Серебренников И.И. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии.  Иркутск, 1915. " За две версты до Илимска, в так называемой «Слободе», Владыка осмотрел другой древний храмво имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. Николая. Здание, построенное из здорового лиственничного леса, просмолело, сделалось черным и, кажется, простоит еще не один десяток лет. Здесь обращают внимание всякого посе­тителя два больших деревянных креста внутри храма пред алтарем; один из них, передают старожилы, сделан из де­рева на корне, по желанию строителя храма воеводы Анд­рея Змеева; крест — вышиной до потолка, действительно имеет свое основание под полом храма,возможно, что предание передается правильно. Воевода же, строивший храм, видимо, был командирован Царем для устройства дел государственных в крае. На карнизе, под главою храма, сохранилась длинная доска с малоразборчивой надписью. Чрез увеличительное стекло можно прочесть: «лета 7181 (сла­вянским шрифтом) построена сия церковь при Царе Алек­сие Михайловиче, всея белыя и малыя России». По записям церковным храм значится построенным в 1696 году (вероят­нее в 1673). Лики Спасителя и Божией Матери на иконах в иконостасе очень отличаются от современной живописи и по письму, и по размеру, особенно по размеру (весьма крупные). Вместо подсвечников пред иконоста­сом висят какие-то древние светильни; в них вставляются восковые свечи. Храм этот стоит при повороте почтового тракта с Илима на Лену. Увенчанный двумя изящными гла­вами, искусно покрытыми драньем, он невольно обращает на себя внимание путника и красноречиво говорит ему о вере и глубокой религиозности наших предков — завоева­телей Сибири " . Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г. Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.) Точная дата строительства церкви не установлена. Клировые ведомости относят ее основание к 1696 году, но на карнизе имелась малоразборчивая надпись, свидетельствующая о построении церкви в 1673 г.: " лета 7181 (1673) построена сия церковь " .

http://sobory.ru/article/?object=38611

Царица Небесная прошла этими ступенями духовного восхождения под сенью иерусалимского храма и тем самым дала всем нам пример того, какую огромную роль в жизни каждого человека может и должен играть храм Божий. Сегодня особенное событие. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы мы освящаем одноименный храм в городе Москве, посвященный этому великому празднику. Мы как бы вводим этот храм в жизнь, в действие , чтобы, сравнивая эту рукотворную красоту с тем, что нас окружает в условиях современного города, мы понимали всю силу Божественной благодати. И если Господь дает вдохновение и талант архитекторам и строителям, чтобы созидать внешнюю красоту храма, то ведь Он имеет силу через Божий храм помочь нам созидать и духовную красоту в нашей личной жизни, в наших общественных отношениях. И чем больше будет храмов Божиих, тем красивее будут наши города. И тогда из них уйдет то, что сегодня омрачает нашу жизнь, — уйдут общественные и социальные конфликты, уйдут преступность и загрязнение окружающей среды, уйдут те привнесенные современной цивилизацией обстоятельства жизни, которые ее омрачают. Во всем нужно водительство Божией благодати — и в личной жизни, и в возрастании духовном, как то было у Девы Марии в иерусалимском храме. Нам нужно водительство благодати Божией и в решении социальных и политических проблем, и в усовершенствовании наших человеческих отношений, а тем более — в усовершенствовании страны нашей. И Божии храмы нужны нам для того, чтобы, вступая под их сень, мы всё это могли прочувстовать и выходили уже другими людьми, с полным сознанием того, чт о означает Божие присутствие в нашей жизни; чтобы мы выходили примиренными с собой, со своей совестью, с окружающими нас людьми; чтобы мы выходили сильными и способными отстаивать Божию правду в этом мире и вместе с Богом совершенствовать этот мир. Храмы Божии даются нам для того, чтобы здесь, в этом месте, где особо присутствует Божественная благодать, мы питались ею. А Божия благодать есть Божественная энергия, Божественная сила, которая способна преобразовать нашу личность и нашу жизнь по Божиему замыслу о мире и о человеке.

http://patriarchia.ru/db/text/958809.htm...

