Храм святителя Николая находится ря­дом с Рождественским монастырем. Он стоит за западной стеной обители. Каменная двухпрестольная церковь была построена в 1751 г. на средства прихожан вместо старой деревянной. Основной объём храма — двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней. В храме есть придел Скорбященский. В 1930-х церковь была закрыта, сломаны завершения и колокольня. В 1998 г. храм возвращен верующим, в настоящее время восстановлен в прежних формах, освящен в 2004 г. Предание относит основание храма во имя святителя Николая на Подозерье к домонгольскому периоду. Первоначально храм был деревянный, очевидно, за свою историю здание церкви неоднократно горело. Сохранилось краткое описание храма в первой половине XVII в.: «Храм Николы Чудотворца древян клецкий, а в храме Божие милосердие образ Николы Чудотворца на золоте». Из Никольского храма происходит Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которую сегодня относят к числу ранних списков с чудотворной Владимирской иконы из Ростовского Успенского собора. Она датируется началом XVI в. и выставлена в экспозиции Ростовского музея. В 1744 г. священник деревянного Никольского храма отец Петр Андреев и диакон Григорий Никитин с прихожанами обратились к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Арсению (Мацеевичу) за благословением на строительство каменного здания церкви. Деревянную Никольскую церковь предусматривалось уступить приходу села Щугори Ростовского уезда. С благословения митрополита Арсения каменный Никольский храм с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начали строить в 1745 г. Теплый придел в 1748 г. был освящен протопопом Успенского собора Григорием Ивановым, а строительство основного храма завершили в 1751 г. 9 мая того года храм был освящен митрополитом Арсением. Летний Никольский и теплый Богородичный храмы были разделены стеклянной дверью. В Никольском каменном храме «иконостас пятиярусный, современен строительству церкви, резной золоченый. Иконы, украшающие иконостас, отличной греческой живописи, соединяющей новый и древний вкус». В этом описании интерьера храма была особо отмечена одна икона: «За правым клиросом в резном киоте Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. Риза низана мелким жемчугом».

http://sobory.ru/article/?object=00603

3 ноября 1864 г. Преосвященный Феофан поставил резолюцию " В консисторию " на рапорте благочинного погоста Омутца Пестьянского, Владимирского уезда священника Василия Постникова следующего содержания: «Резолюцией Вашего Преосвященства октября от 5 дня сего года поручено мне освятить настоящий храм во имя казанской Божией Матери в сем Палашкине. Во исполнение оной Вашему Преосвященству благопочтеннейше доношу, что в сем Палашкине настоящий храм во имя Казанской Божией Матери октября 25 дня сего года по церковному чиноположению мною освящен на выданном от Вашего Преосвященства антиминсе». ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Ед. хр. 1862. Л. 128 31 июля 2022 года в селе Палашкино Камешковского района было совершено освящение Свято-Казанского храма, которое возглавил викарный епископ Ковровский Стефан (Привалов) в сослужении благочинного Камешковского района иерея Георгия Фридмана и секретаря Владимирской епархии иеромонаха Арсения (Смирнова) по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона (Емельянова). На праздничной службе присутствовала глава Камешковского района Надежда Игонина. Также большим подарком для всех прихожан стал выход в свет новой книги Николая и Эллы Фроловых «С молитвой в устах, с работой в руках…» (из истории сел Чистуха и ПалашкиноКамешковского района). Все прихожане и гости храма после службы смогли получить данное издание. В новой книге подробно рассказывается об истории Палашкино и его храма, о людях, связанных с селом. Особый интерес представляет собой самый ранний период палашкинской хроники, насколько ее удалось восстановить по различным письменным источникам. Село Палашкино изначально было деревней, которая входила в приход храма села Чириково. Первое дошедшее до нас известие о Палашкино относятся к царствованию царя Ивана Грозного, когда сельцо Палашкино упоминается в писцовых книгах Владимирского уезда писца Матвея Борисова 1578 года, хотя данное селение, несомненно, существовало и ранее. В 1602 году вотчинник сельца Палашкино сын боярский Замятня Бестужев, очевидно, имевший там свою усадьбу, отдал данное имение Владимирскому Богородице-Рождественскому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=02477

