Сам Давид был впереди левитов. Он был одет в виссонную одежду и в льняной эфод 1 . В священном восторге, под звуки священной музыки, он скакал и плясал перед ковчегом. Когда шествие входило в Сион, из дворца смотрела на него Мелхола, жена Давидова, и укорила мужа в сердце своем за его пляску. Ковчег был принесен в скинию и поставлен на свое место. Перед святилищем принесены были мирные и благодарственные жертвы. Народу были розданы от царя хлебы, и жареное мясо, и печенье. С радостью все разошлись по домам. Когда Давид возвратился во дворец, его встретила Мелхола и сказала с укоризной: – Вот как отличился ныне царь Израилев: перед рабынями плясал, словно какой-нибудь пустой человек! На это Давид ответил гордой женщине: – Перед Господом играть и плясать буду! Он поставил меня вождем над Израилем. Перед Ним еще более уничижусь, и сделаюсь ничтожнее в глазах моих. III Давид почти все царствование свое провел в войнах. Бог помогал ему, и он покорил и усмирил все Хананейские народы, взял их земли, и сделал свое царство обширным и знаменитым. И, когда наступил мир, Давид задумал великое дело во славу Божию: вместо скинии, он решил построить великолепный храм в Иерусалиме, в Сионе. В то время, жил в Израиле богоугодный человек, пророк Нафан. Давид призвал к себе пророка Божия и сказал ему: – Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. Пророк Нафан сказал на это царю: – Все, что есть у тебя на сердце, иди, делай, ибо с тобою Господь. Но в ту же ночь было пророку Нафану, от Бога, откровение: – Пойди, скажи рабу Моему Давиду: «не ты построишь Мне дом для обитания, ибо ты вел большие войны, и много пролил крови пред лицом Моим. Но, когда исполнятся дни твои, и ты почиешь со отцами твоими, Я восставлю после тебя Семя твое. Он построит Мне дом, и утвержу престол Его на веки. Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном. Я поставлю Его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол Его будет тверд вечно». Пророк Нафан передал царю Давиду эти слова Божии. И возрадовался Давид великой радостью, услышав от пророка эти слова. Он уразумел в этих словах завет Божий и обетование о Спасителе: что Спаситель произойдет из дома Давидова, что Он будет сын Давидов и Сын Божий, что Он устроит для людей царство вечное и уготовает Дом Божий на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Всматриваясь в себя, кающийся Давид видит в себе грех на грехе. Поэтому он многократно повторяет: беззаконие мое, грех мой . Глубину своей греховности он выражает тем, что пользуется тремя различными выражениями, которые в еврейском языке означают грех: пэша (преступление, отдаляющее человека от Бога), хата (заблуждение, осквернение) и авон (отклонение от правды, кривда, вина). Приложенные к одному человеку и соединенные вместе, они дают возможность кающемуся Давиду сделать сугубую самооценку своего греховного состояния. При таких бедствиях, которые поразили самую внутренность псалмопевца, для него остается лишь одно средство — надежда на бесконечную благость Божию. Поэтому Давид неотступно взывает к ней: по милости Твоей, по множеству щедрот Твоих . Глубокий и разнообразный грех, поразивший человека, требует многократного употребления очистительных средств. Вот почему Давид взывает: очисти (в еврейском тексте глагол маха — тщательно стирать, истреблять), наипаче (опять и опять) омый мя (по-еврейски кабас — мыть по способу валяльщиков, растирая и ударяя с силой, чтобы вывести пятна, которые глубоко проникли в ткань), очисти (в еврейском тексте тахер — слово, употребленное в книге Левит для обозначения очищения прокаженных). Давид не просто просит простить его, но молит духовно воссоздать его заново: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня (Пс 50, 12). Употреблено слово бара (творить) — глагол, который в Библии применяется к творческой деятельности Бога (см.: Быт 1, 1). Пророк Нафан обличает Давида. Парижская псалтырь      Вирсавия стала женой Давида и родила ему четырех детей, в том числе Соломона, наследника престола. Она упоминается в родословии Иисуса Христа. Предсказанные пророком Нафаном бедствия стали сбываться, когда восстал против отца его сын Авессалом. После смерти Амнона он остался старшим из сыновей царя. Удалившись в Хеврон, он поднял возмущение. Все эти годы Авессалом хитростью и лестью располагал к себе сердца израильтян. Поэтому они стали стекаться к нему. Когда вестник рассказал царю об этом, Давид бежал через поток Кедрон из Иерусалима. Первосвященник Садок с левитами несли ковчег завета Божия. Давид приказал Садоку возвратить ковчег завета в город. При этом царь проявил великую покорность воле Божией: Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть Его и жилище Его. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно (2 Цар 15, 25–26). Давид шел босой и плакал, голова была покрыта. Это было выражением печали.

