В 1788 к храму прибавилась тёплая церковь в честь Сретения Господня с иконостасом из упразднённого мужского Покровского монастыря на Нерли. В начале XIX века, когда в губернии вовсю велось каменное церковное строительство, Сретенский храм оставался единственным деревянным во Владимире. В начале 1805 года прихожане церкви во главе со старостой Захаром Гавриловым и священником Степаном Ивановым подали прошение в духовную консисторию о разрешении возведения каменного храма: «всепокорнейшее просим на построение оной каменной [церкви] по малости церковной суммы в сборе повелеть дать для сбору при указе книгу на 5 лет». Менее чем через полгода, 22 июня 1805 года, епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) дал благословенную грамоту и разрешил сбор средств на постройку нового храма. Пока возводился каменный храм, богослужения продолжали проходить в деревянном холодном храме. Правда, паперти его разобрали, как сломали и тёплую церковь. Полученное дерево употребили на обжиг кирпича. В 1807 году был освящён придельный храм в честь Сретения Господня, а в 1809 году освятили главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери. Тогда была выстроена и колокольня, увенчанная шпилем, но мелкое строительство продолжалось ещё какое-то время. Несмотря на то, что храм стал Владимирским (причём ещё до постройки каменного), его продолжали называть Сретенским в память о церкви, основанной князем Андреем Боголюбским. Как отмечает опись, составленная в 1809 году, церковь не отличалась ни богатством, ни роскошью. Богослужебная утварь была большей частью медной, и особой ценностью отличался лишь запрестольный образ Богоматери, украшенный мелким жемчугом. В храмовой библиотеке среди богослужебных книг упоминается экземпляр «книжки о способе коим избавиться от оспиной заразы», надо полагать весьма популярное чтиво в те времена повальных эпидемий оспы, чумы и холеры. Изначально тесовая крыша Сретенской церкви в 1829 году заменена железной, позолочена единственная глава над холодным храмом и маленькие главки над приделом и на конце шпиля колокольни. Приблизительно в те же годы прежний трёхъярусный «гладкий» иконостас служитель Спасо-Евфимиева монастыря Иван Сомов заменил новым резным. Иконостас тёплого храма был заменён в 1834 году. Стены придела в 1830-1832 гг. покрыли священные картины, а холодная церковь спустя десятилетие расписана ярославским мещанином Михаилом Швецовым. Всё это говорит об увеличении церковного капитала, который теперь тратился не только на ремонт храма, но и на более значительные изменения. Так, в 1866 году был выстроен северный придел, престол которого освящён в честь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость», ещё больше тёплая церковь расширена в 1870-1780 гг., когда с запада была пристроена паперть. Тогда же все три иконостаса заменили новыми.

http://sobory.ru/article/?object=01995

Приходъ состоитъ изъ села Верхозерья и деревень: Старинокъ (1 вер.от церкви), Малитинки (2 вер.) и Усада (1 вер.), въкоихъ по клировымъ ведомостямъ числится 1,288 душъ муж. пола и 1,415 женскаго. Въ приходъ имеются две земскихъ народныхъ школы: въ селе Верхозерье съ 1872 года и въ дер. Усадъ съ 1888 года; учащихся въ 1896 году въ обеихъ школахъ было 76. http://hram-kazanskoy.ru/ Особую архитектурную ценность представляет храм как памятник русского зодчества. Исследователи православной архитектуры отмечают уникальное сочетание каменно-кирпичной кладки в основании храма с традиционными русскими деревянными постройками в его верхней части. Этапы работ по восстановлению храма С 2010 по 2014 г.г. проведена расчистка заброшенного храма (закрыт в 1938 г., за последние годы обрушились крыша и купола). В 2012 г. в правом притворе сделаны полы и крыша, сооружена временная винтовая лестница в колокольню. В 2014 г. на праздник в честь Иконы Казанской Божией Матери снят последний сохранившийся и покосившийся купол на колокольне. Получена официальная верительная грамота от Епархии с благословлением на восстановление храма. В 2015 г. в левом притворе сделаны деревянные полы, в самом храме настелено временное покрытие для пола, оконные проемы закрыты изготовленными баннерами, что было необходимо для проведения служб. На Пасху проведена первая служба за времена современной России. В 2016 г. изготовлены колокола, подняты и установлены на колокольне на временном каркасе. Храм обрёл голос и впервые за 80 лет колокольный звон разнесся по округе. Проведено оформление земли и храма в собственность, запущен сайт и произведён лазерный замер всего храма для дальнейших проектных работ. В 2017 г. разработан эскиз проекта восстановления балок, перекрытий, кровли, куполов. Храм электрифицирован, установлены пластиковые окна в притворах, запущен способ пожертвования на строительство храма - именной кирпич. Колокола установлены на постоянное место на колокольне , изготовлен и смонтирован стационарный помост звонаря. Сделан помост для колясочников: на данный момент техническое оснащение восстанавливаемого храма представляет особую ценность и обеспечивает возможность доступной среды для инвалидов-колясочников. В этом отношении на данный момент храм Казанской Иконы Божией Матери является единственным в своем роде во всей Владимирской области. Также в 2017 г. проведены предпроектные работы по восстановлению источника и купели.

