После революции 1917 г. храм был закрыт. Деревянная церковь была снесена, сломан верх звонницы каменного храма. Каменное здание долгое время использовалось под склад полудрагоценных камней объединения " Роскварцсамоцветы " . Внутреннее убранство храма было утрачено. Здание не ремонтировалось, а прилегающая к нему территория десятилетия находилась в весьма запущенном состоянии. Ровно через 90 лет после основания, в 1992 г. в день празднования иконы " Скоропослушницы " - 22 ноября по новому стилю, церковь вновь была открыта, возобновлены богослужения. В храме проводятся реставрационно-восстановительные работы, приведена в порядок территория, поставлена красивая ограда. По материалам сайта храма иконы Божией Матери " Скоропослушница " на Ходынском поле Раньше на месте постройки храма проходила старая Волоколамская дорога, по обе стороны от которой в старину располагались леса - Ходынская роща села Хорошева и Большая Всехсвятская роща. Постепенно лесные участки сводились, и западная часть огромного Ходынского поля была занята под летние лагеря войск московского гарнизона, что и отразилось позже в названии Военное казармах (на Хорошевском шоссе). А на опушке Всехсвятской рощи разместилось лагерное отделение Московского военного госпиталя для военных училищ.Храм иконы Божией Матери В 1897 г., по инициативе главнокомандующего, великого князя Сергея Александровича, при отделении Московского военного госпиталя для Московского военного и Тверского кавалерийского училищ на Ходынском поле близ села Всехсвятского был построен деревянный храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Здесь же в Николаевских казармах размещалась 1-я артиллерийская бригада графа Брюса. В 1902 г. попечением статского советника И.А.Колесникова к ней с южной стороны был пристроен каменный храм (первоначально задуманный как придел), посвященный иконе Матери Божией " Скоропослушница " . Сооружение храма велось под руководством командования и благочинного 1-й Гренадерской дивизии. В те далекие времена прихожанами храма были в основном юнкера, солдаты, офицеры и их родственники. Освящена 1 августа 1901 г. Архитектура: над четвериком двухъярусный световой барабан с главкой. Над притвором одноярусная звонница. Западный вход обрамлен богато декорированным порталом. Украшением храма был трехъярусный позолоченный иконостас, с иконами по оригиналам Владимирского собора в Киеве, написанными великим русским художником В. Васнецовым.

http://sobory.ru/article/?object=03266

Село Хомяково, имевшее прежде название «Пречистенское» и «Богородское», расположилось возле речки Населенки и до революции относилось к Александровскому уезду Владимирской губернии. В писцовых Переславских книгах за 1629 год содержится упоминание о Пречистенской пустоши, она же и Хомяково, на которой показана церковная земля. Известно, что в Смутное время село и храм были сожжены. В 1710 году здесь поселился стольник Леонтий Ильич Тихменев. При постройке его дома были обнаружены следы старинного кладбища, свидетельствовавшего о существовании здесь церкви. Тогда вотчинник решил построить свою усадьбу поодаль, а на этом месте – новую деревянную церковь. В 1716 году она уже была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1747 году церковь сгорела, и вместо нее сыном храмоздателя в 1759 году построена новая, также деревянная. В 1796 году вместо деревянной церкви по благословению Преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, на средства Никиты Артамоновича Тихменева началось строительство каменного храма с колокольней, великое освящение которого состоялось в 1805 году. В то время храм делился на две части и имел два престола: холодная, центральная часть была посвящена Казанской иконы Божией Матери, а теплый придел в трапезной части – святителю Николаю Чудотворцу. В 1848 году рядом с церковью устроили часовню для отпевания усопших. В селе Хомяково также была школа грамоты. После 1917 года семья последнего хомяковского помещика была вынуждена бежать в неизвестном направлении. В 20-е гг. в храме служил священник Александр. Сохранилась фотография певчих храма и посвященное им стихотворение батюшки. Под давлением властей о. Александр в итоге был вынужден уехать из села. Некоторое время в конце 20-х гг. в храме служил пожилой отец Николай Бронзов, скончавшийся в 1930 году и погребенный у алтаря. Спасаясь от обновленцев, он приехал сюда на незанятое место из Архангельска по совету сына, также священника Михаила Бронзова, настоятеля церкви Казанской иконы Божией Матери села Малыгино Сергиево-Посадского р-на. Это село, также как и прекрасный храм были уничтожены, а настоятель расстрелян. Последний настоятель хомяковской церкви – священник Иоанн Садиков – был арестован 19 ноября 1937 г. и расстрелян 27 ноября на полигоне в Бутово под Москвой. В том же году храм был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=00068

