Закрыть itemscope itemtype="" > От благодарных бесов Памятник отцу спас сына от расстрела 18.10.2013 1806 Составляя в конце 1960-х - начале 1970-х годов с большим риском и трудом по разным спецхранам библиографию эмигрантской литературы о Достоевском, я нашел заметку в газете «Руль», выходившей в Берлине на русском языке. Заметка была подписана инициалами Е. К. и называлась «Сын Достоевского. (Страничка воспоминаний)». В заметке, датированной 18 августа 1926 года, рассказывалось о том, как сын писателя Федор Федорович Достоевский, оказавшись в Ялте в 1918 году у умирающей своей матери, замечательной русской женщины Анны Григорьевны Достоевской, попал в руки железнодорожной ЧК в Симферополе. В нем заподозрили спекулянта, так как он вез в корзинах рукописи Достоевского, уцелевшие после Анны Григорьевны: «Ночью привезли его в какой-то барак... Следователь, какой-то пьяный тип в кожаной куртке, с опухшими красными веками и провалившимся носом, начал «допрос» в следующей форме: «Зачем оказался здесь?» - «Я в 1918 году приехал сюда к умирающей матери и остался здесь». - «К матери... мать... сам сволочь, поди уже дед и тоже матер-р-р-и...». Достоевский молчал. - «Расстрелять!» Расстрелы происходили тут же во дворе, и пока шел допрос, слышны были поминутно выстрелы. В бараке одновременно работали семь «следователей». Моментально Достоевского схватили и стали тащить по направлению ко двору. Тогда, не помня себя, он крикнул: «Подлецы, моему отцу ставят памятник в Москве , а вы меня расстреливаете». Безносый, видимо, смутился и прогнусавил: «Что брешешь? Какому отцу? Какие памятники? Как твоя фамилия?» - «Моя фамилия Достоевский». - «Достоевский? Никогда не слыхал». К счастью, в эту минуту к следователю подбежал маленький черный юркий человек и стал ему что-то быстро шептать на ухо. Безносый медленно приподнял голову, тупо посмотрел воспаленными веками в сторону Достоевского и произнес: «Пошел к черту, пока цел». Отчаянная реплика сына писателя о том, что его отцу ставят памятник, связана с открытием в Москве в октябре 1918 года памятника Достоевскому работы скульптора С. Д. Меркурова, согласно ленинскому проекту монументальной пропаганды. На открытии памятника выступил А. В. Луначарский. В 1960-е годы внук писателя Андрей Федорович Достоевский, которого я тогда хорошо знал, рассказывал мне любопытную историю, опубликованную в эмигрантской прессе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ударить по Киеву Наше оружие должно стать средством морального поражения 11.04.2022 1431 Фото: из личного архива автора На протяжении всех этих долгих военных недель мы с болью читаем, как озверевшие укры продолжают расстреливать мирные дома и улицы Донецка и других городов и посёлков, как гибнут люди, включая детей. Ежедневно появляются убитые и десятки раненых. Пополняется список донецкой Аллеи ангелов – места, где захлёбывается слезами и кровью сердце каждого русского человека. Вот на днях опять нанесли артиллерийский удар по детскому саду в Ясиноватой. И на фоне этого у меня день за днём возникает вопрос: а почему мы не посылаем за это свои ракеты в Киев?! Почему наши «кинжалы» и «искандеры» до сих пор не превратили в труху здания Верховной Рады и украинс кого правительства на улице Грушевского? А почему цел расположенный по соседству офис президента Украины вне зависимости от того, там Зеленский или нет, и заодно расположенный в этом же здании Совет национальной безопасности и обороны Украины? Ведь там детей не предполагается в отличие от детского сада в Ясиноватой? Там, напротив, предполагается сосредоточение членов преступной укронацистской власти, виновной в многолетнем кровопролитии на Донбассе, в геноциде русских и выжигании всего русского, в поддержке всего того режима, который умыл кровью Малороссию и Новороссию. Почему же не попытаться обезглавить хунту? Неужели у кого-то повернётся язык сказать, что мы в ситуации идущей тяжелейшей войны не имеем права уничтожать этих людей? А почему, наконец, не разбомбить комплекс зданий на улице Владимирской, принадлежащий государственной мафии палачей и садистов под названием СБУ? Той самой СБУ, у которой руки по плечи вымазаны в русской крови? И вообще список целей можно значительно расширить и дополнить. Касательно же того, что об этом напишут на Западе – для нас это уже не имеет никакого значения, здесь нам терять нечего. Мы для них в любом случае авторы резни в Буче и катастрофы на вокзале в Краматорске. На нас готовятся навесить ещё целый список военных преступлений, которые сейчас ещё только планируются, так что в глазах мировой общественности «с хорошими лицами» нам не отмыться, и на это давно надо плюнуть.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/10/ud...

