13 января 2015 года возрожденный храм в честь чудотворного образа Божией Матери «Новодворская» был освящен митрополитом Курским и Рыльским Германом, но восстановительные работы продолжались еще в течение почти двух лет. 29 декабря 2016 года было совершено освящение престолов в Новодворском храме: северного – в честь преподобного Иосифа Волоцкого и всех русских святых, южного – в честь иконы Божией Матери «Иверская».По благословению митрополита Германа богослужения совершаются поочередно во всех трех приделах. В 2007 году обители была возвращена храмовая икона Пречистой Девы «Одигитрия Смоленская», находившаяся в советские годы в Курском Никольском храме. В настоящее время все три чудотворные монастырские иконы Пресвятой Богородицы («Смоленская», «Новодворская» и «Троеручица») и многочисленные иконы с частицами мощей находятся в Новодворской церкви. Примыкает к Троицкой церкви с западной стороны. Церковь была построена в 1836 году. Строительство ее было обусловлено нуждой обители в теплом храме, поскольку Троицкая церковь была холодной и многие старицы монастыря, не имевшие теплой одежды, не могли присутствовать в ней зимой на богослужениях. Престол в новом теплом храме был освящен в честь Божией Матери, «явления ради иконы Ея Новодворской». С северной и южной сторон храма были устроены деревянные коридоры, ведущие в Троицкий храм. К 1851 году они обветшали и были заменены каменными приделами: южным – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и северным – в честь прп. Мирона (по благословению владыки Германа, правящего архиерея Курской епархии, по восстановлении, этот придел был освящен в честь прп. Иосифа Волоцкого и всех русских святых). Храм является ярким памятником эклектического направления в архитектуре, доминирующего в России в 30–90-ые годы XIX столетия. До закрытия монастыря в 1923 году главный фасад храма был окрашен в голубой цвет, из ниш выступали священные изображения: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Сретение, Воскрешение Лазаря, исцеление при овчей купели, а также изображения свв. мчч. Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Варвары и Екатерины. К сожалению, эти изображения утрачены, а фасад, как и весь храм, был побелен.

http://sobory.ru/article/?object=56038

В советские годы храм несколько раз реконструировался, поэтому в его облике смешались разные архитектурные стили. В 30-е годы XX века большевики разместили в церкви пожарную часть. От ее былого великолепия история не оставила и следа. Колокольня была взорвана, храм разрушен и разграблен, а под окнами разместился известный всем «Богдановский» рынок. Только 4 декабря 1999 года церковь была возвращена Пензенской епархии. В не восстановленном до конца храме, на его престольный праздник на Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – состоялось первое богослужение. 5 августа 2011 года участники заседания градостроительного совета обсудили проект реконструкции Введенской церкви. Проект реконструкции храма получил благословение епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина. При разработке архитекторы ориентировались на исторические фотографии внешнего вида здания церкви начала XX века. Об ее архитектурном облике трудно говорить, так как колокольня не восстановлена, а трапезная потеряла свои архитектурные достоинства. От самой старой храмовой части церкви, выполненной в формах «нарышкинского барокко», сохранился двухсветный четверик с примыкающей к нему пятигранной апсидой, Восьмерик храма утрачен. Проект реконструкции Введенской церкви принадлежит компании «Архип». В церкви сохранятся три придела, по вместимости здание будет рассчитано на 250 человек. На территории Введенской церкви будет располагаться библиотека, школа и торговая лавка. Первое упоминание об Архангельской церкви в Пешей слободе относится к 1676-77 г. В 1680 г. при набеге ногайцев она погибла, но вскоре была восстановлена. В 1721 г. вместо прежнего ветхого здания было построено новое, также деревянное. К середине XVIII в. рядом с Архангельской церковью построили еще одну, Введенскую, тоже деревянную. В 1767 г. на месте этих двух храмов был построен один каменный. Главный престол его был посвящен Введению во Храм Пресвятой Богородицы, правый – Архангелу Михаилу, левый – Трем Святителям Вселенским. Это здание и сохранилось до наших дней. В 1831-1832 гг. при храме были расширены и заново освящены приделы, в 1851 г. расширили трапезную.