В 1771 г. после молитв перед чудотворной иконой произошло избавление нижегородцев от моровой язвы. При монастыре имелось ремесленное училище и школа для мальчиков. После 1924 г. закрыт. До 1949 г. на его территории был лагерь для заключенных, позднее лечебно-трудовой профилакторий. В 1993 г. возобнавилась монашеская жизнь. Монастыри, энциклопедический справочник, 2000 г. Изд-во Мск.Патриархии Свято-Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году нижегородским дворянином Петром Андреевичем Глядковым. В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться в Успенском соборе Владимирской иконе Божией Матери. Съездив и получив исцеление, он заказал известному живописцу Григорию Черному через протоирея Успенского собора Кондратия снять точный список с иконы Владимирской Богоматери. Спустя несколько лет после чудесного исцеления, будучи глубоко религиозным человеком, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Три раза с поразительной ясностью видел Глядков это сон. И вот в субботу на Святой неделе Великого поста отправился он на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к тому месту он пробирался лесом и увидел на той самой Словеновой горе огонь. Предполагая, что у костра находятся люди, Глядков направился туда, где вместо людей увидел сияние, столпом восходящее к небесам. Он понял, что Богоматерь своими чудесами подает ему знамение, и он нашел то место, которое представилось ему во сне. Вслед за этим событием отправился Глядков вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма. Явившись к патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшим и попросил грамоту на сооружение церкви. После того как Святейший патриарх дал благословение и храмозданную грамоту на это богоугодное дело, Петр Андреевич незамедлительно приступил к строительству храма. Первая деревянная церковь была воздвигнута на Словеновой горе за Орано-полем за 3 месяца. Сюда же и была принесена чудотворная икона. Вскоре возле церкви была возведена небольшая деревянная келья, в которой поселились 8 монахов. Сам же основатель новой пустыни, Петр Глядков оставался жить у себя в имении, но по-прежнему всячески способствовал устройству Оранской обители. Однако проживавшая в окрестостях языческая мордва, которая занималась здесь бортничеством, в деяниях Глядкова усмотрела притеснение их прав на эти угодья и пожелала разрушить православный храм. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы исполнить свое злое намерение, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг Словеновой горы, но места святого не смогли отыскать. Предпринимались попытки чинить препятствия и в дальнейшем, нападая на обитель и монахов во время рубки леса, сбора грибов и ягод, но Богородица всякий раз охраняла обитель от неверных.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Нынешний причт состоит из священника и псаломщика. Для священника существует церковный дом. В пользу причта имеются следующие вклады: билеты вечного вклада на 2990 р. 50 к. и государственная 4% рента в количестве 3300 р. Земли церковной усадебной 2 дес. и полевой 36 десятин. С 1882 года существует в селе училище Министерства Народного Просвещения, одноклассное, с ремесленным отделением (сапожное мастерство). П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 503 Находилась в 3 км от с. Липова Крапивенского у. Тульской губ. (совр. Щёкинский р-н Тульской обл.). Основана в 1894 г. как жен. община, с 4 мая 1905 г.- общежительная пустынь. В сер. XIX в. с. Липово являлось имением гвардии полковника Г. К. Голикова, который ок. 1864 г. устроил в своей усадьбе деревянную домовую ц. во имя свт. Тихона Задонского, прославленного в 1861 г. В 1865-1886 гг. полковник Голиков возвел отдельный приходский каменный летний 2-этажный храм с колокольней; на нижнем этаже освящена ц. во имя свт. Тихона Задонского, на верхнем - в честь Владимирской иконы Божией Матери (деревянный домовый храм был обложен кирпичом, стал зимним, освящен во имя арх. Михаила). Святынями церкви являлись шапочка св. Тихона и частица его мощей. Приход посещали жители деревень Крутой, Черемошни и сельца Петровского (всего ок. 2 тыс. чел.). При храме имелось 38 дес. земли. Причт содержался на средства с процентов от банковских «вечных вкладов» жены полковника Елены Андреевны Голиковой и благотворительницы М. С. Соболевой. Известно, что в 1879-1910 гг. в храме служил свящ. А. Ф. Благовещенский (1847-?), в 1881-1886 гг.- свящ. М. И. Зайцев (1855-1912). В 1893 г. вдова полковника Голикова направила Тульскому архиеп. Никандру (Покровскому) неск. прошений об учреждении в имении Липово жен. общины. К прошениям прилагались «приговор» прихожан Тихоновского храма, скрепленный печатями старост Липовского, Черемошненского, Крутовского и Петровского обществ, заявления 12 дворян Крапивенского у. о том, что они «с душевною радостию приветствуют доброе намерение», и письмо 11 жителей с. Сергиевского, также поддержавших инициативу Голиковой. На содержание общины вдова передавала 90 дес. земли и положила в Тульское отд-ние Гос. банка капитал в 5 тыс. р., дававший 200 р. ежегодного дохода. В пользу причта и сестер пожертвования делали одоевская мещанка П. Поликарпова, вдова В. Е. Меляева и др. 13 июня 1894 г. Синод направил Тульскому и Белёвскому еп. Иринею (Орде) указ об офиц. учреждении общины. На 10 авг. того же года в ней проживали ок. 10 сестер, в т. ч. 2 насельницы дворянского происхождения. За мон-рем закреплялись 97 дес. земли при дер. Нов. Слободка Тульской губ. с лесом, прудом и постройками.