Изказване на председателя на ОВЦС митрополит Волоколамски Антоний на заседание на Съвета за сигурност на ООН На 17 януари 2023 г. председателят на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия митрополит Волоколамски Антоний  се изказа в дистанционен формат  пред Съвета за сигурност на Организацията на обединените нации. Уважаеми господин председател, благодаря за предоставената ми възможност да се изкажа пред това високо събрание. Руската Православна Църква както самостоятелно, така и в сътрудничество с другите Православни Църкви, Римокатолическата Църква, протестантските конфесии, представителите на световните традиционни религии участва според силите си в защитата на правата на вярващите по целия свят и особено на християните. Понастоящем ние сме пределно загрижени от крещящите нарушения на общочовешките и конституционните права на православните християни в Украйна. Трудно е да се надцени миротворческият потенциал на религията и Църквата в междудържавните и гражданските конфликти. Православното християнство в течение на много векове е било обща духовна и културна основа на живота на народите на Русия и Украйна и би могло да послужи за възстановяването на взаимното разбирателство в бъдеще. Но самата основа за подобен диалог се руши в Украйна именно сега, когато по инициатива на ръководителите на тази страна се правят опити за унищожаване на Украинската Православна Църква. Украинската Православна Църква не е политическа, а религиозна организация, обединяваща повече от 12 000 енории и милиони украински граждани. На 1 декември 2022 г. Съветът за национална сигурност и отбрана на Украйна излезе с решение, чиято фактическа цел е да се ограничат правата на общините на Украинската Православна Църква. Този държавен орган одобри редица мерки, сред които: – на правителството се възлага да подготви законопроект за «невъзможността в Украйна да действат религиозни организации, свързани с центрове на влияние» в Русия – в действителност тук се има предвид забрана на Украинската Православна Църква, въпреки че нейният управляващ център се намира в Киев, а не в Москва, и тя е административно независима от Руската Православна Църква;

http://mospat.ru/bg/news/89956/

Изказване на Светейшия Патриарх Кирил на юбилейното заседание на Междурелигиозния съвет на Русия Заседанието се състоя на 7 декември 2023 г. в Москва в хотелския комплекс «Даниловский». Скъпи братя – ръководители и представители на традиционните религиозни общности на Русия, уважаеми гости! Вече 25 години минаха от момента, когато основните религиозни сдружения в страната ни решиха да създадат Междурелигиозния съвет на Русия – организация, която ни помага да поддържаме диалог и да представляваме интересите на вярващите пред държавата и обществото. Трябва да кажа, че през тези 25 години нищо не помрачи нашите отношения: непринуждавани от никого, в една съвършено спокойна обстановка ние намирахме възможност да осмисляме с едни уста и едно сърце онези проблеми, с които се сблъскваха не само страната, обществото, но и религиозните организации, и да стигаме до съвместни решения. При това времената съвсем не бяха прости, а доста неспокойни: различни сили се опитваха да внесат разделение в руското общество, да всеят разкол между хората по религиозен и национален признак, използвайки за тази цел освен всичко друго и псевдорелигиозния радикализъм и псевдорелигиозната мотивация. И все пак до голяма степен именно благодарение на взаимното разбирателство между религиозните