Чебоксарский женский монастырь существовал как религиозная община до января 1930 г. Тогда был закрыт последний храм монастыря и отобраны все помещения. В 1990 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь. В июле 1991 г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Центральный придел в честь Преображения Господня, правый придел с престолом в честь иконы Владимирской Божией Матери, левый придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского. В этой части храма находятся священные реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в Х1Х в. и икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г. Комплекс Спасо-Преображенского женского монастыря: храм в честь Преображения Господня; домовый храм преподобного Сергия, игумена Радонежского; часовня с источником в честь Владимирской иконы Божией Матери; часовня на месте бывшего монастырского кладбища. http://www.cheb-eparhia.ru/orgs.aspx?id=23 Время не сохранило для нас более ранних документальных свидетельств о том, когда это место стало впервые обживаться людьми, но ряд преданий и косвенных данных свидетельствуют, что у него богатая и не во всем еще до конца изученная история. Подъезжая сегодня к Владимирской горке, расположенной в пологой местности междуречья Чебоксарки, Сугутки и Трусихи, невольно обращаешь внимание на необычность этого возвышения, напоминающего скорее искусственный курган, чем естественное природное образование. До сих пор у проживающих здесь старожилов бытует предание, что холм этот насыпной. Утверждал это на рубеже 19-20 вв. и один из жителей д. Протопопиха, который слышал от своих дедов, что холм насыпан солдатами. Очевидно, подобные легенды, а также пытливое изучение хранившихся при церквях архивов позволили в начале XX в. церковному историку и знатоку местного края, священнику Иоанну Барсову, предположить, что еще до основания города-крепости Чебоксары на этом месте «уже была воинская сила», встретившая здесь летом 1555 г. первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, которому было поручено Иваном Грозным освятить место будущего строительства городского поселения и его главного храма.

http://sobory.ru/article/?object=05007

Из крытой паперти в храм вели 10 ступеней широкой каменной лестницы. К паперти был пристроен застекленный фонарь с образом Нерукотворного Спасителя наверху, в медальоне. Над фонарем, во фронтонах стены храма находилось изображение Св. Троицы, по сторонам - образы Божией Матери и свт. Тихона; на противоположной стороне алтаря в нише вне храма - икона Владимирской Божией Матери. Храм освещали 4 окна, каждое высотой 4,3 м; кроме того, в главном алтаре было 2 окна, а в боковом алтаре и в ризнице - по одному. В зап. части храма на хоры для певчих вела деревянная лестница. Внутри храм был отделан в византийском стиле; на стенах и сводах - роспись с сюжетами из Свящ. истории и Жития свт. Тихона. Внутри паперти на стенах были изображения, иллюстрирующие евангельские сюжеты (с правой стороны - «Спаситель указывает ученикам на вдовицу, опускающую в церковную кружку две лепты», слева - притча о 10 девах (частично сохр.). В главном алтаре, в куполе, были изображены 9 чинов ангельских, осеняемые Св. Духом в виде голубя, по стенам, справа и слева,- причащение Спасителем апостолов. В 1893-1896 гг. в храме была обновлена вся стенная живопись, произведен большой ремонт колокольни и келий, собор покрасили в желтый цвет. На горнем месте в большом резном дубовом киоте находился образ «Господь Славы на престоле», написанный в греч. стиле по золотому фону. Антиминс, освященный митр. Исидором, и большой медный вызолоченный ковчег, точная копия часовни Гроба Господня в Иерусалиме (по модели, хранившейся в Свящ. Синоде) (1870), находились на престоле главного алтаря. Средний алтарь храма полукруглый, разделен капитальными стенами с пролетами. Выше иконостаса, на стене, находилось изображение «Св. Троицы Новозаветной», на зап. стене - Богородицы в облаках, окруженной сонмом святых. С юж. стороны - придел свт. Тихона c изображением Распятия с предстоящими на горнем месте. 4-ярусный резной иконостас из дуба и орехового дерева был богато декорирован резьбой в «московско-ярославском стиле» XVII в. (парные колонки с дыньками, профилированные карнизы, киоты-кокошники верхнего яруса, в т. ч. многочастный возвышающийся центральный киот-кокошник); иконы в стиле «древнего греческого письма» были написаны на вызолоченном чеканном фоне. «Детальный исполнительный чертеж иконостаса в византийском стиле» был составлен в 1867-1868 гг. Редковским «для построенной им церкви» (Отчет Имп. АХ c 10 сент. 1867 г. по 15 сент. 1868 г. СПб., 1870. С. 45). Над царскими вратами была укреплена храмовая Владимирская икона Божией Матери. Местные иконы Спасителя и Божией Матери были украшены сребропозлащенными ризами. В рус. стиле выполнено также большое 2-ярусное паникадило на 30 шандалов.