http://sobory.ru/article/?object=04484

До революции Троицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович, последний император Николай II, великая княгиня Елизавета Федоровна. 5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован. После этого на Подворье ненадолго разместилась Московская богословская академия обновленческой Церкви. В 1929 году ее сменил детский сад. Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр... Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и прпп. Сергия и Никона Радонежских Представляет собой уникальный объект духовного и культурного наследия. Церковь пережила множество событий истории города, несколько раз была на грани уничтожения. Но благодаря своим настоятелям и прихожанам она сохранилась до наших дней. Род Пушкиных был среди прихожан храма почти век, великий русский писатель был дружен с потомками настоятелей Малиновских, которые не допустили разрушение храма в середине 18 в. и добились его реконструкции. Художник Виктор Михайлович Васнецов выбрал место неподалеку от храма для строительства дома и тоже стал одним из прихожан. Его, как специалиста, не раз приглашали осматривать храм, и именно он остановил расширение храма, которое повредило бы его ценной росписи. Троицкая церковь на протяжении своей истории была не только одним из храмов великой Лавры, но и имела блестящее, образованное духовенство и знаменитый приход. Митрополичьи палаты и домовой храм во имя свтт. Московских и приделом «Иверской» иконы Божией Матери Ещё с начала 19 века в Митрополичьих палатах регулярно останавливались московские архипастыри: 46 лет здесь прожил митрополит Филарет (Дроздов), в разное время палаты посещали святитель Игнатий (Брянчанинов) и священномученик Владимир (Богоявленский). На втором этаже Палат располагается домовый храм – место архипастырского служения Святителей Московских, самоотверженно трудившихся на земле Первопрестольной столицы во славу Божию. В 1917 году Митрополичьи Палаты стали резиденцией Патриарха Тихона (Белавина) вплоть до его ареста. По воспоминаниям современников, Святейший Патриарх Тихон нередко сам совершал богослужения в Домовом храме. В советские годы здание палат отдали под детский сад. Домовый храм остался в полуразрушенном состоянии: купол и звонницу снесли, иконы и богослужебная утварь оказались утеряны. Когда в середине 90-х палаты вернули Церкви, их ожидал долгий период восстановления.