лидери ние успяхме да избегнем поляризацията на обществото, да лишим от всякаква перспектива възникващите радикални течения, които претендираха да владеят умовете и сърцата на една значителна част от вярващите в нашата страна. Могат да се изброяват надълго и нашироко предприетите през това време инициативи и направените изявления на Междурелигиозния съвет на Русия. Но аз бих искал да обърна вниманието ви не на тяхното количество, а на резултатите, които станаха особено очевидни в наше време. И тук ние с вас имаме немалко поводи за задоволство. Така например, учреденият по инициатива на Междурелигиозния съвет на Русия Ден на народното единство стана общопризнат и одобряван от повечето наши сънародници национален празник. Ето един реален принос за тази важна сфера на обществения живот, защото празниците водят освен всичко друго и до осмисляне на живота на нацията. Празникът винаги е повод за консолидация на хората, за обединяването им около общи идеали. Проявите на тероризъм, с които се сблъска нашето общество, целяха да разделят народа, а се получи обратното: те станаха един от факторите, съдействащи за още по-голямо единство между хората у нас в борба с това зло.

http://mospat.ru/bg/news/91103/

Интервю на управляващия делата на Украинската Православна Църква митрополит Борисполски и Броварски Антоний Управляващият делата на Украинската Православна Църква митрополит Борисполски и Броварски Антоний даде интервью на ykpauhckuя uhфopмaцuoheh meлekahaл Newsone. – Как Украинската Православна Църква се готви за Литийното шествие през 2021 г.? – Както и през предишните години. Вярващите в своите енории и епархии формират групи поклонници за Литийното шествие в столицата, а ние тук със силите на Киевската митрополия се занимаваме с въпросите на организацията на всички необходими мероприятия. А спектърът им е широк – от това, къде ще бъдат настанени пристигащите в столицата, до съгласуване с властите на процедурните моменти, свързани с провеждането на Литийното шествие. Ще отбележа, че особено внимание сме отделили на въпросите, свързани с карантинните мерки. Първо, свещеноначалието на Църквата призовава всички вярващи, които не се чувстват добре, да се въздържат от пътуване до столицата. Второ, във всички автобуси, на които хората от епархиите ще се отправят за Киев, преди заминаването на автобусите ще се прави измерване на температурата на пътниците. Освен това се предвижда активно използване на медицински маски от поклонниците. Твърде много разчитаме и на ефективната работа на онези държавни органи, които ще осигуряват безопасността на нашето шествие. Та нали с оглед на сложната политическа ситуация, създала се в последно време, а също и на съществуването на определени сили, насочени към разклащане на обществената обстановка, може да се случи всичко. Имам предвид най-вече заплахата от провокации, чиято цел може да бъде информационната дискредитация на нашата Църква. За съжаление, през предишните години ние сме се сблъсквали с подобни неща. Например, когато действията на един провокатор, влял се в молитвеното шествие със забранена политическа символика, някои медии се опитаха да представят като позиция на цялата Украинска Православна Църква. Надяваме се, че през тази година нищо няма да помрачи нашия голям празник. Та нали това е наше общо дело и наш общ интерес – към Господа с молитва за Украйна и за нашия народ едновременно да се обърнат стотици хиляди вярващи сърца. Силата на една такава молитва е наистина огромна.