Когда ей исполнилось три года, родители, памятуя свой обет, отвели ее в Храм. Она сама поднялась на тридцать три ступеньки Храма, ее встретил там первосвященник и еще несколько священников, среди которых был Захария, отец Иоанна Крестителя . И ввели ее по наитию Духа во Святая Святых, куда раз в год входил только первосвященник. Благочестивые родители посвятили — еще до рождения обещали посвятить — этого младенца Богу. А как часто мы видим обратное, — и в наши времена, и в предыдущем веке: вспомните хотя бы житие Антония Киево-Печерского, который столько претерпел за свое стремление к благочестивой иноческой жизни. Как мы протестуем, когда кто-то из наших детей хочет принять монашество или послужить Церкви в духовном звании. Это для нас с вами трагедия. А вот Иоаким и Анна сразу, до рождения, решили посвятить ребенка, — поучительно! Когда мы читаем богослужебные тексты, слышим церковные песнопения, то очень много поучительного относится и к нам самим. «Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет; днесь Святая Святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует. С нимиже и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость» . И сегодня по существу нам зримо и близко свидетельствуется, что Рождество уже близко, что оно здесь. Это — свидетельство людям, тем священникам, которые принимали Ее. И не случайно, что начинается рождественское пение; на Введение в Храм Пресвятой Богородицы мы впервые начинаем петь: «Христос раждается, славите» . Правда, если на Рождестве это будет ирмос канона, то пока мы поем это как катавасию, заключение нашей канонной песни. Да, сама Богородица оказалась тем Храмом, в котором поселился Бог, Бога Она выносила, Сына Божия Она родила, Сына Божия и Сына Человеческого. И нам кажется, что эти слова от нас далеки, что они касаются только Богородицы. Так вот, вспомните, что писал апостол Павел: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор 3:16).

http://pravmir.ru/vvedenie-presvyatoj-bo...

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1791 г. тщанием прихожан, освящена 16 июня 1792 г. Холодная. Престолы: во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в приделе - во имя свт. Стефана Пермского. Церковь во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, построена в 1773 г. тщанием прихожан, освящена 9 сентября 1774 г. Теплая. Престолы: во имя Афанасия и Кирилла Александрийских; в приделе - во имя мчч. Флора и Лавра. Обе одноэтажные, деревянные, с деревянной особой колокольней. В 1829 г. началось строительство новой каменной двухэтажной церкви, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В верхнем этаже - холодный храм, освящен в 1841 г., в нижнем этаже - теплый, освящен в 1834 г. Престолы: в холодной - главный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, два придела: по правую руку в честь мчч. Флора и Лавра, и по левую - в честь свт. св. Тихона Амафунского. Приделы освящены: первый в 1849 г., а второй в 1850 г. В нижней церкви был один престол, в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. К концу 19-го века кроме каменной существовала еще вторая церковь, во имя св. Стефана Пермского, одноэтажная, в полуверсте от первой. В 1896 г. она была разобрана до основания, и в 1897 г. вновь отстроена и покрыта листовым железом по плану, утвержденному Строительным Отделением Губернского Правления. По новому плану назначено было три престола: во имя свт. Стефана Пермского; во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости; во имя вмч. Пантелеимона. В церкви хранилась икона св. Стефана Пермского, которая издревле почиталась как чудотворная, с частицею св. мощей. Были установлены крестные ходы с этой иконой: по своему приходу дважды в год - в Пасху и в июне месяце. С этой же иконой Указом Св. Синода от 13 Июля 1862 г. за дозволено было отлучаться и в другие приходы Усть-Сысольского и Яренского уездов для совершения молебнов сроком на шесть недель. Такие отлучки бывали нечасто, они зависели от воли жителей. Прихожане Ибского Вознесенского и Межадорского Введенского приходов, по древнему обычаю, принимали св. икону ежегодно, прихожане Чухломского Крестовоздвиженского прихода принимали ее через год. В Вотчинский приход ежегодно приносили икону Введения во Храм Божией Матери из Межадорского прихода в первый воскресный день после Петровского Поста.