http://sobory.ru/article/?object=04015

Строгановская церковь двухъярусная: наверху расположен трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны). Освящен храм был в 1719 году архиепископом Нижегородским преосвященным Питиримом. Спустя три года, будучи проездом в Нижнем Новгороде храм посетил император Петр I. По преданию после этого визита храм был на время закрыт - якобы в двух иконах местного чина (сохранились до настоящего времени) император узнал иконы, заказанные им мастеру Караваку для Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, и перекупленные у художника Г.Д. Строгановым. На колокольне Строгановской церкви находятся часы, которые кроме времени показывали движение солнца и фазы луны. Эти часы удивляли гениального нижегородского изобретателя-самоучку Ивана Петровича Кулибина, и, возможно, содействовали пробуждению его интереса к механике. Храм неоднократно восстанавливался, особенно после пожаров 1768, 1782, 1788 гг. Крупная комплексная реставрация храма, включая интерьеры, проводилась в 1913 г. В 1930-е гг. церковь была закрыта. Здесь долгие годы располагался аптечный склад, что, скорее всего, поспособствовало сохранению уникального иконостаса (из 46 икон конца XVII в. до нашего времени дошло 43). Прочее убранство было утрачено в 60-е годы XX века. Тогда же, в 1960-е годы, здание Строгановской церкви было передано краеведческому музею под один из филиалов. В 1993 г. здание было возвращено церковной общине. 3 июня того же года церковь была заново освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. Силами клириков окормляется часовня в честь Владимирско-Оранской иконы Божией Матери. Святыни: старинная икона Николая Чудотворца, иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, митрополита Филарета Московского, оптинских старцев в ковчежце рядом с иконостасом, чтимая «Державная» икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00892

Из этой отметки окладных книг не видно, деревянная или каменная церковь была в Александрове. Между тем, там к концу XIX столетия существовала старинная - судя по архитектуре и массивному кирпичу - каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя Святого Николая Чудотворца. Если принять во внимание, что в 1676 году церковь в Александрове именовалась Николаевской, то можно думать, что каменный храм построен после 1676 года, в противном случае церковь именовалась бы Казанскою. Но это предположение может быть и неверным, так как в окладных книгах церковь продолжала именоваться по прежним записям, хотя на самом деле была уже построена в данной местности новая церковь с главным престолом другого имени. Таким образом, время построения каменного храма в Александрове остается неизвестным даже приблизительно. Сведения, приведенные ниже, взяты из " Описания церквей и приходов Муромского уезда " (Губернский город Владимир. Типо - Литография В.Паркова, 1896 г.). Храм обширный двуглавый, толстые стены сложены из старинного крупного кирпича, окна мало пропускают света. Первая глава - над главным храмом, а вторая - над приделом, который пристроен с северной стороны. Главный престол - в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделе же - во имя Святого Николая Чудотворца. Антиминсы на обоих престолах выданы Преосвященнейшим Виктором, епископом Владимирским в 1790 году Можно думать, что в это время производилось обновление храма, после коего выданы новые антиминсы. Колокольня при храме построена в 1810 году. Иконостасы в церкви - нового устройства; в них хотя и есть древние иконы, но они неудачно реставрированы. Современной утварью и ризницей церковной церковь снабжена достаточно. В числе богослужебных книг, сохраняется Типикон с надписью:  " сию премудрою книгу приложил устав стольник царский Василий Иванов сын Чертков по обещанию своему в церковь Пресвятой Богородицы Казанской, Николаю Чудотворцу, Филиппу Митрополиту, а приложена кормчая... года февраля 1 день. "  В окладных книгах 1676 года упомянут вотчинник Иван Чертков, следовательно, книга приложена его сыном после 1676 года.