http://sobory.ru/article/?object=10526

Сход жителей из людей разного сословия (в основном, бобыли-ремесленники, крестьяне «непашенные») принял решение: строить всем миром на месте сгоревшей каменную церковь, не хуже, чем другие в округе, а для этого собирать деньги с дворов, кто сколько может дать. На личные пожертвования прихожан и «доброхотных дателей» здание Пятницкой церкви взялись строить известные в Нижней слободе каменщики Терёшка Семёнов и Логинко Григорьев. В 1687 году они отстроили церковь заново в камне, как и большинство приходских храмов того времени. Она имела конструкцию по типу «корабль» со строго осевым построением архитектурных объёмов: алтаря, моленного зала, трапезной палаты для общественных сходов (8 х 7,4 м) и шатровой колокольни над западным входом. Окна украшали характерные для XVII века килевидные, набранные из «штучных» формованных фигурных кирпичиков наличники. Из-за нехватки средств храм сначала не обладал пышностью декора, не блистал внутренним убранством, но был удобным, удовлетворял сразу многим общественным духовным потребностям людей того времени. В 1688 году новый храм освятили. Было предписано впредь называть церковь Владимирской Пресвятой Богородицы. Главный престол в холодном храме был освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери. В тёплой трапезной имелись два придела: правый — пророка Илии и левый — мученицы Параскевы. Церковь была пятиглавой, с зелёной крышей и каменной оградой. На церковной земле было построено 10 келий для нищих и богадельня, в которой тогда жили две вдовы с детьми. При церкви имелось земли селитебной три десятины, предназначенной под застройку и находящейся под застройкой, пахотной — 30 десятин и покосной — три десятины. Земля значилась в общественной плате за приходом собственников общества крестьян села Городца. В архиве сохранился особенный план, снятый по желанию причта в 1869 году частным землемером Терентием Мигуновым. Девять десятин земли из числа всей земли находилось в отдалённости от церкви, эта земля отдавалась удельным крестьянам в аренду, а остальной церковнослужители владели сами.