http://sobory.ru/article/?object=15146

Хилендар, сербский славянский, 80 человек, эпитропы; Дохиар, греческий, 50 человек, эпитропы; Ксиропотам, греческий, 75 человек, эпитропы; Симоно-Петра, греческий, 60 человек; лавра св. Афанасия, греческий, 150 человек, эпитропы; Филофей, греческий, 45 человек, эпитропы; Ивер, греческий, 150 человек, эпитропы; Всего около 2995 человек. В старом Нагорном Русике, принадлежащем Пантелеймонову монастырю, подвизалось 60 монахов. Вторую группу монашества составляют скиты общие – из собрания келлий и калив. Эти скиты находятся на земле больших монастырей. Всего в скитах насчитывалось около 1865 иноков. К третьей группе монашества на Афоне относятся келлии (маленькие монастыри). Управляются они старцами монастыря. На Афоне было около шестисот келлий, из них 66 заселяли русские монахи. Вот список русский келлий: На земле Хилендарского монастыря: свт. Иоанна Златоустог о, ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи, Благовещенский, Трех святителей, сщмч. Игнатия Богоносца , Святой Троицы (1-й), Святой Троицы (2-й), свт. Николая Чудотворца, Рождества св. Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: свт. Иоанна Златоустог о, прпп. Петра и Онуфрия, Положения Пояса Богородицы, Святой Троицы, свт. Николая Чудотворца, ап. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, св. Иоанна Предтечи, Трех святителей, ап. Андрея Первозванного, мч. Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесенский, Архистратига Михаила. На земле монастыря Филофей: св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Котоломуш: вмц. Варвары, свт. Николая Чудотворца, вмчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: св. Артема, св. Георгия (Кераши), ап. Иоанна Богослова (1-й), ап. Иоанна Богослова (2-й), св. Иоанна Предтечи, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, прп. Макария, вмч. Георгия, св. Иннокентия, Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет. Пресвятая Дева Мария была опечалена тем, что Ей пришлось расстаться с храмом. Однако, видя во всем волю Божию, Она покорилась божественному Промыслу. Какова была семейная жизнь Иосифа, предание сохранило лишь отрывочные сведения. По возрасту он мог быть дедушкой юной девицы. Будучи вдовцом, от своей покойной жены Саломии он имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, а также двух дочерей: Марию и Саломию. В Евангелиях они упоминаются как братья и сестры Иисуса Христа. Хотя праведный Иосиф происходил из царственного рода, будучи потомком царя Давида, он жил очень скромно, зарабатывая себе на хлеб плотничеством. Был он человеком богобоязненным, кротким и трудолюбивым. В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству святого Амвросия Медиоланского, «была Девою не только плотью, но и духом: в сердце — смиренна, в словах — богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах — не скора, в беседах — целомудренна, ни над кем не посмеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые, из дома выходила только в храм, и то — в сопутствии родных. И хотя Она и являлась вне дома в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама: другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои блюла Она Сама.» Тропарь праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы Днесь благоволения Божия предображение/и человеков спасения проповедание:/в храме Божии ясно Дева является/и Христа всем предвозвещает./Той и мы велегласно возопиим:/радуйся,//смотрения Зиждителева исполнение. Скачать Кондак праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Пречистый храм Спасов,/многоценный чертог и Дева,/священное сокровище славы Божия,/днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/Яже в Дусе Божественном,/Юже воспевают Ангели Божии://Сия есть селение Небесное.

http://pravmir.ru/prazdnik-vvedeniya-vo-...