http://pravoslavie.ru/103813.html

Он взял находившиеся в шатре копье и чашу с водой, чтобы показать Саулу, что жизнь царя опять была в его руках, и, никем не замеченный, ушел из стана. Взойдя в свой лагерь, Давид гром — ким голосом стал упрекать царских воевод за то, что они плохо охраняют государя. Саул услыхал голос Давида и вступил с ним издали в беседу. Царь говорил: — Согрешил я, возвратись, сын мой Давид, ибо я не буду делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих, безумно поступал я и очень много погрешал. Давид отвечал: — Вот копье царя, пусть один из отроков придет и возьмет его. И да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его, так как Господь предавал царя в руки мои, но я не хотел поднять руки моей на помазанника Господа. И пусть как драгоценна была жизнь твоя в глазах моих, так ценится моя жизнь в очах Господа, и да покроет Он меня и да избавит от всякой беды. На прощанье Саул благословил Давида именем Господним, и с тех пор они более не виделись. Давид имел много оснований не доверять благим намерениям и обещаниям Саула и потому счел более безопасным для себя оставить пределы Израильского царства и переселиться в землю филистимлян. На южной ее границе находился город Секелаг, который и был отведен филистимским царем для жительства Давида с его приверженцами, числом до 600 человек. Отсюда Давид делал походы против жителей пустыни, исконных врагов израильского народа. Между тем царь филистимский предпринял грозное нашествие на землю израильскую и потребовал, чтобы в нем принимал участие и Давид со своим отрядом. Невыразимо тяжело было исполнить это Давиду, горячо любившему родной свой народ, но и здесь не оставила его помощь Божия, на которую он всегда крепко уповал: князья филистимские заподозрили, что он, как еврей, не может быть верным союзником врагов своего отечества, и настояли, чтобы Давид возвратился в Секелаг. На обратном пути он узнал, что город его разорен амалекитянами , которые захватили семейства и имущества как его, так и его приверженцев, и увели в пустыню. В самом отряде Давида поднялось возмущение, в горькой скорби о своих сыновьях и дочерях, захваченных неприятелем, спутники Д авида хотели побить его камнями. Но Давид укрепился надеждою на Господа Бога своего, погнался за хищниками и отбил всю их добычу.

http://azbyka.ru/fiction/pomyani-gospodi...

Давид слышал его слова. Израильтяне, увидавши перед собою исполина, бросились от него в испуге. По обыкновению, пошли разговоры: сознавали, что Голиаф безчестит Израиля; и рассказывали, что царь обещает примерным образом наградить того, кто поразит этого исполина. Вслушавшись в разговоры, Давид стал расспрашивать окружавших его людей, чем хотят наградить того человека, который убьет этого Филистимлянина, и таким образом удалить позор от Израиля? Ему сказали, что царь осыплет такого человека богатством, выдаст за него свою дочь, и дом отца его сделает свободным среди Израильтян от всех повинностей. Старший брат Давидов, Елиав, услыхавши, о чем расспрашивает Давид, сильно разгневался на него, и сказал ему: «зачем ты пришел сюда? на кого ты оставил овец в пустыне? Я знаю, что ты много об себе мечтаешь, и пришел сюда нарочно, чтобы посмотреть, как сражаются». Давид заметил своему брату, что он ничем не заслужил этой укоризны; и успел высказать перед другими, что он хотел бы выйти против этого исполина. Тотчас же доведевно было это до сведения Саула, и он велел его призвать. Представши пред Саула, Давид сказал: «(Государь!) нечего смущаться от него: раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином». Но Саул сказал Давиду: «Ты не можешь сразиться с этим Филистимлянином; ты еще отрок, а он уже с молодости свыкся с войною». Давид отвечал: «раб твой у отца своего пас овец: и когда, бывало, придет лев или медведь и унесет овцу из стада: то я побегу за ним, ударю его и вырву из его пасти. Если же он поднимется на меня: то, бывало, схвачу его за гортань, ударю и убью. И льва, и медведя убивал раб твой; и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними. Зачем он поносит полки Бога живого? Господь, Который избавил меня от льва и медведя, избавит меня и от этого Филистимлянина». Тогда Саул сказал Давиду: «поди, Господь да будет с тобою!» И дал ему свой медный шлем, броню и меч. Но Давид, походивши в этих доспехах, сказал, что он не привык к такому вооружению, и снял