И Саул сильно огорчился, и неприятно ему было это слово; он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне – тысячи; ему недостаёт только царства... – И с того дня подозрительно смотрел на Давида. Вскоре, во время одного из своих припадков крайнего раздражения, порой до бешенства овладевавшего им, Саул, слушая музыку Давида, вместо успокоения, которое она обыкновенно производила на него, предался злобному чувству против Давида и, подумав: – «пригвожду Давида к стене, бросил в него копьё, бывшее при нём... но Давид два раза уклонялся от него» ... Зависть, между тем, разыгрывалась всё больше и больше в сердце Саула, так как он видел, что молодой Давид всё более и более овладевает любовью и уважением народа, и он искал его погубить, «но, – думал он, – пусть не моя рука будет на нём, но – рука Филистимлян», и в надежде, что Давид будет убит на войне с этими сильными врагами, он поручал ему вести войны с ними, обещая ему, в случае успеха на войне, выдать за него замуж старшую дочь свою Мерову. «Кто я, и что жизнь моя, и род отца моего в Израиле, чтобы мне быть зятем царя?» – смиренно недоумевал Давид в ответ на это предложение царя. Между тем Саул не исполнил обещания отдать старшую дочь свою за храброго победителя Филистимлян и выдал её в замужество за другого. Но узнав, что меньшая его дочь Мелхола полюбила Давида, он задумал и её «сделать сетью для него». «Через меньшую дочь ты породнишься со мной», – обещал он снова Давиду; между тем, желая уловить его в честолюбии, велел приближенным своим тайно передать ему: – «вот, царь благоволит к тебе, и все слуги его любят тебя; итак, будь зятем царя». – Но неуловимо смирение для коварства; с искренним простодушием Давид отвечал царским слугам: «разве легко, кажется вам, быть зятем царя? Я – человек бедный и незначительный». – Когда переданы были Саулу эти слова Давида, то он, продолжая «иметь в мыслях – погубить Давида руками Филистимлян», сказал: так скажите Давиду: царь не хочет вена (обычного выкупа) за невесту, но хочет, чтобы он убил сто Филистимлян – в отмщение врагам царя. – И пересказали слуги Саула эти слова Давиду, и понравилось Давиду сделаться зятем царя. «И прежде ещё, чем исполнился срок, назначенный для убиения ста Филистимлян, Давид, с помощью людей своих, убил уже двести. И выдал тогда Саул за него дочь свою Мелхолу в замужество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

18 Дело объединения колен могло совершенно расстроиться. И Давид, как известно, употребляет все свои усилия на то, чтобы убедить народ в своей непричастности к убийству Авенира. Он торжественно заявляет о своей непричастности к этому убийству, призывает страшные проклятия на Иоава и дом отца его, устрояет пышные похороны Авенира, заставляя присутствовать на них Иоава с войском. Сам идет за гробом, прославляя Авенира, и не принимает никакой пищи до захождения солнца. «И узнал весь народ .и весь Израиль в тот день, что не от царя произошло умерщвление Авенира, сына Нирова». В более тесном кругу своих слуг Давид нашел нужным объяснить свое отношение к Авениру, противоположное отношение к нему сыновей Саруи. Место, где говорится об этом, читается обыкновенно так: «И сказал царь слугам своим: знаете ли, что вождь и великий муж пал в этот день в Израиле? Я теперь слаб () еще, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее () меня; пусть же воздаст Господь делающему злое, по злобе его» ( 2Цар. 3:38–39 ). При таком чтении последнего (39) стиха, в нем, как бы находится объяснение того, почему Давид не наказал Иоава за коварное умерщвление им Авенира. Причина этого заключалась в том, что Давид чувствовал себя в это время слабым, в сравнении с сыновьями Саруи. Так и понимают это место большинство библеистов. «Наказать Иоава как преступника, Давид не мог, потому что последнее могло выйти горше первого. Иоав был настолько значительным лицом, и по роду, и по занимаемому им положению в государстве, войско так было привязано к нему (да и народ, несмотря на его дерзкий нрав, не мог не ценить его заслуг и бесспорного патриотизма), что осудить его на смерть было бы опасно. Тем более, что у него еще был брат Авесса, столь же решительный и неукротимый, который бы непременно взялся отомстить за кровь своего брата. Поэтому Давид только публично пожаловался на этих людей» (ст. 39). 19 «Это был один из тех дней, когда и самый благонамеренный, и самый сильный царь, к своему глубокому огорчению, чувствует слабость всего человеческого, и границы верховной человеческой власти; потому что как много таковой должен оставлять безнаказанным, чего он не простил бы, если бы он не был человеческим слабым царем».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