Двунадесятые праздники 1. Рождество Пресвятой Богородицы 2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 3. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4. Рождество Христово 5. Крещение Господне, или Богоявление 6. Сретение Господне 7. Благовещение Пресвятой Богородицы 8. Вход Господень в Иерусалим 9. Вознесение Господне 10. Пятидесятница (День Святой Троицы) 11. Преображение Господне 12. Успение Пресвятой Богородицы Великие Обрезание Господне Рождество Иоанна Предтечи Свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Усекновение главы Иоанна Предтечи Покров Пресвятой Богородицы Пасха Самый главный православный христианский праздник – Пасха. Пасха не относится ни к двунадесятым праздникам, ни к великим. Она занимает совершенно особое место в иерархии церковных торжеств. Воскресение Христово еще называют «праздников праздник и торжество из торжеств», подчеркивая этим исключительное значение Пасхи в жизни Церкви. Как сказал апостол Павел: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15, 14 ). Если бы не было воскресения, то не было бы и христианства. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах» – «проходить мимо». В иудейской традиции празднование Пасхи связано с воспоминанием спасения от последней египетской казни и исходом евреев из египетского плена. Христианская Церковь видит в ветхозаветной Пасхе прообраз Пасхи новозаветной, христианской: тогда кровь агнца, которой по повелению Бога были отмечены двери еврейских домов, отвела от них ангела смерти, поразившего египетских первенцев. В новозаветной Пасхе Христос принес Себя в жертву, как Агнец, и Своею Кровью спас нас от вечной смерти. Празднику Пасхи предшествует самый длительный подготовительный период: уже за четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих достойно пройти «спасительное поприще» Святой Четыредесятницы (Великого поста) 56 . Затем начинается Великий пост , который продолжается 40 дней. Но с окончанием поста не заканчивается постный период: начинается Страстная седмица – время самого строгого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Первый храм Владычного монастыря, созданный первым настоятелем преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного был сооружен каменный храм. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. После смерти святого Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на войны и смуты, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для монастыря наступил в начале XVIII b., когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу XVIII b. Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. Ввиду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне. Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченых колоннах. В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в XIV веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и Владимирская икона Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворный образ Христа Спасителя, иконы святого Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и святого Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других – на правом и левом столпах храма.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1820 г. ввиду «бедности и малоприходности» Введенский храм приписали к литвиновской церкви Успения. А спустя сорок лет «по усердию» княгини Софьи Степановны Щербатовой, фабриканта Н.П. Тихомирова и других жертвователей церковный иконостас в Пашкове заменили новым четырехъярусным. Позолоченная алтарная преграда была «нового устройства»: с колоннами, двустворчатыми резными Царскими вратами, над которыми витал резной позолоченный ангел с венком. В XIX веке знаковыми событиями для прихожан стали посещения Введенского храма Московскими иерархами. Пашково посещали митрополит Филарет Дроздов (причислен к лику святых в 1994 г.) и его приемник митрополит Иннокентий Вениаминов (он прославлен как апостол Сибири и Америки в 1977 г.). После Революции 1917 г., во времена жестоких гонений на Церковь, небольшой Введенский храм стал настоящим оплотом веры. Большие храмы в соседних Литвинове, Любанове и Таширове закрыли. Верующие из бывших многолюдных приходов могли найти поддержку и утешение только здесь, в Пашкове-Маурине. Начиная с 1935 г., после закрытия литвиновской церкви, регулярные богослужения в храме Введения совершал отец Алексий Красновский. Осенью 1937 г. его арестовали по ложному доносу, и приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Однако в лагере против священника сфабриковали новое уголовное дело. Отца Алексия расстреляли 11 августа 1938 г. Местом его упокоения стала общая безвестная могила. В XXI веке мауринский настоятель был причислен к лику святых новомучеников. История церкви Введения Пресвятой Богородицы в Пашкове завершилась с немецкой оккупацией. Михаил Ильин, фиксируя в 1943 г. преступления нацистов в Наро-Фоминском районе, записал: Введенская церковь, «взорвана немцами при отступлении. Груда щебня и кирпича осталась на её месте. Разрушение этого храма совершенно непонятно, так как кладбище расположено в лесу и военно-стратегическим пунктом не являлось. Рядом расположенные дома слободки остались целы. Это свидетельствует о планомерном разрушении памятников архитектуры, проводившемся в этом районе»…

http://sobory.ru/article/?object=42679

Храм после революции не действовал и пришел в ветхость, был закрыт 20.11.1939 г. Богослужения в храме совершаются с 28 декабря 1994 г. Приделы: главный придел – Благовещенский; правый – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского; левый – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и пророка Божия Илии. http://www.ryazeparh.ru/ Время первоначального построения Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упоминается в писцовых книгах 1627 г. Существующая каменная Благовещенская церковь с приделом св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова построена в 1740 г. тщанием той церкви священника Федора Иоаннова и прихожан. 27 января 1775 г. в результате пожара были повреждены царские врата, верхние три яруса иконостаса, иконостасные иконы, «стенное писание от дыма все закоптело, которое повреждение надлежит к починке и вновь к написанию», на что иереем Федором спрашивалось дозволение преосвященного. Случившиеся от пожара повреждения в Благовещенской церкви исправить хотя и дозволено было, но в то же время старосте поповскому Троицкому протопопу Антонию было предписано узнать о причине пожара. На запрос о том поповского старосты Благовещенский причт единогласно показал, что «огненное в церкви запаление случилось от искры, отпадшей от свечи на лампаде, находившейся вверху иконостаса перед образом Спасителя». Указом Консистории от 5 августа 1775 г. протоиерею Антонию предписано: «Благовещенской церкви причт оштрафовать поклонами в церкви, дабы он имел впредь крайнюю осторожность, а все починки поврежденных мест произвесть на собственный тех священно-церковно-служителей кошт». В 1784 г. в трапезе Благовещенской церкви устроен был второй придел с левой стороны в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. К тому же времени относится и построение двух каменных келий, назначенных первоначально для прожития в них лиц престарелых и увечных. В 1791 г. на место трех старух, не смотря на протест причта и прихожан, переведено было духовное правление, не имевшее своего дома.

http://sobory.ru/article/?object=02001

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010