http://sobory.ru/article/?object=17695

Все эти сохранявшиеся корпусочки назывались пустыньками. По ним водили приезжавших богомольцев и сами сестры часто их посещали, особенно в праздничные дни. В Прощеное воскресенье, после вечерни, а также на Пасху и на Рождество, в большие праздники обязательно обходили все пустыньки и могилки блаженных (возле собора) и матушки Александры, схимонахини Марфы, Елены Васильевны Мантуровой и служки угодника Божия Мотовилова (возле Казанской церкви). Из сруба Дальней пустыньки сделали алтарь в кладбищенском храме Преображения. Там в особой витрине хранились вещи преподобного. Храмов в монастыре было девять. 1 . Теплый собор во имя Св. Троицы с приделами во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в память преподобного Серафима. На хорах еще два придела во имя иконы Божией Матери «Владимирская» и в память обретения главы Св. Иоанна Крестителя. 2 . Тихвинская деревянная церковь (построена Иваном Тихоновым) с приделами Всех святых и Архангела Михаила. 3 . Под Тихвинской была церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». После разгона монастыря там устроили мельницу, и осенью 1928 года весь храм сгорел. 4 . На кладбище была церковь Преображения. 5 . В богадельне (так называемой старой больнице) был Домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Главный вход в него был со стороны канавки, а с севера и с юга были двери в жилые коридоры. В две келии, примыкавшие к алтарю, выходили даже окна, так что больные старушки могли молиться прямо у себя в келиях. В этом храме и совершалась в 1927 году, на Воздвиженье, последняя всенощная, когда произошло прощание сестер. 6 . В игуменском корпусе был домовый храм равноапостольной Марии Магдалины. В нем Государь Николай Александрович просил отслужить ему обедню. Причем просил дать ему такого священника, который бы совершил службу неспешно и благоговейно, но за один час. Мать-игумения назначила о. Петра Соколова, бывшего в то время младшим священником. У него был хороший голос, отчетливая дикция и живой, быстрый характер. Служба о. Петра очень понравилась Государю. По окончании он призвал этого священника к себе и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями. По рассказам, когда о. Петр вошел к Государю, то было растерялся, упал ему в ноги, но Помазанник Божий поднял его, посадил рядом с собой и, обращаясь к товарищу обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблеру, сказал: «Вот прекрасный, благоговейный служитель Христовой Церкви», – и с этими словами возложил на него крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Здесь он упоминает о том, что в 1770 году в Новой Хворостани имелась деревянная церковь. В другом, более раннем источнике, а именно в 7-м выпуске издания Воронежского церковно-архитектурного комитета «Старина» за 1908 год, сообщается о том, что 8 октября 1773 года жители села Новая Хворостань Коротоякского уезда Воронежской губернии пишут прошение об освящении у них церкви. Можно предположить, что на тот момент в Давыдовке было две деревянные церкви – в честь Покрова Божией Матери и в честь Ее Казанской иконы. Об этом говорит и сохранившееся предание о том, что еще в начале XVII века в этих местах поселились иноки – выходцы из Давидовой пустини, основавшие здесь пустынножительный монастырь, вокруг которого впоследствии и стали селиться перебравшиеся сюда крестьяне из Московской губернии. Известно, что в храме, посвященном Казанской иконе Пресвятой Богородицы, имелись два придела: в честь святого пророка и царя Давида, а так же в честь Архистратига Михаила. В «Указателе храмовых празднствований Воронежской епархии с 1586-1886 гг.» упоминается о пожаре 1827 года, от которого пострадали оба деревянных храма и о последовавшем после них строительстве нового, каменного храма. Эта церковь была освящена в 1832 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Приблизительно в это же время монахи, жившие в Давыдовской пустыни, были переведены в Лысогорскую пустынь напротив села Аношкино, которая располагалась в меловых горах над Доном. С этого времени храм в Давыдовке стал приходским. Несколько раз он перестраивался и лишь к концу XIX в. приобрёл свой окончательный вид. Украшала церковь трёхъярусная колокольня, на которой находилось 18 колоколов. Самый большой из них весил 8,5 т. Внутри храм так же был богато украшен. В 1900 году в связи с тем, что прежний храм перестал вмещать всех прихожан, жители Давыдовки обратились к правящему архиерею с просьбой построить ещё одну церковь. В 1911 году по благословению архиепископа Анастасия (Добрадина) был освящён камень в основании храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=16373