http://sobory.ru/article/?object=23270

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Использован перередактированный материал: А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец. Липецк. 2006. Введенский спуск, на котором располагается Введенский храм, вёл от древних Данковских ворот елецкой крепости к мосту через речку Ельчик. Введенский приход города Ельца возник в конце XVI века из казаков Александровской слободы. По записям в " Елецкой явочной книге 1615-1616 гг. " , церковь значится как существующая. Находилась она тогда за пределами крепостных стен. Согласно летописным документам, " строена попом Леонтием " и была тогда деревянной. Обветшавшую церковь в середине XVIII столетия разобрали и стали строить каменную. К 1750 г. она была уже частично выстроена и согласно надписи на подпрестольном закладном кресте " освящена в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году " . Из материала книги: " Земля Липецкая " . Изд-во Научно-информационный издательский центр (Москва), 2003 г. Впервые деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в «Елецкой явочной книге 1615-1616 гг.», а построена она, возможно, одновременно с крепостью. Размеры храма были невелики - 8 саж. длины и 3 ширины (16,5 х 6 м). Введенский храм в это время стоял на склоне ниже крепости и был приходским для Александровской казачьей слободы. При нём находилось и кладбище. В 1617 г. священник Введенской церкви «поп Панкрат в прихожен своих места руку приложил» к обыскным речам елецких торговых и лавочных людей и елецких казаков по делу о краже денег из царской казны, то есть заверил своей подписью показания прихожан. Описания Введенской церкви имеются во многих документах XVII в. В переписной книге Фёдора Барятинского 1646 г.: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Введение… что за городом в Кузнецкой слободе. А церковной землей и с доходом овладеет просвирница вдова Дарьица. А та Агафонниковская жена Гаврилова да дочь её вдова Окулиница попа Лаврентьевская жена Васильева. А в той церкви служит поп Дементий Прокофьев на время. А на церковном месте живут бобыли». В писцовой книге Василия Сухотина 1678 г.: «Да за городом церковь Введение Пресвятые Богородицы. У той церкви двор попа Леонтия…».

http://sobory.ru/article/?object=03566

Колокольня возводилась в шатровом стиле. Это холодный храм с престолом во имя Святой Живоначальной Троицы. Центральная часть храма строится в крестово-купольном стиле, четверик бесстолпного храма был увенчан пятью главами. Это тёплая часть храма с престолом во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. Архитекторы графа Сергея Строганова принимают интересное решение – соединить обе строящихся части храма сначала крытой галереей, а впоследствии – трапезной. Холодная и тёплая части храма разделяются капитальной стеной. Вот такая интересная архитектура! Примечательно, что храмы такого типа действительно называют " корабль " , так как все части сооружения: апсида, четверик, трапезная, шатровая колокольня - расположены по одной оси. " ...Снаружи здание имеет вид корабля. Верхний этаж занят церковью, а нижний - складами. Храм имеет 17 саж. высоты, 13 саж. ширины, 17 саж. длины. Построен храм из кирпича, в стенах связи все железные. На храме пять глав. Поставлены они все на фонарях. Главы видом походят на луковицу. Кресты на главах железные, обитые белой жестью, укреплены на шарах с цепями до глав " – описывали храм современники. Во внешнем декоре храма остались в качестве орнамента кокошники, любимые русским зодчеством. Украшения проёмов для окон и стен выглядят празднично и, вместе с тем, лаконично. Графом Строгановым была соблюдена традиция русских северных храмов – высокое крыльцо и подвал под церковью для амбаров, складов. Храм был освящён в 1865 г. Работы велись более десяти лет, кирпич-плинфу (местного производства!) клали на известковом растворе строго в тёплое время года – для прочности кладки. В 1898 г. престол во имя Введения был упразднен, на его месте был поставлен памятник из серого мрамора с надписью и иконой храма, обнесенный железной решеткой. Внутри храм Святой Троицы был расписан фресками, в том числе с изображениями Св. Великомученицы Варвары, Св. Ионы и Филиппа, Св. Алексия и Димитрия, Св. Симеона Верхотурского и других. Остатки фресок в ужасном состоянии дошли до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=37498

