Скачать epub pdf Глава 1. Типология славянских библейских текстов § 1. Богослужебное использование Св. Писания Служебный (­литургический) тип обнимает собою те и только те тексты Св. Писания, которые читаются в церкви в суточном богослужебном круге. Согласно богослужебному уставу, отрывки из Ветхого Завета читаются на вечерне с понедельника по пятницу шести недель Великого поста и Страстной недели, а также накануне Рождества, Крещения, Сретенья и некоторых других календарных праздников. Псалтырь читается на утрени, часах и вечерни, причем прочитывается целиком в течение недели. Апостол и Евангелие читаются на литургии (обедне) и на утрени воскресных и праздничных дней. В византийской церкви для удобства отправления богослужения были сформированы специальные книги узкофункционального назначения. § 2. Новозаветные апракосы Отрывки из Евангелия для чтения на литургии составляют сборник, называемый Евангелие-апракос, или служебное, литургическое Евангелие. Слово апракос от греч. πρακτος «недельный» (ср. цел. неделя «воскресенье») указывает на то, что этот сборник рассчитан на применение в праздничные и воскресные, т. е. выходные, нерабочие дни. Однако по содержанию сборник шире своего названия, многие чтения предназначены для других праздников или даже будних дней (см. ниже). Поэтому определение «апракос» применительно к Евангелию и Апостолу равнозначно по значению определению «богослужебный». Термин унаследован современной филологией от средневековой книжности, где он встречается в форме апракос, опракос, опракс (см. Жуковская 1976, с. 240, примеч. 31). В рукописях этот тип текста может называться также еваггелие изборное , как это, например, в Ассеманиевом евангелии; термин «изборно евангелие» является основным для болгарской и сербской научной традиции. По-гречески этот тип текста называется εαγγλιον. В европейской науке для обозначения этого типа новозаветного текста принят также термин «евангелистарий», чеш. evangeliá, греческий текст этого типа называется лекционарий. В римской католической церкви сходного назначения книгой, содержащей тексты для чтения на литургии (обедне, мессе), является миссал (см. Глава 5, § 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Скачать epub pdf Преподобнейший отец архимандрит! Нет уже места колебанию. Жребий Ваш исшел от руки Божией. Достойно примечания, что пред самим избранием 1 избиратели 2 ожидали большего затруднения от избрания, по требованию места 3 , но когда по молитве приступлено к избранию, оно совершилось скоро, и мысли избирателей особенно на Вас упадали. Примите сие указание и поручите Господу немощи и трудности, которых боитесь: Он силен дать благопоспешество Вашему служению, как дал Вашему избранию. […] Пустынное безмолвие дело хорошее. Но когда Бог велит нам пришельствовать между людьми, будем пришельствовать, примечая, доколе Он велит 4 . […] 12 января 1834 года Вы говорите: собор за две версты от архиерейского дома. А у меня за четыре. Не прикажете ли Москву перестроить? Если не прикажете, то и местное неудобство Екатеринославля 5 терпеть можно. Если построите собор ближе к архиерейскому дому, но он далее будет от многолюдства города и менее будет посещаем, будет ли лучше. Думаю, нет. […] Не помню план вашего дома: потому не могу судить о надобности переменить место домовой церкви. Ныне думают, что дом архиерейский должен быть великолепен. Я не очень верю сей мысли. О святая простота! Возвратись просто, прежде нежели призовут тебя губители разрушением суетного блеска! Но я начинаю мечтать. Потому время умолкнуть. Великолепие принадлежит царям, они по милости дали часть оного монахам, и мы думаем, что так и надобно. На Перерве 6 у меня цел дом патриарха Адриана, но он уже тесен был для митрополита Платона, и сей построил для себя другой: мне нравится дом патриарший, но и я не уничтожил дома платонова. Видите, что сужу не других, а себя во-первых. Нужно было сие объяснение прежде молчания. Теперь умолкнем с миром и с новым Вам желанием мира 7 . 8 сентября 1834 года Неуспешность в увещании своевольствующего священника, которую с заботою описывали Вы 19 июня, есть то, чего надобно было ожидать от такого человека при таких обстоятельствах. При уменьшении подобных ему, ему выгодно своевольствовать теперь, нежели когда-либо. Светская власть, конечно, могла бы действовать иначе и более помочь тому, что справедливо и полезно: что делать, если и она смотрит на дело, как привыкла прежде, а не как указывает прозорливое правительство ныне? Вы представили истину совести– и исполнили свой долг. Воля слушающего была внять совести или напротив. Кто попирает совесть корыстию и кто помогает в том, то снедят своих трудов плоды 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Скачать epub pdf Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Императорском