В конце 1820-х гг. в приходе Спасской церкви состояли 143 двора с населением более 1600 человек. Причт состоял из священника, диакона и двух причетников. Церковная земля 33 десятины (из них 2 десятины усадебной) обрабатывалась помещиком, за которую причт получал денежную и продуктовую ругу. Дома священно и церковнослужителей располагались на господской земле. С 1824 г. к Спасскому приходу приписали ветхий деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского в селе Старом, построенный местным помещиком Ф.И. Кокошкиным в 1752 г. Кроме усадьбы Белавиных, в Спасском приходе состояли помещичьи усадьбы при сельцах Песочня и Селезневе, а также бывшая монастырская деревня Волкове. В 1838 г. наименование приделов в теплой трапезе было во имя Владимирской иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла. В 1843-1844 гг. Г.П. Белавин обращается к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) за разрешением начать строительные работы по ротонде настоящей церкви и колокольне. Архитектурный надзор и смету осуществлял архитектор Бернард Семенович Пиотровский. Он же привел в порядок и проверил проектные чертежи, представленные на утверждение в IV округ Путей сообщения и публичных зданий. Строительные работы завершились в 1853 г., когда произошло торжество освящения настоящей Спасской церкви. Среди вкладчиков Спасской церкви, благодаря которым храм был построен, документы называют имя московского купца I гильдии Никиты Ивановича Лисенкова. В 1862 г. в Московской Духовной Консистории производилось дело о надстройке колокольни Спасской церкви в селе Дуброве Рузского уезда. В 1896 г. храм капитально ремонтировался. На 1918 г. Спасскому храму принадлежала каменная сторожка и сарай. До 1922 г. село состояло в Рузском уезде, а затем селения, входящие в Орешковскую волость, были присоединены к Можайскому уезду. В советское время храм был разрушен. http://tl.strogino.ru/ Храм Всемилостивого Спаса находится в с. Ново-Волково, Рузский район, Московская область. Относится к Московской епархии, Благочиние Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области. На территории Патриаршего подворья при храме Всемилостивого Спаса, по благословлению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, был создан Скит в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (Подворье Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы). По благословлению архимандрита Ефрема, игумена монастыря Ватопед на Афоне, с чудотворного первообраза была написана икона для скита в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Было замечено, что святой образ помогает больным с онкологическими заболеваниями. Стали известны многочисленные случаи исцелений, произошедших после молитвы пред этим чудотворным образом. Само имя иконы «Всецарица» говорит о её особой всеобъемлющей силе. Перед святым образом молятся не только об исцелении от смертельных заболеваний, но и об избавлении от колдовства и заговоров. К «Всецарице» обращаются родители, чьи дети пристрастились к алкоголю и наркотикам.

