Псалом 33 Благословен Господь, ибо Он слышит молитвы кротких и избавляет их от всех лищений и скорбей. 1. Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде. Псалом этот написан Давидом в то время, когда он изменил лице свое или переменился, точнее – притворился умопомешанным – пред Авимелехом, т. е. пред царем Гефским Анхусом, который здесь называется Авимелехом, общим именем царей Филистимских, подобно тому, как египетские цари назывались фараонами, римские цезарями и т. п. Но псалом написан собственно после того уже, как Анхус отпустил, точнее – изгнал Давида и он ушел. Спасаясь от преследований Саула, Давид, находившийся некоторое время в городе Номве, но угрожаемый Сауломе, убежал отсюда и пришел к Анхусу, царю Гефскому. «И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? Не ему ли пели в хороводах, и говорили: Саул поразил тысячи, а Давид – десятки тысяч? Давид положил слова эти в сердце своем, и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, кидался на руки свои, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Анхусе рабам своим: видите, он человек сеумасшедший; для чего вы привели его ко мне? Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? Неужели оне войдет в дом мой? И вышел Давид оттуда, и убежал в пещеру Адолламскую» ( 1Цар.21:1,10–15;22:1 ). Таким образом, спасшись от Саула и от Анхуса, Давид и благословляет Бога в сем псалме. 2–3. Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Испытывая на себе милости Божии постоянно, Давид благодарит Господа также постоянно. «Благословлю Господа, говорит он, во всякое время» – и в благополучии и в бедствиях, – и в родной земле и в стране изгнания. «Хвала Ему непрестанно в моих устах» – в уединенной ли молитве в тишине ночи или в сильных музыкальных звуках псалма, в сонме народа, во дворе пред святилищем Божиим. – «Ради Господа будет хвалиться душа моя» – в единении с Ним, при промышлении Его о верных Ему. Такая хвала Господу будет во всеуслышание, дабы слышали то кроткие – твердо надеющиеся на заступление Божие, с покорностью Промыслу Божию, терпеливо ожидающие милости от Бога, и, слыша непрестанную хвалу Богу из уст спасенного Им, тем с большим терпением переживали свои испытания и радовались спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Когда Саул встал и вышел из пещеры, встал и вышел потом и Давид и закричал вслед Саула: господин мой царь! Саул оглянулся назад, а Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «вот Давид умышляет зло на тебя и ищет души твоея. Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтобы убить тебя, но я пощадил тебя и сказал: не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа. Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей, я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. «Да судит Господь между мною и тобою, и да защитит мя Господь от Тебе... да будет Господь Судия и отмститель между мною и тобою, да видит Господь и судит суд мой» ( 1Цар.24:1–13, 16 ). С этого же обращения к суду Божию Давид начинает и настоящий псалом. Пс.34:1 Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Завидуя славе военных успехов Давида, Саул обвинял его в измене, в злоумышлении на его жизнь и домогательстве царского престола и искал случая убить его. Давид, с своей стороны, имел право, по Закону Моисееву, воздавать врагу своему тем же, т.е. ненавистью и смертью ( Исх.21:24 ; Мф.5:43 ). Но он как пророк, прообразовавший собою кроткого Христа Спасителя, возвышаясь над буквою ветхозаветного Закона и одушевленный духом евангельского учения, не хотел пользоваться теми правами, кои предоставлены были людям Ветхого Завета по их жестокосердию ( Мк.10:5 ; Лк.6:27–28 ), и потому единому Праведному Судии всех Богу предоставлял разобрать его распрю с Саулом прося защитить его, невинно гонимого, и воздать должное гонителям которые оказывали явную обиду пророку: Суди, Господи, обидящыя мя, т.е. вступись за меня против обидчиков моих и отрази их нападения на меня побори борющыя мя. Пс.34:2 Приими оружие и щит и востани в помощь мою. Слово оружие с еврейского переводится «щит», а славянское щит в нашей Псалтири переведено с еврейского на русский словом «латы», т.