Давид же платил Саулу добром за зло и почитал его, как помазанника Божия. Однажды Давид со своей дружиной спрятался от Саула и воинов его в одной придорожной темной пещере. Саул, проходя мимо, зашел в эту пещеру один; он не знал, что в ней Давид. Дружинники тихо сказали Давиду: – Вот, Господь предает врага в твои руки: сделай с ним, что угодно. Давид же неслышно подошел к Саулу в темноте и отрезал край его верхней одежды. Когда Саул вышел на дорогу, вышел за ним и Давид, и закричал вслед ему: – Господин мой, царь! Саул оглянулся. Давид поклонился ему до земли и сказал: – Зачем ты слушаешь речи злых людей, будто я замышляю на тебя зло? Посмотри, вот край одежды твоей в руке у меня... Господь предавал тебя ныне в руки мои, но я сказал: «не подниму руки моей на помазанника Божия»! Тогда возвысил Саул голос свой и сказал: – Ты – правее меня, ибо ты воздаешь мне добром, а я воздал тебе злом. Господь, да воздаст тебе добром за то, что ты сделал. И теперь я знаю, что ты будешь царем, и царство будет твердо в руке твоей. Был еще такой случай. Саул с отборными воинами искал Давида в пустыне, чтоб убить его. Ночью, войско Саула расположилось на ночлег. Сам Саул спал в шатре. Давид сказал своим друзьям: – Кто пойдет со мною к Саулу в стан? Один из друзей согласился. И они пошли вдвоем. Все люди Сауловы спали. Давид и друг его прошли через весь стан и вошли в шатер Саулов. Саул спал крепким сном. В изголовье у него стояло, воткнутое в землю, копье. Тут же стоял сосуд с водою. И сказал друг Давидов: – Бог предал Саула в твои руки. Позволь мне пригвоздить его к земле одним ударом! Но Давид сказал на это: – Не убивай его! Поднявший руку на помазанника Божия, не останется без наказания. Бог, да не попустит меня поднять руку на помазанника Господня! И взял Давид копье Саулово и сосуд с водою, и ушел из стана, никем не замеченный. Потом взошел на соседнюю гору и оттуда закричал людям Сауловым: – Жив Господь! Вы достойны смерти за то, что не бережете господина вашего, помазанника Господня!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Кроме того, как полагают некоторые, Оза ухватился за Ковчег Господень не с должным благоговением к последнему. 2Цар.6:9 .  И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? «Ко мне» – в город Давида (ср. 2Цар.5:7,6:10 ). 2Цар.6:12 .  Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов. «Сделав Иерусалим политическим центром страны, Давид нашел необходимым сделать его и религиозным центром через перенесение сюда Ковчега Завета. Это требовалось, с одной стороны, для того, чтобы возвысить вообще значение города Давидова в глазах народа, а с другой стороны, еще более для того, чтобы под личным наблюдением царя придать всенародному богослужению надлежащий порядок и торжественную обстановку и тем оживить религиозный дух народа, видимо, упавший в последнее время ( 1Пар.13:3 )» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 152). 2Цар.6:14 .  Давид скакал из всей силы пред Го­с­по­дом; одет же был Давид в льняной ефод. «Давид скакал из всей силы пред Го­с­по­дом» – от полноты своего религиозного восторга. «Одет же был Давид в льняной ефод». См. пр. к ( 1Цар.2:18 ). 2Цар.6:16 .  Когда входил ковчег Го­с­по­день в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Го­с­по­дом, уничижила его в сердце своем. Мелхола – дочь Саула и жена Давида. См. ( 1Цар.18:20–23,25:44 ; 2Цар.3:12–16 ). «Уничижила его в сердце своем». Дочь Саула не способна была пережить и даже понять тот религиозный подъем духа, в котором находился в данный момент царь и пророк Давид. 2Цар.6:17 .  