http://sobory.ru/article/?object=06662

С южным кладбищем было сложнее. На отведенной под него земле церкви не было, и трудно было найти жертвователей на храм, который предстояло возвести в столь «непопулярном» среди горожан месте. Но, как известно, «сила Божия в немощи совершается». В те годы в центре города, рядом с Воскресенским собором находилась каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная от него в такой близости, что любой пожар мог стать последним в судьбе этих храмов. А насколько могут быть опасны городские пожары, вятчане знали не понаслышке. Многие еще помнили страшный пожар 1752 года, после которого пришлось разобрать сам Кафедральный собор, жестоко пострадавший в огне. Поэтому было решено разобрать Казанский храм, чтобы вокруг Воскресенского собора возникла просторная площадь, и все дома были удалены от него на безопасное расстояние. Тут и проявили свое усердие жертвователи – супруги Иоанн Безруков и Параскева Сергеева, которые фактически выкупили разобранный храм и перенесли на кладбище в южной части города, сохранив его посвящение Божией Матери, но уже не Казанской Ее иконе, а Ахтырской. Чем было обусловлено это посвящение? Мы можем только предположить, что супруги особо почитали этот чудотворный образ, на котором молящаяся Богородица предстоит Распятому Христу во исполнение пророчества праведного Симеона Богоприимца: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Неслучайно, правый, южный придел этого храма был посвящен святому Праведному Симеону и Пророчице Анне, встретившим Христа Младенца в Иерусалимском храме. Левый же, северный придел был посвящен святым князьям Борису и Глебу, издавна почитавшимся на Вятке. Строительство Ахтырской церкви было завершено в 1795 году. Своего прихода храм не имел и окормлялся причтом Владимирской церкви. С годами вокруг Ахтырской церкви сложилось кладбище, первое захоронение на котором датируется еще 1713 годом – это могила купца Михаила Иосифовича Вяземского, основателя Кирсинского завода и Владимирской церкви. Спустя три десятилетия его сын и наследник Григорий установил чугунную доску с надписью, свидетельствующей, что погребение изначально было совершено на этом месте: «Хлынова города гостиной сотни преставися раб Божий Михайло Осифович сын Вязимской октября MI числа AГI году и погребен на сем месте. А сию доску построил партикулярного Кирсинского железного заводу заводчик сын ево Григорий Вязимской АМВ сентября Г дня». Столь раннее захоронение в этом месте объясняется тем, что до создания каменного храма здесь находилась старая деревянная церковь, в ограде которой и был погребен М.И.Вяземский.

http://sobory.ru/article/?object=15050

По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/  Ред. 2011 Село Борисоглеб с Казанской церковью и храмы закрытого города Радужный и села Буланово выделены Владимирской епархией в специальное благочиние: VI-e Радужное благочиние. Местность, столь необычная для наших равнинных краев, носит название странное – Баглача, что означает выстланная бревнами дорога по болоту. Первое письменное упоминание о Баглачевской волости относится к 1504 году. О существовании на местном погосте церкви Св. князей Бориса и Глеба сообщают лишь патриаршии окладные книги 1628 года. В 18 веке была построена новая каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Бориса и Глеба. Старожилы, заставшие время расцвета храма, рассказывают о необыкновенной красоте и богатстве храма. В храме особо почиталась чудотворная икона Божией Матери Казанской. Храм закрыли перед войной. В те годы он был полностью разрушен, отсутствовали даже своды в трапезной, а на колокольне росли деревья. Никаких хозяйственных построек не было. Все средства, поступающие от благодетелей, уходили на восстановление храма. В храме не было постоянного священника. Батюшка Власий благословил меня на служение Господу и людям, и в 1997 году я стал настоятелем этого храма по благословению своего духовника. Приход наш – сельский, небогатый. Местных деревенских жителей мало. Прихожане в основном из г. Радужного. Наш храм находится в одном километре от города. Но дороги к храму нет, есть только тропинка, она идет болотом и опушкой леса, где весной и осенью топко. Зимой тропинка занесена снегом. Дорогу сделать нельзя, т.к. территория храма находится за пределами границы ЗАТО г.Радужный (Закрытое Административно-территориальное Образование). В храм могут дойти только физически здоровые люди, или доехать на личном транспорте через КПП (в объезд 16 км). Коротко о себе. Родился я в п. Кубинка Московской области в семье кадрового военного. Окончил высшее военное училище, служил в Кантемировской дивизии. После увольнения из армии судьба свела меня со схиархимандритом Власием в Пафнутий-Боровском монастыре Калужской области. В 1994 году я стал его духовным чадом. В 1996 году отец Власий благословил меня отвезти литературу в храм, где староста и казначей также его духовные чада. Так в 1996 году я впервые попал в храм с. Борисоглеб во Владимирской области.