http://sobory.ru/article/?object=09882

В 1801 году пустынь вновь возродилась и в разные годы была приписана к Саранскому Петропавловскому монастырю и Пензенскому архиерейскому дому, лишь с 1823 по 1832 год оставаясь самостоятельной. Ее истинное возрождение началось в 1851 году, когда она снова получила самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые деревянные церкви во имя Живоначальной Троицы (1851 г.) и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1857 г.) и каменная пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы (1853-1862 гг.), иконы для которой написал художник императорской Академии художеств С. Перелогин. В 1853 году в общине насчитывалось 16 человек. В конце XIX века пустынь представляла собой компактно расположенный комплекс, включающий кроме трех церквей четырехъярусную каменную колокольню, жилые и хозяйственные постройки. Здания были окружены каменной оградой, сооруженной в 1886 году, протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах западной стороны и двумя воротами. В 1898-1903 годах построен еще один каменный храм — в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1858-1863 годах вместо ветхого деревянного построен каменный Пятиглавый храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, он считался соборным храмом монастыря. В начале XX века храм был вновь перестроен, а 28-29 августа 1903 года освящен епископом Тихоном (Никаноровым). Рядом с Владимирским собором в 1898-1902 гг. сооружен пятиглавый каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все монастыри Пензенской губернии были официально закрыты в 1918 году. Но во Вьясской пустыни монашеская жизнь еще несколько лет теплилась, благодаря деятельному настоятелю, архимандриту Геронтию, возведенному в этот высокий сан на рубеже 10-х–20-х годов, кстати, единственному из всех настоятелей и наместников монастыря предыдущих лет. В годы Богоборчества настоятель Вьясской пустыни не просто не опустил руки, но и сумел наладить монастырскую жизнь в новых условиях. При изъятии в апреле 1922 года церковных ценностей ему удалось отстоять и даже вернуть большую часть из них; в марте 1923 года стараниями о. Геронтия из братии было организовано сельскохозяйственное товарищество, в которое вошли 19 из 28 насельников пустыни (остальные были нетрудоспособными).

http://azbyka.ru/palomnik/Вьясская_Влади...

История шаптинской церкви начинается в 1863 году, когда в селе на месте чудесного явления крестьянину Ивану Кугузу иконы Покрова Пресвятой Богородицы срубили небольшую часовню. Это было первое культовое сооружение на больших прирубежных просторах Нижегородчины и Вятки. Спустя 10 лет в селе был выстроен деревянный храм, открыт приход, численность которого постоянно возрастала и, разумеется, со временем встал вопрос о возведении большого каменного храма. В 1902 г. губернский архитектор Чарушин завершил работу над его проектом, и вскоре началось строительство. Велось оно бригадой каменных дел мастеров под руководством яранского крестьянина Якова Щенникова, взявшего подряд на выполнение работ. Трехпрестольный храм строили долго, почти 10 лет. Его внешний облик был закончен в 1911 году. Освящение состоялось 8 января 1913 г. В этот день 100 лет назад остатки наполеоновской армии перешли Неман и покинули пределы России. К этой памятной дате было приурочено освящение шаптинской церкви и не случайно, и не удивительно, что храм назвали в честь иконы Владимирской Богоматери, являющейся олицетворением побед над неприятелем, иконы, которой с 12 века молились, прося о защите и мире, иконы, оберегающей русские земли от посягательств недругов и помогающей воинам в их ратном деле. С 1913 года Владимирская церковь открыла двери для прихожан. Однако роспись стен и украшение интерьера продолжались вплоть до 1929 г., и выполнял их художник-иконописец Иван Филиппович Селезнев. Причем, роспись содержит только сюжеты Нового Завета, рассказывающие о жизни Иисуса Христа, и это является ее особенностью. Храм закрыли в 1939-м, его здание приспособили в колхозный склад и сельпо. Однако иконостас, бережно заколоченный, и настенные росписи сохранились, сегодня они в хорошем состоянии, собственно, как и здание Владимирской церкви. В Шапту мы планировали заглянуть, что называется, заодно, поскольку были в Беляево. Конечно, был более масштабный план – хотелось доехать еще и до Падерино, что на одной дорожной линии с Шаптой, почти на границе с Нижегородской областью, где стоит Покровская церковь, но мы переоценили свои возможности и в Падерино не попали.