е. панцирь вроде рубашки, сотканной из мелких колец (кольчуга), по-славянски – броня. Тем и другим вооружались в древности воины, идущие на войну, чтобы защититься от ударов нападающего противника. Таким образом, оружие и щит представляют полную защиту от нападений врага. По мнению некоторых толковников, под именем оружия в духовном смысле нужно разуметь Божие благоволение, в соответствие другому псаломскому изречению: «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас» ( Пс.5:13 ), а под именем щита означается правда, или правосудие Божие, по изречению пророка Исайи: «И одеяся правдою, яко щитом» ( Ис.59:17 ; ср. Прем.5:18 ). Враг мой, как бы так говорит Давид, вооружился и идет против меня. Восстани и Ты, Господи, в защиту и на помощь мне и вооружись благоволением и правосудием Твоим. Пс.34:3 Изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь Аз.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Искушение, которое повлекло за собой целую цепь трагических событий, настигло Давида, когда он взошел на вершину власти. Годы скитаний позади. Бывший пастух, помазанник Божий, военачальник завистливого царя Саула, давно уже сам царь. Его армия так сильна, что он уже не считает нужным лично усмирять неприятеля. В центре его столицы высится роскошный дворец. Особое, чисто восточное величие придает его двору быстро разрастающееся семейство – в Библии упоминаются имена восьми жен царя, а были еще и наложницы. В свободное от государственных дел время мудрый правитель Давид разбирает тяжбы подданных – он проницательный судья. Казалось бы, благословение Божие неизменно почивает на Давиде. «Однажды под вечер, встав с постели, – начинает рассказ о грехопадении Давида Библия, – он прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива». И послал Давид разведать, кто она. Ему ответили, что это Вирсавия – жена Урии, храброго воина, находившегося в тот момент на поле боя. Одно это должно было бы охладить пыл Давида: к браку на Древнем Востоке относились с почтением. Но нет, известие о том, что перед ним жена воина, не стало преградой: по-видимому, Давид уже давно отвык отказывать себе хоть в чем-то. Как сказано в Библии: «Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею». Через некоторое время, «сделавшись беременною», Вирсавия сообщает об этом царю. По закону Моисея за прелюбодеяние обоим виновникам полагалась смерть, поэтому Давид решает вызвать из войска Урию – под предлогом того, что хотел бы узнать от него новости с поля боя. Ход мысли Давида прост: после приезда Урии домой беременность Вирсавии не вызывала бы вопросов. Поговорив с ничего не подозревающим Урией, Давид милостиво отпускает его: «Иди домой, омой ноги свои». И вслед, в знак особой чести, посылает кушанья со своего стола. Каково же было удивление Давида, когда на следующее утро он узнал, что Урия к красавице жене не пошел, а ночевал с воинами у ворот царского дворца. Вечером Давид опять зовет к себе храброго воина и на этот раз не только кормит его, но и поит вином. Расчет Давида не оправдался и на этот раз: ночевать домой Урия не пошел.

http://pravoslavie.ru/46742.html

4. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Припоминая событие потопа, когда Господь наказал страшною смертию всех сынов человеческих, Давид обращается к своим современникам и с изумлением спрашивает, ужели они не знают о том, как Господь наказывает беззаконных, тех, которые в своем беззаконии достигли крайней степени? – По-видимому, не знают, ибо они не только не творят благостыни (ст. 3), нет, они даже делают жертвой своей дикой алчности и зверского насилия других людей, всецело принадлежащих Богу. Поядают их в снеде хлеба, или – вместо хлеба. Поступая так, они совсем забывают Бога, не желают называть Его и по имени. 5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. И у людей, уклонившихся с пути правды и не разумевающих Бога, есть страх – или пред безличной судьбой, или пред идолами; но таково заблуждение безумия: люди находят предмет страха или рабского почтения там, где его нет, и не находят там, где есть он. Господь, вот – предмет благоговейного страха: таков Он, действительно, в обществе праведных Таким всегда имел Господа сам Давид. 6. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Не имея страха пред Богом, нечестивые посрамляют совет нищего, который, не имея никакого богатства, полагает все свое богатство в Боге – и достояние и часть части своей имеет в Боге ( Пс.15:5 ). Между тем, беззаконные надеются создать свое благополучие, «поедая людей вместо хлеба» (ст. 4), – погубляя их то лихоимством, то мздоимством ( Пс. 14, 5 ). 7–8. