Но есть еще более важная тема. При оформлении буквицы, на полях, вокруг всего текста я предлагаю детям нарисовать простые иллюстрации: некоторые образы из иконографии и гимнографии праздника. Когда дети срисовывают, они внимательней изучают саму икону и ближе, «руками» узнают изображенное Зажженные свечи. На иконах Введения во храм изображаются девушки, которые со свечами в руках провожают трехлетнюю Богородицу в храм. И мы можем изобразить на полях эти зажженные свечи – дети могут срисовать их именно с иконы праздника. Когда дети срисовывают, они волей-неволей внимательно изучают саму икону и вообще ближе, «руками» узнают иконописные изображения. Ступени. Можно нарисовать ступеньки, те самые, по которым маленькая Мария поднималась ко входу в храм. По преданию, этих ступенек было 15, и можно изобразить их все, а можно срисовать ступеньки с иконы – на иконах обычно всего две-три ступенечки. Диадема. Корона – символ царя и царства, образов, которые пронизывают службу праздника. Ведь святые богоотцы Иоаким и Анна приводят свою Дочь в храм как невесту Царю Небесному: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей, ибо Он Господь твой. И ты поклонись Ему» (Пс. 44: 11–12). «Диадиму Тя царскую прием, храм, Богоневесто…» – говорится в 6-й песне канона празднику. Весна (цветущие ветки). «Се днесь возсия концем весна радостная…» – это 7-я песнь канона Введению. Не только весна, но и вообще цветы, особенно белые — это символ Пресвятой Богородицы, Ее чистоты. Эти и другие подобные образы вообще можно использовать в оформлении всего дома к празднику. Когда мы предложим детям такие темы в качестве иллюстраций, мы обязательно объясним, какое отношение все это имеет к Введению во храм. А значит, дети смогут лучше познакомиться с богослужением, глубже вникнут в смысл события. Процесс рисования будет закреплением «пройденного материала» – рассказа о празднике. Для старших детей я только разлиновываю лист, они уже сами списывают текст тропаря на церковнославянском. Когда много детей, технически дело обстоит так: один ребенок пишет (или обводит) тропарь, другой – кондак, третий – величание празднику, четвертый делает орнамент-рамку, украшает тексты изображениями. Найти дело можно каждому, главное – чтобы дети участвовали с радостью, активно. Иногда вопрос распределения «работ» решается просто: кто-то один с готовностью берется списывать тропарь, а другие вообще отказываются, не хотят или у них много других занятий. Это не страшно: когда мы встанем на молитву, все будут видеть этот текст, все его будут прочитывать и петь, поэтому познакомятся с написанным текстом все дети. Когда, наоборот, все хотят писать один и тот же тропарь – тоже не проблема: пусть будет несколько экземпляров. Один мы повесим на кухне или в столовой, другой – в спальне, третий возьмем с собой в храм, чтобы подпевать хору во время службы. |
Боговместимый храм бывши, Богородице Дево, ко храму законному со славою многою провождена была еси, да исполнится Аггея пророка предречение: «И исполню храм сей славою, зане велия будет слава храма сего последняго паче перваго, глаголет Господь Вседержитель». Мати же Твоя приведе Тя к церковному входу, глаголющи: Гряди, Дщи, ко Иже Тебе мне Даровавшему. Гряди, Кивоте освящения, к благоутробному Владыце. Гряди, Двере Жизни, к Милосердому Дателю. Гряди, Кивоте Слова, ко храму Господню. Вниди в Церковь Господню, мира радосте и веселие, да воспою о Тебе Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видевши Мати Твоя, Богородице Дево, иереи Божии из храма изшедшия, и Святителя великаго Захарию, во сретение Твое грядущаго, рече к нему: «Приими, Захарие, Сень Нескверную; приими, священниче, Непорочный Ковчег; приими, пророче, Кадильницу невещественнаго Угля; приими, праведниче, Кадило Духовное. Приими, о, пророче, Богом дарованную Дщерь мою и введи в храм Зиждителя твоего, и введ, насади Ю в горе святыни, в готовом жилище Божием, ничтоже испытуя, Тоя бо ради будет избавление», с нею же и мы возопием Тебе таковая: Радуйся, небесныя лики возвеселившая Твоим вхождением. Радуйся, иереи Божии обрадовавшая Твоим явлением. Радуйся, Селение Небесное, храм законный паче перваго освятившая благодатию. Радуйся, Небо земное, Сама Себе в жилище Христово приуготовившая чистотою. Радуйся, Невесто Божия, яко велико и дивно предшествие Твое. Радуйся, Дево Чистая, яко страшно и преславно во храме обитание Твое. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая. Кондак 6 Проповедник вхождения Твоего во храм Господень праведный Захария удивися зело, видев Твое, Богородице Дево, по лествице церковней, пятнадесять степень имущей, дивное восхождение: поставлена бывши родители Твоими на первом степени, Ты абие Сама о себе потекла еси на прочия степени скоро зело, никимже поддержимая, и на высочайший степень востекши, стала еси, укрепляема невидимою силою Божиею; святый же Захария, видев сие, объят бе Духом Божиим и рече матери Твоей: «Благословен Плод чрева твоего, о, жено, преславно приведение твое: Жизни бо Матерь истинную вводиши, како храм вместит Ю?» Темже благодаряще Бога, воспел Ему: Аллилуиа. Икос 6 |