Царскосельском дворце, 29 декабря 1901 года. Ваши Императорские Величества радостно приветствую с светлым праздником Рождества Христова! Со времени этого великого события, служащего выражением Божьего к людям благоволения, с совершенною ясностью открылся истинный смысл всемирной человеческой истории в ее поступательном движении вперед, а равно обозначилась и истинная цель ее, состоящая в постепенном проникновении человечества учением и жизнию Христа до того Богом предопределенного часа, когда царство мира объявлено будет преобразившимся в царство Христово ( Откр. 11:15 ). К осуществлению этой цели каждый, истинной жизнью Христовой живущий христианин, незримо вносит долю своего подвига, но с особенною очевидностью такой подвиг отмечается историей в жизни и трудах христианских Государей, как Богом благословенных вождей народов и царств. Посему и я ныне, приветствуя Ваши Величества с светлым праздником Рождества Христова, молитвенно Вам желаю наивысшей, по моему разумению, исторической славы видимого для всех обнаружения в трудовой Царственной жизни Вашей живого и деятельного участия в судьбах мира в этом поступательном его движении к конечной своей цели: соделаться в конце времен святым царством Господа нашего и Христа Его. Да поможет Вам в этом Сам Господь Своею всесильною благодатию, да благословит Вас Божественным Своим благословением и да сохранит Вас и Детей Ваших в мире, здравии и неизменном счастии на многая лета. Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Александровском дворце Царского Села, 29 декабря 1903 года. Ваше Императорское Величество! Настоящие праздничные дни и наступающий новый год мы встречаем при особенных обстоятельствах. С одной стороны, мы слышим славословие ангельской песни: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! С другой стороны, в текущей жизни – и в печати, и в обществе – идут толки о возможных международных столкновениях. Предносится страшный призрак войны и как бы слышится отзвук приготовляемого к битве оружия. У всех тяжесть на сердце. Многие впадают в пессимистический тон и тревожно спрашивают: где же этот мир, о котором ангелы пели и о котором так давно мечтает человечество? А между тем, если мы вдумаемся в смысл исторической жизни человечества, то увидим, что в сущности пред нами происходит почти то же, что было при самом рождении Христа. Волхвы тогда приносили Ему дары, пастыри поклонялись, ангелы воспевали мир, а Ирод в то же время был в смятении и замышлял злодейское избиение младенцев, и Рахиль готова была плакать о погибших детях своих. Злодейство потом совершилось, но Христос, источник мира, остался Божиим промышлением цел и невредим, укрывшись в Египте. И теперь язычники мятутся и готовы напасть на достояние Божие, на Русь Святую, на православный Русский народ. Но всуе мятутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Скачать epub pdf Страдание святого Апостола Матфия Память 9 августа Святой Апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме; с раннего детства он начал изучать священные книги и закон Божий в Иерусалиме под руководством святого Симеона Богоприимца. От него святой Матфий был наставлен в добродетельной жизни: он проводил богоугодную жизнь, строго следуя по пути, начертанному в заповедях Божиих. Настало время, когда Господь, по прошествии тридцати лет со дня Своего рождения от Пречистой Девы Марии и по принятии крещения от Иоанна, явил Себя миру; собрал учеников, Он проповедовал наступление Царствия Божия, совершая в то же время неисчислимые чудеса и знамения. Святой Матфий, внимая учению Христа и видя Его чудотворения, исполнился к Нему любовью: оставив мирские заботы, он вместе с другими учениками и народом последовал за Господом, наслаждаясь лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостию Его учения. Господь, Которому открыты самые сокровенные движения человеческого сердца, видя рвение и чистоту душевную святого Матфия, избрал его не только в число Своих учеников, – но и для апостольского служения. Сначала святой Матфий принадлежал к числу семидесяти меньших Апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников), и послал их по два пред лицем Своим» ( Лк.10:1 ); после же вольных страданий, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо святой Матфий был причтен к сонму двенадцати Апостолов. По отпадении Иуды от лика двенадцати Апостолов, последний, – так как вместо Иуды никто не был избран, – утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати; поэтому верховный из Апостолов, святой Петр, став посреди собрания первых христиан, обратился к верующим со словом о том, что на место отпавшего и погибшего Иуды должны избрать кого-либо из тех, которые находились с Апостолами во всё время, когда пребывал с ними Господь Иисус, чтобы избранный Им сонм двенадцати ближайших Апостолов был цел и неизменен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сост. А.