Впоследствии деревянный храм во имя иконы Владимирской Божией Матери был разобран, и вместо него известным архитектором Аристотелем Фиоровенти был воздвигнут новый храм; через несколько лет была построена вновь и церковь святой Марии Египетской, причисленная к монастырским храмам. В 1552 году в Сретенском монастыре с крестным ходом был встречен победитель Казанского царства царь Иоанн Васильевич, который, приложившись к чудотворной иконе Владимирской Божией Матери, оделся здесь в царскую одежду, в порфиру и Мономахов венец и шел во главе крестного хода, при колокольном звоне в соборы Кремля и во дворец. В 1586 году царь Феодор Иоаннович обнес Сретенский монастырь каменной стеною; в 1613 году, 2 мая, близ Сретенского монастыря был встречен духовенством и народом вновь избранный царь Михаил Феодорович, а через шесть лет игумену Сретенского монастыря Ефрему было поручено отправиться в Польшу сопровождать в Россию находившегося в плену отца царя Михаила Феодоровича – Святейшего Патриарха Филарета Никитича. Благочестивый царь Алексей Михайлович ежегодно посещал Сретенский монастырь в день крестного хода 26 августа и 1 апреля, когда празднуется святой Марии Египетской. Примеру его следовал и сын его, царь Феодор Алексеевич, построивший ныне существующий соборный храм и много жертвовавший в пользу этой обители. В царствование императора Петра I в монастыре устроен храм святителя Николая с колокольней, а в 1707 году, 18 февраля, в Сретенский монастырь была принесена константинопольским послом Емельяном Игнатьевичем Украинцевым драгоценная святыня – ковчег с большой частью мощей преподобной Марии Египетской, дарованный ему с грамотой Иерусалимским патриархом Досифеем. Святыня эта находится в соборном храме обители, и перед нею совершается много молебнов. Во время нашествия неприятелей в 1812 году часть драгоценной утвари была вывезена из Москвы, но большая часть драгоценностей оставалась на месте. Несколько человек братии остались в монастыре и успели спрятать много ценных вещей. Неприятели ограбили Сретенскую и Мариинскую церкви, но храм святителя Николая Чудотворца остался невредим, и в нем ежедневно совершались богослужения. Строения монастырские уцелели, и в них жил с октября месяца архиепископ Московский Августин, совершивший в Никольском храме 8 ноября 1812 года первое торжественное благодарственное молебствие об избавлении России от неприятелей. В этом же храме и находились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Божией Матери. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была перенесена в ноябре месяце в часовню ее имени, что у Воскресенских ворот, а икона Владимирской Богоматери, ввиду исправления Успенского собора, была перенесена из Сретенского монастыря в Кремль в апреле месяце 1813 года. В 1812 году из Сретенского монастыря 12 декабря был совершен крестный ход вокруг Москвы в память избавления от нашествия неприятелей.

http://pravoslavie.ru/32868.html

— Говорят, при МГУ построят новый храм по программе, но не все студенты этим довольны. — Расписанием и ценой за обучение тоже не все довольны, наверное. Уже после того, как мы объявили о намерении построить этот храм, я видел новости, что студенты собирали подписи за строительство церкви «макаронного бога». Студенчеству привычны всякие -измы: максимализм, нигилизм. Я это расцениваю скорее как не слишком удачную шутку или троллинг. Что же кается строительства программного храма на территории МГУ, это инициатива прихода. Кстати, еще в 2000 году к ректору МГУ Виктору Антоновичу Садовничему с просьбой о строительстве храма обратились свыше 2000 сотрудников МГУ. А сегодня только благодаря существованию «Программы-200» такое строительство стало возможным. Оно начнется в 2021 году. Нужно учитывать, что МГУ — это крупнейшее в России высшее учебное заведение, которому в этом году исполнилось 265 лет. Сегодня общая численность студентов и профессорско-преподавательского состава — свыше 49 тысяч человек. Университет развивается, строятся новые корпуса, в этом году построен новый корпус общежития. Понятно, что храмовый комплекс будет востребован. Да и возводится он с учетом перспективных изменений самого крупного образовательного кластера, каким является МГУ. Новый храм равноапостольных Кирилла и Мефодия на проспекте Вернадского будет 46 метров в высоту и рассчитан на 1000 человек. Он будет многоглавым с шатровой колокольней. В подземных этажах разместятся приходские помещения и духовный центр МГУ. Цокольный этаж и парадные лестницы строители облицуют гранитом, стены выложат полнотелым облицовочным кирпичом и декоративными элементами из фибробетона, а фасад украсят мозаичными панно. Элементы куполов, шатров и кресты будут выполнены из листов нитрита титана под золото. Замечу, наша программа возрождает традицию строительства храмов при ведомствах и высших учебных заведениях. В Москве за десять лет реализации «Программы-200» возведено и восстановлено несколько университетских храмов. Есть яркие примеры: восстановлен Князь-Владимирский храм при Свято-Тихоновском университете в Лиховом переулке, возведены храм Александра Невского при МГИМО и храм Иверской иконы Божией Матери при Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, восстановлен храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при РЭУ имени Плеханова в Стремянном переулке. Возведены или восстановлены ряд ведомственных храмовхрам Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково, который стал главным храмом МЧС России, храм Николая Мирликийского на улице Лодочной стал главным храмом столичных речников. Восстановлены храм Преображения Господня на Преображенской площади (главный храм Сухопутных сил России), храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках (главный храм Воздушно-десантных войск), построен храм Федора Ушакова в Южном Бутове (главный храм сотрудников Службы внешней разведки России, погибших при исполнении своего воинского долга). И это лишь некоторые примеры.

