118. Поучение на 6-й день Рождества Христова Христос рождается – славите Ирмос И на небе рождается, и на земли рождается, и жертвеннике рождается, и в человеке рождается. На небе рождается: «Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс.2:7 ), – говорит Отец Небесный. На земли рождается – в Вифлиемской пещере: «и роди Дева Мария Первенца Сына» ( Мф.1:25 ) – написано во Евангелии. На жертвеннике рождается; ибо является во образе Агнца, освящается Духом Святым, хлеб и вино претворяется в Тело и Кровь Христову, и раздаётся в снедь верным. В человеке рождается; ибо, тела наши суть Храм живушего в нас Бога, – мы члены Христовой Церкви, – мы дом Его, и Христос, Сын Божий, в доме сем ( 1Кор.6:19 ). Сколько таинственных рождений Иисуса Христа, а между тем Христос один есть! Христос по Божеству предвечно рождён от Бога Отца – в вечности и есть вечен, как Бог-Отец. Это величайшая тайна. Христос родился на земли от Пречистыя Девы Марии чрез Духа Святого, родился от утробы Девы Марии и от кровей Ея; между тем Она была Девою – до рождества Девою, и по Рождестве осталась Девою – опять тайна для нас непостижимая! Он закалается на жертвеннике и раздробляется на престоле и раздаётся человекам; а между тем остаётся всегда один в целом Агнце и в каждой частице – цел и невредим . Опять великая и непостижимая Тайна! – Христос принимается человеком, который делает Его новою тварью, – человек облекается во желает, помыслы устрояет, силами управлять, узы его составляет, и человек растёт в «меру возраста исполнения Христова – в мужа совершенна» ( Еф.4:13 ); а между тем Христос остаётся Христом, a человек – человеком. Опять подумайте – сколько здесь таинственного заключается! Неудивительно! Дела Божии и должны быть таинственны; потому, что Бог есть невидим и непостижим. За то позволено нам не разумом понимать эти тайны; а верою, только верою разумною и безграничною. Сказано тебе: «веруй» и веруй – и спасёмся: «иже веру иметь... спасен будешь, а иже не иметь веры – осуждён будет» ( Мк.16:16 ). Когда Господь сказал Никодиму: «кто не родится водою и Духом – не войдёт в Царствие Небесное» ( Ин.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

1819 г. От чрева матере моея Ты еси мой покровитель... Не отвержи мене и во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене ( Псал. 70:6, 9 ). Я родился 15 марта 1819 года. Родители мои были Михаил Сергеевич и Стефанида Ивановна. Отец мой был сын диакона Крестовоздвиженской церкви села Палеха, Вязниковского уезда, Владимирской епархии, Сергия Никитича; родился 20 сентября 1783 года. Оставшись в малолетстве круглым сиротой, он воспитывался в доме священника и благочинного того же села Палеха Ивана Ефимовича Дмитревского (уроженца Вологодской епархии), женатого на сестре деда его, Никиты Феодоровича, Ирине Феодоровне. 11 или 12 лет он, обучившись грамоте, определен был к той же Крестовоздвиженской церкви, при которой был его отец, на должность пономаря и вскоре посвящен был в стихарь. Мать моя, Стефанида Ивановна, родилась в 1788 году, была дочь также диакона села Гориц, Шуйского уезда, Суздальской (ныне Владимирской) епархии, Ивана Ивановича. Дед ее, также Иван Иванович, был дьячком в селе Горицах, а прадед о. Иоанн в том же селе был священником. Овдовев, он поступил в число братии в Николо-Шартомский монастырь, находящийся от Гориц в 4-х верстах. Здесь, приняв монашество с именем Иоасафа, он возведен был в 1780 году в сан игумена, но в ночь на 29 число августа 1786 года, неизвестно кем, был убит в монастыре, как замечено в старинном монастырском синодике 1 . Как у моего родителя была только одна сестра Аграфена Сергеевна, бывшая в замужестве за священником в селе Богородском, Шуйского уезда, о. Александром: так и у матери моей был только один брат Петр Иванович, который был сначала дьячком при Горицкой Богородицкой церкви, а потом при той же церкви диаконом. Отец мой, как мне его описывали, был невысокого роста, с русыми волосами и красивым лицом: при живом и веселом характере, отличался любознательностью и пользовался добрым расположением прихожан и родных, коих как в Палехе, так и в Горицах было очень много. Кроме исполнения своих служебных обязанностей по церкви, он занимался домашним столярным ремеслом, – вставкой в оконные рамы стекол и даже художеством – иконописью. Известно, что во второй половине XVIII столетия палеховцы заимствовали искусство иконописания от иконописцев г. Шуи – главного тогдашнего центра стариной Суздальской иконописи 2 . У меня и теперь цел образ Божией Матери всех скорбящих радости – произведение кисти моего родителя. Впрочем, на этом образе ему принадлежит только доличное, т. е. платье, а лица писаны другим, более искусным, мастером. В Суздальской, а равно и в Палеховской иконописи существовало следующее разделение труда: один левкасит, т. е. грунтует алебастром, смешанным с простым клеем, доски, другой по заготовленному на доске рисунку пишет лица, третий – доличное (платье), четвертый подписывает, пятый накладывает серебро, шестой окрашивает поля (края образа) и последний олифит 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