Н.Стрижев Раздел первый. ОБИТЕЛЬ. Протоиерей Дмитрий Троицкий Житие преподобного Серафима Саровского I Великий угодник Божий и молитвенник Земли Русской преподобный Серафим, Саровский чудотворец, принадлежит к сонму подвижников XIX века, отличавшихся неутолимой духовной жаждой нравственного совершенства, благородным стремлением к истинной свободе, освобождающей человека от греха. Старец Серафим по дарованиям от Господа и чрезвычайности подъема своего духа является славнейшим выразителем этой эпохи, и потому его жизнеописание, его восхождение «от силы в силу» представляют для православных русских людей глубокий назидательный интерес. Батюшка Серафим, в миру Прохор Исидорович Мошнин, родился 19 июля 1759 года, в городе Курске, на Сергиевской улице, близ храма в память преподобного Сергия Радонежского. Родители Прохора, Исидор и Агафия, принадлежали к именитому и богатому курскому купечеству. В семействе у них был еще старший сын Алексей, пошедший по торговой части, потомство которого долго сохранялось. Исидор Мошнин владел кирпичными заводами, он брал большие подряды на постройку каменных храмов и домов, но вскоре умер. Прохору и всего-то было три года, когда он лишился отца. Делами в осиротелом доме стала заведовать мать, уделявшая внимание воспитанию своих детей, внушению им страха Божия и уважению к людям. Немного сохранилось сведений о детстве Прохора, но во всех его жизнеописаниях рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда семилетний Прохор на глазах своей матери упал с колокольни строящегося храма на землю и остался жив. Тогда мать в трепетном предчувствии страшного горя сбежала с высоких лесов вниз, боясь найти сына разбитым насмерть. Прохор же остался цел и невредим. В этом чудесном спасении мать увидела особое попечение Божие об ее сыне. Другое событие – чудесное явление ему Божией Матери. В ту пору Прохору было около десяти лет. Серьезно заболев, он в сонном видении сподобился лицезреть Пресвятую Богородицу. Тогда Она обещала исцелить его. И вот случилось в то время идти крестному ходу с Курской Коренной иконою по той самой улице, где стоял дом Мошниных. Обрушился ливень... Для сокращения пути крестный ход свернул через проходной двор Мошниных. Мать Прохора поспешила вынести сына к иконе, – и с этого дня он стал поправляться. Та болезнь, равно как и падение с высоты нисколько не подорвали крепкого здоровья Прохора. Мальчик рос сильным, волевым и впечатлительным, отличался прекрасной памятью и врожденными добродетелями – кротостью и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Татарские Челны. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Вниманию читателей предоставлен краткий очерк о Свято-Троицком храме в селе Татарские Челны. Второе название села было Рождественские Челны. Несмотря на заброшенность, у храма удивительная сохранность – даже кресты стоят на куполах. У села и церкви интересная и древняя история, среди священнослужителей предки известного краеведа В.Ф. Кудрявцева, а также представители духовенства пострадавшие за веру в годы репрессий. В настоящее время храм находится на территории Закамского благочиния Казанской епархии. Целью публикации служит желание автора привлечь внимание неравнодушных людей к проблеме утраты православного памятника и сохранения его для потомков. В 15 верстах от города Елабуги, по правую сторону трассы Елабуга-Ижевск, на берегу небольшой речки Челнинки, притока Тоймы, расположено село Татарские Челны, одно из древнейших и красивейших сел Менделеевского района. На территории села возвышается большой храм из красного кирпича, построенный в классическом стиле, в виде корабля медленно плывущего по бескрайним полям. Обращает на себя внимание удивительная сохранность этого заброшенного храма. Несмотря на то, что его состояние не поддерживалось уже многие десятилетия, у храма прекрасно сохранилась трехъярусная звонница и почти полностью цел центральный купол.  Согласно историческим сведениям, каменный Свято-Троицкий храм был построен на средства прихожан, среди которых примерно половину составляли татары-кряшены, и Воткинского завода, к которому было приписано село. В храме находилась почитаемая жителями Елабужского уезда икона Божьей Матери Скоропослушницы, 9 ноября, в праздник этой иконы, в былые времена в село сходились сотни богомольцев со всей округи. Крыша церкви была крыта железом. Храм был трехпрестольный, с центральным приделом Святой Троицы, и боковыми приделами освященными – левый в честь Рождества Христова, правый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. По штату при церкви были положены: священник, диакон и псаломщик. На старинных картах Татарские Челны имели также и второе название – Рождественские Челны.