http://sobory.ru/article/?object=02070

Нужды Архангельской епархии, поправки развалившихся каменных церквей, достройка начатых, вызвали ходатайство. Преосвященный Варнава просил Сенат о дозволении сделать необходимые в епархии поправки старых каменных церквей и окончить начатые постройки новых в Холмогорах, на Глинском посаде, в Быстрокурской волости и в Красногорском монастыре. Просьба была уважена. На докладе Сената рукою Петра Великого написано: «Достроить с верным свидетельством и подписанием губернаторов или воевод, что подлинно не вновь». В 1723 году 22 августа, по благословению преосвященного Варнавы, протоиерей Холмогорского Спасского собора Иов положил основание каменного храма, который украшает ныне обитель Красногорскую. Постройка производилась сбором пожертвований, заносившихся в книгу, за подписью и скрепою преосвященного Варнавы, в начале которой он обращается к благотворителям, с такими словами: «Вашим милостям и преизящному благодетельству, доброхотным ктиторам и благоподатливым вкладчикам всех благ небесных и земных всеусерднейший желатель и слуга униженный, нижайший богомолец, всесмиреннейший Варнава архиепископ Холмогорский обще с вышеименованною братиею челом бию и нижайше кланяюся». – Но частные пожертвования не покрывали всех расходов, и постройка могла окончиться только при пособии казны. Движимая религиозным чувством и усердием к славе чудотворных икон Владимирской и Грузинской Божией Матери, императрица Анна Ивановна повелела отпустить на достройку каменного храма в Красногорский монастырь, из таможенных архангелогородских сборов, тысячу рублей, о чем, и дан был указ губернатору генерал-майору Шувалову в 1732 году. С тех пор под руководством деятельного строителя Иеромонаха Феодосия работа шла успешно: заготовлялся лес, открыт кирпичный завод выделывавший кирпич от 18–20 фунтов. Придельный храм чудотворной Владимирской иконы Божией Матери освящен в 1726 году, по благословлению преосвященного Варнавы, игуменом Иаковом с десятским священником Юрольского прихода Стефаном и диаконом Волоко-Пинежским Иваном Ботевым. Освящение же главного храма чудотворной Грузинской иконы Божией Матери происходило 22 марта 1735 года.