     Основанием для изобретения такого термина являются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Апокалипсисе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16). Почему же Спаситель так строг с теплохладными? В церковнославянском языке еще более жесткий эпитет предусмотрен им в наказание: не просто извергну, но даже изблюю из уст Моих, т. е. с отвращением отвергну далеко от Себя. Отлучу от Себя. Воистину страшное наказание. Дело в том, что теплохладность – это попытка совместить Бога и сатану, Христа и Велиара. Попытка соединить небо и ад ради собственного комфорта-болотца, ради того, чтобы и далее жить в тине-жиже своих страстей, но только с успокоенной, словно бы приспанной совестью. Разберем вкратце грехопадение первых людей. Человек отвратился от Бога и влюбился в материальное. Его главной задачей, поставленной перед ним Всевышним, было обожение, т. е. приближение к Богу – вечное движение в горняя. Вместо этого человек отвратился от Господа и ринулся вниз, чтобы влюбиться в материальный мир, который явился для него источником горделиво-плотяного наслаждения, средством удовлетворения греха. Для теплохладного человека эта любовь к материальному миру является сердцевиной греха теплохладности, его ядром. Он готов предать Бога, снова распять Спасителя, лишь бы цел был его маленький комфортный мирок. Такой человек внешне может быть очень благочестивым, но когда придет время выбора, последний будет очевиден: измена Богу ради своего уютного оазиса. И самая главная, самая страшная слепота такого человека состоит в том, что он не понимает, что все равно потеряет свой оазис. Мало того, не оазис, без Господа это болото, в котором давно уже живут чудовища, готовые пожрать душу человека. В нем давно уже развивается грех. Если ему не препятствовать, он превратится в уродливую губительную страсть. Анатомией греха является пример ветхозаветных Содома и Гоморры. Очень богатые города, стоящие на месторождении нефти, которая ценилась и в древности. Из нее делали строительный материал битум. Из-за своего комфорта, богатства, уютного и теплого мирка содомиты и гоморриты забыли Бога. Он перестал им быть нужен. И в них начал развиваться грех. Вначале они стали жестосердечные, эгоистичные, перестали давать милостыню, начали жить только для себя. Глубиной их падения явилась содомия. И после этого – уничтожение городов Богом.

http://pravoslavie.ru/113785.html

Архив Пн К лику местночтимых святых причислены схимонахи Никита и Феофан Рославльские 27 декабря 2016 г. 21:01 27 декабря 2016 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступившего ходатайства митрополита Смоленского и Рославльского Исидора о канонизации в лике местночтимых святых схимонахов Никиты и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов ( журнал ). Будущий схимонах Никита родился в Орле в 1695 году. Кем и когда он был пострижен в монашество, неизвестно. Юношей он удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни (ныне — Брянская епархия), посещая богослужения в этой обители. Здесь он прожил до старости. В 1780 году схимонах Никита поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне «Монашеского рва», возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь, но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. Его ученик Досифей, получив благословение настоятеля Белобережской пустыни, привез Никиту в Рославльские леса. Здесь Никита и умер 29 марта 1793 года. Тело почившего схимонаха Никиты было погребено во рву, возле его кельи. Так как во рву постоянно стояла вода, Досифей через несколько лет откопал гроб Никиты, чтобы перенести его на другое место. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны. Тело переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении присутствовал больной монах, страдавший болезнью желудка. Испив воды от гроба, он исцелился от своей болезни. Спустя 15 лет после кончины отца Никиты его гроб вновь открывали: его тело по-прежнему оставалось нетленным. Со времени его кончины богомольцы почитают память отца Никиты. В день Ангела к могиле старца собиралось до 5000 человек. Могила старца почитается по сей день, засвидетельствованы случаи исцелений.

http://patriarchia.ru/db/text/4726889.ht...

