ИПАТИЕВ, муж. 1 класса, кафедральный, близ губернского города Костромы, на крутом берегу речки Костромы, при самом впадении ее в Волгу; находится под управлением епархиального архиерея, имеющего здесь титул священноархимандрита. Монастырь этот основан в 1330 году татарским князем Четом, родоначальников бояр Годуновых, познавшим Истинного Бога еще задолго до того времени: св. Петр Митрополит, быв в Орде, в начале XIV века, крестил Чета, по его желанию, и нарек Захарием. Новый христианин, желая удалиться от соотечественников, погрязших в мраке неверия, прибыл из Золотой Орды в Россию уже после кончины Просветителя своего: на его престоле был св. Феогност. 3ахарий (Чет), проезжая в Москву чрез Костромские пределы с детьми своими и несколькими мурзами, ему сопутствовавшими, имел привал, или отдых на том самом месте, где теперь существует Ипатиев монастырь. Тут он был внезапно постигнут жестокою болезнью и – готовясь уже к смерти – удостоился зреть чудесное явление Пресвятой Богородицы, с предстоящими Апостолом Филиппом и Священномучеником Ипатием Гангрским. Явление произошло, как гласит предание, на озере Мерском, названном так издревле по народу Мери, обитавшему по берегам его; оно находится близ монастыря, и именуется ныне святым. Вследствие усердной молитвы, Кн. Захарий получил облегчение и немедленно построил тут каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом Апостола Филиппа и св. Ипатия, в которой поставил и икону, изображающую то видение. Вскоре он основал тут иноческую обитель, с каменными кельями и дубовою оградою, соорудил другую каменную ж церковь Рождества Богородицы, с трапезою и приделом св. Иоанна Златоустог о, и колокольню. – Дети и потомки 3ахария особенно любили этот монастырь и обогащали его приношениями; наконец он сделался и родовым кладбищем фамилии Годуновых: их гробами наполнены три усыпальницы под нижними сводами Рождественской церкви и под папертью Троицкого Собора, где погребен и сам основатель, с детьми и внуками. В исходе XVI века бояре Димитрий Иванович, Иван Иванович и Борис Феодорович Годуновы, усердствуя к обители предка своего, украсили ее новыми каменными храмами, оградили такими ж стенами, обогатили вкладами и иконами с драгоценными ризами и довели до такого цветущего положения, что она называлась тогда Преименитою Великою Лаврою, В начале XVII века, после литовского разорения, монастырь Ипатиев получил историческую, для всех русских драгоценную известность: здесь совершилось в 1613 году принятие престола Всероссийского Михаилом Феодоровичем – и цел еще тот дом, где этот юный царь более семи лет пребывал с родительницею, и укрылся от иноплеменных злодеев, искавших погубить его. В одной палате этого дома находится и портрет героя Сусанина, пожертвовавшего жизнью для спасения Михаила. Бренные останки Сусанина перевезены сюда, в обитель, по повелению царя Михаила Феодоровича; но место, где они положены, к сожалению, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

«Когда весь народ начнет молиться» Беседа с архимандритом Тихоном (Ильговым), настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Луганске 2015 год в Луганске объявлен годом духовности. Для духовенства и верующих людей это, в том числе, награда и за молитвенный подвиг – непрерывные молебны возле бывшего СБУ, на блокпостах, на дому и за многие крестные ходы с чудотворными иконами, которыми исходили наши батюшки с паствой своей вдоль, вокруг и поперек всю Луганщину. Есть в Луганске храм Казанской иконы Божией Матери. Находится он в конце улицы Карла Маркса, которая, как и весь старый центр Луганска, сильно пострадала в летне-осенний период от артобстрелов. Настоятель храма архимандрит Тихон (Ильгов) благодарит Бога за то, что храм остался цел, а самое главное – невредимыми остались его старинные иконы, среди которых и особо почитаемые Казанская икона Божией Матери и чудотворная икона Спасителя Иисуса Христа, приложиться к которым приезжают верующие со всех уголков республики. Кроме многих икон внимание привлекает деревянный короб. Он содержит мощевики таких святых, как преподобные Сергий Радонежский, Александр Свирский, Серафим Саровский, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, великомученица Параскева, преподобный Кукша Одесский, великомученица Варвара. Из истории известно, что еще в 1864 году за счет общества купцов и мещан Луганского Завода неподалеку была построена каменная трехпрестольная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В те годы она была единственной пятикупольной церковью в городе. В 1910 году к ней была пристроена тоже единственная в городе трехъярусная колокольня. В 1935 году собор был закрыт советской властью, а в последующие годы и вовсе снесен. А улица Казанская, на которой находился храм, переименована в улицу Карла Маркса. Сейчас службы отправляются во временном помещении. Отец Тихон уже многие годы молится о том, чтобы появилась возможность на месте старого основания восстановить утраченный типовой белокаменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Но для этого его нужно еще построить, воплотить в жизнь задуманное, а тут война…