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людий своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль. Если на Сионе находится «жилище Господа» ( Ис.14:1 ), то Он, живя здесь, как Царь Израиля, даст отсюда и спасение своему народу, при грозных бедствиях войны. Он именно возвратит и пленение своих людей, взятых в плен из числа народа Израильского – к общей радости всего народа. Во дни Давида Израиль не раз испытывал бедствия войны, когда враги неожиданно нападали на города Евреев, разоряли их, жгли, а жителей отводили в плен. Давид молился за бедствующих, и Господь спасал пленных. – Так, однажды «Амаликитяне напали с юга на город Секелаг, и взяли Секелаг, и сожгли его огнем. А женщин и всех бывших в нем, от малого до большого, не умертвили, но увели в плен, и ушли своим путем... И подняли Давид и народ, бывший с ним, вопль, и плакали, доколе не стало в них силы плакать... Давид сильно был смущен, так как народ хотел побить его камнями; ибо скорбел душею весь народ, каждый о сыновьях своих и дочерях своих. Но Давид укрепился надеждою на Господа, Бога своего... И отнял Давид все, что взяли Амаликитяне» ( 1Цар.30:1–4,6–7,18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В царствование Саула у евреев случилась война с филистимлянами. Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф, и кричал евреям: «Зачем нам всем сражаться? Пусть кто-нибудь из вас выйдет против меня, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я одолею его, то вы будете нашими рабами». Сорок дней, утром и вечером, выступал этот великан и смеялся над евреями и поносил имя Бога еврейского. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из евреев не смел выступать против великана. В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев. Он испросил у Саула позволение сразиться с великаном, взял пращу и пять круглых камней и выступил против него. Голиаф с презрением взглянул на Давида, потому что он был очень молод, и с насмешкой сказал: «Разве я собака, что ты с камнями и палкою идешь на меня?» Давид ответил: «Ты идешь на меня с мечом и копьем, а я иду во имя Господа Бога, Которого ты поносишь. Господь поможет мне, и вся земля узнает, что не мечем и копьем спасает Господь». С этими словами Давид положил в пращу камень и бросил в великана. Камень попал в лоб Голиафу; он упал на землю, а Давид подбежал и его же мечем отсек ему голову. Филистимляне, когда увидели, что великан их убит, испугались и побежали, а евреи преследовали их и многих убили. Царствование Давида После смерти Саула над евреями воцарился Давид. Господь благословил его царствование и помогал ему во всем. Давид завоевал город Иерусалим и сделал его столицею царства еврейского. Вместо обветшавшей Моисеевой скинии, он поставил в Иерусалиме новую и торжественно перенес в нее ковчег завета. Давиду хотелось построить и постоянный храм, но Господь сказал: «Ты не построишь храма, потому что много воевал и пролил много крови; построит его сын твой, который будет царем после тебя». Давид царствовал сорок лет и умер в глубокой старости. Он написал много песнопений, которые называются псалмами. Псалмы составляют священную книгу Псалтырь и часто читаются у нас во время церковных служб. Соломон

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Чтобы удобнее скрыться от преследований Саула, Давид удалился даже за пределы родной страны, и там, в виде простого странника, остановился в филистимском городе Гефе. Но и там убежище оказалось ненадежным. Приближенные Анхуса, царя Гефского, стали высказывать ему свои подозрения на счет незнакомца и говорили ему: «не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч?» Чтобы отвратить это опасное подозрение, Давид принужден был притвориться безумным, и, когда его привели к царю, «чертил на дверях, кидался на руки свои, пускал слюну по бороде своей», так что у Анхуса исчезло всякое подозрение, а Давид, воспользовавшись этим, поспешил удалиться отсюда в дикую пещеру Адолламскую, где около него собрались его родители и братья, которые, вероятно, начали подвергаться преследованию Саула, а также все недовольные отверженным царем, так что около Давида собралось до 400 человек. Поместив своих родителей под защиту царя Моавского, Давид с своими спутниками опять возвратился в пределы родной страны. Саул между тем истощался от бессильной злобы. Но вот ему донесли, что Давид с своими людьми находится в лесу Херета, местечка, теперь известного под названием Хараса, лежащего на одном из отрогов горной цепи Хевронской, верстах в пяти к востоку от Кеиля, на дороге между Адолламом и Хевроном. Услышав об этом, Саул тотчас же снарядил погоню. Но прежде чем двинуться в путь, он нашел нужным обратиться к окружающим его сановникам и войску с особою речью. Взойдя на гору и сев под дубом в Гиве, где для