Болхов. Церковь Иоанна Милостивого. Ивановская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Милостивого в Болхове действовала в Болхове в период 1811-1930-х годов. Впервые церковь Иоанна Милостивого в Казачьей слободе упоминается в Писцовой книге 1624–1625 годов. В 1768 году вместо обветшавшего храма был построен новый деревянный с приделом Святого Архидиакона Стефана. В начале XIX века взамен деревянной начали строительство кирпичной Иоанновской церкви в стиле классицизма. В 1811 году освятили правый придел в трапезной во имя Святого Стефана, в 1820 году – главный престол Святого Иоанна Милостивого, в 1828 году - левый придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». С 1899 года при храме существовала школа грамоты. Церковь Св. Иоанна Милостивого была закрыта в 1930-х годах. В 1960-х годах здание было разрушено. Местами сохранился цоколь, полностью цел фундамент церкви. Источник: http://www.rutraveller.ru/place/95900 Иоанновская церковь находится около реки Нугрь. История образования прихода неизвестна. Несомненно только, что приходских домов раньше было гораздо больше, потому что в состав прихода входила деревня Кобылино, (теперь село Знаменское Болховского уезда). Прихожане – мещане и крестьяне слобод Зарецкой и Ржевской, всего 1115 душ; занятия их различны: земледелие, работа на заводах кожевенных, плотничество. Церковь существовала еще до 1749 г., в 1768 г. перестроена вновь. По народному преданию и свидетельству церковной летописи известно, что до 1811 г. храм во имя св. Иоанна Милостивого с приделом во имя архидиакона Стефана был деревянный. Настоящий храм каменный, сначала был устроен придел с правой стороны трапезы во имя св. Стефана, освященный в 1811 г., потом устроен был настоящий храм во имя св. Иоанна Милостивого и в 1820 г., с благословения епископа Ионы, освящен. Наконец, в 1828 г. был устроен на личные средства архимандрита Филарета – смотрителя Орловского приходского училища, сына диакона этой церкви Матфея Петрова, придел с левой стороны во имя Божией Матери «Утоли моя печали», освященный в том же году с благословения епископа Гавриила.

http://sobory.ru/article/?object=34200

Викторин, епископ Подольский и Брацлавский (Любимов Валентин Дмитриевич) Родился 17 апреля 1821 года в селе Лисине Калужской губернии в семье священника. В 1843 году по окончании курса Калужской духовной семинарии рукоположен в сан священника. 30 января 1850 года поступил в братство Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии. 19 сентября 1850 года принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. 20 октября 1852 года пострижен в монашество. 31 октября 1853 года назначен инспектором Смоленской духовной семинарии. 18 апреля 1855 года удостоен степени магистра. 14 апреля 1857 года возведен в сан архимандрита. С 15 сентября 1857 года – бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии, а 13 ноября назначен инспектором той же академии. С 29 октября 1858 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. С 30 ноября 1860 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря. С 24 декабря того же года – член Грузино-Имеретинской синодальной конторы. 3 ноября 1868 года хиротонисан во епископа Чебоксарского. С 7 декабря 1874 года – епископ Полоцкий. С 6 марта 1882 года – епископ Подольский. Скончался 21 августа 1882 года. Из жизни преосвященного Викторина, еще в бытность его священником, известен случай пастырского самоотвержения. В 1848 году в сильный разгар холеры позвали о. Валентина на городскую площадь к заболевшему холерой приезжему крестьянину. Больной лежал на мостовой, мучимый судорогами и рвотой. Отец Валентин нагнулся к больному, исповедал его и, воспользовавшись моментом прекращения рвоты, причастил его. Но лишь он вложил в уста больного Святые Дары, как рвота у больного началась снова. Отец Валентин не растерялся, нагнулся, отыскал лжицею в рвотном извержении частицу Святых Даров, вынул ее, положил в сосуд и тут же на глазах народа с водою сам употребил ее. И после этого отец Валентин остался цел и невредим, в то время как другие, которые так заботливо оберегали себя от всякого сношения с холерными, умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Загубье. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Загубье, Преображенская церковь. Построена в 1829, придел Георгия Победоносца. Разрушения велики, работ не ведется, в таком виде действует. Изначально деревянная церковь на этом месте построена в 1718 году. В 1824 г. она сгорела. В 1825 начата и в 1829 г. закончена нынешняя. Последний настоятель до разрушения (известно лишь его имя - Пахомий) был арестован и увезён в неизвестном направлении в 1936 г. С 1996 г. Началось создание общины, но официально Приход, как юридическое лицо зарегистрирован лишь в 2000 году. В том же году назначен Настоятель - иерей Александр Дягилев. Службы в полуразрушенной Преображенской церкви велись под временным навесом в алтарной части с 1998 по 2003 годы. Но в связи с тем, что стоять под разрушающимся куполом - риск для жизни прихожан, было принято решение богослужения в храме прекратить, решение его судьбы отодвинуть на неопределённый срок, а с 2004 года богослужения ведутся в приписной церкви св. вмч. и цел. Пантелеимона , расположенной рядом, на тот момент ещё строящейся, но уже пригодной для периодического совершения богослужений. С 31 июля 2005 года богослужения там стали совершаться достаточно регулярно. Село Загубье находится в 200 верстах от Петербурга, в 45 верстах от Новой Ладоги, на юго-восточном берегу губы Ладожского озера, так что по отношению к реке Свири, протекающей отсюда в 10 верстах, оно будет „за губой " , почему и называется Загубье. Через село проходят: старый канал - времен Екатерины II и новый - Александра III, открытый в 1883 г. В 1718 г., по отписке здешнего прихода от соседнего Пашского, была построена деревянная церковь и освящена 12 мая 1718 г. игуменом Стороженского монастыря Киприаном, по благословению Аарона, епископа Карельского и Ладожского. В 1824 г. она сгорела. В 1825 г. заложена нынешняя каменная; она строилась на средства прихожан, с пособием в 3 000 руб. асс. от комиссии духовных училищ. 4 августа 1829 г. она освящена во имя Преображения Господня благочинным, протоиереем Никольского Сясьского погоста Иоанном Семеновым и местным священником Федором Иоанновым.