http://pravoslavie.ru/76798.html

Корляки. Церковь Троицы Живоначальной. Введенская церковь, Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В 2009 году храму в с. Корляки исполнилось 130 лет. Введенская церковь в селе Корляки, существующая и в настоящее время, построена в виде корабля, каменная, разделена на теплую и холодную. Колокольня церкви соединена с притвором и храмом. Алтарь с восточной стороны - прямоугольный. Церковь пятиглавая, украшена девятью позолоченными крестами. Высота церкви с колокольней составляет 55 м 90 см. По святым праздникам далеко окрест разливалось малиновым звоном многоголосье её колоколов. С 19 декабря 2005 года прихожане приступили к сбору пожертвований для приобретения новых колоколов. Были собраны средства на колокола, отлитые вятскими мастерами. 20 февраля 2006 г. четыре колокола весом восемьдесят, тридцать, и два колокола весом по двадцать пять килограммов были доставлены на место. 4 марта 2006 г. было совершено их освящение. В этот же день колокола были подняты на колокольню, а 5 марта, первый раз за многие годы, над селом раздался колокольный звон. Источник: Официальный сайт Правительства Кировской области Разрешение на строительство новой каменой церкви было получено, и во второй половине 1875 года храм был заложен. В 1879 году состоялось освящение правого придела теплой (зимней) каменной церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. А 18 декабря 1880 года был освящён левый придел в честь Сретения Господня. Заготовка материалов, средств на строительство и каменных дел мастера отодвинули возведение второй части храма до 1884 года, когда в июле холодный (летний) храм был заложен артелью каменщиков во главе с мастером Демидом Ефимовичем Белоноговым, крестьянином деревни Черник Турковской волости, Балахинского уезда Нижегородской губернии. В июне 16 числа 1889 года работа по постройке храма вчерне была закончена. Казалось бы, исполнилась давняя мечта прихожан и священнослужителей села Кундыш: возвести храм, которому в округе не было бы равных. Однако 21 июня 1889 года холодный храм рухнул. Из доклада благочинного: «Честь имею нижайше рапортовать Вашему Преосвященству, что в селе Кундышском Яранского уезда 21 июня в седьмом часу вечера разрушился холодный каменный храм, законченный 16 сего июня. Остался цел один только цоколь, а остальное все обратилось в груду камней…». 

http://sobory.ru/article/?object=09235

Организаторами Форума являются Отдел по взаимодействию Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, Совет православных общественных объединений Санкт-Петербурга, Творческое Объединение «Возрождение», Координационный совет патриотических сил Санкт-Петербурга. Место проведения: Выставочный центр «Московские ворота» (здание бывшего ДК им. Капранова), м. Московские ворота, адрес Московский пр., д.97. Время работы: с 11.00 до 20.00 часов. Вход свободный. Программа Форума изобилует тематическими мероприятиями. Форум посвящен святым православным врачам, целителям, бессребреникам. В часовню будут принесены чтимые иконы вмч. и цел. Пантелеймона, прп. Агапита Печерского, свт. Луки Крымского. Книжный салон издательства «Воскресение» представит тематическую подборку изданий на тему «Церковь и медицина». Состоится презентация нового сборника акафистов святым врачам, целебникам, бессребреникам, выпуск которого по благословению священноначалия приурочен к проведению Форума. Издание получило гриф Издательского совета РПЦ. Проект «Здоровье православному человеку» под руководством проф. В.Н.Вишнева реализует цикл общедоступных лекций православных врачей-специалистов разного профиля: кардиолога, невролога, остеопата, гинеколога, фитотерапевта. Все посетители смогут получить консультации специалистов по интересующим вопросам, записаться на прием в медицинские центры города. В программе «Голоса истории» прозвучат уникальные записи голосов свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), свт. Иоанна Шанхайского, архим. Кирилла (Павлова), старца Николая Гурьянова, прп. Паисия Святогорца, прп. Порфирия Кавсокаливита, старца Ефрема Катунакского, архим. Иоанна (Крестьянкина), архим. Алипия (Воронова), старца Адриана Кирсанова. Памяти Святых Царственных страстотерпцев посвящены круглые столы, музыкальные программы, встречи, кинопоказы. 23 января в 14.40 в рамках работы кинолектория показ фильма «Русская Голгофа». Это документально-художественное произведение о трагической судьбе последнего Русского Императора.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/16/so...

