Образы отечественных святых составляют отдельную тему в русской иконописи. Их почитание, возникшее в XI веке, утвердилось в XV столетии и получило широкое развитие с XVI - времени известных соборов и официальной канонизации, оформления идей богоизбранности русской церкви и русского государства. Именно с этого времени повсеместно практикуется введение в композицию Деисуса изображений как церковных так и светских деятелей русской истории. Введение в Деисусный чин местночтимых муромских святых - одна из особенностей данного иконостаса. Каменный храм в селе Тучково был устроен в 1874 году на средства купца Платона Герасимова. " Престолов в храме три: главный в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезе во имя Архистратига Михаила и св. муч. Платона " . Трапеза освящена в 1875 году, а главный храм - в 1881. Перед установкой в иконостас иконы были поновлены. На обороте одной из них значится: " Ciu все иконы исправлены в 1877 году Г. Владимира Живописцомъ Н. И. Лапотниковымъ " . Кроме того, на оборотах досок Деисусного чина графитным карандашом выполнены надписи, определяющие их местонахождение в иконостасе, к примеру, " 1 спервава яруса " . Расположим иконы в названном порядке (они пронумерованы в направлении от краев к центру) Правая сторона: 1.Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси ( " 1 спервава яруса " ). 2. Святой благоверный князь Петр, Муромский чудотворец ( " 2 спервава яруса " ). 3. Святитель Николай ( " 3 спервава яруса " ). 4. Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси ( " 4 спервава яруса " ). 5. Апостол Петр (надпись не сохранилась). 6. Архангел Михаил ( " 6 спервава яруса " ). 7. Пресвятая Богородица. Центр: 8. Иисус Христос - Господь Вседержитель. Левая сторона: 9. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси ( " 9 спервава яруса " ). 10.Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси ( " 10 спервава яруса " ). 11.Апостол Павел ( " 11 спервава яруса " ). 12.Святой благоверный князь Федор, Муромский чудотворец ( " 12 спервава яруса " ).

http://sobory.ru/article/?object=04166

Монастырь имеет два скита: мужской, во имя преп. Серафима Саровского (в Рязанской области) и женский, во имя пророка Илии (в Московской области). Сретенский монастырь, заштатный, в Москве, на Сретенке. Основан в 1395 году в память избавления от нашествия татар заступлением Богоматери (см. 23 июня и 26 августа). Соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери построен в 1679 году. В монастыре хранится часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенные из Константинополя в 1706 году, и замечателен крест резной работы вышиной 10 аршин 14 вершков, шириной 6 аршин. Ежегодно 23 июня и 26 августа в монастыре совершается крестный ход из Успенского собора, в память избавления Москвы от нашествия татар. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Существовавшая ранее церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре построена была в 1385 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII ст. фабрикантом А. Милютиным; в 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужение в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени царя Александра I. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Московский Сретенский мужской монастырь расположен на улице Большая Лубянка, вблизи бывших Сретенских ворот Белого города. По названию монастыря получила со временем свое наименование соседняя улица Сретенка. Сретенский монастырь был основан в конце XIV в. на месте встречи («сретения» святыни русского православия - Владимирской иконы Божией Матери - при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 г. Основание монастыря связывается с 1397 г. В 1476 г. по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