http://patriarchia.ru/db/text/5738751.ht...

Верхняя церковь более богата по своей архитектурной отделке, и за счет высокого потолка кажется гораздо просторнее. Пространство зала разделено на три придела четырьмя массивными восьимигранными пилонами, обработанными парными пилястрами и филенками. Центральный барабан – световой, он прорезан восемью полуциркульными и четырьмя круглыми окнами. Простенки оформлены тягами и филенками. В восточном простенке помещена скульптурная композиция, изображающая трубящего Ангела. На парусах помещены скульптурные изображения Евангелистов. Боковые барабаны первоначально также были световыми, но около 1900-х годов перекрыты в основаниях пологими фальшсводами. Боковые приделы были устроены уже в середине XIX века, после устройства в верхнем храме калориферного отопления. В 1868 году был освящен северный придел в честь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радосте " , а в 1872 году южный – во имя святых Веры, надежды, Любови и Матери их Софии. Иконостасы в них поздние. Пилоны церкви были украшены образами работы школы Рубенса, картинами итальянской и фламандской школы, появившимися в храме в 1810-е годы. Происхождение их доподлинно неизвестно, но существует предание, что они были привезены из Дрезденской картинной галереи нашими маркитантами, сопровождавшими русскую армию во время заграничного похода 1813 – 1814 годов. Несмотря на годы гонений в церкви сохранились два уникальных иконостаса середины XVIII века – первоначальный, изготовленный для Владимирской церкви, стоящий ныне лицевой стороной к алтарю и позолоченный резной, выполненный в традициях барокко по рисунку Ф. Растрелли в середине XVIII века и прежде находившийся в церкви Аничкова дворца. Главная икона храма была заказана в Москве и представляет список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, хранившейся в Московском Сретенском монастыре. Она была привезена в Петербург в 1763 – 1764 годах. Храм был закрыт в 1932 году. Большая часть икон и риз Владимирской церкви были переданы в Эрмитаж и Русский музей. После закрытия церкви, здание занимал антирелигиозный отдел Публичной библиотеки, а после войны – институт " Ленмашучет " . Храм постепенно приходил в упадок. Иконостас верхнего храма был зашит досками, чтобы не отвлекать работников излишними красотами, а в алтаре размещены канцелярские столы. Только в 1960 году здание церкви было принято под государственную охрану как памятник архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=01577

Адрес: 396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово, ул. Монастырская, 1. Подробнее... Белогорский Воскресенский монастырь [ править править код ] Адрес: Россия, 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, х. Кирпичи Подробнее... Храмы Воронежской области [ править править код ] Основные храмы Собор Владимирской иконы Божией Матери (Лиски) [ править править код ] 6 июля 2003 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, по совершении крестного хода с храмовой иконой от Покровского храма г. Лиски к месту строительства, освятил крест и закладной камень в основание собора. Собор состоит из двух храмов. На нижнем этаже размещается храм, состоящий из трёх пределов. Центрального предела - Всемилостивого Спаса (который был освящён Великим чином Высокопреосвященнейшим Сергием 17 февраля 2013 года), южного - святого равноапостольного князя Владимира и северного - святого мученика Виктора. Верхний храм, в честь Владимирской иконы Божией Матери, находится в незавершённой стадии строительства. Расписан центральный купол. Изготавливается иконостас мастерами из Ивано-Франковска. Пишутся иконы для иконостаса. Завершается подготовка к покрытию полов в алтарной части храма. Необходимо наполнить храм богослужебной утварью и иконами. Адрес: Россия, Воронежская область, г. Лиски, пл. Революции, 20 Телефон: +7 (47391) 7-30-84 Подробнее... Храм Рождества Христова (Анна) [ править править код ] Первая, Христорождественская церковь в селе Анна была построена в 1788 году. Строительство новой, каменной церкви, началось 1 июня 1894 года, когда старое здание перестало вмещать всех верующих, и было напрямую связано с деятельностью крупнейших землевладельцев Воронежского края - князей Барятинских. Первый проект храма был разработан петербургским архитектором В.А. Косяковым, а окончательный проект был выполнен воронежским архитектором С.Л. Мысловским в марте 1892 года. Строительство храма завершилось в мае 1899 года и обошлось Барятинскому и его супруге в более чем 175 тысяч рублей. 1 июля 1899 года церковь была освящена во имя Рождества Христова.