их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Когда же Господь поразил Авессалома, и он, убегая от Давида, повис своими же волосами на дереве, а мул, на котором он ехал, выскочил из-под него, военачальник Овеса стрелой убил Авессалома. Ох, как плакал Давид над телом своего буйного сына! «Сын мой, Авессалом! Сын мой! Сын мой, Авессалом! О кто бы дал мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» ( 2Цар. 18:33 ). Святой пророк и царь Давид был необычайно кроток и терпелив. Он не мстил своим врагам и не помнил зла ненавидящим его. Когда Авессалом восстал на Давида, Давид бежал с несколькими приближенными в соседний город. По дороге ему попался Семей, который страшно злословил царя и бросал в пего камни. Давид шел по дороге и не обращал на хулителя своего внимания. Приближенный Давида с возмущением сказал ему: «Царь, позволь, я сниму голову с этого хулителя!» Но святой Давид кротко сказал: «Оставьте его. Он поносит меня по делам моим». Святой пророк Давид в некоторых своих псалмах ясно и четко выразил будущие страдания Мессии, Господа Нашего Иисуса Христа. Своими духовными очами он созерцал великий позор, злострадания, муки нашего Спасителя. Эти псалмы называются «мессианскими». Вот один из них. «Боже, Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения словеса вопля моего. Боже мой! Я вопию днем, и Ты не внемлешь мне, ночью и нет мне успокоения. Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавил их; к Тебе взывали они и были спасаемы; на Тебя уповали и не оставались в стыде… Я же – червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все видящие Меня, ругаются надо Мною, говорят устами, кивают головою: Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» ( Пс. 21:1–9 ). Псалмопевец Давид предвидел, что предателем Иисуса будет близкий Ему человек: «Ибо человек мира Моего, на негоже уповах, ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание» ( Пс. 40:10 ). Пророк Давид как бы своими глазами созерцал страдания на Кресте Спасителя и переживания Его: «Сонм лукавых одержаша Мя, ископаша руце Мои и нози Мои. Исчетоша вся кости Моя, тии же смотриша и презреша Мя. Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий» ( Пс. 21:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Избежать смерти удалось одному лишь сыну Ахимелеха, священнику Авиафару. Он под покровом ночи бежал из горящего города, пришел к Давиду и стал его ближайшим помощником. Давид понял, что от разгневанного Саула нельзя ждать пощады. Поэтому он своих родителей переправил через Иордан и оставил их под защитой моавитского царя, а сам вернулся в землю Иудину и скрывался в горных, пустынных местах, где легко было прятаться от погони. Однажды во время погони Саул вошел за нуждой в пещеру. По воле случая в глубине этой пещеры спрятался Давид со своими друзьями. Давид мог без труда убить Саула, но не хотел пятнать себя кровью помазанника Божьего. Он лишь потихоньку подкрался и отрезал у Саула край плаща. Потом, когда царь со своим отрядом двинулся в дальнейший путь, Давид взошел на вершину скалы и крикнул ему: «Господин мой, царь!.. Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа». Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил…» ( 1Цар. 24:9–12 ). Саул был тронут таким великодушным поступком своего зятя. Он плакал, называл Давида своим сыном, предсказывал, что он будет царем в Израиле, и после этого случая даже прекратил на некоторое время преследования Давида. Однако, движимый злым духом, он опять устремился в погоню за своим соперником. Скрываясь от погони, Давид и на этот раз проявил свое благородное великодушие по отношению к злому и несправедливому царю. Однажды ночью Давид со своим оруженосцем пробрался в царский лагерь и вошел в шатер, в котором спал Саул и его военачальник Авенир. Оруженосец хотел убить царя, но Давид не разрешил ему поднимать руку на помазанника Божия. Он лишь взял из шатра копье царя и сосуд с водой и благополучно вернулся к ожидавшим его воинам. На рассвете Давид снова взобрался на вершину неприступной скалы и оттуда громко обличил Авенира за то, что он плохо охраняет своего царя, а Саула – за то, что несправедливо поступает по отношению к своему зятю.