В сей день празднуем пришествие/священного образа Твоего, Матерь Божия;/к нему мы с верою припадаем, Всеблаженная, и молим Тебя:/посети пребывающих в болезнях и печалях/и укрой от бед и зол рабов Твоих. Песнь 4 Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества,/во облаце легце,/прииде Иисус Пребожественный,/нетленною дланию, и спасе зовущия:/слава, Христе, силе Твоей. Ирмос: Сидящий в славе/на престоле Божества,/на облаке легком,/пришел Иисус божественнейший,/носимый непорочной рукою,/и спас взывающих:/“Слава, Христе, силе Твоей!” Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. В знои неисцельных болезней страждущим/одожди капли небеснаго милосердия Твоего, Пречистая,/и благодати прохладою услади души изнемогающия. В зное неисцелимых болезней страждущим/пролей дождем капли небесного милосердия Твоего, Пречистая,/и прохладою благодати услади/души изнемогающие. Купина Тя неопальная прообразоваше, о Царице Дево,/ибо не опали Твое чрево огнь Божества./Темже молим Тя:/огня вечнующаго избави ны. Куст терновый не сгоравший/прообразовал Тебя, о Царица-Дева,/ибо не опалил Твоего чрева огонь Божества./Потому молим Тебя:/от огня вечного нас избавь. Слава: Ты от святаго Ангела пищу небесную приемлющи,/под сению храма Господня пребывала еси, Дево нетленная,/напитай убо и нас животворящим Хлебом Небесным,/Пречистым Телом и Божественною Кровию Христа, Спаса нашего. Слава: Ты от святого Ангела пищу небесную принимая,/под сенью Храма Господня пребывала, Дева непорочная;/напитай же и нас Животворящим Хлебом Небесным –/Пречистым Телом и Божественною Кровию/Христа, Спасителя нашего. И ныне: Радуйся, Богоизбранная Отроковице,/одушевленный храме, чертоже Слова Божия,/во святый храм во младенческих летех введенная и тамо воспитанная./Темже молим Тя:/научи ны ко храму Божию прилежати/и сподоби Святых Таин в снабдение душ наших причащатися./Такожде по кончине нашей благоволи отверсти нам двери райския/и введи нас в Небесный храм Сына Твоего. И ныне: Радуйся, Богом избранная Отроковица,/одушевленный Храм, Чертог Слова Божия,/во святой Храм во младенческих летах введенная и там воспитанная./Потому молим Тебя:/научи нас ко храму Божию быть усердными/и сподоби Святых Таин на пользу душ наших причащаться./Также по кончине нашей благоволи отворить нам двери райские/и введи нас в Небесный Храм Сына Твоего.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/kanon-...

Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». 1896г., г. Архангельск. В Ворзогорах было три деревянных храма. Пятиглавый храм в честь святителя Николая был построен в 1636 году. Другой пятиглавый Введенский храм был построен в 1793 году, в нем было три престола: в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии, св. Василия Великого, и великомученика Георгия Победоносца. Эти храмы и колокольня были обшиты тесом и окрашены в белый цвет. Внутри стены были покрыты натянутой тканью. Таким образом, и внутри и с наружи эти деревянные храмы были белостенными. Еще один храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был построен на приходском кладбище в 1850 году. Деревянная Введенская церковь стоит в юго-западной части территории погоста в селе Ворзогоры, построена 1793 году. Церковь состоит из основного храмового четверика, алтаря уступчатой формы, прямоугольной трапезной и сеней, расположенных относительно продольной оси. Со стороны северного фасада к алтарной части примыкает пономарня, пристроенная позднее. К сеням примыкает открытое крыльцо, выходящее на северную сторону. Фундаментом служат валуны. Основные четверики здания рублены из бревен, перевязанных в «обло», пономарня рублена из бревен, перевязанных в «лапу». Стены с повалами, обшиты профилированным тесом (на промышленных круглых гвоздях), скрывающим выступающие концы венцов срубов. Основной четверик покрыт четырехскатной тесовой кровлей с полицами. Пятиглавое завершение крыши на данный момент утрачено. Алтарь покрыт крышами с прямыми скатами, над которыми возвышается бочка. Над бочкой были ныне утраченные малая бочка и глава. Трапезная и сени покрыты единой двухскатной крышей. Внутри все помещения перекрыты плоскими перекрытиями. На всех фасадах расположены регулярные ряды окон. В трапезной одно из окон на северном фасаде в советский период было переделано в дверь, на данный момент заколочено досками. Тес кровли и нижние поврежденные венцы здания были заменены в ходе противоаварийных работ 2016 года. Также были проведены работы по расчистке фундамента и устройству дренажной системы.