http://azbyka.ru/palomnik/Воронежская_об...

В 1995 году храм был передан церкви и возрождён. При Космо-Дамианской церкви, по описи Бартенева, была теплая деревянная церковь во имя св. муч. Екатерины. В 1804 г. деревянный храм сгорел и вместо него на горе близ древней церкви устроен каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с теплым приделом в честь св. вмц. Екатерины. В 1838 г. теплая трапеза расширена и в ней устроен другой придел в честь Божией Матери «Всех скорбящих радости». Каменная довольно высокая колокольня построена в 1832 г. Церковь и колокольня носят на себе ясные следы влияния архитектуры времени императора Александра I. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви сохраняются некоторые иконы из Космо-дамианской церкви: Смоленская икона Божией Матери в дорогой ризе, иконы св. и чудотв. Космы и Дамиана, св. вмц. Екатерины и другие. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получается: проценты с причтового капитала 3100 руб. – около 120 руб. и от служб и треб до 500 руб. в год. Церковных домов для причта нет. В приходе по клировым ведомостям числится 150 душ муж. пола и 162 жен.; все православные и живут в городе. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. " Кто не видел Мурома с Оки, тот не видел русской красоты " , - писал в своё время великий певец Волги и Оки писатель Максим Горький. Действительно, немалая часть городских достопримечательностей здесь расположена близ окских берегов. Именно отсюда открываются незабываемые виды на водную гладь красавицы Оки, на местные храмы и монастыри, одним из которых является храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. В обиходе его нередко называют просто Смоленским или же Ново-Козьмодемьянской церковью. Последнее название проистекает от бывшего монастырского Козьмодемьянского храма XVI века, выстроенного чуть ниже по склону и закрытого в связи с обрушением шатрового покрытия. Согласно уже известной Бартеневской описи, у Козьмодемьянской церкви прежде имелся тёплый деревянный храм Святой Великомученицы Екатерины. В 1804 году его деревянное здание поглотил пожар, и тогда местный купец М. И. Елин на свои средства строит каменную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=00986

За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола. В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Никитский храм – одна из лучших построек в Москве в стиле барокко середины XVIII века. Он поставлен очень красиво на стрелке между Старой Басманной улицей и Гороховским переулком, на пригорке. Главный храм имеет сложную конфигурацию, в центре он восьмигранный, с возвышающимся над ним мощным куполом, и соединен с трапезной узким проходом. Трапезная являлась теплой церковью. Над ней сложная крыша, с переломом и плоской главой. Высокая изящная колокольня видна издали от Земляного вала. Стены выкрашены в светлые тона с позолотой. Великолепен резной иконостас – ровесник церкви. Царские врата с резным изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и балдахином над ними являются шедевром резьбы. В главном храме находились иконы XVIII–XIX веков, в приделах, в основном – XIX века. Храм закрыли в начале 1933 г. В 1960-е гг. он реставрировался, но скоро опять пришел в аварийное состояние. Новая реставрация прошла в 1979–1983 гг. В 1990 гг. храм вернули верующим. Он стал приписан к Богоявленскому собору в Елохове. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Церковь Владимирской Божией Матери, что за Покровскими воротами, в Басманниках, более известна по приделу «Никиты Мученика, что в Старой Басманной». В 1519 г. 15 сентября великий князь Василий III вместе с митрополитом Варлаамом крестным ходом провожал во Владимир иконы, находившиеся со 2 июля 1518 г. в Москве для поновления. В память этого события поставили церковь Владимирской Божией Матери с приделом Никиты Мученика и установили сюда ежегодный крестный ход на 15 сентября, отмененный в 1683 г. В ней был устроен третий престол – Рождества Иоанна Предтечи. В 1745-51 гг. на средства прихожан, между ними г. Бабушкина, выстроен великолепный храм, с колокольнею и оградою. Главная церковь остается в том виде, как построена, очень характерным для Елизаветинского времени, а теплая церковь имеет внутреннее убранство уже XIX ст. Сохранилось сравнительно много древних икон, особенно замечательна икона Василия Блаженного, второй половины XVII ст. с видом Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=01882

Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой «бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода человеческого и Спасительнице Москвы. Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому» статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами, жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной иконы был «легковесен». А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.

http://pravoslavie.ru/46.html

В 1843 году на территории бывшего Братского острога на средства прихожан была построена новая деревянная Богоявленская церковь. По просьбе жителей декабрист Петр Александрович Муханов, отбывавший в 1833-1842 гг. ссылку в Братске, выписал чертежи церкви в стиле ампир. Имитация каменных форм при строительстве была столь тщательной, что даже были воспроизведены сложно выполнимые в дереве цилиндрические формы барабанов. Рубленные из бревен стены церкви были обшиты тёсом. До 1917 года село Братско-Острожное относилось к Нижнеудинскому уезду Иркутской губернии. В советский период храм был закрыт, а 1959 году всё село Братско-Острожное попало в зону затопления строящийся Братской ГЭС. Сохранившиеся к тому времени две башни острога были вывезены: юго-западная - в п. Падун (теперь она находится на территории музея " Ангарская деревня " ), а северо-западная по инициативе П. Д. Барановского - в музей «Коломенское» (г. Москва). Богоявленский храм был разобран. В 2017 году в музее " Ангарская деревня " на территории возводимого острога при спонсорской помощи АО «Группа «ИЛИМ» началось строительство храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Так как до наших дней не сохранилось ни обмеров, ни изображений первого острожского храма, то в основу проекта был положен клетский тип храмов Русского Севера. Деревянная церковь, рубленная " в обло " , поставлена на высокий подклет. С востока основной объём имеет прямоугольный алтарный прируб, крытый бочкой, а с запада - трапезную. Завершает постройку высокое крыльцо, стоящее на срубе, с одним боковым лестничным маршем, направленным в южную сторону. Храм имеет луковичные завершения основного объёма и апсиды, покрытые лемехом. В 2019 году строительство церкви было завершено, в 2020 году было выполнено внутренне убранство церкви и установлен тябловый иконостас. 5 августа 2021 года храм Владимирской иконы Божией Матери был освящен митрополитом Иркутским и Ангарским Максимилианом, временно управляющим Братской епархией. Вместе с возводимым острогом он стал настоящим украшением музея.

http://sobory.ru/article/?object=58721

СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил, что новый храм Сретенскому монастырю необходим не только потому, что многочисленные верующие вынуждены молиться на улице из-за нехватки места в единственном уцелевшем храме обители, но и от того, что из-за частых богослужений при большом скоплении народа страдают древние фрески этого собора. «Настоящий памятник архитектуры — и памятник древний — это собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. В этом соборе находятся уникальнейшие фрески рубежа 17-18 века, последние, пожалуй, фрески в древнерусском стиле, которые написаны в Москве. Это единственный храм монастыря, и каждый день там происходит три или четыре богослужения, многие из них — при полном скоплении людей, что, конечно, не может не влиять на памятник, на фрески», — добавил представитель Русской церкви. Он считает, что с появлением нового храма на территории Сретенской обители богослужения в старом соборе сократятся в четыре раза, что положительно скажется на его состоянии. Наместник также пообещал, что инициаторы строительства храма Новомучеников и исповедников Российских на крови сделают все, чтобы «сохранить особый старый дух» московской обители. «Сейчас идет большая работа по переработке проекта. Мы делаем все, чтобы этот новый храм вписался в исторический облик монастыря», — отметил священнослужитель. Сретенский монастырь был основан в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. В советское время Сретенский монастырь сильно пострадал, а в конце 1925 года был закрыт. В 1928-1930 годах была разрушена большая часть храмов и сооружений монастыря. К 1917 году в монастыре было три храма, а до настоящего времени сохранился только один — собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Рейтинг: 7.2 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии н 16 ноября 2013, 01:55 Да и этого храма мало будет. начинать необходимо. Вспоминается " битва " за Храм Христа Спасителя. Богоугодное дело без искушений не бывает. Всем мира! СпасиБо. О. Тихону за труды на благо и многая лета для трудов во имя Господа.

http://pravoslavie.ru/64761.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010