в связь с государством, церковь приняла и признала пригодными для себя все юридические установления государства, которые имели отношение к общественному благочинию и не противоречили духу христианства. Признавая, что гражданское судопроизводство посредством этих установлений удовлетворяет принципам истины и дает ручательство в своей объективности, церковное законодательство не нашло надобности предписывать для своих судов какой-либо особый порядок судопроизводства, отличный от существующего в светских судах. Установив главные основания церковного судопроизводства вообще, оно допустило церковных судей производить суд по нормам, принятым в государстве, и тем усвоило своей практике существовавшее римское судопроизводство, с теми только изменениями, которых требовал характер предметов, рассматриваемых и решаемых церковными судами. В чем состояло и как велось римское судопроизводство, хорошо известно всем юристам, и об этом предмете много написано 1753 , вследствие чего, а также и потому, что оно не относится непосредственно к нашей науке, мы не считаем нужным вдаваться в описание римского судопроизводства. Нам достаточно знать, что оно, в главном, было принято церковью, чему служит доказательством практика церковного суда, как на Вселенских и поместных соборах, так и в позднейшее время в средние века 1754 . Устанавливается она общими предписаниями по этому предмету, какие нам представляют канонические источники. Светскими судами разбирались процессы двух родов: одни, которые возникали по поданной кем-нибудь жалобе, другие, которые возбуждались самим судом по своей инициативе. В первых главным фактором являлся обвинитель, обязанный обосновать свою жалобу, привести нужные доказательства, убедить судей в ее правоте и отвечать за последствия несправедливой или недоказанной жалобы. Сторона обвиняемая должна противостоять нападению, опровергать обвинение и приводить доказательства своей невиновности. Суд в таком процессе занимает более пассивное положение; он выслушивает доказательства и противодоказательства той и другой стороны и, на основании выводов из этого, постановляет приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

IV 1) Применение льгот, дарованных отделами I-м и Il-м сего приказа, возлагается: а) на военно-судебные места и судебно-следственные комиссии, если приговоры еще не постановлены или не вступили в законную силу или не обращены к исполнению; б) на военных начальников, пользующихся правами не ниже командира полка, в отношении военнослужащих, осужденных полковыми судами, а также в отношении осужденных другими военными судами и судебно-следственными комиссиями, кои, согласно ст. 1-й отдела I-ro и ст. ст. 1 и 2 отдела Il-ro сего приказа, подлежат полному прощению; в) на заведывающих военно-судными частями и начальников судных отделений в отношении осужденных военно-полев[ыми] судами; г) на судебно-следственные комиссии в отношении осужденных этими комиссиями и д) на прокурорский надзор во всех прочих случаях. 2) О могущих возникнуть относительно применения сего приказа сомнениях все правительственные места и должностные лица обязаны обращаться за разъяснениями в военный и морской судный отдел военного управления, разъяснения коего по возбужденным вопросам признаются окончательно. Подлинный подписал: генерал-лейтенант Деникин Верно: младший делопроизводитель полковник Толмачев  (По военному и морскому судному отделу) Донская христианская мысль. 1919. 30–31. 28 июля-4 августа 1919 г. 5. Материал Осведомительного агентства для информирования печати об амнистии, объявленной по ходатайству Собора [Не ранее 13 июня 1919 г.] Объявленная Главнокомандующим амнистия являлась ответом на ходатайство председателя Юго-Восточного Русского Собора, действовавшего во исполнение след[ующего] постановления Собора: Вознеся благодарственное моление Господу Богу, сподобившего донести наши труды до успешного окончания, Юго-Восточный Собор Православной Российской Церкви объемлет в своей молитвенной памяти и тех, которые совершили великий грех перед Святой Церковью и Родиной, но совершили его по неразумению или введению временно в соблазн, раскаявшись в содеянном ими прегрешении. Памятуя заповедь Спасителя нашего о милости и прощении грехов даже врагам нашим, Собор приемлет на себя священный долг возбудить через своего председателя пред Главнокомандующим Вооруженными силами Юга России, а также перед атаманами Всевеликого войска Донского, Кубанского и Терского казачьих войск ходатайство о том, не признают ли они возможным, в ознаменование светлого торжества Церковного Собора оказать милость