О построении первого каменного храма свидетельствовали хранившиеся здесь три деревянные креста с надписями об освящении престола Введения в 1647 г., Ильи Пророка в 1653 и Лонгина в 1668 г. Нынешнее здание выстроено в конце XVII в. В 1688 г. на него выдано сто тысяч жженого кирпича. Придел Лонгина освящен в 1698 г., главный престол в 1701 г. В стене лонгиновского придела сохранялись два вдавленных полукружия, по-видимому, от здания 1668 г. Внутри два тяжелых четвероугольных столба трапезной в 1837 г. архитектором М.М. Казаковым искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Главный барочный иконостас сохранялся от 1701 г. Прежде он был выкрашен голубой краской, а в 1851 г. весь вызолочен. Убранство одноглавого храма Введения " в Барашах " 1701 г. было достаточно оригинально, пышные с колонками наличники окон украшены столь любимыми в то время замысловатыми гребнями. На углах четверика храма группы колонок по традиции поставлены ярусами друг на друга. Особое внимание было уделено зодчим прорисовке всех мелких мелкопрофилированных частей - карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон, что придало убранству храма несколько графический характер. Четырехскатное покрытие, несмотря на венчающие стены кокошники, возможно, изначально. Ярусная колокольня " восьмериком " весьма характерна для этого времени. По воспоминаниям жившего при храме сына церковного сторожа, записанным в 1982 г., церковь закрыли в 1932 г. Внутри сделали общежитие строительных рабочих, а затем фабрику. В 1931 г. о закрытии храма ходатайствовал коллектив фабрики " Руссолент " . Но его оттеснило всесильное ОГПУ: 9 февраля 1932 г. президиум Мособлисполкома постановил снести храм под строительство многоэтажного дома. Пока не ясно, что спасло его от уничтожения. Из закрытого храма Введения в Барашах несколько икон иконостаса было передано в Третьяковскую галерею. Ныне в ее запасниках из этого храма находятся: " Страсти " , кон. XVII - нач. XVIII в. Школа Оружейной палаты: " Моление о чаше " , " Христос перед Пилатом " , " Христос перед народом " , " Бичевание Христа " , " Возложение тернового венца " , " Несение креста " , " Пригвождение ко кресту " , " Распятие " , " Снятие со креста " , " Положение во гроб " . Праздничный чин кон. XVII - нач. XVIII в.: " Благовещение " , " Сретение " , " Крещение " , " Преображение " , " Воскресение " , " Вход во Иерусалим " . " Икона 1713 г. " Богоматерь - умягчение злых сердец " 1713 г. работы Василия Уланова в 1930-е гг. поступила в филиал ГИМ " Новодевичий монастырь " .

http://sobory.ru/article/?object=02009

Косвенным подтверждением предположения о взаимном расположении храмов и колокольни муромского монастыря могут послужить два аргумента. Во-первых, колокольня, ныне трапезной палатой соединенная с Введенской церковью, по своим размерам чрезмерно грандиозна для небольшого зимнего храма, и гораздо больше согласуется с Воскресенским собором . При подходе к монастырю с запада, когда церковь Введения Пресвятой Богородицы не видна, колокольня вполне естественно воспринимается как парное строение этого собора. Во-вторых, архитектурное решение церкви Введения представляет собой довольно сильный контраст с оформлением колокольни. По своей конструкции Введенский храм – это небольшая крестово-купольная церковь, стены которой завершаются щипцами. По ним положена восьмискатная кровля, увенчанная небольшой главкой на глухом барабане. О ее декоре сейчас сложно судить, так как во время неудачной реставрации XIX века ее стены (также как и стены Воскресенского собора, и колокольни) были покрыты толстым слоем штукатурки Сейчас их украшают только полуколонки с капителями по углам, карниз по краю скатов кровли и небольшие кокошники у основания барабана. Обычно такой облик связывают с влиянием деревянного зодчества, однако, нельзя исключить возможность, что он не был изначальным. Аналогичные восьмискатные кровли в новгородском зодчестве стали появляться во второй половине XVI – XVII веке. И тогда, и позднее, в некоторых случаях они заменяли собой трехлопастное завершение фасадов и более древние кровли, пострадавшие во время пожаров. Как примеры можно упомянуть церкви Благовещения в Аркажах (1179 год), Спаса Преображения на Ильине улице (1374 год), Двенадцати Апостолов на Пропастех (1454-1455 годы). Конечно, речь не идет о прямом заимствовании, но и в Великом Новгороде, и в Муроме, такие кровли, вероятно, привлекали большей простотой исполнения и приспособленностью для климатических условий. Как уже было отмечено, сейчас Введенская церковь с запада соединена трапезной палатой с высокой колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=05786