И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные. О сооружении Давидом Иерусалимской Скинии см. ( 1Пар.15:1,16:1 ). Первосвященником при новоустроенной скинии был назначен Авиафар ( 1Цар.22:20–23,23:9 ); при неразобранной же старой скинии, в Гаваоне, первосвященствовал Садок ( 1Пар.16:39 ). Таким образом, у евреев явились два первосвященника и два места богослужения, в противность предписанию с Синая. Но Давид не решался ни перенести в Иерусалим старую скинию, ни разобрать ее как ненужную, потому что опасался восстановить против себя жителей Гаваона и всего колена Вениаминова, и без того не расположенных к Давиду и, без сомнения, дороживших присутствием у себя этой святыни как памятником своего почетного положения среди колен при Сауле. Нужен был блеск иерусалимского богослужения, созданный постепенно Давидом, и подавляющее величие храма Соломонова, чтобы вениамитяне и другие сочувствовавшие им колена позабыли на время соперничество и примирились с уничтожением старой скинии. При Соломоне старая, гаваонская, скиния была разобрана и вместе с Давидовой сложена на хранение в помещениях при храме» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 155–156).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Давид сказал: «другого подобного и не найти; дай мне его». С этим запасом и вооружением Давид в этот же день бежал к Анхусу, царю Гефскому. Когда он явился перед Анхусом, слуги этого филистимского царя сказали ему: «должно быть, это – Давид, царь той страны! ему-то некогда пели: Саул поразил тысячи, а Давид тьмы». Давид испугался этих речей. Он изменил свой вид, притворился безумным; стал чертить какие-то знаки на воротах, и испускал слюну на свою бороду. Анхус, взглянувши на него, сказал своим слугам: «разве вы не видите, что это помешанный? зачем вы привели ко мне? еще ли мало у меня помешанных? Этим притворным юродством Давид спасся из рук Филистимлян, и удалился в пещеру Одолламскую. Сюда пришли к нему братья и все родные, также и все те, которые имели какие-нибудь неудачи или несчастия, либо терпели от заимодавцев. Собралось около четырех сот человек; и Давид принял над ними начальство. С ним теперь были и отец, и мать. Чтобы дать им на старости безопасное убежище, он проводил их в Моавитскую землю, и умолил царя Моавитского принять их под свое покровительство. Но Богу не угодно было, чтобы сам Давид оставался вне своего отечества. Пророк Гад повелел сму возвратиться в землю Иудину. Давид возвратился, и скрывался в лесистых местах по горам Иудеи. 1Цар.22:6–23 Саул узнал об этом. Он находился в Раме со всеми слугами своими. Раз он с жалобою стал говорить им: «послушайте, сыны Вениаминовы! верно вы ожидаете, что сын Иессеев наделит вас землями и виноградниками, поделает вас тысяченачальниками и стоначальниками, потому что все вы сговорились против меня; никто не открыл мне, что мой сын вступил в завет с сыном Иессеевым; ни один из вас не имеет жалости ко мне; ни один не известил меня, как родной сын мой поднял на меня раба моего, чтобы тот злоумышлял против меня». Все молчали. Заговорил один Идумеянин, по имени Доик, который был начальником над всеми пастухами Сауловыми. Он сказал Саулу: «я видел,– сын Иессеев приходил в Номву к Ахимелеху, который вопрошал об нем Господа, и дал ему съестных припасов и меч Голиафа Филистимлянина».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