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете, где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников. С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной — демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром. Стены храма богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели. В церкви сохранилась многофигурная, динамичная роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Выполнена в 1652—53 году, вероятно, лучшими мастерами Оружейной палаты — Иосифом Владимировым (икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» является одной из немногих точно атрибутированных ему икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела. Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в ГТГ). В 1999 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В 2008 году приходу было передано бывшее здание храма. Престолы храма: Святыни [ править править код ] А так же некоторые почитаемые иконы, написанные Симоном Ушаковым: Троица, «Владимирская. Насаждение государства Древа Российского». На всю Москву сохранилось лишь три образа Грузинской иконы Божией Матери. Первый пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитинках, что по Никитинскому переулку, д. 3 (М. Китай-город) и теперь, со дня основания храма в 1628-1634 гг. пребывает Грузинская икона Божией Матери (1654 г. образ прославился как чудотворный во время эпидемии моровой язвы). Для чудотворного образа в 1904 году в подклете был освящен храм во имя Грузинской иконы Божией Матери, по которому храм получил второе название. До 1999 г. храм не был возвращен Русской Православной Церкви и не имел настоятеля. (На фото: Грузинская икона Божией Матери. 1654 г. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

15 февраля на купол был установлен крест. В этот день архиепископ Тверской и Кашинский Виктор возглавил Божественную литургию во Владимирской церкви г.Твери. По окончании богослужения Владыка совершил чин освящения креста, который затем был поднят на купол храма. Статья с сайта " Прогулки по старой Твери " Владимирская церковь была построена по типовому проекту войсковых церквей для 1-го Московского лейб-драгунского полка, расквартированного в Твери с 1865 по 1914 г.г. Закладка храма состоялась 3 июня 1903 г. в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Небесной Покровительницы Московских лейб-драгун. Храм был освящен 8 сентября 1904 г. в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1936 г. храм закрыли. Купол храма и колокольня были разобраны, пристроено двухэтажное здание, стилизованное под архитектуру храма, помещения перепланированы для клуба, получившего название «Заря». В 1995 г. после пожара здание не восстанавливалось и в таком виде в 2002 г. было передано Тверской епархии. Настоятелем храма был назначен протоиерей Анатолий Желябовский, прибывший из Донецкой области. Храм стоял без крыши, стены были разрушены, западная стена вовсе отсутствовала, пол был завален кирпичем, землей и битым стеклом. На стенах и внутри храма росли деревья. Трудами и молитвами отца настоятеля, матушки и первых прихожан началось восстановление храма в 2002 г. Одновременно с восстановительными работами возрождалась духовная жизнь: 12 апреля 2002 г. начались первые богослужения, они проходили в разрушенном неотапливаемом храме. Постепенно были восстановлены стены и крыша, воздвигнут купол и установлен крест, приобретены первые иконы. Сегодня Владимирский храм живет полноценной жизнью. Регулярно совершаются богослужения, в храме много святынь, прихожане с радостью приходят сюда для молитвенного и дружеского общения. 22 июля 2012 года митрополит Тверской и Кашинский Виктор возглавил великое освящение церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Твери и первую Божественную литургию в освященном храме.

http://sobory.ru/article/?object=04491

Второй крестный ход из Кремля в Сретенский монастырь – 23 июня ежегодно – установлен был при великом князе Иоанне III в 1480 году. Поводом к установлению его послужило чудесное избавление в том году Русской земли от нашествия хана Большой, или Золотой, орды Ахмета. Удаление хана Ахмета знаменовало собой полное свержение монгольского ига. Обсудив последствия этого радостного события в жизни русского народа, князь Иоанн III совместно с митрополитом Геронтием решил увековечить память об этом событии установлением нового праздника Владимирской иконы Божией Матери 23 июня и крестного хода к месту ее встречи – в Сретенский монастырь. В 1521 году великий князь московский Василий Иоаннович, отец Грозного, с митрополитом Варлаамом установили третий ежегодный праздник чудотворной Владимирской иконы Богоматери и третий крестный ход 21 мая. Установление этого праздника и крестного хода в Сретенский монастырь сделано в память и благодарение за избавление Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея, наступавшего с нагайцами, с атаманом литовским казаком Дашкевичем и Саип-Гиреем казанским, передовые отряды которого уже опустошали московские окрестности. Но этот крестный ход существовал недолго. В 1692 году царица Наталья Кирилловна построила у Никольских ворот Китай-города, по обещанию, храм в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери. Храм этот был освящен 28 октября того же года, и с 1695 года один из трех ежегодных крестных ходов в Сретенский монастырь, а именно 21 мая, стал совершаться вместо монастыря в этот храм, что продолжается и до сей поры. Русский православный народ с самого начала своего исторического существования привык публично исповедовать свое признание являемой ему милости Божией торжественными крестными ходами. И чем важнее событие, знаменующее собой проявление милости Божией, тем торжественнее устраиваются и крестные ходы. К числу таких крестных ходов относятся и ходы в Сретенский монастырь. Шествия эти связаны с воспоминанием заступления Русской земли Царицей Небесной в наиболее критические моменты ее существования.