Предполагают, что он решился воспользоваться избытком народных сил для обширного военного предприятия. Основание к такому предположению указывается в том, что Давид перечислял именно людей «способных к войне» 331 . С кем и по какому поводу Давид намеревался воевать, конечно, неизвестно, но предположение военных предприятий считают до того необходимым, что без него, будто бы, теряется ключ к пониманию всего события и божественного суда 332 . Как бы то ни было, но опытный и в политике, и в войне Иоав не ожидал от предприятия ничего, кроме вреда, понимал, что царь заблуждается, и старался вразумить Давида, в умеренных на этот раз и даже почтительных выражениях: «да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой, царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю» 333 ? В этих словах Иоава, всего вероятнее, и находится ключ к надлежащему объяснению события: нетрудно вывести из них заключение, что Давид имел в виду стянуть покрепче узы власти над народом, к чему перепись всегда и везде служила вернейшим средством 334 . Поэтому Иоав и говорил: разве не рабы твои евреи и без того? Давид, очевидно, пожелал дать другой характер своему господству: полупатриархальную власть, с которой уживались разные льготы и вольности, всегда дорогие народу, хотел заменить строгоюй централизацией управления, неослабным надзором и строгим преследованием всего, что глава народа нашел бы достойным преследования и подавления. Поводом к такому замыслу могли послужить вышеупомянутые, предполагаемые нами, непорядки в народной жизни. Эти непорядки Давид хотел подавлять силой, напр., он, может быть, желал разорить все высоты, т. е. особые места богослужения, помимо Иерусалимской скинии, карать за неповиновение закону и ему самому, за дурную нравственность и проч. (между тем как, в данном случае, следовало действовать иным способом, напр., позаботиться о религиозном просвещении народа, хотя бы подобно тому, как это сделал один из преемников Давида, Иосафат) 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

К Аммонитско-Сирийской войне буквально подходят и другие частнейшие образы псалма 20-го, как-то: упоминаемое в ст. 4 возложение на голову царя-победителя венца из дорогих камней и в ст. 10 изображение погибели врагов под образом сожжения в разженной печи. История повествует нам, что Давид по взятии Раввы Аммонитской «взял венец царя Аммонитского с головы его, а в нем было золота талант и драгоценные камни и возложил его на свою голову: а народ, бывший в городе, вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, и бросил их в обжигательные печи. Так поступил (Давид) и со всеми городами Аммонитскими» 681 . Все это делает вероятным, что рассматриваемые псалмы относятся ко времени Аммонистко-Сирийской войны, и составлены – один пред отправлением на сражение, другой по возвращении с победы 682 . Обыкновенно только сомневаются в том, чтобы сам царь Давид мог составить такие молитвы народа за царя, о котором везде говорится в третьем лице, и потому охотнее думают относить написание их к какому-либо неизвестному нам современнику Давидову 683 . Но ужели же царь не может от лица народа составить церковной молитвы о благополучном управлении своего царства? И кто же всего скорее мог являться истолкователем чувствований народа Божия, как не Давид, который всегда жил в народе и с народом, с любовью входил в его состояние, заботился о его потребностях и всегда служил ему поэтическим даром своим? И в других своих псалмах Давид позволяет себе иногда говорить о самом себе в третьем лице 684 ; таким образом, изложена почти вся его благодарственная молитва к Богу по получении обетования, имеющая много сходного с 20 псалмом 685 ; таким же образом, как мы увидим далее, написана и молитва Соломона ( Пс. 71 ): почему же не допустить, что и в этих псалмах от лица народа говорит сам же Давид, как то дают нам заключать их надписания? Та же, может быть, Аммонистко-Сирийская война, или точнее победа Давида над Аммонитянами и торжественное возвращение победителей в Иерусалим в предшествии ковчега завета, послужила историческим поводом к написанию псалма 67-го, в типическо-пророчественном смысле представляющего победный гимн восходящему на небеса победителю греха и смерти Христу Спасителю 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Что этот человек должен сделать богачу? Давид сказал: «Да живет Яхве! смерти достоин тот человек!» – «Этот человек – ты», – сказал пророк. «Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и если этого мало, прибавил бы еще больше; зачем же ты пренебрег словом Господа, сделав злое пред очами Его?» ( 2Цар. 12:7–9 ) Так звучит голос неподкупного пророка, который не побоялся царя. Здесь обнаруживается природа подлинно теократической власти: хотя есть царь, но над ним есть нечто высшее. И пророк может прийти и сказать ему подлинную правду о нем самом. Не воля монарха, а воля Божья есть высший закон, что и подчеркивает Нафан, и никакая корона, никакое помазание не может служить оправданием преступлению. Нужно отдать справедливость Давиду, он искренне признал свою вину. «Согрешил я перед Богом», – сказал он. С этого времени, стараясь искупить свой грех, он делал все, чтобы не нести последствий греха. Он поклялся, что сын, который родится у этой женщины, будет наследником. Первый сын, который рождается у Вирсавии, умирает. Удивительно, как ведет себя Давид: он плачет, когда молится о младенце и постится, проводит ночь, лежа на земле, не ест хлеба, ни пьет. На седьмой день дитя умерло. Слуги боялись донести Давиду об этом, однако, когда ему сказали, что умерло дитя, когда он спросил: «Умер ребёнок?» И тогда Давид встал с земли, умылся, помазался, переменил одежды свои и пошел в дом Господень и молился. Возвратившись в дом, он потребовал, чтобы принесли ему хлеба и он ел. И спросили слуги его: «Почему ты так поступаешь? Когда дитя твое было живо, ты постился и плакал, когда дитя умерло – ты встал и ел хлеб и пил». «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал; кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне. И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней, и спал с нею; и она зачала и родила сына, и нарекла ему имя Соломон. И Господь возлюбил его и послал пророка Нафана, и он нарек ему имя: Иедидиа (т.