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И посемь бо б ко състарс Давидъ. И рече царь Давидъ: «призовте ми Садока иєр и Нафана пророка и Ван, сына Надаин». И абиє вшедше и сташа предъ царемъ. И рече имъ царь: «поимте съ собою вс рабы царевы и Соломона, сына моєго, въсажьше на мъща моє, ведите и на требникъ (л.193г) и въструбите рогомь и речете: «да живеть царь Соломонъ!» и взидете вслдъ єго. И взидеть Соломонъ и сдеть на престол моємь и тъ царствовати имать въ мене мсто. И азъ заповдахе «â äà " ю, да будеть властелинъ надъ Израилемь и Июдою». Наконец Давид состарился. И сказал царь Давид: «Позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева». И тотчас они вошли и стали пред царём. И сказал им царь: «Возьмите с собой всех слуг царя и Соломона, сына моего, посадив на моего мула, ведите его к жертвеннику и затрубите в рог и возгласите: да живёт царь Соломон! – и ведите его назад. И взойдёт Соломон и сядет на престоле моем, и он будет царствовать вместо меня. Я завещаю, что он будет властелином Израиля и Иуды» (См. 3 Цар. 1:32–35). Си же по всему створиша тако и поставльше Соломона на требниц, и взтъ Садокъ рогъ масла скыни и помаза Соломона, и въструби рогомь, и рша вси людиє: «да живеть царь Соломонъ!» И внидоша вси раби царевы благословітъ Давида, глаголюще: «да блажить Господь им Соломоне, сына твоєго, паче имени твоєго!» И се Соломонъ поклонис къ одру Давидову, отцю своєму, и се Давидъ нача пакы Богу пти прорица. Они всё так и сделали: поставив Соломона на жертвенник, Садок взял рог с елеем из скинии и помазал Соломона, и затрубил трубою, и весь народ восклицал: «Да живёт царь Соломон!» И слуги царя приходили благословить Давида, говоря: «Да прославит Господь имя Соломона, сына твоего, более твоего имени!» (См. 3 Цар. 1:38–39, 47). И вот Соломон склонился к одру Давида, своего отца, и Давид снова начал, пророчествуя, воспевать Бога. Сий бо великый Давидъ, царь и пророкъ, иже по сердцю Господню бывъ, къ нему же Богъ, (л.194а) ко же при Аврам, глаголаниємь обты створи, смени въ вкы пребывати общавъ. Понеже бо Аврамъ отечьство и родъ остави, къ нему рече Господь: «отца зыкомъ створю т, и о смени твоємь благословтьс зыци», иже єсть о Хріст Ісус Спас. Таковому же обту и Давидъ сподобис, понеже царь б и годенъ Богу б. И тому обща см и престолъ царства непремньно пребывати, єже єсть пакы о Хріст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

«И сказал Саул Давиду: через другую ты породнишься ныне со мною. И приказал Саул слугам своим: скажите Давиду тайно: вот, царь благоволит к тебе, и все слуги его любят тебя; итак будь зятем царя. И передали слуги Сауловы в уши Давиду все слова эти. И сказал Давид: разве легко кажется вам быть зятем царя? я – человек бедный и незначительный. И донесли Саулу слуги его.» Саул сказал, что он не хочет никакого вена, т.е. выкупа, кроме ста краеобрезаний Филистимских. Т.е. Давид должен был убить сто филистимлян и принести свидетельства их смерти. Давид перестарался, он убил двести и принес двести краеобрезаний. Здесь – другая черта Давида, которая ставится ему в укор – его необузданность. И Давид после этого стал зятем царя, Саул выдал за него дочь в замужество и сказано: «И стал Саул еще больше бояться Давида и сделался врагом его на всю жизнь». Легко понять, что у мнительного Саула возникает подозрение на счет любимца, баловня судьбы, белокурого с красивыми глазами, действительно, ему не хватает только царства. В припадках ярости Саул сам неоднократно пытался убить его, метая в него копье и только чудо спасало Давида. Становилось ясным, что царь решается уничтожить своего противника, но Ионафан, сын Саула, предупреждает Давида об опасности, навлекая на себя гнев отца. Мелхола тоже спасает его от подосланных убийц, спускает мужа из окна, когда за ним приходят убийцы. Давид уходит из Гивы и бежит в Раму к Самуилу. Вот где он мог обрести себе поддержку. Этот шаг показывает, что юноша всерьез принял вызов Саула. Рама – центр оппозиции Саулу. И тщетно люди царя пытаются найти беглеца. Остается до конца тайной, о чем говорили тогда Давид и Самуил, о чем они совещались. Однако вскоре Давид приобретает себе еще одного союзника в лице Авиафара, священника из Номвы, последнего отпрыска семейства Илия, некогда хранившего Ковчег завета. Это семейство служило при ефоде, по приказу Саула скоро все Номвинские священники были перебиты за помощь Давиду. Спасся один Авиафар, который явился к Давиду и принес с собой ефод. Ефоду придавался особый смысл, на нем совершалось гадание. Ефод был одним из элементов мистического