И когда вся эта многотысячная толпа собралась в Иерусалиме, произошло… чудо. Опровергая слухи о своей немощи, о том, что он уже давно не может самостоятельно передвигаться, Давид самолично вышел к народу и стоя (!!!) обратился к нему с пространной речью: «И стал Давид царь на ноги свои и сказал: послушайте меня, братья мои и народ мой!..» ( 1Пар. 28:2 ). Одни комментаторы Писания предполагают, что этот выход к народу дался Давиду с огромным трудом. Ему пришлось предпринять нечеловеческие усилия для того, чтобы заставить себя «стать на ноги свои» и говорить стоя, однако он считал своим долгом выразить таким образом уважение к народным избранникам, каковыми были старейшины. Другие убеждены, что, будучи в состоянии душевного подъема, Давид на какое-то время забыл о своей болезни. Несомненно одно: своим появлением перед народом на собственных ногах Давид добился нужного эффекта. Когда же он обратился к собравшимся как к «братьям», многие в толпе растрогались. На главной площади столицы установилась мертвая тишина: люди ловили каждое слово царя. Речь эта знаменательна тем, что Давид в ней впервые подчеркивает, что избрание Соломона наследником престола не было его личным выбором — Соломон был выбран на эту роль самим Богом, подобно тому как самим Богом много лет назад был избран на царство он сам, Давид. Внушив таким образом народу, что власть Соломону дана Свыше и никто из людей не имеет права посягать на нее, Давид одновременно публично обращается к сыну, обязуя его быть верным Богу и сделать то, что было не дано сделать ему — построить Храм: «И стал Давид царь на ноги свои и сказал: послушайте меня, братья мои и народ мой! было у меня на сердце построить дом покоя для ковчега завета Господня и в подножие к ногам Бога нашего, и потребное для строения я приготовил. Но Бог сказал мне: не строй дома имени Моему, потому что ты человек воинственный и проливал кровь. Однако же избрал Господь, Бог Израилев, меня из всего дома отца моего, чтоб быть мне царем над Израилем вечно, потому что Иуду избрал Он князем, а в доме Иуды дом отца моего, а из сыновей отца моего меня благоволил поставить царем над всем Израилем, из всех же сыновей моих — ибо много сыновей дал мне Господь — Он избрал Соломона, сына моего, сидеть на престоле царства Господня над Израилем.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/2

Молитва и покаяние без трудов – это хлеб нечистый, полный плевелов. Он не вносится в небесную житницу, не входит в Царство Небесное, но выметается вон, выбрасывается и попирается ногами. Вот что мы читаем в книгах Царств. Некогда согрешили перед Господом Богом два израильских монарха: царь Саул и царь Давид, каждый в свое время, и оба покаялись. Саул возносит свою покаянную молитву к Богу пред лицом пророка Самуила, говоря: «Согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их. И отвечал Самуил Саулу: «Не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» ( 1Цар. 15:24, 26 ). Кается и Давид, говоря пророку Нафану: «Согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: «И Господь снял с тебя грех твой» ( 2Цар. 12:13 ). Рассмотрим же оба эти покаяния. Вот кается Саул: он совершает долгую молитву и умножает слова перед Самуилом, однако же не сподобляется прощения, но даже осуждается на уничтожение: «Господь отверг тебя». Кается же и Давид. Немного, только два слова произносит: «Согрешил пред Господом», – но тотчас Господь прощает его согрешение. Что это значит? Какова тайна этого? Оба согрешили, оба каются, но только у одного Давида покаяние принимается, Саулово же покаяние отвергается. Если желаем узнать причину этого, то прочтем в Писании о жизни обоих – Давида и Саула. Давид после грехопадения облекся во вретище, Саул же гордится мягкими царскими одеждами. Давид постом смиряет свою душу, ест пепел, как хлеб, и питье свое растворяет плачем ( Пс. 34:13, 101:10 ), а Саул ест от многоценных трапез, пьет и веселится. Давид в полночь встает для молитвы, а Саул, упившись, спит на мягкой постели. Давид рыдает о грехе своем, а Саул пренебрегает им. Давид трудится, а Саул ленится. Не дивись же ты, Саул, что твое покаяние неприятно Богу и молитва твоя отвергнута, ибо ты не проявил трудов и подвигов. Не дивись и ты, Давид, будучи прощенным, ибо ты явил многие подвиги в своем покаянии: «Господь снял с тебя грех