http://mospat.ru/bg/news/87798/

Май 1-го мая Согрешил пред Богом, и пред людьми, и пред собою, что увлекся сегодня угощением и пил много вина, отуманив свою голову, и в классе не мог должным образом владеть собой. Стакан шампанского испортил меня: без него я был бы цел. От него даже вечером кружилась голова. Покрый, Господи, множеством щедрот Твоих прегрешения мои. (Пир был после молебна на пароходе при водочерпательной машине в новом доке.) Что я сам делаю, я, обвинитель жестокий других в пьянстве? Сам напился пьян, и так в класс пошел, и детей ввел в соблазн – но горе тому человеку, сказано, через которого соблазн приходит [ Мф. 18, 7 ]. Как я оплачу достойно грех свой! Как уничтожу соблазн? (И рыба вчерашняя сильно воюет в моих членах, особенно ночью. Невоздержная я скотина!) 2 мая Благодарю Господа, сподобившего меня совершить раннюю литургию и вкусить пренебесных Божественных Его Тайн. Горько было, тягостно до смерти мое состояние до причащения: жала вражии внутри меня язвили, расслабляли, смущали, теснили, уничижали, посрамляли меня; я не мог говорить некоторых слов всеобычных, как и прежде (на великом входе, на отпустах литургии и панихиды). Сегодня и еще убедился я горьким опытом, что общая, обычная, ужасная болезнь душ и телес сынов Адамовых, в том числе и моя, есть земная любовь, или любовь к земным благам, особенно же алчность к пище и питью, к деньгам, к одежде, к отличиям, к удобствам и красоте жилища. Из-за этого ужасного жала, которое змий вложил в меня, я доселе ужасно страдаю, обольщаясь и уязвляясь и навлекая на себя бессилие, срамоту, болезнь, немоту и безгласие. Из-за вчерашней неумеренности в употреблении вина и из-за неумеренности вообще в пище и питии в прошлые дни я сегодня ужасно страдал за ранней обедней; к тому и золотуха открылась и жгла меня внутри. Прочь алчность и жадность к пище и питию! Прочь ежедневная египетская работа плинфоделания 73 . Ибо что, как не плинфа, яства и самое тело мое, или деньги, и все блага земли? Дайте мне единое на потребу – Бога и благодать Его, ибо только в Боге живот, мир, покой, простор мой, в Боге сила моя, слава моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ Неблагодарность есть великое зло, безумие и слепота Аще бы кто у некоего господина добраго и милостиваго в дому жил и от него пищу, питие, одеяние, защищение и прочая благая получал, но ему, как благодетелю своему, не токмо достойныя благодарности не показывал бы, но и всякую грубость, непочтение и досаждение являл, поносил бы ему и ругал бы его; сожаления бы достойно тое было, и вси бы на так безумнаго человека негодовали. И подлинно достоин бы таковый был всякого негодования и поношения! Великое бо зло, безумие и слепота есть неблагодарность, и всякому человеку мерзко есть. В сем пороке находятся дети, которые родителей своих не почитают; люди, которые пастыря своего поносят и злословят; ученики, которые учителям своим досаждение показывают; подвластные, которые властям, о общей пользе пекущимся, достойныя чести и любви не показывают; нищие, которые подающих им милостыню не любят, и не помнят их благодеяния, и проч. Такую, или паче несравненно горшую, ХРИСТИАНЕ БЕЗЗАКОННУЮЩИЕ показывают Богу неблагодарность (4:35). Если бы Бог отнял за неблагодарность Свои БЛАГОДЕЯНИЯ, то никто бы жив не остался Что бы нам воспоследовало, о христиане, аще бы Бог по правде Своей за неблагодарствие наше отнял хотя едину стихию, воздух? не отменно бы следовало всем тотчас умереть со скотами нашими. Или отнял бы от нас воду, или якоже прежде во Египте, «в кровь претворил» ( Исх. 7, 20 ); или, вместо света дневнаго, послал тьму, якоже паки во Египте учинил ( Исх. 10, 22 ): кто бы не захотел за великое сокровище того достать? Во тьме познаем, коль великое добро есть свет; в жажде воды драгость познаем; в