http://sobory.ru/article/?object=04528

Крестные ходы из Кремля, в которых участвует чудотворная икона Владимирской Божией Матери, совершаются в Сретенский монастырь 26 августа и 23 июня. Последний крестный ход установлен в 1472 году великим князем Иоанном III в память избавления Москвы от нашествия татарского царя Ахмата и избавления России от татарского ига. Теперь скажем несколько слов о теперешнем состоянии Сретенского монастыря. Сретенский монастырь по своему расположению значительно отличается от прочих московских обителей, так как почти со всех сторон окружен владениями частных лиц. Со стороны Сретенки, как видно на приложенном рисунке, находятся: колокольня со святыми воротами под нею, устроенная вначале прошлого столетия, и рядом с нею, по направлению к востоку, храм во имя святителя Николая Чудотворца. Невысокая каменная ограда ограждает обитель от владений разных лиц. Посреди монастыря находится соборная церковь во имя Владимирской Божией Матери, представляющая прекрасный образец церковного зодчества второй половины XVII столетия. О времени ее построения свидетельствует следующая надпись, находящаяся на паперти в стене: «Божией милостью, повелением государя нашего царя и великого князя Феодора Алексеевича всея России и по благословению святейшего Иоакима, патриарха Московского, построена сия соборная церковь в лето 1679, августа в 24-й день, и освящена в том же году патриархом Московским Иоакимом». Храм этот квадратной формы, длиною и шириною около 12 саженей, увенчан пятью куполами с древними крестами. К восточной части его пристроен алтарь, разделенный на три части. Роскошный вызолоченный иконостас о нескольких ярусах в византийском стиле устроен в 40-х годах нынешнего столетия; святые иконы современны построению собора, а некоторые из них и гораздо древнее. По левую сторону царских врат находится древнейшая икона Владимирской Божией Матери, современная основанию обители. Она украшена дорогой серебряной вызолоченной ризою и драгоценными камнями и перед нею теплятся всегда лампады. Икона эта глубоко чтится окрестными жителями, и перед нею в положенные дни совершаются после литургии молебствия.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Над Царскими вратами изображен «Распятый Бог-Сын» (в окружении Ангелов) по композиции В. М. Васнецова. В центральной части сводов – изображение Святого Духа в виде голубя, под сводами – двенадцать агнцев, обращенных к Агнцу, находящемуся в центре композиции [на слова Христа: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк. 10, 3 )]. Иконы в храме собраны усердием клира и прихожан более чем за три с половиной столетия. Справа от центральных Царских врат по традиции помещен храмовый образ Святой Троицы, Которой посвящен центральный престол 1 . Наиболее древним является Казанский образ Божией Матери, исполненный в стиле, характерном для московской школы иконописи XVI–XVII веков 2 . Тихвинская икона Божией Матери интересна своим происхождением: она написана царским изографом Федотом Феофановым в 1695 году и пожертвована в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве, о чем говорит полустертая подпись под иконой: «По обещанию Сретенского Собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей и духовника Феофана Феофанова». В иконостасе левого, северного придела интересны Тихвинская икона Богоматери (XVIII в.) 3 и «Спас Великий Архиерей» (начало XVIII в.). Последняя икона отличается особой декоративностью: вытканные розовато-сиреневыми цветами ризы Спасителя, «резной», черненый по золоту престол. Не часто встретишь даже и в искусстве барокко такое богатство орнаментовки. Храмовый, особо чтимый Владимирский образ Божией Матери (начало XVIII в.), в честь которого освящен левый, северный придел (празднование Владимирскому образу совершается трижды в году: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля) и 26 августа (8 сентября)) 4 , исполнен в лучших традициях русского иконописного искусства XVI–XVII веков. Особо чтимые иконы в этом приделе – «Пименовский» образ Божией Матери 5 (начало XX в.) и образ Святителя Николая (XVIII в.), перед которым часто совершаются молебны. В иконостасе Пименовского придела интересен в художественном отношении образ Спасителя в рост на фоне написанного в западноевропейском духе лесистого пейзажа. По манере гладкого письма, общей композиции, характеру лика эта икона напоминает работы известного царского изографа Тихона Филатьева и является прекрасным образцом московской школы иконописи второй половины XVII – начала XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

18 ноября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной агитации были арестованы священники Тихвинского храма о. Димитрий Иванович Рудаков (1879-1937) и о. Сергий Михайлович Руфицкий (1884-1937), через три дня приговорены к расстрелу, ещё через шесть расстреляны. В советское время богато украшенный храм закрыт и разграблен. В 1990-х гг. обветшавшее здание передано общине верующих. Храм восстанавливается.» По материалам книги прот. О. Пэнэжко «Город Покров, храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области». - Владимир. 2005, стр. 53-57 Этот храм, заложенный ещё князем Александром Александровичем и достроенный его супругой, стал памятником самому фельдмаршалу и всему роду Прозоровских, роду воинов и дипломатов, четыре века честно служивших России. Храм Тихвинской иконы Божией Матери имеет два придела: Живоначальной Троицы и свят. Николая Чудотворца. Тихвинский престол находится в летнем храме, он был освящен последним, в 1835 г., а два других придела расположены в теплой трапезной и освящались последовательно в 1815 и 1816 годах. Из книги приходов по Орехово-Зуевскому благочинию конца позапрошлого, т.е. 19 в., мы узнаем, что утварью, ризницей (богослужебными одеждами), иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтимой была Тихвинская икона Божией Матери, центральная икона храма, в честь нее и был освящен главный престол. В народе она почиталась чудотворной. Икона эта сохранилась до нашего времени. Писана она была в XVI в. На ней изображена Сама Пречистая с младенцем на левой руке, вокруг изображения Божией Матери с младенцем располагаются клейма с историей самой иконы. Сейчас этот образ находится в Свято-Покровском храме г. Покров. В годы недавнего прошлого с ним произошла история, которая уже сама стала легендой. Дело в том, что образ привлек внимание искусствоведов из знаменитой Третьяковки. Они хотели забрать образ в Москву, но верующие заступились за святыню и просили о помощи Святейшего Патриарха Алексия II, когда тот был еще управляющим делами Московской Патриархии. И Владыка помог, образ удалось отстоять.