http://pravoslavie.ru/31491.html

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Таким образом, уже в начале XVII ст. в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь… Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы оказалась в 1683 г. ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Иллариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте. Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм пятиглавый, построен в стиле церквей XVII ст. Престол в храме один - во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченных колонах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине XIX ст. В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется много древних икон: икона Богоявления, риза на иконе серебряная, вызолоченная;  храмовая икона Владимирской Божией Матери, древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые, на венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее подниз из крупного жемчуга, цата золотая… икона помещена в серебряном киоте; храмовая икона Владимирской иконы Божией Матери древнего письма в бархатной, низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад «басемной», цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною; Казанская икона Пресвятой Богородицы, строгановского письма, оклад серебряный вызолоченный, «басемный», венец и убрус украшены жемчугом, кругом иконы писаны чудеса от нее; Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус низан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери; Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, древнего письма; икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина; икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряном золоченном окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресвятой Богородицы; две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

http://sobory.ru/article/?object=01898

Летняя церковь закрыта в 1930 г., зимняя в 1929 г. Здание теплой церкви значительно перестроено и полностью утратило черты церковной архитектуры. До недавнего времени в нём находилось ярославское управление Следственного комитета. Летний храм в 1992 г. передан Русской Православной Свободной церкви. Приходы церкви появились в России в начале 90-х г.г. прошлого столетия на волне неприятия Русской Православной церкви. Как правило, общины этой религиозной организации возглавляли бывшие священники Русской Православной церкви, так или иначе вступившие с конфликт с правящим архиереем. В Ярославле церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке была передана РПАЦ, исходя из законодательства того времени. Все прошлые годы ее настоятелем был священник Николай Кобычев. В 2016 г. он умер. После этого Росимущество обратилось в Ярославский арбитражный суд с иском об изъятии церкви Владимирская на Божедомке у РПАЦ. Судебное заседание длилось в течение нескольких месяцев и 21 ноября 2016 г. закончилось решением о расторжении договора с общиной РПАЦ. Это был последний на территории Российской Федерации исторический храм, находившийся в пользовании этой религиозной организации. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю. – Ярославль: Верхняя Волга, 2001; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Церковь Владимирская на Божедомке в Ярославле будет возвращена Русской Православной церкви//ЯрНьюс, 2016, 22 ноября. Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке - один из последних в истории древнерусского зодчества трёхшатровых храмов, единственный шатровый храм Ярославля. Храм хорошо просматривается с одной из главных магистралей современного Ярославля - улицы Свободы, хотя и отгорожен от неё громоздким зданием позднесоветского времени. Первое свидетельство существования деревянного храма на подъезде к Ярославлю по дороге из Углича - хранившийся в нём напрестольный крест с серебряной чеканкой и вкладной надписью: «Лета 1601-го в 1-й день состроил сей животворящий (крест) на престол Владимирской Богородицы в Ярославле поволгском, на убогий дом, мирским подаянием». Церковь называлась «на убогом доме», «на божедомке» или «на семике». Божедомка - это братская могила для захоронения бродяг и утопленников, окружённая забором, с дощатой крышей. Тела умерших не хоронили, а складывали друг на друга до весны, причём отпевали раз в году, на 7-й день после Пасхи, откуда и название - Семик.

http://sobory.ru/article/?object=00981

В XIX-haчaлe XX в. Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря. В 1920-е г.г. Никольский храм был закрыт. После возвращения Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов, оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 г. по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был пе­редан Богородице-Рождественской обите­ли. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII в.: от него остался один остов. К концу 2003 г. Никольский храм был не просто восстановлен, но что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех требований по реставрации памятников ар­хитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 г. было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители. Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах - списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма - иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии. В праздник Рождества Христова, 7 января 2005 г., в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня. В первом верхнем ряду - частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой. Во втором ряду - преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского. В третьем ряду - преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.