http://sobory.ru/article/?object=26481

В 2008 году архитектор Андрей Анисимов создал проект именно для этого храмового комплекса, по которому были возведены белокаменный резной иконостас со вставками из мозаики и убранство алтаря. На фасадной части храма расположены Образ Нерукотворного Спаса, фронтоны из белого камня и украшения майоликой. В этом же году, 21 сентября, патриархом Московским был освящен в скиту храм, названный в честь Равноапостольного князя Владимира, придел – в честь Всех Святых, а также придел и крестильня, расположенные в храме, были освящена в честь мученицы Людмилы Чешской. Алексий II благословил освящение храма во имя Всех Святых, на земле Российской просиявших, епископом Троицким Панкратием. Освящение было осуществлено в первый день 2009 года. Спустя полгода, 10 июля, на территории Владимирского скита был открыт музей имени патриарха Алексия II. Музей располагается на нижнем этаже храмового комплекса. В нем представлена история православия с древнейших времен по настоящее время. На открытии музея присутствовал патриарх Московский Кирилл. В июле 2011 года роспись храма была завершена. Современный храмовый комплекс Владимирского скита выглядит красиво и величественно. В его состав входят 5 храмов: Храм святого равноапостольного князя Владимира с баптистерием; Храм великого князя Александра Невского; Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших; Храм Покрова Пресвятой Богородицы; Храм Тихвинской иконы Божией Матери (домовый). Также в комплексе имеется собственная библиотека, келейный корпус для братии, резиденция патриарха и иконописная мастерская. Храм Всех Святых разрешен к посещению для иноков, даже в хоре поют те, кто проживает на территории комплекса. А Свято-Владимирский храм по большей части используется для торжественных случаев, праздников, иногда его называют парадным. Стиль возведения Владимирского скита включает в себя несколько направлений православного зодчества: Новгородская средневековая архитектура в одноапсидных алтарях и звонницах; Псковская средневековая архитектура;

http://sobory.ru/article/?object=23335

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке. В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 г. к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню. В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им архимандрит. В 1811-1812 гг. обитель обнесли каменной оградой. В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий. В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 гг. им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии. Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 г. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 г. произошло вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 г. Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х гг. В 1940 г. собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен (Извеков) — будущий Патриарх всея Руси. До 1991 г. Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом в городе. В сентябре 1991 г. указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=00856

Известно, что в 1737 году в Дмитриевском погосте во время сильного пожара полностью сгорел деревянный храм, однако уже в 1738-м ему на смену прихожане срубили другой. Эта деревянная Димитриевская церковь простояла до 1812 года. В 1805 году прихожане погоста, жители сельца Волковойна (сегодня совсем близко от г. Камешково), деревень Новки (где позже возникла одноименная железнодорожная станция) и Шухурдино решили выстроить каменный храм. В Госархиве Владимирской области сохранилось «Покорнейшее прошение» церковного старосты Дмитриевского погоста крестьянина из Волковойна Григория Федорова и мирского старосты сельца Волковойна крестьянина Ивана Степанова епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту о желании прихожан Дмитриевского погоста возвести каменную церковь, датированное 8 мая 1805 года. К тому времени на новый храм уже собрали 1200 рублей, и старосты просили владыку разрешить сбор пожертвований «от доброхотодателей». Немалую сумму пожертвовала помещица сельца Волковойна дочь действительного статского советника Ольга Александровна Шувалова — представительница известного в отечественной истории дворянского рода. Она была очень религиозной женщиной и щедро жертвовала на храмы, а также помогала Боголюбовскому монастырю, где в итоге и была похоронена. Каменное здание храма в честь иконы Владимирской Божией Матери с приделами во имя святого великомученика Дмитрия Солунского и святителя Николая возводили долгих семь лет и закончили строительство накануне Отечественной войны. По преданию, одновременно с освящением каменного храма при въезде в погост была посажена липовая аллея. Сегодня оставшиеся от нее огромные старые деревья словно несут почетный караул около святого места. Прежде вокруг церкви существовала кирпичная ограда со святыми воротами, в погосте действовала церковно-приходская школа. Сейчас от них не осталось и следа. Храм закрыли в октябре страшного 1937 года, когда ее последний священник, сын местного дьякона 60-летний Яков Алексеевич Зяблицкий был арестован вместе со старшим братом, тоже священником, 65-летним Петром Алексеевичем Зяблицким. В декабре 1937-го их осудили за контрреволюционную деятельность и приговорили к 10 годам лагерей, а в 1938-м за контрреволюционную агитацию среди заключенных присудили к расстрелу. Приговор привели в исполнение 4 февраля 1938-го. В 1989 году прокуратура Владимирской области реабилитировала обоих братьев за отсутствием состава преступления, а в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил иереев Якова и Петра Зяблицких к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=09154

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010