обращения, и не случайно его хранили особо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!» После того, как он понял, что Господь не допускает его до построения дома, «ибо ты пролил слишком много крови» и построит дом не Давид, а его потомок, Давид начинает заготовку всего того, что необходимо для постройки дома для Господа. Некоторые типологии в отношении Давида. Давид – это избранный Богом царь и верный Богу царь. Господь говорит: «И Я был с тобою везде, куда бы ты не ходил и истребил врагов твоих перед лицем твоим, и сделал имя твое великим на земле». Здесь Давид открывает по отношению к Богу как бы три непреложные истины: Я взял тебя, Я был с тобою везде и Я сделал имя твое великим. На чем основаны такие отношения между Богом и Давидом? На законе или на благодати? Конечно, на благодати, то есть на обещании в Ветхом Завете Аврааму, Исааку и Иакову, жившим еще до Синайского закона. Если сравним избрание Давида с новозаветным избранием, о котором говорится в Послании ап. Павла к Римлянам: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу сына Своего, дабы он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, то кто против нас?» ( Рим. 8:28–31 ) Давид поступает, как особый Божий избранник, на котором Божия благодать. Поговорим также об Ионафане. Он, по мнениям некоторых богословов, особый мессианский образ, прообраз Христа, хотя и несовершенный, Его любви, Его дружелюбия. Сын царя не стыдится сделать своим другом сына пастуха, так же, как и Христос не стыдится называть нас своими братьями. Душа Ионафана так привязалась к душе Давида, что он готов был отдать за него свою жизнь. Так и Господь так возлюбил своих, что любил их до конца. Ионафан ( 1Цар. 18:3 ) заключает с Давидом вечный союз, так же и Христос заключает с нами союз Нового Завета. При этом Ионафан снимает свой плащ, свои одежды и даже свой лук, меч и пояс отдает Давиду. Так же и Иисус Христос снимает с Себя все славу Свою, весь блеск одежды справедливости и вооружает и препоясывает нас на борьбу веры. Ионафан укрепляет Давида в его слабости, а Христос обращается к нам: «Сила Моя в немощи совершается». Ионафан с опасностью для себя служит посредником между отцом и Давидом, так же и Христос – посредник между Богом и людьми, сам будучи Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В войске израильском были три старших сына Иессея, а Давид в это время пас овец отца своего 354 . Однажды Иессей послал Давида отнести братьям пищи 355 . Когда Давид пришел к братьям, при нем вышел Голиаф и стал говорить свои речи. Все израильтяне, увидев его, бросились от него в испуге. И говорили израильтяне: «Если бы кто убил его, то царь одарил бы того великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным. Давид вызвался сразиться с Голиафом. Его представили Саулу. Саул, увидев Давида, сказал ему: «Не можешь ты сразиться с этим филистимлянином: ты еще юноша». Давид отвечал: «Когда я пас овец отца своего, то убивал льва и медведя, нападавших на стадо, и с этим филистимлянином будет то же». Тогда Саул одел Давида в свои одежды, возложил на голову его медный шлем и надел броню на него. Но Давид, походив в таком вооружении, сказал, что не привык к нему, и снял его с себя; потом взял посох свой, пять гладких камней из ручья, пращу 356 , и выступил против филистимлянина. Выступил и филистимлянин со своим оруженосцем. Увидев Давида, он презрительно посмотрел па него и сказал: «Что ты идешь против меня с палкою и камнями: разве я собака? Подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым». А Давид отвечал ему: «Ты идешь против меня с мечом, и копьем, и щитом, а я иду во имя Господа Бога Саваофа, Бога воинств Израильских, которых ты поносишь». И вот, когда Голиаф стал приближаться к Давиду, Давид поспешно побежал ему навстречу, взял из сумы камень и бросил его пращей в самый лоб Голиафа. Камень пробил лоб Голиафа, и он упал лицом на землю. Тогда Давид подбежал к Голиафу, наступил на него, схватил меч его и отсек им голову его. Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали. Израильтяне, прогнав их, овладели станом их. После этой победы Ионафан, сын Саула, полюбил Давида, как свою душу, и подарил ему свою одежду и вооружение 357 ; а Саул сделал его военачальником, и это понравилось всему народу ( 1Цар. 17, 18:1–5 ). Гонения на Давида от Саула

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010