твой». Итак, мы видим и понимаем теперь, что покаяние без трудов отвергается, как хлеб из плевелов, оно не принимается, но выметается вон на попрание (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скоро началась война, и братья Давида были в войске, но сам он был еще слишком молодым для того, чтобы воевать. Большое войско филистимлян собралось с одной стороны долины, а еврейское войско стояло на другом склоне. Каждый день один из воинов-филистимлян, по имени Голиаф, богатырь огромного роста, выходил вперед, прохаживался перед еврейским войском и задирался: – Ну, кто из вас выйдет сразиться со мной? Если ваш воин победит меня, мы будем вашими рабами, а если я одолею, тогда вы будете служить нам и станете нашими рабами. Но никто из евреев не решился сразиться с таким великаном. Огромные и тяжелые меч и копье, вызывали у них трепет. Однажды, Давид пришел к полю боя навестить братьев и принести им еды. Как раз, когда он разговаривал с братьями, вышел Голиаф и снова стал выкрикивать свои насмешки. Услышав его слова, Давид разгневался, и стало ему очень обидно. – Неужели никто не выйдет сразиться с ним? – спросил он, но никто из воинов не ответил ему. Тогда Давид сказал, что сам выйдет против великана. Братья рассердились на отважного мальчика и приказали ему поскорее идти домой к своим овцам. Но Царь Саул услышал о том, что случилось, и послал за Давидом. Увидав, что Давид еще очень молод, он сказал: – Ты не можешь бороться с таким великаном, ты еще слишком юн. Давид отвечал: – Когда я пас стада отца моего, Бог помогал мне прогонять диких зверей. И теперь мне поможет Бог. Тогда царь Саул решил дать Давиду свой царский меч, броню и шлем, но Давид отказался – все это было слишком тяжело для него. Взял он с собою только свой посох и пращу. Сбегал на реку, выбрал шесть круглых, гладких камушков и вложил их в сумку, перекинув ее через плечо. Так вышел Давид против великана Голиафа, вооруженного большим копьем и мечом. Давид не боялся, он был уверен, что Бог поможет ему. Когда Голиаф увидел Давида, он засмеялся: – Разве я собака, что ты идешь на меня с палкой? Но Давид ответил: – Ты идешь против меня с мечом, а я иду против тебя во имя Господа Бога, над Которым ты насмехаешься.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Давид был во всем единодушен с Ионафаном, сыном Саула. И однажды Саул сказал своему сыну Ионафану: «Почему сын Иессеев не пришел ни вчера, ни сегодня ко мне на трапезу?» И отвечал Ионафан своему отцу Саулу и сказал: «Давид отпросился у меня сходить в свой город Вифлеем и поэтому он и не пришёл к твоему обеду, царь». И сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: «Сын коварных женщин, которые перечат и лукавят, сами себя оправдывая и прощая! Ты вскормлен женщинами и перенял их злонравие, ибо вскормлен их молоком! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым (то есть с Давидом) и не даёшь мне убить его?! На срам себе ты делаешь это, и на позор откроется срам матери твоей! Ведь Давид ищет моего царства, а ты с ним дружишь; когда Давид отнимет у меня царство, то ты останешься ни с чем на посмешище, а другие откроют блуд твоей матери и не стыдясь начнут сплетничать. Ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоит царство твоё; теперь же пошли схватить юнца, ибо он обречён на смерть». И отвечал Ионафан своему отцу: «За что умирает и в чём Давид провинился перед тобой?» Саул метнул копьё в своего сына Ионафана, чтобы поразить, и Ионафан понял, что его отец окончательно озлобился и убьёт Давида. Ионафан выскочил из-за стола в великом гневе. (См. 1 Цар. 20:27–34). Б же Салъ мертвити ища Давида и хожаше съ вои своими. И Давидъ вниде въ зины пещеры и б въ вертп крыс, Салъ же хот препочіти ту вертпа. И шедъ Давидъ нощию въ вои єго