http://sobory.ru/article/?object=19308

Письменные свидетельства и датировка Точная датировка Б. и. затруднена, поскольку в древнейших письменных источниках сведения о ней отсутствуют. Принято считать, что чудотворный образ был создан ок. 1158 г., т. е. в период правления кн. Андрея во Владимире (1155-1174). Не исключено, что Б. и. могла быть создана после 1177 г., когда кн. Глеб Рязанский «много... зла створи церкви Боголюбьскои юже бе оукрасил Андреи князь добрыи иконами и всяким оузорочьем» (Лаврентьевская летопись//ПСРЛ. Т. 1. Стб. 383). Н. Н. Воронин датировал Боголюбский дворцовый ансамбль 1158-1165 гг. (известие о закладке Боголюбова приведено в Новгородской четвертой летописи под 1158 г.), наиболее вероятно, что Б. и. была написана по заказу кн. Андрея сразу после сооружения храма в его загородной резиденции, в 1150-1160-х гг. или в 3-й четв. XII в. Упоминания о Б. и. отсутствуют в ранней редакции «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери» и впервые встречаются в житии кн. Андрея Боголюбского (нач. XVIII в.). Наиболее подробные сведения об иконе содержатся в «Летописи Боголюбского монастыря» (1767-1769), составленной игум. Аристархом. Несмотря на позднее происхождение этого источника, уникальность и разнообразие его свидетельств говорят о том, что ее составитель мог использовать не сохранившиеся до наст. времени документы или лит. произведения. В «Летописи» сообщается об остановке повозки с Владимирской иконой в окрестностях Владимира, о совершении кн. Андреем молитвы, во время к-рой ему явилась Богоматерь со свитком в правой руке, повелевшая поставить икону не в Ростове, а во Владимире и на месте Ее явления основать храм и мон-рь. Вскоре кн. Андрей заложил каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы и приказал иконописцам изобразить Богоматерь так, как Она ему явилась. Князь поместил икону в новый храм, установив праздник в честь образа в день явления Богоматери 18 июня. Мон-рь, основанный кн. Андреем, стал называться Боголюбским в память о явлении Богородицы. Это название перешло и на чудотворную икону (вариант «Боголюбивая», вероятно, представляет собой народное переосмысление эпитета «Боголюбская»). Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», Деисус из 5 фигур на верхнем поле Б. и. повторял походные иконы кн. Андрея Боголюбского, перед к-рыми он молился в своем шатре. Возникновению предания, возможно, способствовало то, что Б. и. оказалась единственной уцелевшей иконой из первоначального убранства церкви бывш. княжеской резиденции и после перенесения в Москву Владимирской иконы - единственной местной иконой, связанной с основателем храма кн. Андреем.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Боковые приделы храма посвящены воинским образам Божией Матери, которые особо почитались в бригаде – иконам «Трех радостей» (память 1 января) и «Августовской» (14 сентября). К 2010 году строительство храма было закончено и в нем стали проходить регулярные богослужения. По своему положению Александро-Невский храм так же является достаточно уникальным. Расположенный на территории войсковой части, он является доступным как для военнослужащих Бригады, так и для гражданского населения. Сюда часто, приезжают паломнические группы, коллективы школьников и студентов, родственники погибших воинов, ветераны боевых действий и многие другие. Среди святынь храма следует отметить чтимые старинные иконы Божией Матери «Августовскую» и «Трех радостей», а так же образа, написанные на святой горе Афон «Всецарица» и «Успокоительница». В храме пребывает мощевик с частицей святых мощей благоверного князя Александра Невского которые, переданы церковной общине Переславской епархией Ярославской митрополии. На стенах войскового храма имеются надписи с именами 109 воинов Софринской бригады, отдавших свои жизни ради спасения нашего Отечества. На сегодняшней день это одна из немногих в России церковь, посвящённая памяти военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время храм находится с правой стороны при въезде на территорию воинской части, и по архитектурному решению близок к церковным комплексам Псковско-Новгородских земель. Облик храма напоминает воина в шлеме. Высота храма более 37 метров до креста. Уникальность храма заключается в том, что это один из самых больших воинских храмов. Немало воинских икон пребывает в этом храме. Иконы Казанской, Владимирской, Смоленской Божией Матери, а так же иконы с частью мощей святых-воинов Георгия-Победоносца, Иоанна-мученика, Александра Невского, Дмитрий Донского, князя Владимира, Димитрия Солунского. Особо почитается икона Божией Матери «Три Радости», которая помогает в воинской службе. 12 сентября 2009 г. в день памяти святого благоверного князя Александра Невского в престольный праздник храма, была отслужена первая Божественная Литургия.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Александр...