Внутренние стены храма, так же как и двери, были украшены херувимами с пальмами и орнаментами, с позолотой фонов, а местами и орнаментов, а наружные стены были также украшены херувимами и орнаментами, вырубленными из известкового камня. Каждую неделю эти украшения промывали, а к большим праздникам белили, так как на них оседала копоть от жертвоприношения; для того, чтобы дым не проникал в храм, окна и двери закрывались завесами. С западной стороны Святого Святых стоял семисветильник, а с восточной, – между святилищем и восточной дверью, – кадильный жертвенник, и это место называлось «кадильным алтарем». На северной стороне храма был в 1 л. ширины проход, через который входили очередные первосвященники для зажжения светильников утром и вечером и для возложения фимиама на кадильный жертвенник. Пресвятая Богородица с родителями и провожатыми, взойдя по 15 ступеням в притвор храма и пройдя вторую половину башни и притвор, входит четырьмя ступенями на вымощенный двор, перед вторыми, «израильскими воротами», а через эти ворота – во двор, шириной в 100 лов., а длиной в 50 л., по бокам которого стояли по 3 отдельных, небольших здания; внутри зданий находилось по 1 комнате, в 6 кв. л., с сиденьями. Кругом отдельных зданий, на израильском дворе было 30 зданий, в которых священники учили народ, и в одном из которых 12-летний Господь Иисус Христос был найден Богоматерью сидящим среди учителей Иудейских. Пройдя этот двор и взойдя еще 4 ступени, Пресв. Богородица вышла на площадь священного двора, перед третьими воротами, перед которыми только и мог встретить Ее Захария с другим духовенством в облачении, так как они не имели права выходить в облачении из священного двора в другие дворы. Когда Она прошла третьи ворота, то Захария мог взять Ее за руку и провести двором в 100 л. к восточным воротам, находившимся в ограде храма и стоявшим, как и самый храм, на 10 ступеней выше священного двора. Захария должен был провести Пресв. Деву в боковой ход притвора, в жилые помещения девиц. Вероятно, введение во храм было во дни новомесячия, когда ворота, называвшиеся «красными, княжескими и золотыми», были отворены, а они открывались только в эти дни, в дни субботние и в большие праздники. Они назывались «красными», потому что были сделаны из кедрового дерева, имеющего красный цвет; «золотыми» – потому что фоны, а местами и орнаменты, были вызолочены; «княжескими», – потому что князь, стоя под их вереей, вкушал священные хлебы перед народом и сидел около них во время народных собраний. |
Возсия радость велия всем храму законному предстоящим, егда Святитель великий Захария, Духа Святаго исполненный, прият Тя, о, Богомати, пред враты церковными, рукама своима держа, и вводя Тя во Святая, вещаше к Тебе тако: О, Отроковице Нескверная! О, Дево Неблазная! О, Девице Прекрасная! О, женам украшение! О, дщерям удобрение! Ты Благословенная в женах, Ты препрославленная чистотою, Ты запечатленная девством, Ты Адамовы клятвы разрешение. Гряди, исполнение моего пророчества. Гряди, совершение обетований Господних. Гряди, печате Того завета. Гряди, изъявление Того совета. Гряди, исполнение Того таинств. Гряди, пророков всех Зерцало. Гряди, обновление обветшавших. Гряди, Свете во тьме лежащих. Гряди, дарование новейшее и Божественнейшее. Вниди в радость в Церковь Господа Твоего, ныне убо в дольнюю, человеки входную, не по мнозе же в горнюю и неприступную». С ним же и мы воспоем Тебе сице: Радуйся, Лествице одушевленная, ко храму Господню по степенем лествицы высокия востекшая. Радуйся, Двере, непроходимая человеческими помыслы, во двери храма вошедшая. Радуйся, яко по степенем добродетелей возвысилася еси до высоты Небеснаго Алтаря. Радуйся, яко на крылех девства и чистоты достигла еси Града Великаго Царя. Радуйся, Дом Божий на версе горы достигшая. Радуйся, врата заключенная прошедшая. Радуйся, Богоизбранная Отроковице, вхождением во храм двери райския нам отверзшая. Кондак 7 Хотя Человеколюбец Господь спасти род человечь, избра Тебе едину в Матерь Себе и введе Тя во святый храм Свой, да тамо в уединении и тишине глубоцей далече от соблазнов мира сего воспитаешися во святыне Господней в Божие жилище. Ты же, играющи и зело радующися, яко в чертозе, в дому Господни шествовала еси, аще и мала была еси возрастом, триех лет сущи, обаче совершенна была еси благодатию, яко предуведенная и предызбранная от Бога прежде сложения мира, и тамо воспевала еси Ему: Аллилуиа. Икос 7 |