http://sobory.ru/article/?object=01390

Как собирает и на что тратит средства Церковь 6 апреля 2011 г. 12:36 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих жертвовать на помощь пострадавшим от землетрясений в Японии. На сегодняшний день собрано более 7 млн рублей. Часть средств уже переведена на счет Японской Православной Церкви . О том, как Церковь распределяет пожертвования, в интервью «Аргументам и фактам» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон . Владыка, Церковь сама живет на благотворительные взносы, зачем же еще собирать деньги для других? Есть разные формы помощи. Можно помочь самому, а можно позвать на помощь других. У Русской Православной Церкви нет своих денег для помощи во время катастроф. Но, как показал сбор средств пострадавшим от пожаров, Церкви очень многие доверяют для погорельцев наш отдел собрал больше 100 млн рублей. Кроме того, Церковь объявляет сбор средств, прежде всего внутри себя самой призывает жертвовать своих прихожан, священников, епископов. Церковь это все ее верные чада, и подвигать их на доброе дело для нее естественно. Верующие люди стремятся исполнить Христову заповедь о любви и не могут не обращать внимания на страдания других неважно, христиане это, мусульмане или неверующие. Кстати, о помощи на пожарах. Деньги Русская Православная Церковь собрала большие, где гарантии, что все дошло до погорельцев? На совещании представителей епархий, пострадавших от пожаров, было предложено несколько вариантов распределения средств. Первое: раздать всем поровну. Но большинство думало иначе: надо находить наиболее нуждающихся, которым почему-либо недостаточно помогло государство, и адресно помогать именно им. Святейший Патриарх Кирилл благословил это решение. Несколько месяцев у нас работала «горячая линия», на которую поступали звонки со всей страны от погорельцев. Над проверкой этих просьб работали сотрудники отдела, добровольцы, священники из регионов. Они знакомились с просителями, смотрели документы... Если кто-то нас критикует, то мы готовы разбирать каждый конкретный случай. И если решение было неправильным, признаем ошибку. Акций такого масштаба Русская Православная Церковь не предпринимала никогда в своей истории: за несколько месяцев помощь была оказана нескольким тысячам человек. И мы действительно выявили людей, которым государство не смогло помочь. Были ведь случаи: пожары квалифицировали не как лесные, а как травяные и нет компенсации! Или дом был не зарегистрирован как надо. Или дом цел, а скотина сгорела вся: как докажешь? Тут к государственным комиссиям нет претензий они работали по инструкции. Но на то, я думаю, и жертвовали люди деньги через Церковь: чтобы оказать помощь тем, кто больше всего в ней нуждается.

http://patriarchia.ru/db/text/1445932.ht...