смягчением участи тех, кто по мнению властей может быть помилован, без нарушения требований государственной необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало христианства в России Церковь Российская, подобно другим православным Церквам Востока, имела также основателем Апостола. Св. Андрей Первозванный издали благословил грядущее начало Христианства в нашем отечестве, и, притекши вверх по Днепру в пустынную Скифию, водрузил первый крест на горах Киевских. «Видите ли горы сии? сказал он своим ученикам, яко на сих горах воссияет благодать Божия, и имать град велик быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути». Так рассказывает, в повести временных лет, черноризец Печерского монастыря Св. Нестор, откуда есть пошла Русская земля. Но только чрез девять веков, воссияли на Русь лучи божественного света, из стен Византии, где тот же Апостол поставил первого Епископа Стахия, и таким образом, как будто бы вверил его преемникам, в духе предведения, обширную страну, в коей сам проповедал Христа. Отсель неразрывный союз Церкви Российской с Церковью Греческою, и в течение шести столетий зависимость ее Митрополитов от Патриаршего престола Константинопольского, доколе, с его согласия, не получила она самобытности, в лице собственных Первосвятителей. Болгары Дунайские, Моравы и Славяне Иллирийские были уже просвещены святым крещением, в половине IX века, при Царе Греческом Михаиле и Патриархе знаменитом Фотии. Два брата, Св. Кирилл и Мефодий, мужи ученые из Греков, переложили на язык Славянский Новый Завет и богослужебные книги, а по некоторым преданиям, и все Священное Писание . Перевод слова Божия впоследствии послужил спасительным орудием для обращения Руси, ибо проповедники могли излагать истины Евангельские язычникам, на природном их наречии, и тем удобнее действовать на их сердце. Сколько нам известно, Князья Киевские из дружины Рюриковой, Оскольд и Дир, первые из Руссов, являются приявшими Христианство . В 860 году, подступили они с вооруженными судами к Царьграду; в отсутствии Императора смутилась столица Греческая: по церковным преданиям, Патриарх Фотий изнес из церкви Влахернской девственную ризу Богоматери, погрузил в волны залива, и закипело море под судами языческими, и разбились суда; объятые ужасом Оскольд и Дир уверовали в карающего их Бога и были Господу начатками своего племени. Победный гимн Греческой Церкви в честь Пречистой Девы, «взбранной воеводе» остался памятником торжества и заключает поныне у нас каждую утренню на первом ее часе, ибо это был первый час спасения земли Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В Стоглаве церковный устав Владимира приводится вполне, как действующий и вновь подтвержденный закон. Из одного акта 17 века видно даже, что церковная юрисдикция по делам гражданским в московский период не только не сузилась, но даже отчасти распространилась. Мы говорили о выписке, сделанной для Большого московского собора 1667 года, о делах, находившихся в заведовании Патриаршего разряда. Здесь исчислены следующие дела гражданские: 1) утверждение духовных завещаний и решение споров о их действительности, 2) дела о разделе наследства без завещания, или, говоря подлинными словами акта: «аще кто праведными судами Божьими преставится, а после него о разделе животов бьют челом патриарху жена и дети и сродники их»; 3) дела по рядным записями, т. е. о брачном сговоре с назначением неустойки (то же, что смильное церков. устава св. Владимира); 4) споры между мужем и женой о приданом; 5) дела по спорам о рождении от законного брака; 6) дела об усыновлении и о праве наследования усыновленных; 7) дела о душеприказчиках, женящихся на вдове умершего, и 8) дела по челобитьям господ на беглых холопов, постригшихся в монахи или вступивших в брак со свободными людьми. Таков был круг церковной юрисдикции по делам гражданским до времени Петра В. По смерти последнего патриарха (Адриана), Петр в 1700 г. повелел все судные дела, бывшие в Патриаршем Разряде, по челобитьям разных лиц, отослать в те приказы, которым подсудны были челобитчики и в которых на будущее время вообще должны были производиться суды и расправа по таким делам. В следующем году велено было дела о наследстве по завещанию и по закону, также по рядным или сговорным записям и другие тому подобные ведать, вместо Патриаршего Разряда, в Московском Судном Приказе. Эти распоряжения прямо и непосредственно касались только одной патриаршей области и были предвестьями предстоящего уничтожения самого патриаршества. С учреждением в 1721 г. Св. Синода сила вышеизложенных мероприятий распространена была и на все епархии. В Дух. Регламенте и в резолюциях Петра на докладные пункты Синода 12 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