Открывается прекрасный мир веры Господь всех призывает, Его всеблагой промысел действует относительно каждого человека. 16 мая, 2014 Господь всех призывает, Его всеблагой промысел действует относительно каждого человека. Беседа с митрополитом Курским и Рыльским Германом (Моралиным) Владыка, Курск, как и Дивеево, связан с именем прп. Серафима Саровского. Как батюшка Серафим продолжает свою жизнь в Курске в наши дни? Можно сказать, что преподобный Серафим в Курске жил и живет до сих пор, потому, что это, конечно, самый почитаемый и любимый святой, и куряне гордятся своим знаменитым земляком. Каждый знает, что Сергиево-Казанский собор — это украшение Курска — построен родителями преподобного Серафима Саровского, и там было чудо, когда отрок Прохор, поднимаясь на строящийся собор вместе со своей матерью, упал и промыслом Божиим остался жив, цел и невредим. На месте его падения установлена сень. Известно, что дом Преподобного был недалеко от Казанского собора. Воскресенско-Ильинская церковь была приходским храмом семьи Мошниных. В ней крестили будущего преподобного Серафима, здесь он молился, его причащали. Несомненно молодой отрок Прохор ходил молиться в Троицкий монастырь. Современный Курск богат приметами того времени. Это был богомольный купеческий город, и та обстановка XVIII века, то благочестие, те святыни, которые окружали юного Прохора Мошнина, сформировали, конечно, его характер и побудили служить Единому Богу. Куряне называют себя земляками преподобного Серафима Саровского. Но вопрос в том, как мы соответствуем такому великому святому и подвижнику, какова наша жизнь. Мне хочется, чтобы как можно больше людей, особенно в моей епархии, были знакомы с жизнью, наставлениями и деяниями великого подвижника Божия. Я помню, когда сам прочитал в первый раз «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», был просто потрясен и несколько дней ходил под воздействием этой книги. Мне захотелось поехать в Дивеево, пройти по этой земле, постоять там, где прошла Божия Матерь и подвизались матушка Александра и те святые сестры-подвижницы, которые зарождали эту святую великую обитель.

http://pravmir.ru/otkryivaetsya-prekrasn...