зиме и холоде огня нужду и пользу видим; в голоде хлеба цену узнаем; коль нужна одежда, в наготе примечаем; как великое добро здравие, в болезни чувствуем; коль благоприятна и любезна нам свобода, темница и неволя научает. Чтобы нам паки было, когда бы Бог по правде Своей поступил с нами, и тотчас за грехи наша казнил нас: «яко много согрешаем вси» ( Иак. 3, 2 ), «и грехопадения кто разумеет» ( Пс. 18, 13 )? Или на малое бы время попустил врагу нашему диаволу, который «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет. 5, 8 ), котораго, яко пса на привязи, силою и властию своею держит, да не вредит нас, – чтобы, глаголю, последовало нам, аще бы ему дал свободу на нас? Кто бы мог цел быти? кто бы остался в живых? Убо что живем, движемся и есмы, Божие есть превеликое благодеяние. Ежели человек сих и прочиих благодеяний Божиих не чувствует и не познает, то он, по словеси Псаломника, «муж безумен, и неразумив есть», и есть неблагодарен к своему Благодетелю и Творцу, Богу (3:251–252).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

О Потопе Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской Апокрифическая легенда о потопе соединяет библейский текст, посвященный этому событию ( Быт. 6–8, 9. 1 ), со сказкой о дьяволе, пытавшемся помешать Ною спастись, сначала разрушив строившийся ковчег, затем обманом проникнув в него. Сказка о дьяволе в Ноевом ковчеге относится к сюжетам, распространенным в мировой литературе, и встречается у разных народов (Dähnhardt O. Natursagen: Eine Sammlung naturdeutender Sagen, Märchen, Fabeln und Legenden. Bd I: Sagen zum alten Testament. Kap. 13: Sündflutsagen. Leipzig und Berlin, 1907. S. 257–266; Utley. F. L. The Devil in the Ark. Chillicothe, 1959 (Ohio Valley folk publications. New ser. N 32); Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка. Л., 1979. 825. С. 209). Подчас народная сказка значительно отличается от апокрифа, читающегося в древнерусских рукописях. Например, сказка, сообщенная И. Ф. Буслаевым , названа сказкой про Ноя и Евгу. Бог велел Ною не говорить никому о постройке ковчега, потому что хотел потопить дьявола со всеми людьми, иначе он снова соблазнит весь мир («Лукавый и думает: был бы я цел, грешники будут»). Дьявол спрятался у Евги под подолом, а она могла войти в ковчег только после слов Ноя: «Да иди же ты, проклятая!», после чего дьявол, воспринимая эти слова как призыв к нему, входит вместе с Евгой в ковчег. До этого жена Ноя медлила под предлогом, что надо горшки захватить, ложки да плошки забрать. Сказка кончается тем, что дьявол уцелел в ковчеге («потопа прошла, а грех остался») (Предисловие к русским народным песням, собранным П. И. Якушкиным//Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. М., 1859. Т. 1. Отд. 2. С. 99, 102–104). Сказка Буслаева по смыслу противоположна апокрифу, в котором дьявола, превратившегося в мышь, удавили кот и кошка. Русского читателя апокрифическая легенда привлекала не только своей занимательностью, но и нравоучительными мотивами, популярными в древнерусской литературе, – о злых женах и о происхождении хмеля: в апокрифе именно жена по наущению дьявола изготовляет хмельное питье и, напоив Ноя, выведывает его тайну; она же помогает дьяволу пробраться в ковчег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прощай, оружие? Никто и нигде не смог прописать точных и четких критериев самообороны и допустимого вреда нападавшему. Или нападавшим. 