Это может как-то навредить? Я не думаю, что это плохо. Но это и не так хорошо, как думают многие. Взять, к примеру, экстрасенсов. Эти люди занялись лечением, не будучи профессионалами, не зная человека, и отвлекли от врачей и людей, и деньги. Они поморили столько народу, что трудно представить. Нуждается ли чудо в сокрытии или о нем нужно говорить как можно шире? Как сердце подсказывает. Априори на такой вопрос ответить невозможно. Как удается вашей комиссии лавировать между религией и наукой? Нам не нужно лавировать. В каждом конкретном случае есть два аспекта, два рода вопросов. Один касается фактической стороны дела: имело ли место данное событие, при каких обстоятельствах, можно ли его объяснить естественными причинами. Если на последний вопрос ответ положительный, то на этом наша работа заканчивается. Так бывало не раз. Если нет, тогда наша работа только начинается. Тогда мы переходим от пехотной атаки к долговременной осаде, стараясь исследовать событие всеми доступными нам научными методами. Впрочем, есть события, сущность которых не вызывает особых сомнений. Что вы имеете в виду? Чудо схождения благодатного огня, происходящее ежегодно. Сомневаться в его достоверности не приходится, оно происходит уже многие сотни лет. И на протяжении столетий были попытки уличить православных архиереев в мошенничестве. Они, как известно, кончились ничем. Были попытки прямого физического противодействия, когда, например, православного патриарха не пускали в храм. Тогда благодатный огонь сошел в виде молнии, расколовшей колонну у входа в храм. Можете ли вы привести пример событий, вызывающих сомнения? Распускание почек сирени и вербы на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь даже среди членов нашей комиссии нет единого мнения. Идут горячие споры, считать ли эти события чудесными или редкими, но все же объяснимыми природными явлениями. Не пагубно ли увлечение чудесами? Как и всякое чрезмерное увлечение чем-либо. Вот говорят: Россию спасет чудо. А работать никто не желает, все водку хотят пить. Ждать чудесного избавления России со сложенными на животе руками нельзя. |
Лист рукописи «Путешествия» с планом мечети Эль-Акса и Купола скалы (Эль-Сахара) Тут все похоже на радужное воображение детей Востока. Красота этого столь искусно оттененного храма еще более выказывается на помосте из белого мрамора. Несколько водоемов под красивыми куполами на легких колоннах приятно льстят слуху своим журчаньем под жарким небом. Разбросанные группы кипарисов, лавров и померанцев вырываются кой-где из скважин мраморных плит. Тут все действует на воображение, и это есть место отрады для мусульман в строгом, диком и глубоко меланхолическом Эль-Кодсе (Иерусалиме), в котором они уже начинают, может быть, разгадывать предреченье их падения. Я думаю, что взоры их часто обращаются невольно на Золотые ворота, ими закладенные и которые находятся против самых восточных дверей мечети, в городской стене. Не раз, может быть, седой имам Магометова храма в мрачные часы ночи пробуждался здесь страшным видением того Ангела-истребителя, который некогда на этом самом месте поражал целые племена за прегрешение Давида; не раз, может быть, видел он, как эти ворота Бабуль-Дарагие распадаются перед тем самым Ангелом, нависшим как туча между небом и землею, и как они попираемы нахлынувшими воинами, в чьих руках знамя Креста, а кругом сияет надпись: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне!» Он знает, дрожащий имам, – он знает, что в эти врата вступил Спаситель мира, когда потряслись камни иерусалимские; какие твердыни не падут перед Его знамением? Я не видел внутренности Золотых ворот, оттого что не знал, что есть туда вход; говорят, что они замечательны: там двойной свод, освещенный сверху, поддержан древними мраморными колоннами разных орденов. Против восточных дверей храма построен мраморный водоем особенной красоты; зодчий подражал вкусу мечети Эль-Сахара. Он имеет также форму восьмиугольника; своды его, покрытые подобным куполом как на мечети, поддержаны кругом двойным рядом легких коринфических колонн. Это место называют троном или судилищем Давида. Мы вошли в Эль-Сахару чрез северные двери, которые называются Бабуль-Джинна, то есть Двери Рая. |