http://sobory.ru/article/?object=15268

В 1787 г. место деревянного храма заняла новая каменная церковь на высоком подклете со звонницей. Небольшая община пользовалась помощью состоятельных благотворителей из весьма отдаленных мест – вплоть до самого Санкт-Петербурга. Монастырские традиции сохранялись благодаря подвижникам, селившимся при храме, словно в скиту. Наибольшую славу снискал блаженный старец Василиск (1790-1863), пришедший в угличский бор из столицы в 1841 г. и подвизавшийся здесь до самой кончины. В конце XIX в. рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича. В годы Советской власти уединение помогло церкви избежать поругания. Фактически Михаило-Архангельскую церковь в предвоенные годы никто не закрывал. Несколько лет в ней служил о.Кассиан (С.Ярославский), в 1964 г. занявший архиерейскую кафедру Костромской епархии и возглавлявший ее до 1990 г. http://necropolsociety.ru/uglich-kiselev.html Храм, выстроенный в конце XVIII столетия в селе Архангельское на месте древнего, упразднённого в 1764 г. Архангельского монастыря. В советский период не закрывался в силу своей удалённости от больших населённых пунктов, поэтому в нём прекрасно сохранились росписи. В живописном лесном массиве, всего в 8 километрах от Углича, в селе Архангельское Угличского района находится удивительно красивый и почти не тронутый временем и людьми храм Михаила Архангела «что в бору». Удивительны и место, на котором располагается храм, и история его существования, уходящая вглубь веков. Как гласят предания, в XV столетии жители Архангельского решили выстроить деревянный храм, посвятив его Архангелу Михаилу. Спустя время храм был выстроен, а вокруг него образовался монастырь с одноимённым посвящением. Разорённый поляками в 1609 г. Михаило-Архангельский монастырь был восстановлен, но в 1654 г. приписан к Угличской Воскресенской обители, а в 1764 г. оба монастыря были упразднены. Обветшавший Михаило-Архангельский храм, ставший обычной приходской церковью, местные жители решили перестроить в камне, воплотив это решение в жизнь в 1787 г. Белокаменный двухэтажный пятиглавый красавец-храм с трапезной и двухъярусной колокольней очень гармонично вписался в окружающий ландшафт, сразу став центральным композиционным элементом села. В нижнем (тёплом) этаже храма освятили престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в верхнем (холодном) – во имя Архистратига Михаила. Внешнее убранство фасадов довольно лаконично и просто. Высокие прямоугольные окна обрамлены фигурными наличниками, фасады декорированы разделяющим ярусы пояском, а сам храм увенчан пятью луковичными главами на тонких глухих барабанах, причём центральная глава гораздо больше и массивнее боковых.

http://sobory.ru/article/?object=00489

В 1560 году у храма появился придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это была небольшая церковь, стоявшая рядом с храмом и имевшая свой вход, но числившаяся приделом. Введенский придел был царским подарком, который Иван Грозный преподнес своему больному младшему брату Юрию Васильевичу. В тот год были отстроены и новые кремлёвские палаты, и Введенский придел, примыкавший к этим палатам вплотную, был назначен домовым храмом. Также в правление царя Ивана Грозного храм Николая Гостунского оказался связан с истоками русского книгопечатания - здесь десять лет диаконствовал первопечатник Иван Фёдоров; храм служил приходским для московских печатников; тут же, по одной версии, расположилась первая временная (т.н. " Анонимная " ) типография Москвы. Со временем Николо-Гостунский храм стал называться собором. При Романовых храм продолжал пользоваться вниманием государей, которые молились в нём и делали сюда вклады. Так, царь Михаил Феодорович пожаловал серебряный напрестольный крест, цари-соправители Иоанн и Петр Алексеевичи - лампады. В правление Петра I в 1714 году у собора появилась частица мощей святителя Николая Чудотворца. После разрушительного пожара 1737 года храм был восстановлен и покрыт грубой железной кровлей. В обновлённом соборе присягали на верность императору Петру III, а потом и его супруге Екатерине II, когда они восходили на русский престол. При этом придельная Введенская церковь у Николо-Гостунского собора обветшала и накренилась. При занятии Кремля французами в 1812 году храм был разорён, а его святыня - чудотворная икона - пропала. В осквернённом соборе был устроен склад сена и овса для лошадей Наполеона. По изгнании врага, когда Кремль стали возрождать, Николо-Гостунский храм вначале собирались восстнавливать в готическом стиле. Однако начальник Кремлевской экспедиции князь Н.Б. Юсупов высказал мысль, что было бы достойней восстанавливать столь древний храм в старинных формах, более приличествующих его возрасту. Эти изменения в проекте задержали восстановительные работы. Собор также собирались обнести галереей наподобие домика Петра в северной столице, но этим планам не суждено было осуществиться.