Кисловодск. Церковь Пантелеимона Целителя. Карта и ближайшие объекты Храм Святого великомученика и целителя Пантелеймона начали возводить в 1905 году на высоком участке Ребровой балки, на Померанцевой улице (ныне ул. Ленина). Это было двухэтажное здание, выполненное из красного кирпича, трехапсидное. Над помещением храма была установлена большая глава луковичной формы, над трапезной такая же, но поменьше. Стены главного объема церкви имели сложный орнаментальный декор. Храм был двухъярусный, однопрестольный. 1912 год считается годом освящения новой церкви. Этот великолепный храм тесно связан с историей города. Многие старожилы Кисловодска крестились в этом храме, венчались в нем, обращали свои молитвы к Богу. В народе эту церковь называли Шаляпинской, так как говорили, что Ф. Шаляпин пожертвовал большую сумму денег на ее строительство и потом, часто посещал храм во время приездов в Кисловодск. Еще церковь любовно называли Красной, за красоту ее архитектурного ансамбля и красный цвет кирпичной кладки. По всей видимости, архитектором был А.Н. Клепинин. В начале 1930-х годов купола были сняты, службы прекратились. В 1936-1937 гг. здесь устроили общежитие для вербованных строителей, потом спортзал, после его закрытия - общежитие медучилища. Разрушен храм св. вмч. и цел. Пантелеймона в 1965 году. На его месте строили танцплощадку, бойлерную, но все оставили, превратив святое место в свалку. В 1994 году, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона, на месте разрушенного храма был воздвигнут крест. Спустя 31 год построена часовня - малый храм, в котором 9 августа 1996 года был совершен первый молебен святому великомученику и целителю Пантелеймону. 14 июля 2002 года был заложен краеугольный камень в основании нового храма. Источник:  Церковь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона в городе Кисловодске была возведена в 1905 году на высоком участке Ребровой балки на Померанцевой улице. За красоту архитектурного ансамбля и красный цвет кирпичной кладки церковь называли Красной. В народе ее именовали еще и Шаляпинской, так как известный русский певец Федор Шаляпин в один из своих приездов в Кисловодск пожертвовал большую сумму денег на строительство храма святого великомученика и целителя Пантелеимона.

http://sobory.ru/article/?object=14996

Косулино. Церковь Флора и Лавра. Карта и ближайшие объекты Флоро-Лаврская церковь, каменная, однопрестольная. Освящена во имя муч. Флора и Лавра в 1910 г. В 1922 г. изъято 6 фунтов 22 золотника серебра (2,4 кг.). С 1924 г. до закрытия сергиевской ориентации. Закрыта в 1930-е гг. Возвращена в 1995 г. Действующая. Впервые Косулино упомянуто в документе 1721 года как многодворная деревня на речке Бобровке, через нее шла дорога на Каменский завод и Долматов монастырь, а после 1735 года она упоминается уже как станция на Сибирском тракте. В 1709 году Косулино входило в приход села Багарякского. В 1866 году косулинцы вместе с жителями деревень Малая Брусяна и Гусево образовали Малобрусянский приход с церковью в Малых Брусянах. И лишь в 1877 году косулинцы построили свою церковь, стали селом и Косулинским приходом. Обращая часовню в храм, жители предполагали в скором времени приступить к постройке нового храма. Но не так вышло на самом деле. Не прошло и пяти лет, как село постигло большое несчастье. 15 мая 1883 года возник пожар, в пламени которого погибла лучшая половина села. Огнем было опустошено все вокруг храма, но сам храм остался цел и невредим. Священник Конев из-за бедности прихода стал продавать входные билеты в церковь, за что в 1885 году на год закрыли церковь, чтобы очиститься от скверны. Благосостояние косулинцев год от году скоро стало улучшаться, начали появляться новые хорошие дома, население стало значительно увеличиваться. Только один храм имел убогий вид, который не гармонировал с обывательскими домами. Благодаря неусыпной заботе бывшего церковного старосты, члена строительного комитета Н.Т. Слепухина было открыто в селе Косулино церковно-приходское Попечительство, целью которого была забота об изыскании средств на постройку нового храма. За шесть лет существования Попечительства было собрано около 2 тысяч рублей, заготовлено строительного материала на 1,5 тысячи рублей и скоплено церковного капитала до 4 тысяч рублей. Заказали план на постройку новой церкви и смету. По смете оказалось, что необходимо 20 тысяч рублей. Где взять такую сумму? Этот вопрос беспокоил всех членов Попечительства. Председателем Попечительства в то время был священник отец Конев – старец преклонных лет и человек болезненный. Идти дальше плана и сметы он не осмеливался. В 1903 году в село Косулино из Пермской епархии приезжает священник Знаменский, при котором дело постройки храма стало быстро продвигаться.

http://sobory.ru/article/?object=11102

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010