и рза край преодла Сал, не мышлшеть же на бииство Сале, и иде на верхъ горы то же нощи. Бывшю же тру, и възпи Давидъ и рече: «Сале царю, почто м гониши, слуша слова людий, глаголющихъ: се Давидъ ищеть душа твоє? Се бо дьнесь видита очи твои, ко предасть т Господь въ руц мои, и не помышлхъ на т, ко помазаникъ Бога єси». И си рекъ, иде въ пустыню, идеже крышетьс. Саул пошёл со своими воинами искать Давида, чтобы убить его. Давид спустился в узкое ущелье и скрывался в пещере, а Саул решил переночевать у пещеры. Ночью Давид пошёл в его стан и отрезал край от верхней одежды Саула, [показав, что] не замышлял убийства Саула, и той же ночью он ушёл на вершину горы. Когда настало утро, взмолился Давид и сказал: «Царь Саул, зачем ты гонишься за мной, слушая речи людей, говорящих: „Вот, Давид ищет твоей души?” Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя в мои руки, но я не злоумышлял против тебя, ибо ты Божий помазанник». Сказав это, он ушёл в пустынное место, где и скрывался. (См. 1 Цар. 24:3–5, 10–11, 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

И. Златоуста здесь и далее это имя заменено именем внука Саулова, сына Ионафанова, Мемфивосфея). А над коленом Иудиным воцарился Давид. Когда сошлись друг с другом Иоав, военачальник Давида, и Авенир, военачальник Саула, и про­изошло сражение между юношами, Асаил, брат Иоава, погнался за Авениром; и хотя последний неоднократно советовал ему возвратиться, он не слушался. Тогда Авенир убивает его, и, призвав Иоава, увещевает прекратить войну. Война продолжа­лась между домом Сауловым и домом Давидовым, и первый ослабевал, а последний усиливался. Авенир берет себе на­ложницу Саула; Иевосфей укоряет его. Разгневанный Авенир посылает к Давиду, обещая предать ему весь народ и сам приходит к нему. Давид угостил его. Когда услышал об этом возвратившийся с войны Иоав, то, отозвав Авенира, он коварно умертвил его, мстя за кровь брата. Давид, узнав об этом, проклинает Иоава, оплакивает Авенира и погребает его с великою честью. Рихав и Ваана, тайно убив Иевосфея, при­шли в Давиду, думая, что угодили ему этим убийством. Он же умертвил их. Тогда Давид делается царем всего на­рода, и приходит в Иерусалим к Иевусею; хромые заграждают ему путь; он берет крепость и строит себе дом. Ему по­могал Хирам, царь тирский. Иноплеменники сделали нападе­ние, но Давид вышел и разбил их. Когда же они опять сделали нападение, Бог запрещает ему идти им навстречу, Когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев , говорит Бог, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское (2Цар.5:24). Давид переносит ковчег и умирает Оза, потому что простер руку свою к ковчегу. Когда переносили ковчег, Давид скакал, а Мелхола укорила его. Давид пожелал построить храм, но это было воспрещено ему чрез пророка Нафана; он молится Богу и благодарит Его за обетования, которые услышал. Да­вид поразил иноплеменников, и моавитян и сирийцев, а золотое оружие, которое взял, перенес в Иерусалим, откуда впоследствии взял его Сусаким, царь египетский. И много при­ношений Давид посвятил Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Хорошо сказал пророк, что земля и все, что на ней, есть подножие ногам Божиим. Давид праведно заповедал поклоняться подножию ног Божиих, то есть храму.    Сам Давид свидетельствует, что и храм Божий, и подножие ног Божиих — одно, ведь он прежде сказал: «Поклонюсь святому храму Твоему», — сейчас же повелевает поклоняться подножию ног Его. Если бы не был храм подножием ног Божиих, не повелел бы Давид поклоняться как храму Божьему, так и подножию ног Божиих. Как в Ветхом завете храм и Божественные предметы в нем были подножием ног Божиих, так и в Новом завете храм, животворящий Крест честной, Божественные иконы и другие освященные предметы суть подножие ног Божиих.    