21 марта, 2013 Никто и нигде не смог прописать точных и четких критериев самообороны и допустимого вреда нападавшему. Или нападавшим. Давным-давно, будучи студентом Еврейского университета в Иерусалиме я подрабатывал в частном охранном предприятии. В Израиле безоружных охранников не бывает. И мне выдали пистолет. Боевой пистолет «Браунинг». Проинструктировали, как полагается. И дали пару дружеских советов: достал пистолет – стреляй, стреляешь – так, чтобы тот или те показаний дать уже не могли… Начальник пояснил цитатой из переведенной на иврит песни Владимира Высоцкого: «Кто кого переживет, тот и докажет, кто был прав, когда припрут». Честно говоря, от этого совета мне стало нехорошо. С правилами все было ясно, они во всем мире примерно одинаковы. При нападении, угрозе здоровью и жизни охранника или окружающих, охраняемому имуществу необходимо голосом потребовать прекращения противоправных действий и предупредить о применении оружия в случае неподчинения. Ну а если не подчинились, произвести предупредительный выстрел в воздух, и только затем стрелять на поражение. Но, чтобы потом никаких показаний?! А все очень просто. В любой стране мира, несмотря на презумпцию невиновности, доказывать эту саму невиновность придется тому, кто остался цел. Ну, или более здоров. Нравится вам это или нет, это факт. Как погода на улице. Никто и нигде не смог прописать  точных и четких критериев самообороны и допустимого вреда нападавшему. Или нападавшим. Боюсь, этого сделать вообще невозможно. «Если проблема не имеет решения, то это данность, с этим придется жить», — так сказал однажды нынешний президент Израиля Шимон Перес, хотя и по другому поводу. Так что, если кто-то скажет вам, что где-то законодательно можно палить направо и налево при малейшем подозрении – не верьте. Надо отдавать себе отчет, что решение о правомерности нанесенных ранений, хоть огнестрельных, хоть ножевых, и любых других будет приниматься в зависимости от конкретной ситуации, конкретных обстоятельств.

http://pravmir.ru/proshhaj-oruzhie/

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) 1959 8 марта Поскорбим мало здесь да тамо возвеселимся. Поплачем мало здесь да тем и обрадуемся. Живу я, — содержу ум цел и разум здрав, если растеряюсь и распадусь на мал час, опять да опять соберу и построю себя в добром, в правом моём создании. Сторонние добрые люди, наверно, думают, что житьё-бытьё моё — болезни, печали, воздыхания. Люди не вникают в то, что «своя печаль чужой радости дороже». Ради скорбей душа спеется. Верно тебе говорит поэт-писатель: горе — добрый пахарь. Если вспахана твоя душа горестью и преогорчением, вырастет добрая пшеница. Сеющий слезами радостью пожнёт. Слово человеческое — великое дело. Слово — провозвестник ума. Если твоё слово, устное или письменное, изнесено не от глубин твоего горя или не от глубин радости, оно будет малодейственно. Бумажных книг не читаю. Некогда. Ничего бумажного, чернильного не вмещает моя голова. Житьё-бытьё близких моих, а их у меня много, это я переживаю днём и обдумываю ночью. Вот моё утешенье, моя отрада: как все-то успокоятся, уснут, лягу и я и начну складывать рассказ или повторять готовый, подходящий к горести или радости дня. Много у меня в памяти «сырых» рассказов. Я люблю их уделывать, речь к речи пригонять. Кого-нибудь досада возьмёт от моих слов: «Нашёл чем хвастать! Все слабонервные люди слезливы». 11 марта …Нашёл чем хвастать, слезами! Чувствительные дамы всякий час плачут. Оттого у них и нос красный. Но, например, великая душа — Пушкин — ничем не схож был со слабонервной дамой, и тем не менее, у него был «дар слёз». Он пишет Филарету Дроздову : «Когда твой голос величавый меня внезапно поражал… Я лил потоки слёз нежданных…». И в другом месте: «Над вымыслом слезами обольюсь». Стесняясь своих слёз, Лев Толстой шутил: «Я старик мягкослёзный…». 4 августа Извне огляжу мою жизнь, как будто ровная она: полжизни прожил в Архангельске, полжизни здесь. Два жительства только и сменил от рождения до старости. Маску тщусь носить спокойную. А уж как сердце-то рвётся да слезами исходит, то уж моё дело.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010