http://sobory.ru/article/?object=42595

В благочестивых преданиях сохранились подробности введения во храм Пресвятой Девы. К торжеству посвящения собралось в Назарете много родных и ближних Иоакима и Анны, а также множество юных дев, сверстниц Марии, для сопровождения Её во храм. Все отправились в Иерусалим, отстоявший на три дня пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного очищения постом и молитвою, по обычаю, предписанному приносящим жертву во храм, праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя за руки свою трёхлетнюю дочь, благодатную Марию; лик непорочных дев предшествовал им; сродники и знакомые шли за ними: все спешили с зажжёнными свечами в руках участвовать в торжестве посвящения храму Девы Марии, единственной дочери престарелых родителей, и пели священные песнопения. Навстречу им вышли с пением из храма священники, имея во главе первосвященника Захарию. Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты 4 пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Праведные богоотцы с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень. К общему изумлению всех присутствующих, трёхлетняя Мария скоро и бодро взошла, без посторонней помощи, до самой верхней ступени, где её принял первосвященник Захария, окружённый священниками. Приняв Марию, он не остановился с Нею там, где обыкновенно стояли молящиеся, но ввёл Её за первую и вторую завесу, то есть в глубину внутреннего святилища, называемого «Святая Святых», куда не дозволялось входить не только женщинам, но и священникам, да и сам первосвященник входил туда только однажды в год, после продолжительного поста и молитвы, в день очищения с жертвенною кровью за себя и за грехи народа. Это было сделано по внушению Божию; Дева Мария введена во Святая Святых подобно древнему кивоту Божию, служившему преобразованием Матери Христа, Искупителя мира. Первосвященник, введя Деву Марию во Святая Святых, по благодатному внушению, назначил Ей тут место для молитвы; другим же девицам, приводимым в отрочестве на служение Господу, строго воспрещалось приближаться к Святилищу: им отводилось место между алтарём и церковью, где впоследствии был убит Захария.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Судя по вывескам у входа, в здании размещены: 1) возрожденная Свято-Владимирская школа Воскресенского Новодевичьего монастыря; 2) православный центр Воскресенского Новодевичьего монастыря; 3) управление социального питания правительства Санкт-Петербурга; 4) Санкт-Петербургское государственное учреждение " Центр помощи семье и детям " . Ю.В. Максимов. Дом у Московской заставы. СПб, " Папирус " , 2002 В 1895 году к школьному зданию был пристроен двухэтажный деревянный дом, где отвели помещения для домовой церкви. Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы - в присутствии обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева. Церемония освящения состоялась 19 декабря 1895 года. Стены храма были окрашены в голубой цвет, иконостас был выполнен по проекту академика архитектуры М.Т.Преображенского. Он представлял собой тонкую художественную резьбу по клену и своим видом напоминал слоновую кость. Легкая люстра богемского хрусталя украшала храм, изящная простота отделки интерьера располагала к молитвенному настроению. Вот что сообщили по поводу освящения новоустроенного храма «Церковные ведомости» за 1896 год: В Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе в Санкт-Петербурге 19 минувшего декабря совершено преосвященным Антонием, архиепископом Финляндским, освящение вновь устроенного храма. Попечительницей школы состоит Е.А.Победоносцева. На торжестве присутствовали г-жа попечительница, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, товарищ его В.К. Саблер, а так же городской голова В.А. Ратьков-Рожнов, другие почетные лица и все учащие и учащиеся. Очень красив и изящен иконостас в новом храме – белый, из заграничного клена, своим видом напоминающего слоновую кость”. В 1898 году деревянная церковь была разобрана и на ее месте отстроена каменная пристройка, в которой церковь была восстановлена в размерах бывшей деревянной. Новый каменный храм школы стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. В N 11 «Церковных ведомостей» за 1902 год дается его подробное описание: «20 декабря истекшего года для Свято-Владимирской церковной учительской школы было днем великого торжества: совершено освящение церкви при школе. Вновь освященная школьная церковь – уже вторая со времени основания школы… Новоустроенная церковь помещается во втором этаже. Церковь и сама по себе поместительна для школьной собственно братии; но непосредственно к ней примыкает ряд свободных помещений, в которых во время торжественных богослужений может поместиться значительное число и посторонних богомольцев. По своему внутреннему устройству церковь может поистине назваться достопримечательностью столицы. Живопись, исполненная Сафоновым под непосредственным руководством А.А.Новоскольцева, великолепна. При входе в церковь главное внимание привлекает большая запрестольная картина, работы самого Новоскольцева. «Мироносицы у гроба Спасителя и Ангел, сидящий на камне».