http://sobory.ru/article/?object=00603

21 мая 1886 г. М. был назначен епископом Оренбургским и Уральским. При М. было открыто более 200 приходов, в т. ч. оренбургский храм арх. Михаила (1886), церкви святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1889) при жен. училище и прп. Сергия Радонежского (1894) при женской гимназии. В Оренбургском у. были освящены храмы Казанской иконы Божией Матери (1887) в пос. Филипповском, арх. Михаила (1888) в с. Подстепенском, вмч. Димитрия Солунского (1890) в с. Марьевка, Казанской иконы Божией Матери (1890) в дер. Сенцовка, арх. Михаила (1891) в дер. Новобогдановка, святых Космы и Дамиана (1891) на Саратовском хуторе, вмч. Димитрия Солунского (1893) в с. Александровка, свт. Николая Чудотворца (1894) в дер. Новоникольская (Каринка), свт. Николая Чудотворца (1894) при жен. общине г. Илецкая Защита (ныне Соль-Илецк) и мн. др. При М. в Орском у. были освящены церкви Покрова Пресв. Богородицы (1889) в пос. Подгорный, арх. Михаила (1891) в пос. Жёлтый, вмч. Георгия Победоносца (1892) в дер. Бердяш, арх. Михаила в пос. Калпацкий (1894), апостолов Петра и Павла (1895) в дер. Петровка и др.; в Верхнеуральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1890) в пос. Владимирский, прп. Сергия Радонежского (1891) в с. Инзерское, свт. Николая Чудотворца (1894) в пос. Чесменский и др.; в Троицком у.- храмы Вознесения Господня (1887) в дер. Николаевка, св. кн. Александра Невского (1890) в сельце Демарино, Трех святителей (1893) в пос. Медведский и др.; в Челябинском у.- церкви святых Космы и Дамиана (1889) в дер. Никольская (Раззориха), апостолов Петра и Павла (1890) в пос. Коркинский, Казанской иконы Божией Матери (1891) в пос. Луговой, Святой Троицы (1892) в с. М. Дерягино и др.; в Уральском у.- церкви Покрова Пресв. Богородицы (1891) в станице Трекинской, Крестовоздвиженская (1891) в пос. Шилинский и др. Устроены тюремная ц. вмч. Пантелеимона (1889) и Введенская ц. (1893) при жен. гимназии в г. Уральске. В г. Кустанае построен храм арх. Михаила (1889), освящены церкви святых Кирилла и Мефодия (1891) при министерской школе и Иверской иконы Божией Матери (1894) при жен. общине ( Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург, 1900. Вып. 1).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

В 2013 г. началось восстановление Карачунской церкви. Местные жители передали в дар церкви десятки домашних икон. Большую часть работ по восстановлению храма планируется завершить к 2015 г., когда село будет отмечать свое 400-летие. Владимирская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения. http://rustemple.narod.ru/vrn_karachun.html В 1881 году церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, находившаяся на месте монастыря, была перестроена в каменную. Её новый облик был определен проектом архитектора Д.В. Знобишина. В архитектуре этой церкви соединены типовой проект с элементами классицизма. В 1859г. в селе Карачун в 165 дворах проживало 1599 человек. В конце XIX в церкви во имя иконы Владимирской Божией Матери века священниками служили: Петров Димитрий Яковлевич и Попов Стефан Михайлович, псаломщиком – Тростянский Николай Николаевич. Приход составляло 210 дворов, число душ: 894 мужского пола, 891 женского. В 1900г. население Карачуна составляло 351 двор с 1840 жителями. В нём действовало шесть ветряных мельниц, две рушки, кузница, две мелочные лавки, трактир. В селе было стопятьдесят гончарных горна, оно издавна славилось выделкой глиняной посуды. Храм иконы Владимирской Божьей матери построен из бурого кирпича в типичной для зодчества 70 - 80-х годов 19-го века кораблеобразной форме. Расписан прекрасными фресками, которые частично сохранились до наших дней. В довореволюцинные годы жизнь храма была типичной для всей Российской империи. По заведенному распорядку проводились церковные богослужения. Храм являлся духовным центром села. Тревожные времена начались после великой октябрьской социалистической революции. Новое госудраство опиралось на собственную идеологию и дистанцировалось от православной христианской традиции. Храм был закрыт. Со слов жителей села Карачун, его закрыли в 1932 году. Как только не использовалось с тех пор здание церкви, в том числе и в качестве склада под зернохранилище. Удивительно, но храм выстоял и не превратился в руины, и даже на фресках можно разглядеть былую красоту.

http://sobory.ru/article/?object=09143

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010