Сам архиерей только один раз в году входил туда с жертвенной кровью. Однако старец Захария пророческим духом уразумел, что Пречистая Дева достойна всегда предстоять лицу Божию, что находящийся во Святом святых ковчег завета был таинственным указанием на Ее молитвенное пребывание там, и он вопреки закону без всякого колебания и сомнения вводит туда Пресвятую. После падения Адама человеческий род был проклят и отвержен от лица Божия. Согрешивший человек оказался недостойным быть обителью для Бога и лишился Святого Духа. Никто уже не мог предстать пред лице Божие и не умереть. Когда слава Божия осеняла ветхозаветную скинию, даже священники, и сам великий пророк Моисей, не в силах были войти туда 7 . Но теперь явилась Отроковица, Которая по Своей святости выше Святого святых. Она уже избавлена от клятвы, с Нее первой начинается возобновление нашего общения с Богом. Она уже « в Духе Божественном », входя в храм, Она вводит с Собой благодать 8 . А помимо личной святости Она готовится стать таким вместилищем Божиим, каким не был до Нее ни один храм, Она готовится стать истинной Матерью истинного Бога. Древний храм только предизображал Ее, « священное сокровище славы Божия, многоценный чертог, селение небесное , пречистый храм» нашего Спасителя, 9 . Двенадцать лет, что отведены Пресвятой Деве для воспитания в храме, Она под руководством живущих там дев и вдовиц будет навыкать рукоделию и делам милосердия, в совершенстве изучит Священное Писание . Но бльшую часть времени Она станет проводить в молитве, уединяясь для этого в недоступное никому кроме Нее Святое святых Иерусалимского храма. Там Ангелы будут питать Ее небесным хлебом, там Она будет все более и более возрастать в смирении, приуготовляя в Себе престол для Царя Христа. Братья и сестры! Прославляя сегодня дивные совершенства Пресвятой Богородицы, вспомним и о том, что Ее Введение во Святое святых было предзнаменованием вхождения всех верующих пред лице Божие. В том псалме, которым оглашалась вводимая в храм Пресвятая, мы слышим: Приведутся Царю девы вслед Ея, искрения Ея приведутся Тебе 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово о выборах, которые мы совершаем Предпразднство Богоявления. Слово о подготовке к Таинствам Слово на всенощной под Богоявление Слово об истинном покаянии Слово о неравенстве и предопределении. Память святого преподобного Антония Великого Неделя о блудном сыне Неделя о Страшном Суде Слово в Неделю изгнания Адама из рая Слово на чине прощения Слово в Неделю Торжества Православия Пассия первая. Слово о спасении и святости Пассия вторая. Слово о послушании Пассия третья. Слово об истине Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в Великий Четверг Слово в Неделю апостола Фомы Слово в Неделю о самаряныне. Память святителя Николая Слово на Пятидесятницу Слово в день Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово на Успение Пресвятой Богородицы Слово на беседу Спасителя с богатым юношей Притча о званых на брачный пир Слово о плодах Слово на притчу о гадаринских бесноватых Слово на притчу о милосердном самарянине Слово на день памяти святителя Филарета Московского Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово на исцеление жены согбенной Слово на день памяти святителя Николая Приводим отрывок из книги. Слово об истинном покаянии 23.01.2011 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4, 12-17 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем.

http://religare.ru/2_95047_1_21.html

Наступил великий момент введения божественной Дочери прав. Иоакима и Анны – будущей Богоматери в храм Господень, – наступило событие, которому православная Церковь посвящает один из величайших своих праздников. Может, однако, показаться непонятным, почему правосл. Церковь такому, по-видимому, частному событию из жизни Пресв. Богородицы, как поступление Ее на жительство в храм Иерусалимский, посвятила один из самых великих своих праздников, – праздников двунадесятых. Ведь чествуя это событие таким праздником, Церковь тем самым ставит это событие наряду с событиями такой поистине мировой, общечеловеческой важности, как главнейшие события из жизни Спасителя, как Его рождество, крещение, вознесение, кои служат основанием других двунадесятых праздников. И, конечно, были серьезные основания тому, что прав. Церковь так возвеличила это событие из жизни Богоматери. Основания эти заключаются в самом существе этого события, которое в жизни будущей Богоматери, в деле предуготовления Ее быть «приятелищем Бога невместимого», быть чистейшим сосудом святейшего Сына Божия было событием высочайшей важности. Чрез это событие введения Пресв. Девы во храм получает величайшую важность и в деле всего устроения спасения рода человеческого. В жизни же Пресв. Богородицы поступление Ее на жительство в Иерусалимский храм имело не меньшее значение, чем в жизни Христовой, напр., крещение. Оно настолько изменило все дальнейшее течение жизни Богоизбранной Отроковицы, что его можно было назвать вторым рождением Ее для жизни новой, – для жизни, посвященной одному Богу. Нужно иметь представление о тех условиях и обстановке, в которых приходилось жить храмовой деве, чтобы понять все значение такой жизни для души чистой, уже и раньше воспитанной в истинном благочестии. Церковные песнопения не преувеличивают, когда говорят, что Пресв. Дева жила в храме, а не при храме. Здание, в котором жили посвятившие себя Богу девы, находилось в самом дворе Иерусалимского храма, а двор храма там имел такое же значение и употребление, как в наших церквах вся предалтарная часть храма. Здесь падал ниц пред Богом народ Израильский, здесь стоял несмолкаемый молитвенный шум. Из окна своей горницы Пресв. Дева могла видеть и обонять ежедневный дым утренней и вечерней жертвы, «вонею благоухания» восходивший к небесам. И поистине ничто мирское и земное не могло проникнуть сюда. Самый воздух здесь как бы насыщен был святейшим именем Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010