акта XVII века видно даже, что церковная юрисдикция по делам гражданским в московский период не только не сузилась, но даже отчасти распространилась. Мы говорим о выписке, сделанной для Большого московского собора 1667 года, о делах, находившихся в заведывании Патриаршего разряда. Здесь исчислены следующие дела гражданские: 1) утверждение духовных завещаний и решение споров о их действительности, 2) дела о разделе наследства без завещания, или, говоря подлинными словами акта: „аще кто праведными судами Божиими преставится, а после него о разделе животов бьют челом патриарху жена и дети и сродники их“; 3) дела по рядным записям, т. е. о брачном сговоре с назначением неустойки (то же, что смильное церков. устава св. Владимира); 4) споры между мужем и женой о приданом; 5) дела по спорам о рождении от законного брака; 6) дела об усыновлении и о праве наследования усыновлённых; 7) дела о душеприказчиках, женящихся на вдове умершего, и 8) дела по челобитьям господ на беглых холопов, постригшихся в монахи или вступивших в брак с свободными людьми. Таков был круг церковной юрисдикции по делам гражданским до времени Петра В. По смерти последнего патриарха (Адриана), Пётр в 1700 г. повелел все судные дела, бывшие в Патриаршем Разряде, по челобитьям разных лиц, отослать в те приказы, которым подсудны были челобитчики и в которых на будущее время вообще должны были производиться суды и расправа по таким делам. В следующем году велено было дела о наследстве по завещанию и по закону, также по рядным или сговорным записям и другие тому подобные ведать, вместо Патриаршего Разряда, в Московском Судном Приказе. Эти распоряжения прямо и непосредственно касались только одной патриаршей области и были предвестиями предстоящего уничтожения самого патриаршества. С учреждением в 1721 г. Св. Синода сила вышеизложенных мероприятий распространена была и на все епархии. В Дух. Регламенте и в резолюциях Петра на докладные пункты Синода 12 апр. 1722 г. из всех дел гражданских, подсудных прежде церкви, в ведомстве духовного суда оставлены только: 1) дела о сомнительных бра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

599 . Учреждение патриаршества в России. – СПб.: Тип. Елеонского, 1880. – II, 135 с. – Из: Христиан, чтение. – 1879. – 7–12; 1880. – 1–2. 600 . Чтения из истории Русской Церкви с древних времен до конца XVI века. – СПб.: Лит. Фомина, 1897. – 31, 421 с. 601 . Юшка Микляев: (Эпизод из церковно-бытовых отношений конца XVII в.) – СПб.: Тип. Добродеева, – 10 с. – Извлеч. из: Странник. – 1887. Литература о жизни и деятельности 602 . Памяти о. протоиерея Павла Федоровича Николаевского, доктора церковной истории и ординарного профессора С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб.: Тип. Лопухина. 1899. – 22 с., 1 л. портр. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1899. – 47. 603 . Памяти профессора С.-Петербургской Духовной Академии протоиерея Павла Феодоровича Николаевского. – СПб.: Тип. Лопухина, 1901. – 16 с.: портр. – Извлеч. из: Церков. вестник. – Никольский Николай Константинович (1863–1936) Николай Константинович Никольский родился в 1863 году в семье видного ученого-литургиста Константина Тимофеевича Никольского . Обучался в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую окончил в 1887 году. В 1888– 1906 годах занимал в Академии кафедру гомилетики и истории проповедничества, а в 1906–1909 годах – кафедру истории Русской Церкви. После ухода из Академии в 1909 году был профессором в Психоневрологическом институте, приват-доцентом в Санкт-Петербургском университете. С 1900 года – член-корреспондент Академии наук по отделению русского языка и словесности, а с 1916 года – ординарный академик, член Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов, избранный от православных членов Академии наук. В 1918– 1924 годах – директор Историко-библиографического музея древней славяно-русской книжности, а в 1920–1924 годах – директор Книжной палаты, с 1920 по июль 1925 года – директор библиотеки Академии наук, с 1928 года – председатель возрожденной Комиссии по изданию памятников древнерусской литературы. Неопубликованные работы хранятся в архиве Академии наук в Петербурге, фонд 247. Картотека Н. К. Никольского , хранящаяся ныне в отделе рукописей библиотеки Академии наук, содержит 174 тысячи карточек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1912 года – член-делопроизводитель Предсоборного совещания, принимал деятельнейшее участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Степан Григорьевич Рункевич оставил много исторических трудов, за монографию «История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода» был удостоен степени доктора церковной истории. С.