http://sobory.ru/article/?object=06685

Когда все уже приготовлено было к священнодействию, когда к местному причту присоединились в облачениях и иеромонахи, сопровождавшие Боголюбскую икону Божией Матери, священник с. Абакумова Василий Соловьев произнес речь. По окончании речи началось священнодействие, которое сопровождалось пением певчих семинарского хора -детей местного причта и их родственников, прибывших погодить на каникулы в с. Абакумове Когда о. протоиерей Левшин прочел молитву на основание храма, Г.Ф. Карпов с супругой и семейством, приблизившись к месту, где должен быть св. престол, начали брать кирпичи и класть их в основание с золотыми и серебряными монетами. Торжество освящения закончилось многолетием». 9 июля 1893 г. в усадьбе Сушнево был освящен храм Боголюбовской иконы Божией Матери. Освящал владимирский архиепископ Сергий (Спасский), доктор богословия с 1876 г., степень ему присуждена за " Полный месяцеслов Востока " , он также автор трудов " Исследование библейской хронологии " (1882), " Православное учение о почитании святых икон " , " Святый и Животворящий Крест Господень " (1899) и других. Храм был устроен доктором русской истории Геннадием Федоровичем Карповым (1839-1890), окончившим в 1861 г. юридический факультет Московского университета. Основные его сочинения - " История борьбы Московского государства с польско-литовским (1462-1508) " , " Очерки из истории российской церковной иерархии " , " О крепостном праве в Малороссии " и другие. Создание храма было любимой мечтой профессора Московского университета. Еще в молодости, тяжело заболев, он дал обет, если выздоровеет построить храм. После женитьбы на Анне Тимофеевне Морозовой у него появилась возможность исполнения обета. Получив средства для строительства, Геннадий Федорович 22 апреля 1887 г. подает прошение архиепископу Феогносту, просит благословение на постройку у станции Болдино, на собственной земле и на свои средства каменного храма Боголюбовской иконы Божией Матери. Храм построен по проекту епархиального архитектора (с 1882 г.) Николая Дмитриевича Корицкого (1854 - после 1905, в 1874 г. получил звание классного художника 3-й степени), в прекрасном русском стиле. Геннадию Федоровичу не было суждено увидеть окончание строительства, он умер намного раньше и был похоронен под сводами храма.

http://sobory.ru/article/?object=41955

Внутри собор украшал изящный орнамент и изображения святых. Для отопления под храмом были сделаны две духовые печи, имелся также подвал для склада различных хозяйственных предметов. В Христорождественском храме находились иконы святых мучеников Адриана и Натальи, изображённых с образом Спасителя на руках, святого благоверного князя Александра Невского и святого праведного Евдокима с Владимирской иконой Божией Матери на руках, святого великомученика Георгия Победоносца. Перед двумя передними столбами находились клиросы. За правым клиросом был пристроен позолоченный иконостас в виде рамы. В ней помещались изображения событий обретения иконы Божией Матери в Казани и список с Санкт-петербургской чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Напротив этого образа в зимнее время пребывала чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. За левым клиросом находилась копия иконы святых Девяти мучеников Кизических. На специальном аналое располагался подлинник, при котором в особом ковчежце хранились частицы святых мучеников Кизических. В ХХ веке, после закрытия монастыря, новые власти устроили в храме зернохранилище, а притвор с западной стороны был чудовищным образом обращён в морг психиатрической больницы. Собор вернули Православной Церкви в начале 1990-х годов, после чего началась его " вялотекущая " реставрация. Храм покрыли медной кровлей, его главы увенчали позолоченными крестами. Эти кресты были освящены архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом 15 марта 2009 года, после чего в тот же день их установили на купола. Рядом соорудили небольшую временную колоколенку с подаренными монастырю колоколами. Сейчас храм внешне отреставрирован, окрашен в нежные бело-голубые тона, внутри ещё продолжаются реставрационные работы. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2010 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=06945