Приложения Из жизни отца Иосифа 324 Отец Иосиф был вторым келейником знаменитого Оптинского старца отца Амвросия. О последнем все духовные лица нашего поколения (то есть второй половины XIX столетия) хорошо знали. А о его преемнике, отце Иосифе, немногие теперь и помнят. Кое–что, – и больше именно чудесное, – хочется оставить потомству на память. Старец иеросхимонах Иосиф, в мире Иван Евфимович Литовкин, родился в 1837 году 2 ноября в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии. Родители его Евфим Емельянович и Мария Васильевна были милостивцами; иногда они раздавали милостыню тайно друг от друга; принимали в дом сборщиков–монахов. У них было шестеро детей. Второго они и назвали Иоанном, в честь святого Иоанна Милостивого, которого чтили особенно. Семи лет он, во время игры с товарищами, видел в воздухе Царицу Небесную и упал в обморок. Когда он пришел в себя, то его стали расспрашивать, что с ним случилось? Он сказал, что увидел Царицу. – Да почему ж ты думаешь, что видел Царицу? – спросили его. – Потому что на Ней была корона с крестиком. – Ну, а почему ж ты упал? На это он, потупив глаза, тихо сказал: – Около Нее было такое солнце... я не знаю, не знаю, как сказать, – добавил он быстро и заплакал. Случился в селе их пожар. Их новый дом только что был отстроен. Вблизи была церковь во имя Покрова Матери Божией. Протянув к ней ручки, он начал кричать: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький». Кругом все сгорело, а дом Литовкиных остался цел. В 1848 году в их селе явилась холера, и скончалась и мать их; а отец умер раньше. На похоронах ее одиннадцатилетний Ваня воскликнул: – Царица Небесная! Что же Ты делаешь?! И сестра ушла в монастырь, и маму Ты у нас взяла?! После смерти родителей дети очень обеднели. Приезжала из монастыря сестра Александра. Она рассказывала потом: – Бывало, дети и Иван ухватятся ручонками за мой пояс и горько плачут: «Сестрица, возьми нас с собой в монастырь: нам здесь не с кем жить!» Так сердце просто кровью обливается, глядя на них. Эти слова Ваня даже и во сне все повторял.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Принадлежность иерархическая, настоятельство, число и состав братства Обитель сия со времени своего основания находилась в Крутицкой епархии, а по упразднении оной в 1788 году, поступила сперва в Коломенскую, а потом в 1799 г. во вновь учрежденную Тульскую, в коей и находится поныне. Настоятельство в сей обители от её основания до начала прошедшего столетия было строительское, а в начале XVIII столетия, вместе с восстановлением обители, было учреждено игуменское; во время присоединения обители к Белевскому Спасопреображенскому монастырю в 1723г. и до упразднения в 1764 г., управляли иеремонахи с званием наместников. А с восстановления обители в 1776 г., согласно штатам», 1764 г., положено настоятельство строительское с 7-ю монашествующими. Число монашествующих в самое цветущее время обители, при игумене Тихоне (1707– 1722) не превышало 40 человек; ныне доходит до 30. Список настоятелей Первоначальники обители :. старец Онуфрий и священно-инок Макарий. 1) Старец Онуфрий основатель сей обители, на имя которого, как мы уже видели, в 1585 году, была дана жалованная грамота царя Феодора Иоанновича на Жабынское городище, с правом построить на нем церковь Введения во храм Пресвятые Богородицы. Но построил ли только одну церковь или успел основать при ней и монастырь, – остается не известным. 2) Священно-инок Макарий, называющийся также основателем сего монастыря, был по точному смыслу записи о нем „возградителем“, то есть восстановителем обители, после одного из крымских, или литовских разорений оной. Устные предания, равно и письменные акты XVII столетия согласно именуют его: „преподобным Макарием Белевскимь чудотворцем“. Из обоих источников укажем на рукописные святцы XVII века 22 , а из местных на монастырский синодик (начала XVII вика), заглавную надпись которого мы Выписали выше. В челобитной игумена Тихона царю Петру Алексеевичу 1921 г. упоминается, что мощи основателя обители пр. Макария находятся под спудом в сем монастыре. Память о. Макария местно чтилась в Жабынской пустыни до упразднения оной в 1724 году. Во вкладной книге под 1708 годом читаем: „Окольничий Никита Иванович Акинфиев (даль) образ преподобного Макария Белевского чудоворца во окладе серебреном в киоте писанном красками, на створах образы архангелов Михаила и Гавриила“. Киот цел поныне, а самого образа не сохранилось 23 . Ныне же место погре