Глава компании «Постер» Кирилл Опарин, также член оргкомитета, отметил, что на конкурс было прислано более 5,5 тысяч творческих работ — это свидетельствует о том, что проект оказался значимым для горожан. Рекламные агентства предоставили более 250 поверхностей, где размещалась информация о конкурсе. Кирилл Опарин перечислил храмы-финалисты, чем дал старт второму этапу проекта. Двенадцатью финалистами, получившими наибольшее количество работ, стали: собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте, Свято-Троицкий собор в Колпине, Князь-Владимирский собор, храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых, храм мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове, собор преподобного Исаакия Далматского «Исаакиевский», собор Владимирской иконы Божией Матери, храм Рождества Иоанна Предтечи («Чесменский»), Новодевичий монастырь, собор святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, Казанский кафедральный собор, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Настоятели нескольких из этих храмов обратились к участникам пресс-конференции. «Храм олицетворяет человека, — сказал настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин. — Храм так же, как и человека, крестят, миропомазывают. У каждого храма есть свое " лицо " , они друг на друга не похожи. Даже кресты — вроде две перекладины, продольная и поперечная, — все разные. Православные храмы обычно строятся в плане в виде креста, круга и корабля. Наш собор построен в виде корабля. Вошедших встречает витраж с изображением Спасителя — это наш кормчий, а святые — экипаж. Так корабль и плывет посреди житейского моря». Настоятель Чесменского храма протоиерей Алексий Крылов отметил, что сейчас главные элементы городской застройки — жилые дома, а раньше люди строили храм, а вокруг него — город. Санкт-Петербург отличается тем, что в нем целых 20 соборов, и по архитектуре они очень разные. «Этот проект очень интересный, он креативный и интерактивный», — добавил он. Протоиерей Михаил Стрельников, настоятель храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове, признался, что выход их храма в финал — особенно радостная новость для клира и прихода. Богослужения здесь начались недавно, в 2005 году, и многие горожане ничего не знают про храм Адриана и Наталии, а его история очень интересна. Он — преемник церкви-усыпальницы семейства Буксгевден. В годы войны в этом месте проходила линия обороны, храм был полностью разрушен, и только в наше время восстановлен. В храме особо поминают всех погибших при обороне Ленинграда. «Участие в этом конкурсе — возможность рассказать о себе. Мы не соревновались — мы выражали любовь к своему храму», — сказал отец Михаил.

http://patriarchia.ru/db/text/5286673.ht...