http://sobory.ru/article/?object=14585

ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста 1. Собственным городом Иисуса евангелист называет здесь Капернаум. Город, в котором Христос родился - Вифлеем; в котором воспитан - Назарет; а в котором имел постоянное пребывание - Капернаум. Расслабленный, о котором здесь говорится, не тожествен с упоминаемым у Иоанна. Тот лежал при купели, а этот в Капернауме. Тот страдал тридцать восемь лет, а об этом ничего подобного не сказано. О том никто не заботился, а у этого были люди, заботившиеся о нем, которые и принесли его ко Христу. Этому Спаситель сказал: чадо, отпущаются греси твои, а тому: хощеши ли цел быти (Иоан. V, 6)? Того исцелил в субботу, а этого не в субботу; иначе иудеи не опустили бы случая обвинить Его. При исцелении этого, они ничего не говорили, а за исцеление первого не переставали гнать Его. На эти различия я указал не напрасно, но для того, чтобы кто-либо, приняв обоих расслабленных за одно лицо, не подумал, что евангелисты разногласят между собою. Но обрати внимание на смирение и кротость Господа. Он и прежде отдалял от Себя народ, и когда жители страны Гадаринской не хотели принять Его к себе, Он не воспротивился им, но удалился от них, хотя и не далеко. И взошед опять на корабли, переправился на другую сторону, тогда как мог сделать это и без помощи корабля. Он не всегда хотел творить чудеса, чтобы не нарушить порядка Своего домостроительства. Матвей говорит только, что расслабленного принесли; а другие евангелисты прибавляют, что принесшие раскрыли и кровлю и, спустив больного, поставили его пред Христом, не говоря ничего, а все оставляя на волю Спасителя. Прежде Господь Сам обходил страны, и не требовал такой веры от приходящих к Нему; а теперь к Нему и пришли, и обнаружили пред Ним веру свою, - евангелист именно говорит: видев Иисус веру их, то есть, тех, которые спустили расслабленного. Спаситель не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они страдали сумасшествием или лишились ума по причине какой-нибудь другой болезни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1527...

Январь 12-й день. Преподобные Мартиниан и Галактион Белозерские Уроженец деревни Березкино (близ которой стоит теперь Сямский монастырь, прославленный иконой Богоматери), отрок Михаил на тринадцатом году оставил родителей и родину и прямо с поля, где боронил вспаханную отцом полосу, тайно ушел к преподобному Кириллу Белозерскому, о котором слышал от многих. «Возьми меня к себе, господине!» – говорил блаженный отрок святому старцу, упав ему в ноги. Кирилл отдал отрока учиться грамоте к мирскому дьяку Олешу (Алексею) Павлову, который занимался перепиской книг и обучением детей. Михаил скоро обучился, и преподобный взял его к себе. Когда преподобный Кирилл молился в своей келлии, Михаил клал поклоны; он первый являлся по благовесту в храм к утреннему славословию; смущавшие его помыслы открывал святому старцу. Испытав Михаила послушаниями, преподобный Кирилл постриг его с именем Мартиниана и позволил ему жить в особой келлии, но зорко смотрел за его духовной жизнью. Раз Мартиниан зашел из церкви в келлию одного брата. «Зачем нарушаешь устав обители?» – сказал ему Кирилл. «Войдя в свою келлию, сомневаюсь, чтобы захотел я выйти из нее, а мне нужно было быть в келлии брата», – отвечал Мартиниан. «Наперед иди в свою келлию, чтобы сотворить там должную молитву, и келлия научит тебя всему», – сказал святой старец. По просьбе святого игумена Мартиниан посвящен был в иеродиакона и потом в иеромонаха. Преподобный Кирилл любил блаженного Мартиниана. Это возбуждало в иных зависть, язвившую Мартиниана оскорблениями; Мартиниан терпел. По воле преподобного Кирилла Мартиниан списывал для него книги; такое послушание преподобный игумен назначил только двум ученикам: Христофору и Мартиниану. Еще цел в обители Канонник, списанный Мартинианом. Послесловие его особенно драгоценно: оно показывает, какими чувствами дышала душа Мартиниана. Вот оно: «В 1423 году, сентября 1-го, написана сия книга душеполезная в обители Пречистой Богородицы по благословению господина старца Кирилла игумена в славу Святыя Троицы, аминь. О Дево Богоизбранная! О Отроковице Богоневестная! О Владычице мира, Пречистая Богородице! Во всемирных Твоих молениях к Сыну и Богу, помяни милостивая Госпоже, и мене, грешного, недостойною рукою писавшего сие. Всякому делу благому начало и конец Христов. Ему слава в бесконечные веки, аминь. Господи Иисусе Христе! Спаси писавшего и имеющего читать. Господин старец Онуфрий, сотвори любовь, помяни в святых своих молитвах грешного Мартиниана, инока ложного, а не истинного». Так смиренно отзывался сам о себе праведник!