Поэтому внимание педагогов, желающих истинного блага своим питомцам, в преподавании учебных предметов, не должно исключительно влачиться по одной земле, останавливаться только на явлениях обыденных, не давая возможности и побуждений питомцам поднять свою голову к небу, небу духовному; – долг педагога, – когда он знакомит питомцев с историческими судьбами человечества или своей страны, или обращает взор их на землю для изучения вида её и положения, или на небо, на его устройство и свойства светил, во всех и подобных тому занятиях, при всяком удобном случае развивать и укреплять в своих воспитанниках чувство веры и благоговейной зависимости от Бога, указывая им следы силы, благости в мудрости Божественной в обыденных движениях жизни, в явлениях природы на небе и на земле, в сокровеннейших движениях совести, как Богом данного нам внутреннего, непреложного закона. К сожалению, бывает так, что руководители – педагоги молодого поколения, излагая уроки человеческого ведения, не считают нужным напоминать о Боге и его делах при всяком возможном случае, налагая эту обязанность исключительно на лица, которым официально суждено возвещать истину Христову и учить жизни христианской. Поэтому то весьма нередко встречаются такие образованные лица, которые нечто зная из христианства, однако мыслят и живут не по-христиански. Св. праведники богоотцы – Иоаким и Анна, когда настало время исполнить своё обещание – посвятить пресвятую Деву, на служение Господу, привели Её в храм Божий, где искусные в детоводительстве девы и сведущие в Писании Божественном, устным наставлением и примером своей безукоризненной и назидательной жизни и деятельности, показывали Ей путь восходить от силы в силу до тех пор, пока сила Всевышнего не осенила Её. И ныне – едва не с младенческих лет, когда дети наиболее дают радости своим родителям, влекут их последние к храму Божьему – в наши школы для религиозно-нравственного воспитания, дабы сделать всех их по возможности добрыми и разумными людьми, добрыми гражданами, добрыми христианами. |
Сейчас для детей-инвалидов разработано множество технических средств, которые позволяют больному ребенку, например, сидеть без чьей-либо помощи, тренировать мышцы. Приобрести хотя бы одно такое приспособление под силу далеко не каждой семье, специальная коляска стоит 200–300 тысяч. — Это неподъемные деньги для нашей семьи. Еще до рождения сына мы взяли квартиру в ипотеку, потом еще несколько кредитов на различные операции. То, что выделяет государство, нам не подошло. Фазлинаровы обратились за помощью в храм. В декабре прошлого года, как раз накануне именин Камиля, получили ответ — нашелся благотворитель, который готов оплатить покупку. — Я так растерялась сначала, расплакалась, — говорит Людмила. — В тот же день оформила заказ. Коляска чудесная! Ребенок в ней хорошо зафиксирован, ни ручки, ни головка никуда не падают. Он может разложить на столике, который крепится к коляске, разные игрушки и развивающие пособия, поиграть на синтезаторе, да и просто посидеть, посмотреть вокруг. Летом этого года благодаря помощи храма Фазлинаровы приобрели вертикализатор — вспомогательное устройство, которое позволяет инвалидам принимать вертикальное положение с целью профилактики негативных последствий длительного пребывания в сидячем и лежачем положении. Долгое время Людмиле казалось, что таких семей больше нет, что они одни на целом свете. Но семей, воспитывающих детей-инвалидов, оказалось немало. Приходские волонтеры помогают им связываться, объединяться. Любить — значит сострадать Семья Фазлинаровых — не единственная, кому помог и продолжает помогать приход саратовского храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Настоятель храма священник Вячеслав Краснов по первому образованию врач, хирург. Несколько лет назад он стал окормлять городскую детскую больницу 7, при которой действует выездная патронажная служба паллиативной медицинской помощи. Все дети, которые нуждаются в такой помощи, закреплены за этой больницей: врачи их курируют, регулярно осматривают, выписывают назначения. В основном это дети с тяжелыми врожденными или приобретенными болезнями — ДЦП, эпилепсия, слабоумие, различные генетические заболевания. Есть пациенты, постоянно подключенные к искусственной вентиляции легких, есть такие, которых кормят через зонд. Паллиативная помощь не заключается в лечении болезни, ее цель — борьба с тяжелыми симптомами, обезболивание, улучшение качества жизни, сюда также входит психологическая и социальная поддержка. |