На восточной окраине Ходынского поля в конце XIX в. размещались летние лагеря 1-й гренадерской артиллерийской бригады. Здесь же проводились учения юнкеров Московского военного и Тверского кавалерийского училищ. Для них было открыто здесь летнее отделение городского военного госпиталя. В 1897 г. по проекту архитектора И.И. Мочалова при госпитале выстроили деревянную церковь великомученика Пантелеймона. Храм представлял собой «небольшой рубленый объем» и завершался четырехскатной кровлей с главкой. Храм вмещал не более 15–20 молящихся и вскоре стал тесен для юнкеров, число которых в летних лагерях с каждым годом увеличивалось. Новый каменный храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» освятили 1 августа 1901 г. Его построили рядом с Пантелеимоновской церковью, и было принято считать ее приделом. Над четвериком возвышался двухъярусный световой барабан, несущий вытянутую главку. Над притвором возвышалась однопролетная, так называемая псковская звонница с тремя колоколами, в которые звонили с земли. Западный вход обрамлял роскошный портал, окна имели фигурные наличники, верх четверика украшал фриз кокошников. Высоко поднятый свод открывался в барабане, на северном фасаде были сделаны разгрузочные арки. В храме находился золоченый трехъярусный иконостас с иконами, исполненными по оригиналам Владимирского собора в Киеве. Госпитальную церковь на Ходынском поле закрыли в первые годы советской власти, и деревянную Пантелеимоновскую церковь вскоре разобрали. Здание храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» стали использовать под свои хозяйственные нужды расположенные рядом части Красной Армии. С 1930-х гг. восточная часть Ходынского поля стала застраиваться жилыми домами и промышленными предприятиями, и в 1960-х гг. храм оказался окруженным пятиэтажными жилыми домами. Обезглавленный, с разрушенной звонницей и междуэтажными перекрытиями он был возвращен общине верующих в 1992 г., и тогда же в нем возобновились богослужения. Через несколько лет храм восстановили. Выстроили также новый придел великомученика Пантелеймона и церковную ограду.

http://sobory.ru/article/?object=03266

Московский пожар 1812 года обошел стороной храм и близлежащие постройки. 20 августа 1830 г. в храме на отпевании своего дяди, поэта В.Л. Пушкина, присутствовал А.С. Пушкин. Под его сводами молились К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Ф.С. Рокотов, Иван Муравьев-Апостол и его три сына-декабриста Сергей, Матвей и Ипполит, Марина Цветаева. В 1905 году в церкви случился пожар. В огне сгорел образ святого Василия Блаженного. Но как оказалось, это было только началом испытаний. После закрытия храма в 1933 году, он был разграблен и разорен. В разное время помещение использовалось как учебная аудитория, склад и общежитие. В 1994 год храм был передан РПЦ и отреставрирован (арх. Н.Д. Недович), а в 1997 году освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. intomoscow.ru Никиты, великомученика, в Старой Басманной слободе церковь (Старая Басманная улица, дом 16/1, строение 1). На северо-восток от границы Земляного города в древности отходила дорога, продолжавшая улицы Маросейку и Покровку. Она шла в царские села Покровское и Измайлово и в Немецкую слободу. Вдоль дороги со второй половины XVI века располагалась дворцовая Басманная слобода, где жители выпекали казенный хлеб с клеймом («басман»). В 1519 г. здесь выстроили деревянную церковь в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1518–1519 гг. в Москве для поновлення находилась Владимирская икона Божией Матери из Владимира. Это был список с древней Владимирской иконы XI века, сделанный XV веке. В день ее проводов 15 сентября 1519 г. и была освящена новая церковь в Басманной слободе, в присутствии великого князя и митрополита. В память этого события 15 сентября – на день великомученика Никиты – был установлен сюда ежегодный крестный ход из Успенского собора Кремля, просуществовавший до 1683 г. В XVI–XVII веках храм был однопрестольным. Первый каменный храм с приделом великомученика Никиты построили в 1685 г. С этих пор повелось именовать всю церковь Никитской. В 1745 г. приступили к строительству новой каменной церкви. Тогда же построили временный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. Перестройка завершилась 31 мая 1751 г. Был построен большой храм с трапезной и колокольней. Главный престол, как и ранее, освятили в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богродицы; в трапезной были приделы великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи. В трапезную вошли остатки стен церкви XVII века. Авторство проекта приписывается одному из ведущих архитекторов середины XVIII в. Д.В. Ухтомскому.

http://sobory.ru/article/?object=01882

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010