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Где явится Иисус, там и спасение. Ибо ежели видит мытаря сидящего на мытнице, делает его Апостолом и Евангелистом ( Мф 9:9 ), ежели с мертвыми погребается, мертвых воскрешает; слепым дарует зрение, глухим слышание, и купели обходит не с тем, чтобы любопытствовать, каково строение, но для врачевания болящих. Была «в Иерусалиме овчая купель» , имеющая пять притворов: четыре стоящих около, а пятый по средине, в коем лежало множество болящих, и великое было неверствие иудеев ( Ин 5:2–3 ). А врач душ и телес, по мере болезней подавал исцеление, прежде врачуя долговременно страждущего, чтобы скорее освободился от мучений. Ибо не один день, или два, и не один месяц, или год лежал он тамо, но тридцать восемь лет. Лежа в долговременной болезни, был известен зрителям, и показал силу Целителя: ибо с давнего времени всеми был знаем расслабленный. Хотя же начальный врач показал свою силу, но был отметаем от тех, которые худо его приняли. Обходя же купель, «виде», не от вопрошения узнав, но Божественным действием недостаток вопрошения восполнил. " Видев» ( Ин 5:6 ), не вопрошая, с которого времени лежит. Но видев познал тот, кто и прежде видения ведал. Ибо если касательно того, что находится в сердце, «не требоваше, да кто свидетелствует о человецех: сам бо ведяше, что бе в человецех» ( Ин 2:25 ): то кольми паче ведал о болезнях, отвне нападающих. Видел некоего человека лежащего, и тяжелым недугом одержимого. Ибо сей имел великое бремя грехов и долговременное страдание болезни. Ему предлагается вопрос, сходственный с его желанием: «Хощеши ли цел быти» ( Ин 5:6 )? И не сказал что-либо другое, но оставил его в недоразумении вопроса: потому что вопрос был двоякий. Ибо не только болен был он телом, но и душою, как после Врач ему сказал: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Ин 5:14 ), для того и вопросил его: «Хощеши ли цел быти» ? О сколь велика его: «Хощеши ли цел быти» ? О сколь велика сила Целителя, предлагающего свою помощь на волю хотящего! Понеже от веры спасение, то и услышал расслабленный сей вопрос: «Хощеши ли?» дабы хотением произведено было действие. Сей глагол единому Иисусу приличествует, а не телесным врачам. Ибо врачи болезней чувственных не могут всякому сказать: «хощеши ли цел быти» . Иисус же и хотение дарует, и веру приемлет, и дар туне подает.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Скачать epub pdf Слово 10. В неделю о разслабленном Собрание поучительных слов, в разныя времена и в разных епархиях проповеданных, Святейшаго Правительствующаго Синода и Коммисии духовных училищ Членом,  «Евгением, Митрополитом Киевским и Галицким», Киево-Печерския Лавры Священно-Архимандритом, разных орденов Kabaлepoм. Чacmь I. – Киев: В Типографии Киевопечерския Лавры, 1834. Из темы:  «Бе человек некий тридесять и осмь лет имый в недузе своем. Сего видев Иисус лежаща и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе, глагола ему: хощеши ли цел быти? Отвеща ему недужный: ей Господи! человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель» ( Иоан. 5, 6–7 ). О том, что нещастные редко находят сострадательных и помоществующих себе людей. «Видев Иисус разслабленнаго лежаща и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе, глагола ему: хощеши ли цел быти? Отвеща Ему недужный: ей Господи, человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель; егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит». (Слова в нынешнем Евангелии чтенныя, Иоан. гл. 5, ст. 6 и 7.) Каждое слово Спасителя нашего, каждое Его действие, каждый случай Его жизни, Евангелистами описанный, заключает в себе трогательное для нас поучение. Такова точно и повесть о разслабленном, в нынешнем Евангелии упоминаемая. В Иерусалиме при храме Господни была купель целебная. В каждое лето единожды Ангел Господень снизходил в купель сию и возмущал воду, и тот, кто прежде всех по возмущении воды входил в купель, получал изцеление, какою бы болезнию одержим ни был. На сию-то купель во время праздника Пасхи пришел Иисус Христос . Он нашел там множество болящих, слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Спаситель приступает к одному немощному, бывшему в болезни уже тридесят осмь лет.  «Хощеши ли цел быти», говорит Он ему?  «Ей, хощу, Господи», отвещает разслабленный: но  «человека не имам», который бы ввергнул меня в купель, как скоро возмутится вода. А когда я сам дойду только до купели, то успеет уже другой прежде мене сойти во оную. Глагола ему Иисус:  «востани, возми одр твой и ходи» ( Иоан. 5, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010