Г. Рункевич принимал участие в выработке программы и издании Православной богословской энциклопедии, в первые тома этой работы вошло множество статей исторического содержания. Им было задумано издание «Народная Академия», которая, по его замыслу, явилась бы классической богословской библиотекой в извлечениях из сочинений древних и современных церковных писателей. Он принимал участие в работе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения Православной Церкви. Обширный архив С.Г. Рункевича находится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 257. Печатные труды 716 . Александро-Невская Лавра, 1713–1913: Ист. исслед. д-ра церков. истории С.Г. Рункевича . – СПб.: Синод, тип., 1913– 1131 с. разд. пат.: ил. 717 . Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. – СПб.: Тип. Монтвида. 1906. Вып. 1.– 1906. – IV, 194с. – Из: Странник. – 1904. – Окт. – дек; 1905. – Янв. – дек. Вып. 2. – – 144 с. – Экз. деф.: текст обрывается на с. 144. 718 . Великая Отечественная война и церковная жизнь: Ист. очерки д-ра церков. истории С.Г. Рункевича . – Пг.: Ценз. 1916. Кн. 1: Распоряжения и действия Святейшего Синода в 1914– 1915гг.– Ценз. 1916.– 356с. 719 . Епархиальное управление православными монастырями и церквами нынешней Литовской епархии до учреждения православной литовской кафедры. – Вильно: Губ. тип.. 1894. – 16 с. – Из: Литов. епарх. ведомости. 720 . Из церковно-общественной жизни второй четверти нашего столетия. – СПб.: Печатня Яковлева, 1896. – 38 с. 721 . История Минской архиепископии (1793–1832): С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг.: Исслед. Стефана Рункевича . – СПб.: Тип. Катанского, 1893. -XVI, 572, XXXVII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV В среду в конференц-зале гостиницы «Лютер» главы делегаций торжественно подписали коммюнике. В 2009 году исполняется 50 лет диалогу. В этот период, несмотря на различные исторические, политические и общественные контексты, а также порой возникавшие сложности межхристианского диалога, между Церквами сформировались доверительные отношения. Этот диалог является важным выражением стремления к исполнению заповеди Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17. 21). Стороны пришли к единодушному мнению, что привлечение в тематику диалога широкого библейского, святоотеческого, литургического и этического контекста является необходимой предпосылкой для его успешного продолжения. За Русскую Православную Церковь архиепископ  Самарский и Сызранский Сергий За Евангелическую Церковь в Германии епископ   Мартин   Шиндехютте Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru   за темою У збори чергове групи з викладання у вишах У пройшла III науково-богословська з та богослов " я У Санкт-Петербурзькому державному Ради В перекладу книг Святого Письма казахською мовою Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Архиепископу Турку и Финляндии Тапио Луоме с 60-летием со дня рождения : та звернення] Митрополит Санкт-Петербурзький Ладозький з церкви групи з питань Церкви з церквою закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] Голова ВЗЦЗ з представником Церкви з ключовими словами – лютеранство –   документи Заява Служби ВЗЦЗ у зв " язку з висилкою владою настоятеля " я Церкви в Комментарий Службы коммуникации ОВЦС в связи с выступлением Патриарха Константинопольского Варфоломея на Конференции по вопросам мировой политики в Абу-Даби Комментарий митрополита Волоколамского Антония в связи с принятием документа ВСЦ «Война на Украине, мир и справедливость в европейском регионе» Коментар митрополита Волоколамського глави Церкви на XI Ради Церков Разъяснение Службы коммуникации ОВЦС в связи с интервью Папы Римского Франциска итальянскому изданию Corriere della sera Комментарий Службы коммуникации ОВЦС на интервью митрополита Перистерийского Григория грекоязычным телеканалам «Orthodox TV» и «Aparchi» Коментар голови ВЗЦС щодо факту наруги християнських святинь в Сумела (Трабзон, Туреччина) Коментар голови ВЗЦЗ митрополита Волоколамського у зв " язку з поширенням про звернення колишнього митрополита Заява голови ВЗЦЗ митрополита Волоколамського в зв " язку з долею хлопчика Гарда з Заява Служби церковних зв "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206983...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010