http://sobory.ru/article/?object=06584

Иконостас Успенского храма Западный придел Успенского храма. Сейчас здесь церковная лавка Центральное пространство Успенского храма Вид на западный поперечный неф В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова Деревянный резной саркофаг с мощами схимонахини Пелагии Вид от мощей Деревянные резные Царские врата Наместник монастыря игумен Димитрий живо интересуется делами у свечницы Свечная лавка Наместник Старицкого Свято-Успенского монастыря игумен Димитрий (Севостьянов) с любимым котом Вид из оконца колокольни на Южные врата Вид с колокольни на Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570) Вид с колокольни на купола Успенского храма Вид с колокольни на внутренний двор, стены и Волгу Колокола Монастырский некрополь Часть построек отапливается дровами, которые аккуратно складываются в специальные ниши стен Южные ворота Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570) с трапезными палатами Коридор второго этажа гостевого дома Так выглядят кельи для паломников Вид на Старицу от стен монастыря История монастыря Основание монастыря относится к 1110 году. Пришедшие из Киевских пещер иноки Трифон (+1127) и Никандр (+1153) поселились на пустынном лесном берегу Волги, поставив для себя келью и часовню. Уже при жизни подвижников в это место стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и вскоре сложилась довольно значительная по количеству братия монастыря. Примечательно, что пустынь, основанная иноками Трифоном и Никандром, явилась одной из первых на Севере России, т.е. она оказалась центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона. После смерти инока Никандра в 1153 году труды по устройству монастырской жизни продолжили иноки Мисаил, Парфений и Феодорит. При иноке Феодорите был построен храм во имя Успения Божией Матери . Освящал храм епископ Новгородский Гавриил в присутствии великого князя Суздальского Андрея Боголюбского . С этого времени обитель управлялась игуменами. В первой половине XIII века монастырь был уже довольно многолюден и управлялся архимандритами.

http://pravmir.ru/poslednyaya-obitel-per...

И в результате перестановки меня, нищую пенсионерку, одна добрая женщина, Клавдия, ныне покойная, взяла к себе на лето на пустующую дачу – «сторожить», т.е. жить бесплатно. «Сторожила» я оригинально, не одна, а с племянником, которому было около10 лет. Его привезли с Крайнего Севера, и он был рад-радешенек теплу, огородику, рыбке в пруде. А я «сторожила» в соответствии со своими интересами – опять же огородик, прогулка в магазинчик и, конечно, храм! Храма было два. Один поблизости, расписанный аж Васнецовым, или его учениками. И второй, на холме, который чудесно был указан Свыше перенесением иконы Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Теперь это - храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Очево, на погосте Черная Грязь. Интересно, что эти храмы располагались недалеко друг от друга, на одном шоссе, и они не закрывались в советское время. При этом в 13 районах Московской области не было ни одного действующего храма. В чём причина? Причину назвал мой духовник, когда я поделилась с ним своими мыслями. Он сказал: «Значит, был молитвенник». От моей доброй хозяйки Клавдии я слышала, что в этих местах жил то ли старец, то ли юродивый, и умер в 70-е годы ХХ столетия. Вот это и была причина посещения погоста или привычнее, кладбища. Мы с племянником ходили туда искать место упокоения этого молитвенника. Эти прогулки были после посещения храма на горе, куда по воскресениям стекался народ, в основном, женского пола. Подъем был крутой, слава Богу, что асфальтовый, и наши упорные тетеньки ползли туда муравьиной струйкой. Если смотреть сверху. А потом все стояли и молились. Батюшка был простой-препростой, о.Паисий. Он, для желающих причаститься, проводил общую исповедь, которую народ внимательно слушал, а потом подходил «под епитрахиль» и кто-то иногда что-то кратко говорил, а кто-то просто склонял голову. Я, которая твердо знала – как надо, немножко чувствовала неприятие. Но, как всегда, выручала мысль, что я не могу в данном случае ничего изменить. Батюшка был добрый и приветливый, и приветствовал многих ну просто как дорогих гостей. Он нам был рад!