Южные двери называются Бабуль-Кибля, двери молитвы; восточные – Бабуль-Дауд, или Давидовы; западные – Бабуль-Харб, двери войны. Все эти двери, расположенные по четырем ветрам, были растворены, – но томный свет, падающий сквозь разноцветные стекла из семи окон купола, разливал необыкновенную таинственность на предметы. Два круга колонн из разного мрамора, с позолоченными капителями, поддерживают арки потолка – они, конечно, принадлежали зданиям древнего Иерусалима. Первый ряд, заключающий в себе 16 колонн и 8 пилястров, идет вкруг стен, а второй ряд, имеющий 12 колонн и 4 тумбы, находится под самым основанием купола. Этот второй ряд колонн основан на небольшом подъеме и идет кругом необделанного, огромного камня или скалы, обнесенной позолоченною решеткою. Длина этой скалы – во весь диаметр купола; ширина – менее; а высота превосходит человеческий рост. Окружность этого центрального ряда колонн имеет по моему счету 83 шага. Этот камень составляет святилище храма; весь Восток имеет к нему глубокое благоговение и по нем называется мечеть: Эль-Гаджара Сахарал-лах, то есть мечеть Священного или Божественного камня. Эта грубая масса посреди совершенства арабского зодчества поражает с первого взгляда. С каким сожалением слушал я рассказы жреца Магометова об этом таинственном камне, который поглощал все мое внимание. По словам имама, камень этот упал с неба. Когда Магомет, сопутствуемый Ангелом Гавриилом, совершил в одну ночь на кобылице Эль-Бораке путешествие из Мекки в Иерусалим, то он сошел на этот камень и с него прыгнул на небо!! – и тут показали нам мнимый след лже-пророка. Под камнем есть спуск в пещеру; перед входом туда стоят прислоненные к камню и к решетке разные хоругви. Тут щит Магометов, знамя и огромный меч Али – но тут же и копье Давидово; это ржавое оружие воспламенило мое воображение несмотря на все сомнения в вероятности этого памятника. Тут же на камне лежит подлинник Корана, седло кобылицы Эль-Борак и весы для свешивания душ. Хоругви находятся налево от входа в пещеру, стоя к ней лицом, а мнимый след ступни Магометовой направо; эта часть камня прикрыта зеленою и красною шелковою тканью, – цветы лже-пророка. |
Новое и преславное промышление Божественное бысть о Тебе, Дево Марие. В храме бо Божием жительствующи пищу от рук Ангельских принимала еси, Пресвятая. Темже молим Тя: напитай нас пищею благодатною, да возрастем духовно в мужа совершенна и Тебе, Всецарице, похвальная возопием: Радуйся, преукрашенная добродетельми, Отроковице, в храме Божием жити и Ангелом Собеседнице быти сподобльшаяся; радуйся, посылавшуюся Тебе Богом пищу от Ангелов во Святая Святых принимавшая. Радуйся, небесным хлебом во храме чудесно воспитанная; радуйся, к великому таинству воплощения Сына Божия тамо предуготованная. Радуйся, яко повелением Божиим Ангели на земли Тебе усердно служаху; радуйся, яко тии ныне на Небесех, яко Царице, благоговейно Тебе служат. Радуйся, яко и мы недостойнии песньми хвалебными присно Тя величаем; радуйся, яко и рождших Тя Богоотцев всегда ублажаем и в молитвах их призываем. Радуйся, Пречистая Дево, Материю Спасителя мира от века предъизбранная. Кондак 8 Странное рождество Пречистыя Девы видевше, устранимся суетнаго мира, ум на Небеса преложше, идеже Богоматерь во славе предстоит Сыну Своему и Богу, ходатайствующи пред Ним о всех верных, всеславное рождество Ея (и в храм введение) любовию празднующих и вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся тварь в рождестве Твоем, Пречистая, обрете радость, печаль праотеческую потребляющую: произшедшим бо от Тебе Христом Богом, падшее во грех преслушания естество наше от падения воста и паки любезно Зиждителю сотворися. Темже умильно Ти взываем: Радуйся, всемирныя радости предвозвещение; радуйся, таинство от века сокровеннаго явление. Радуйся, Еюже падения востахом; радуйся, Еюже прежде отриновенное естество наше истее Богу присвоися. Радуйся, Еюже Иоаким и Анна поношения безчадия свободишася; радуйся, Еюже безплодие сердец наших в благоплодие применися. |
| |