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года. Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением. Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий. Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и Божественную литургию совершал архиепископ Мелетий... Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии». В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Моление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водоосвящением. Затем икона следовала в соседний приход.

http://sobory.ru/article/?object=12137

В конце XVII века на месте деревянного храма была возведена каменная приходская церковь во имя св. Константина и Елены вместе с отдельно стоящей колокольней. Каменный храм св. Константина и Елены представляет собой трехчастную бесстолпную церковь (храмовая часть, трехъярусная колокольня и трапезная — между ними). Четверик храма под коробовым лотковым сводом увенчан маленькой главкой на глухом барабане. Иконостас трёх ярусный, весьма приличный. В 1855 году храм св. Константина и Елены (Константиновская церковь) был приписан к собору. В начале XVIII века храм и колокольня были объединены трапезной частью. В конце XIX — начале XX века в храме появляются приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери и великомученика Георгия Победоносца. Храм расположен на высокой береговой террасе, у дороги, при входе в город. До революции основными композиционными элементами городского ансамбля были три архитектурных комплекса на верхнем плато острова: Успенский и Иоанно-Предтеченский монастыри и Рождественский собор. После того, как в 1931 году был разрушен Рождественский собор, доминирующий в восточной окраине Свияжска, его роль в общей композиции досталась храму св. Константина и Елены. Первым настоятелем храма св. Константина и Елены стал отец Герман — основатель Богородице-Успенского Свияжского мужского монастыря. В 1564-м г первосвященник острова-града был рукоположен в сан архиепископа Казанского и Свияжского и отбыл на кафедру в Казань. Позже отец Герман был канонизирован. В 1939 году иереем Анатолием Романовским в церкви был отслужен последний молебен, и церковь была закрыта. В это время храм имел только два престола — главный в честь Владимирской иконы Божией Матери и святых царей Константина и Елены, второй — во имя великомученика Георгия Победоносца. Храм использовался в 80-90-е годы для музейных экспозиций, так как здание было отдано филиалу Государственного музея ТАССР. 3 июня 1993 года в храме вновь зазвучало слово Божие. Для служб был возобновлен престол в честь равноапостольных царей Константина и Елены.

http://sobory.ru/article/?object=07037

Церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери на воротах (Владимирская надвратная церковь) В апреле 1682 года преосвященный Геласий, первый архиепископ Великоустюжский и Тотемский, дал благословящую грамоту на постройку в Михайло–Архангельском монастыре холодной каменной церкви во имя иконы Божией Матери Владимирской (при архимандрите Иоасофе). В том же 1682 году на средства дьячка Мироносицкой церкви Ивана Онисифоровича Мальцева началось строительство церкви. Храм строился специально для иконы «Владимирской Богоматери» , написанной по заказу И.О. Мальцева устюжским живописцем Афанасием Петровичем Соколовым с прославленной московской святыни. Церковь построена и освящена в 1688 году при архиепископе Великоустюжском Александре: « 1688 г. Въ Устюжскомъ Архангельскомъ монастыре надъ святыми воротами построена каменная церковь во имя Владимирския Владимирская надвратная церковь одноглавая со Святыми воротами, первоначально здесь был вход в монастырь. На южном и западном углах Владимирской надвратной церкви можно увидеть следы примыкавшей к ней старой каменной монастырской стены, уничтоженной в XIX веке. С западной стороны храма на столбах устроена небольшая паперть. С южной стороны устроена маленькая палатка. Вход в церковь с северной стороны, где на паперть ведет лестница. В описании внутреннего убранства храма использована статья А. Голосова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1900 Иконостас в три яруса без резьбы, образа разделяются колоннами. Царские врата произведение резного искусства XVII века. По бокам врат резные столбики с фигурами Архангелов наверху. Сами врата украшены ажурным оловянным с позолотой кружевом и 15 клеймами с различными изображениями. Вся резьба подсвечена разноцветной слюдой. Небольшое навершие врат украшено десятью прорезными позолоченными фигурками Архангелов, обращенных к «Престолу уготованному», или «Этимасии», в центре. Врата имеют традиционные изображения Евангелистов и «Благовещения». В иконостасе, слева от царских врат, находился образ Божией Матери Владимирской.

http://sobory.ru/article/?object=06297

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010