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/29/...

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Комментарии и обсуждение Автор проекта колокольни - архитектор Д.Ф. Борисов. К.В. Аминов 22 августа 2014. Почти два года ведутся работы по реставрации настенных росписей церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский храм), который расположен в селе Спирово Волоколамского городского округа Московской области. Работы проводятся под руководством известного иконописца и реставратора Игоря Юрьевича Дрождина, помогают ему его сыновья: Алексей, Николай, Андрей и Варлаам. " Когда мы вошли в храм, то увидели падующие откуда то с высока белые хлопья, будто снег " - говорит Алексей Игоревич Дрождин, - " Так осыпалась штукатурка вместе с живописью " . Высота до купола огромная, почти 30 метров. Измерительный лазер не добивал до верха, а высота до полукуполов оказалась 22 метра. Поэтому решили начать работы с нижней части росписи в центральном четверике и с невысокой трапезной части, где размещаються два боковых придела. Эту работу закончали в течение нескольких летних месяцев в 2021 году. В процессе выполнения реставрационных работ понемногу привыкли к размаху пространства в храме и уже в 2022 году решились попробовать взять новую высоту в прямом смысле. Тем более, что в перерыве между этими этапами работы со Спировской церковью реставраторы работали еще в одном выдающемся памятнике - церкви Воскресения Христова в Воскресенском, где высота купола сопоставима - те же почти 30 метров. Правда, там пришлось строить дорогостоящие леса, с которых и производились реставрационные работы. Для продолжения работ пришлось собрать передвижную туру огромных размеров, состоящую из 17 секций-этажей. Техника безопасности стала на первое место. Пришлось изучить Альпинисткое дело и закупить дополнительное оборудование. В результате уникальной способности Алексея Игоревича Дрождина удалось расчистить, укрепить и восстановить утраченую живопись двух полукуполов, на одном из которых была изображена копия известной картины Иванова " Явление Христа народу " .

http://sobory.ru/article/?object=01064

Источник: Образование и Православие Примечание модератора: форма обратной связи на сайте " Образование и Православие " не работает, отправить просьбу на разрешение перепечатки информации для sobory.ru оказалось невозможно. Покровский Александро-Невский епархиальный женский монастырь был устроен в 1991 г. А сам некогда заштатный купеческий город Колывань был основан в 1797 г. В XIX веке это был один из городов Томской губернии: он имел свой герб и развитую торговлю. После того как вопрос о проведении первой транссибирской магистрали через Колывань был решен отрицательно, так как было определено проложить железную дорогу южнее Колывани, через село Новониколаевск - ныне Новосибирск, Колывань утратила статус губернского города. История возникновения самого храма, на территории которого расположился ныне монастырь, также очень интересна. Во второй половине XIX веке в городе имелся трехпрестольный собор в честь Живоначальной Троицы, действовали еще несколько храмов, приходская школа, духовное училище. В 1878 г. на общественном сходе мещанское общество заштатного города Колывани имело рассуждение о том, что население города год от года увеличивается, и есть надобность построить еще одну церковь на собственные средства, раскладом. Однопрестольный каменный храм примерно на 700 человек предполагалось возвести в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1881 г. 1 марта было совершено убийство Российского императора Александра II. Колыванский купец первой гильдии Кирилл Кривцов подал прошение в Святейший Синод с просьбой разрешить ему построить храм в заштатном городе Колывань на свои личные средства во имя небесного покровителя убиенного царя - святого благоверного великого князя Александра Невского. При этом он предлагал использовать проект, уже утвержденный для храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Прошение купца Кривцова было удовлетворено. Согласно рапорту священника Ставрова, церковь была заложена 2 мая 1882 г., а через пять лет 4 декабря 1887 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы храм был освящен Преосвященным Исаакием (Положенским), епископом Томским.

http://sobory.ru/article/?object=19202

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010