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  3.9 из  5) Глава девятая I При нашем приезде в Москву она уже начинала обстраиваться, но все-таки была еще ужасная картина. Весь город по сю сторону Москвы-реки был точно как черное большое поле со множеством церквей, а кругом обгорелые остатки домов: где стоят только печи, где лежит крыша, обрушившаяся с домом; или дом цел, сгорели флигеля; в ином месте уцелел только один флигель… Увидев Москву в таком разгроме, я горько заплакала: больно было увидать, что сталось с этою древнею столицей, и не верилось, чтоб она когда-нибудь и могла опять застроиться. Но нет худа без добра: после пожара она стала гораздо лучше, чем была прежде: улицы стали шире, те, которые были кривы, выпрямились, и дома начали строить больше все каменные, в особенности на больших улицах. Дома обоих моих братьев уцелели, и мы решили, что пристанем у брата Николая Петровича, который и приглашал нас, а невестка хотела послать о нашем приезде распоряжение к себе в дом, так как они жили в Покровском, а дом их на Знаменке был пустой. Вот, приехав в Москву, мы и отправились прямо на Знаменку. Выходит к нам человек, живший в доме, и говорит нам: «Я принять вас не смею, потому что, уезжая, господа не приказали никого принимать». Я говорю ему: «Да ведь я сестра Николая Петровича, и невестка хотела писать, что мы поселимся здесь первое время, пока мы не наймем дома». — Не смею, сударыня, а писем не было. Это меня очень оскорбило… — Ну, свои не принимают, — сказал мне Дмитрий Александрович, — поедем к чужим, к моему другу Дмитрию Николаевичу Щербачеву: он хоть и не родня, а примет нас с распростертыми объятиями; я за это ручаюсь. Так мы со Знаменки и поехали назад за Москву-реку на Пятницкую, где жил Щербачев, который действительно нам очень обрадовался, и как ни тесно у него было, а для нас нашлось место. Щербачев был товарищем Дмитрия Александровича по корпусу, был с ним всегда очень дружен и любил его, как родного брата. Он был человек очень добрый, ласковый и приветливый для всех, а для нас был как самый близкий родственник, готовый на всякую услугу и одолжение.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Саблё. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь имела три престола: Успения Божей Матери, св. Николая и св. мц. Параскевы. В этом храме службы совершались до эвакуации (29.10.1943) и были возобновлены через два года. Сохранился старинный иконостас, замечательные иконны св. вмч. и цел. Пантелеймона, Божией Матери Скоропослушницы. Кирпичная церковь в формах классицизма, построенная в 1804. Четверик с боковыми портиками в антах, завершенный приземистым восьмериком, с полукруглым алтарем, трапезной и трехъярусной колокольней. Главный престол Успенский, в трапезной, расширенной в 1899, Пятницкий и Никольский приделы. Практически не закрывалась. Васильева Л. Церковь Успения Божией Матери в селе Погост-Сабле Батецкого района.//София. 2012. 1. С. 19-21. Храм Успения Пресвятой Богородицы п. Погост Сабле построен в 1804 г. и имел три престола: Успения Божией Матери, свт. Николая чудотворца и вмц. Параскевы Пятницы. Службы в храме совершались до октября 1943 г. и были возобновлены после войны. В церкви сохранился старинный иконостас, особо почитаемые иконы – вмч. и целителя Пантелеимона, Божией Матери Скоропослушницы. Рядом с храмом находится источник вмч. и целителя Пантелеимона. http://novgorod-32.cerkov.ru/ С времён тех давних В Батецком районе находятся 16 памятников культовой архитектуры — церкви и часовни. У каждого из них своя история. Вот какие сведения о храме Успения Пресвятой Богородицы удалось обобщить с помощью библиографа-краеведа центральной районной библиотеки Ольги Фроловой. В деревне Погост Саблё на живописном берегу реки Луга высится белоснежный корпус церкви Успения Пресвятой Богородицы, 1804 года постройки. Вид, который открывается на нее с противоположного берега реки, неизменно потрясает. Культовая архитектура гармонично вписывается в окружающий пейзаж. В любое время года эта картина наполнена яркими красками. Даже воздух в этих местах пропитан каким-то особым умиротворением и спокойствием. Умели наши предки выбирать красивые места для постройки храмов.

http://sobory.ru/article/?object=08832

Святейший Патриарх Кирилл освящает соборный храм Богородицкого мужского монастыря в Казани ЖМП 8 август 2021 /  6 сентября 2021 г. 13:45 Ковчег для Заступницы усердной В КАЗАНИ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ОСВЯТИЛ СОБОРНЫЙ ХРАМ БОГОРОДИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника.  PDF-bepcuя. Древний список и исторический оклад Главное событие праздника обретения Казанской иконы в этом году существенно повлияло на распорядок традиционного крестного хода из Благовещенского собора Казанского кремля в Богородицкий монастырь. На этот раз шествие не венчало богослужение, а предваряло его, ведь так называемый Ватиканский (хронологически самый ранний из всех ныне известных) список Казанского образа Пречистой Девы 21 июля воцарился под специально изготовленной сенью в воссозданном соборе, чин освящения которого и возглавил Предстоятель. И тут автору этих строк вспомнилось, как минувшей осенью в самом конце разговора с возглавлявшим Татарстанскую митрополию митрополитом Феофаном (Ашурковым) , уже при выключенном диктофоне, немного помолчав, мой собеседник негромко произнес: «Мне хочется верить, что после освящения собора, когда мы его достроим, обретется и явленная Казанская икона Божией Матери. Ведь следственное дело после ее пропажи не было закрыто, а блюстителей порядка в те далекие годы устроили ничем не подтвержденные слова преступников о полном уничтожении иконы. Я думаю, образ цел и Сама Богородица ждет, когда для него будет восстановлен величественный ковчег».

http://e-vestnik.ru/church/kovcheg_dlya_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010