него, конечно, была приготовлена роскошная царская ставка, он, выступив вперед с своим копьем в руке, обратился к окружающим его слугам с торжественными словами: «послушайте сыны Вениаминовы, – сказал он им, – неужели всем вам даст сын Иессея поля и виноградники, и всех вас поставит тысяченачальниками и сотниками, что все вы сговорились против меня, и никто не открыл мне, когда сын мой вступил в дружбу с сыном Иессея, и никто из вас не пожалел о мне, и не открыл мне, что сын мой возбудил против меня раба моего, строит мне ковы, как это ныне видно?» Подозрение царя, очевидно, теперь не ограничивалось уже Ионафаном, а простиралось и на всех окружающих его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ионафан отвечал отцу своему: «за что же его умерщвлять? что он сделал?» В ответ на это Саул бросил копьем в Ионафана. Тут Ионафан убедился, что Давид окончательно обречен на смерть. Он в сильном волнении вскочил из-за стола, и не мог ничего есть в этот день. Опасность, угрожающая Давиду, смутила его. На следующее утро, взявши лук и стрелы, он пошел с отроком своим в поле стрелять. И сказал своему отроку: «беги теперь, собирай мне стрелы, которыми я буду стрелять». Отрок побежал, и Ионафан пустил стрелу мимо его. Когда отрок подбежал к тому месту, где упала стрела, Ионафан закричал ему: «смотри, стрела дальше от тебя! Поторопись скорее, и не останавливайся!» Эти слова были условленным знаком со стороны Ионафана на тот случай, если Давиду нужно бежать и скрыться от Саула. Отрок ничего не понимал. Когда он поднял стрелу, и принес к Ионафану, Ионафан отдал ему лук и стрелы, и велел возвратиться в город. По удалении отрока Давид вышел из сокровенного места, и пал лицем на землю; три раза он поклонился Ионафану: потом бросились оба в объятия друг другу и долго плакали, пока Давид не выплакал свое сердце. Ионафан снова подтвердил Давиду завет вечной и потомственной дружбы. Наконец, друзья расстались. Давид пришел в Номву к первосвященнику Ахимелеху (иначе называвшемуся Авиафаром 77 ); внезапный приход его встревожил Ахимелеха. Первосвященник спросил: «отчего ты один, и никого нет с тобою?» Давид сказал: «Царь дал мне поручение, о котором никто не должен знать; и я приказал моим людям прийти на одно известное место. Но нет ли у тебя чего? дай мне хлебов пять или сколько найдется». Первосвященник отвечал: «у меня нет обыкновенных хлебов, а только священные». И сказал Давиду, что эти хлебы можно дать только в руки чистые, отдал ему хлебы предложения. Давид опять спросил: нет ли еще здесь какого-либо копья или меча, потому что повеление царское было так внезапно, что я не успел захватить ни меча и никакого оружия». Первосвященник отвечал: «есть меч Голиафа Филистимлянина, которого ты убил; его, если хочешь, возьми, а другого здесь нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Давид сказал ему: «если ты пойдешь со мною, то будешь мне в тягость. Возвратись лучше в город; предложи свои услуги Авессалому и постарайся мне разрушить совет Ахитофела. Все, что услышишь во дворце, перескажи священникам Садоку и Авиафару: Ахимаас же, сын Садока, и Ионафан, сын Авиафара, которые теперь при них, передадут мне». Таким образом, Хусий возвратился в город; в это же время вступил туда Авессалом. 2Цар. 16:1–14 Когда Давид начал спускаться с вершины горы, пришел к нему Сива, раб Мемфивосфеев. Он привел к Давиду пару оседланных ослов, иа которых навьючено было двести хлебов, сто пластов изюму, столько же смокв и мех вина. На вопрос: «где его господин?» Сива отвечал: «остался в Иерусалиме. Ои думает, что теперь Израильтяне возвратят ему царство его отца». Царь приказал ему взять себе все имущество Мемфивосфеево. Когда Давид поравнялся с Вахуримом, селением Вениаминова удела, выбежал оттуда человек из роду Саулова, но имени Семей. Он начал проклинать Давида и бросать камнями, которые сыпались и на царя, и на окружающих его; он кричал: «пошел вон, кровопийца, злодей! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова: ты воцарился вместо Саула; а теперь Господь отдал царство твое сыну твоему Авессалому: теперь сам терпи, кровопийца!» Тут Авесса сказал царю: «как этот издохший пес осмеливается проклинать царя, моего государя; я пойду сниму с него голову». Но Давид отвечал: «оставьте его, дети Церуины! пусть он проклинает меня! Если ему Господь повелел проклинать Давида: то кто запретит ему?» Обращаясь к Авессе и всем слугам своим, сказал: «вот уже родной сын мой злоумышляет на жизнь мою; то что говорить об этом Вениамитянине? Оставьте его проклинать меня; верно Господь повелел ему. Может быть, Господь, видя мое смирение, воздаст мне добром за проклятия, которыми теперь этот человек осыпает меня». Итак, Давид продолжал идти своею дорогою. Семей долго не отставал от него: он шел под горою против него и продолжал сыпать проклятиями и бросать на него камни и песок. Наконец, Давид, со всеми бывшими при нем, остановился близ Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Святой царь и пророк Давид происходил из колена Иудина. Отец его Иессей был одним из старейшин города Вифлеема и имел восемь сыновей, из которых Давид был младшим. Когда Давид достиг отроческого возраста, отец поручил ему пасти свои стада. Уединенно жил отрок среди стад, оберегая родительское достояние, когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то Давид гнался за ними и отнимал добычу; когда зверь бросался на него, то Давид брал его за космы, поражал и умерщвлял. Господь хранил отрока, ибо он был благочестив и не любил праздности, он устроил себе музыкальный инструмент со струнами и в часы досуга упражнялся в пении и игре на этом инструменте. Данную от Бога способность к этому искусству Давид обратил на службу Богу, на прославление Его святого имени; непрестанно пребывая в богомыслии, отрок, бряцая на струнах, воспевал премудрость и благость Отца Небесного, являемые во всем создании Божием и в жизни человеческой. В то время царем израильским был Саул. Некоторыми своими поступками он обнаружил непокорность повелениям Господним и показал, что свои собственные силы и желания он ставил выше воли и милости Царя царствующих. Тогда Господь повелел пророку Самуилу объявить Саулу: — За то, что ты отверг слово Господне, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. Вскоре после того Господь послал Самуила к Иессею вифлеемлянину, — ибо «между сыновьями его Я усмотрел себе царя», — сказал Господь. Прибыв в Вифлеем, пророк приказал старейшинам города приготовиться, чтобы принести жертву Богу Израилеву, пригласив к сему и Иессея с сыновьями. Когда пришли дети Иессея. Самуил, увидав старшего из них Елиана подумал, что он избранник Божий, но Господь сказал пророку: — Не смотри на вид его и на высоту роста его, Я отринул его. Я смотрю не так, как смотрит человек: ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. И ни об одном из бывших с Иессеем семи сыновей Самуил не получил откровения, тогда он спросил Иессея, все ли дети его здесь. Старец ответил, что есть еще один сын, который пасет овец; пророк приказал послать за отроком. Когда пришел Давид, Господь сказал Самуилу:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   «Но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» ( 1Цар. 15:35 ). У этого человека было вначале всё, но он своей неверностью Богу, своим отступлением от заповедей все возможности, всё, что ему Господь дал, теряет, положившись только на собственные силы и на свое разумение. Тогда Господь посылает Самуила в Вифлеем в дом Иессея, чтобы младшего из его сыновей – Давида,– помазать на царство. О Давиде говорится так: «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар. 16:12–13 ). После помазания Саул тоже сподоблялся схождения Духа Святого, укреплявшего его в служении. Теперь же помазанником Божиим стал Давид, причем о Давиде, в отличие от Саула, говорится, что на нем Дух пребывал всё время с того дня. От Саула же «отступил Дух Господень» ( 1Цар. 16:14 ). 13.5. Давид и Саул Первоначальная история Давида при дворе Саула хорошо известна. Давида приглашают во дворец Саула, чтобы он успокаивал мучимого злым духом царя игрой на гуслях. Саул сделал его своим оруженосцем. Затем Давид прославился победой над Голиафом. Приведем символическое толкование этой победы блаженным Феодоритом: «Давид отсек Голиафу голову, воспользовавшись его мечом, преднаписуя победу Происшедшего от него по плоти, ибо диавол, ко кресту пригвоздив Господа нашего, крестом низложен и лишен власти» 159 . Через непродолжительное время Давид был поставлен военачальником. Слава Давида выражалась в восклицаниях женщин о том, что Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч, поскольку после гибели Голиафа филистимляне побежали. Происходит приближение Давида к Саулу, Давид женится на дочери Саула – Мелхоле, становится его зятем, и устанавливается очень крепкая и нежная дружба между Давидом и сыном Саула Ионафаном. Царь Саул, мучимый злым духом, видя возвышение Давида, предчувствуя, что он будет его преемником, всячески ищет его убить.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010