е. «возлюбленный Богом») по слову Господа» ( 2Цар. 12:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Второй царьДавид явил полную противоположность Саулу. Давида, пожалуй, можно отнести к величайшим праведникам Ветхого Завета, хотя нужно понимать, что ветхозаветная праведность ограниченна, она не дает раскрыться полностью той нравственности, которая преподана Господом Иисусом Христом во святом Евангелии. И когда мы говорим о ветхозаветных праведниках, нужно понимать, что это та вершина, которую может достичь человечество до Христа. Оставшиеся в живых потомки Саула были окончательно отстранены и Мелхола, первая жена Давида, дочь Саула была возвращена Давиду. Это как бы закрепило его положение, как царя. Итак, воин, певец, беглец превратился в Израильского царя. Это произошло приблизительно около 1000 года до Р.Х. Давид несомненно видел превратности своей судьбы и во всем видел поддержку Бога Израилева, которого избрал для спасения народа. И хотя вера Давида носила на себе печать ветхозаветного времени, она была искренней и пламенной, являя собой пример личного и живого отношения к Богу. Мы можем посмотреть один из псалмов Давида, написанных им в то время. Псалом Давида об избавлении от врагов. «Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. От Твоего лица суд мне да изыдет, да воззрят очи Твои на правоту. Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. К Тебе взываю, ибо Ты услышал меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои» ( Пс. 16 ). Дивный псалом, написанный в период, когда он избавился от Саула и стал царем Израиля. В этом псалме весь Давид: восторженный, горячий, верящий в Бога и верящий в покровительство Бога Израиля. Пока шло соперничество между Саулом и Давидом, Филистимляне в эту распрю не вмешивались. Но как только Давид стал царем всего Израиля, это очень не понравилось. Они создали свое войско и двинулись на Хеврон, где была столица Давида. Однако, Давид имел уже боевой опыт, он нанес жестокое поражение Филистимлянам, напав на них с тыла и преследовал их до самого Газера. Эта победа положила конец зависимости Израиля. Впоследствии еще несколько удачных сражений полностью обессилили Филистимлян и принудили их заключить мир с Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

При вступлении ковчега в крепость Сионскую пелся псалом 23, в котором на самый момент вступления указывает восторженное обращение к вратам крепости: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы!» В этом псалме Иегова прославляется как царь славы, который, наконец, завершил победу над языческими врагами Своего народа и водворился на Сионе, откуда Он покорит Себе весь мир. «Кто сей царь славы?» спрашивает в этом псалме один хор, и другой торжественно отвечает: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». «Кто сей царь славы? – Господь сил, Он царь славы! " Отпустив народ, ликующий царь возвратился в дом свой, чтобы поделиться своею религиозною восторженностью и со всеми своими домашними. Но там он был встречен обидным укором со стороны своей высокомерной жены Мелхолы, которой крайне не понравилось поведение царя пред ковчегом: «как отличился сегодня царь Израилев», с ядовитой иронией сказала она Давиду, «обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» Такое высокомерие дочери Сауловой должно было понести должное наказание. Высказывая ей справедливый укор, Давид ответил ей, что ради Господа он готов еще более уничижиться и религиозную восторженность последних служанок предпочитает гордому высокомерию царицы. «И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее». После перенесения ковчега завета в Иерусалим Давид занялся делами внутреннего благоустройства, как религиозного, так и гражданского. Так он, прежде всего, учредил при скинии правильный порядок богослужения, назначил особых для этого лиц, чтобы «они славословили, благодарили и превозносили Господа Бога Израилева». Двое священников должны были постоянно трубить пред ковчегом завета Божия, а несколько левитов назначены были с целию возвышения торжественности богослужения присутствовать при нем с псалтирями, цитрами и кимвалами. Сам Давид составил боговдохновенный псалом, который пелся при богослужении в качестве особого славословия Богу и начинался словами: «Славьте Господа, превозносите имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его»...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010