Также и Иеремия свидетельствует, что храм Божий и подножие ног Божиих — одно и то же. Иеремия, оплакивая Иерусалим, говорит «Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего» (Плач. 2:1). Дщерью Сиона Писание называет народ Сиона, который помрачил Господь, предав его в плен халдеям, и красу Иерусалима сверг с небес. Как дьявола низринул с небес, так и красу Иерусалима, то есть красу Иудеи, отверг от Себя Господь из-за их грехов: были преданы они разным народам на поругание. «Не вспомнил о подножии ног Своих» означает, что не вспомнил Господь о святом Своем храме, но и его предал на бесчестие и осквернение. Видишь, подножие ног Его и храм — одно и то же!    Потому и Моисей, и Давид, и бывшие с ними люди поклонялись храму, который есть подножие ног Божиих. И если бы Моисей не поклонялся храму — не поклонялся бы ему и Давид, ибо ничего от себя не делали пророки, но поступали так, как повелел законодатель Моисей. Если Давид поклонялся храму, как сам он свидетельствует, то достоверно известно, что и Моисей поклонялся храму. И если Моисей и Давид поклонялись храму, ясно, что и все люди вместе с ними поклонялись. Ведь Моисей — великий законодатель, Давид же — царь и пророк, от Бога посланный править Израилем, Его владением. И если законодатель Моисей и царь и пророк Давид поклонялись храму — как мог весь народ не поклоняться храму, видя законодателя и пророка-царя, посланных Господом Богом, поклоняющихся храму?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

86. Бегство Давида из Иерусалима Услышав об этом, царь сказал немногим, оставшимся ему верными, людям, что им нужно бежать, потому что Авессалом не пощадит их. После этого вышел царь и весь дом его из города пешком. Царь перешел поток Кедрон около Иерусалима и направился к пустыне. Священники взяли ковчег завета и хотели также идти с Давидом из Иерусалима. Но Давид велел им возвратиться и присылать ему известия о ходе дел. Это были люди, преданные Давиду. Затем Давид поднялся на гору Елеонскую, шел и плакал. Голова его была покрыта; он шел босой и все люди, бывшие с ним, покрыли головы свои, шли и плакали. Когда Давид показался на вершине горы, пришел к нему друг его Хусий. Одежда на нем была разодрана и прах на голове его. Давид попросил его идти к Авессалому, перейти на его сторону, и все, что он там услышит, передавать одному из священников. Хусий, друг Давида, пришел в Иерусалим, который был занят уже Авессаломом и его войсками, и притворно передался на сторону Авессалома. Давид же пошел дальше в пустыню. На пути вышел к нему один человек, по имени Семей, из рода Саулова, и начал злословить Давида, бросал камни в него и во всех слуг его. В это время все люди, преданные Давиду, и все храбрые его шли по правую и по левую стороны царя. «Уходи, уходи, – кричал Семей, – убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот ты в беде, потому что ты – кровопийца». Авесса, тот самый, с которым Давид ходил в лагерь Саула и который хотел пронзить копьем спящего царя, но был удержан от этого Давидом, сказал ему: «Зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? Пойду я и сниму с него голову». Но царь велел оставить Семея. «Пусть, – сказал он Авессе, – он злословит, потому что Господь повелел ему злословить Давида. Если сын мой, – продолжал царь, – идет против меня, тем больше сын вениамитянина; оставьте его; пусть злословит, потому что Господь повелел ему. Может быть, Господь призрит на унижение мое и воздаст мне Господь благостью за его теперешнее злословие». Давид и люди его шли своим путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны царя, шел и злословил и бросал камнями в сторону его и пылью. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010