http://sobory.ru/article/?object=23772

По указу Синода от 18 марта 1743 г. З. м. был изъят из ведения епархиальных властей и передан в синодальное подчинение, т. е. стал ставропигиальным. В 1764 г. отнесен ко 2-му классу. В 1812 г. серьезно пострадал в результате пожара и от бесчинств солдат армии имп. Наполеона. В 1682 г. к З. м. был приписан Убожедомский мон-рь (см. Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь ), с 1722 г.- серпуховской Владычный монастырь со всеми вотчинами. В ведении З. м. в XVII - нач. XX в. находилась каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери (освящена в 1692, снесена в 20-х гг. XX в.) у Никольских ворот в Москве. Небольшой храм, в пространстве к-рого доминировал восьмерик, являлся классическим образцом нарышкинского стиля. В храме находились чтимые иконы Нерукотворного образа Спасителя (XVIII в.), список чудотворной Владимирской иконы в золотой ризе (дар гр. Н. П. Шереметева). А. В. Маштафаров Архитектура По сведениям документов 20-50-х гг. XVII в., на территории З. м. находились каменный, очевидно Спасский, собор и деревянная церковь. Новый каменный Спасский собор был построен в 1660 г. на средства боярина кн. Ф. Ф. Волконского. Нижний храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, верхний - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дата строительства подтверждается надписью на закладном камне, полный текст к-рой можно было прочесть в XVIII в.: «Лета 7168 апреля в 30 день начата быть строитися церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотворенного Образа с повеления... царя... Алексия Михайловича... строил по обещанию своему боярин князь Феодор Феодорович Волконской, а совершена 7169 года, ноября в 20 день» (см.: Дамаскин. 1791. С. 200). В 1701 г. храм пострадал от пожара, в том же году к нему была пристроена трапезная (Памятники. 1982. С. 418). К 1702 г. относится 2 подрядных договора (от 30 апр. и 24 сент.) с игум. мон-ря Палладием на разборку и постройку вновь церкви неизвестного посвящения (Словарь архитекторов. 2008. С. 261; РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1031. Л. 677-677 об., 869; Николаева М. В. Иконостасы храмов Москвы и Подмосковья 1-й четв. XVIII в.: История создания - «столярство и резьба»//Христианское зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 406). Неизвестно, о каком храме идет речь в договоре от 17 сент. 1702 г. об изготовлении иконостаса в новопостроенную церковь (Словарь архитекторов. 2008. С. 261), т. к. к тому моменту церковь еще даже не разобрали.

http://pravenc.ru/text/182479.html

Е.Никифоров: Это же очень важно – сразу в храм!? Т.е. он не просто хотел отогреться душой в вашей семье, посидеть за столом… О.Николай Соколов: Нет, он приехал на машине, по-моему, «Победа», и на что я обратил внимание – за рулем была женщина, они вдвоем приехали, и он поехал в храм, послужил там, помолился, навестил кого-то. И после этого я его еще два раза встречал в Гребнево. Отца моего он знал, видимо, с послевоенных лет. Не знаю, встречались ли они на фронте. Но так как оба были фронтовики, то у них были общие интересы, воспоминания, о которых они за столом нет-нет да перемолвятся, уже сидя в своем храме Адриана и Наталии на Лосиноостровской. И там я чаще встречал его на празднике Владимирской иконы Божией Матери 8 сентября и в день памяти мучеников Адриана и Наталии. Это был престольный праздник храма, где отец мой был сначала просто священником, а потом настоятелем. И уже, будучи митрополитом, а потом и Патриархом, он почти каждый год приезжал и служил в этом храме на престольный праздник. Е.Никифоров: А почему праздновалась такая память этих святых? О.Николай Соколов: Он их очень любил, считал, что они - покровители семьи. И потом, это же день Владимирской Божией Матери, он всегда хотел почтить святыню. Т.к. в Патриархии был маленький храм Владимирской Божией Матери, то он обычно благословлял служить тех архимандритов или иеромонахов, кто там работал, а сам выезжал, чтобы хотя бы немножко пообщаться с московской паствой. Он очень любил этот приход, и это было неформальное общение. После Литургии он оставался покушать и гулял по саду, рассказывал разные интересные вещи, беседовал с настоятелем храма о. Михаилом Кузнецовым. Был такой известный протоиерей, который прошел серьезную школу жизни, будучи в своё время обновленческим епископом, потом он принес покаяние и до конца жизни служил в храме Адриана и Наталии. А в своё время он закончил высшее учебное заведение в Петербурге, учился на юридическом факультете вместе с композитором Рахманиновым… И я помню, что Патриарх расспрашивал, как и что, и пользовался тем, что на приход приходили люди, которых он знал, но не мог принять в Патриархии по разным причинам. Назначал им этот день, и люди приходили туда. И я помню, это были беседы почти вплоть до исповеди. Люди ему исповедовались, говорили, он благословлял их, и нескольких своих близких людей, которых хорошо знал, он поручил моему отцу для духовного окормления. При этом сказал: «Я уже в сане Патриарха, и мне трудно совмещать роль духовника и Патриарха одновременно, поэтому возьмите, пожалуйста, их к себе на духовное попечение».

http://ruskline.ru/opp/2020/03/06/protoi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010